Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КИЕВСКИЕ ЛИСТКИ» («Киевские глаголические листки», «Киевский миссал»), один из древнейших памятников старославянского языка и глаголической письменности (X - нач. XI в.). Осенью 1870 г. в монастыре вмц. Екатерины на Синае архим. Антонином (Капустиным) были найдены 7 листков пергаменного кодекса (13,6/14,5×10,2/10,8 см). ( Фонкич. 1972. С. 82-83); 2 мая 1872 г. он передал их в дар КДА (совр. место хранения: НБУВ ИР. ДА/П 328). В научный оборот памятник ввел И. И. Срезневский ( Срезневский. 1878). «Киевские листки» Х — нач. XI в. (НБУВ ИР. ДА/П 328. Л. 5) «Киевские листки» Х — нач. XI в. (НБУВ ИР. ДА/П 328. Л. 5) Основная часть «К. л.» (л. 1 об.- 7 об.) содержит перевод Сакраментария лат. Миссала и включает молитвы 10 месс: 1) сщмч. Клименту, папе Римскому; 2) мц. Фелиците; 3-8) мессы седмичного круга с понедельника по субботу; 9) св. мученикам; 10) всем небесным силам. Мессы седмичные и сщмч. Клименту состоят из 4 молитв: oratio (основная), super oblatae («надъ оплатъмъ»), praefatio («префацие») и postcommunio («на въсуде»), остальные не включают praefatio. Содержание основной части «К. л.» текстологически связано с Падуанским Сакраментарием (Padua. Bibl. Capit. D. 47), написанным при Римском имп. Лотаре (817-855) в районе Ахена - Льежа на нижнем Рейне в качестве парадной рукописи для Вероны; в нем находится лат. аналог praefatio мессы св. Клименту. Лат. аналоги молитв «К. л.» (отсутствующие в Падуанской рукописи) имеются и в Сакраментарии нач. IX в., происходящем, возможно, из Сев. Италии (St. Gallen. Stiftsbibl. 348), и в Фульдском Сакраментарии X в. (Goth. N 231). Эти рукописи не могут считаться текстами, с к-рых непосредственно был выполнен перевод, представленный в «К. л.», однако «К. л.» и Падуанский Сакраментарий могут восходить к общему архетипу, отражающему т. н. Григория Сакраментарий , кон. VI - нач. VII в. ( Mohlberg. 1928. P. 213-220). При этом Падуанский кодекс воспроизводит позднюю редакцию Римского Сакраментария, которая широко использовалась в Аквилейском Патриархате и в связанных с ним епархиях в Зальцбурге, Пассау и Регенсбурге, занимавшихся миссионерством на землях соседней Вел. Моравии.

http://pravenc.ru/text/1684541.html

Константин вместе с братом поселился в крепком Велеграде 275 , откуда он разъезжал по Моравии и Богемии, проповедуя всюду слово Божие и совершая божественные службы на славянском языке, освящая капеллы и церкви: он освятил в моравском Оломуце церковь в честь св. Петра 276 и в богемском Лютомышле – в честь св. Клемента 277 . Византийские миссионеры своею деятельностью как бы подтверждают, что они призваны Моравским герцогом в оппозицию латино-немецкому духовенству. К независимости политической, добытой в борьбе с Людовиком Немецким, Ростислав присоединяет стремление к самостоятельности церковной: права баварских епископов на церковную юрисдикцию должны пасть, должны уступить свое место иному церковному учреждению, основанному на национальном начале. Ростислав довольно смело вызывает на бой короля Германского, с его союзником Болгарским ханом, и архиепископа Зальцбургского, с его суффраганами, баварскими епископами; в силах ли он выдержать неравный бой? В фульдской хронике, под 864 годом, записано: „В конце августа 278 король Людовик перешел Дунай с большим войском и осадил Моравского герцога в его городе, который называется по-славянски Довина, то-есть, девица. Так как Ростислав не дерзнул сразиться с немецким войском в открытом поле, и так как все пути к побегу были закрыты, то он выставил столько заложников, сколько Людовик желал, и, кроме того, принес вместе со всеми своими вассалами клятву верности немецкой короне“ 279 . Известие это, хотя и преувеличенное, не оставляет сомнения относительно решения вопроса, выставленного нами выше. К этому должно присоединить неудовольствия архиепископа Зальцбургского, который, опираясь на пожалование Карла Великого, подтвержденное его преемниками, предъявлял свои права на моравскую церковь . Ростислав не мог сомневаться, что эти права будут поддержаны и королем Германским, сюзереном Моравского герцогства, и папою римским, главою баварской церкви. Положение Ростислава было теперь еще более затруднительно, чем до обращения к Византийскому двору: Болгарский хан нашел для себя выгодным просить у Рима света христианского учения и тем еще более ясно высказал ту политику, которой намерен был следовать; помощь Восточной империи ограничивалась лишь дружественными сношениями с Византией, что не могло уже служить в глазах Болгарского хана препятствием к нападению на Моравию; конечно, зависимость от баварской церкви была свергнута, но этим приобретался враг в лице сильного архиепископа Зальцбургского, который теперь выжидал лишь случая, чтоб отомстить чувствительный удар, нанесенный его интересам: с прибытием Кирилла и Мефодия он терял и десятинный сбор и треть доходов с тех земель, так как теперь все моравские Славяне перешли на сторону понятной им славянской церкви. Болгарский хан и архиепископ Зальцбургский с угрозой стоять на границе владений Ростислава; вдали виднеются две не менее грозные силы – Германский король и Римский папа. Таково было положение Моравского герцога.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При распаде имперской власти уже не император выдвигал понравившегося ему кандидата в папы, а папа короновал понравившегося ему кандидата в императоры. Так впервые произошло в 875 году, когда после смерти императора Людовика II из нескольких кандидатов папа Иоанн VIII (872–882) выбрал Карла Лысого. Новый император из чувства благодарности даже формально отказался от юрисдикции над папством и Римом. Папе Иоанну временно удалось восстановить суверенитет римского Святого престола. В деятельности папы Uoahha VIII значительное внимание было уделено борьбе против арабов. Согласно Фульдской хронике, Иоанн VIII был отравлен своими римскими противниками 15 декабря 882 года. Таким образом, он стал первым в бесславной веренице пап средневековья, который сошёл с престола Святого Петра не по причине естественной смерти, а как жертва насилия. Убийство папы Uoahha VIII явилось символической увертюрой к «мрачному веку» папства. Подъем папства с помощью германо-римских императоров (X век) С конца IX века и вплоть до середины Х века (с 882 по 963 год, то есть до вмешательства Оттона I) римский престол занимали 24 папы, которых историография католической церкви обобщённо назвала «плохими папами». Но папы были плохими не как личности, таковы были обстоятельства для папства. Империя распалась, практически прекратила существование. В Италии вновь возник политический вакуум. Византия уже не могла, а создаваемые новые феодальные государства ещё не могли вовлечь папство в сферу своего влияния и в обмен на это защитить его. Но если прежде при вакууме власти папство укреплялось, то теперь это привело к его упадку. Заметно укрепились местные феодальные силы, в первую очередь аристократические партии Сполето и Тосканы, расположенные по соседству с Римом. Они захватывали папские владения и в соответствии со своими партийными интересами избирали или смещали, возвышали или убивали пап. Все крупные должности папской бюрократии (занимаемые чиновниками или высшим духовенством) со времён правления папы Сергия III (904–911) захватили давние враги Святого престола – аристократия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Необычна и архитектура церкви, которая имела два алтаря, ориентированных на восток и на запад. «Благодаря своей мученической кончине Бонифаций стал святым и стал почитаться как святой. Это пробудило в монахах потребность в соответствии со значением его личности особым образом украсить его могилу и придать его почитанию литургический характер. Поэтому они пристроили западный придел с апсидой, перенесли мощи святого из прежней могилы (...) в западную часть храма и соорудили там престол, который можно рассматривать как второй главный престол этого храма. Тем самым наряду с восточным престолом, освященным, как и прежде, в честь Спасителя, монахи воздвигли в западной части храма еще один престол – в честь основателя их монастыря. Получилась двухалтарная базилика, две части которой представляли собой, по сути дела, две отдельные церкви со своими престолами» 194 . При всей своей необычности архитектура церкви Фульдского монастыря не является принципиально новым словом в раннесредневековом зодчестве. «Подражание римским образцам стало в Фульде с момента основания традицией» 195 . Фульдская церковь Бонифация очень напоминала «старый» храм святого апостола Петра в Риме, в котором его мощи находились также в западной части. Очень вероятно, что Ратгар ориентировался именно на этот образец. Строительство храма продолжалось без малого тридцать лет. К торжественному освящению церкви было приурочено и перенесение мощей Бонифация, которое стало фактически и официальным прославлением его как святого 196 . Это торжественное событие состоялось 1 ноября 819 года. Аббат Эйгиль, бывший в то время настоятелем Фульды, пригласил возглавить богослужение архиепископа Майнцского Хайстульфа. Как сообщает летописец монастыря Рабан Мавр 197 , на торжества прибыло также множество епископов и аббатов, представителей светской знати и, конечно, много простого народа. Архиепископ Хайстульф освятил новопостроенную церковь в честь Спасителя, Божией Матери, апостола Павла и всех апостолов, Иоанна Крестителя, всех святых и святого Бонифация. После освящения храма духовенство собралось у гроба с мощами святителя Бонифация, стоявшего посреди празднично украшенного храма. При пении гимна Те Deum 198 архиепископ Хайстульф, аббат Эйгиль, Рабан Мавр и еще несколько монахов перенесли мощи в западную часть храма. Присутствовавшие в большом количестве паломники во время перенесения мощей старались коснуться гроба. Как пишет очевидец этого события, «слезы и пение сливались воедино» 199 . Пение прекратилось только тогда, когда мощи были положены в раку, украшенную золотом и серебром, находившуюся непосредственно под престолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Какую именно ересь проповедовал Эремвульф, остается неизвестным. Одним из самых значительных результатов миссии, судя по всему, было приобретение нового ученика. Во время этого путешествия к Бонифацию присоединился сын одного дворянина по имени Штурмий, который впоследствии стал настоятелем Фульдского монастыря. Святитель взял Штурмия с собой и отдал его для обучения в монастырь Фрицлар аббату Вигберту. Между тем в 738 году Карл Мартелл собирался идти войной против язычников саксов. В случае успешного ее исхода и присоединения саксонских земель к империи франков здесь открывалось совершенно новое, непаханое поле миссионерской деятельности. Поэтому все взгляды Бонифация были устремлены теперь на Саксонию. «Желание полностью посвятить себя проповеди среди собратьев по крови, усиленное стремлением освободиться от своих епископских обязанностей, привело его в 738 году в третий раз в Рим» 114 , – считает Эрих Каспар. Но, помимо этого, не последнюю роль, очевидно, сыграл и тот факт, что новый баварский герцог Одило затеял реформирование Баварской Церкви по каноническим нормам в согласии с Римом. Этот герцог, только при поддержке Карла Мартелла сумевший одержать победу в борьбе за власть, очень быстро дал понять майордому, что не намерен быть его вассалом, и подчеркнуто дистанцировался от связей с империей. Он вспомнил о грандиозном плане церковной реформы, выдвинутом еще в 716 году его предшественником, герцогом Теодором, и, конечно же, никто иной не мог лучше доложить папе об этом деле, как Бонифаций, который самим папой был назначен архиепископом и который к тому же недавно посетил Баварию. Третье путешествие в Рим Очевидно, летом или осенью 737 года уже престарелый архиепископ Бонифаций, в сопровождении своих многочисленных учеников, среди которых был также и Григорий, в третий и последний раз в своей жизни отправился в Рим. И хотя он находился в расцвете творческих сил, но уже переступил порог семидесятилетия и должен был позаботиться о своем преемнике. Никакой сугубо церковной необходимости для путешествия в Рим на этот раз не было. Конечно, как настоящего монаха-англосакса его всегда тянуло в Рим, чтобы помолиться у мощей апостолов и посетить другие святыни. Не менее важно было для него также лично познакомиться с папой Григорием III и засвидетельствовать ему свою преданность. И поскольку он предполагал в дальнейшем заняться реорганизацией Баварской Церкви и питал большие надежды на обращение саксов, «для него имело бы большое значение, если бы Римская Церковь -Мать силой папского авторитета торжественно подтвердила бы миссионерские задачи, стоящие перед ним» 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, вот то, что ты просила: лист пергамента с посвящением тебе – ты по своему усмотрению можешь сохранить его или отложить в сторону. На тебя возлагается ответственность отвечать за меня на критику моих оппонентов: защищай меня как человек, движимый скорее расположением, чем предположением, и поддерживай меня своими святыми молитвами ко Христу, твоему истинному Жениху. В то время, когда святой архиепископ Бонифаций ступил на землю Норик, передавая веру священникам и людям Церкви, пресекая ошибки еретиков и исправляя истинным Христовым учением тех номинальных христиан, которые заразились бесовским учением язычников, к нему пришли некоторые знатные люди и просили взять их сыновей на обучение ради служения Богу. Среди тех, кого принял Бонифаций по просьбе родителей, был Штурм, уроженец Норика и выходец из благородной христианской семьи. Оставив всех своих родственников и последовав за нашим Искупителем, Штурм с радостью отправился в путешествие с принявшим его архиепископом Бонифацием, к большой скорби его отца и матери. Пересекши несколько провинций, они достигли Фрицлара в земле гессенцев, где архиепископ вверил Штурма заботе священника Вигберта. Этот священник святой жизни прилагал все усилия, обучая юного Штурма и приготовляя его к служению Господу. Враждовавшие между собой по велению Штурма примирялись друг с другом еще до захода солнца; всем он проповедовал стяжание долготерпения, веры, надежды и любви Выучив наизусть всю Псалтырь и тщательно изучив многие другие книги, юноша начал постигать духовное значение Священного Писания и стал открывать для себя скрытые истины Четвероевангелия Христова, по мере сил сосредотачивая свой ум на постоянном чтении Ветхого и Нового Заветов. Как этому учит Писание, он день и ночь размышлял о законе Божьем. Его понимание было глубоким, его мысли – исполнены мудрости, слова – рассудительности. Красивый лицом, скромный и вежливый манерами, безукоризненный в поведении, милостивый, смиренный сердцем, мягкий, всегда готовый послужить людям, Штурм стяжал всеобщую любовь. По истечении некоторого времени он с общего согласия был рукоположен во пресвитера, а когда представилась такая возможность, подвижник начал объяснять людям учение Христа. Силою Святого Духа через Штурма произошло множество чудес. Немало раз по молитвам угодника христиане освобождались от мучивших их за грехи злых духов. Он исцелил души многих людей, зараженных ядом различных ложных учений. Враждовавшие между собой по велению Штурма примирялись друг с другом еще до захода солнца; всем он проповедовал стяжание терпения, мягкости, смирения, долготерпения, веры, надежды и любви.

http://pravoslavie.ru/76054.html

Прибыв в Дрех, они поместили тело Бонифация, вместе с носилками, на которых они переправляли его в лодке, в стоявшую поблизости маленькую церковь. Остальные мощи святых братия захоронили. Затем все жители того места решили, что останки Бонифация должны всегда пребывать рядом с ними, надеясь получить великую помощь от покровительства мученика. Братия соединили пост с молитвой, прося Бога, чтобы Бонифаций благоволил остаться среди них. Но святой желал, чтобы его тело покоилось в уединенном месте, которое он избрал себе еще при жизни по воле Божией. Вскоре это стало ясно всем: ибо, когда монахи собрались перенести мощи святителя в другой храм и положить их там во гробе, они так и не смогли сдвинуть с места носилки, на которых лежали его мощи, как ни старались. Многие люди пытались помочь им поднять носилки совместными усилиями, но у них все равно ничего не получалось. Фульдский собор      Они поняли, что святой не благоволил оставаться на том месте, поэтому решили, что мощи следует перенести в город Майнц. Тут же без труда монахам удалось поднять носилки, отнести их к реке, поместить в лодку и поплыть вверх по течению Рейна. Тем временем, узнав об этом, блаженный Штурм поспешил им навстречу из своего монастыря Фульда и сопровождал их до самого Майнца. Все священники и миряне в один голос заявили, что останки святого мученика Божия отныне должны оставаться здесь, где проходило его епископское служение, и что их больше не следует переносить в другое место. От королевского двора прибыл гонец и огласил указ, что мощи святого должны оставаться в Майнце, если святитель этого желал. Святой Бонифаций явился в сонном видении одному диакону и сказал ему: «Почему вы медлите и не относите меня в Фульду?» Но Штурм и собравшиеся насельники монастыря Фульда неоднократно засвидетельствовали, что, когда архиепископ у них гостил, много раз указывал на место, где хотел упокоиться после своей кончины; поэтому они были уверены, что Бонифаций желал быть похороненным в их монастыре. Однако Лулл, бывший в то время епископом Майнца, сначала не поверил словам фульдских монахов. Тогда святой Бонифаций явился ночью в сонном видении одному диакону и сказал ему: «Почему вы медлите и не относите меня в Фульду? Вставайте и переносите мои останки в пустынное место, которое Бог предопределил для меня!» Восстав от сна, диакон незамедлительно поведал об увиденном сначала Штурму, а затем и всем остальным. Услышав это, все исполнились трепета и не смели даже думать о том, чтобы ослушаться святого. Таким образом, мощи святого мученика с почестями подняли, под пение гимнов принесли к реке, положили на лодку и доставили в Холайм – деревню на реке Мойн. Через несколько дней, а именно – на тридцатый день после его мученической смерти, святые мощи Бонифация были перенесены в обитель Фульда и положены в новую раку. Тогда преподобный игумен Штурм с братией возблагодарили Бога, ибо приобрели такого великого покровителя в лице святого Бонифация.

http://pravoslavie.ru/76054.html

Поскольку все, особенно король Пипин, глубоко чтили этого честного и добродетельного мужа, Штурм попросил короля в знак их давней и близкой дружбы жаловать его монастырю королевские владения в Онамштате. Святой также уговорил его подтвердить этот дар официальной грамотой. После кончины короля Пипина в 768 году на двадцать третьем году правления, его преемником на престоле стал король, известный как Карл Великий. Молодой король, желая установить дружеские связи со всеми, кого почитал его отец, одарил их всех дорогими подарками. Не был исключением и святой Штурм: среди прочих даров Карл передал его монастырю Фульда город Хамельбург со всеми его доходами. Все эти подарки были с благодарностью приняты братией обители. С тех пор Штурм пользовался расположением короля до самой своей кончины. Примерно в то же время Штурм отправился в посольство к правителю провинции Норик по имени Тассило от имени короля Карла и заручился дружественными отношениями с ним. После четырех лет успешного правления Карл задумался над тем, как привести саксов ко Христу, ибо тогда многие из них все еще оставались дикими и враждебными к своим соседям и следовали своим языческим обрядам. Он собрал сильную армию и двинулся в Саксонию. Достигнув Саксонии, он начал приводить людей к вере по-разному: кого-то силой, кого-то убеждением, кого-то подкупом. Затем Карл разделил всю провинцию на епископские кафедры и отдал их служителям Божиим для проповеди и совершения таинства Крещения. Большая часть территории со всеми ее жителями была вверена Штурму. Человек Божий принялся за труд по обращению саксов к истинной вере. Он старался завоевать сердца жителей посредством проповеди: забыть идолов и идольские изображения, принять христианство, разрушить языческие капища, вырубить языческие рощи и построить святые храмы у себя на родине. Человек Божий вместе со своими священниками провел в Саксонии немало времени, наставляя местных жителей в вере и строя храмы в каждом районе. Но, увы, саксы вскоре вернулись к своим прежним заблуждениям. Собрав армию, они пересекли границу и дошли до самого Рейна, опустошая все на своем пути и убивая местных жителей. Затем они обосновались лагерем близ Лангау, на небольшом расстоянии от монастыря, планируя отправить вооруженных солдат, чтобы сжечь монастырь дотла и придать смерти всех служителей Божиих. Когда эта новость дошла до Штурма, он собрал братию и предупредил их о неминуемой опасности, повелев взять мощи святого Бонифация и поспешить в Хамельбург.

http://pravoslavie.ru/76054.html

Преззольд и остальные монахи узнали, что их учитель Штурм снова получил расположение короля. Они отправили ко двору своих представителей, смиренно прося Пипина вернуть им Штурма. Король легко согласился удовлетворить их прошение в ближайшее время, что, несомненно, явилось результатом молитв многих служителей и служительниц Божиих. Король призвал к себе Штурма и вновь вверил ему управление обителью Фульда, с привилегиями, некогда жалованными обители святому Бонифацию Римским папой Захарией. Монастырь пользуется этими привилегиями по сей день. Пипин также велел считать короля единым покровителем монастыря. Получив снова назначение и привилегии от короля, угодник Божий вернулся в свою обитель. Когда братия узнали о том, что Штурм едет в монастырь, они взяли золотой крест с мощами святых и вышли встречать игумена Весть о скором возвращении Штурма разнеслась по всем провинциям, все монахи и монахини, узнавшие об этом, вознесли хвалы Богу. Когда братия узнали о том, что Штурм едет в монастырь, они взяли золотой крест с мощами святых и вышли процессией встречать игумена. Встретив Штурма со всеми его спутниками, братия повели его в обитель, по пути радостно распевая гимны. Это была великая радость для всех. Сам Штурм, много раздумывавший о том, как будет дальше управлять монастырем, начал с исправления недостатков братьев и восстановления дисциплины; украсил церковь и отремонтировал монастырские постройки, добавив новые колонны, большие деревянные балки и новые крыши. Через некоторое время игумен задумался о том, как ему исполнить правило устава, гласящее, что в монастыре должны практиковаться различные ремесла, чтобы братьям не приходилось из-за этого ездить в другие страны. Поэтому он собрал в обители множество искусных мастеров. Святой, изучив течение реки Фульда, отвел от нее один ручей на некотором расстоянии от монастыря так, чтобы он протекал по большим каналам под монастырскими мастерскими. Таким образом, вода ручья стала радовать и услаждать Божий город. Над ракой святого архиепископа Бонифация Штурм соорудил балдахин, выделанный из серебра и золота, который являлся настоящим шедевром. Этот балдахин можно увидеть и в наши дни вместе с престолом из золота над ракой мученика Христова Бонифация.

http://pravoslavie.ru/76054.html

После трех лет священнического служения Штурм пожелал начать вести строгую отшельническую жизнь После примерно трех лет священнического служения, в течение которых он много проповедовал и крестил, Штурм по Божественному вдохновению пожелал начать вести строгую отшельническую жизнь. Эта мысль преследовала его ежедневно почти каждую минуту, пока в один прекрасный день он не открыл свое сердце духовному наставнику, святому Бонифацию. Узнав о желании своего ученика, святой муж сразу увидел, что это было действие благодати Божией, поэтому он поддержал Штурма в его стремлении и стал его главным помощником в этом начинании. Бонифаций нашел ему двух спутников, которых до этого тщательно наставил. Помолившись и дав им благословение, святой архиепископ сказал: «Ступайте в глухую область под названием Бохония и посмотрите, пригодна ли она для обитания в нем служителей Божиих, ибо Богу возможно и в пустыне устроить место для Своих последователей». Трое спутников отправились в путь в поисках места для отшельнической жизни; когда они добрались до одного дикого и необитаемого места, где невозможно было увидеть ничего, кроме земли, неба и огромных деревьев, они с верой в Божий Промысл помолились, чтобы Господь направил их в то место, где они найдут внутренний мир. Спустя три дня они дошли до места, ныне известного как Херсфельд; тщательно исследовав окрестности, они попросили Христа благословить его и сделать пригодным для их проживания. На том месте сегодня стоит монастырь. Они построили убогие хижины с крышами из коры деревьев и остались на этом месте, служа Богу в посте, бдении и молитве. Святой Бонифаций Спустя некоторое время Штурм ненадолго покинул место своей отшельнической жизни. Он пришел к святому архиепископу Бонифацию и описал ему всю ситуацию, рассказав ему о качестве почвы, воды, об источниках и долинах района, избранного им для пустынножительства. Бонифаций внимательно его выслушал и, обдумав все это в уме, повелел своему ученику задержаться у него ненадолго. Они вместе, среди прочего, поговорили о том, как много утешения можно найти в Священном Писании. Затем архиепископ сказал: «Вы нашли действительно хорошее место для отшельнической жизни. Но я боюсь оставлять вас там из-за живущих по соседству диких людей. Ибо, как ты знаешь, недалеко от вас живут саксы, а это свирепый народ. Поищите место более отдаленное, глубже в лесах, где вы сможете служить Богу без опасности для себя».

http://pravoslavie.ru/76054.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010