Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРТУЛЯРИИ [лат. chartularia, cartularia, ед. ч. chartularium, cartularium; от лат. charta - письменный документ], в средневек. Зап. Европе сборник копий документов (в форме кодекса или реже свитка), связанных с к.-л. лицом, родом или институтом (аббатство, капитул, епископская кафедра и проч.). В раннее средневековье термин chartularium использовался редко, им обозначалось любое собрание письменных документов, архив. Позднее К. могли называть инвентарь, список - так, согласно 19-му канону синода в Арле (1275), всем приходским священникам предписывалось иметь К. (chartularia) и заносить в них (особенно в Великий пост) имена прихожан, приходивших исповедаться ( Mansi. T. 24. Col. 152). Совр. значение термин приобрел уже в Новое время, однако исследователи (особенно во Франции) вплоть до 1-й пол. XX в. часто называли К. не только средневек. сборники копий грамот, но и вообще любые комплексы документов, относящиеся к определенной местности или ин-ту. Сохранившиеся образцы К. демонстрируют разнообразие манеры копирования документов, отбора и организации материала. Первые известные в Зап. Европе К. датируются 1-й пол. IX в. Как правило, они создавались в крупных мон-рях и городах, центрах еп-ств. В Фульдском картулярии (изд.: Urkundenbuch des Klosters Fulda/Hrsg. E. E. Stengel. Marburg, 1956-1958. 2 Bde), составленном ок. 828 г. при аббате Рабане Мавре (822-842), первоначально были собраны копии ок. 2000 документов (гл. обр. акты дарения мон-рю Фульда и передачи земли в прекарий) и организованы в 15 брошюр (libelli). В каждой из брошюр содержались документы, относившиеся к тому или иному региону (гау) и расположенные в основном по хронологическому принципу. К XII в. Фульдский картулярий был переплетен в 8 кодексов, из к-рых сохранился лишь один, однако примерное содержание остальных кодексов можно восстановить по сделанной тогда же описи ( Geary. 1994. P. 88-90). Сходный комбинированный (географическо-хронологический) принцип организации материала характерен и для др. К., созданных в IX в. на территории Восточнофранкского королевства,- К. аббатств Мондзее (изд.: Das älteste Traditionsbuch des Klosters Mondsee/Bearb. G. Rath, E. Reiter. Linz, 1989), Вайсенбург (изд.: Traditiones Wizenburgenses: Die Urkunden des Klosters Weissenburg 661-864/Hrsg. K. Glöckner, L. A. Doll. Darmstadt, 1979) и Верден (все датируются 2-й пол. 50-х гг. IX в.), а также К. епископских капитулов Регенсбурга (822-847, дополнен в кон. IX в.; изд.: Die Traditionen des Hochstifts Regensburg und des Klosters St. Emmeram/Hrsg. J. Widemann. Münch., 1943) и Пассау (ок. 840; изд.: Die Traditionen des Hochstifts Passau/Hrsg. M. Heuwieser. Münch., 1930). Однако все они по количеству включенных документов значительно уступают Фульдскому капитулярию.

http://pravenc.ru/text/1681195.html

Эйнхард Пролог Валафрида [Страба] Известно, что изложенные [ниже] жизнь и деяния славнейшего императора Карла описал Эйнхард, самый чтимый из всех приближенных двора того времени не только по причине своей учености, но и по достоинству личных качеств. Свидетельством того, что им изложена чистая правда, является его личное участие почти во всех событиях. Он родился в Восточной Франкии, во владении, именуемом Моингенуи. Мальчиком, получил первые начатки воспитания в Фульдской обители, под покровительством святого мученика Бонифация 1 . Оттуда скорее благодаря его выдающимся способностям и уму, которые уже тогда в нем были велики (а позднее он проявил их в полную силу), нежели чем из-за знатности, которой у него было не меньше, Эйнхард, по высочайшему предписанию, был послан аббатом фульдского монастыря Ваугольфом во дворец Карла, ибо сам Карл, среди всех королей наиболее взыскующий мудрости, старательно разыскивал и взращивал ученых, чтобы те упоенно занимались философией. Вот так, при водительстве Божием, Карл с помощью нового и дотоле почти неизвестного этим не римлянам [barbaros] просвещения, превратил темную и, так сказать, слепую ко всякой науке ширь вверенного ему Богом королевства в светлую и зрячую. Сейчас же, напротив, из-за угасания наук свет мудрости, все менее почитаемый, у большинства встречается все реже.Итак, во дворце Карла, любителя мудрости, сей уже упомянутый человечек [homuncio], [ибо] ростом он не вышел [despicabilis], заслуженно, благодаря благоразумию и честности, достиг такого величия и славы, что не было никого иного из всех слуг их царского величества, кому самый мудрый и могущественный король своего времени доверял бы многие секреты своей частной жизни. И воистину по заслугам, не только во времена самого Карла, но (что еще удивительнее) и в правление императора Людовика [Благочестивого], когда государство франков содрогалось от множества разнообразных потрясений, раздробившись на много частей, было то, что Эйнхард, чудесным, по наитию свыше, образом сохранил положение и, при покровительстве Божием, уберег себя от того, чтобы преждевременно отступиться от своего, бывшего для многих причиной зависти и краха, высокого звания и не торговал им в смертельных опасностях. Все это мы говорим, чтобы в его словах никто не сомневался, и зная, что Эйнхард отдает тому, кто его возвысил, долг любви, а пытливому читателю – истинную правду. Я, [Валафрид] Страб, добавил к этому небольшому сочинению титулы и разбиение на главы, показавшиеся мне надлежащими, чтобы облегчить доступ к отдельным, нужным разыскивающему их читателю, событиям. 1 Бенедиктинское аббатство Фульды было основано в 744 г. по решению Бонифация. Первым аббатом был Стурм. Ваугольф, о котором речь ниже, сменил его на этом посту (779–802). Читать далее Источник: пер. с лат. М.С.Петровой. Историки эпохи Каролингов, М.РОССПЭН, 1999, c. 7-34. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/6/jizn_karla_v...

113. Col. 67-114; Col. 752), распространенного на Западе в ср. века свода святоотеческих толкований на все Свящ. Писание. Мнения об авторстве В. С. придерживались, в частности, Р. Беллармин (1542-1621), редакторы издания, вышедшего в г. Дуэ (1617), Ж. П. Минь в издании патрологии (XIX в.- PL. 113. Col. 11). Они полагали, что В. С. принадлежит первоначальный вариант глосс, в течение неск. веков неоднократно дополнявшийся др. авторами: Ансельмом Ланским , Николаем Лирой и др. Однако в кон. XIX - нач. XX в. авторство В. С. было поставлено исследователями под сомнение или вовсе отвергнуто ( Berger S. Histoire de la Vulgate pendant les premiers siècles du Moyen Âge. P., 1893; Glunz H. H. History of the Vulgate in England from Alcuin to R. Bacon. Camb., 1933; Smalley B. Gilbertus Universalis, Bishop of London and the Problem of the «Glossa ordinaria»//RTAM. T. 7. P. 235-262; T. 8. P. 24-60; eadem. La Glossa ordinaria, quelques prédécesseurs d " Anselme de Laon//Ibid. T. 9. P. 365-400; eadem. The Study of the Bible in the Middle Ages. Oxf., 19833. P. 46-66). Подлинные сочинения. 1. Толкования на Пятикнижие Моисея, представляющие собой сокращения соответствующих толкований Рабана Мавра, выполненные В. С. по просьбе его фульдского учителя. Из этих толкований опубликованы только «Epitome Commentariorum Rabani in Leviticum» (Сокращенный вариант толкований Рабана на Левит; ок. 826-829 - PL. 114. Col. 795-850), а также предисловия к книгам Левит и Исход (MGH. Epp. T. 5. P. 515-516). Толкования на книги Бытие, Исход, Числа и Второзаконие до сих пор остаются неизданными. 2. «Expositio in viginti primos psalmos» (Толкование на первые двадцать псалмов - PL. 114. Col. 751-794). Рукопись этого сочинения, обнаруженная в б-ке Райхенау, содержала толкования с 1-го по 76-й псалом, но в ее 1-е изд. в XVIII в. были включены толкования только первых 20 псалмов; позже были изданы толкования на псалмы 21, 23 и 33 ( Ö nnerfors A. Über W. Strabos Psalter-Kommentar//Literatur und Sprache im europäischen Mittelalter.

http://pravenc.ru/text/153899.html

Рикард (Ришар) II, герц, нормандский (996–1026) VII, 86, 86, 133–134, 133–134 Рикард (Ришар) III, герц, нормандский (1026–1027) VII, 86, 86 Рикард, венгерский доминиканец, автор записки о «Великой Венгрии» (1230-е гг.) 354 Рикард из Сан-Джермано, итальянский хронист (ум. в 1244 г.) 330 Рикберт, гр. хассегауский (рубеж X–XI вв.), дядя св. Бруно Кверфуртского 69 Рикдаг, мгр. майсенский (979/982–985) 66 Рикса, см. Рихеца (Рикса) Римберт, архиеп. гамбургско-бременский (865–888), автор «Жития св. Ансгара» 146 Рихар, аб. м-ря св. Маврикия в Магдебурге (954–968) 65, 65, 277 Рихенца, ж. чешского кн. Владислава I, д. гр. бергского Генриха (ум. в 1125 г.) VI, 263 Рихенца, ж. нортхаймского гр. Оттона 232 Рихенца, ж. ольденбургского гр. Эгильмара II 338 Рихеца (Рикса), ж. польского кор. Мешка II, д. лотарингского пгр. Эццона (ум. в 1063 г.) IV, 173 Рохинг, аб. Фульдского м-ря (сер. XI в.) 118 Рихлинта, ж. (нареченная?) швабского герц. Конрада, родственница германского имп. Оттона I (втор. пол. X в.) Ill, 189, 189 Рихлинта (?), ж. киевского кн. Ярополка Святославича, д. швабского герц. Конрада III, IXa Ришар, см. Рикард (Ришар) Роберт I, кор. французский (922–923) II, 374 Роберт II, кор. французский (996–1031) II Роберт, с. французского кор. Генриха I (ум. в 1060) II, 102 Роберт I, герц, нормандский (1027–1035) VII, 134, 134, 196 Роберт II, герц, капуанский (1127–1157, с перерывом) 244, 244, 247 Роберт II, гр. фландрский (1093–1111) 160, 160, 239 Роберт Гвискар, герц, апулийский и калабрийский (1059–1085) 365, 365 Роберт Храбрый, герц, западнофранкский (земель между Сеной и Луарой) (ум. в 866 г.) II, 238, 238 Рогер из Хельмарсхаузена, золотых дел мастер (см. также: Теофил Пресвитер) (ум. в 1125/52 г.) 193 Роджер I, великий гр. сицилийский (ум. в 1101 г.) V Роджер II, великий гр. сицилийский (1105–1154, с 1130 г. – кор.) 235, 235, 242, 242, 249, 349 Роджер из Ховдена, английский хронист (ум. в 1201/2 г.) 133 Родульф, см. Райнульф (Родульф) Роже, еп. шалонский (сер. XI в.) 100, 103–104

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре, однако, Рабан сошелся с Людовиком Немецким и вернул себе церковное влияние. В 847 г. он получил майнцкую кафедру. Умер в 856 г. Большую половину своей жизни Рабан, таким образом, посвятил школе (фульдской), и заслуги его в этом отношении (стяжавшие ему имя praeceptor Germaniae) неоспоримы. На школьные нужды рассчитаны многие из его сочинений (Grammatica, De computo, De rerum naturis и др.), по самой своей задаче не претендовавшие на оригинальность. Названное выше его сочинение De institutione clericorum, по словам Knöpfler’a 357 , исследователя текста этого сочинения, является простой компиляцией, если не плагиатом. В общем, такой же характер носит вся его литературная, огромная, по своей продуктивности и объему, деятельность. В своих многочисленных экзегетических трудах он сам себя считает компилятором, называя один из своих комментариев (к посланиям ап. Павла) collectarius, а себя характеризуя как collector’a. Это был трудолюбивейший писатель, хотя не ученый в нашем смысле слова, так как о свободном исследовании предмета здесь не было и помину. Его прикосновенность к догматическим спорам определяется лишь очень незначительным углом его литературной деятельности, хотя под его председательством и происходили соборы против Готтшалька. – Вот, богослову такого типа и склада, каким рисуется Рабан, пришлось выступить против тезиса о non alia caro. Едва ли при нерасположении Рабана к полемике и его узкой зависимости от самой внешней формы литературных источников, он мог по данному вопросу высказаться особенно выпукло и определенно. Если вообще первый евхаристический спор протекал без достаточного фиксирования того, что являлось предметом спора, то особой раздельности тем более нельзя было ожидать от Рабана. В области спорных мнений его личное понимание могло сказаться в тяготении к определенной группе материала, а не в конструировании собственного, строго очерченного, взгляда. В отношении к таинству евхаристии довольно устойчивым у него является тяготение именно к Августину и к августиновским формулам. Правда, в сочинении De sacris ordinibus 358 у него употреблено выражение, не оставляющее сомнения в своем реализме и основанное на Амвросии. «Кто когда-нибудь мог бы поверить, – пишет он здесь, – что хлеб может быть обращен в плоть или вино в кровь, если бы это не удостоверялось словами Самого Спасителя, создавшего как хлеб и вино, так и все из ничего? Легче создать что-нибудь из чего-нибудь, чем все создать из ничего» (Migne, 112, 1185 D). Все прочие места у Рабана, касающиеся евхаристии, наоборот, вполне верны терминологии и мыслям Августина.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

Рейтинг: 9.2 Голосов: 9 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Публикуется с сокращениями  Св. Эйгил, или Айгил (память – 17/30 декабря) был племянником и учеником св. Штурма, который, в свою очередь, был учеником св. Бонифация. Св. Эйгил подвизался в Фульде, затем стал 4-ым настоятелем этого монастыря. При нем жизнь в обители процветала и развивалась. Учеником и преемником св. Эйгила в монастыре Фульда был знаменитый богослов, духовный поэт, писатель и ученый Рабан Мавр (ок. 776-856). Св. Эйгил составил самое раннее житие своего учителя, св. Штурма.  Норик – альпийское королевство кельтов, находившееся к югу от Дуная. Ныне это районы центральной Австрии и части Баварии. С 16 г. до н.э. – Римская провинция, в 408 г. завоевана Аларихом I, в конце V в. – остготами.  Св. Штурм родился в Лорше в Германии около 705 г. Еще ребенком был отдан на попечение св. Бонифацию и воспитывался в германском монастыре Фрицлар. Позднее его рукоположили во пресвитера и отправили проповедовать Евангелие язычникам-саксам. Несколько лет святой вел отшельническую жизнь. Около 736 года Штурм основал монастырь Херсфельд в Гессене. Затем святой поехал в центральную Германию по просьбе св. Бонифация с целью найти удобное место для основания своего главного монастыря и выбрал Фульду. Этот монастырь он построил на развалинах меровингского королевского лагеря на реке Фульда. Затем св. Штурм совершил поездку в Италию, посетил Монтекассино и другие обители. По возвращении в Германию стал первым игуменом Фульдского монастыря. Игуменство св. Штурма продолжалось более 30 лет. За несколько лет до смерти св. Штурм учредил монастырь в честь своего учителя, св. Бонифация, в Хамельне (Нижняя Саксония). Горячо любимый своими монахами, св. Штурм преставился в 779 году; является вторым по значимости просветителем Германии после св. Бонифация и одним из апостолов саксов. Монастырь Фульда с древнейших времен является местом постоянного паломничества, поскольку в нем хранятся мощи св. Бонифация Германского.  В то время ситуация во франкском королевстве была весьма нестабильной. По сути, далеко не все земли принадлежали королю, и некоторые племена, в том числе и язычники, легко претендовали на различные земли. Не стала исключением и земля на месте нынешней Фульды, которую пытались захватить «злые люди», как указано в житии.

http://pravoslavie.ru/76054.html

Предисловие Ч. Г. Талбота Святой Штурм, основатель и игумен монастыря Фульда Житие преподобного Штурма (также Стурм) написано в начале IX века Эйгилом, игуменом Фульдского монастыря. Хотя Эйгила называют «святым» , его имя не включено ни в один древний мартиролог. Он родился в знатной семье в Норике . Вскоре после мученической кончины святого Бонифация, апостола Германских земель, в 754 году Эйгил был отправлен на обучение в монастырь Фульда, который находился под руководством его родственника, святого Штурма, первого игумена обители. После смерти Штурма в 779 году монастырем сначала управлял Бангульф, а затем – Ратгар, но страсть последнего к строительству мешала развитию монастырской школы и привела к другим неприятностям, так что в результате он был смещен и отправлен в изгнание. На место Ратгара около 818 года поставили Эйгила, который оставался во главе обители до своей кончины в 822 году. Житие святого Штурма было написано им по просьбе девы Ангильдруты. Оно содержит интересные подробности об учреждении монастыря Фульда и о различных переменах в этой обители. Биография самого Эйгила составлена его учеником Кандидом и сохранилась в двух версиях: прозаической и стихотворной. Житие святого Штурма О, сестра Ангильдрута, я всегда знал о твоей пламенной любви к Богу и стремлении к горним вещам. По этой причине исполняю твою просьбу. Ибо ты просишь меня рассказать о жизни святого и преподобного игумена Штурма и записать раннюю историю обители, известной под названием Фульда, которая посвящена Христу Спасителю и которую основал Штурм. Ты также просишь меня описать события, связанные с обителью, как я их видел и как о них слышал. Насколько позволяют мои способности, я исполнил твою просьбу и кратко поведал в этой малой книге о ранних годах и жизни святого Штурма, как мне об этом рассказали надежные источники, а также о создании вышеупомянутого монастыря. Также добавил кое-какие подробности об изменениях, происходивших в монастыре с течением времени, о которых мне рассказали другие люди, а также чему я был свидетелем сам. Ибо я, Эйгил, был учеником Штурма на протяжении более 20 лет, воспитывался и обучался в его монастыре с самого детства. За некоторые из описываемых мной событий могу ручаться, поскольку это испытано мною на своем опыте.

http://pravoslavie.ru/76054.html

Здесь же поставляется оно в 60-м правиле собора Лаодикийского у св. Афанасия, Кирилла Александрийского , Евталия и других 100 . Есть также следы того, что оно поставлялось вслед за посланием к Галатам 101 . В списке Клермонской стихометрии послание к Евреям поставляется совершенно отдельно от прочих посланий ап. Павла, – именно после соборных посланий перед Апокалипсисом и книгой Деяний апостольских, если только впрочем, справедлива догадка К. Креднера, что под посланием Варнавы в нем нужно разуметь это послание, а не собственное послание ап. Варнавы 102 . Что касается разности в размещении других посланий, то она замечается главным образом относительно некоторых из них: посланий к Филиппийцам и Колоссаям и двух посланий к Фессалоникийцам. Так, у блаж. Августина 103 , в недавно изданных так называемых Фрейзингенских фрагментах Итальянского перевода посланий ап. Павла 104 , в Фульдском манускрипте и некоторых других древних манускриптах Вульгаты послания к Фессалоникийцам стоят после послания к Филиппийцам и прежде послания к Колоссаям. Затем в Клермонтском манускрипте, напр., послание к Филиппийцам стоит и после послания к Колоссаям; в Фульдском же и других вышеуказанных памятниках это последнее стоит, напротив, после не только послания к Филиппийцам, но и обоих посланий к Фессалоникийцам, пред пастырскими посланиями 105 . Тот особенный порядок размещения, какой, по свидетельству Епифания, имели Павловы послания в сборнике Маркиона, был, очевидно, исключительно делом этого ересиарха 106 . Апокалипсис св. Иоанна Богослова не всегда также занимал настоящее, последнее место в каноне Нового Завета, которое справедливо принадлежит ему, как книге, составляющей, по своему содержанию, запечатление 107 всего Свящ. Писания, а вместе и разрешение его 108 . Первоначально в древнейших сборниках апостольских книг он помещался рядом с 1-м посланием того же автора, и по большей части впереди его; с возникновением же сомнений относительно его подлинности он стал помещаться отдельно от послания, – то в ряду разных других книг апостольского и не-апостольского происхождения, то совершенно в конце. Последнее, между прочим, видно из слов св. Григория Нисского , называющего Апокалипсис прямо «последнею благодатною книгою» (Sviceri- – Thesaurus, t. I. Col. 687 ). 9. Наименование свящ. книг Нового Завета

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Однако только 900 церквей из 13 тыс. находятся в «новых землях» (бывш. ГДР). Число католиков на востоке Г. снизилось с 2 млн до 800 тыс. чел. Особенно это касается диоцезов Бранденбург (Берлин) и Саксония (Дрезден). Между 1970 и 1999 гг. число католиков, посещавших мессу по воскресеньям на западе Г., снизилось с 37 до 23%, количество ежегодных крещений - с 370 тыс. почти до 300 тыс., ок. 470 тыс. католиков официально покинуло Церковь между 1985 и 1990 гг. В тот же период ок. 25 тыс. верующих вернулись в Церковь, 25 тыс. чел. приняло иную религию. В 1990 г. ежегодный церковный доход католич. Церкви Г. составил 8,5 млрд марок, дополнительные 8 млрд марок были получены в форме гос. субсидий, платы за требы и сдачи в аренду церковной собственности. Значительная часть дохода была потрачена на содержание церковных госпиталей, домов престарелых и инвалидов. Большинство благотворительных католич. орг-ций объединены в союз, к-рый дает более 4 тыс. рабочих мест. В последнее время католики в Г. озабочены возрастающей секуляризацией общества. Вековые национальные традиции и главенствующая роль католич. Церкви в делах морали и этики практически не влияют на совр. нем. молодежь. Мн. нем. католики игнорируют Церковь и придерживаются собственных взглядов на контроль за рождаемостью, добрачный секс, развод, аборты и т. д. За последние 20 лет количество рукоположений уменьшилось настолько, что нек-рые католич. клирики и миряне стали высказываться в пользу разрешения священникам жениться или начать ординацию женщин. Старокатолическая Церковь Г. в 2005 г. уже рукоположила первую женщину-священника - Александру Каспари. Фульдской епископской конференцией (с 1987 ее председателем является еп. Карл Леман) и Центральным комитетом немецких католиков (орг-ция мирян, созданная в 1952) регулярно обсуждаются как внутрицерковные, так и социально-политические проблемы - бедность, эмиграция, терроризм, локальные войны. Развивается католич. социальная теология, представленная Г. Х. Кёртнером, М. Хонеккером, М.

http://pravenc.ru/text/529057.html

Бонифаций не случайно выбрал для новой обители место, имеющее центральное положение. Очевидно, что он рассчитывал на то, что новый монастырь органично впишется в существующую систему монашеских обителей от Майна до Саксонии и наряду с епархиями будет обеспечивать поддержку миссионерской деятельности. Подобное положение обителей соответствовало тому значению, которое они имели в англосаксонской традиции. Монастырь должен был активно содействовать христианизации близлежащих земель. Впоследствии история миссии среди саксов, в каковой Фульдский монастырь принимал активное участие, подтвердила правильность такого подхода. Ввиду возникших во второй половине 40-х годов VIII века осложнений с франкским епископатом, грозивших отразиться на будущем недавно основанной обители, святитель Бонифаций, чувствуя приближающуюся кончину, решил сделать все возможное, чтобы обеспечить Фульдскому монастырю дальнейшее беспрепятственное развитие. В связи с этим он ходатайствовал перед папой Захарией о предоставлении монастырю экземционной привилегии – иными словами, просил папу, чтобы тот взял Фульду под свое непосредственное покровительство, изъяв монастырь из ведения местного епископа. Папа уважил просьбу своего верного служителя. В послании, датированном ноябрем 751 года, понтифик сообщал: «Поскольку ты просил нас о том, чтобы основанный тобой монастырь Спасителя, расположенный в области Бохония на берегу реки Фульды, был почтен честью привилегии Апостольского престола и чтобы он, будучи поставлен под управление нашей Святой Церкви, которой мы по Божию смотрению служим, не подчинялся постановлениям никакой иной Церкви, то, идя навстречу твоему благому пожеланию, мы в соответствии с этим приводим просимое в исполнение» 147 . То обстоятельство, что архиепископ Бонифаций столь ревностно заботился о том, чтобы поставить монастырь непосредственно в юрисдикцию Римского папы, ясно свидетельствует, что положение его самого во Франкской Церкви не было стабильным. Сопротивление большей части франкского епископата, во многом поддерживаемое младшим майордомом Пипином, все еще представляло значительную угрозу для дела миссии и для успешного проведения в жизнь постановлений Германского Собора 742 года, носивших для того времени во многом революционный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010