В разд. Communicantes приводятся варианты для праздников Рождества Христова (In Natale Domini), Обрезания (1 янв., поэтому называется «Kalendis»), Епифании (молитва озаглавлена «Stellae» (букв.- Звезды), что, возможно, указывает на воспоминание поклонения волхвов, однако в тексте явно говорится о Великом четверге (Natalis calicis); видимо, писец пытался адаптировать литургический год протографа к своим реалиям, соединив 2 молитвы в одну), Пасхи, Октавы Пасхи (In clausula pasca), Вознесения и Пятидесятницы. Среди перечисляемых имен святых - только апостолы и святые, почитаемые в Риме. Разд. Hanc igitur ближе к текстам галликанских книг (ср., напр.: The Bobbio Missal/Ed. E. A. Lowe. L., 1920. Vol. 2. P. 11. N 12). В финале содержит прошение об обращении народа от идолопоклонства. В рим. обряде этот раздел был изменяемым в зависимости от праздника, но в Миссале Стоу никаких указаний на это нет. Разд. Quam oblationem плавно переходит в Qui pridie, содержащий установительные слова. Заглавными буквами выделены глаголы, описывающие действия Иисуса Христа - Accepit panem (в ркп. Accipit), Elevatis oculis, Benedixit, Dedit, Accipit... calicem, Accipite et bibite. Такой же прием встречается в Миссале из Боббио, где эти слова отделены от основного текста и написаны др. цветом. В ирл. традиции установительные слова называются «oratio periculosa» (Praefatio Gildae de Paenitentia. 20//Irish Penitentials. P. 62; Paenitentiale Cummeani. XI 29//Ibid. P. 132). В этот момент народ должен был преклонять колени, а священник после их прочтения отступить на 3 шага назад в знак покаяния в своих грехах, совершённых словом, помышлением или делом, а потом вернуться обратно. Тот священник, к-рый ошибался при чтении этих слов, наказывался двойным постом на 3 дня и 50 ударами (а если повторно, то 100) ( Kottje. 1967). В конце institutio рукой Моэл Каиха добавлено завершение к «Haec quotienscumque feceretis» (Fol. 28-28v) (похожий текст - в амвросианском Сакраментарии из Биаски: Das ambrosianische Sakramentar von Biasca/Ed. O. Heiming. Münster, 1969. S. 66. N 449; S. 106-107. N 768; в ирл. Фульдском Сакраментарии приводится иной вариант добавления (с изложением догмата о Пресв. Троице) - Quid benignius est Deo patre).

http://pravenc.ru/text/1684161.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЛЬХИЛЬДА [нем. Bilhild] (VIII в.?), св. (пам. зап. 27 нояб.). Согласно источнику XII в. (грамоте кор. Хлодвига, подлинность к-рой подвергается сомнению,- Mainzer Urkundenbuch. Darmstadt, 1932. Bd. 1. N 28), Б. род. недалеко от Вюрцбурга (Германия) в знатной семье, близкой к Каролингам, была супругой тюрингского герц. Хетана I. После ранней смерти мужа основала в Майнце (где епископом был ее дядя Сигеберт) мон-рь Альтмюнстер. Самые ранние свидетельства церковного почитания Б. встречаются в Фульдском (IX в.) и Майнцском (после 954) календарях. Первое упоминание об Альтмюнстере относится к 771 г., свидетельства о существовании этого мон-ря, не вызывающие в историографии сомнений, - лишь ко 2-й пол. X в. Лит.: Bigelmair A. Bilhilde//DHGE. T. 8. Col. 1471-1472; Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья. СПб., 2001. С. 122, 129. А. И. Макаров Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/149201.html

П.В. Долгоруков Бароны и дворяне Бутлары Фамилию Бутлар (Buttlar), не должно смешивать со столь же древнею английскою фамилиею Бутлер (Butler), шесть ветвей коей имеют в Англии перское достоинство, а одна ветвь, графы Бутлер- Гаймгаузен, имеет пребывание в Баварии. – Фамилия Бутлар, о коей здесь будет речь, принадлежит к древнейшему германскому дворянству; о ней упоминается в актах епископства фульдского в 1170, 1233 и 1246 годах, и одна ветвь её доселе владеет, в течение семи веков, замком Бутлар в округе фульдском, (принадлежащем Е. К. В. Курфирсту Гессенскому). Бертольд фон-Бутлар переселился в остзейские области в тринадцатом веке. Один из потомков его, Георг-Генрих-Мельхиор ф. Бутлар, курляндский помещик, возведён был Фридрихом Великим в Баронское Прусского Королевства достоинство, 4 июня 1782 года. Герб дворян Бутлар: в красном поле серебряный кувшин с четырьмя двойными золотыми обручами и с двумя золотыми рукоятками. На гербе дворянский шлем и над ним красный столб на серебряном фундаменте; на верху столба три строусовых пера, среднее белое, боковые красные. К столбу, золотыми снурками привязан серебряный охотничий рог, в золото оправленный. Намет красный, подложенный серебром. Герб баронов Бутлар совершенно сходен с родовым гербом фамилии. На щите дворянский шлем с баронскою короною, на коей положен серебряный охотничий рог, в золото оправленный. Над рогом три лилии: средняя белая, боковые красные. Намет как в родовом гербу. Щит держат два дикаря. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Богоносный апостол пишет: «Посему, как одним человеком» (то есть Адамом) «грех вошел в мир», и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5:12). Это значит: Адам — родоначальник человечества и как таковой он — родоначальник всеобщей человеческой греховности; от него и через него вошла во всех его потомков μαρτα, греховность естества, наклонность ко греху, которая, как греховное начало, живет в каждом человеке (см. Рим.7:20), действует, производит смерть и проявляется во всех личных грехах человека. Но если бы наше рождение от грешных прародителей было единственной причиной нашей греховности и смертности, то это было бы несогласно с Божиим правосудием, которое не может допустить, чтобы все люди были грешными и смертными лишь оттого, что согрешил и стал смертным их праотец, без личного их участия и согласия. Но мы проявляем себя потомками Адама, то есть всеведущий Бог предвидел, что воля каждого из нас будет подобна воле Адама и что каждый из нас согрешит, как и Адам. Это подтверждают и слова христоносного апостола: φ πντες μαρτον ­ «поскольку, потому что, ибо» все согрешили. Оттого-то, по словам блаженного Феодорита, каждый из нас подлежит смерти не за грех праотца, а за свой собственный грех. А святой Иустин Философ говорит: «Род человеческий от Адама подпал под власть смерти и прельщения от змия по той причине, что каждый человек творил зло». В соответствии С этим смерть, происшедшая и унаследованная от греха Адама, простирается на всех потомков Адама еще и по причине их личных грехов, которые Бог от вечности предвидел в Своем всеведении.    На генетическую и причинную зависимость всеобщей греховности потомков Адама от греха Адама указывает святой апостол, сравнивая Адама и Господа Иисуса Христа. Как Господь Иисус Христос — Источник правды, оправдания, жизни и воскресения, так Адам — источник греха, осуждения и смерти: якоже единаго прегрешением во вся человеки вниде осуждение (ατριμα), такожде и единаго оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни (διαωσιν ζως).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Потомки Каина очень скоро вообще забыли Бога и занялись устроением своего земного быта: сам Каин «построил город», из его ближайших потомков один «был отцом всех живущих в шатрах со стадами», другой «был отцом всех играющих на гуслях и свирели», третий – «ковачом всех орудий из меди и железа» ( Быт. 4:17–22 ). То есть градостроительство, скотоводство, музыкальное искусство и, выражаясь современным языком, «производство орудий труда» – все это принесли человечеству потомки Каина как некий суррогат утраченного райского блаженства. Последствия грехопадения Адама распространились на все человечество. Это разъясняет апостол Павел: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5:12 ). Этот текст Павла может быть понимаем по-разному: греческие слова «ef» ho pantes hemarton» можно перевести не только «потому что в нем все согрешили», но и «в котором все согрешили» (т.е. в лице Адама согрешили все люди). Если принимать первый перевод, речь должна идти об ответственности каждого человека за свои личные грехи, а не за преступление Адама: в этом случае Адам является лишь прототипом всех будущих грешников, каждый из которых, повторяя грех Адама, несет ответственность лишь за свои грехи. «Когда мы поддаемся воздействию злых помыслов, будем обвинять себя, а не прародительский грех», – говорит преподобный Марк Подвижник . 104 Грех Адама, согласно такому толкованию, не является причиной нашей греховности, потому что в грехе Адама нет нашего участия, следовательно, и его вина не должна вменяться нам. Однако если читать «в котором все согрешили» (так читал и славянский переводчик: «в немже вси согрешиша»), то можно говорить о вменении греха Адама всем последующим поколениям людей в силу зараженности грехом человеческой природы вообще: расположение к греху становится наследственным, а наказание за грех – всеобщим. Естество человека «заболело грехом», по словам святителя Кирилла Александрийского , 105 и, следовательно, мы все повинны в грехе Адама уже потому, что все – одной природы с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сказал Сиф и пошел с матерью своею, и плакал пред Раем, и посыпал прахом главу свою. И предстал перед ними архангел и спросил их: «Что взываете?» И сказал Сиф: «Господи, отец мой разболелся и желает райского блага, хочет увидеть ветвь от древа масличного, может, тогда утихнет болезнь его». И тогда сказал ангел Сифу: «Нет для Адама лекарства, ибо приблизились дни его к смерти и кончается жизнь его». И отломил ему от древа, из-за которого изгнан был Адам из Рая, и дал Сифу три ветви 15 . И Сиф принес их туда, где лежал Адам, отец его. И увидел тогда Адам и узнал их, и взял их, и, вздохнув тяжело, свил венец и возложил на главу свою, и увидел руку Господню, принявшую душу его. И увидела Ева кадильницу с ладаном, окуривающую тело Адама, и тех ангелов, держащих горящие свечи. И взглянул Сиф на небо и увидел душу Адама, отца своего, далеко от Господа стоящую, и множество ангелов, молящихся за Адама. Когда встал архангел Михаил, тогда все ангелы умолкли. И тогда смилостивился Господь, простер руку свою и принял душу Адама. И послал Господь ангела, чтобы похоронили тело его. И научил Сифа, и взяли тело и отнесли в место, называемое Геруси болото 16 . И когда ископали могилу, архангел запечатал гроб, и раздался глас с небес, воззвавший: «Адам, Адам!» Он же ответил: «Здесь я, Господи». И Господь сказал: «Я предрек тебе, что ты – земля и в землю отойдешь». И земле сказал Господь: «Твоя от твоих тебе приносят все» 17 . И так погребли Адама с венцом, что был на главе его. Ева же, скорбным голосом молясь, просила: «Господи владыко, прими душу мою». И так после Адама через шесть дней, преклонив главу, предала душу свою Богу. И здесь же погребли Еву и сына ее Авеля. И на том месте выросло дерево из венца, что был на главе Адама. О потопе Настало время, когда начали люди размножаться на земле и дочери родились у них. Увидели мужи дочерей из красивых и взяли себе в жены тех, которых избрали 18 . И сказал Господь Бог: «Не будет пребывать дух мой в людях этих вовеки, потому что греховны они. Пусть проживут они 120 лет, исполины 19 ». Увидел же Господь Бог , что умножилось зло от людей на земле, и сказал Бог: «Да истреблю человека на земле, его же я создал; от человека до скота и от гадов и до птиц небесных».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . Истина о происхождении всего рода человеческого от Адама и Евы весьма ясно изложена в Слове Божием. Так – а) Священный Бытописатель повествует, что, до происхождения Адама на земле, не было человека для возделывания земли ( Быт. 2:5 ), и, до сотворения Евы, для человека не нашлось помощника, подобного ему (20); что нарек Адам имя жене своей Ева , ибо она стала матерью всех живущих ( Быт. 3:20 ). Вслед за тем и родословную книгу человеческого бытия Моисей начинает именно от этой первозданной четы ( Быт. 5:1–2 ), благословенной Богом плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю ( Быт. 1:28 ). б) Из последующий ветхозаветных писателей Товит в молитве своей к Богу говорит: Ты сотворил Адама, и дал ему помощницею Еву, подпорою жену его. От них произошел род человеческий ( Тов. 8:6 ); а Премудрый называет Адама первозданным отцом мира ( Прем. 10:1 ). в) Святой Евангелист Лука родословную Христа-Спасителя по человечеству возводит не дальше, как до Адама, а потом называет Иисуса Божиим ( Лук. 3:38 ). г) Наконец, святой апостол Павел со всей раздельностью свидетельствует, что Господь от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли ( Деян. 17:26 ), и на этой истине основывает другую, важнейшую христианскую истину о распространении первородного греха от падших праотцев на весь род человеческий ( Рим. 5:12 ). Согласно со Словом Божиим, и Церковь Христова постоянно веровала в происхождение всего рода человеческого от одной первозданной четы: -доказательство достаточно указать на то, что она всегда содержала догмат о прародительском грехе и распространении его от Адама и Евы на все человечество. 1257 Весьма замечательно, что в преданиях всех народов, как древних, 1258 так и новых, 1259 род человеческий производится от одной четы, и прародителей нередко называют почти теми самыми именами, какими и у священного Бытописателя. 2 . Допускающие существование преадамитов, и следовательно, не признающие Адама праотцем человеческого рода, представляют следующие доказательства в подтверждение своего мнения:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В этом смысле жена Иова повторяет тот поступок первой женщины и оказывается «новой Евой», опять призывающей своего супруга совершить преступление против воли Божией. Как замечает Дидим Слепец , диавол стремился соблазнить Иова словами жены, как и «некогда Адама Евою» 290 . Однако Иов остался верен Богу и не поддался на призыв этой «новой Евы». Как пишет сирийский толкователь Афраат (ум. после 345), враг «искушал Иова, [отняв у него] детей и имущество, но когда не удалось ему возобладать над ним, то он пошел и вышел на Иова со своим оружием, пришел и привел с собой дочь Евы – той, что погубила Адама, [введя его в грех]. И сказал он ее устами к Иову, мужу праведному: ...похули Бога ( Иов. 2:9 ). Иов же отверг совет ее» 291 . Святитель Иоанн Златоуст считает, что жене праведника, в отличие от погибших детей Иова, была сохранена диаволом жизнь именно ради того, чтобы сатана смог в дальнейшем – через ее посредство – напасть на страдальца. Как говорит Златоуст, Иову «оставлена была... только жена, это исконное орудие диавола. Оставлена была жена не потому, что диавол пощадил ее, но потому, что сохранял ее для себя в качестве орудия. Он помнил, конечно, что именно с помощью жены одолел он первого человека, и вот теперь сохраняет жену, чтобы тем же самым орудием воспользоваться в своих коварных целях. Но там он встретил Адама, здесь Адама не встречает. Там он встретил Адама и Еву; здесь Еву нашел, а Адама не нашел» 292 . В этом смысле сатана ошибался, когда размышлял и безуспешно надеялся: «Если из Рая... я изгнал Адама через нее, то тем более с гноища я смогу удалить Иова» 293 . При этом, по мысли греческих толкователей книги Иова, основная причина скорбных слов жены праведника – это не столько сострадание своему мужу, сколько ее личная печаль о потерянных детях. В этом своем мнении греческие экзегеты прежде всего основываются на расширенной версии данного библейского стиха в тексте Септуагинты. Как я уже упоминал, в Септуагинте обращенные к Иову слова его жены приводятся в более развернутом виде, чем, например, в еврейском масоретском тексте или в латинской Вульгате: По прошествии многого времени, сказала ему жена его: «Доколе ты будешь терпеть, говоря: «Вот еще не много времени потерплю, ожидая спасения моего?» Ибо вот изгладилась с земли память о тебе: сыновья твои и дочери, болезни и труды чрева моего, которые я тщетно болезненно переносила! Сам же ты сидишь в гное червей, ночуя снаружи без покрова, а я, скитаясь и служа, переходя с места на место и из дома в дом, ожидаю, когда зайдет солнце, чтобы отдохнуть от трудов моих и болезней, удручающих ныне меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Из его лекций можно уяснить, что " что-то " произошло и имело значительные последствия для человеческого рода. Эти следствия " чего-то " проф. Осипов и называет " первородным грехом " . Впрочем, проф. Осипов упоминает о том, что причиной " первородного греха " был грех Адама и Евы, и виноваты в " первородном грехе " только они, а вовсе не весь род человеческий. Однако этого не может быть. В Священном Писании говорится о разных грехах: диавол искушал Еву, Ева послушалась лжеца, а потом упросила согрешить Адама, и Адам согрешил. Здесь, если рассуждать по проф. Осипову, есть три разных личных греха, а не один, как он говорит, " прародительский " . Грех только Адама и Евы не мог быть причиной следствий греха, потому что есть разные личные грехи: Адамов и Евин. В учении проф. Осипова нет одного прародительского греха, но есть лишь одно следствие: " первородный грех " . Один и тот же грех не мог вызвать разные следствия, а значит, в Писании сказано по крайней мере о двух личных человеческих грехах. Поскольку проф. Осипов отрицает, что первородный грех есть нарушение заповеди, то поражение человеческого естества остается следствием " чего-то " необъяснимого в рамках учения проф. Осипова. Писание же повествует о том, что за грехом Адама и Евы последовали не естественные следствия для человеческой природы, а приговор Божественного Судии, то есть проклятие и наказание каждого из виновников. Священное Писание повествует только об одном последствии греха Адама и Евы: проклятии Богом сначала диавола, как первого виновника греха; затем Евы: " умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей " ; и наконец Адама: " проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься " (Быт. 3:14,16-19).   1.2 что такое наказание за грех   Проф. Осипов считает, что вследствие личного греха Адама и Евы изменилась природа человека, стала тленной и смертной. При этом он не связывает тление и смерть с праведным определением Божиим, а пытается объяснить их через естественные причины. В итоге, он не может убедительно объяснить: почему смерть сохраняется в людях, не согрешивших в Адаме, крещенных и даже в святых. Он говорит: " Видимо, до конца поврежденность человеческой природы не исчезает здесь. Необходимо пройти через врата смерти. Сам Христос через врата смерти прошел. Значит, что-то еще остается, даже при всей их святости и обожении, которых они достигали. Поэтому восстановление природы человеческой даже у величайших святых происходит через врата смерти " .

http://moral.ru/Osipov.htm

По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее , рядом с патриархами , по христианскому сказанию — на Голгофе . Общечеловеческое значение природы первого человека Первые люди, Адам и Ева, являются родоначальниками всего человечества. Другого корня, от которого человеческий род брал бы свое начало, не было ни до, ни после них. В Быт. 2, 5 сказано, что до создания Адама еще не было человека для возделывания земли, а в Быт. 3, 20 сообщается имя жены и объясняется, что она названа Евой (древнеевр. hawwah - жизнь), т. к. стала матерью всех живущих, т. е. праматерью. О единстве человеческого рода свидетельствуют ведущиеся от Адама ветхозаветные родословные ( Быт. 5, 1 ; 1 Пар 1 ), а в Новом Завете в родословии Иисуса Христа евангелист Лука указывает, что Христос не только Сын Божий, но и Сын (т. е. потомок) Адама ( Лк 3, 23 -38). Наконец, в Деяниях повествуется о том, что весь человеческий род сотворен «от одной крови» ( Деян. 17, 26 ). Апостол Павел называет Адама не только «первым человеком» ( 1 Кор. 15, 47 ), но и «образом будущего» ( Рим. 5, 14 ), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама, «первым» и «перстным» человеком ( 1 Кор. 15, 47 ). «Второй» же Человек - это Иисус Христос ; одновременно Он - и «последний Адам» ( 1 Кор. 15, 47 , 45). Апостол, противопоставляя первого и второго Адама, указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом которой является неминуемая смерть, а от Человека «небесного» ( 1 Кор. 15, 48 ) - природу возрожденную, уделом которой является вечная жизнь. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1 Кор. 15, 48 -49). Таким образом, будучи сыном Адама по рождению и возрожденным во Христе, христианин находится в постоянной связи с первым и вторым Адамом. Он призван, по слову того же апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф. 4, 22 , 24).

http://drevo-info.ru/articles/21084.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010