Штурм, человек Божий, доверившись Богу, продолжил свои поиски. Обойдя Айло вокруг, он направился к быстрой и узкой реке Греццибах, и провел там некоторое время, исследуя территорию. Отойдя немного назад, он оказался на святом месте, где и поныне стоит монастырь, известный как Фульда. Штурм исполнился великой радости, ибо был уверен, что по заслугам и молитвам святого Бонифация искомое место было открыто ему Богом. Обходя это место и видя его достоинства, Штурм благодарил Бога. Подвижник был так очарован красотой места, что провел почти целый день, гуляя по нему и изучая. Спустя два дня человек Божий вернулся в Херсфельд и рассказал братьям о найденной земле. Штурм попросил их молиться о нем и немедленно отправился на встречу к епископу. Он был тепло встречен Бонифацием и начал описывать найденное им место, подробно останавливаясь на его достоинствах. «Думаю, что нашел уголок, который ты одобришь», – сказал Штурм. Узнав о географических особенностях места, плодородной почве, больших запасах воды, святитель исполнился радости. Оба поздравили друг друга с удачной находкой и возблагодарили Бога. Потом они беседовали о монашеской жизни и соблюдении ее обетов. Несколько дней архиепископ радушно принимал гостя, давал ему наставления в духовной жизни, еще более зажигая в нем любовь к монашеству и приводя примеры из Священного Писания. К этому времени святой Штурм уже девять лет вел подвижническую жизнь. Затем, благословив Штурма возвращаться к братьям, Бонифаций отправился к королевскому двору просить официальное разрешение на приобретение земли для монастыря. Когда отшельник собрался перевезти своих братьев в найденное им для монастыря место, диавол, всегда завидующий благим начинаниям, боясь добрых плодов их богоугодной жизни, разжег страсти в сердцах злых людей так, что служители Божии не смогли туда переехать сразу. Будучи бессильны исправить ситуацию, служители Христовы поселились в другом монастыре под названием Дрихлар. Святой Бонифаций, как мы уже упомянули, отправился к Карломану, королю франков, и обратился к нему с мудрыми и смиренными словами: «Верю, что Вы получите Небесную награду, если с Божией помощью и при Вашем участии в восточной части Вашего королевства начнется монашеская жизнь и будет учрежден монастырь. По этой причине прошу Вашей помощи в этом начинании, и Господь за это не лишит Вас Вечного блаженства на Небесах. Мы нашли пригодное для монашеского делания место в глухом районе под названием Бохон у реки Фульда, но это место принадлежит Вам. Молю Ваше Величество жаловать нам эту землю, чтобы под Вашим покровительством мы могли там служить Христу».

http://pravoslavie.ru/76054.html

Через неделю непрестанных работ дерн, наконец, был выложен для дальнейшего приготовления извести (обычай того времени. – Прим. пер. ). Бонифаций преподал благословение братии, вверил это место Божиему покровительству и отбыл вместе с рабочими домой. В следующем году он снова навестил новый монастырь, который к тому времени был назван Фульда в честь протекающей рядом реки. Поприветствовав братию, Бонифаций остался у них на несколько дней и дал им наставления, установив в обители святой устав. Объясняя правила монашеской жизни, он прочитал отрывок из устава, который гласит, что винопитие не подобает монашествующим, и тогда все единодушно решили употреблять только слабоалкогольное пиво. Многим позднее его устав был ослаблен на соборе при короле Пипине, когда в этой, к тому времени сильно увеличившейся общине, было много больных и слабых монахов. Каждый год архиепископ Бонифаций навещал этот монастырь; он проводил много времени на возлюбленном им холме, размышляя о скрытых истинах Писания Вскоре архиепископ имел доверительную беседу со Штурмом и дал наставление о том, как управлять обителью; после этого, обратившись к братии и напомнив им о необходимости послушания и подчинения воле игумена, он вверил их Христу, попрощался и уехал. Каждый год архиепископ навещал этот монастырь; всякий раз, когда у него находилось немного свободного времени от епископских обязанностей, которые были поистине обременительны, святитель посещал братию, выполнял ручную работу, проводил много времени на возлюбленном им холме, о котором мы уже говорили, размышляя о скрытых истинах Писания. Когда у братьев появилось пламенное желание следовать правилу преподобного отца Венедикта , подчинив свои мысли и деяния монашеской дисциплине, они собрались отправить нескольких монахов в хорошо сформировавшиеся общины в других местах, чтобы как следует познакомиться с их обычаями и правилами. Когда этот благоразумный план был донесен до сведения архиепископа, он с радостью его одобрил и дал указание Штурму самому ознакомиться с монастырями.

http://pravoslavie.ru/76054.html

По заказу императора Валента другой высокопоставленный чиновник, Евтропий, написал «Бревиарий от основания горо­да» (Breviarium ab urbe condita). Излагая историю эпохи царей и классической республики, Евтропий опирается в основном на Тита Ливия и в меньшей мере на Саллюстия, но обнаружи­вает большую самостоятельность в представлении император­ской эпохи. Главная тема «Бревиария» – рост военной мощи и расширение пределов Римского государства. В основу перио­дизации эпохи принципата он положил чреду сменявших друг друга императоров. Лучшей эпохой в истории Рима Евтропий считает время правления династии Флавиев, и портрет осно­вателя этой династии Веспасиана наделен у него апологети­ческими чертами. Святой Константин, которого Евтропий мог знать лично, представлен Евтропием многопланово. Историк не без осуждения пишет о его ответственности за убийство жены Фаусты, сына Криспа и других близких родственников, в то же время он ценит Константина за любовь к наукам, за его заботу о школьном деле, при этом, странным образом, поч­ти вовсе не касаясь его религиозной политики. Нет сведений о том, принадлежал ли Евтропий к Церкви или оставался вне ее, и само его сочинение не дает твердых оснований судить об этом с достоверностью, заметно однако равнодушие истори­ка к религиозным темам; правда, в своих моральных оценках Евтропий обнаруживает зависимость от принципов стоиче­ской этики, но это обстоятельство не позволяет еще решитель­но отвергать его возможное христианство, поскольку многих христианских авторов позднейшей эпохи, особенно на латин­ском Западе, затронуло влияние стой. Эта его приверженность стоической морали, а также увлекательность его повествова­ния, пересыпанного историческими анекдотами, содействова­ли его успеху в средневековье. Крупнейший и вполне самостоятельный историк IV века – Аммиан Марцеллин, имя которого можно поставить в один ряд с самыми громкими именами латинской историографии – Ливи­ем, Саллюстием, Тацитом, а поскольку по происхождению и род­ному языку, хотя он и писал на латыни, Аммиан был антиохий­ским греком, то и с такими мастерами исторической прозы, как Ксенофонт или Полибий. «История» Аммиана Марцеллина, от которой сохранились лишь последние книги – от 14 до 31, наря­ду с трудами церковных историков Евсевия, Сократа, Созомена, служит наиболее надежным источником по IV веку. Скомпроме­тированная в средневековье апологией Юлиана Отступника, под началом которого Марцеллин нес офицерскую службу, она была мало известна до эпохи гуманизма, но обнаруженная в книгохра­нилище Фульдского монастыря «История» была издана и с этих пор стала одной из самых читаемых книг в кругу гуманистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Бенедиктинское братство особенно широко развернуло свою деятельность с конца VI века при святом Григории Двоеслове , который в 601 году на Латеранском соборе изъял бенедиктинские монастыри из юрисдикции местных епископов; от епископов теперь требовалось только согласие на постройку новых монастырей в их епархиях. «Этим монастырям предоставлялся весьма удобный путь для освобождения от епархиальной власти, в непосредственном подчинении Римскому епископу, и папы охотно даровали им эту привилегию. Крупные бенедиктинские монастыри составляли, таким образом, во всей Европе островки, входившие в состав епархии Римского епископа» 63 . Деятельность преподобного Венедикта имела большое значение и для развития женских монастырей. Его Уставом, впервые примененным к женскому общежитию сестрой преподобного Венедикта – святой Схоластикой, стало пользоваться множество женских обителей. В конце VI века миссионеры, посланные святым Григорием в Англию, основали там ряд бенедиктинских обителей. Глава миссионеров – Августин, став первым английским архиепископом, основал бенедиктинский монастырь святого Петра в своей резиденции в Кентербери. Следующее поколение английских миссионеров также руководствовалось Уставом преподобного Венедикта, основывая монастыри в Вирмуте (674), Ярроу (682) и других местах. Медленнее проникал Устав в Испанию, где монашеские традиции были связаны с уже практиковавшимся там Уставом святого Фруктуоза (VII в.). Это относится и к Германии, где в VII веке господствующее положение имел Устав Луксея 64 . Но благодаря деятельности миссионеров, прибывших из Англии, Устав преподобного Венедикта к VIII столетию вытеснил уставы, существовавшие там ранее. В 744 году по образцу итальянских бенедиктинских монастырей была основана обитель в Фульде (Германия). Уже в 751 году она была изъята из ведения местного епископа и подчинена непосредственно папе. Насчитывая в то время более 400 монахов, она быстро стала крупнейшим научно-богословским центром. Один из самых образованных богословов IX в., Рабан Мавр, был наместником Фульдского аббатства.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В. занимался вопросами исчисления Пасхи. Адон Вьеннский (Chronicon s. a. 572//PL. 123. Col. 108) упоминает его соч. «О пасхальном круге» (De cyclo paschali), из к-рого Беда Достопочтенный приводит 2 фрагмента (De Ratione temporum. 51//PL. 90. Col. 502); 17 др. фрагментов этого сочинения сохранились в «Толковании на Шестикнижие» Иоанна Диакона Римского (VI в.). Сочинение направлено против системы, предложенной столетием ранее Викторием Аквитанским , и защищает александрийскую пасхалию. В этом же сочинении Иоанна Диакона сохранилось 6 фрагментов из произведений В. «О Ноевом ковчеге» (De arca Noe), где появляется символическое толкование чисел и «Книги ответов» (Liber Responsorum), представляющей собой собрание схолий различных писателей на Пятикнижие. Собранные В. схолии принадлежат исключительно вост. отцам и учителям Церкви. В. цитирует сщмч. Поликарпа , еп. Смирнского, Оригена , свт. Василия Великого , Диодора , еп. Тарсийского, Севериана Габальского . Мн. цитаты из Поликарпа Смирнского, приводимые В., по др. источникам неизвестны. Последним экзегетическим произведением В. является соч. «Главы о Воскресении Господнем» (Capitula de Resurrectione Domini), представляющее собой согласование 4 евангелистов в повествовании о Воскресении Иисуса Христа. Ж. Морен (RBén. 1890. N 7. P. 416-423) атрибутирует В. послание к Констанцию, еп. Аквинскому, к-рое в ряде рукописей предшествует рим. лекционарию Посланий ап. Павла. Таблица Апостольских чтений присутствует уже в Фульдском кодексе В. (CPL, N 1976). Мощи В. хранились в XV в. в Монте-Кассино, частица мощей находилась в Монте-Верджине, откуда они в 1967 г. были перенесены в кафедральный собор Капуи. Соч.: Praefatio in Evangelicos harmonias//PL. 68. Col. 251; Codex Fuldensis: Novum Testamentum latine interprete Hieronimo ex ms. Victoris Capuani/Ed. E. Ranke. Marburg; Lipsiae, 1868, 1871; De cyclo Paschali//PL. 90. Col. 502; Bedae Opera de temporibus/Ed. C. W. Jones. Camb., 1943. P. 272-273, 322-323 [фрагменты]; Ex libello de cyclo paschali// Pitra J. Spicilegium solesmense. P., 1852. Graz, 19622. T. 1. P. 296-301 [фрагменты у Иоанна Диакона]; Capitula de Resurrectione Domini/Ed. J. Pitra//O. C. Prolegomena. P. 53; Ibid.//PLS. T. 4. Col. 1196; Glossa in Epistula ad Romanos/Ed. G. Morin//RBén. 1910. Vol. 27. P. 114 sqq.

http://pravenc.ru/text/158482.html

попытался привлечь на свою сторону низложенного архиеп. Реймсского Герберта Аврилакского (впосл. папа Римский Сильвестр II ) ( Gerbert von Reims. Brief. 220//MGH. Briefe. T. 2. Р. 261). В дек. 997 г. имп. Оттон III подошел с войском к Павии; в сер. янв. 998 г. имп. войска, выступившие в поддержку законного папы Григория V, двинулись к Риму. При приближении войск Оттона III в сер. февр. Кресценций укрепился в замке Св. ангела, И. был вынужден бежать из Рима и укрыться в «неприступной башне», возможно в визант. владениях в Юж. Италии. По сообщению Арнульфа Миланского, И., оказавшись в безвыходном положении, тщетно просил Оттона III о милости. Вскоре антипапа был схвачен и представлен императору. Пленнику вырвали ноздри и язык, обрезали губы и отправили в монастырь в Риме (название монастыря неизв.). В мае 998 г. папа Римский Григорий V созвал Собор, на к-ром И. был низложен. В источниках сообщается о позорной процессии через Рим: сидевшего задом наперед с мешком на голове И. через весь город везли верхом на осле. Однако неясно, была ли эта процессия организована сразу после поимки И. или уже после его низложения на Соборе. Духовенство было недовольно проявленной жестокостью по отношению к И. Св. Нил Калабрийский, как отмечается в его Житии, был удручен происходящим и просил имп. Оттона III и папу Григория V о милости к соотечественнику, апеллируя в т. ч. и к тому, что И. обоим им приходился крестным отцом. Император и папа остались непреклонны. Год смерти и место погребения И. неизвестны. В каталоге аббатов монастыря св. Сильвестра близ Нонантолы указана дата смерти И.- 26 авг. (Catalogi abbatum Nonantulanorum//MGH. Scr. Lang. P. 573). Общепринятой является гипотеза, что низложенный антипапа не пережил Оттона III и Сильвестра II, и потому его смерть следует датировать 1001 или 1002 г. Дата смерти И. 2 апр. 1013 г. в мон-ре Фульда основывается на сообщении Фульдского некролога о смерти в этот день некоего «Иоанна, грека» (Annales necrologici Fuldenses//MGH. SS. T. 13. P.

http://pravenc.ru/text/469702.html

Елена, ж. хорватского кор. Дмитрия Звонимира, д. венгерского кор. Белы I (ум. после 1091 г.) V 320 Елена, ж. венгерского кор. Белы II Слепца, д. сербского жупана Уроша I V, 367 Елена, ж. польского кн. Казимира II Справедливого, д. зноемского кн. Конрада II (?) (ум. в 1202/6 г.) IV, VI, 31, 320 Елизавета, см. Эльжбета (Елизавета) Елизавета, ж. норвежского кор. Харальда Сурового, затем – шведского кор. Хакона, д. киевского кн. Ярослава Мудрого VII, IXa, 136, 140 Елизавета Тюрингенская, св., ж. тюрингенского лгр. Людвига IV, д. венгерского кор. Эндре II (ум. в 1231 г.) V, 371, 371–372 Жеффрей Гаймар, нормандский историограф (перв. пол. XI в.) 133, 195–196 «Житие Аннона, архиеп. кёльнского» (1104/5 г.) 153 «Житие св. Константина-Кирилла» (870-е гг.) 103 «Житие св. Мариана Ирландца» (1180-е гг.) 285–287 «Житие св. Меммия, еп. шалонского» (ок. 870 г.) 100 Жоффруа де Виллардуэн, историограф Четвертого крестового похода (ум. в 1212/8 г.) 160 «Законы Эдуарда Исповедника», кодекс английского средневекового права (не позднее 1134 г.) 133 Зализняк А. А. 39 Захария, п. римский (741–752) 354, 354 Збигнев, кн. польский (1102–1107/8, ум. после 1112 г.) IV, 175–179, 177–179, 255, 360 Звенислава, ж. силезского кн. Болеслава Высокого, д. киевского кн. Всеволода Ольговича IV, IXa Зbiздeцьkuй Б. А. 59 Здик, см. Генрих Здик Зефрид, монах Михельсбергского м-ря (сер. XII в.) 254 Зиберт Р, см. Siebert R. Зигварт, аб. Фульдского м-ря (ум. в 1043 г.) 118 Зигфрид, гр. штаденский, б. Генриха Доброго (ум. в 1037 г.) 341, 341 Зигфрид, гр. штаденский, с. Генриха Доброго (ум. в 994 г.) 341, 341 Зигфрид, пробст ц-ви св. Николая в Магдебурге, б. мгр. Саксонской северной марки Генриха I Высокого (ум. ок. 1102/6 г.) 342 фон Зимзон Б., см. von Simson В. Зинон, имп. римский (474–491, с перерывом) 221, 222–223, 223 Зопир, полководец персидского царя Дария I 306, 306 Зоя, д. византийского имп. Константина VIII (ум. в 1050 г.) VIII, 73 Зулта, венгерский вождь, с. Арпада (перв. пол. X в.) V, 354 Иаков, св., постол 285–287, 286

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) денежная поддержка кооперативных товариществ со стороны государства; 2) облегчение налогового и военного бремени; 3) ограничение силы капитала и устранение зол, возникающих из ажиотажа, ростовщичества и биржевых спекуляций. Деятельность Церкви является, напротив, довольно ограниченной. Он требует от неё: 1) распространения христианского духа любви и справедливости; 2) распространения добродетелей деятельной любви и благотворительности; 3) оказания поддержки и утешения в годину забот и нужды пробуждением надежд на лучшее будущее. Церковь вносит в среду рабочего люда дух истины, государство даёт ему его организацию. Дело, предпринятое Кеттлером и Муфангом, продолжалось «Христианско-социальными листками» и католическими союзами. Уже на Фульдской конференции было рекомендовано основание католических рабочих союзов, и эту задачу взяли на себя католические клубы, которые устроили общий съезд в Дюссельдорфе 9 сентября 1869 г. Был выбран комитет с целью ускорить образование христианско-социального союза для поднятия экономического и морального уровня рабочего сословия и содействовать распространению соответствующих литературных произведений; несколько профессоров вошли в состав комитета. Так возникли христианско-социальные союзы или «Союзы св. Иосифа», число которых, быстро возрастая, охватило все рабочие, ремесленные и крестьянские союзы. Основание их происходило по следующим определённым нормам: тесный союз с церковью, extra quam nulla spes, должен быть связан с принципиальной враждой по отношению к социал-демократии. Во главе союза должны стоять испытанные рабочие. Стачки абсолютно не воспрещаются, но от политики следует держаться подальше; только в вопросах действительной важности требуется решительное участие. Каждый воскресный вечер назначается собрание для собеседования по социальным вопросам. Кроме того, основаны в большом изобилии кредитные, сберегательные союзы и союзы вспомоществования. 6–8 марта 1870 года в Эльберфельде состоялся съезд делегатов из Рейнской области и Вестфалии, на котором были представлены 14 союзов 150 депутатами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Единственный полный чин мессы сохранился в составе Миссала Стоу. Однако структура евхаристической молитвы в нем отличается от молитвы в Сакраментарии Clm. 14429 и др. памятниках галликанского типа. В ее основе лежит скорее рим. месса, адаптированная к местным обычаям. Чинопоследование начинается с «литании апостолов и мучеников, святых исповедников и дев» (ср.: St. Gallen. Stiftsbibl. 1395. Fol. 426-427). Затем следует ряд стандартных кратких молитв покаянного и ходатайственного характера: Deus in adiutorium, Peccavimus Domine, Libera nos, Omnes sancti, orate pro nobis и т. д., далее «молитва Августина» (Profeta omnes iustitiae), представляющая собой священническую апологию, и покаянная молитва Rogo te, Deus Sabaoth altissime (хорошо известна по континентальным источникам). Далее указаны 2 вариативные молитвы - Ascendat oratio nostra (повседневная) и молитва на праздник апостолов Петра и Павла Deus qui beato Petro (как в Миссале из Боббио). Затем поется Gloria in excelsis. Вероятно, здесь совершался вход в храм и приближение к престолу. Следующие далее 2 коллекты (Deus Pater omnipotens Domine и Deus qui diligentibus) выписаны как повседневные альтернативы или дополнения к 1-й молитве после рубрики Orationes et preces missae ecclesiae romanae (Fol. 15), к-рая называется «молитвой ап. Петра» (инципит Deus qui culpa offenderis; она есть и в Миссале из Боббио). Рукой Моэл Каиха после этой молитвы написано: «Hic augmentum» (букв.- «Здесь добавление»), что, видимо, указывает место вставки дополнительной молитвы. Приводится фиксированное чтение из Апостола - 1 Кор 11. 26-32, к-рое интерпретируется исследователями или как образец для подражания, или как часть вотивной мессы. Между чтениями из Апостола и Евангелия вставлено огромное количество молитв, что нехарактерно для др. традиций. Корректор добавил еще молитву Deus qui nos regendo перед покаянной молитвой Omnipotens sempiterne Deus. Приведенные далее стихи Пс 104, возможно, представляют собой градуал . Затем выписаны молитва Grata sint tibi, пение стиха Пс 117 с «Аллилуия» и молитва о принятии даров Sacrificiis praesentibus. На листах 16v - 17 - литания «Deprecatio S. Martini pro populo». Архаичным элементом в ней является моление «за благочестивых императоров и все римское войско» (pro piissimis imperatoribus et toto romanorum exercitu) (в Миссале Корпус-Кристи вместо «императоров» написано «царь» (rex), а вместо римского указано - «ирландское войско» (exercitu Hibernensium)). Литания несомненно имеет греч. прототип. На лат. Западе она известна как «Deprecatio Gelasii» или по инципиту «Dicamus omnes» (подобно церковнослав. «Рцем вси») (см.: De Clerck P. La «prière universelle» dans les liturgies latines. Münster, 1977. P. 145-154). Эта литания была и в утерянном ныне ирл. Фульдском Сакраментарии.

http://pravenc.ru/text/1684161.html

Внешняя история Чехии при Болеславе II, отношения к Германии и Польше. 967–992 гг Болеславу I наследовал сын его, Болеслав II, прозванный Благочестивым. Одною из первых забот его была – иметь в Чехии своего епископа. Но устройство новой епископской кафедры нарушало старые границы немецких епархий и встречало сопротивление в духовных сановниках. Счастливому осуществлению мысли Болеслава II способствовало то, что она нашла себе поддержку в императоре Оттоне. Император Оттон I носил высокую идею – связать романо-германский мир в один политический союз, христианскими учреждениями восстановить внутри его прочный мир и совокупными силами западного христианства подчинить и уничтожить язычество. С этою целью, налагая ярмо зависимости на Славян, живших между Лабой и Одрой, Оттон не менее ревностно заботился о христианской проповеди между ними и прочном церковном устройстве в землях их. Любимая мысль Оттона, которую он питал в продолжение 20 лет и выполнить которую препятствовали притязания заинтересованных в этом деле высших духовных сановников, была основать епископскую кафедру в Девине (Магдебурге), и подчинить ей, как всех новообращенных Славян, так и те епископские кафедры, которые могли быть устроены в землях их. Самое сильное сопротивление встречал император в майнцком митрополите: учреждением девинской епископия у Майнца отнималась целая провинция со всеми её доходами. Гальберштадтский епископ, в епархии которого находился Магдебург, также не соглашался уступить желанию Оттона. 460 Вскоре после поражения Угров, в 955 году, через Гадемара, аббата фульдского, Оттон испрашивал у папы согласия на устройство новых епископий. Хотя папа Агапит незадолго перед тем не только почтил митрополита Вильгельма почетным титулом апостольского викария в Германии и Галлии и утвердил за майнцкой церковью все её права и привилегии, но и дал Вильгельму апостольское полномочие отлучать от церкви всякого, кто бы стал претендовать на права его; при всем том Гадемару как-то удалась цель посольства, он принес папскую буллу, разрешавшую королю устроить новые епископии по своему желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010