Молитесь также и о нас. Смотри, какое смирение; даже сам Павел нуждается в их молитвах. Чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать. То есть чтобы дал мне свободу, но не для того, чтобы я был свободен от уз, а для того, чтобы я сказал тайну Христову, как мне должно сказать, то есть без притворства и уверток. Каким же образом, будучи связан, он умоляет и просит других избавить его от того, что уже имеет? Этим он выражает не только свое смирение, но и показывает силу братской молитвы. И он имел нужду в помощи свыше, которую в большей мере могла ему доставить молитва братии. Этим же словом хотел он ввести их в труд молитвенный. Ибо если о нем нужна молитва, тем более о них самих. Со внешними обходитесь благоразумно. Что сказал Господь: вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф.10:16), это же говорит теперь и он: будьте осторожны и не подавайте чужим никакого подвода против вас, если они не причиняют вам никакого вреда, и не оскорбляйте их безвременно. Ибо таковые вне суть, то есть не свои нам, не одного с нами двора; хотя в том же с нами мире живут, однако вне суть, как сущие далеко и от Церкви, и от Царствия Божия. Поэтому благоразумно следует обращаться с ними. Что касается своих ближних, то в обращении с ними не требуется такой осторожности. Поощряет их и тем, что эллинов называет внешними. Пользуясь временем. Это он сказал, не того желая, чтобы мы были переменчивы и лицемерны, но что время не наше, а их. А можете вы сделать его и своим, если будете обходиться с ними благоразумно, не будете заводить неуместных ссор, напротив, будете воздавать им подобающую честь, когда это не вредит вашей душе. Послушай его слова, сказанные к Агриппе: почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться пред тобою (Деян.26:2). Таким образом, мы и чужих сделаем своими, кротостью привлекая их к проповеди. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1064...

Молчание врагов Христа, по меткому замечанию Джона Р.У.Стотта, есть «не менее красноречивое доказательство воскресения, чем свидетельства апостолов». Насмешки над христианами в Афинах Когда Павел говорил жителям Афин о воскресении Христа, им нечего было ответить на его слова: «Услышавши о воскресении мёртвых, одни насмехались...» ( Деян. 17:32 ). Насмехались они только потому, что не могли понять, как может человек восстать из мёртвых. Мы не слышим даже попыток этих людей защитить свою точку зрения, которая, по сути, сводится к словам: «Не морочьте мне голову фактами, я уже всё для себя решил». Почему в Греции, в противоположность Иерусалиму, Павла встретило подобное неверие? Дело в том, что о пустой гробнице хорошо знали все жители Иерусалима (она была прямо там, и любой мог пойти посмотреть на неё). От Афин же она была далеко, и мало кто знал об этом свидетельстве воскресения. Слушатели Павла не стали проверять его рассказа, предпочитая вместо этого подвергнуть апостола своим невежественным насмешкам. Такую позицию смело можно назвать интеллектуальным самоубийством. Перед Агриппой и Фестом в Кесарии Павел сказал Агриппе и всем, кто присутствовал на суде, что Христос «...имел пострадать и, восстав первый из мёртвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам. Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел, большая учёность доводит тебя до сумасшествия. Нет. достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла: ибо знает об этом царь, пред которым и говорю смело; я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто, ибо это не в углу происходило; веришь ли, царь Агриппа, пророкам? знаю, что веришь. Агриппа сказал Павлу: ты не много не убеждаешь меня сделаться Христианином» ( Деян. 26:23–28 ). Вновь, как и в Афинах, Павел сталкивается с неверием. Он снова говорит о восстании Иисуса из мёртвых ( Деян. 26:23 ), не получая в ответ никакого убедительного опровержения, только насмешки, исходящие от Феста. Свою защиту Павел строит на словах «здравого смысла» ( Деян. 26:25 ), подчёркивая, что учение его основано на фактах, которые «не в углу происходили» ( Деян. 26:26 ). Своими доказательствами он пытается заставить Агриппу и Феста задуматься, однако Фест, подобно афинянам, предпочитает отделаться от Павла насмешкой. Этот случай произошёл в Кесарии, где о пустой гробнице навряд ли было всем известно. Поездка в Иерусалим подтвердила бы слова Павла. Достоверный исторический факт

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Мф 5:9.  Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Разумеются не только те, которые сами живут со всеми мирно, но и те, которые примиряют враждующих. Миротворцы суть и те, которые учением обращают к истине врагов Божиих. Таковы суть сыны Божии, ибо и Единородный Сын Божий примирил нас с Богом. Мф 5:10.  Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Не одни мученики преследуются, но и многие другие за оказание помощи обидимым и вообще за всякую добродетель, ибо всякая добродетель есть правда. Воров и убийц также преследуют, однако они не блаженны. Мф 5:11.  Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать Наконец, Господь говорит к Своим апостолам, показывая, что терпеть поношение свойственно более всего учителям. и всячески неправедно злословить за Меня. Не просто поносимый блажен, но только поносимый за Христа и ложно. В противном же случае он несчастен, потому что для многих служит соблазном. Мф 5:12.  Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: Господь не говорил о великой награде за другие добродетели, но здесь сказал о ней, показывая этим, что переносить поношения — великое и самое трудное дело, ибо многие и сами себя лишили жизни. И Иов, перенесший другие искушения, особенно был возмущен тогда, когда друзья поносили его, будто он страдает за грехи. так гнали  и  пророков, бывших прежде вас. Чтобы не подумали апостолы, что их будут гнать за  проповедь  чего-либо противного учению Христа, Господь утешает их, говоря, что и пророков прежде вас гнали за добродетель; поэтому в их страданиях вы имеете утешение. Лк 21:12. Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать:  вас,  предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; Лк 21:13. будет же это вам для свидетельства. «Прежде… всего того», что имеет случиться при кончине мира, или и при пленении (ибо, как я сказал, Он с речью о кончине соединяет речь и о пленении), « возложат на вас», то есть учеников Моих, « руки». И действительно, прежде пленения Иерусалима апостолы изгнаны были из него, по особенному усмотрению Божию, именно: чтобы все ужасы обрушились только над распинателями, а они, то есть апостолы, наполнили весь мир проповедью. Были также приводимы апостолы и пред царей и правителей: например, Павла водили к Фесту, к Агриппе, к самому кесарю (Деян 25:6–23, 26:32). Обратилось же это для них в славу свидетельства.

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

Настоятельной надобности предлагать царю дело Павла Фест, как видно, не имел. Если же сделал это, то, по замечанию дееписателя, потому, что... надо же было чем-нибудь занять проведенные царем здесь «много дней», тем более, что дело это было для царя действительно небезразличное и небезынтересное, причем Фест мог даже надеяться услышать от царя, по ознакомлении с этим делом, мнение о нем более правильное и компетентное, нежели какое мог составить сам правитель, еще так мало знавший обычаи и законы иудейские (ср. Деян.25:26–27 ). Деян.25:15–21 . Фест делает Агриппе довольно обстоятельное сообщение о деле Павла, выставляя попутно на вид и свою личную правдивость (не пренебрегая, однако, и ложью, ср. Деян.25:20 ), честность и ревность в ведении этого дела, и преимущества вообще римского судопроизводства сравнительно с тогдашним иудейским. Деян.25:16 .  Я отвечал им, что у Римлян нет обыкнове­ния выда­вать какого-нибудь человека на смерть, пре­жде нежели обвиня­емый будет иметь обвинителей налицо и по­лучит свободу защищаться про­тив обвине­ния. «Ни одного из обвинений, какие я предполагал», судя по настойчивости и озлоблению обвинителей, особенно обвинений политического характера. Единственное такого рода обвинение было настолько несерьезно и главное – бездоказательно, как и все остальные, что слова прокуратора равносильны полному оправданию обвиняемого. Деян.25:19 .  но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив. «Споры... об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив». Выражение звучит равнодушием ко всем этим истинам и желанием показать себя стоящим выше этих «иудейских суеверий», как выражались язычники вообще об откровенной еврейской религии. Учение же Павла о воскресении Христовом передается с нескрываемым издевательством: « περ τινο: Ιησο τεθνηκτος, ν φασκεν ο Παλος ζν» – о некоем Иисусе умершем, Которого Павел «утверждал жить», т. е. делал нечто такое, что выше его сил, каковы вечные и неодолимые законы природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не видишь ли ты, как был уступчив Павел, когда что нисколько не вредило проповеди? Послушай его слов, сказанных Агриппе: « Почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи, тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня великодушно » (Деян. 26:2, 3). А если бы он считал необходимым говорить начальнику оскорбительные слова, то испортил бы все дело. Послушай также, с какой умеренностью отвечают иудеям те, которые были с блаженным Петром: « Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам » (Деян. 5:29). Хотя люди, решившиеся положить свою душу, могли бы и говорит дерзости и делать все, что угодно, но ведь они решились жертвовать жизнью не по тщеславию (это именно было бы тщеславием!), а для того, чтобы проповедовать и чтобы о всем говорит смело, тщеславие же показывает недостаток скромности. « Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью », т. е. ваша любезность пусть не доходит до того, чтобы она употреблялась без разбора: можно говорит любезно, но нужно делать это с должным приличием. « Дабы вы знали, как отвечать каждому ». Итак, не со всеми должно говорит одинаковым образом, т. е., с эллинами и с братьями; нет, — это было бы большим безрассудством. « О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе » (ст. 7). О, каково благоразумие Павлово! Он помещает в своих посланиях не все, а что необходимо, в чем настоятельная нужда. Это потому, во–первых, что не хотел слишком распространять (послания); во–вторых, с целью предоставить больше чести лицу, отходившему (с посланием), чтобы ему было что рассказать; в–третьих, показывая, как сам он к нему расположен, потому что в противном случае не поручил бы ему этого. Наконец, было что–нибудь и такое, чего нельзя было объявлять письменно. « Возлюбленный брат », — говорит он. Если возлюбленный, то он знал все, и (Павел) ничего не скрывал от него. « И верный служитель и сотрудник в Господе ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ведь обещания, в случае их неисполнения, лишь усугубляют печаль, и лучше их с самого начала вовсе не делать. И несмотря на это, несмотря на то, что я рискую личною безопасностью, я считаю себя обязанным сообщить тебе о решении богов. По всей видимости, ты скоро будешь освобожден от этих своих цепей; тогда ты достигнешь величайшего почета и власти, и все те, кто теперь скорбит о постигшей тебя судьбе, будут заискивать перед тобою. Ты умрешь, добившись счастия и оставив состояние детям своим. Помни, однако, что, когда ты вновь увидишь эту птицу, тебе предстоит умереть через пять дней. Что все так и случится, это возвещают тебе боги, пославшие эту птицу. Я, знакомый с предсказанием будущего, не счел себя вправе скрыть от тебя все это, дабы ты, зная, что тебя ждет лучшее будущее, легче переносил страдания настоящей минуты и не придавал им слишком большого значения. Помни также, что когда счастье улыбнется тебе, то были мы, товарищи твои по заключению, которые предсказали тебе скорое освобождение». Это предсказание германца первоначально показалось Агриппе столь же смешным, сколь оно впоследствии возбудило его удивление. Тем временем Антония, которую очень огорчало постигшее Агриппу несчастие, но которая понимала, что теперь несвоевременно да и бесполезно будет заступаться за него у Тиберия, постаралась добиться от Макрона, чтобы в виде стражи Агриппы и в лице сотников, которым поручался неуклонный надзор за арестантами, назначались люди более мягкосердечные, чтобы Агриппе ежедневно разрешалось купаться, чтобы ему было дозволено видеться с друзьями и вольноотпущенниками своими и чтобы он вообще не ощущал никакого существенного недостатка ни в чем. Таким образом, арестованного посещали его друг Сила и вольноотпущенники Марсия и Стойхей. Они доставляли ему любимую пищу и вообще всячески заботились о нем; так, например, они приносили с собою, как будто бы для продажи, плащи, которые, с наступлением ночи, при содействии солдат и с ведома Макрона, подстилали Агриппе. Так продолжалось дело в течение шести месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очевидно, прокуратору надоело слушать богословские рассуждения Павла: он мало что в них понял, но пришел к убеждению, что перед ним стоит религиозный фанатик, одержимый безумными идеями. В своих посланиях Павел писал о «безумии» христианской проповеди. О себе он говорил: «Мы безумны Христа ради» ( 1Кор. 4:10 ). Распятый Христос, которого он проповедует, это «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор. 1:24 ). В христианской перспективе радикально меняется система ценностных ориентиров, «мудрость мира сего» становится «безумием пред Богом» ( 1Кор. 3:19 ). Спасение приходит не через мудрость мира, но через «юродство» проповеди Христа распятого и воскресшего ( 1Кор. 1:21 ). Так рассуждает Павел в посланиях, обращенных к христианским общинам. Но Фесту он отвечает иначе: спокойно и с чувством своей правоты он настаивает на том, что говорит «слова истины». Да, эти слова ничего не значат для прокуратора, но Павел надеется, что царь Агриппа сможет их понять. He вступая в дискуссию с Фестом, Павел вновь обращается к Агриппе, который, как он верит, должен знать о страданиях, смерти и воскресении Христа. Слова о том, что это «не в углу происходило», относятся к этим событиям: «Здесь он говорит о кресте, о воскресении, говорит, что это учение известно no всей вселенной». 549 Второй раз Павел обращается к Агриппе с прямым вопросом о вере – так, будто он допрашивает Агриппу, а не Агриппа его. Верит ли Агриппа пророкам? Конечно, верит, коль скоро он иудей по происхождению: Павел сам отвечает за вопрошаемого. Но пророки предсказывали пришествие Христа, и их предсказания исполнились. Мысль об этом уже прозвучала, и она должна была прозвучать здесь вновь, если бы Агриппа не прервал Павла. Его реакция на слова Павла в отличие от реакции Феста была не грубой, а ироничной. Греческий текст (ν λγ με πεθεις Χριστιανν ποισαι) допускает разные варианты перевода. Один вариант: «Еще немного, и ты убедишь меня стать христианином». Другой: «В короткое время ты пытаешься убедить меня стать христианином!» Третий вариант – читать слова Феста с вопросительным знаком; «За столь короткое время ты хочешь убедить меня стать христианином?» С нашей точки зрения, первый вариант перевода предпочтителен, но при том понимании, что во фразе звучат ирония и сарказм. Трудно себе представить, чтобы Агриппа в самом деле заявил о скорой готовности уверовать во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Речь П. представлена автором кн. Деяний как защитительная. Однако П. пользуется возможностью выступить перед собранием не столько для того, чтобы опровергнуть обвинения, сколько для изложения своей веры (Деян 26. 1-8). П. обращается к Агриппе как к представителю той же веры и того же народа: он говорит о «нашем» вероисповедании и о «наших» 12 коленах ( Dunn. 1996. P. 326). Исповедуемая им вера не означает, с его т. зр., разрыва с той религ. традицией, к к-рой он принадлежит с юности. Напротив, именно эта традиция на протяжении веков сохраняла мессианские чаяния. И в этой традиции сложилось то представление о воскресении мертвых, к-рое помогло христианам осмыслить феномен воскресения Христа. Эту часть речи П. завершает риторическим вопросом, обращенным к Агриппе и, очевидно, к Веренике, не верят ли они в воскресение мертвых. Далее П. красочно описывает тот период, когда он был гонителем Церкви (Деян 26. 9-11), и рассказывает о том, как Христос явился ему на пути в Дамаск (Деян 26. 12-15). Откровение, полученное П. в непосредственном опыте, стоит для него в одном ряду с откровениями, к-рые получали ветхозаветные пророки, а само событие пришествия в мир Мессии и Его воскресения является исполнением древних пророчеств. П. считает своим долгом свидетельствовать о том, что Тот, о Ком Порций Фест недавно говорил как о «каком-то Иисусе умершем», является обетованным Мессией, Который воскрес и Которого П. видел своими глазами. За рассказом о небесном видении следует описание миссионерского служения П. и событий, ставших причиной его ареста (Деян 26. 19-23). П. говорит о своей проповеди как о проповеди покаяния (ср.: Деян 20. 21). Он подходит к сердцевинному пункту своего символа веры - к учению о воскресении Христа (ср. также: 1 Кор 15. 20). За этими словами стоит учение о том, что воскресение Христа открыло путь к воскресению для всех уверовавших в Него. Речь П., обращенную к Агриппе, неожиданно грубо прерывает Порций Фест (Деян 26. 24-29). Очевидно, прокуратору надоело слушать богословские рассуждения П.: он мало что в них понял, но пришел к убеждению, что перед ним стоит религ. фанатик, одержимый безумными идеями. Но П. отвечает ему спокойно, что то, о чем он говорит,- «слова истины», к-рые, как надеется П., сумеет понять царь Агриппа. Не вступая в дискуссию с Порцием Фестом, П. вновь обращается к Агриппе, к-рый, как он верит, должен знать о страданиях, смерти и воскресении Христа.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Агриппа Агриппа (человек, который при своем рождении причиняет боль) ( Дeяh. XXV, 13 ) – сын и преемник Ирода гонителя ( Дeяh. XII, 1 ). Порций Фест, преемник Феликса по управлению Иудеей, прибыл в Кессарию, и в бытность его там в Кессарию прибыл также Агриппа (бывший правителем, или прокуратором, некоторых восточных провинций Римской империи) вместе со своей сестрой Вереникой, для того чтобы поздравить его с восшествием на престол. Во взаимной беседе они, между прочим, коснулись ап. Павла, находившегося тогда в заточении в Кессарии, и так как его чудеса были весьма замечательными, то Фест сообщил подробный рассказ об оных Агриппе и возбудил в нем сильное любопытство увидеть и послушать его. Фест, с одной стороны, чтобы удовлетворить просьбу своих знаменитых друзей, а с другой – чтобы иметь предлог выпытать у Павла главный предмет его жалоб, дабы он мог сообщить о них кесарю, которому апостол представил оные на рассмотрение, взошел с большой свитой на трибуну и, окруживши себя главными сановниками города, приказал привести ап. Павла пред свое лицо. Когда великий апостол явился пред ними, то Фест, обращаясь особенно к Агриппе, указал на причины, по которым он востребовал Павла пред свое лицо, и таким образом дал своевременный случай самому ап. Павлу изложить пред Агриппой свое дело, что он и сделал с беспримерной силой и красноречием. Фест мог опровергнуть его доказательства единственно только обвинением в безумстве; но Агриппа, на совесть которого Павел произвел хотя очень резкое, но вместе с тем сильное впечатление, был вынужден невольно произнести следующие замечательные слова: ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином ( Дeяh. XXVI, 28 ). Павел заключил свою речь убедительнейшим обращением к царю; затем собрание разошлось, и об Агриппе в кн. Деяний не упоминается более ничего, кроме одного выражения с изъявлением его сожаления ( Дeяh. XXVI, 32 ), что этот верный и красноречивый апостол не мог быть освобожден. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

1069 ρχ.XIX, 7, 3: δεα γον ατ δαιτα κα συνεχς ν τος εροσολμοις ν, κα τ ητρια καθαρς τρει. Δι πσης, γον ατν γεν γνεας οδ μρα τις παρδευεν ατ χηρεουσα θυσας. 1070 Mischna Bikkurim, III, 4 приводит случай, как в день освящения начатков плодов взял каждый, и сам царь Агриппа, свой коробь на плечи и понес до самых преддверий храма, срв. Mischna Bikkurim, III, 1–9 (также Филон, de festo cophini, изд. Richter V, 48–50). По обыкновению раввинских преданий, в приведенном событии не отличено, при каком Агриппе, Ι или II, оно имело место, но можно догадываться, что это был Агриппа I. 1072 Sota VII, 8. Этот голос народа не был простой лестью, но согласовался и со строго фарисейскими воззрениями, в силу которых потомство Идумеянина, обращавшегося в Иудейство, уже в третьем поколении считалось за совершенных Израильтян ( Втор.23:8–9 ). Некоторые исследователи (Hitzig. II, 571, Brann. и др.) относят это событие к Агриппе II, сыну I-ro, но большинство находят более естественным все это относить к Агриппе I-мy в виду его положительного и ясно выступающего фарисейского содружества. 1073 История с Силой ρχ.XIX. 7, 1; 6, 3, и с Симоном фарисеем ρχ.XIX, 7,4, подтверждает немало эту черту характера Агриппы. 1075 ρχ.XIX, 7, 2; περ λ. II, 11, 6; V, 4, 2. срв. у Derenb. p. 218 и д. Замечательно, что Tacit. Hist. V, 12, объясняет первоначальное снисхождение к построению стен подкупом римских чиновников Агриппой: per avaritiam Claudianorum temporum empto jure muniendi struxere muros in pace tamquam ad bellum. 1077 ρχ.XIX. 9, 1. Под Севастийцами здесь разумеется Σεβαστηνο, т.е. Самарийские солдаты, стоявшие гарнизоном в Кесарии. 1078 Одна из таких забав состояла в том, что собранные из тюрем преступники, составляя 2 огромные роты по 700 человек, были заставлены дать на сцене картину настоящего сражения, удавшуюся как нельзя лучше: забавляя других, эти несчастные и «сами получили чрез то казнь», погибли все до единого, и «ужас войны превратили в мирные увеселения» (ρχ.XIX, 7, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010