Однако, с т. зр. ап. Павла, такая позиция была противоречива, поскольку придерживавшиеся закона Моисеева не могли находиться в полном общении с христианами из язычников, в частности участвовать в совместных трапезах (ср.: Ritschl. 1857; Holmberg. 1998; Zetterholm. 2003). Вероятно, по этой причине ап. Павел не ссылается на Соборное решение в Послании к Галатам, поскольку оно допускало возможность для язычников стать христианами и войти в эсхатологический народ Божий (ср.: пророчество Ам 9. 11-12), не принимая закона Моисеева, но закрепляло разделение Церкви на 2 не общавшиеся друг с другом общины. Ситуация осложнялась тем, что христиане, жившие в Иерусалиме, были «нищими» не только по имени, а потому нуждались в помощи от диаспоры, но не могли принимать дары от тех, кто не соблюдали закон Моисеев (ср.: Рим 15. 31). Кроме того, в этот период обострились отношения между иудеями и рим. властями в Палестине. Среди зилотов появилось множество сторонников вооруженной борьбы с язычниками и теми, кто с ними сотрудничали. По этой причине деятельность ап. Павла компрометировала христиан из евреев в глазах зилотов. Когда ап. Павел прибыл в Иерусалим и слухи о его контактах с язычниками стали распространяться по городу, И. предложил ап. Павлу пройти обряд очищения, чтобы отвести от местных христиан подозрения в отказе от закона Моисеева и защитить апостола от иудейской толпы, не меняя при этом решения относительно христиан из язычников (Деян 21. 18-25). Но это не помогло, и ап. Павел был спасен от смерти рим. властями и арестован. Вероятно, нараставший антагонизм между христианами из евреев и иудеями, отвергнувшими Христа, привел в скором времени к гибели И., хотя новозаветные тексты об этом умалчивают (если Послание Иакова написано И., то обличение зилотов можно усмотреть в Иак 1. 20-21 и 2. 13). Начавшаяся в 66 г. война с Римом и последовавшее разрушение храма положили конец существованию той общины, которую возглавлял И. Иосиф Флавий сообщает, что И. был убит в тот период, когда рим. прокуратора Феста сменил Альбин, на основании чего можно датировать его мученичество 62/63 г. Согласно Флавию, главную роль в убийстве сыграл первосвященник-саддукей Анан II (Младший). И. («брат Иисуса, называемого Христом») и нек-рые др. с ним были обвинены перед синедрионом в нарушении закона и приговорены к побитию камнями. Однако иерусалимские знатоки закона не согласились с этим решением и обратились с протестом к царю Агриппе II Ироду и новому прокуратору Альбину. Царь сместил первосвящ. Анана, а на его место поставил Иисуса, сына Дамнея ( Ios. Flav. Antiq. XX 9. 1).

http://pravenc.ru/text/200153.html

Между тем, Павел, целых два года живя в нанятом им доме, всем, кто только приходил к нему, со всей смелостью проповедовал об Иисусе Христе; так что некоторые и из придворных Нерона сделались Христианами. Сотрудниками ему в деле проповеди были Марк, Лука, Тимофей, Епафрас, если не первый проповедник, то, по крайней мере, распространитель христианства в своем отечественном городе Колоссы, и некоторые другие. 6. Последнее апостольское путешествие святого Павла, и мученическая кончина его в Риме (гонение Нероново) По освобождении от уз, Апостол Павел предпринял новое путешествие для утверждения и распространения веры Христовой. Он посетил остров Крит, и оставил там Епископом своего сотрудника Тита; обозревая Азийские церкви, дал Ефесу Епископом другого спутника и сотрудника своего, Тимофея. Между тем, Нерон в Риме воздвиг гонение на Христиан (в 64 году). Чтобы видеть подобие горящей Трои, и иметь удовольствие построить Рим по своему плану, он зажег свою столицу, и сложил свою вину на тех, которые, как известно было, угрожали огнем всему миру. Чтобы удовлетворить своему зверскому чувству, он приказывал зашивать Христиан в звериные шкуры, и отдавать на растерзание псам; других распинал на крестах; а иных, обливши смолою, расставлял в своих садах, и зажигал, для освещения их во время ночи. Без сомнения, этот бесчеловечный мучитель, который первый из императоров Римских стал проследовать Христиан, не мог оставить в покое Апостола, более всех потрудившегося во благовестии Христовом. Когда Павел во второй раз прибыл в Рим, он заключен был в узы, и, по повелению Нерона, усечен мечом, то есть, принял казнь Римского гражданина (29 июня 67 года). Е. Подвиги прочих апостолов и богодухновенных веропроповедников Христовых Апостола Иакова, брата апостола Иоанна убит Иродом Агриппой ( Деян. 12:1–2 ). Симона Петра В одно время с Павлом, претерпел мученическую смерть и Апостол Петр. Когда он освобожден был Ангелом из темницы, в которую был ввергнут Иродом Агриппой после убиения Иакова Зеведеева, то удалился не только из Иерусалима, но и, вообще, из пределов Палестины, которая в это время вся принадлежала Ироду Агриппе. Впрочем, и за пределами Палестины, как Апостол обрезания, Петр проповедовал Иудеям. Через шесть лет он опять является в Иерусалиме на соборе Апостольском. После этого, он встретился с Апостолом Павлом в Антиохии, распространял особо учение Христово между Иудеями, жившими в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, и, в последние годы царствования Нерона, опять вместе с Павлом, трудился в деле проповеди в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   Хотя не Петру определено было сделаться основателем Церкви в столице язычества, однако, ревность о славе Божией скоро направила туда его стопы, и около 45 года он прибыл в Рим. Как продолжительно было пребывание его в сем городе, совершенно неизвестно; но не могло оно продолжаться долее 49 года, ибо в этом году иудеи, и вместе с ними христиане, были изгнаны императорским указом из Рима и вообще из Италии. Клавдий благоволил к иудеям по любви к Ироду Агриппе. Со смертью любимца кончились и милости к народу. Сие пребывание св. Петра в столице цесарей не осталось бесплодным: оно способствовало к преуспеянию веры в римлянах, которые, как свидетельствует предание древней Церкви, не ограничиваясь в своей ревности слушанием известной проповеди апостола, просили ученика апостольского Марка, чтобы он составил для всегдашнего употребления верующих письменный памятник всего, чему учил ап. Петр о Иисусе Христе. Таким образом написано и, с одобрения ап. Петра, предано Церкви Евангелие, занимающее второе по порядку место между книгами Нового Завета. К этому же времени предание относит и другие события жизни Петровой: а) отправление назначенного Петром для проповеди в Александрию того же евангелиста Марка; б) новую встречу и прение апостола с самарянским волхвом Симоном, который, как мы знаем, принял вместе с прочими уверовавшими крещение от руки ап. Филиппа и потом обличен был Петром за свое нечестие. Сей-то Симон, устрашенный тогда угрозами апостола, но не сокрушенный сердцем, обратился на прежний путь. Уже не находя удовлетворения своему тщеславию в отечестве, он, как говорит предание, пришел в Рим испытать счастье. Известно, что во времена императоров Рим наполнен был подобными людьми. Надежды волхва оправдались: не только суеверная чернь, но и легкомысленный двор приведен был в изумление его искусством. Вероятно, и в Риме, как прежде в Самарии, глаголя некоего быти себе велика, Симон приобрел себе не только зрителей, но и учеников и почитателей усердных. Только с прибытием апостола Петра в столицу империи менее стали обращать внимания на волхва. Петр проповедовал свободно; его слово, полное духа и силы, легко привлекало к нему народ, который недавно удивлялся, а теперь начал посмеиваться Симону. Оскорбленный волхв, напрасно истощив все средства к помрачению славы святого Петра, объявил толпе слепых суеверов, еще не отстававших от него, что хочет оставить неблагодарный город, вознестись на небо и оттуда излить свое мщение. В назначенный день собралась толпа любопытных. Симон, после грозной речи, стал действительно отделяться от земли. В числе зрителей был и Петр. Вероятно, намерение посрамить обманщика для общего блага и привело его сюда. Он выступил из толпы и силой молитвы низверг волхва. Совершенно разбитый в своем падении, Симон, не раскаянный, испустил дух вскоре после своей неудачи. Толпы с новым усердием потекли к апостолу Петру.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Члены синедриона обратились к царю Иудеи Агриппе I Ироду, сыну Аристовула и внуку Ирода Великого с жалобой на апостола Иакова, которого они обвиняли в совращении народа в ересь. Ирод Агриппа благосклонно принял жалобу иудеев – его также раздражал рост христианской общины. В результате по приказу царя были произведены аресты некоторых деятелей христианской общины, наиболее значимым из которых был апостол Иаков Заведеев. Подробности этих событий нашли отражение в книге Деяний: В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло (Деян. 12, 1). Стоя перед скорым и неправедным судом, апостол Иаков спокойно выслушал смертный приговор, продолжая свидетельствовать о Христе. Предсмертная проповедь апостола произвела большое впечатление на одного из лжесвидетелей – писца Иосию. И он тотчас же исповедовал себя христианином. Его осудили на казнь вместе с апостолом Иаковом. По пути к месту казни Иосия просил прощения у апостола Иакова. Апостол обнял его и сказал ему: «Мир с тобою». После этого им обоим отрубили головы. Так исполнилось обетование Господа Иисуса апостолу Иакову – он первым из двенадцати принял мученическую смерть за проповедь о Христе. Мощи и почитание апостола Иакова Согласно Преданию, после казни апостола Иакова его ученики взяли его тело. Относительно того, что было дальше, существуют две версии. Согласно одной, ученики положили тело апостола в лодку и отпустили ее в Средиземное море – после длительного плаванья лодка достигла берегов Испании, где местные христиане устроили апостолу гробницу. По другой версии, ученики апостола сами перенесли его тело в Испанию, в город Ириа Флавиа (современный Эль-Падрон) и там погребли. Долгие века гробница апостола Иакова оставалась в безвестности, и лишь в 825 году произошло обретение мощей апостола. Согласно Преданию, некоему благочестивому отшельнику по имени Пелайо было явлено чудесное видение, а пастухи, увидевшие звезду, стоявшую в небе, указали Пелайо место их нахождения. Саркофаг с телом святого был найден именно в том месте, над которым светила звезда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

    Первый период, по мнению большинства ученых, обнимает собою время от начала христианства до царствования императора Траяна. Каковы были отношения к христианству императоров в эту раннюю пору существования христианства? На какой почве они встречаются между собою и когда государство вызнало действительный характер своего противника? Когда собственно начались гонения? Обыкновенно хронологически первым считается гонение при Нероне; но было ли возможно тогда гонение на христиан за самое имя Христово»! В сущности легко допустить, что христиане в это время были просто жертвой недоразумения и подверглись бы преследованию, если бы и не были христианами, а держались бы другой религии, но не римской; их могли бы преследовать просто как иностранцев. Требуется выяснить, возможны ли были к 64 году сознательные отношения римской власти к христианскому вопросу? Несомненно, что, по меткому выражению Тертуллиана, Церковь выступила под покровом дозволенной религии, именно иудейской. Так как христиане вербовали прозелитов преимущественно среди иудеев или на почве, которая была подготовлена последними, то естественно было смешать их с иудеями и принимать за иудейскую секту. Положение христиан до гонения при Нероне История не сохранила никаких следов взаимного отношения между христианством и императорами в царствование первых двух императоров, Тиберия (14—37) и Кая Калигулы (37—41). Известие, будто Тиберий, получивши от Пилата донесение об Иисусе Христе, хотел причислить Его к числу римских богов, не имеет характера исторического факта и едва ли заслуживает опровержения, не имея за себя ни одного намека в истории. Первым преследованиям христиане подверглись в царствование императора Клавдия (41–54), но совместно с иудеями и вследствие смешения с ними. Дружественно расположенный к иудейскому царю Ироду Агриппе, которому он отчасти был обязан даже своим престолом, Клавдий в первый год своего правления (41), принимая меры против беспокойного иудейского населения, ограничился лишь тем, что запретил религиозные собрания в Риме. Наиболее набожные иудеи признали теперь свое положение в Риме невозможным и выселились из столицы. Уже ко времени после смерти Ирода Агриппы, т. е. после 44 года, нужно относить другую меру, о которой говорит один только Светоний, именно, что он тогда «иудеев, производящих беспорядки и волнения по почину Хреста, выгнал из Рима» (Judaeos impulsore Chresto assidue tumultuantes Roma expulit).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Отсюда делают вывод, что летопись Фалла, начинаясь мифологическими временами, доводила повествование до царствования Тиверия. Признание же Фалла самарянином основывается на свидетельстве Иосифа Флавия, который сообщает, что „некий Фалл, вольноотпущенник кесаря (Тиверия), родом самарянин» ссудил большую сумму денег Ироду Агриппе 157 . Хотя в рукописях Древностей вместо Θλλος читается λλος и последний издатель сочинений Иосифа Флавия, Низе принимает именно это чтение, однако, конъектура Θλλος должна быть предпочтена, потому что ранее у И. Флавия ни о каком самарянине ( λλος, другой) не говорилось. Что же касается имени Θλλος, то оно часто встречается в надписях, как имя лиц, служивших дому Клавдия 158 . Сходство имени и совпадение во времени жизни Фалла, автора летописи, и Фалла самарянина, и дает основание отождествить названных лиц и признавать, таким образом, летопись Фалла памятником самарянской письменности. За исключением перечисленных отрывков, к которым могут быть присоединены, и то только с вероятностью, некоторые молитвы, вся остальная самарянская письменность принадлежит, несомненно, периоду послебиблейскому, причем большая часть ее относится уже к эпохе магометанского господства в Палестине. Значительная часть самарянской письменности послебиблейского периода в настоящее время существует в виде рукописей, имеющихся в Наблусе и рассеянных по разным библиотекам Европы и Америки 159 . Некоторые произведения самарянской письменности, при этом, известны только по ссылкам на них, сохранившимся у позднейших писателей, а другие памятники не могут быть точно датированы. Кроме того, от многих столетий не сохранилось до нас ни одного самарянского произведения. При таких условиях, конечно, трудно представить отчетливо ход развития самарянской литературы и невозможно говорить об истории ее в собственном смысле этого слова. Древнейшие памятники известной ныне самарянской письменности составлены на языке арамейском и произошли в тот период, когда этот язык был народным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Клавдий Клавдий, сын Друза и племянник ⇒ Тиверия (Тиберия). Сменив на престоле Калигулу, К. стал четвертым рим. императором (41–54 гг. по Р.Х.). Он не был сильной и решит. личностью. При его вступлении на престол ⇒ Ирод Агриппа I , который в тот момент находился в Риме, выступил посредником между К., которого провозгласили императором преторианцы (импер. гвардия), и сенатом. За эту услугу Ирод Агриппа I получил от К. Иудею и Самарию в дополнение к областям, которыми он владел ранее. Т.о., благодаря К., Ирод Великий воссоединил земли в единое царство. Однако его сыну, ⇒ Ироду Агриппе II , К. не позволил стать полноправным преемником своего отца; он сделал его лишь царем Халкиды, одноврем. предоставив ему право надзора над Иерусалимским храмом. Иудея вновь стала рим. провинцией. В начале своего правления К. вернул александрийским евреям их прежние привилегии. Позднее, около 49 г., он изгнал всех евреев из Рима ( Деян. 18:2 ). К. упоминается в НЗ в связи с голодом, разразившимся в период его правления ( Деян. 11:28 ). К. был отравлен, и императорский престол унаследовал его пасынок ⇒ Нерон . Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Действительно, прежде, нежели наступила решительная брань римлян с иудеями, чего не потерпели от них апостолы, будучи преданы на судилища и ведены к царям: Ироду, Агриппе и Нерону? Но вы, — говорит, — «не заботьтесь наперед, что вам» отвечать: в тот самый час Дух Святый даст вам, что должны вы будете говорить. При этом предсказывает им и то, что всего хуже, именно, что они будут преследуемы и от своих домашних. Говорит же это для того, чтоб они, слыша о сем предварительно, приготовлялись к напастям и впоследствии могли легко переносить их. Далее следует утешение: ради Меня, — говорит, — будете ненавидимы. Это самое великое облегчение в несчастье. Великое также утешение заключается и в том, что претерпевший до конца спасен будет. Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою. Горе беременным и питающим сосцами в те дни. Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою. Горе беременным и питающим сосцами в те дни.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Обратим внимание на то, что слово Павлу предоставляет Агриппа. Он является председателем собрания. Хотя в табели о рангах Римской империи Агриппа и Фест фактически равны (оба управляют отведенными им областями от имени императора), Фест уступает Агриппе как представителю царского иудейского рода право ведения заседания. Начиная речь, Павел простирает руку. На суде у Клавдия Феликса «правитель дал ему знак говорить», и он «отвечал» ( Деян. 24:10 ). Здесь же Павел сам использует характерный для ритора жест, свидетельствующий о том, что на некоторое время он становится хозяином положения. Агриппа и Вереника, вошедшие в зал с великой пышностью, теперь как бы отходят на второй план, и в центре внимания всей аудитории оказывается Павел – обвиняемый, но не сломленный, защищающийся, но не оправдывающийся. Павел обращается к Агриппе как представителю той же веры и того же народа: он говорит о «нашем» вероисповедании и о «наших» двенадцати коленах. 547 Исповедуемая им вера, с его точки зрения, не порывает с той религиозной традицией, к которой он принадлежит от юности. Напротив, именно в этой традиции на протяжении веков люди жили надеждой на приход Мессии. И в этой традиции сложилось то представление о воскресении мертвых, которое помогло христианам осмыслить феномен воскресения Христа. Первую часть речи Павел завершает риторическим вопросом, обращенным к Агриппе и, очевидно, к Веренике (других представителей иудейской веры среди слушателей Лука не отмечает): неужели вы (употреблено множественное число) не верите в воскресение мертвых? Павел далее красочно описывает тот период, когда он был гонителем Церкви ( Деян. 26:9–11 ), и рассказывает о том, как Христос явился ему на пути в Дамаск ( Деян. 26:12 15). Эти фрагменты его речи мы рассмотрели в своем месте, там, где говорилось об описанных в них событиях. 548 Там же мы обратили внимание на то, что именно в этой речи Павел наиболее полно изложил содержание полученного им от Христа мандата – быть проповедником того, что Сам Христос ему открыл, отверзать людям глаза, чтобы они «обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» и чтобы верою в Иисуса получили «прощение грехов и жребий с освященными» ( Деян. 26:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ответ Агриппы тем не менее демонстрирует толерантность к новому религиозному движению. Он не называет его «Назорейской ересью», как это делали иудеи, а использует то самоназвание движения, которое уже получило широкое хождение в греческом языке. В дальнейшем мы не слышим о каких-либо гонениях на христиан со стороны Агриппы. Более того, когда первосвященник Анан самовольно учинит суд над Иаковом и добьется его смерти, Агриппа сместит его с должности. 550 Павел не реагирует на иронию, содержащуюся в словах Агриппы. Вместо этого он дерзновенно заявляет о том, что хотел бы, чтобы все его слушатели уверовали во Христа. Выражение «мало ли, много ли» (κα ν λγ κα ν μεγ­λ) является прямым ответом на «еще немного» (ν λγ), прозвучавшее из уст Агриппы. Смысл ответа Павла следующий: я молюсь о том, чтобы все слушающие меня сегодня пришли к вере во Христа, займет ли это короткое или долгое время. Ответ Павла Агриппе содержит фразеологию, напоминающую некоторые характерные выражения из Павловых посланий. В Первом послании к Коринфянам он пишет: «...умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ). В том же послании, касаясь темы безбрачия, он говорит: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» ( 1Кор. 7:7–8 ). О своих узах Павел многократно упоминает в так называемых посланиях из уз. В частности, в Послании к Филиппийцам Павел пишет: «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие» ( Флп. 1:12–14 ). Свое служение Павел называл «посольством в узах» ( Еф. 6:20 ), подчеркивая, что находится в узах за возвещение «тайны Христовой» ( Кол. 4:3 ). Говоря Агриппе о том, что он хотел бы, чтобы все слушающие его сделались такими, как он, «кроме этих уз» (παρεκτς τν δεσμν τοτων), Павел указывает на цепи, в которые был закован. В Иерусалиме Клавдий Лисий освободил Павла от оков перед заседанием синедриона ( Деян. 22:30 ). Здесь же Павел был оставлен в оковах и в них выступал перед высоким собранием. До конца повествования книги Деяний Павел останется в цепях ( Деян. 28:201 . Что это за цепи, мы точно не знаем. Нередко правое запястье заключенного приковывали цепью к левому запястью охранявшего его солдата. 551 Тяжелыми цепями сковывали руки, ноги, шею заключенного. 552 Однако, учитывая то обстоятельство, что Павел протянул руку в начале своей речи, мы можем предположить, что в цепи были закованы его ноги и что он не был прикован к солдату в момент выступления перед Агриппой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010