24 марта 2000 в Галилее, около Горы Блаженств, Иоанн Павел II встретился со 100 тысячами молодых людей из 80 стран мира. Половина из них принадлежала к Неокатехуменальному Пути. Папа отслужил Литургию под большим шатром, запроектированным основателем Неокатехумената, Кико Аргуэйо. В тот же день Святейший Отец освятил построенный по инициативе и на средства членов Неокатехуменального Пути Центр «Галилейской Дом», который находится на Горе Блаженств. Кто такие неокатехумены, которые так заметны в современной Католической Церкви? История Для Кико Аргуэйо, молодого испанца, переломным моментом было столкновение с конкретной человеческой бедой. Перед ним встала ницшеанская дилемма: или Бог хороший, но не может ничего сделать, чтобы помочь несчастным, или может им помочь, но не делает, потому что жестокий. Большие сомнения закончились большой неожиданностью: «Знаете, что я увидел в тех людях? Я не увидел то, о чем говорил Ницше. Я увидел в них Распятого Христа». Кико НЕ морализаторствовал, не упрекал, а провозглашал, как умел, распятого и воскресшего Иисуса Кико не только испытал Иисуса в убогих, но и решил жить вместе с ними. Этот талантливый художник взял с собой Библию и гитару и ушел жить среди бедных цыган в бараках Пальомерас Алтас в пригороде Мадрида. Когда однажды в такой убогой цыганской семье Кико пробовал разговаривать о Боге, то старая нервная цыганка прервала его: «Это все выдумки попов. Бог есть, но о жизни после смерти мы ничего не знаем. Мой отец умер и всё ещё не пришел домой. Ты его видел? Я вот нет! И ты вообще слышал о ком-то, кто вернулся с кладбища живым? Обеспокоенный «проповедник» не знал, что ответить. Вернулся домой и начал читать Библию. В Апостольских Деяниях нашел фрагмент, который говорил о том, как прокуратор Фест объяснял царю Агриппе дело некоего Павла из Тарса. «Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал; но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.» ( Деян 25, 18-19 ). Теперь Кико знал, что ответить старой цыганке. Понял, что она хотела услышать свидетельство человека, который умер, но вернулся с кладбища живой, рассказывая о существовании вечной жизни, в которой исполняются все наши ожидания. Понял также, что христианство опирается именно на эту новость: один человек воскрес; умер, но вернулся живой и живет до сих пор, потому что смерть не имеет над ним уже власти. Тем человеком является Иисус Христос, Божий Сын.

http://azbyka.ru/katehizacija/neokatekhu...

5:30). Петр — в Кесарии у сотника Корнилия; он проповедует ему о воскресении Того, Кто был повешен на древе (Деян. 10:40). Он пишет соборное послание некоторым церквам и начинает его прославлением Бога, за что же? «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет. 1:3). И дальше тот же апостол указывает на это воскресение как на основание веры и надежды христиан: «Бог воскресил Иисуса из мертвых... чтобы вы имели веру и упование на Бога» (Пет. 1:21). Начальники синагоги в Антиохии Писидийской приглашают ап. Павла говорить к народу: он проповедует, что его Учитель был распят, снят с древа и положен во гроб, но что «Бог воскресил Его из мертвых» (Деян. 13:30). Чем тот же Павел вызвал насмешки афинян, слушавших его спокойно до тех пор, пока он говорил только о бытии Бога? Проповедью о воскресении Христовом (Деян. 17:31—32). Чем он дал повод римскому правителю Фесту считать себя сумасшедшим? Тем, что он говорил царю Агриппе о воскресении Христа (Деян. 26:23—24). И когда он пишет церквам, то нет почти ни одного послания, в котором он не упоминал бы об этом факте. В послании к римлянам он утверждает, что Иисус открылся Сыном Божиим именно чрез Свое воскресение. Три обстоятельства особенно достойны внимания в послании к коринфянам: во-первых, то, что смерть и воскресение Христа указываются как существенная часть проповеди евангельской; во-вторых, то, что апостол не учит о воскресении, но напоминает своим читателям, что это воскресение есть основной пункт веры, который им был проповедан и который они приняли раньше составления его послания; в-третьих, то, что св. Павел усвояет особенную важность этому пункту, так что прямо заявляет, что если Христос не воскрес, то проповедь его тщетна и вера учеников напрасна. Эту важность христиане так живо чувствовали, что не только посвятили воспоминанию воскресения самый торжественный из своих праздников, но и пожелали, чтобы день седмичного покоя каждую неделю возбуждал это великое воспоминание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

   Страшное и поистине беспримерное кощунство, но ведь дерзость и бесстыдство его столь же неописуемы. Богоравными мнили себя, как мы помним, диавол и многие из тех, кто на протяжении веков был его орудием. Так, о царе Ироде Агриппе, который позволил именовать себя богом, известно, что «Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:23). Но заменить Бога собственной персоной до явления «сына погибели» не дерзал никто, и понятно, что такое беспримерное нечестие повлечет за собой и неслыханную меру бед. Изъясняя Павлово пророчество об антихристе, отцы задавались и вопросом о «храме», где воссядет «мерзость запустения», которая узурпировала честь, воздаваемую лишь Богу. (Мы не рассматриваем здесь еще более богопротивные и кощунственные, на взгляд христиан, воззрения апологетов язычества. Как правило, они выражали их не столько в делах, сколько в сочинениях отвлеченного или мифологического характера. Влекомые общечеловеческим инстинктом веры, но не имевшие понятия об истинном богопочитании, языческие народы в поисках божества поклонялись то силам и стихиям природы, то собственным героям, благодетелям и даже тиранам, когда те отходили в мир иной.) И едва ли нужно говорить, как болезновало пророческое сердце апостола, который прозревал будущее словно настоящее, от предощущения духовной катастрофы, когда растление сердца и ума принесет плод последней хулы и нечестия, запустения и гибели. Поистине «не может дерево доброе приносить плоды худые» (Мф. 7:18). Наш краткий комментарий составлен нами не для напоминания исторических фактов, хорошо известных из Священного Писания, но с тем, чтобы на их основании заключить о великих испытаниях, ожидающих мир. Конечно, для этого довольно было бы и слова Господня о великой скорби тех дней, «какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф. 24:21). И все же мы сочли нужным углубиться в некоторые детали, чтобы тем полнее оценить средства спасения, которые благодать Божия подает через Церковь всем верным. Мы знаем, что «всякое преступление и преслушание получало праведное воздаяние» (Евр. 2:2). Но стремление сравняться с Богом есть не только начаток, но и конец всякого греха. Устрашающий пример сатаны-денницы показывает, откуда взялась порча в творении Божием, которое от начала было «хорошо весьма» (Быт. 1:31).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3415...

Ап. Павлу было разрешено «говорить за себя» и он произнёс защитительную речь. Обращаясь к Агриппе, апостол высказал свое удовольствие, что ему приходится говорить пред человеком, знающим обычаи и спорные мнения иудейского народа. Затем он изложил свою жизнь и особенно подробно события из нее, предшествовавшие его обращению. В заключение речи ап. Павел обратился к совести царя и сказал, что он не мог оставаться непослушным небесному явлению и единственная его вина состоит в его вере, что исполнилась, наконец, надежда отцов и что Мессия пришел на землю и этот Мессия есть Христос, воскресший из мертвых. Речь апостола, произнесённая с большим одушевлением, не произвела должного влияния на присутствующих по холодности их сердец. Фест слова ап. Павла принял за помешательство, происшедшее у апостола от многой учёности, Агриппа отделался остроумным ироническим замечанием: «Ты не много не убеждаешь меня сделаться христианином» ( Деян.26:28 ). На это замечание апостол смело ответил: «Молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз» ( Деян.26:29 ). После небольшого совещания царь Агриппа сообщил Фесту, что он не находит никакой вины за узником и его можно освободить, если бы он не потребовал суда кесаря. Поэтому решено было отправить узника в Рим 91 . Отплытие в Рим затянулось до конца лета или до начала осени 60 г. 92 . В древности, по причинам сильных ветров и бурь, на Средиземном море навигация обычно приостанавливалась с конца октября и до марта. Путники спешили с расчётом до прекращения навигации прибыть в Рим. Апостол плыл под надзором сотника римского императорского полка, по имени Юлия. Он относился к узнику человеколюбиво и позволил ему (в Сидоне) сходить к друзьям и воспользоваться их усердием. Спутниками апостола были Лука, Аристарх Солунский, Марк, Димас и Тимофей 93 . Плыли по побережью Сирии, но неблагоприятные ветры стали давать себя чувствовать уже у острова Кипра; достигнув Мир Ликийских на побережье Малой Азии, переменили корабль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Без этого достославного видения Петр остался бы узким и упорствующим иудаистом и не ходил бы к язычникам – равно как и Павел без другого чудесного видения не стал бы христианином. Обращение Савла в Павла, т. е. рьяного гонителя христианства в воодушевленного Христова Апостола, – это Божие чудо, имеющее всемерное значение. Об этом переломе, судьбоносном и для его жизни, и для Церкви, сам Павел вещает неоднократно, часто повторяя и пересказывая его во всех подробностях. Так, царю Агриппе он говорит так: Среди дня на дороге, я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною. Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна. Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что... Я открою тебе...»· Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению ( Деян.26:13–16,19 ). Божии Ангелы много раз являлись святым Апостолам: Петру, Павлу, Иоанну и прочим. Вот лишь два–три примера. Когда царь Ирод казнил Иакова, брата Господня, то услышал, что это приятно евреям. И вот, по его приказу, схватили и апостола Петра. Оковав его двойными цепями, стражники ввергли апостола в темницу. Безбожный царь намеревался и его [публично] казнить, чтобы получить еще большее благоволение иудеев. Так думал он, но Бог мыслил иначе. Ночью в темнице явился Петру Ангел Господень, и все подземелье озарилось светом от сего небесного вестника. Разбудил он Петра и сказал ему: Встань скорее! И как только произнес он эти слова, цепи сами собой упали с рук узника. Опояшься и обуйся… – повелел Ангел Петру – Надень одежду твою и иди за мною. И провел его Ангел мимо стражников, так что те их не заметили. А когда подошли к городским воротам, то они сами собою отворились. Прошли одну улицу, и вдруг Ангел стал невидим, а апостол Петр постучался в дом Марка, где многие собрались и молились о нем Богу ( Деян.12:1–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Бывшему хромому было, – добавляет дееписатель, – больше сорока лет. И эта точность еще более удостоверяет чудо исцеления. (См.: Деян. 3:1–11; 4:1–22 .) Перенесение Филиппа по воздуху Управитель казначейством Эфиопской царицы Кандакии, евнух, верующий, посетил Иерусалим для молитвы; и ехал обратно в Эфиопию. Дух же Божий через Ангела повелел Филиппу: «Иди на юг по пути из Иерусалима в Газу!» Он идет. Его нагоняет евнух, читающий пророка Исаию. Приглашает Филиппа в коляску; тот объясняет. Потом крестит его в мимо текущем протоке. И когда они вышли из воды, Дух Святый явно сошел на евнуха. Филипп же оказался тотчас в Азоте; и продолжал проповедовать – до Кесарии, на западе Палестины. (См.: Деян. 8:26–40 .) Чудо, уму непостижимое! Обращение Савла Все мы знаем об этом. Но расскажем и здесь. Савл. При одном этом имени христиане страшились. Это был искренний еврей и явный гонитель христиан. Он, как и другие Христовы враги, приходил в бешенство от одной мысли, что какой-то Иисус объявил Себя «Сыном Божиим». «Богохульник». Он умер на кресте. Но остались «неразумные» почитатели Его. Нужно всеми мерами преследовать их! Сажать в тюрьмы, убивать – как Стефана – когда он был свидетелем и одобрил избиение его камнями (см.: Деян. 7:58–59 ). Пощады нет. С этой целью он испросил у первосвященника разрешение отправиться в Дамаск, чтобы преследовать христиан и там. Сам он ехал верхом на коне. Приближались уже к Дамаску. Вдруг осиял с неба свет, так что он упал на землю. Сверху послышался голос: – Савл, Савл! что ты Меня гонишь? – Кто Ты, Господи? – вопрошает он в ужасе, продолжая лежать на земле. – Я – Иисус, Которого ты гонишь. Но трудно тебе против рожна переть! Гонитель, трепеща и ужасаясь, говорит: – Господи! что хочешь со мною делать? – Встань и иди в город: и там тебе будет сказано, что нужно делать! Люди, сопровождавшие Савла, дивились. Это было в полдень, как после сам Савл рассказывал Агриппе царю и Фесту, правителю римскому в городе Кесарии. Все мы пали на землю. Они свет видели, но голоса Говорившего мне не слышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В Деян. 25 мы читаем о заключении Павла в Кесарии. Фест, «...сев на судейское место, повелел привести Павла. Когда он явился, стали кругом пришедшие из Иерусалима Иудеи, принося на Павла многие и тяжкие обвинения, которых не могли доказать» ( Деян. 25:6–7 ). Что же в проповедях Павла так раздражало евреев? Какого вопроса они тщательно избегают в своих обвинениях? Фест, сообщая об этом деле царю Агриппе, описывает главный предмет спора, вопрос «...о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив» ( Деян. 25:19 ). Евреи не могли объяснить, отчего гробница оказалась пустой. В своих злобных нападках лично на Павла они избегали упоминать объективные свидетельства воскресения. Обвинители, понося обвиняемого, уклонялись от обсуждения немого свидетельства – пустой гробницы. Молчание евреев звучит громче, чем голос христиан. Фэрбэрн в своей книге «Изучение жизни Христа» пишет, что «молчание евреев не менее важно, чем речи христиан». «Простейшее опровержение или убедительное оспаривание факта воскресения нанесло бы христианству смертельный удар. И у них были все возможности для опровержения – если оно было мыслимо» (Проф. Дей). «В ранней полемике евреев с христианами по поводу учения о воскресении Христа, отголоски которой мы находим уже в Евангелиях, – пишет В.Панненберг, – нет никаких заявлений о том, что гробница Иисуса осталась нетронутой. Евреи – противники христианства – были бы крайне заинтересованы в сохранении подобных свидетельств. Однако мы видим противоположное – евреи разделяли убеждённость своих противников-христиан в том, что гробница была пустой. Они ограничивались лишь тем, что предлагали собственные объяснения этому факту...» (цит. по Дж.Андерсону). Воскресение Христа легло в основу церкви; доказательство обратного разрушило бы всё христианское движение. И, однако, вместо такого доказательства в течение всего I века христиан преследуют, избивают, подвергают телесным наказаниям и убивают из-за их веры. Было бы куда проще заставить их замолчать, представив народу мёртвое Тело Иисуса, но этого так и не сделали.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

В противовес этим ясным и решительным данным, говорящим за отсутствие у Синедриона, в период господства римлян, право смертной казни, защитники автономности Синедриона представляют из тех же источников довольно слабые доказательства. Указывают на мученичество св. Стефана, который будет осужден и казнен Синедрионом. Но хотя суд над св. Стефаном в описании кн. Деяний и представляет собой формальное судопроизводство, однако, на побиение камнями Первомученика мы не имеем права смотреть, как на исполнение судебного приговора Синедриона. В данном случае, мы видим не казнь по суду, но простое убийство праведника возбужденными членами суда и толпой, у которых не хватило хладнокровия, чтобы выслушать до конца речь обвиняемого. У Дееписателя нет и намека на постановление смертного приговора. Когда св. Стефан, воззрев на небо, воскликнул: «вот я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога, то они единодушно устремились на него, и выведши за город, стали побивать его камнями». 529 Из этих слов ев. Луки видно, что постановления приговора не было, да и не могло быть, вследствие возбуждения судей, на что повествователь особенно обращает наше внимание и тем дает нам ключ к пониманию этого факта, как акта насилия, а не правильного судопроизводства. После мученической кончины св. Стефана началось общее преследование христиан, в котором деятельное участие принимал Савл. Он говорит о себе царю Агриппе: «получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и когда убивали их, я подавал на то голос». 530 Последние слова говорят, как будто, против нашего взгляда: в них, по-видимому, речь идет об автономных действиях Синедриона. Но мы знаем, что иудейскому трибуналу принадлежало право расследования преступления, он мог даже постановлять смертные приговоры, только они должны были быть утверждены прокуратором. В этих-то расследованиях и постановлении предварительного приговора, апостол и мог подавать голос против обвиняемых христиан. Впрочем, и в подобном предположении не представляется особой нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этих школах юноши, под руководством раввинов, изучали Священное Писание . 452 Провинцией, как мы видели, В. Синедрион управлял через посредство малых Синедрионов. Вероятно, и в столице малые важные дела ближайшим образом зависели от малых Синедрионов, которых, как сказано, здесь было два. Но более важные дела городского управления в Иерусалиме исключительно подлежали ведению В. Синедриона. Так, только с его согласия и утверждения мог быть расширен город, построены, или возобновлены стены города и крепости. «Только по велению суда из семидесяти одного расширяется город» (городская черта Иерусалима). 453 История показывает, что указанное право Синедриона не есть плод вымысла раввинов. Ионафан, после того, как внешние враги были усмирены, и в государстве настало спокойствие, «созвал старейшин народа (герусию) и советовался с ними, чтобы построить крепости в Иудее, возвысить стены Иерусалима и воздвигнуть высокую стену между крепостью и городом, дабы отделить ее от города так, чтобы она была особо, и не было бы в ней ни купли, ни продажи». 454 При царе Агриппе I синедриональным определением была присоединена к Иерусалиму северная часть, известная под именем «Везефы», что вызвано было увеличением населения в столице. 455 Далее, Синедрион заботился о внутреннем благоустройстве города. Ежегодно, перед праздником Пасхи, когда в Иерусалим стекалось множество народа, Синедрион приказывал исправлять площади, дороги и пр. «В 15-й день Адара выходят посланцы от бет-дина и исправляют дороги и площади, которые испортились во время дождей, дабы они были годны для богомольцев, приходящих в Иерусалим на праздник. В тот же день посланцы от бет-дина выходят и копают цистерны, пруды и пещеры, исправляют миквы(водоемы) и канавы. Если миква содержит сорок сат, то она годна для очистительного погружения; если она сорок сат не содержит, то к ней проводят канаву и дополняют содержимое до сорока сат, дабы она была годна для очистительного погружения. 15-го же Адара посланцы от суда выходили и отмечали места, где находились нечистоты, дабы люди не попадали в грех».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Визит высоких гостей в Кесарию выглядел как обычный визит вежливости, ведь именно так цари Иудейские приветствовали новых римских правителей. Хотя со стороны Ариппы он был также поводом упрочить свое положение на политической арене, так как Ирод Агриппа II являлся царем очень небольшой части Палестины — Галилеи и Пиреи, и владел всем этим исключительно по милости Рима: император его туда посадил, равно как и мог сместить в любое подходящее время. Естественно, Агриппа всеми силами стремился доказать свою верность кесарю. И опять Фест решает подстраховаться: И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах, на которого, в бытность мою в Иерусалиме, с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его. Настоятельной необходимости в предложении царю Агриппе разбора дела апостола Павла не было. Но Фест не только хочет развеять тем его скуку, а как бы сложить с себя часть ответственности. Возможно, прокуратору казалось, что царь способен принять более правильное решение в силу своей осведомленности в области обычаев и законов иудейских. Обстоятельность рассказа Феста о деле Павла содержит не только стремление проявить свою компетентность, но и показать перед царем личную правдивость, честность и пунктуальность в ведении расследования: Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения. Никаких обвинений политического характера найдено не было, остальное все — не имело никаких доказательств. И посему слова прокуратора звучали как оправдание Павла. Нельзя было предать смерти апостола Павла за то, что иудеи имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив. Фест стремится выставить себя выше всех этих иудейских религиозных споров. Учению же Христову и словам Павла о Воскресении Господа он просто не верит, а потому и говорит о том с нескрываемой издевкой. В результате Агриппа из уст Феста получил обстоятельный и полный отчет о деле Павла, а Павел теперь имел возможность выступить перед царем и защищаться от выдвинутых против него обвинений. Так сбылось пророчество Господа нашего Иисуса Христа, Который говорил ученикам: …и поведут вас к правителям и царям за Меня.. ( Мф. 10,18 ). Но верный последователь Христов был готов и духовно, и морально предстать перед судом правителей, дабы и им проповедовать Правду вечной жизни и Царствие Небесное.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010