Образование получил Антипа в Риме 50 и усвоил себе привычки язычника. Браком связал себя с дочерью царя аравитян, которые в то время были злыми врагами евреев 51 . Как правитель он был послушным исполнителем римской воли 52 . Не восставая против основных еврейских верований, он, однако, позволял себе открыто нарушать такие правила, которые книжниками считались за более обязательные, чем «суд, милость и вера» 53 . Будучи тетрархом Галилеи и Пиреи, он, очевидно, мешал 54 сделаться управителем всех еврейских областей тому «великому» Агриппе, который не только принадлежал к асмонейскому роду Симона Праведного, не только строго исполнял все «отеческие обычаи» 55 , но твердо и успешно стоял за еврейские интересы перед римским двором 56 . А в довершение всего Антипа умел так ловко поставить себя, что около него сгруппировалась целая партия «иродиан», которая была привержена к нему и о которой может совсем нельзя судить низко, как это принято 57 . Словом сказать – личность со всех сторон неприятная и даже прямо опасная на взгляд тех, которые из патриотизма или других побуждений взяли на себя охранение еврейской национальной целости. Между тем, Иоанн Креститель стоял к Ироду в близких отношениях. Евангелие свидетельствует об этом с полной ясностью. «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» ( Мк 6:20 ). Правда, выраженную здесь близость пытались ограничить временем пребывания Крестителя в темнице, так что значит, все рассказываемое в 20 стихе сложилось, когда он томился уже в заключении. Но евангелист открывает нам твердую возможность удостовериться в произвольности подобного ограничения. Приведенные слова примыкает он к известию о том, что Иродиада желала смерти Предтечи, и поставляет их как объяснение того, почему злохотение это не встретило в Ироде непосредственной готовности исполнить оное. Этим именно, а не чем-либо другим, объясняет ев. Марк не только дальнейшие неуспехи «новой Иезавели» в злых ее настояниях, но и первый неуспех последних.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

ГОЛАНИТИДА – ФИЛИПП, Матфея 16:13–23 Филипп (4 г. до Р.Х. – 34 г. по Р.Х.) получил земли северо-восточнее Галилейского моря. На одной из территорий Филиппа, в Ватанее (Вифании) за Иорданом ( Иоан. 1:28–42 ), Иисус собрал Своих первых последователей. Филипп перестроил город Паниас у подножия горы Ермон, назвав его Кесарией Филипповой. В этом регионе Иисус рассказал ученикам, что Ему предстоит пострадать и умереть ( Матф. 16:21 ). ГАЛИЛЕЯ и ПЕРЕЯ – АНТИПА, Матфея 14:1–12 ; Луки 13:31–33; 23:1–12 Антипа (4 г. до Р.Х. – 39 г. по Р.Х.) правил, в основном, на еврейских землях Галилеи и Переи. Иоанн Креститель, нёсший служение в этих местах, обвинял Антипу в прелюбодеянии. Антипа бросил свою жену, наватейку, и женился на Иродиаде. Иродиада тоже развелась с мужем, чтобы выйти замуж за Антипу ( Марк. 10:11–12 ). Описание Иосифом Флавием отношений Иоанна Крестителя с Иродом Антипой является интересной параллелью Новому Завету (Война, VII.6.1–2; Древн. XVII.5.2). Флавий отмечает, что Антипа видел в обвинениях Иоанна политическую угрозу, потому что у Иоанна было много последователей. Поэтому он заключил Иоанна Крестителя в крепости Махерус, на другой стороне Мёртвого моря, а затем убил его. Это одна из тайн путей Божьих, когда Он позволил такому правителю как Антипа преследовать и убить Его вестника. Антипа решил, что Иисус был воскресшим Иоанном Крестителем ( Матф. 14:1–2 ). Когда Антипа угрожал Иисусу, Тот назвал его лисицей ( Лук. 13:32 ). Ирод Антипа, наконец, встретился с Иисусом лицом к лицу в день, когда Иисус был распят. Иисус не сказал ему абсолютно ничего ( Лук. 23:8–12 ). Позже, в 39 году, Антипа был лишён власти и сослан в Гаул. Его земли перешли к его племяннику Ироду Агриппе I. ДЕСЯТИГРАДИЕ, ФИНИКИЯ, ИДУМЕЯ и НАВАТЕЯ Десятиградие было основано Помпеем в 62 году до Р.Х. как восточный форпост Римской империи. Земли Десятиградия простирались от юго-восточной оконечности Галилейского моря (города Хиппос и Гадара) до востока Переи (Гераса и Филадельфия) до границ Наватеи на юге. Скифополь (Беф-Сан) был единственным городом Десятиградия западнее Иордана. Иисус редко бывал в этой местности, вероятно, из-за того, что население Десятиградия в основном было языческим. Однако Его пребывание там не осталось безрезультатным (карты 9–5, 9–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Стих 6.  Зрите, не ужасайтеся, подобает бо всем (сим) быти: но не тогда есть кончина. Не бойтесь того, что при этом восстании и смятении прекратится проповедь; все, что Я сказал относительно этих войн, сбудется, но без всякого вреда для нее. Или: не ужасайтесь, как будто уже настанет конец, т. е. разрушение храма и города; все это должно быть, но это еще не конец, или разрушение Иерусалима, который был взят после. Златоуст говорит, что ученики, слыша прежде о тяжелом наказании иудеев, относились к нему равнодушно, как будто к чужому несчастью, и мечтали тогда об одних только благах, которые без всякого шума придут во Второе Пришествие Христово; поэтому они и возбудили этот вопрос. Но Христос опять предсказывает им затруднения, чтобы приготовить их к борьбе, и повелевает бодрствовать, чтобы не увлечься обольстителями и не ужасаться при слухах о войнах. Им угрожает двоякая война — от обольстителей и от римлян, — буря сильная и многоразличная, извнутри и извне. Стих 7.  Востанет бо язык на язык, и царство на царство…, народы, союзные с римлянами, — на народы, союзные с иудеями, и царства, помогающие римлянам, — на царства, помогающие иудеям: поэтому и войны их будут жестоки. Стих 7.  И будут глади и пагубы и труси по местом…, т. е. в Иудее. У Луки (21, 11) присоединяется: страхования же и знамения велия с небесе будут, чтобы иудеи знали, что все это будет по гневу Божию, и понимали, что они терпят это за убиение Христа. Стих 8.  Вся же сия начало болезнем, начало бедствий и тех несчастий, которые угрожает иудеям. Стих 9.  Тогда предадят вы в скорби…, тогда, т. е. прежде восстания. К этому времени сводят эту речь слова евангелиста Луки (21,12), который поясняет: прежде же сих всех возложат на вы руки своя и ижденут, предающе на сонмища и темницы, ведомы к царем и владыкам, имене Моего ради. Действительно, весьма много бедствий причинили тогда, после Вознесения Спасителя на небо, апостолам иудеи, передавая иногда их для наказания начальникам синагоги, а иногда отводя к царям, например, к Ироду, Агриппе и др., кроме того — к игемонам, военачальникам, проконсулам и градоначальникам, как повествует книга Деяний апостольских.

http://predanie.ru/book/72198-tolkovanie...

Первая светская власть, с которой пришлось считаться христианству, была власть правителей еврейского народа. По смерти Ирода Великого (за 4 года до Р. X.) его владения были поделены, как сказано выше, между тремя его сыновьями, Филиппом, Иродом Антипой и Архелаем. Филиппу достались главным образом земли по ту сторону Иордана до границы царства набатейского; Антипа получил север – Галилею, Десятиградие и Перею; Архелай центр и юг – Самарию, Иудею и Идумею. Архелай был скоро (6 г. по Р. X.) устранен и заменен римским прокуратором. Филипп сохранил свою тетрархию, как тогда говорили, до самой смерти, до 34 г.; Антипа пережил его, но в конце концов был в свою очередь смещен (39 г.). Владения Филиппа, присоединенные одно время (34–37 гг.) к провинции Сирии, были пожалованы Калигулой (37) внуку Ирода Великого Ироду Агриппе, который в 39 г. наследовал тетрархию Антипы и добился в конце концов, что ему передали и область прокуратора с Иерусалимом и окрестными странами. Царство Ирода Великого было таким образом восстановлено. Все эти государи упоминаются на первых страницах истории христианства, но они в общем имели мало отношения к нарождающейся церкви. Ирод Антипа, казнивший Иоанна Крестителя, играл лишь второстепенную роль в страстях Христа. Незаметно, чтобы он или его брат Филипп беспокоили последователей Евангелия, которые могли находиться во владениях каждого из них. Сам Агриппа стал враждебен к ним только по занятии иерусалимского престола. Там было местопребывание главного врага, еврейского священнического сословия, влияние которого безраздельно господствовало в великом национальном совете или синедрионе, подобном сенатам греческих городов. Эта, до известной степени муниципальная (городская), власть распространялась лишь на провинцию, подчиненную прокуратору. В мелких иудейских государствах и тем более в странах, подчиненных другим правителям, как Дамаск, влияние синедриона могло быть лишь нравственным и религиозным. Но даже в своей собственной области эта власть не была неограничена. Так в Иудее один лишь прокуратор имел jus gladii (право приговаривать к смертной казни), и он не всегда был расположен служить орудием ненависти священников. Оттого-то казни были так малочисленны: кроме самого Иисуса, история упоминает только св. Стефана, Иакова Заведеева и Иакова брата Господня, с которыми поступили решительно. Священники наверстывали зато на менее суровых мерах – бичевании и заключении в тюрьму.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

3 . Упоминаемый в святом Евангелии ( Лк. 3:1 сын Ирода I Филипп (от Клеопатры) правил северо-восточной частью Палестины: в Итурее и Трахонитской области. Он сильно отличался характером от своих братьев: был умерен и стремился к справедливости. Женат он был на своей внучатой племяннице Саломии, дочери Иродиады, которая плясала перед Иродом Антипой ( Мф. 14:6 ; Мр 6.22 ). 4 . Чаще всего в Новом Завете ( Мф.14:3,6 ; Мк. 6:14,16–18,20–22; 8:15 ; Лк. 3:1,19; 9.7,9; 13.31; 23:7,8,11,12,15 ; Деян. 13:1 ) упоминается Ирод Антипа (сын Ирода I от Малфаки), которому достались Перея и Галилея, где Иисус Христос прожил около 30 лет до начала Своего благовествования. Он воспитывался в Риме вместе со своим старшим братом Архелаем. В доме своего сводного брата (5.) Филиппа (не тетрарха, а другого сына Ирода I от Мариамны, который не получил никакого наследства и жил как частное лицо) он встретил золовку и племянницу Иродиаду, в которою страстно влюбился. Чтобы жениться на ней, он изгнал свою законную жену, дочь аравийского царя Ареты IV. За это и был обличаем св. Иоанном Крестителем, которого он обезглавил. Понтий Пилат посылал на суд к Ироду Антипе находившегося в узах Спасителя мира, желая снять с себя ответственность. Римский император Калигула сослал его по жалобе иудеев в Лион, где тот и умер. 6 . Ирод Агриппа I, сын Аристовула, внук Ирода I. Правил Иудеей с 38 г. до 44 г. по Р.Х. Он преследовал Апостолов, убил св. апостола Иакова в последний год своего царствования и пытался умертвить и св. апостола Петра, но Господь этого не попустил ( Деян. 12:2–11 . Ирод Агриппа умер, пораженный Ангелом Господним ( Деян. 12:23 . 7 . Ирод Агриппа II, сын Ирода Агриппы I, правнук Ирода I. Правил Иудеей c 48 г. до 100 г. по Р.Х. Агриппа II упомянут вместе с сестрой Вереникой в связи с судом над св. апостолом Павлом. Об Ироде Агриппе II упоминает в «Деяниях Апостолов» св. евангелист Лука: 25:13,22–24,26; 26:1–2,7 и др. Со смертью Ирода Агриппы II династия, оставившая мрачную память в истории Палестины, исчезла. Какой исторический период охватывает пророчество Книги Даниила о южном и северном царствах?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из Афин Апостол прибыл в Коринф, и здесь проповедывал полтора года, имея для себя постоянный приют в доме Акилы и Прискиллы, которым помогал заниматься устройством палаток. В третье путешествие (54–58 г.) апостол Павел посетил прежде основанные им Церкви и прибыл в Ефес. Здесь провел он три года и своею проповедью, и чудесами обратил весьма многих; но чуть было не поплатился жизнью, и вот по какому случаю. В Ефесе был великолепный храм Дианы. Многие художники почти тем только и жили, что делали и продавали небольшие серебряные подобия этого храма. Когда же, с обращением язычников в христианство , это ремесло перестало приносить им прежние выгоды, – один из них, Димитрий, возбудил народ против св. Апостола и его сотрудников. Тогда св. Апостол оставил Ефес, поручив управление ефесской Церковью ученику своему Тимофею, а сам, посетив Македонию и Грецию, отправился на праздник пятидесятницы в Иерусалим. На пути туда он остановился в городе Милет, и, пригласив сюда пресвитеров ефесской Церкви, трогательно простился с ними. Недружелюбно встретили его в Иерусалиме иудеи, не уверовавшие в Иисуса Христа. «Вот человек, – кричали они, – который учит всех против народа и закона, и оскверняет храм, потому что вводит туда эллинов». – Народ хотел было даже убить св. Апостола; но римский трибун спас его от смерти и заключил его в крепость. У самого входа в крепость Ап. Павел, с позволения трибуна, сказал о себе народу, как он обращен был ко Христу на пути в Дамаск, как потом исцелен был в Дамаске от слепоты, как наконец Господь велел ему отправиться с проповедью к язычникам. Толпа слушала Апостола, и однакоже не переставала требовать ему казни. Трибун, в угоду толпе, велел бичевать Апостола, но узнав, что он – римский гражданин, испугался и приказал на следующий же день собраться первосвященникам для обсуждения дела. Они собрались, но не решили ничего, – и св. Апостол отправлен был на суд в Кесарию к римскому правителю иудеи, Феликсу. Туда же отправились с жалобами на Апостола первосвященник Анания и старейшины иудейские. Они называли Павла, язвою общества, начальником назорейской ереси, мятежником. Павел защищался, – и Феликс признал его невинным, – велел, однако, поместить его в темнице, с одной стороны для того, чтобы угодить иудеям, а с другой для того, чтобы впоследствии получить от Павла сколько–нибудь денег за освобождение. Так провел св. Апостол в узах 2 года. Преемник Феликса, Порций Фест, продолжал держать его в узах. Наконец ап. Павел, пользуясь правом римского гражданина, потребовал, чтобы дело его перенесено было на суд Кесаря. Фест согласился, и сказал о нем прибывшему в тупору в Кесарию иудейскому царю Ироду Агриппе. Агриппа, выслушав Павла, сказал Фесту, что он не находит в нем ничего достойного смерти или уз, и что можно было бы его освободить, если бы он не потребовал суда у Кесаря. – Апостол отправился (60 г.) в Рим. Путешествие апостола Павла в Рим и кончина его

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Филипп Филипп («любитель лошадей»): 1) сын ⇒ Ирода Великого и Мариамны, первый муж ⇒ Иродиады ( Мф. 14:3 ; Мк. 6:17 ; Лк. 3:19 ) и отец ⇒ Саломии (2). Жена Ф. покинула его, т.к. он не отвечал ее честолюбивым устремлениям, и вышла замуж за сводного брата Ф. ⇒ Ирода Антипу, страстно в нее влюбленного; 2) сын Ирода Великого и Клеопатры, четвертовластник (тетрарх). Вместе со сводными братьями Архелаем и Иродом Антипой Ф. воспитывался в Риме. При разделе царства после смерти отца он унаследовал Батанею, Трахонитскую область и Авранитиду – области, лежащие сев.-вост. Геннисаретского озера и юж. Дамаска. Позднее Тиберий добавил к владениям Ф. Итурею. В Лк. 3:1 Ф. назван властителем этих областей. Он управлял ими с 4 по 34 гг. по Р.Х. Женой Ф. была Саломия, дочь Иродиады (от первого брака с его сводным братом, тоже Филиппом). Ф. расширил город Панею у истока Иордана и в честь имп. (кесаря) Тиберия переименовал его в Кесарию; впоследствии этот город стали называть Кесарией Филипповой ( Мф. 16:13 ), чтобы отличить его от Кесарии, располож. на морском побережье. кроме того, Ф. повысил статус селения Вифсаиды до города, который в честь дочери Августа и жены Тиберия был назван Ливией. Бесспорно, Ф. был лучшим правителем из своего рода, он правил гуманно и справедливо, проявляя подлинную заботу о своих подданных. Период его правления был продолжит. и мирным. У Ф. не было наследников, и поэтому после его смерти его царство было объединено с провинцией Сирией. В 37 г. имп. Калигула передал бывшие владения Ф. ⇒ Ироду Агриппе I. 3) ап. Ф., который, так же как Петр и Андрей, был родом из Вифсаиды ( Ин. 1:43–45 ). Иисус призвал его в ученики в Иудее. Ф. привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея) ( Ин. 1:46 ). Известны лишь некоторые обстоят-ва жизни Ф. Иисус испытывал его вопросом перед тем, как совершить первое чудо насыщения народа ( Ин. 6:5–7 ). К Ф. обращались говорившие по-гречески иудеи, которые хотели видеть Иисуса ( Ин. 12:20 ). В Ин. 14:8–10 сообщается, что Ф. не понял слов Иисуса и попросил Его показать ученикам Отца. Имя Ф. встречается во всех списках апостолов, причем, за искл. Деян. 1:13 , оно стоит рядом с именем Варфоломея, т.е. Нафанаила ( Мф. 10:3 ; Мк. 3:18 ; Лк. 6:14 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

От 37 до 44 года Иудея управлялась снова царем, Агриппой I, внуком Ирода. Этот царь приказал казнить св. Апостола Иакова и заточил св. Апостола Петра. Первоверховный Апостол, однако, был освобожден из заключения Ангелом (Деяния св. Апостолов, гл. 12). Агриппа расширил Иерусалим, приказав включить в город горы Голгофу на западе и Везефу на севере, посредством постановки так называемой третьей стены. Чтобы доставить работу 18000 человек, которые окончили постройку храма, и издержать остатки священного сокровища. Иудеи, хорошо знавшие, что иначе оно не избежало бы разбойнической жадности римлян, просили позволения возобновить колоссальные подпорки храма, которые царь Соломон нарочно воздвиг с его восточной стороны. Но Агриппа в этом отказал и только позволил жителям Иерусалима выстлать город прекрасными белыми плитами. Царствование Агриппы было наполнено борьбой двух сильнейших парий, которыми руководили Елиазар и Анания; борьба эта сопровождалась кровопролитиями, и сам царь должен был однажды бежать из Иерусалима. После смерти Агриппы на седьмом году царствования, Иудея, за исключением храмового управления, снова совершенно подпадает под власть римских наместников. Дела храма вскоре после этого впервые были подчинены Ироду, князю Халкиды, брату Агриппы, позже – Агриппе II, сыну этого Ирода, который наследовал ему с титулом царя в господствовании над несколькими северными областями Иудеи. Конец страшной борьбе парий положили снова римляне, полководец которых Веспасиан овладел Галилеей в 67 году. Но все это не останавливало междуусобиц в Иерусалиме. Шайки грабителей обеих партий грабили град Давидов и свирепствовали в самом храме, где были осаждены первосвященником Ананом. Тогда одна из партий призвала исконных врагов Иудеи Идумеев, и с помощью их в городе было произведено страшное избиение. Все это преисполнило меру терпения римлян. Веспасиан направил свои легионы на Иерусалим, осаду которого поручил Титу. Долго длилась эта осада; наконец, после упорной борьбы, священный город был взят и разрушен, а храм сожжен и срыт до основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. В Палестине. Часть иудеев, по преимуществу простой народ, верования которого в обетованного Мессию были только извращаемы книжниками и фарисеями, чрез проповедь апостолов присоединялась к христианской Церкви. Партия же ревнителей национальных интересов и отечественной религии, понявшая после проповеди архидиакона Стефана об отмене Моисеева закона, что новое христианское общество стремится вместо древней религии поставить новую, решилась отстаивать старые убеждения и старый порядок. Иерусалимская Церковь , во главе с апостолами бывшая центром, откуда распространялось христианство, и стоявшая близко к иудейским властям, по преимуществу подвергалась преследованиям со стороны последних. Римские правители, не вмешиваясь в религиозные дела иудеев, еще несколько сдерживали их религиозный фанатизм, а сами иудеи не имели права объявлять смертные приговоры. Но римские императоры, занимавшие престол по смерти Тиверия (37 г.), Кай Калигула и Клавдий, были настолько благосклонны к Ироду Агриппе, внуку Ирода Великого, что соединили под его управлением почти всю Палестину и усвоили ему титул царя. Теперь партия иудейских ревнителей могла настойчивее начать преследования. Действительно, в 43 или 44 году Ирод Агриппа, заботившийся о национальных интересах иудеев и желавший быть популярным, возбудил гонение на хрис­тиан. Святой апостол Иаков Зеведеев, брат Иоанна Богослова, был жертвою этого гонения. Видя, что смерть его приятна иудеям, Ирод вслед за тем взял апостола Петра и заключил его в темницу, намереваясь после праздника Пасхи осудить и его на смерть в угождение народу. Но ангел Господень ночью освободил Петра от оков и вывел его из темницы. Ирод Агриппа в скором времени умер. После Ирода Агриппы Палестина снова была обращена в римскую провинцию и управлялась прокураторами. Иудейские власти потеряли свое значение в деле управления, и прокураторы по-прежнему начинают сдерживать их порывы к религиозным преследованиям. К тому же деспотизм почти всех правителей, голод, возмущения иудеев против римлян и тому подобные бедствия и волнения отвлекали внимание иудеев от христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прием развернутой синхронизации находит очевидные параллели в трудах древних историков (Фукидид 2:2; Полибий 1:3; Иосиф Флавий. Древности 18:106) и отчасти у ветхозаветных пророков (Ис 1:1; Иер 1:1–3). К сожалению, основная дата — в пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря — допускает не вполне однозначное истолкование. Если правление Тиберия отсчитывать от 11/12 г. по Р. Х., когда он стал соправителем Августа, то выход Иоанна на проповедь должен датироваться 25/26 или (если подразумеваются полных 15 лет) 26/27 г. Преимущество этой гипотезы в том, что Иисусу должно было быть в это время в соответствии с наиболее вероятной датировкой Рождества около 30 лет. Однако отсчет правления было все же принято вести от даты смерти предыдущего императора (Август умер 19 августа 14 г.), поэтому большинство современных историков считает, что Иоанн вышел на проповедь в 28/29 гг. В Сирии был обычай рассматривать промежуток от воцарения до первого календарного нового года (который начинался осенью) как первый год царствования; в таком случае может иметься в виду время от осени 27 до осени 28 г. Далее перечисляются правители областей, составляющих наследие Ирода Великого. Губернатор Сирии не упомянут вовсе, что неудивительно, ибо Тиберий в эти годы удерживал назначенного губернатора Луция Элия Ламию в Риме, не доверяя ему. Понтий Пилат начальствовал в Иудее с 26 по 36/37 г.; надпись, обнаруженная в Кесарии, показывает, что он был не прокуратором, а префектом. Иудея управлялась префектом до воцарения Клавдия, от Клавдия до 66 г. — прокуратором, а с 70 г. — легатом. Четвертовластник (тетрарх), то есть ‘правитель четвертой части’ — титул, предполагающий меньшие властные полномочия, чем у царя или наместника. Иродом назван здесь Ирод Антипа, сын Ирода Великого от Мальтаки, правитель Галилеи и Переи с 4 г. до Р. Х., смещенный Калигулой в 39 г. Надо отметить, что апостол Лука проявляет особый интерес к этому деятелю, упоминая о нем гораздо чаще, чем другие Евангелисты (3:19; 8:3; 9:7,9; 13:31; 23:7–15; Деян 4:27; 13:1). Филипп, сын Ирода Великого от Клеопатры, был тетрархом Итуреи и Трахонитиды с 4 г. до Р. Х. до своей смерти в 33/34 г. Авилинея — территория вокруг города Абилы, к северо-западу от Дамаска, которая в 37 г. была отдана Ироду Агриппе I.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010