В опровержение мнения Феста апостол говорит, что Воскресение Иисуса Христа должно быть известно и Ироду Агриппе, так как не в углу оно происходило. Новое доказательство того, что весть о Воскресении Иисуса Христа с самого начала быстро распространилась по всей Палестине и за пределы её и что на неё смотрели не как на пустой слух или несбыточную мечту, но придавали значение достоверности. Отправление апостола Павла в Рим и пребывание его в Риме ( Деян.27:1–28:31 ) После двухлетнего пребывания в узах в Кесарии, Павел, потребовавший суда Кесаря, был отправлен в Рим на корабле с другими узниками, под начальством сотника Юлия, из полка Августова. Сначала плавание вдоль асийских берегов было благополучным. Павел, пользуясь человеколюбием сотника, мог сходить на берег и видеться с братиями. В Мирах Ликийских путники пересели на другой корабль и, по случаю наступления позднего зимнего времени, плыли медленно и подвергались бурям. Пристав к острову Крит близ города Ласеи, корабль долго выжидал благоприятного ветра для плавания. Павел советовал зимовать здесь, но кормчий и другие дали совет искать более удобного места для зимовки и при первом попутном ветре отправились в путь. Наступившая сильная буря, однако, стала носить корабль по морю, не давая надежды на спасение. Груз и вещи были выброшены в море; путники приходили в отчаяние. Павел, ободрённый видением ангела в ночи, ободрил и находившихся на корабле надеждой, что никто не погибнет, убедил их подкрепиться пищей и сам начал перед ними есть. К утру действительно показался берег. Корабль, облегчённый от груза, был направлен к берегу, но вскоре попал на косу, сел на мель и был разбит волнами, путники же, в числе 276-ти человек, благополучно добрались до берега – кто вплавь, кто на досках. Таким образом, после 14-дневного бедствования на Адриатическом море Павел со спутниками вышли на берег на острове, который оказался Мальтой. Чудесное спасение мореплавателей сопровождалось новым чудом. Островитяне, оказывая помощь спасшимся, разложили на берегу костёр для согревания от дождя и холода. Из хвороста, который апостол Павел собирал для костра, выползла змея и повисла на руке его. Жители при виде её ожидали смерти Павла и были уверены, что суд Божий преследует его, если и спасённому от моря не даёт жить; но Павел стряхнул змею в огонь и остался жив. Тогда жители стали смотреть на него, как на бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

31 См. Madden, Coins of Jews, изд. 2-е (1881), стр. 130. Приписывание этих монет Ироду Агриппе II невозможно; однако de Saulcy считал их еврейскою подделкой, a Madden говорит о них неопределенно, так как сам этих монет не видал. Но если можно верить воспроизведению, – фигура совершенно отчетлива, и, по-видимому, нет основания (кроме затруднения хронологического) в них сомневаться. 32 См. Вавилонскую Гемару, трактат Rosh – hashanah (или «Новый год»), fol «наши раввины учат, что царь, вступивший на престол 29-го адара, уже совершил год (своего царствования), достигнув (ближайшего) 1-го нисана». 33 Ответ императора депутации, посланной в Рим по этому предмету, датирован консульством Руфа и Помпея Сильвана; и если это были, как обычно признается, cotisulee suffecti 45-го года, то письмо относится к какому-либо времени после первых месяцев этого года. (Прежние издатели читали: προ τεσσαρων καλανδων Ιουλιου, но последнее слово есть просто перевод Julii в плохом латинском манускрипте; Niese опускает это и отмечает пробел). Однако датирование по другим, чем consules ordinarii, было бы столь необычно, если не безпримерно, что (особенно при отсутствии каких-либо других доказательств существования этих «suffecti») подлинность письма должна быть признаваема сомнительною. 34 См. также W.M. Ramsay в «Expositor» за март 1897 г., стр. 206. Сенека адресовал своему брату De ira не под принятым (адоптивным) именем Галлиона, но под именем Новата; и если справедливо, что он писал это сочинение после своего возвращения из ссылки, то следует, что принятие его братом имени, а вместе и назначение на проконсульство под именем Галлиона, должно было быть не прежде 49 года по Р. Хр. 35 Ann. XII, 54 в «Сочинениях Корнелия Тацита» по переводу проф. В.И. Модестова, т. II (СПБ. 1887), стр. 359–360: «Между тем брат его (Палланта), по прозванию [Антоний] Феликс (Счастливый) не поступал с такою же умеренностью [говорится в критическом тоне], будучи уже давно правителем Иудеи и полагая, что, опираясь на столь могущественную поддержку (Палланта), он может безнаказанно делать всякие мррзости...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Впоследствии город разросся вновь и достиг вершины своей славы при Адриане и Антонинах. Евреи в Риме Число евреев, проживавших в Риме в апостольскую эпоху, оценивается в двадцать или тридцать тысяч душ. Все они говорили на эллинистическом греческом языке с сильным еврейским акцентом. Насколько нам известно, у них было семь синагог и три кладбища. Надгробные надписи были на греческом языке и отчасти на латыни, иногда греческие слова писали латинскими буквами, иногда наоборот. Они заселили четырнадцатый квартал за Тибром (Трастевере), у подножия Яникулова холма, а также, вероятно, остров посреди Тибра и часть левого берега неподалеку от Большого цирка и Палатинского холма, где расположен современный еврейский квартал. В большинстве своем они были потомками рабов и пленников Помпея, Кассия и Антония. Тогда, как и сегодня, они торговали старой одеждой и поломанными вещами или же поднимались из нищеты к богатству и известности в качестве банкиров, врачей, астрологов и гадателей. Немалое их число сумело пробиться ко двору. Алитир, еврей–актер, пользовался высочайшим расположением Нерона. Самарянин Фалл, вольноотпущенник Тиберия, смог одолжить иудейскому царю Ироду Агриппе миллион динариев. Между династией Иродов и династиями Юлиев и Клавдиев существовали очень близкие отношения. Из–за специфических обычаев и законов евреев, таких как обрезание, соблюдение субботы, воздержание от свинины и мяса, принесенного в жертву богам, которых евреи считали отвратительными идолами, римские историки и сатирики относились к ним с удивлением, презрением и иронией. Все священное в глазах язычника для еврея было нечистым. Их считали врагами рода человеческого. Но такое суждение слишком поверхностно. У евреев были и друзья. Неудержимое трудолюбие и упорство этого народа, их здравомыслие, серьезность, верность и доброжелательность, их неукоснительное соблюдение закона, их бесстрашие на войне, их непоколебимая вера в Бога, их надежда на славное будущее человечества, простота и чистота их поклонения, возвышенность и величие идеи о существовании единого святого и милостивого Бога производили неизгладимое впечатление на вдумчивых и серьезных людей, в особенности на женщин (которым не грозил позор обрезания).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

1), а после его смерти включена в пров. Аравия. Часть сев. территорий И. вместе с Аркой в 38 г. Калигула отдал царю Соэму, а после смерти последнего она перешла Вару (Ноару), возможно сыну Соэма ( Idem. De bell. II 18. 6). После его смерти в 49 г. все эти земли стали частью пров. Сирия ( Tac. Ann. XII 23). Неизвестно, что было после смерти Клеопатры с Халкидонским царством, также принадлежавшим когда-то И. Возможно, эта территория вошла в надел Ирода Великого, а затем его сына Филиппа. Но, согласно Иосифу Флавию ( Ios. Flav. Antiq. XIX 5. 1), в 41 г. по просьбе Агриппы I они были переданы Ироду II Халкидскому - внуку Ирода Великого от казненного им сына Аристовула. В 48 г. эти территории вместе с другими землями были переданы Агриппе II. После этого источники практически ничего не сообщают об И. Некоторые рим. историки указывали, что итурейские лучники были важной составляющей рим. вспомогательных войск ( Cicero. Philip. or. II 8. 19; 44. 12; Divus Aurelianus. 9. 3//Scr. hist. Aug. Vol. 2. P. 156; Lucanus. Pharsalia. VII 510-520; Vergil. Georg. 2. 448). Об этом же свидетельствует история итурейских легионов, прослеживаемая по надписям и военным рим. дипломам ( Myers. 2010. P. 115-132; Tentea. 2004). По-видимому, со времени правления имп. Диоклетиана (284-305) И., ставшая частью пров. Аравия, постепенно утратила остатки государственности: крупные города были разрушены, монеты не чеканились, а итуреи превратились в сельский этнос, один из мн. диссимилированных этносов, населявших сначала Византийскую империю, а затем Арабский халифат. Лит.: Jones A. H. M. The Urbanisation of the Ituraean Principality//JRS. 1931. Vol. 21. P. 265-275; Lucanus. Pharsalia: Belli civiis libri decem/Ed. A. E. Housman. Camb., 1950 (рус. пер.: Марк Анней Лукан. Фарсалия, или Поэма о гражданской войне/Пер.: Л. Е. Остроумов, ред., ст., коммент.: Ф. А. Петровский. М.; Л., 1951. (Лит. памятники)); Taylor G. The Roman Temples of Lebanon. [Beirut], 1967; Hitti P. K. History of the Arabs. L., 1968 5; Schürer E.

http://pravenc.ru/text/1237731.html

Бесспорно, Галилея принадлежала к плодороднейшим частям Палестины; в ней преимущественно процветало земледелие, хотя она богата была также обширными лесами, зелеными лугами и плодородными полями. В лесах Галилеи в изобилии росли в особенности роскошные дубы и фруктовые деревья – смородина, тутовые ягоды, виноград и смоквы; в достаточном количестве добывались в Галилее также овощи всякого рода, масла и вина. Но самой прекрасной и самой плодороднейшей местностью Галилеи несомненно был западный берег „Галилейского моря“ (Мф., 4: 18) или, как оно называлось еще, „Геннисаретского озера“, – местность, изобиловавшая даже тропической растительностью в течении целых десяти месяцев года.– После смерти Ирода Великого Галилея досталась в удел сыну его – Ироду Антипе, потом Агриппе I, пока наконец вместе с другими провинциями не вошла в состав римской провинции Сирии. Во время земной жизни Спасителя народонаселение Галилеи, как и раньше, представляло смесь иудейства с языческими элементами; там проживало тогда множество разного рода язычников – финикиян, арабов, сирийцев и греков. Численность народонаселения была весьма значительна, что, конечно, отчасти объясняется самыми условиями жизни в этой стране, – ее плодородием. Иосиф Флавий насчитывает 204 Галилейских местечка, из которых в самом незначительном было более 15000 жителей; в других же, как, напр., Тарихее, – от 30 до 40 тысяч жителей. Понятно поэтому, каким образом в иудейскую войну Иосиф без затруднения мог собрать в Галилее 100,000 армию. По описанию историков, галилеяне были лучшими из всего палестинского народонаселения. На поле они были весьма трудолюбивы, в торговле и ремесленных занятиях деятельны, так что в этом отношении едва не превзошли своих наставников – финикиян; на войне они являлись настоящими героями, с детства приученными к оружию, были просты и обходительны в своих домах, чистосердечны и остроумны. Были, конечно, у галилеян и свои слабости, это – страсть к хищничеству и разбоям, а особенно к поджогам; но это недостатки, общие всем восточным народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Нет ничего особо сенсационного в том, что еврейский историк перечисляет подобные факты. Вполне закономерно, что историк упоминает высоконравственное поведение Иисуса, Его последователей и распятие по повелению Пилата. Даже упоминание рассказа учеников о явлениях Иисуса после Воскресения (если верить этому рассказу) несет в себе особые признаки подлинности. Флавий, как и многие сегодняшние историки, просто ссылался на высказывания, которые, вероятно, были хорошо известны в Палестине первого века. То, что ученики потом распространяли учение Иисуса, было естественным следствием. В цитате Флавия содержится важное упоминание нескольких основных сведений об Иисусе и происхождении христианства. Несмотря на некоторые вопросы, связанные с точностью его формулировок, мы можем рассматривать эти слова как возможное подтверждение некоторых аспектов общественного служения Иисуса, Его смерти на кресте, сообщений учеников о том, что им являлся воскресший Иисус и их последующей проповеди о Нем. Талл Смерть Иисуса, возможно, упоминалась в древней истории, написанной задолго до Тацита, Светония и Флавия и, не исключено, даже до создания Евангелий. Около 52 г. н.э. Талл составил историю Восточного Средиземноморья со времен Троянской войны до своей эпохи 450 . Само сочинение было утрачено, сохранились лишь фрагменты, цитируемые другими авторами. Одним из ученых, знавших и упоминавших этот труд, был Юлий Африкан , писавший около 221 г. н.э. Идут споры вокруг того, был ли это гот же Талл (Фалл), которого упоминает Флавий, – богатый самарянин, вольноотпущенник императора Тиберия, ссужавший деньги Ироду Агриппе I 451 . Говоря о распятии Иисуса и тьме, покрывшей землю в то время, Африкан ссылается на труды Талла, упоминавшего это великое событие. Африкан пишет: «Весь мир тогда окутала ужасная тьма, горы поколебались от сильного землетрясения, и многие области Иудеи и прилегающих провинций пострадали тогда от разрушений. Саллюс [Талл] в своей «Истории» приписывает тьму солнечному затмению – как я считаю, без веских на то оснований» 452 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

Это – отрицательная сторона, весьма немаловажная в глазах Ирода, для которого не могло быть и речи о разрыве с Иродиадою. С положительной стороны, Ироду не приходилось отгадывать участия книжников в злых настояниях Иродиады. Кроме того, что женщине не было ни надобности, ни даже какой либо возможности сохранять это участие в тайне, Антипа согласился на просьбу плясавицы и ради возлежавших с ним. Очевидно, к этому роковому времени вероломный человек, далеко не прочь пожертвовать Предтечей книжникам. Впрочем, едва ли возможно найти, хотя малое основание сомневаться в том, что Антипа протягивал последним руку свою уже ранее, когда брал Иродиаду. Кто на самом деле поверит тому, чтобы на пятом десятке своей жизни Асмонеянка увлекла ровесника-эпикурейца, и настолько, чтобы, несмотря на свою малохарактерность, он решился не только оскорбить брата, но и забыть, что на аравитянке он женился собственно для обеспечения своей тетрархии от неприятелей, до сего времени почти постоянных 65 . Вступая в нечестивый брак, Антипа переменял позицию – полагал конец обостренным отношениям с водителями еврейского народа, насколько это было в его распоряжении. А предавая на смерть Предтечу, эта «лисица» исполняла угодное им и таким образом теснее связывала их с собою. Был ли в его голове, какой-нибудь особенный расчет к такой перемене, на это можно отвечать лишь гадательно, хотя и не без косвенных данных. Именно, на бумаге Антипа уже был «царем» 66 . Когда же отец его изменил завещание 67 , мысли о царской власти он не покинул. Он едет в Рим оспаривать ее у брата своего Архелая 68 . Оставил ли он после этого означенную мысль, твердо сказать нельзя. Но если бы он действительно оставил ее, что заставило его заготовить вооружения, достаточного для 70 тысяч 69 ? Агриппа в доносе своем объяснял это намерениями его восстать против римлян. Но это такая несообразность, которой мог поверить только Кай, получивший с доносом дары от Агриппы, без всякого допроса уславший Антипу в ссылку и отдавший все его владения Агриппе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Из письменных источников известно, что в 53 г. до Р. Х. рим. полководец Гай Кассий Лонгин совершил поход из Тира в М. (Тарихею), где разбил военный лагерь ( Ios. Flav. De bell. I 8. 9 (180); Idem. Antiq. XIV 7. 3 (120)). Помпей также посчитал, что это место удобно для размещения войска. Сохранилось «письмо из лагеря Тарихейского» Кассия Цицерону от 43 г. до Р. Х. ( Cicero. Ad fam. 12. 11). Город служил столицей топархии, а, согласно Плинию Старшему, озеро было даже названо по названию этого города ( Plin. Sen. Natur. hist. 5. 71). Очевидно, что уже в письменных источниках обнаруживается четкий городской характер поселения. Так, Иосиф Флавий в I в. упоминает здесь ипподром, который использовался и для общественных собраний ( Ios. Flav. De bell. II 21. 3 (599); Idem. Vita. 132-138), однако следы ипподрома пока не найдены ( Zangenberg. 2001. S. 64-65). Ок. 54 г. по Р. Х. по приказу имп. Нерона М. (Тарихея) и Тивериада перешли во владение к Ироду Агриппе II, сыну Агриппы I ( Ios. Flav. Antiq. XX 8. 4 (159)). Иосиф утверждает, что он укрепил М. (Тарихею) в 66 г. по Р. Х., хотя год спустя Веспасиан взял город. Тарихея была местом морской битвы между римлянами и евр. повстанцами ( Idem. De bell. III 10. 10 (539-540)). Археологический парк Центра Магдала Археологический парк Центра Магдала До VI в. М. не была местом паломничества. В источниках упоминаются посещения М. диак. Феодосием (до 518) ( Theodos. De situ Terrae Sanctae. 138) и св. Виллибальдом (724) ( Hugeburc (Huneberc) von Heidenheim. Vita Wynnebaldi Abbatis Heidenheimensis. 96. 1/Ed. O. Holder-Egger//MGH. SS. 1887. Bd. 15. Tl. 1. S. 80-117). Современные раскопки. Архитектура Раскопки в юж. и сев. частях М. проводились различными ин-тами в разное время. Юж. часть территории принадлежит францисканской «Страже в Святой земле» (Custodia Terrae Sanctae). Раскопки здесь проводились под эгидой Studium Biblicum Franciscanum (SBF) в 1971, 1973-1975 и 1977 гг. В. Корбо и С. Лоффредой. Они возобновились в 2006-2012 гг. под рук. С. Де Луки, директора «Проекта Магдала», совместно с А. Леной. Сев. часть территории была приобретена в 2004-2009 гг. орг-цией «Легионеры Христа» для строительства паломнического центра. В 2009 г. при строительстве отеля здесь была раскрыта синагога I в., что побудило ученых начать раскопки и прилегающих к синагоге областей (руководители - Д. Авшалом-Горни, А. Наджар; Департамент древностей Израиля). С 2010 г. к исследованиям присоединилась экспедиция мексиканского ун-та Анауак (Proyecto Arqueologico Magdala, руководитель - М. Сапата Меса). М. стала одним из самых интересных мест археологии Галилеи ( Zangenberg. 2013. S. 139). В мае 2014 г. в сев. части М. результаты раскопок были открыты для посещения в археологическом парке т. н. Центра Магдала.

http://pravenc.ru/text/2561172.html

1) Арефа в Дамаске. Этот Арефа, четвертый в числе Набатейских царей (о династии которых см. Е. Schurer-Gesch. d. jud. Volkes по 3 и 4 изд. т. I, стр. 726 сл.) царствовал приблизительно во время от 9 г. до Р. Хр. до 40 г. по Р. Хр.; точная дата неизвестна, но достоверно, а) что он царствовал свыше 47 лет, ибо есть надписи, указывающие на его 48-й год; в) что он умер в промежуток времени между смертью Тиверия, – что привело к окончанию дествий, начатых против него по приказанию этого императора легатом Сирии Вителлием (Ant. XVIII, V, 1, 3), – и срединою царствования Клавдия, когда его преемник Авия оказывается ведущим войну против Изата Адиабенского (около 48 г. по Р. Хр.; Ant. XX, IV, 1). Но Дамаск не принадлежал Набатее и, без сомнения, был под непосредственным римским управлением в гг. 33–34 и 62–63, потому что есть Дамаскинские монеты этих годов с изображениями Тиверия и Нерона, без какого-либо указания на царей местных, как это неизменно бывало в клиентельных государствах. Поэтому Дамаск должен был перейти в руки Арефы уже после 33–34 гг., если бы это достигнуто было силой, то империя едва ли бы позволила Набатейской линии царствовать беспрепятственно до 106 г.; а если путем дарения, то таким дарителем был, конечно, не Тиверий, о раздоре которого с Арефой только что было упомянуто, но Калигула, который, – не в пример Тиверию (см. ниже случай с Иродом Филиппом), – поощрял зависимые царства на Востоке. [В таком случае умолчание Тацита может быть объяснено тем, что в «Анналах» есть пропуск касательно царствования Калигулы.] Тогда бегство Апостола Павла от областного правителя Дамаска Арефы не могло быть раньше середины 37 г.; во всяком случае, не раньше 34 года. 2) Царствование и смерть Ирода Агриппы I. Тетрархия Ирода Филиппа ( Лк. 3:1 ) была после его смерти, около 33–34 гг., присоединена Тиверием к провинции Сирии, но, немного дней спустя после восшествия на престол Калигулы (16 марта 37 г.) была передана, вместе с титулом царя, Ироду Агриппе (сыну Аристовула и внуку Ирода В.), который жил тогда в Риме; к этой территории была прибавлена тетрархия Антипы в 39–40 гг., Иудея, Самария, и Авилинея при вступлении на престол Клавдия, в начале 41г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

6–7. После Пилата прокуратором над Иудеей был сделан Marcellus, о котором почти известно одно только имя (36–37). Настоящим вершителем всех важнейших дел по управлению Иудеей, вплоть до передачи ее Ироду Агриппе, Иосиф выставляет Сирийского наместника Вителлия, дружбе с которым Марцелл был обязан самым своим назначением. Прибытие в Иерусалим, около праздника Пасхи 36 г. 1037 , Вителлия, вообще весьма симпатичного начальника, ознаменовалось, между прочим, сложением пошлин с продаваемых Иерусалимлянами плодов, и предоставлением Иудейским священникам самим хранить первосвященнические одежды, – право, насильственно отнятое у них некогда Иродом, присвоенное его преемником Архелаем, и удержанное после его смерти в ведении Римлян. 1038 В будущем 37 году, Вителлий показал новый случай своей разумной снисходительности и уважения к Иудеям, подобно указанному выше (стр. 371). В то время, как Вителлий умедлил в Иерусалиме, пришла к нему весть о кончине «друга человечества» Тиверия и вступления на престол Калигулы (37–41 г.). Иудеи прежде всего подверглись присяге новому императору, за которого также были принесены обычные жертвы. 1039 Первые 2 года правления Калигулы прошли спокойно для Иудеев 1040 , но затем для них наступило время тяжкого гнета и неурядиц. Причиной такой перемены послужила особенная строгость Калигулы в распространении «культа Кесаря». Зазнавшись в своих мнимо-божественных достоинствах до полного забвения человечесκих немощей и происхождения, этот маниакан божественности видел в строжайшем соблюдении своего культа наиболее обязательную форму почтения к своему «бож.» достоинству и во всяком ограничении этой обязательности усматривать доказательство преступно-недостаточного признания своей персоны. Как и следовало ожидать, несчастнее всего последствия этого самодурства Калигулы должны были вынести Иудеи. В Александрии, с ее иудофобским населением, протестанты подверглись особенно сильному стеснению (подробности его читаем у Филона, in Flacc. § 5–6–8 и далее, и Legat. ad Cajum, § 19–20, и др.), которое было столько же в интересах населения, мнившего гонением Иудеев обеспечить для себя благоволение Кесаря, сколько и в интересах Сирийского наместника Флакка, прошлое которого (дружба с Тиверием 32–37) несколько компрометировалось в глазах Калигулы и также толкало его к тому, чтобы ревностной борьбой за интересы императора в деле Иудеев восстановить свой поколебленный престиж. См. Philo, in Flacc. § 3, init. ed. Mangey, II, 518 (cp. 1–2) и дал.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010