Все это имеет первостепенное и решающее значение для определения того, в чем должно полагать сущность христианства, если хотим не фантазировать, не сочинять, а держаться фактической почвы, оставаться верными действительности и не попирать требований науки ради своих предвзятых идей. Приведенные данные неоспоримо свидетельствуют о том, что в христианстве все сводится к лицу и деятельности Христа и от Него получает свое значение и объяснение. Что основа и сущность христианства заключается не в его догматическом или нравственном учении, а в лице и в делах Христа, эту мысль, согласно с Его собственными словами, и прямо выражают апостолы. Так, например, евангелист Лука прежде, чем начать свое повествование, имеющее предметом лицо, жизнь и деятельность Христа, указывает Феофилу, для которого предназначалось это повествование, в чем собственно состоит значение последнего. Рассудилось и мне, говорит этот Евангелист, по тщательном (χοφς) исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание (τν ασφλειαν) того учения, в котором был наставлен. 436 Оказывается, таким образом, по ясному и непререкаемому свидетельству Евангелиста, что в христианской религии учение не есть нечто самостоятельное, существующее само по себе и ради себя, могущее быть отрешенным от лица Христа, но, напротив, органически связано с Ним, неотделимо от Него, к Нему относится и на Нем утверждается. Лишить христианское учение этой исторической, или фактической, основы, оторвать его от лица Спасителя и Его жизнедеятельности, значит превратить его в нечто беспочвенное, произвольное, фантастическое. Эту мысль, явно заключающуюся в приведенных словах Луки, весьма решительно выражали и другие апостолы. Так, например, апостол Павел, защищаясь пред царем Агриппою и правителем Фестом от обвинений со стороны своих соплеменников, в своей защитительной речи развивал ту мысль, что его преследуют лишь за проповедь о Распятом и Воскресшем. 437 Правитель Фест, услышавши столь неожиданные для язычника слова, воскликнул: безумствуешь ты, Павел; большая ученость доводит тебя до сумасшествия. 438 На эти слова последовал знаменательный ответ Апостола в следующем, в сущности, виде: нет, достопочтенный Фест, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла, ибо ведь не в темном углу, не вдали от людских взоров, происходило то, о чем свидетельствую, а оно известно даже и царю Агриппе, присутствующему здесь же. 439

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Господь открывает глава слепым, выводит узников из темницы и сидящих во тьме к свету. Мы видели в Ис. 9пророчество о народе, ходящем во тьме, и о живущих в стране тени смертной, которым воссияет свет. Мы видели еще в гл. XXIX, 18 и XXXV, 5–6, что настанет день, когда глухие услышат, и глаза слепых прозрят из тьмы и мрака. Пророчества эти исполняются не только чудесами исцеления, о которых повествуют Евангелия, но главнейшее их значение заключается в просвещении человечества истиною. Свет великий осиял мир. Об этом свете говорит в речи своей к Агриппе Апостол Павел, рассказывая, как Господь помиловал его и избрал, чтобы, „Открыть глаза язычникам, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Господа Иисуса, Сына Божия, получили прощение грехов и жребий с освященными“ ( Деян. 26:18 ). Но пророчество Исаии получает еще дальнейшее освещение, если иметь в виду слова Апостола Петра, ( 1Пет. 3:19 ) которому повелено было Духом Святым открыть людям тайну, что и ветхозаветные умершие выведены Господом нашим из тьмы к свету, ибо Он милосердный „не оставил души их во аде“ ( Пс. 15:10 ) но, „духом сошедши в темницу духов, им проповедал“ радостное воскресение и избавление. Предыдущие обетования утверждает Господь, провозглашая священное имя Свое Иегова: „Я Вечно-живущий: это имя Мое! Глаголы Господни в пророчестве Исаии суть повторение откровения, данного Моисею в горящей купине 1402 . Иегова, Вечно Живущий, и Единый источник жизни, открывая Себя людям, повелел предупредить народ Свой, что Он Бог ревнитель 1403 . Ревность Господа есть высшая любовь, которая видит, что Его возлюбленное создание погибает в безумии идолопоклонства, которое в многих местах Св. Писания называется блудом. Всякая страсть, всякое увлечение, заставляющие забыть Бога, суть виды идолослужения, и Господь взывает к человеку, чтобы остановить его на пути безумия. Не может сохранить разум свой человек, если он славу, принадлежащую Единому Богу, переносит на какой бы то не было предмет; и может быть один из худших видов идолопоклонства есть обожание собственного разума при забвении Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Е.В. Герцман Беседа IX. Во время божественной литургии Это произошло в первый год 204-й Олимпиады или в 790 году от основания Рима, когда умер император Тиберий Цезарь Август и его место занял император Гай Цезарь Август Германский, более известный под именем Калигулы (37–41 гг.)- В том же году произошло освящение храма Божественного Августа, а Агриппе I было пожаловано царство в Сирии. Но, несмотря на это, полноправным правителем всего Римского Востока оставался легат Сирии Луций Вителлий, отец будущего императора Вителлия (69–70 гг.). Это он отослал Понтия Пилата в Рим, чтобы бывший прокуратор Иудеи оправдался там за свои деяния, слухи о которых докатились и до столицы. Это Луций Вителлий во время своего посещения Иерусалима отстранил от служения первосвященника Ионафана и назначил на его место Феофила, брата Ионафана. К этому году многие иудеи, бежавшие несколько лет тому назад из Иерусалима, собрались в сирийском городе Антиохии. Из Иерусалима их выгнали религиозные распри, так как они «всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» ( Деян.5:42 ). В результате росло число Его последователей. Этого не стерпели те, кто противостоял им, и донесли на дьякона Стефана, «мужа, исполненного веры и Духа Святого» (Там же, 6:5), будто тот «говорил хульные слова на Моисея и на Бога» (Там же, 6:11). Не имея возможности одолеть Стефана в богословском споре, они побили его камнями. И, как сказано, «в те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все... рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Там же, 8:1). Некоторые из иерусалимцев пришли в Антиохию и также стали благовествовать об Иисусе Христе, «и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Там же, 11:21). Потом здесь появился и апостол Варнава из Иерусалима. «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии первый раз стали называться Христианами» (Там же, 11:26). Так было положено основание Антиохийской церкви. Несколько позже один из иерусалимских беглецов, некий Филипп, оказавшись в Самарии, благовествовал «о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа» (Там же, 8:12). И многие, уверовав в Него, крестились и стали первыми прихожанами Самарийской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И подлинно; не все равно – прибыть просто, или прибыть по такому делу. Это и заставило иудеев собраться сюда. И в Иерусалиме он был долгое время, чтобы ты видел, что и в течение дол­гого времени злой умысел не мог ничего сделать ему, когда не попускал Бог. " Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию " . Этот Агриппа, он же и Ирод, мне кажется, был иной, и именно четвертый после того, который был при Иакове (Деян.12:1,2). Смотря, как сами враги невольно способствуют делу. Чтобы слушателей было больше, сам Агриппа пожелал слушать (Павла), и слушает не просто, но с пышностью. Смо­три, каково оправдание (Павла), высказанное правителем: " он сам потребовал суда у Августа: я не имею ничего верного написать о нем государю " . Так пишет Фест, и обнару­живается жестокость иудеев; а правителя, когда он говорит это, подозревать нельзя. Он говорит так, что и от него иу­деи подвергаются осуждению. А когда все осудили их, тогда наказывает и Бог. Смотри: их осудил Лисий, осудил Фе­ликс, осудил Фест, хотя и угождали им, осудил Агриппа, и даже что? Осудили их и фарисеи. А как он осудил, по­слушай из его слов: " он не сделал ничего, достойного смерти " . Они и взносили, но не обличили; клевета и дерзость взно­сили на него подозрения, а исследование ничего не показало. " О каком-то " , говорит, " Иисусе умершем " . Справедливо сказал: " о каком-то " , как человек, хотя и бывший правителем, но не за­ботившийся об этом. По той же причине он сказал: " нерассудительно послать узника и не показать обвинений на него " ; рассмотрение таких дел действительно превышало разум такого судии. Если же ты недоуме­ваешь, то для чего влечешь его в Иерусалим? Потому и Па­вел, не желая судиться у него, требует суда у кесаря и гово­рит: " требую суда кесарева " . В этом именно обвиняли его. Слышишь ли, как пе­реносится дело? Слышишь ли о злом умысле иудеев? Слы­шишь ли о возмущении? 4. Все это возбудило в Агриппе желание слышать (Павла). Фест доставляет ему это удовольствие, и Павел является еще более славным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1706...

И подлинно; не все равно прибыть просто, или прибыть по такому делу. Это и заставило иудеев собраться сюда. И в Иерусалиме он был долгое время, чтобы ты видел, что и в течение долгого времени злой умысел не мог ничего сделать ему, когда не попускал Бог. " Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию " . Этот Агриппа, он же и Ирод, мне кажется, был иной, и именно четвертый после того, который был при Иакове (Деян.12:1,2). Смотря, как сами враги невольно способствуют делу. Чтобы слушателей было больше, сам Агриппа пожелал слушать (Павла), и слушает не просто, но с пышностью. Смотри, каково оправдание (Павла), высказанное правителем: " он сам потребовал суда у Августа: я не имею ничего верного написать о нем государю " . Так пишет Фест, и обнаруживается жестокость иудеев; а правителя, когда он говорит это, подозревать нельзя. Он говорит так, что и от него иудеи подвергаются осуждению. А когда все осудили их, тогда наказывает и Бог. Смотри: их осудил Лисий, осудил Феликс, осудил Фест, хотя и угождали им, осудил Агриппа, и даже что? Осудили их и фарисеи. А как он осудил, послушай из его слов: " он не сделал ничего, достойного смерти " . Они и взносили, но не обличили; клевета и дерзость взносили на него подозрения, а исследование ничего не показало. " О каком-то " , говорит, " Иисусе умершем " . Справедливо сказал: " о каком-то " , как человек, хотя и бывший правителем, но не заботившийся об этом. По той же причине он сказал: " нерассудительно послать узника и не показать обвинений на него " ; рассмотрение таких дел действительно превышало разум такого судии. Если же ты недоумеваешь, то для чего влечешь его в Иерусалим? Потому и Павел, не желая судиться у него, требует суда у кесаря и говорит: " требую суда кесарева " . В этом именно обвиняли его. Слышишь ли, как переносится дело? Слышишь ли о злом умысле иудеев? Слышишь ли о возмущении? 4. Все это возбудило в Агриппе желание слышать (Павла). Фест доставляет ему это удовольствие, и Павел является еще более славным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1706...

Иное дело Агриппа. Он читал Моисея и пророков и от множества свидетелей слышал по крайней мере о тех событиях, на которые указывал Павел. К нему поэтому апостол обратился с доказательством своего совершенного здравомыслия. «Ибо, сказал он, знает об этом царь, пред которым и говорю смело. Я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто, ибо это не в углу происходило». И затем, желая продолжить нить своей ар­гументации в том самом пункте, где она была прервана и где могла быть наиболее поразительною для иудея, он спросил: «Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь». Но Агриппе не хотелось вмешиваться в это рассуждение, а тем менее выразить свое согласие, и поэтому он нашел удобным уклониться от ответа полунасмешливым замечанием. «Ты скоро, пожалуй, и меня сделаешь христианином»! сказал он с полуподавленной улыбкой, и этим ловким изворотом придвор­ной любезности уклонился от ответа на серьезный вопрос ап. Павла. Его изысканное замечание несомненно прозвучало очень остроумным для всего знатного собрания, и они с трудом могли подавить свой смех при одной мысли о том, что Агриппа, любимец Елавдия, друг Нерона, склонится к убеждению этого странного иудея! Чтобы Павел мог сделать царя христианином – это казалось слишком смешным. Но смех этот был тотчас же подавлен, когда апостол со всею пылкостью искренно любящего сердца воскликнул: «молил бы я Бога, чтобы скоро ли, долго ли, не только ты, но и все слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме» – прибавил он, поднимая свою скованную руку, – «кроме этих уз». Они видели, что это был не простой узник; человек, который мог приводить такие доводы, как приводил он, и говорить так, как говорил он – оче­видно был личностью, какой они еще никогда не видели или не знали ни в мире иудейства, ни в мире язычества. Но было бесполезно продолжать это зрелище. Любопытство теперь с достаточностью было удовлетворено, и теперь, более чем когда-либо, стало ясно, что хотя и можно считать Павла-узника мечтательным энтузиастом или восторженным фанатиком, но он никоим образом не был уголовным преступником.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Исчезли ли, растворились ли эти десять колен после того, как они были захвачены в плен? В Новом Завете подобного утверждения нет. Сказано, что пророчица Анна происходила «от колена Асирова» ( Лк.2:36 ). Не верил в исчезновение этих колен и апостол Павел. Он сказал царю Агриппе: «И ныне я стою пред судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь» ( Деян.26:6,7 ). Послание апостола Иакова адресовано «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» ( Иак.11 ). Если бы десять колен исчезли, апостолу Иакову не имело бы смысла адресовать свое послание всем двенадцати. В Откровении 7:4–8 говорится о спасении 12000 человек каждого из 12 колен сынов Израилевых. В Священном Писании термины «Еврейский», «Израильский» и «Иудейский» применяются иногда довольно вольно, так что можно сделать вывод, что они взаимозаменимы. Сам апостол Павел говорил о себе, что он «из рода Израилева, колена Вениаминова», однако называл себя при этом «Евреем от Евреев» ( Фил.3:5 ). В Деяниях 21:39 он сказал «я Иудеянин, Тарсянин», а в Деяниях 22:3 «я Иудеянин», но во 2-м Послании к Коринфянам 11:22 он назвал себя «Израильтянином»: «Они Евреи? и я. Израильтяне? и я». Если термин «Иудеянин» относится только к дому Иудину, как утверждают приверженцы «армстронгизма», то тогда Христос был Мессией не всего израильского народа, а лишь иудейского его колена. Библия называет Христа «Царем Иудейским» ( Лк.23:3 ) • На кресте было написано «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» ( Мф.27:37 ). Но когда окружавшие крест первосвященники и старшины стали издеваться над Ним, они сказали: «…если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста» (Мф..27:42). Они воспринимали титулы «Царь Иудейский» и «Царь Израилев» как взаимозаменяемые, К первому веку после Рождества Христова четкого разграничения между терминами «Иудейский» и «Израильский» уже не делалось. Но проповедники британского израилизма продолжают делать это в 20-м веке. «В Новом Завете, – заметил Хопкинс, – слово «Иудейский» встречается 174 раза, а «Израильский» – 75 раз, но при этом в них не вкладывается ни разного значения, ни разного содержания».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

К сожалению, нельзя сейчас достать этих газет; и потому, вероятно, запись будет неточная; может быть, даже перепутаются и подробности этих явлений. Но совестию свидетельствуем, что сущность совершенно верна. А кто-либо другой впоследствии может исправить невольные ошибки памяти. Между тем, по современным обстоятельствам чрезвычайно важно поведать об этом не знающим и напомнить знавшим. Первое явление было лет двенадцать тому назад, а может быть и менее, или немного более. Я жил тогда в Сербии. Мне прислали сведения о следующем чуде. На юге Франции Божия Матерь явилась молоденькой девушке или девочке (а другое лицо, которое тоже вспоминает теперь об этих явлениях, говорит, что явление было детям, но это совсем не важно, главное, что оно было). И Божия Матерь сказала ей: – Передай людям: Я – покровительница Франции. Но грехи людей так стали велики, что уже никто – ни священники, ни правители – не могут помочь спасти страну. Сын Мой и Мои молитвы уже не принимает. Нужно ждать скорбей. Другой случай был в Бельгии. Приблизительно в 1931 или 1932 году. Близ одного монастыря дети, брат и сестричка его, пасли своих овец или коров. Здесь росло большое дерево. И вдруг маленькие дети явно видят на нем Пресвятую Богоматерь. По простоте и невинности своей и при вере в Нее они не удивились и не испугались явления. Божия Матерь начала им говорить, чтобы они передали духовенству о том, что всем – и самим священникам – нужно очень усердно молиться и каяться в грехах, иначе Бельгии грозит великое несчастие. Дети исполнили приказанное. Тогда со всех сторон начали стекаться к этому месту верующие. Были тут и дети. И Божия Матерь снова (и кажется, не один еще раз) являлась при всех детям и говорила с ними. Дети смотрели наверх и свидетельствовали окружающим, что вот – Божия Матерь тут. И Она говорила с ними, а они передавали зрителям. Последние слушали разговор детей, видели их внимательные лица, устремленные на дерево, но слов Божией Матери не сподобились слышать. Подобным образом происходило и при явлении Господа Иисуса Христа Савлу. «Среди дня на дороге я увидел, государь, – рассказывал потом сам он царю Агриппе и правителю Фесту, – с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною» для преследования христиан в Дамаске. И услышал голос Господа Христа: «Савл, Савл! что ты Меня гонишь?... Бывшие со мною свет видели, и пришли в страх.... Все мы упали на землю». Савл отвечал. «Люди... стояли в оцепенении, слыша голос (Савла); но голоса Говорившего (Спасителя) мне – они не слышали и никого не видели». (Ср.: Деян.26:13,14; 22:9; 9:7 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Между тем, как Фест ожидал случая отправить Павла наряду с другими узниками к кесарю, для поздравления его с должностью иудейского правителя прибыл в Кесарию Агриппа, царь Халкидский 59 . Вместе с ним прибыла и знаменитая своею красотою сестра его Вереника, которая, после развода с Полемоном, царем Киликийским, жила у Агриппы 60 . Прибытие их послужило для Павла поводом еще раз торжественно засвидетельствовать перед лицом иудеев о том уповании, ради которого он был заключен в узы. Поскольку Агриппе, как иудею по происхождению, хорошо известна была иудейская религия и поскольку он имел право назначать первосвященников и заботиться о благоустройстве Иерусалимского храма 61 , в осквернении которого обвиняли Павла, то Фест, желая воспользоваться его сведениями и советом, пересказал ему историю судопроизводства над Павлом. Рассказ этот вызвал у Агриппы желание выслушать самого Павла. Фест согласился и назначил собрание, в котором должны были присутствовать Агриппа, Вереника, тысяченачальники и все почетные кесарийские граждане. Когда Павел был приведен в собрание, Фест сказал: «Царь Агриппа и все присутствующие с нами мужи! Вы видите человека, против которого и ...в Иерусалиме, и здесь... иудеи во множестве приступали ко мне с криком, что ему не должно более жить. Но я нашел, что он... ничего... не сделал... достойного смерти, и так как он сам потребовал суда у кесаря, то я решился послать его/к нему/. Теперь, не имея ничего досто верного, что бы можно было написать о нем государю, я представляю его вам и особенно тебе, царь Агриппа, дабы по рассмотрении было мне что написать. Ибо мне кажется неприлично послать узника и не указать, в чем его обвиняют» (ср. Деян. 25, 23–27 ). После этого Агриппа позволил Павлу говорить за себя, и тот, простерши вверх руку 62 , в свою защиту сказал следующее: «Царь Агриппа! Я почитаю себя счастливым, что... пред тобою... сегодня могу защищаться от всех обвинений, которые предъявляют мне иудеи 63 , тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения иудейские. И потому прошу тебя выслушать меня великодушно. Жизнь мою от юности/моей/, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все иудеи... Знают также обо мне издавна, ежели захотят свидетельствовать, что я жил... по... учению... фарисейскому, строжайшему в нашем вероисповедании. И ныне я стою пред судом за надежду на обетование, данное от Бога... отцам... нашим, исполнение которого надеются увидеть все наши двенадцать колен, непрестанно служа/Богу/день и ночь. Эту -то надежду, царь Агриппа, ставят мне в вину иудеи. Что же, неужели вы... почитаете... невероятным, что Бог воскрешает мертвых? Правда, я и сам думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея,.. и... я... делал... это... в Иерусалиме» (ср. Деян. 26, 2–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Между тем, как Фест ожидал случая отправить Павла наряду с другими узниками к кесарю, для поздравления его с должностью иудейского правителя прибыл в Кесарию Агриппа, царь Халкидский . Вместе с ним прибыла и знаменитая своею красотою сестра его Вереника, которая, после развода с Полемоном, царем Киликийским, жила у Агриппы . Прибытие их послужило для Павла поводом еще раз торжественно засвидетельствовать перед лицом иудеев о том уповании, ради которого он был заключен в узы. Поскольку Агриппе, как иудею по происхождению, хорошо известна была иудейская религия и поскольку он имел право назначать первосвященников и заботиться о благоустройстве Иерусалимского храма , в осквернении которого обвиняли Павла, то Фест, желая воспользоваться его сведениями и советом, пересказал ему историю судопроизводства над Павлом. Рассказ этот вызвал у Агриппы желание выслушать самого Павла. Фест согласился и назначил собрание, в котором должны были присутствовать Агриппа, Вереника, тысяченачальники и все почетные кесарийские граждане. Когда Павел был приведен в собрание, Фест сказал: Царь Агриппа и все присутствующие с нами мужи! Вы видите человека, против которого и в Иерусалиме, и здесь иудеи во множестве приступали ко мне с криком, что ему не должно более жить. Но я нашел, что он ничего не сделал достойного смерти, и так как он сам потребовал суда у кесаря, то я решился послать его к нему. Теперь, не имея ничего достоверного, что бы можно было написать о нем государю, я представляю его вам и особенно тебе, царь Агриппа, дабы по рассмотрении было мне что написать. Ибо мне кажется неприлично послать узника и не указать, в чем его обвиняют (ср.: Деян. 25, 23–27). После этого Агриппа позволил Павлу говорить за себя, и тот, простерши вверх руку , в свою защиту сказал следующее: Царь Агриппа! Я почитаю себя счастливым, что пред тобою сегодня могу защищаться от всех обвинений, которые предъявляют мне иудеи , тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения иудейские. И потому прошу тебя выслушать меня великодушно. Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все иудеи. Знают также обо мне издавна, ежели захотят свидетельствовать, что я жил по учению фарисейскому, строжайшему в нашем вероисповедании. И ныне я стою пред судом за надежду на обетование, данное от Бога отцам нашим, исполнение которого надеются увидеть все наши двенадцать колен, непрестанно служа Богу день и ночь. Эту-то надежду, царь Агриппа, ставят мне в вину иудеи. Что же, неужели вы почитаете невероятным, что Бог воскрешает мертвых? Правда, я и сам думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея, и я делал это в Иерусалиме .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010