Разделы портала «Азбука веры» Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста Суриков Василий Иванович (1848-1916) Сюжет Перед нами эпизод из жизни и деяний ученика Христа — апостола Павла, который вместе с апостолом Петром основал христианскую церковь. За праведные высказывания Павел был схвачен и казнен римским императором Нероном. Описание Рассмотрим картину Сурикова, которая представляет для нас неподдельный интерес. Местом действия здесь избран дворец римского проконсула в Кесарии. В большом зале на постаментах мы видим стоящие мраморные изваяния римских богов и императоров, которым обычно поклонялись римляне. Возле них на возвышении установлен трон для Ирода Агриппы и кресла для Феста и Береники. Основную группу картины образуют четыре фигуры. Сидящий слева Агриппа и стоящий справа Павел обращены друг к другу и изображены почти в профиль к зрителям. Поэтому создается впечатление, что Павел излагает свои взгляды Ироду Агриппе, отвечает на его вопросы. Между Агриппой и Павлом сидят Порций Фест и Береника, обратив свои взоры к Павлу. Они не принимают участия в споре, будучи лишь сторонними наблюдателями. Такое расположение фигур художник выбрал не случайно. Его задачей было показать взгляды присутствующих. Для этого он гениально выстраивает нужную композицию. Как известно из Писания, вызывая Апостола Павла для выяснения его позиции,  Фест заявил, что сам он не в курсе религиозных разногласий иудеев, тогда как иудейский царь, напротив, был знатоком Писаний. По этой причине Апостол, излагая свои взгляды, обращается к Агриппе, как к лицу компетентному, и даже в конце речи воззвал к Агриппе, прося его подтвердить перед Порцием Фестом правильность своих ссылок на тексты Писания. Как известно, Агриппа на справедливые аргументы Апостола Павла ответил отрицательно. Противопоставив царя Ирода Агриппу и апостола Павла, Суриков в их образах показывает лукавство иудаизма и правоту христианства, которое нисколько не отвергает ветхозаветных Писаний.

http://azbyka.ru/art/apostol-pavel-obyas...

Глава 14 1–2. Тревоги Ирода Антипы. – 3–12. Казнь Иоанна Крестителя. – 13–21. Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. – 22–33. Утишение бури на озере. – 34–36. Возвращение в землю Геннисаретскую. Мф.14:1 .  В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе (Ср. Мк.6:14 ; Лк.9:7 ). В этом и следующем стихах евангелист помещает то, что должен был бы поместить после 12-го стиха, если бы рассказывал в порядке времени, потому что слова 2-го стиха Ирод мог произнести уже после того, как Иоанн был казнен. «Молва об Иисусе» и замечание Ирода служат для евангелиста поводом припомнить об обстоятельствах казни Крестителя, о которых еще не было рассказано в Евангелии. Оба другие евангелиста рассказывают о тревогах Ирода гораздо позже, чем Матфей. При этом последовательность рассказа у Марка одинакова с Матфеем, но у Луки совсем нет рассказа о казни Крестителя. Евангелист Лука ограничивается только замечаниями по поводу его смерти, сходными с замечаниями Матфея, но с тем различием, что (как и Марк) влагает слова о воскресении Иоанна из мертвых в уста не самого Ирода, а окружающих его лиц, Ирод же только повторяет мнения о Крестителе, высказанные ими. В существенном же сообщения синоптиков об этом предмете сходны. «В то время» здесь, как и во многих других местах, неопределенное обозначение времени. Марк и Лука относят события ко времени после посольства апостолов ( Мф.10:5 ), вследствие которого молва о Христе сильно распространилась. «В то время услышал Ирод (дословно) слух ( τν κον) об Иисусе». Это был Ирод Антипа, родной брат Архелая и сын Ирода I, избившего вифлеемских младенцев, родившийся от Малфаки самарянки. Часть царства Ирода, назначенная Антипе во втором завещании его отца (в первом он был назначен царем), была Галилея и Перея, где он был утвержден Августом в достоинстве тетрарха. Он был женат на дочери арабского царя Арефы, которую отверг из-за Иродиады. Имя Ирод было первоначально чисто личным, но потом перешло к двум сыновьям Ирода, Ироду Боэту и Ироду Антипе, а потом к царю Агриппе I и другим младшим членам Иродова дома. Слово «тетрарх» по-гречески следует читать τεραρχης, а не τετρρχης, т.е. без элизии первого a (см. Бласс, Gram., § 28, 8). Вместо этого точного титула ( Лк.3:1, 19 , Лк.9:7 ; Деян.13:1 ; Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XVII, 8, 1; XXIII, 2, 3) Антипе дается в народной речи, как и другим правящим Иродам, еще неточный титул «царя» ( Мф.14:9 ; Мк.6:14, 22 ). Подобная же неточность встречается и у иудейского историка Иосифа Флавия («Иудейские древности», XVIII, 4, 3; «Жизнь», 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ирод Филипп II и Ирод Агриппа I   Имя Ирода Филиппа II упоминается в Новом Завете всего лишь один раз. О нем говорит евангелист Лука в стихе, где сообщается о деятельности Иоанна Предтечи и обозначены исторические рамки, в пределах которых действовал Креститель. Лука повествует: «В пятое же надесяте лето владычества Тиверия Кесаря, обладающу Понтийскому Пилату Иудеею, и четвертовластвующу Галилеею Ироду, Филиппу же брату его четвертовластвующу Итуреею и Трахонитскою страною, и Лисанию Авилиниею четвертовластвующу...» ( Лк. 3, 1 ). Итак, Филипп II был современником Пилата и занимал должность тетрарха северо–восточных областей Палестины с 4 г. до Р. X. по 34 г., был женат на своей племяннице Саломее, дочери своего сводного брата Филиппа I и Иродиады. Этот брак был заключен после того, как Саломея исполнила танец, в результате чего добилась казни Иоанна. 579 Филипп оказался хорошим правителем, лучшим из всех Иродов. 580 Так же, как и его братья, он прославился строительством прекрасных зданий. Его имя связано со строительством двух городов: Кесарии Филипповой, о которой упоминают евангелисты Матфей и Марк ( Мф. 16, 13 . Мк. 8, 27 ), и Юлиады, которую он воздвиг в честь Юлии, дочери императора Августа. Юлиада – это древний город Вифсаида, хорошо известный по Евангелию ( Мф. 11, 21 ). Кесария прежде называлась Паниадой. Кесарией же она была названа в честь Цезаря (Кесаря) Тиберия. Ирод Филипп II умер в Юлиаде в 34 г., и его тетрархия находилась под властью правителя Сирии вплоть до 37 г., когда император Калигула передал ее Ироду Агриппе I. В книге Деяний святых апостолов имя Ирода Агриппы I (37–44 гг.) встречается два раза: когда по его приказу был казнен Иаков, брат апостола и евангелиста Иоанна, а апостол Петр заключён в тюрьму ( Деян. 12, 1–4, 11, 19 ); и когда ангел Господень наказал его ужасной болезнью, после того как те, кто слушал его публичную речь в театре, обоготворили его. Ангел Господень поразил его, и плоть его стали пожирать черви, а спустя немного дней он умер (44г.) ( Деян. 12, 21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИСАНИЙ [Греч. Λυσανας], в Евангелии от Луки тетрарх Авилинеи, при к-ром Иоанн Предтеча начал служение (Лк 3. 1). В НЗ имя тетрарха более не упоминается, но его имя неск. раз встречается в сочинениях Иосифа Флавия. Правитель по имени Лисаний, согласно Иосифу, умер в 36 г. до Р. Х. Многие исследователи на этом основании утверждают, что Лука в указании на Л. зависел от свидетельства Иосифа, но, допустив ошибку в хронологии, упомянул в 28 г. по Р. Х. уже умершего тетрарха Л. Проблема усугубляется еще и тем, что евангелист подчеркивает, что тщательно проверял использованный материал (Лк 1. 3). С учетом этого исследователи, поддерживающие точность хронологических сообщений Луки, предполагают, что были 2 Лисания, в разное время управлявшие одной областью. Более ранний Л., о котором сообщил Иосиф Флавий, был сыном некоего Птолемея ( Ios. Flav. Antiq. XIV 13. 3; XV 4. 1; Idem. De bell. I 13. 1), он управлял Халкидой в Ливане ( Idem. Antiq. XIV 13. 3). В других упоминаниях Л. у Иосифа, а также у евангелиста Луки нет ссылок на его отца, поэтому, возможно, в этих случаях говорится о другом человеке. Т. к. Халкида охватывала большую территорию, чем Авилинея, этими областями могли управлять разные правители. Т. о., в Авилинее, вероятно, был др. тетрарх по имени Лисаний. Согласно Иосифу Флавию, римский имп. Калигула передал иудейскому царю Агриппе I Ироду всю территорию, которая принадлежала царю Ироду Великому , и добавил к ней Авилинею ( Idem. Antiq. XIV 5. 1; Idem. De bell. II 11. 5). О 2-м Л., правившем в Авилинее в более позднее время, может свидетельствовать найденная недалеко от Авилы надпись, датируемая не позднее 14 г. до Р. Х. В ней сообщается о некоем Нимфее, вольноотпущеннике Л., построившем в Авиле улицу. Возможно, Иосиф говорит о 2 правителях по имени Лисаний, но уже не может ясно отделить одного от другого, тогда как евангелист Лука упоминает только последнего из них. Лит.: Carroll S. Lysanias//ABD. 1993. P. 425. Рубрики: Ключевые слова: АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)

http://pravenc.ru/text/2110550.html

«Видишь ли, как они (Антиохийцы) лишь только уверовали, уже приносят и плоды, не для своих только, но и для отдаленных – срвн.( Гал.2:9 ). Они даже не ожидали, когда наступит голод, но прежде него послали, кто имеяше что... И смотри: от Апостолов другим вверяется это (попечение о бедных), а здесь Павлу и Варнаве. Не с малою предусмотрительностью сделано было это; ибо тогда было начало (Церкви) и при том надобно было остерегаться соблазна. А ныне никто не делает этого, а теперь сугубый голод, хотя и изобилие сугубое, голод неслышания слова Господня. Итак, приведем в действие все роды милостыни. Можешь деньгами? Не медли. Можешь услугою? Сделай и то. Можешь советом? Это гораздо важнее всего. Им и Апостолы были особенно богаты. Посему раздаяние они вверяли низшим, а сами пребывали в служении слову ( Деян.6:1–4 ). Милостыня совершается не только деньгами, но и делами. Видишь нагого? Поистине, есть нагий – не пекущийся о добродетели. Возьми его и одень в одежды добродетели. Одежда души – добродетель. А нагота – порок. Будем одеваться славою Христовою, будем одеваться тою красотою, чтобы нам и здесь получить похвалу и там сподобиться вечных благ» (Златоуст). 309 Восстание царя Ирода (Агриппы) на Палестинских христиан объясняется прежде всего его жестокостью, а потом и желанием угодить Евреям. Его дед Ирод Идумеянин убил множество младенцев, чтобы в числе их умертвить и Божественного Младенца – Иисуса Христа, о Котором он слышал, что Он будет Царь Израильский, но не понимал, что это царствование Его духовное. По смерти означенного Ирода, Палестина была разделена на четыре части, из которых одной управлял Ирод Антипа, убивший Иоанна Предтечу. Молодому Ироду Агриппе сначала досталась тетрархия его дяди Филиппа, но он, как хитрый человек, воспитывавшийся в Риме и разделявший постыдную жизнь с властями Римскими, наиболее же всего подкупами, получил в управление свое от императора Клавдия и прочие три части Палестины, при чем в уважение к нему устранен был и прокуратор. Поэтому сей Ирод, хотя жил преимущественно в областном городе Римского правления, в Кесарии, как царь всей Еврейской земли, часто являлся в бывшую столицу Еврейского царства, особенно на праздники, как бы для поддержания порядка при стечении множества народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Цитату из Деяний апостолов, в которой повествуется о передаче дела апостола Павла от римского правителя Феста царю Ироду Агриппе II – они признали Павла невиновным, Никон заменяет на ряд цитат из 18 и 19 глав Евангелия от Иоанна, основные события которых связаны с последними днями земной жизни Иисуса Христа – арестом, отречением апостола Петра, допросом (глава 18), бичеванием и вынесением смертного приговора (глава 19). Первая цитата из Евангелия от Иоанна о том, как Никодим заступился за Христа перед первосвященниками и фарисеями, сказав, что нельзя судить человека, не выслушав его, своим содержанием связана со следующей за ней цепочкой цитат о страстях Христовых. Желание патриарха Никона , чтобы его судили по церковным законам, потребовало апелляции к авторитетным источникам; Никон обращается к правилу Василия Великого , но «наполняет» его другим содержанием, которое помогает ему провести аналогию между событиями евангельской истории и собственной биографии. Исследователи уже неоднократно писали о жизненных ориентирах патриарха Никона – исторических персонажах, поступками которых он объяснял своё поведение (например, митрополит Филипп 153 или святитель Иоанн Златоуст 154 . В письме Алексею Михайловичу Никон предупреждал царя: «Аще ли того ради мя хощеть осудити еже собранный по твоему, государеву, указу Соборъ, и по сложенному ихъ свитку, его же имамы образъ, для единаго отхождения нашего, то уже подобаеть и самого Христа извергнути, еже множицею отходилъ зависти ради июдейской, и святаго Предтечю, и вся святыя апостолы, и пророки, и святыя вся, и святое Евангелие, и вся святыя книги» 10, л. 72). М.В. Плюханова, считавшая, что патриарх Никон был склонен к самоотождествлению с апостолами и Христом, писала, что «внешнее поведение Никона было организовано таким образом, что у свидетелей... возникали евангельские ассоциации» 155 . Иисус Христос в ряду исторических подобий патриарха Никона занимал главное место. Никон символически уподоблял патриарха Христу – главному архиерею 156 , а не собственную личность отождествлял с Иисусом Христом. Отсюда – проецирование автором ключевых событий земной жизни Иисуса Христа, описанных в Священном Писании , с событиями собственной биографии, связанными с архиерейским служением: подобный подход к Писанию определяется исследователями как экзегезис через опыт 157 . Таким образом, замена одного фрагмента о событии из жизни апостола Павла на блок цитат из Евангелия от Иоанна о страданиях Иисуса Христа – сознательный приём автора, основанный на ситуативном сходстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Цитату из Деяний апостолов, в которой повествуется о передаче дела апостола Павла от римского правителя Феста царю Ироду Агриппе II – они призналиПавла невиновным, Никон заменяет на ряд цитат из 18-й и 19-й глав Евангелия от Иоанна, основные события которых связаны с последними днями земной жизни Иисуса Христа – арестом, отречением апостола Петра, допросом (глава 18), бичеванием и вынесением смертного приговора (глава 19). Первая цитата из Евангелия от Иоанна о том, как Никодим заступился за Христа перед первосвященниками и фарисеями, сказав, что нельзя судить человека, не выслушав ею, своим содержанием связана со следующей за ней цепочкой цитат о страстях Христовых. Желание патриарха Никона , чтобы его судили по церковным законам, потребовало апелляции к авторитетным источникам: Никон обращается к правилу Василия Великого , но «наполняет» его другим содержанием, которое помогает ему провести аналогию между событиями евангельской истории и собственной биографии. Исследователи уже неоднократно писали о жизненных ориентирах патриарха Никона – исторических персонажах, поступками которых он объяснял свое поведение (например, митрополит Филипп 152 или святитель Иоанн Златоуст 153 ). В письме Алексею Михайловичу Никон предупреждал царя: «Аще ли того ради мя хощеть осудити еже собранный по твоему, государеву, указу Собор, и по сложенному их свитку, его же имамы образ, для единаго отхождения нашего, то уже подобает и самого Христа извергнути, еже множицею отходилъ зависти ради июдейской, и святаго Предтечю, и вся святыя апостолы, и пророки, и святыя вся, и святое Евангелие, и вся святыя книги» 10, л. 72). М.В.Плюханова, считавшая, что патриарх Никон был склонен к самоотождествлению с апостолами и Христом, писала, что «внешнее поведение Никона было организовано таким образом, что у свидетелей... возникали евангельские ассоциации» 154 . Иисус Христос в ряду исторических подобий патриарха Никона занимал главное место. Никон символически уподоблял патриарха Христу – главному архиерею 155 , а не собственную личность отождествлял с Иисусом Христом. Отсюда – проецирование автором ключевых событий земной жизни Иисуса Христа, описанных в Священном Писании , с событиями собственной биографии, связанными с архиерейским служением: подобный подход к Писанию определяется исследователями как экзегезис через опыт 156 . Таким образом, замена одного фрагмента о событии из жизни апостола Павла на блок цитат из Евангелия от Иоанна о страданиях Иисуса Христа – сознательный прием автора, основанный на ситуативном сходстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   – Шестой, по-нашему двенадцатый, час пригвождения Господа Спасителя ко кресту.    – Под именем исступления должно разуметь необычайное возбуждение и восхищение человеческого духа, в котором он как бы выступает из границ и условий существования в теле. Апостол Павел, говоря о некоем человеке, восхищенном в рай, прибавляет: «В теле ли он был, вне ли тела. Не знаю, Бог знает» (2 Кор:12, 2-3).    – Кесария – город на берегу Средиземного моря, верстах в 43—45 от Иоппии. Город этот построен Иродом Великим и был резиденцией римских прокураторов. В это время (41—44 гг.) римского прокуратора в Иудее не было, а управлял ею внук Ирода Великого – Ирод Агриппа. Римляне, однако, считали необходимым держать здесь отряд особенно доверенного войска (полк италийский) для охранения интересов империи и, в случае нужды, для помощи самому Ироду Агриппе против враждебных иудеев. Начальником этого охранного войска был Корнилий, происходивший из древней патрицианской фамилии.    – Девятый час по еврейскому счету от начала дня соответствует нашему третьему пополудни. Христиане издревле посвящали этот час молитве, потому что в этот час Господь на кресте предал дух Свой Богу Отцу.    – Как бы так рассуждает апостол: «Если они получили благодать, сообщаемую во втором таинстве, то как же я могу отказать им в благодати первого таинства?» Колебание святого апостола понятно; это был первый шаг в обращении к Церкви язычников. Действия апостола возбудили в среде христиан из евреев много толков и недоразумений, пока не выяснилось, что такова была воля Господня.    – Начало Церкви здесь, вероятно, положили христиане из евреев-эллинистов и прозелитов, пришедшие из Иерусалима по убиении святого Стефана. 9. Первое путешествие апостола Павла (45—49 гг. по Р. X.)...    Свою апостольскую проповедь Варнава и Савл начали с острова Кипра. Кипр был родиною Варнавы. Здесь они начали путь с Саламина и дошли до Пафоса, т. е. прошли весь остров. В Пафосе жил римский проконсул Сергий Павел – муж разумный. Он пожелал слышать проповедь апостолов, но успеху ее препятствовал иудейский волхв Елима. Тогда Савл, он же и Павел, поразил Елиму слепотою, и Сергий Павел уверовал учению Господню. С этих пор Савл именуется более Павлом и является первенствующим пред Варнавою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Считая себя обязанным любимцу своего предшественника Калигулы, внуку Ирода великого, новый император не послал в Иудею прокуратора на место отозванного Марилла, а подчинил сию область Ироду Агриппе. Таким образом вся Палестина соединилась под скипетром сего Иродова внука, ибо еще от Калигулы получил он в управление область Итурейскую, с титулом царя, и потом Галилейскую. Перемена сия не могла благоприятствовать Церквам. Хитрый Агриппа издавна привык угождать всеми средствами народу иудейскому, желая снискать любовь его. Его подданные, члены синедриона, умели воспользоваться его готовностью исполнять их желания, а истребление, по крайней мере, подавление ненавистной для них назорейской ереси, как называли они Церковь Христову, было одно из их пламеннейших желаний. Агриппа, искренне или притворно, был усердным чтителем и поборником веры отцов: ему внушали, как опасно для нес новое учение. В самые дни пасхи (в 44 г. по P.X.), по повелению Агриппы, схватили Петра; но до окончания праздников его заключили в темницу. Необыкновенный случай избавления Петра и прочих апостолов из темницы был памятен, и посему на этот раз взяты все предосторожности к сбережению пленника. Апостола ввели под своды крепкой тюрьмы; двумя цепями, наложенными на руки, он был прикован к двоим стражам своим, по-римски, и 4 четверицы (16) воинов составляли караул.    Опечаленные христиане понимали опасность своего положения. Но они помнили обещание Спасителя, что и врата адовы не одолеют Церкви, созидаемой на исповедании Петра, и прилежно молились не о спасении Церкви, а только об избавлении Петра, как любимого брата, как человека, жизнь которого весьма нужна для Церкви. Избавление могло быть только сверхъестественное, ибо намерение врагов было решительно: верующие не имели никаких средств; но для силы Божией нет ничего невозможного.    В ночь, накануне того дня, в который Агриппа готовился отнять у Церкви ее светильник, Петр спокойно уснул, лежа между двумя воинами, к которым был привязан цепями. Стражи со всей исправностью стерегли темницу у дверей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Со смертью Калигулы (37-41) императором провозглашается Клавдий (41-54), который по неизвестным причинам своим восхождением на римский престол в большой мере считал себя обязанным Ироду Агриппе. В благодарение за это Клавдий не только подтвердил полученный к тому временем Иродом от Калигулы титул царя Иудейского, но соединил под его скипетром власть над Самарией и Галилеей. Таким образом, в 42 году иудеи с огромным восторгом встречали нового царя, радуясь восстановлению древнего величия единой Иудеи. У иудеев действительно было много причин любить своего нового царя. В его лице они видели освободителя страны и грядущую славу. Подобно своему деду, Ирод Агриппа принялся украшать город, возводя дворцы, арки, амфитеатры и даже присоединил новый район под названием «Vezetha». Заметно разросшийся город был окружен новыми стенами. Ирод постоянно посещал храм, совершая помпезные жертвоприношения и почти всегда проживал в Иерусалиме. Однако, самое примечательное, что будучи иудеем только по своей бабушке Мариамни, Ирод Агриппа никогда не упускал возможности показать себя истинным иудеем, укрепляя эту идею посредством ревностной защиты Моисеева Закона и иудейской религии. В 44 году, желая угодить своему народу, Ирод начинает преследовать христиан. О масштабах гонения Ирода Агриппы, как и о его протяженности, к сожалению, нет свидетельств ни у иудейского историка Иосифа, ни у Евсевия Кесарийского. По его приказу арестовывают и казнят апостола Иакова Зеведеева, брата апостола Иоанна. Исходя из слов евангелиста Луки, что Ирод, «видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра» (Деян. 12,3), можно заключить, что в эпицентре преследования в тот период оказались апостолы, предводители иерусалимской общины, что также не исключает возможности более широкого гонения. Поскольку арест апостола произошел в дни празднования Пасхи, казнь Петра была отложена, и его бросили в темницу, сковав двумя цепями и приказав стеречь его «четырем четверицам». Однако, несмотря на все предпринятые меры, в ночь перед казнью Ангел Господень освобождает Петра, который, попросив уведомить об этом Иакова и остальных братьев, покинул Иерусалим.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010