Грот Пана впервые упоминается Полибием в рассказе о победе царя Антиоха III Селевкида над егип. полководцем Скопасом в 200 г. до Р. Х. ( Polyb. Hist. XVI 18. 2; XXVIII 1. 3). Культ Пана здесь был установлен в III в. до Р. Х., когда регионом правила егип. династия Птолемеев, заботившаяся о развитии греч. поселений на подконтрольных им землях. Почитание Пана было частью династического культа Птолемеев Диониса. В 4 км к западу от Панеады находилось место древнего библейского г. Дан , которое почиталось евреями эпохи эллинизма и Рима. Евреи также иногда отождествляли Панеаду с Даном. В кон. II в. до Р. Х. Панеада входила в состав Итурейского царства (столица Халкида, ныне Анджар, Ливан). В 104-103 гг. до Р. Х. Панеада с частью Сев. Галилеи отошла во владения евр. царя Аристобула I, а затем его наследника Александра Янная. Часть итуреев была обращена в иудаизм. Однако рядом с Панеадой (4 км к северу) продолжал действовать древний итурейский религ. центр в Сенаиме, что свидетельствует о сохранении местных племенных итурейских обычаев. Т. о., к началу рим. эпохи население региона Панеады состояло из греч., итурейских и иудейских общин, каждая из них имела свой религ. центр. После завоевания Палестины рим. полководцем Помпеем в 63 г. до Р. Х. территория Панеады была сокращена. Город вместе с горой Ермон, Сев. Голанами и сев. долиной Хула был передан в управление Лисания, сына Птолемея (40-36 гг. до Р. Х.). Затем Клеопатра VII отдала его во владение некоему Зенодору, вероятно сыну Лисания. После его смерти в 20 г. до Р. Х. владения были подарены царю Иудеи Ироду Великому ( Strabo. Geogr. XVI 2. 10; Ios. Flav. Antiq. XV 10. 1, 3). Рядом с гротом в Панеаде в 19 г. до Р. Х. Ирод построил красивый храм в честь своего покровителя Августа. Ниша для статуи Пана в Кесарии Филипповой Ниша для статуи Пана в Кесарии Филипповой После смерти Ирода (4 г. до Р. Х.) Панеада вошла в состав владений его сына Филиппа. Вскоре (2-1 гг. до Р. Х.) Филипп основал здесь столицу и дал городу название Кесария Филиппова ( Ios. Flav. Antiq. XVII 11. 4; XVIII 2. 1; Idem. De bell. II 9. 1). С этого времени небольшое поселение близ святилищ превращается в город, строившийся по греч. градостроительным канонам. В 37-44 гг., после смерти Филиппа (33/34), К. Ф. принадлежала Агриппе I , а затем была подарена римлянами Агриппе II (53-92). Он возобновил строительство и дал полису новое название - Нерониада в честь рим. имп. Нерона ( Idem. Antiq. XX 9. 4), к-рое, однако, не прижилось. Во II-III вв. использовалось название Кесария Панеада (CIG, N 4750, 4921; Waddington. 1870. N 1650b). На монетах 2-й пол. II - нач. III в. (от Марка Аврелия до Элагабала) упоминается полное офиц. название города - Καισ(ρεια) Σεβ(αστ) ερ() κα τν(λος) π Πανεου (Кесария высокая священная и неприкосновенная под горой Пана). В древних евр. источниках город назван Кесарион или Кисрин. С IV в. название Кесария исчезает и вновь город именуется Панеадой или Баниасом.

http://pravenc.ru/text/1684277.html

Вместе с тем Клавдий поручил брату и зятю Агриппы, Ироду, царство Халкидское. Дочь Агриппы, Вереника, бывшая замужем за этим Иродом халкидским, была некогда обручена с сыном алабарха Александра из Александрии, но жених ее умер до свадьбы. Сам алабарх Александр, брат Филона, томился при Гае в темнице. Ныне он, вероятно, вследствие просьбы Агриппы, был освобожден Клавдием. Впрочем, Клавдий вскоре увидел себя принужденным поставить границы мстительности александрийских иудеев, вновь теперь набравшихся смелости. Правда, он утвердил за ними дарованные им раньше права, но, в то же самое время, увещевал обе стороны успокоиться. Подобным образом он дал вообще всем иудеям в Империи религиозную свободу, утраченную ими при Гае, но вместе с тем весьма категорично потребовал от них не злоупотреблять никоим образом его добротою и не касаться верований других народов. В этом эдикте мы, следовательно, впервые встречаемся с официальной жалобой на иудейскую нетерпимость. Тем временем Агриппа вернулся в Палестину, принес в Иерусалимском храме благодарственную жертву, и повесил подаренную ему Гаем после смерти Тиверия золотую цепь в виде жертвенного дара над ящиком во внутреннем дворе. Будучи недоволен поставленным Вителлием первосвященником Теофилом, сыном Анны, он сперва назначил на этот пост Симона Каптеру, сына Боэта, вскоре затем Матфея, сына Анны, и, наконец, сына Каптеры, Элюнея. Когда молодежь эллинизированного приморского города Доры осмелилась поместить в тамошней синагоге статую императора, Агриппа очень удачно обратился к сирийскому легату Петронию с ходатайством оградить письменно утвержденные императором права своих единоплеменников. В Иерусалиме, где он жил охотнее всего, он воздвиг на казенные средства новые могучие стены, окончание которых, однако, было приостановлено императором по ходатайству нового сирийского легата Марса, преемника Петрония. По-видимому, этот Марс не особенно доверял Агриппе. Именно, когда он однажды прибыл в Тивериаду с визитом к Агриппе и последний выехал в сопровождении пяти, как раз в то время гостивших у него царей навстречу Марсу, на расстоянии более семи стадий (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исторические сведения об этом регионе появляются с XIV в. до Р. Х. В амарнских письмах , адресованных егип. фараону и высоким егип. чиновникам, упоминаются военные конфликты из-за центральной части Голанских высот. Нек-рые из поселений на Голанских высотах, известных из егип. памятников, идентифицированы (Мааха, Гессур). Дискуссионным остается вопрос, в какой мере библейские книги Иисуса Навина, Царств и Паралипоменон могут осветить историю этого региона. Во всяком случае в X-VIII вв. до Р. Х. между арамеями и евреями, потом между Израилем и Дамаском велась непрекращающаяся борьба за контроль над ним (Нав 12. 5; 2 Цар 10. 6-19; 3 Цар 9. 18; 15. 20; 20. 1-43; 4 Цар 10. 32-33; 14. 25; 1 Пар 2. 23). В 733 г. до Р. Х. Голанские высоты были присоединены к Ассирии (4 Цар 15. 29). В раннюю эллинистическую эпоху территория Голанских высот была независимой адм. единицей (ипархией). Селевкиды включили ее в состав более крупной пров. Гилеад, но в результате Маккавейской войны она частично перешла под власть Хасмонеев. В 83-80 гг. до Р. Х. Александр Яннай овладел большей частью Голанских высот. В 64 г. до Р. Х. Гней Помпей передал их правителю Итуреи Птолемею, сыну Меннея. В 20 г. до Р. Х. имп. Август отдал территорию царю Ироду, после смерти к-рого в 4 г. до Р. Х. она перешла под власть тетрарха Филиппа. При нем столицей стала Кесария Филиппова. Поскольку Филипп не оставил наследников, после его смерти в 34 г. территория была включена в состав пров. Сирии, в 37 г. дарована Калигулой царю Агриппе I, а в 53 г.- Агриппе II. Регион сильно пострадал в период 1-й войны с Римом (66-70). После смерти Агриппы II часть территорий отошла Сирии, часть - Иудее. В эпоху поздней Римской империи регион процветал. В VII в. Голанские высоты оказались под властью арабов. Однако евр. общины существовали в регионе до XIII в. Голанские высоты вновь обрели статус адм. единицы только в 80-х гг. XIX в. в составе Османской империи, когда центром региона стала Эль-Кунейтра. С нач. XX в. на ее территорию стали проникать евр. поселенцы, но до 1967 г. там жили в основном мусульмане-сунниты, а также друзы и др. национальные меньшинства. В результате т. н. 6-дневной войны между Израилем и соседними араб. гос-вами в 1967 г. Голанские высоты были оккупированы израильскими войсками и вошли в состав гос-ва Израиль.

http://pravenc.ru/text/165247.html

XIII 15. 2; 16. 3-4). Эти столкновения не привели к конфронтации итуреев с иудеями. Более того, завоевание Помпея, разорившего И. (Ibid. XIV 3. 2) и захватившего Иудею в 63 г. до Р. Х., заставило их стать союзниками: после того как сторонники Помпея отравили Аристовула II, его дети, кроме казненного Помпеем Александра, нашли убежище у Птолемея Менная в Халкиде (Ibid. 7. 4). Последний даже предпринял попытку вернуть власть в Иудее сыну Аристовула II Маттафии Антигону (Ibid. 12. 1). Мирные отношения между итуреями и иудеями сохранились и после смерти Птолемея Менная в 40 г. до Р. Х., когда власть над И. перешла к его сыну Лисанию (Ibid. 13. 3). Правление Лисания не было долгим. В 36 г. до Р. Х. он был казнен Марком Антонием по настоянию Клеопатры, желавшей получить его земли (Ibid. XV 4. 1). В 30 г. до Р. Х., после смерти Клеопатры, Август Октавиан отдал земли Лисания Зинодору, предположительно сыну Лисания, получившему титул тетрарха и первосвященника, о чем свидетельствуют отчеканенные им монеты. Иосиф Флавий отмечал (Ibid. 10. 1-3; Idem. De bell. I 20. 4), что в правление Зинодора в И. появилось множество разбойничьих шаек, терроризировавших не только жителей города, но и прилегавших районов, прежде всего Трахонитиды. Чтобы положить конец грабежам, Август передал земли Зинодора Ироду Великому . Но окончательно в состав Иродова царства эти земли вошли только в 20 г. до Р. Х., после смерти Зинодора. История И. после смерти Ирода неясна ( Schürer . 1973; Jones. 1931). Очевидно, что И. была разделена на неск. частей. Область Зинодора перешла во владение Ирода Филиппа ( Ios. Flav. Antiq. XVII 11. 4), а затем Агриппы I Ирода и Агриппы II Ирода . Др. часть, Авилинея , называемая также тетрархией Лисания, не входила в число территорий, принадлежащих Филиппу, но по указу имп. Гая Калигулы перешла Агриппе I (Ibid. XVIII 6. 10), а после его смерти в 40 г. по Р. Х.- под прямое управление рим. прокураторов. В 53 г. по Р. Х. Авилинея передана имп. Клавдием Агриппе II (Ibid. ХХ 7.

http://pravenc.ru/text/1237731.html

Честолюбие Антипы было сильно задето. Побуждаемый своею честолюбивою женою, он также стал просить для себя у императора царского титула; но против этой просьбы энергично восстал Агриппа и начал доносами чернить своего соперника в глазах римского правительства; доносы его в Риме были признаны достаточными для того, чтобы Ирода Антипу обвинить, как бунтовщика и непокорного вассала. Таким образом, вместо получения царской короны Ироду Антипе пришлось отправиться в ссылку в Лугдун в Галлии, куда последовала за ним и его жена – Иродиада. После низложения Ирода Антипы Arpunna I к своим восточным владениям теперь присоединил еще и его тетрархию – Галилею и Перею (в 40 по Р. Х.), а императором Клавдием, при его вступлении на престол (в 41), кроме того, были предоставлены Агриппе еще и управлявшиеся до тех пор римскими прокураторами Иудея и Самария. Таким образом, только Агриппе снова удалось объединить под одною своею властью (в 41–44 гг. по Р. Х.) все области Ирода Великого. Такое неожиданное счастие имело большое влияние на Агриппу и произвело радикальное изменение как в его частной жизни, так и в управлении Палестиною. Прежде он проводил самую разгульную жизнь, полную всякого рода приключений и безобразий, ничем не отличаясь от языческих римлян, жил, одним словом, так, как жили тогда почти все римские сановники; но теперь, в годы своего управления Палестиною, он, напротив, отличался строгою внешнею набожностию, как самый истый иудей того времени, открытой благотворительностию, соблюдением всех фарисейских постановлений и общедоступностию. Пред иудейским народом он даже гордился своими строгими национально-иудейскими воззрениями и убеждениями. Ради угождения иудейскому народу он стал преследователем и юного общества христиан. Между прочим, при нем претерпел мученическую смерть св. апостол Иаков Старший ( Деян.12:1 и далее), а апостол Петр был ввержен в темницу, из которой он освободился только благодаря сверхъестественной помощи ( Деян.12:3 и далее). После непродолжительного своего царствования над всеми палестинскими провинциями царь Arpunna I скоропостижно умер (в 44 по Р. Х.) в Кесарии во время торжественных игр, совершавшихся в честь римского императора, на которых он приказал оказывать себе божеские почести ( Деян.12:19 и далее) 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Он обещал показать себя достойным доверия и дружбы Кесаря, и старался действительно оправдать это обещание, не пропуская случая – представиться лично Кесарю, чтобы отдавать отчет ему и взывать к его посредничеству даже в собственных домашних делах. 807 Уже в 30 г. он несколько раз встречал и сопровождал Августа на пути в Египет и при возвращении из него, получая от него щедрые подарки городами. 808 Десять лет спустя, в 20 г., он имел случай снова приветствовать Августа на почве Сирийской, взысканный теми же милостями Кесаря. 809 Не довольствуясь этим, Ирод не ленился сам прокатиться в Рим на милостивые приемы Кесаря: особенно утешительно в этом отношении было для него путешествие в 18–17 году за сыновьями Александром и Аристовулом, воспитывавшимися в Риме 810 ; позднее известны еще 2 его посещения Рима в 12 и 10 / 9 г. до Хр. 811 Ласкательствуя пред Кесарем, Ирод, без сомнения, не забывал делать то же пред всеми связанными с ним узами родства или дружбы лицами. Из числа таких особенным заискиванием Ирода пользовался доверенный друг и зять Августа – Агриппа, близость которого к Ироду засвидетельствовалась весьма радушными приемами его на почве Иудеи (в 15 г.) и чрезвычайными знаками внимания к нему Ирода в других местах (28–21 г. в Митиленах 812 , и в 14 г. на море сопровождением флота). 813 Посещение Агриппой Иудеи ознаменовалось лестным для Иудейского народа засвидетельствованием к нему дружбы и уважения Римлян: Агриппа принес жертву из гекатомбы в храме Иерусалимском, приветствованный радостными восклицаниями всего народа, угощенного потом пиром. 814 Само собой разумеется, и дружба Агриппы не была платоническим ответом на не платоническое же внимание Ирода. Последний щедро разбавлял свое внимание к могущественному protegé драгоценными подношениями и сюрпризами, равно как и первый «удружал» Ироду, как и чем только мог, что в особенности красноречиво выразилось за время сопутствия Агриппе по Малоазийскимъ городам, Иудейское население которых везде было щедро осыпаемо милостями и привилегиями Агриппы, в угоду его царственному спутнику, не забывавшему из собственных, конечно, расчетов замолвить словечко за соотечественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Патриции, видя себя оставленными солдатами, пришли в страх; когда же не осталось больше никакого спасения, они бросились вслед за ними к Клавдию. У самых ворот они были встречены толпой солдат, которые, желая показать свое рьяное усердие и тем отличиться перед повелителем, набросились на них с обнаженными мечами. Те, которые открывали шествие сенаторов, неминуемо погибли бы еще прежде, чем Клавдий успел бы узнать о буйстве солдат, если бы Агриппа не поспешил к нему и не представил ему всю опасность положения. Он дал ему понять, что если он не усмирит солдат, обрушившихся с таким остервенением на патрициев, то он, потерявши все, что придает блеск трону, останется царем пустыни. 5. Эти увещевания побудили Клавдия обуздать ожесточение войска. Он дружелюбно принял сенат к себе в стан и, немного погодя, отправился вместе с ним для принесения Богу благодарственной жертвы за полученное владычество. Вскоре после этого он вознаградил Агриппу всем царством, на которое последний мог претендовать по родственному праву, и прибавил ему еще области Трахонею и Авран, уступленные Августом Ироду, а также царство Лизания. 06 этих дарах он объявил народу в приказе, а сенату он велел вырезать эту дарственную грамоту на медных досках и возложить их на Капитолий. И брату Агриппы, Ироду, который женитьбой своей на Беренике сделался также и его зятем, император подарил царство Халкиды. 6. Скоро от таких обширных владений к Агриппе хлынуло много богатств, и он употребил их не на маловажные предприятия. Он начал окружать Иерусалим такой крепкой стеной, что если она была бы окончена, римская осада не могла бы иметь никакого успеха. Но прежде чем стена достигла своей вышины, он умер в Кесарии после того, как он три года был царем и столько же лет перед тем тетрархом. Он оставил трех дочерей, прижитых им с Кипрой: Беренику, Мариамму, Друзиллу и одного сына Агриппу, от той же самой жены. Так как последний был еще слишком молод, то Клавдий опять превратил Иудею в римскую провинцию и посылал туда в качестве правителей сначала Куспия Фада, а за ним Тиберия Александра, при которых народ хранил спокойствие, так как те не посягали на туземные обычаи и нравы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1878...

Послушный Риму Ирод правил успешно. Возведение им великолепных зданий и сооружений (например, постройка морского порта в Кесарии, этого поразительного инженерного сооружения) прославило его имя среди современников. Особо следует отметить, что он взялся за восстановление Иерусалимского храма. Это грандиозное предприятие было начато Иродом в 20 г. до Р.Х. и продолжалось после его смерти ( Ин. 2:20 ; Мк. 13:1 ). За свою строительную деятельность его прозвали великим. К сожалению, пороки Ирода затмили его достоинства. Эгоистичный, завистливый и подозрительный, он порой вел себя, как безумец, вплоть до того, что убил собственных сыновей. Итак, в преддверии новозаветной истории иудейский народ был подчинен иноземной силе, находился под непосредственным управлением даровитой, но деспотичной личности, и его надежды на спасение все еще не осуществились. Введение к Евангелиям и Деяниям апостолов Историческая ситуация Ирод Великий, умерший вскоре после рождения Иисуса, завещал престол в Иудее и Самарии своему сыну Архелаю ( Мф. 2:19–22 ). Архелай, унаследовавший пороки своего отца и не имевший его достоинств, через десять лет был свергнут с престола. В результате Иудея и Самария оказались под непосредственным правлением Рима, которое осуществляли сменявшие друг друга прокураторы, в частности Понтий Пилат, занимавший этот пост во время земного служения Иисуса Христа. Галилею (где прошла большая часть жизни и служения Иисуса) и Перею Ирод завещал другому своему сыну, Ироду Антипе, который вскользь упоминается в Евангелиях (напр., Мф. 14:11–12 ; Лк. 23:6–15 ). Правление Антипы было продолжительным, однако в 39 г. по Р.Х. внуку Ирода Великого Ироду Агриппе удалось изгнать Антипу и захватить власть над Галилеей и Переей. Спустя два года друг детства Агриппы Клавдий, ставший к этому времени римским императором, сделал его царем Иудеи и Самарии. Агриппа, управлявший уже всей территорией, был весьма любим иудеями, однако царствование его было непродолжительным. Он начал гонения на некоторых апостолов ( Деян. 12:1–4:19–23 ). В 44 г. по Р.Х. он получил достойное воздаяние за свои прегрешения и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   Послушный Риму Ирод правил успешно. Возведение им великолепных зданий и сооружений (например, постройка морского порта в Кесарии, этого поразительного инженерного сооружения) прославило его имя среди современников. Особо следует отметить, что он взялся за восстановление Иерусалимского храма. Это грандиозное предприятие было начато Иродом в 20 г. до Р.Х. и продолжалось после его смерти (Ин. 2:20; Мк. 13:1). За свою строительную деятельность его прозвали великим. К сожалению, пороки Ирода затмили его достоинства. Эгоистичный, завистливый и подозрительный, он порой вел себя, как безумец, вплоть до того, что убил собственных сыновей.    Итак, в преддверии новозаветной истории иудейский народ был подчинен иноземной силе, находился под непосредственным управлением даровитой, но деспотичной личности, и его надежды на спасение все еще не осуществились. Введение к Евангелиям и Деяниям апостолов    Историческая ситуация    Ирод Великий, умерший вскоре после рождения Иисуса, завещал престол в Иудее и Самарии своему сыну Архелаю (Мф. 2:19–22). Архелай, унаследовавший пороки своего отца и не имевший его достоинств, через десять лет был свергнут с престола. В результате Иудея и Самария оказались под непосредственным правлением Рима, которое осуществляли сменявшие друг друга прокураторы, в частности, Понтий Пилат, занимавший этот пост во время земного служения Иисуса Христа.    Галилею (где прошла большая часть жизни и служения Иисуса) и Перею Ирод завещал другому своему сыну, Ироду Антипе, который вскользь упоминается в Евангелиях (напр., Мф. 14:11–12; Лк. 23:6–15). Правление Антипы было продолжительным, однако в 39 г. по Р.Х. внуку Ирода Великого Ироду Агриппе удалось изгнать Антипу и захватить власть над Галилеей и Переей. Спустя два года друг детства Агриппы Клавдий, ставший к этому времени римским императором, сделал его царем Иудеи и Самарии. Агриппа, управлявший уже всей территорией, был весьма любим иудеями, однако царствование его было непродолжительным. Он начал гонения на некоторых апостолов (Деян. 12:1–4.19–23). В 44 г. по Р.Х. он получил достойное воздаяние за свои прегрешения и умер.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А.А. Бобринский (1859–1930) Из эпохи зарождения христианства. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе и христианах Источник Посвящаю эти страницы моей дорогой племяннице Графине Ольге Георгиевне Бобринской. А. Б. Содержание Иосиф Флавий Тацит Светоний Плиний Секунд Младший Лукиан Цельс Приложение Письмо Императора Адриана (117–138) к проконсулу Азии Фундану Приложение 2 Отзыв Имп. Марка Аврелия (161–180) о христианах 11:3     Нам, христианам, может показаться непонятным тот факт, что столь великие исторические события, как проповедь , осуждение и крестная смерть Спасителя, внесшая коренной переворот в мировоззрение, этику и идеалы народов, населявших Римскую Империю, прошли почти незаметно для современников нехристиан, и оставили так мало следов в современной литературе, несмотря на то, что события эти развернулись в стране, обладавшей древней культурой и входившей в состав великой Империи. Но, если принять в соображение некоторые условия общественной жизни того времени, а также и психологию современников, то обстоятельство это найдет себе, быть может, достаточное объяснение. Не говоря уже о том, что, при отсутствии быстрых н правильных сообщений между отдельными частями огромного государства, вести о событиях, происшедших в какой либо из них, распространялись в те времена крайне медленно и в превратном виде, следует заметить, что сам факт предания в Иерусалиме смертной казни Иисуса, простого ремесленника 1 , которого обвиняли в честолюбивых замыслах и в возбуждении народа против римских властей, являлся в глазах современников настолько заурядным и незначительным, что не мог привлечь к себе, за пределами Иудеи, особого внимания. И, действительно, со времени завоевания Иудеи римлянами, волнения среди евреев повторялись неоднократно. Так, из главы 5-ой Деяний Апостолов 2 мы узнаем о двух восстаниях, вспыхнувших в Иудее, незадолго до осуждения Христа, под предводительством Февда и Иуды Галилеянина и закончившихся гибелью обоих вождей. Однако, римские историки об этих событиях не упоминают, либо считая их маловажными, либо потому, что о них и не слыхали. Равным образом, прибывая в Иудею в 60-м году новый римский правитель Порций Фест еще ничего не знал о личности и проповеди Спасителя, как это явствует из главы 25-ой Деяний. Сообщая царю Ироду Агриппе об обвинениях, предъявленных Иудеями к Апостолу Павлу, Фест говорит следующее: «Обступив его (т. е. Павла), обвинители не предъявили ни одного из обвинений, какие я предполагал: но они имели некоторые споры с ним об их богопочетании и о каком-то Иисусе, умершем о котором Павел утверждал, что он жив». (25:19).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010