Письма V и VI очень таинственны и мало понятны. Сенека говорит о каком-то удалении (secessu) апостола, спрашивает о причине этого и потом замечает, что если причиной этого неблагорасположение императрицы (domina) на то, что ты отказался от древней религии и склоняешь к тому же и других, то ты найдешь случай объяснить ей, что такое дело совершается по разуму, а не по легкомыслию. (По связи речи в корреспонденции Сенеки с ап. Павлом можно догадываться, что в этом письме дело идет о том, что ап. Павел отклонил от себя предложение Сенеки читать вместе с ним какое-то сочинение Сенеки перед императором – разумеется, с миссионерской целью – из нежелания сделать неугодное императрице. См. ниже.) Павел, со своей стороны, в письме к Сенеке (VI) отказывается входить в какие-либо дальнейшие объяснения по тому вопросу, какой дает ему Сенека, находя, что такие вещи не следует вверять чернилам и перу, затем говорит о необходимости почтительности ко всем и о том, что все нужно побеждать терпением. Следующие письма (VII, VIII, IX) касаются очень замечательного случая. Сенека сообщает своему брату (ап. Павлу), что он читал послание его к Галатам, Коринфянам и Ахеянам (?) самому императору, что император нашел их исполненными мудрости и выразил свое удивление по тому поводу, что каким образом человек без надлежащего образования (т. е. ап. Павел) может быть способным к раскрытию таких важных мыслей. В ответ на последнее замечание императора Сенека, по словам его письма к ап. Павлу, объяснил ему, что богам угодно бывает открывать великие истины устами простецов и в доказательство этого привел некоего Вациния, которому явились Кастор и Поллукс. Павел остался недоволен предприятием Сенеки, клонившимся к обращению в христианство императора (VIII). Он находит, что не следует раскрывать императору христианское учение, которое так противно его традициям и воспитанию. Сенеке же советует впредь этого не делать, тем более что на это может разгневаться императрица, хотя не как императрица, но как женщина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

150 Родом из города Солы на Кипре, автор многих несохранившихся сочинений. О подлинности приведенного отрывка см. Schuhl P.-M. «Sur un fragment de Clearque. Les premiers rapports entre savants grecs et juifs». Rev. hist. rel. 147 (1955) p. 124—126; а также Lewy H. «Aristotle and the Jewish Sage According to Clearchus of Soli». Harv. Theol. Rev. 31 (1938) p. 205—235. 151 Каланом звали гимнософиста, который последовал из Индии за Александром и сжег себя заживо навиду у его армии (Plut. Alex. 65 etc.). 152 В Мизии, ок. 347—344 г. 153 Гекатей из фракийского города Абдеры, известен как автор нескольких исторических сочинений, в том числе одного по истории Египта. Ему также приписывали сочинение «Об иудеях», в подлинности которого сомневались уже в древности (Orig. Contra Celsum I. 15). Однако, вопрос не имеет однозначного решения. Вполне вероятно, что некоторые отрывки (в том числе и те, которыми воспользовался Иосиф) подлинны. См. Lewy H. «Hecataios von Abdera περι Ιουδαιων ». Zeitschr. neutest. Wiss. 31 (1932) S. 117—132, Dornseiff Fr. Echtheitsfragen... Berl. 1939, S. 56—57; Schaller B. «Hecataios von Abdera uber die Juden. Zur Frage der Echtheit und der Datierung». Zeitschr. neutest. Wiss. 54 (1963) S. 15—31. 154 Птолемей I Сотер, основатель династии, умер в 283 г. 155 Кастор с о. Родос, историк и хронограф, жил во II в. 156 Александр Великий умер в 323 г. Битва при Газе произошла в 312 г. 157 Об этом первосвященнике ничего не известно. Thackeray считает, что слово αρχιερευς , употребленное без артикля, может и не означать первосвященника по официальному статусу. В то время первосвященником был Ония (ср. Antiquit. XI. 347). 158 Смысл этой фразы не вполне ясен. Дан один из возможных переводов. 159 Ср. Arrian. Exp. Alex. VII. 17; Strab. XVI. 1. 5, 738. 160 Здесь, очевидно, персы смешиваются с вавилонянами. 161 Только в Галилее во время Иосифа было 204 города и деревни (Vita 235). 162 Преувеличение, поскольку окружность города составляла всего лишь 33 стадии. 163 Речь идет о стене, окружавшей храмовую гору, которая лежала в восточной части города.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3448...

Помимо легенд, сказок и т. д., это представление выражается и прямо в языке, в поговорках, метафорах и пр. По весьма понятным причинам более популярной личностью является Земля. Перуанцы чтили ее, под именем Mama-Paracha (Мать-Земля), караибы объясняют землетрясение тем, что это пляшет Мать-Земля; у всех арийских племен распространено представление о двух родителях всего сущего; в браманском свадебном обряде жених говорит невесте: «я небо, а ты земля, будь моей женою»; известны греческие мифы об Уране (небе) и Гее (земле). У китайцев есть учение, что небо породило мужчин, а земля женщин. У русских религиозное отношение к Земле, как к личной, божественной основе видимого мира получило глубокое и сложное развитие. Обожествление и почитание женского начала, вынесенное еще из древнего славянского язычества, соединяется с тем же культом христианским, в результате чего получается синтетический культ Богородицы, она же – Мать-Сыра-Земля, родственный по идее с культами Церреры и Кибелы. Смена времен года, дня и ночи так же непонятны для первобытного ума, как и другие явления природы, и в этом случай дикарь олицетворяет явления, которые наблюдает и создает мифы-теории, по которым Зима сражается с Весной или Летом, а День поглощается Ночью. У многих народов эти мифы имеют прозрачный, ясный смысл, где день так и называется. Днем, а чудовище мрака – Ночью; в других мифах эта борьба света с тьмой осложняется, и солнечную природу рассказа можно заметить только после некоторого вглядыванья; таковы распространенные по всему миру рассказы о солнечном герое, попадающем в чрево чудовища (кита, слона, волка, дракона), от индийского Манабозо, проглоченного чудовищной рыбой, до Красной Шапочки, попавшей в желудок волка и потом освобожденной оттуда. Переходя к мифам о звездах, мы прежде всего останавливаемся на том факте, что название звезд и созвездий не пустая случайность. Австралийцы называют именем Кенгуру созвездие Козерога и рассказывают, что звезды Кастор и Полукс гонятся за этим кенгуру, убивают его летом и жарят на большом костре.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Помяловский и другие авторы показали, что в бурсе нет условий для нормальной, здоровой, обычной жизни. Здесь бурсакам угрожают смерть, болезни, опасности, побои, издевательства, отсутствие свежего воздуха и света, грязь и холод — всё это вызывает ассоциации с «антидомом». Родной дом здесь приобретает для бурсаков особую ценность: «Мне вспомнились наши знакомые поля, покрытые желтою рожью, моя светлая, уютная горенка и темный кудрявый сад» С. 89]. Герой Никитина — Василий Белозерский — противопоставляет светлому дому даже комнату в доме профессора, находящуюся вне бурсы. Это говорит о том, что бурсаки все, что связано с бурсой воспринимают отрицательно, считают негодным для жизни. У Помяловского родной дом идеализируется и противопоставляется бурсе: «Родное селение, кладбище, дом с садом, семья, домашние товарищи, игры — всё это живой картиной встало пред его воображением. Он теперь хорошо понял, как мила домашняя жизнь» С. 119]. У Воронского бурса также является антидомом, она «презирает “нежности”, бурса жестока, неумолима ко всякой мягкости, к “сантиментам”. Сурово она стирает напоминания о доме, о родных» с. 107]. Сами бурсаки в бурсе деградируют: лишаются нормальных имен, взамен приобретая клички: Митаха, Тавля (у Н.Г. Помяловского), Неон, Кастор (у В.Т. Нарежного), теряют свободу, волю. У Помяловского, Никитина, Нарежного, Воронского учащиеся бурсы терпят побои, как от своих собратьев, так и от инспекторов (заметим, что Нарежной меньше всех авторов бурсацкой художественной прозы уделил внимания описанию бурсы). В стенах бурсы всегда недостает еды и царит вечный голод. Это явление встречается у всех авторов традиционной бурсацкой художественной прозы. Бурсакам приходится кусочничать или, что хуже, воровать. Наряду с образами антимира и антидома в традиционной бурсацкой художественной прозе у Помяловского и Нарежного можно выделить здесь тему детства и сиротства. У Никитина и Нарежного прослеживается тема рождения «нового человека». Все они связаны с критической направленностью традиционной бурсацкой художественной прозы, что обусловлено ее определенной антиклерикальностью, которая в современной бурсацкой художественной прозе сходит на нет.

http://azbyka.ru/fiction/bursatskaya-pro...

Смелое дело свершить; но ему положили преграду Злая судьба, и темничные узы, и пастыри стада. Но когда миновалися месяцы, дни пробежали и годы, 295 Круг совершился и Оры весну привели, – Ификлесу Тайны богов он открыл; Ификлесова сила святая Узы его прервала, и исполнилась воля Зевеса. Славная Леда, супруга Тиндара, потом мне явилась, Ей родилися от брака с Тиндаром могучим два сына: 300 Коней смиритель Кастор и боец Полидевк многосильный. Оба землею они жизнедарною взяты живые, Оба и в мраке подземном честимы Зевесом, вседневно Братом сменяется брат; и вседневно, когда умирает Тот, воскресает другой; и к бессмертным причислены оба. 305 Ифимедию, жену Алоея, потом я увидел; С ней сочетался, – хвалилась она – Посейдон земледержец; Были плодом их союза два сына (но краток был век их): Огос божественный с славным везде на земле Эфиальтом. Щедрая, станом всех выше людей их земля возрастила; 310 Всех красотой затмевали они, одному Ориону В ней уступая; и оба, едва девяти лет достигнув, В девять локтей толщиной, вышиною же в тридевять были. Дерзкие стали бессмертным богам угрожать, что Олимп их Шумной войной потрясут и губительным боем взволнуют; 315 Оссу на древний Олимп взгромоздить, Пелион многолесный Взбросить на Оссу они покушались, чтоб приступом небо Взять, и угрозу б они совершили, когда бы достигли Мужеской силы; но сын громовержца, Латоной рожденный, Прежде, чем младости пух отенил их ланиты и первый 320 Волос пробился на их подбородке, сразил их обоих. Федру я видел, Прокриду; явилась потом Ариадна, Дочь кознодея Миноса из Крита бежать с ним в Афины Деву прекрасную бодрый Тесей убедил; но не мог он С ней насладиться любовью; убила ее Артемида 325 Тихой стрелой, наущенная Вакхом, на острове Дие. Видел я Мойру, Климену, злодейку жену Эрифилу, Гнусно предавшую мужа, прельстясь золотым ожерельем… Всех их, однако, я счесть не могу; мне не вспомнить, какие Там мне явилися жены и дочери древних героев; 330 Целой бы ночи не стало на то; уж пора мне предаться Сну, удаляся ль на быстрый корабль ваш к товарищам бодрым,

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

Л. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. СПб., 2001. С. 151). Причина некоторых шероховатостей, вероятно, кроется в несохранившемся арамейском варианте Евангелия, обороты которого при переводе на греческий, утратив свое звучание и специфику, оказались несколько неуклюжими и непонятными. Допустив, что чтение ργισθες возникло из-за путаницы между похожими словами в арамейском (сир. ethraham «он сжалился» и ethraem «он разгневался»), мы оказываемся вынужденными отнести это чтение ко времени составления греческого текста, т. е. к эпохе формирования новозаветного канона, оправдав переписчиков, которые едва ли, занимаясь своим делом, стали бы принимать в расчет арамейские слова. Отметим также, что в Евангелии от Марка формы от σπλαγχνζεσθαι, кроме Мк. 1:41 , встречаются три раза. Во всех этих случаях, кроме Мк. 1:41 , при них имеется объект: «сжалился над ними» σπλαγχνσθη π’ ατσς (6:34), «жаль Мне народа» σπλαγχνζομαι π τν χλον (8:2), «сжалившись над нами» σπλαγχνισθες φ’ μς (9:22). Объект при глаголе σπλαγχνζεσθαι есть также в Мф. 9:36; 14:14; 15:32; 18:27 ; Лк. 7:13 . Нетобъекта при этом глаголе в Лк. 10:33  и 15:20 в конструкции «увидев/увидел его, сжалился» и в Мф. 20:34 , где можно предположить влияние исправленного варианта Мк. 1:41 . Заметим, что в Новом Завете объект отсутствует, кроме Мф. 5:25  и Откр. 12:17, как раз после форм глагола ργζεσθαι, см.: Мф. 18:34; 22:7 ; Лк. 14:21; 15:28 ; Еф. 4:26 ; Откр. 11:18 . Не утверждая, что чтение ργισθες (это чтение находим в греческой рукописи D, V в., Cambridge; его отражают латинские рукописи: a, IV в., Vercelli, ff 2 , V в., Paris, r 1 , VII в., Dublin) является в Мк. 1:41  первоначальным, следует отметить, что чтение σπλαγχνισθες на данный момент не может считаться единственно правильным. 1031 Эти два предпожения Кройманн помещает в этом месте. В рукописи они находятся в § 13 после слов: «будет сделано добровольно». 1055 Обычно сыновьями Юпитера (соответственно, от Леды и Алкмены) считались Поллукс и Геркулес, в то время как Кастор и Ификл – сыновьями смертных супругов названных женщин (См.: Ps.-Apoll.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Особый культ «женщины с ребёнком» в булгарской, золотоордынской и татарской традиционной культурах не прослеживается. Наиболее известным изображением данного свойства является так называемая «маклашеевская всадница» - замок (предположительно IX - X вв.), состоящий из двух фигур - волка (или барса) и «сидящей на нём верхом изуродованной женщины с ребёнком на руках», который по композиционному исполнению схож с фигурками изуродованных всадников-мужчин из Средней Азии. «Надо думать, - писала на сей счёт Д.К.Валеева, - что истоки происхождения всех этих «скульптур» правильнее видеть в культуре древнетюркских племён Приволжья и Прикаспия. Если это так - перед нами воплощённая в изделии прикладного искусства древняя легенда о происхождении тюрков. Хуннские предки тюрков, жившие на краю большого болота или «Западного моря», были истреблены врагами рода Хунну. Уцелел лишь один десятилетний мальчик, брошенный в болото с отрубленными ногами и руками. Его спасла волчица. Но вскоре юноша был найден врагами и убит. Волчица же удалилась в неприступную, окружённую горами долину и родила там десять сыновей, от которых произошли тюрки «тигу». В другой легенде говорится, что то же произошло не с мальчиком, а с дочерью Хуннского шаньюя, родившей от волка (или барса) сына - прародителя телеских племён».(47) Однако с изображением на рассматриваемом типе анэпиграфных монет данный сюжет, на мой взгляд, отождествлён быть не может по причине отсутствия двух ключевых смысловых элементов - изображений волка (барса) и подчёркнутых увечий «женщины» (у которой наличествуют обе руки и ноги). С учётом встречающихся на анэпиграфных монетах изображений знаков зодиака можно также предположить, что «женщина с ребёнком» - это ни что иное, а, точнее, никто иные, как «Близнецы» (в древнегреческой мифологии - братья-диоскуры Кастор и Полидевк, почитавшиеся, согласно общим воззрениям индоевропейских народов, как боги рассвета и сумерек), древнее («традиционное») изображение которых предполагает весьма похожее расположение фигур и поднятых вверх рук.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/14/...

64 Среди своих источников Евсевий указывает следующие: библейские тексты согласно иудеям, самаритянам и Септуагинте; Александр Полигистор, использовавший сочинение Бероса (история халдейских царей); Абиден (по истории халдейских царей, царей Ассирии); Манефон (цари Египта); Кефалион (цари Ассирии, Мидии, Лидии и Персии); Диодор Сицилийский (цари Ассирии, Коринфа, Спарты, Македонии, Альбы Лонги и Рима); Флёгонт из Тралл (список победителей 229 олимпиад, до 137 г.); Кассий Лонгин (список олимпиоников 228 олимпиад, из которого Евсевий смог найти только список, доведённый до 249-й Олимпиады, 217 г. н.э., вероятно – у Юлия Африкана ); Кастор Родосский (цари Ассирии, Сикиона, Аргоса, цари, пожизненные и десятилетние архонты Афин, римские цари, список консулов); Таллос (имеется только общая ссылка); Порфирий Тирский, ссылающийся на Аполлодора (о древнейших временах и о царях Македонии); Иосиф Флавий (цари Вавилона; кроме того, у Флавия Евсевий заимствует цитаты из трудов Менандра и Дия о финикийских царях); Дионисий Галикарнасский (древнейшая история римлян); Аристодем Элейский и Каллимах (касательно времени начала олимпиад). Хроника – это историческое и теологическое сочинение; главной ее задачей было доказать на исторических фактах древность и основанный на ней авторитет Ветхого завета. В этом труде Евсевий, опираясь на более ранних авторов, разработал хронологию истории, ориентированную на передачу ее универсального характера и смысла. В первой части работы, «Хронографии», дан лаконичный обзор истории некоторых древних народов, включая списки царей с указанием продолжительности их правления. Вторая часть, «Хронологические каноны», представляет собой сборник синхронистических таблиц основных событий истории от Авраама до 325 г. Из-за противоречий в датировках библейских событий в еврейском тексте и в Септуагинте Евсевий начинает изложение именно с Авраама, отметив, что дата сотворения мира в различных версиях Библии различается. Евсевий, как и Секст Юлий Африкан , – один из основоположников библейско-христианской концепции всемирно-исторического процесса. Фактически, его Хроника в некотором смысле стала прологом современной историософии. Не претендуя на полноту изложения и абсолютную достоверность, Хроника Евсевия является ценным источником исторических фактов и документов, оригиналы которых безвозвратно утрачены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Кто не знает, в какие времена жил Геркулес, если он плавал в числе аргонавтов и во время завоевания Трои убил Лаомедонта, отца Приама, за клятвопреступление? С того времени насчитывают чуть более тысячи пятисот лет. 3. Он, как передают, даже рожден был недостойно, к тому же, появившись на свет от прелюбодеяния Алкмены, 290 сам был предан порокам родителя. Он никогда не удерживал себя ни от женщин, ни от мужчин, и обошел весь круг земель, движимый не столько жаждой славы, сколько похотью, не столько ради побед над зверями, сколько ради порождения детей. 4. И хотя он был непобедим, все же был покорен Омфалой, и, отдав ей дубину и шкуру льва, облачился в женские одежды и, сидя у ног женщины, прял пряжу. 291 А позже, охваченный безумием, он убил [своих] маленьких детей и жену Мегару. 5. Наконец, облачившись в одежду, посланную ему супругой Деянирой, 292 и погибая от язв и страдая от невыносимой боли, он собрал для себя погребальный костер на горе Этне, на котором сжег себя заживо. Выходит так, что хотя его и можно было счесть богом за доблесть, но, исходя из этих деяний, должно признать [прежде всего] человеком. 8: 1. Тарквиций передает, что Эскулап был рожден неизвестными родителями, и после того как он был выброшен ими и найден охотниками, вскормлен молоком собаки и отдан в обучение Хирону. 293 2. Он задержался в Эпидавре и, как говорит Туллий, похоронен в Киносурах, 294 когда был поражен ударом молнии. В свою очередь, Аполлон, отец его, не счел позорным пасти чужое стадо ради того, чтобы получить жену, 295 и когда нечаянно убил любимого мальчика, 296 скорбь свою запечатлел на цетке. 297 3. Марсу, мужу особой храбрости, также не было чуждо прелюбодеяние. В самом деле, прикованный сетью [к ложу] вместе с любовницей, 298 он стал посмешищем для других. Кастор и Поллукс украли чужих невест, что не осталось безнаказанным. 299 Гомер свидетельствует, причем не как [измышляющий] поэт, но достойным веры образом, что они умерли и были похоронены. 300 4. Меркурий, который родил в прелюбодеянии с Венерой Андрогина, 301 заслужил звание бога тем, что изобрел лиру 302 и искусство гимнастики.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) НИКОН прмч., и 199 мучеников (пам. 23 марта; пам. греч. 23 марта; пам.зап. 24 марта), пострадавших ок. III-IV вв. в Тавромении (ныне Таормина) на о-ве Сицилии НИКОН († 1-я четв. XII в.), прмч., Киево-Печерский (пам. 22 сент.- в Соборе Тульских святых) - см. Кукша, сщмч., Киево-Печерский НИКОН Никон (Беляев Георгий Николаевич; 1886-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОН мч. Маромилийский (пам. 28 сент.) - см. в ст. Александр, Алфей, Зосима, Марк Пастырь, Никон, Неон, Илиодор НИКОН (Беляев Николай Митрофанович; 1888-1931), иером., преподобноисп. (пам. 25 июня, в Соборе Оптинских преподобных старцев, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОН И ДИОНИСИЙ (XVI (?) в.), Новгородские, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКОН СУХОЙ (2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-ППечерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИКОПОЛИТИАН (Никтополион, Никополит), мч. (пам. греч. 2, 3 нояб.) - см. в ст. Евдоксий, Аттик, Агапий, Катерий и др. мученики Севастийские НИКОСТРАТ мч. (пам. зап. 8 нояб.) - см. в ст. Клавдий, Никострат, Семпрониан (Симпрониан, Симфориан), Касторий (Кастор) и Симплиций, мученики НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов

http://pravenc.ru/rubrics/122298_130.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010