Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГРИППА КАСТОР [греч. Αγρππας Κστωρ], христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана (117-138), первым выступивший против гностического учения Василида . Несохранившееся сочинение А. К. представляло собой, по словам Евсевия Кесарийского , называющего его «знаменитейшим автором» (Церк. ист. IV 7. 6), «уничтожающее изобличение и опровержение» 24 книг толкований, составленных Василидом на Евангелие. Из кратких сообщений Евсевия и блж. Иеронима Стридонского (De vir. ill. 21) неясно, каким именно образом А. К. критиковал знаменитого гностика. Согласно Клименту Александрийскому (Строматы. VII 17), Василид в стремлении обосновать преемственную связь своих идей с проповедью Христа утверждал, что придерживается учения ап. Матфея , и называл своим наставником некоего Главкия, переводчика ап. Петра . Вполне возможно, что А. К. сделал акцент на опровержении этих притязаний, демонстрируя несовместимость доктрины Василида с христианством. Согласно Евсевию, он уличил Василида в том, что тот выдумал несуществующих пророков Варкавву, Варкофа и др., «чьи варварские имена призваны поражать легковерных». А. К. обвинил Василида в допущении вкушения идоложертвенного во время гонений - этот тезис вытекает из взглядов Василида в изложении свт. Иринея Лионского (Против ересей. I 24): согласно им, вместо Христа был распят простой человек, ради к-рого нелепо терпеть мученичество. Нелепым он называет и «пифагорейское» требование пятилетнего молчания для желавших присоединиться к секте Василида. По блж. Иерониму, А. К. утверждал, что в качестве верховного бога Василид почитал абрасакс (что указывает на позднюю стадию Василидова учения, подвергшегося влиянию идей Валентина ). Блж. Феодорит Кирский (Haer. fab. comp. I 4) передает, что А. К. опроверг также учение сына Василида Исидора , аргументы против к-рого остаются неизвестными. Лит.: Иванцов-Платонов А. М. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877. Ч. 1. С. 18-44: Обозрение источников для истории древнейших сект; Болотов. Лекции. Т. 2. С. 202-204; Bareille G. Agrippa Castor//DTC. T. 1; Grant R. M. Gnostic Origins and the Basilidians of Irenaeus//VChr. 1959. T. 13. О. П. Смирнова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63396.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММОНИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (III в.), христ. писатель. Евсевий Кесарийский (ок. 260 - ок. 340) в письме к Карпиану упоминал о том, что его «каноны», или таблицы для поиска параллельных мест в Четвероевангелии, восходят к труду А. А., составившего на основе Евангелия от Матфея синопсис 4 евангелистов - «Диатессарон», одноименный с сочинением Татиана Сирийского. Этот труд был переведен на латынь Виктором , еп. Капуанским ( 544). Евсевий также упоминал некоего А. А., к-рый, согласно Порфирию , был христианином и учителем Оригена , но затем уклонился в язычество. Евсевий с этим решительно не соглашался и настаивал на том, что А. А. «до последнего часа держался чистого и совершенного любомудрия», о чем свидетельствуют его труды, к-рые широко его прославили, напр. его кн. «О согласии Моисея с Иисусом» (Евсевий. Церк. ист. VI 19. 1, 9-10). Это сочинение, впрочем, как и др., связанные с именем А. А., не сохранилось. Замечание Евсевия о существовании А. А. (по Порфирию) дало основание нек-рым исследователям отождествлять упомянутого А. А. с Аммонием Саккосом (175-242). Однако речь, вероятнее всего, должна идти об Аммонии, еп. Тмуитском (в Н. Египте), ученике и друге Оригена, к-рый также известен как критик богословских взглядов Дионисия Великого , еп. Александрийского ( 264/65), в к-рых он усматривал субординационизм . Ист.: Harnack. Geschichte. Bd. 1. S. 406-407; Salaville S. Ammonius (6)//DHGE. T. 2. Col. 1314-1317; Eusebii Epistola ad Carpianum// Nestle-Aland. NTG. S. 73-74. Лит.: Zahn Th. Der Exeget Ammonius//ZKG. 1920. Bd. 38. S. 1-22; Bardenhewer. Bd. 2. S. 198-202; Altaner. Patrologie. S. 517. Рубрики: Ключевые слова: КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы АГРИППА КАСТОР христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана, первым выступивший против гностического учения Василида АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ выяснение иносказательного смысла Свящ. Писания, литургического чина, религ., философск. и пр. текстов

http://pravenc.ru/text/114524.html

Через таких-то свидетелей учение апостольское дошло до Церквей третьего столетия. Нет сомнения, что Александр Иерусалимский поддерживал свои сношения с ученнейшим Климентом, возвратившимся в Александрию. Мы увидим также, что он находился в сношениях с Димитрием, епископом сей Церкви, по случаю проповеди мирян в церквах. Александрия была тогда самым светлым местом вселенской Церкви. Мы видели, что многие из еретиков смущали ее в продолжение второго столетия. Там преимущественно развилась гностика, там учили: Карпократ, Василид, Валентин, и многие из еретиков, как Апеллес, там поселились; но также встретили они там ученых противников посвящавших на служение Церкви свою ученость и философию. Пантен – основатель христианской школы философии В течение второго столетия АгриппаКастор защищал здравое вероучение; помощником ему был стоический философ Пантен, основавший христианскую школу философии прославившуюся множеством гениальных мужей и которую скоро изучим особенно. Пантен 21 был уроженец Сицилии, вероучению христианскому научен был он непосредственными учениками Апостолов. 22 Он поселился в Египте и основал в Александрии школу христианской философии по примеру языческих философов, учреждавших школы для преподавания там своих систем. Со 179 года, когда Юлиан сделался епископом Александрии, школа эта давно уже существовала 23 она стала как бы рассадником знаменитых мужей, отличавшихся столько же красноречием своим, говорит Евсевий, сколько знанием писаний божественных. Там получили образование: Александр Иерусалимский, 24 называвший Пантена отцом своим, господином, мужем святым. Климент Александрийский 25 сравнивает наставника своего, Пантена, с пчелой, которая, высасывая мед из священных писаний, питает им разум учеников. Ориген , Гераклас, Дионисий, Григорий Неокесарийский и множество других знаменитых мужей, о которых вскоре упомянем, вышли из того же училища. Пантен управлял им до 189 года, когда отправился в Индию. «В то время – говорит Евсевий Кесарийский 26 – многие, воспламеняясь рвением божественным, делались благовестниками слова Божия, стараясь идти по стопам Апостолов, и трудились над созиданием храма веры и преуспеянием слова Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Лит.: Hoeck J. M., Loenertz R. J. Nikolaos-Nektarios von Otranto, Abt von Casole: Beiträge zur Geschichte der ost-westlichen Beziehungen unter Innozenz III. und Friedrich II. Ettal, 1965; Acconcia Longo A., Jacob A. Poesie di Nicola d " Otranto nel Laur. gr. 58.2//Byz. 1984. T. 54. P. 371-379; Patlagean E. La «Dispute avec les Juifs» de Nicolas d " Otrante (vers 1220) et la question du Messie//La storia degli ebrei nell " Italia medievale: Tra filologia e metodologia/Ed. M. G. Muzzarelli, G. Todeschini. Bologna, 1990. P. 19-27; K[azhdan] A. Nicholas of Otranto//ODB. Vol. 2. P. 1470-1471; Jacoby D. The Jewish Community of Constantinople from the Komnenan to the Palaiologan Period//ВВ. 1998. Т. 55(80). Ч. 2. С. 31-40; Chronz M. Der Beitrag des Nikolaos von Otranto (Nektarios von Casole) zur Vermittlung zwischen den Kulturwelten des 13. Jh.//Geistesleben im 13. Jh./Hrsg. J. A. Aertsen, A. Speer. B.; N. Y., 2000. S. 555-573; Rashed M. Nicolas d " Otrante, Guillaume de Moerbeke et la «Collection philosophique»//Studi medievali. Ser. 3. Spoleto, 2002. Vol. 43. N 2. P. 693-717; Jacob A. Autour de Nicolas-Nectaire de Casole//Vaticana et medievalia: Études en l " honneur de L. Duval-Arnould/Ed. J.-M. Martin e. a. Firenze, 2008. P. 231-251; Schiano C. Il Dialogo contro i giudei di Nicola di Otranto tra fonte storiche e teologiche//Les dialogues «adversus Iudaeos»: Permanences et mutations d " une tradition polémique: Actes du colloque intern. organisé les 7 et 8 dec. 2011 à l " Univ. de Paris-Sorbonne/Ed. S. Morlet e. a. P., 2013. P. 295-317. Л. В. Луховицкий Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. АГРИППА КАСТОР христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана, первым выступивший против гностического учения Василида АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2564894.html

6. Характеристика святого Иустина как писателя II. 7. Основные черты учения святого Иустина: III. Татиан III. 1. Литературная деятельность Татиана. Oratio ad graecos ( Λγος πρòς λληνας) III. 2. Место и время написания Апологии Татиана III. 3. Важнейшие положения Богословия Татиана III. 4. Литературные особенности Апологии Татиана III. 5. «Диатессарон» III. 6. Несохранившиеся произведения Татиана IV. Афинагор философ IV. 1. «Прошение о Христианах»: время происхождения и содержание Апологии IV. 2. О воскресении мертвых ( Περì ναστσεως νεκρω ν) IV. 3. Автор «Прошения о Христианах» и трактата «О воскресении мертвых» IV. 4. Характеристика Афинагора как писателя и богослова V. Феофил Антиохийский V. 1. Древние известия о литературной деятельности Феофила V. 2. Три книги к Автолику V. 3. Другие произведения Феофила, не сохранившиеся до нашего времени V. 4. Характеристика Феофила Антиохийского как писателя и богослова VI. Послание к Диогнету а) Содержание Послания к Диогнету б) Вопрос о подлинности 11-й и 12-й глав в) Вопрос об авторе Послания и времени его происхождения г) Богословский и литературный характер Послания VII. Ермий философ VIII. Минуций Феликс VIII. 1. Содержание Апологии VIII. 2. Автор Апологии VIII. 3. Время жизни автора «Октавия»; время происхождения этой Апологии и отношение ее к «Апологетику» Тертуллиана VIII. 4. Сочинение «De Fato» VIII. 5. Литературный и богословский характер «Октавия» Часть II. Антигностическая письменность II века Введение. Общий характер и существенные пункты гностического учения и вытекающие отсюда задачи церковных писателей антигностиков I. Древнейшие антингостики до Иринея: Мильтиад, Агриппа Кастор, Родон, Филипп Гортинский, Модест, Музан, Игизипп II. Святой Ириней, епископ Лионский II. 1. Сведения о жизни святого Иринея II. 2. Литературная деятельность святого Иринея II. 3. «Обличение и опровержение лжеименного знания»: содержание произведения, время происхождения; источники сведений о гностицизме II. 4. «Доказательство Апостольской проповеди»: заглавие произведения, адресат, время происхождения, цель написания, содержание, замечания о значении его, как новооткрытого произведения II.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

235-237 «АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига 238-239 239-241 АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 241-242 242-243 АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский 243-244 245-246 246-247 244-245 АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.) 247-248 АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) 248-250 АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) 250-251 251-252 АГИОЛОГИЯ раздел богословия, в задачу которого входит изучение святости как явления благодати Божией в мире, святых и их почитания, путей достижения святости 252-253 АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах 253-254 254-255 255-256 АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека 256-257 257-258 258-259 259-260 АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии 260-261 261-262 262-263 АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь) 263-264 264-265 АГРАФА слова и речения Господа Иисуса Христа, встречающиеся в новозаветных книгах и сочинениях раннехристианских писателей, не зафиксированные в канонических Евангелиях 265-266 266-267 267-268 270-271 АГРИППА КАСТОР христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана, первым выступивший против гностического учения Василида

http://pravenc.ru/vol/i.html

XIX. КВАДРАТ 132 , ученик апостолов, после мученической кончины за веру Христову Публия, епископа Афинского, был поставлен на его место и своей верой и деятельностью собрал рассеявшуюся в великом страхе церковь . Когда Адриан проводил зиму в Афинах 133 , он посещал Элевсинские таинства 134 и, будучи посвящен во все почти языческие таинства Греции 135 , подал этим повод ненавистникам христиан и без повеления императора преследовать верующих. Квадрат подал ему составленную в защиту нашей религии книгу 136 , очень полезную, исполненную разума и веры и достойную апостольского учения, в которой, демонстрируя свою глубокую старость, между прочим говорит, что он видел очень многих из тех, которые во время земной жизни Господа, будучи подвержены в Иудее различным болезням, получили исцеление и которые воскресли из мертвых. XX. АРИСТИД, весьма красноречивый Афинский философ и под прежней одеждой ученик Христов, подал императору Адриану 137 , в одно время с Квадратом, книгу, содержащую в себе доказательства нашего учения, то есть апологию христианства, которая существует и до настоящего времени и, по мнению ученых, свидетельствует о его великом уме 138 . XXI. АГРИППА, по прозванию Кастор, муж весьма ученый, выставил весьма значительные возражения против двадцати четырех книг еретика Василида 139 , написанных им на Евангелие, открывая все его тайны и перечисляя его пророков, Варкавана и Варкова и, к ужасу слушающих, некоторые другие варварские имена, и высочайшего его бога Авраксаса, имя которого, если по греческому исчислению сосчитать буквы его, означает, кажется, год 140 . Василид же, от которого произошли гностики 141 , жил в Александрии во времена Адриана. В это же время и Кохеба, предводитель Иудейского возмущения 142 , различными истязаниями убивал христиан. XXII. ГЕГЕСИПП, близкий ко временам апостольским 143 , составил из всех историй о церковных событиях, совершившихся со времени страдания Господня до его времени, одно целое. Он собрал отовсюду то многое, что служит к пользе читающих, и написал пять книг простым языком, чтобы отразить этим также и характер речи тех, жизнь которых он описывал. Гегесипп прибыл в Рим при Аникете, который был десятым после Петра епископом, и пробыл там до времен епископа того же города Элевтерия 144 , который был некогда диаконом Аникеты. Рассуждая против идолопоклонства о том, из какого заблуждения оно первоначально возникло, он добавил рассказ, в котором показывает, в какое время он жил. Ибо он говорит: «Они строили умершим гробницы и храмы, как мы видим это и теперь. Среди подобных есть и раб Адриана цезаря Антиной 145 , в честь которого проводятся гимнастические состязания близ города Антиноя, который Адриан построил, назвал его именем и поставил в храм прорицателей». Этот Антиной, как пишут, был любимцем цезаря Адриана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апологий и сочинений с апологетическим характером до нас дошло немного, самые главные из них принадлежат св. муч. Иустину Философу , который прекрасно защищал философским методом христиан от нападок язычников, но особенно сильно поражал иудеев тем самым оружием, которым пользовались и они. Затем «Прошение о христианах» Афинагора, речь Татиана против эллинов, и др. Рядом с апологетикою против иудеев и язычников христианская церковь должна была вести полемику против иудействующих и язычествующих еретиков. Полемические сочинения этого времени самые обширные. Еретиков было множество, и каждый из них в это время нашел себе обличителя хотя в лице одного какого-нибудь церковного писателя. Агриппа Кастор при Адриане составил трактат против Василида, при Антонине Пие Егезиппе, с целью доказать единогласие церковного предания, написал 5 книг о церковных делах, первый опыт церковной истории. Но из сохранившихся до нашего времени более замечательны сочинения Св. Иринея Еп. Лионского, «Обличение и опровержение лжеименного ведения» (ελγχоς κα νατρóφις της ψευδομоν γνоσεως) Св. Ипполита φιλоσυφομενα η κατα πασν αφεσεων ελεγχоς . Удовлетворить ближайшей потребности – именно сознательному усвоению христианского учения собственно верующими через полное письменное изложение, церковь еще не имела возможности. Она старалась удовлетворять этой потребности через устное наставление и обучение в школах, в которых были наставниками такие знаменитые лица, как Св. Иустин, философ Афинагор и Пантен. Конечно апологетические и полемические сочинения довольно обстоятельно раскрывали христианское учение и для верующих, но все же они не могли заменять собою тех, специально направленных к этой цели, которые явились после, и которых, по самому существу дел, во II в. ожидать никак нельзя было. По крайней мере, это должно сказать об изложении учения о Слове – Сыне Божьем. Как к центру и средоточному пункту христианского учения, церковные писатели II в. во всех своих сочинениях постоянно приходят к учению о Слове, из него выходят и им заключают.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Вслед за сочинениями апогетическими следуют писания, так называемые ересеологические, т. е. имеющие целью опровержение ересей, которые; как известно, явились среди христиан чуть ли не с первого же века по Р. Х. Мы видим, что вместе с борьбой внешней, с борьбой против язычества, христианству всё время приходилось бороться с врагами внутренними, с еретиками и расколоучителями; язычество старалось извне одолеть христиан при помощи материальной силы, ересь изнутри старалась поколебать чистоту Христова учения. Эта борьба представляла очень серьёзное значение для церкви и потому важна и для церковной истории. Уже со времён апостолов, в их посланиях и трудах мужей апостольских мы находим намёк на апостольскую борьбу с ересями, но указания тут пока кратки и отрывочны; да и послания сами стараются не столько опровергнуть известную ересь, сколько выяснить истинные и главные положения христианского учения (может быть, этот способ полемики и есть самый лучший). Но в половине II-ro века появились так называемые иноческие ереси, получившееся из смешения христианских понятий с учениями древней философии и политеизма вследствие попытки примерить языческие начала с христианскими. Когда эти учения стали развиваться, тогда одновременно появились и сочинения полемического характера, направленные против этой ереси, которые и положили основу целому ряду ересеологических писаний. Первые сочинения такого рода относятся к царствованию Адриана. Против ереси писали тогда Агриппа, Кастор, Родоп, Аполлинарий Иерапольский и многие другие. Сочинения их до нас не дошли; сохранились лишь отрывки у Евсевия. Первая попытка сделать полное обозрение ересей, появлявшихся в христианской церкви со второй половины I-ro u дo второй половины II-ro века принадлежит уже упомянутому нами Иустину Философу . Труд его, носивший название Ζνταμα, до нас тоже, к сожалению, не дошёл. В немецкой литературе была, правда, попытка восстановить на основании позднейших ересеологических сочинений содержание исчезнувшего памятника; но попытка эта имеет лишь предположительный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Есть данные, что против гностицизма выступали некоторые из апологетов и для этой цели писали специальные произведения. Так, Иустин обнародовал произведение, направленное против всех бывших до него ересей ( Σνταγμα κατà παςω ν τω ν γεγενημνων αρσεων) и может быть особый трактат против ереси Маркиона, а в своем сочинении «О воскресении» выступил с опровержением главным образом гностических положений. Мильтиад писал против гностиков и ближайшим образом против валентиниан. Феофил Антиохийский оставил трактаты против ереси Гермогена и против Маркиона. Исключительно или преимущественно против гностицизма, насколько известно, вели литературную борьбу следующие писатели: 1 – Агриппа Кастор, 2 – Родон, 3 – Филипп Гортинский, 4 – Модест, 5 – Музан. Сообщив сведения об этих древних писателях, Евсевий говорит: «дошли до нас писания и весьма многих других, которых мы не можем назвать даже по имени; все эти сочинения принадлежат Православным писателям Церкви, что видно из содержащегося в них толкования Божественного Писания, но имена их сочинителей нам неизвестны, потому что на книгах они не означены» (Hist. eccl., 5:27). К числу этих неизвестных писателей, вероятно, принадлежит прежде всего упоминаемый Иринеем «божественный старец и проповедник истины», писавший против валентиниана Марка, искусного в чародейских проделках (Adv. haer., 1:15, 6). Между православными поборниками, которые вооружались против развивающегося гностицизма не только устными обличениями, но и письменными доказательствами, Евсевий выделяет Игизиппа, написавшего «Памятные записки» ( πομνματα) в пяти книгах; свидетельствами из этого сочинения он неоднократно пользуется (Hist. eccl., 4:7–8). II. Святой Ириней, епископ Лионский II. 1. Сведения о жизни святого Иринея Наиболее выдающимся и самым авторитетным церковным деятелем в борьбе с гностицизмом в последней четверти II века должно признать святого Иринея Лионского , великого и влиятельнейшего отца Церкви в весьма важный и, можно сказать, критический момент Ее исторического существования, в виду ярко обнаружившихся противоположных тенденций в понимании Христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010