Местонахождение мон-ря К. точно не установлено. Несомненно, что обитель, о к-рой упоминает Иоанн Кассиан, находилась в районе Апта Юлия, и К. управлял ею, будучи епископом. Традиция, зафиксированная у местных антиквариев XVI в., связывает его с местностью Менерб (близ г. Апта), известной также под более ранним лат. названием Mannacus, Manancha («монашеская»). К. приписывается и основание монастыря св. Фавстина; возможно, речь идет об одной и той же обители. Существование последней зафиксировано только с 816 г. О времени епископского правления К. можно сказать точно: он был поставлен на кафедру до 13 июня 419 г., т. к. именно этим числом датируется послание папы Римского св. Бонифация I к галльским епископам, где указывается также имя К. Приблизительно в те же годы были написаны и «Установления». Хронология последующих событий выстраивается в соответствии со временем создания произведений и деятельности Иоанна Кассиана, появившегося в Юж. Галлии ок. 415 г. Точно датируется составление 2-й части «Собеседований», а именно - в течение короткого епископского правления Елладия Арелатского (426), который при окончании 1-й части «Собеседований» был просто монахом, о чем упоминается в предисловии. Т. о., кончину К. можно отнести к периоду между 420 и 425/6 гг. Современниками и ближайшими потомками К. воспринимался в первую очередь как наставник монахов. Анонимный автор «Галльской хроники» (452) упоминает его под 423 г. в списке наиболее знаменитых настоятелей монастырей (patres monasteriorum) этого времени наряду с другими респондентами Иоанна Кассиана: свт. Гоноратом Леринским (впосл. епископ Арелатский), Иовианом и Минервием, настоятелями мон-рей на Стехадских о-вах (у порта Массилии (Марселя)). В Апте литургическое празднование в честь К. было установлено только еп. Вильгельмом I († 1160/61). Память К. появляется в зап. календарях с кон. XIII в. в дополнениях к Мартирологу Узуарда (IX в.). Хотя памяти К. нет в Римском Мартирологе, она постоянно указывается в частных мартирологах, составленных во Франции в XVII-XVIII вв.: «Всеобщем Мартирологе» Кастеллана (Шастаньоля) (Париж, 1709), «Галльском Мартирологе» А. дю Соссе (Париж, 1637), которые опирались на литургическую практику диоцезов Юж. Франции. Аптский бревиарий 1532 г. содержит память К. под 21 сент. с октавой и переносит память ап. Матфея на следующий день. Такая же традиция отмечена в бревиарии 1664 г. Напротив, Нимский бревиарий 1679 г. переносит ее на 22 сент. Память без литургических чтений помещена под 20 сент. во Фрежюсском бревиарии 1529 г. Память К. отмечалась в аббатстве Сен-Виктор в Марселе (монастыре, основанном прп. Иоанном Кассианом) 21 сент.

http://pravenc.ru/text/1681315.html

Источником для этой части послужили трактат Practicus 23 знаменитого теоретика восточного монашества Евагрия Понтийского (345–399 гг.) – и его же De octospiritibusmalitiae (“О восьми духах злобы”) 24 . 2 . Collationes (“Собеседования”, PL 49, 477–1328) 25 . Это сочинение было написано в три приема и состоит из трех частей. Вскоре после написания De institutis 26 преподобный Иоанн написал первую часть, включавшую в себя 10 Собеседований, которые он посвятил брату епископа Кастора епископу Леонтию Фрежюскому (Fryjus, епископ Кастор к тому времени уже скончался) и монаху Элладию, также впоследствии ставшему епископом (см. Собесед., ч. 1, предисл.). Затем, ок. 426 г., преподобный Иоанн написал вторую часть, включавшую в себя еще 7 Собеседований и посвященную Гонорату, настоятелю Леринского монастыря, впоследствии епископу Арльскому (с конца 426 г.) и монаху того же монастыря Евхерию, впоследствии епископу Лионскому (см. Собесед., ч. 2, предисл.). Наконец, вскоре после этого, ок. 427 г. была написана третья часть, включавшая в себя еще 7 Собеседований и посвященная четырем монахам, жившим на островах недалеко от Марселя – Иовиниану, Минервию, Леонтию и Феодору, впоследствии епископу Фрежюскому (см. Собесед., ч. 3, предисл.). Таким образом, общее число Собеседований составляет 24. Они находятся в непосредственной связи с первым трактатом преподобного Иоанна, но в отличие от него посвящены внутренней жизни монаха 27 и представляют собой записи духовных бесед преподобного Иоанна со знаменитыми египетскими подвижниками – аввой Моисеем, Пафнутием, Серапионом, Херемоном и др. Особенно интересны 1-е собеседование, посвященное целям монашеской жизни; 9-е и 10-е, о молитве; 13-е, о покровительстве Божием, где рассматривается вопрос, какую роль в спасении играет свободная воля человека (здесь преподобный Иоанн ведет скрытую полемику с блаженным Августином по вопросу благодати и свободы воли); 14-е, о деятельной и созерцательной жизни; 23-е, о последствиях грехопадения. Сокращенный вариант двух указанных сочинений преподобного Иоанна впоследствии был составлен Евхерием Лионским (PL 50, 867–894).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Поэтому-то они с такою верностью самим себе, с таким согласием друг с другом, как бы одними устами и одним языком учат нас о Боге, о сотворении мира, о создании человека и о бессмертии души человеческой, о будущем после сей жизни суде и обо всем, что необходимо нам знать, и учение их неизменно и взаимно согласно; и притом это божественное учение они передавали нам, живя в различных местах и в различные времена. 9 . Теперь я начну с первого нашего пророка и законодателя Моисея, и изложу прежде всего о том, в какое время он жил, на основании самых достоверных у вас свидетельств. Я постараюсь подтвердить мои слова не из наших только священных сказаний, которым вы не хотите верить, ослепленные закоренелым предрассудком ваших предков, но из ваших историй, которые не имеют никакого отношения к нашей религии. Вы увидите, что первый учитель нашей религии Моисей был гораздо древнее всех ваших мудрецов, поэтов, историков, философов и законодателей, как это показывают нам сказания эллинов. Еще во времена Огига и Инаха, которых некоторые из ваших почитают сынами земли, упоминается о Моисее, как о вожде и начальнике народа иудейского. Так Полемон в первой книге своей греческой истории и Аппион, сын Посидония, в сочинении против иудеев и в четвертой книге своей истории упоминают, что в царствование Инаха, царя аргосского, иудеи отложились от Амазиса, царя египетского, и вождем их был Моисей. Также Птолемей Мендисий, рассказывая историю египтян, во всем этом сходится с ними. И афинские историки: Элланик, автор «Аттик» Филохор, Кастор и Фаллос, Александр Полигистор, равно как и ученейшие историки иудейские Филон и Иосиф, говорят о Моисее, как о древнейшем вожде иудеев. Так Иосиф, желая в самом написании своих книг показать древность истории, так озаглавил историю: «Флавия Иосифа иудейская археология», обозначая словом: «археология» древность истории. Наконец нужно присовокупить знаменитого из ваших историков Диодора, который сделал извлечение из библиотек и в целые тридцать лет, как он сам пишет 88 , ради великой любознательности прошел Азию и Европу, и весьма многое видел своими глазами и написал сорок книг своей истории 89 . Он в первой своей книге, сказав, что узнал от египетских жрецов о Моисее, как о первом и древнейшем законодателе, так написал о нем: «… после древнего порядка жизни в Египте, который в мифологии представляется периодом богов и героев, рассказывают, что первый научил народы употреблению писаных законов Моисей, муж славный и величием духа, и пользою, принесенною им роду человеческому» 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Пьер Огюст Ренуар (1841–1919) — французский живописец, график и скульптор, представитель импрессионизма. Производное от французского ramolli — состояние старческой расслабленности. Марон Публий Вергилий (70–19 до н. э.) — великий поэт Древнего Рима; был избран Данте Алигьери своим спутником в «Божественной Комедии». Авентин — один из семи холмов Древнего Рима. Кастор и Поллукс — сыновья-близнецы Юпитера. Древнеримский оратор Луций Анней Сенека — римский философ, писатель, политик, проповедовавший стоицизм. Жил в I beke. Римский император, автор книги «Размышления». Дословно: дело чести (фр.) Вечер на открытом воздухе в саду.(англ.) Цикл росписей парадных залов (т. н. станц), выполненных Рафаэлем в Ватиканском Дворце. Сохраняя пропорции (фр.) Римский поэт Квинт Гораций Флакк был введен в литературный кружок Мецената, одного из приближенных императора Августа, и был пожалован Сабинским имением, в котором провел большую часть жизни. Имя покровителя поэтов Мецената стало нарицательным. Римский полководец Лукулл славился несметным богатством, страстью к роскоши и пышным пирам («лукулловы пиры»). Витториа Колонна, маркиза Пескара — поэтесса, обменивалась стихотворными посланиями с Леонардо да Винчи. Городок в Римской провинции, где расположены развалины древнего Тускулума. Тускулум (тускул) — город в Албанских горах, застроенный виллами знатных римлян, среди которых — Цицерон, Лукулл, Меценат. Андреа Палладио — итальянский архитектор Высокого Возрождения, создатель нового монументального стиля в церковном и дворцовом строительстве. Выскочка, проходимец (фр.) Роспильози — родовитое римское семейство, владевшее дворцовой виллой в Тускулуме. Дворец, построенный архитектором Карло Модерно, который завершил также возведение Собора Св. Петра в Риме. Сорта вин с виноградников в окрестностях Рима. Дорога к дачному пригороду античного Рима — Тибуру (Тиволи), где размещалась знаменитая вилла римского императора Адриана — монументальный ансамбль II beka. Война (ит.) А.И. Гучков — лидер партии октябристов, в 1910 г. — председатель Государственной Думы, в 1917 — военный министр, с 1920 — в эмиграции. Н.Д. Голицын — князь, с декабря 1916 по февраль 1917 — председатель Совета Министров.

http://azbyka.ru/fiction/zolotoj-uzor-za...

Чтобы в станице Вешенской возникла фамилия Алдошин, отца первого ее носителя, крещеного Евдокимом, должны были назвать Алдоней. Арьковы из станиц Голубинской, Каргальской и Мечетинской происходят от Ардалиона, Арефия, Аристарха, Аркадия, Архиппа или Варсонофия. Основываясь на статистической вероятности этих имен в XVII–XVIII вв. равной соответственно 0,05, 0,2, 0,1, 0,05, 0,2 и 0,07, можно полагать, что отца первого Арькова звали Арефий или Архипп. При определении предка Гориных, выбирая из Георгия (0), Григория (3,5), Егора (0,4) и Игоря (0), можно довольно определенно указать на Григория, хотя возможно и параллельное происхождение от Егора, так как оба имени имеют уменьшительную форму Горя. Значительная звуковая метаморфоза уменьшительного полуимени или редкость и архаичность его полной формы затрудняют нахождение источника таких календарных фамилий, как Варнашкин (от Варнава), Вахна (от Иван), Вецин (от Венедикт), Венчиков (от Вениамин); Вирякин (от Верк), Ганин (от Гавриил), Гапонов (от Агап или Агафон), Гаранин (от Герасим), Гринев (от Григорий), Гуткин (от Август), Гункин (от Георгий или Егор), Дейкин (от Дей), Дульев (от Феодул), Ерохин (от Ерофей, Геронтий или Ераст), Евланов и Евлахов (от Евлантий), Ерков (от Ерофей), Ермак (от Ермолай). Без специальных словарей трудно найти корни фамилий Еронин (из Иероним), Генин, Инютин (из Иннокентий), Ирхин, Ирлов, Иронеев (из Иринарх), Капканов (из Капитон), Кастерин (из Кастор), Кокин (из Константин), Колчин (из Николай), Кратеев (из Панкрат), Купкин (из Куприян), Лесин (из Елисей), Липов (из Ипатия или Филипп), Митусов (из Дмитрий), Менков (из Евмений или Пармен), Мелехов (Из Емельян или Мелетий), Матекин и Матин (из Матвей), Малофейкин (из Малахий), Маков и Макокии (из Макар), Макухин (из Максим), Манохин (из Мануил). Очень далеко ушли от своих «прародителей» фамилии Разин (от Разумник), Раклов (от Ираклий), Расков (от Герасим), Рахов и Рафин (от Рафаил), Ревин (от Ревокат), Ромашкин (от Роман), Ротов (от Ростислав), Садохин (от Садоф, Садок), Санеев (от Александр), Свирякин (от Спиридон), Сеньшин, Сенякин (от Семен или Ксенофонт), Сивохин (от Сильвестр).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Книга пятая. О духе чревобесия Глава 1. Переход от постановлений киновитян к борьбе против восьми главных пороков При помощи Божией составляется нами эта пятая книга. Ибо после четырех книг, в которых изложены правила монастырские, при содействии Господа, по вашим молитвам, мы намереваемся теперь изобразить борьбу против восьми главных пороков: чревонеистовства, которое означает страсть обжорства, блуда, сребролюбия, под которым понимается корыстолюбие, или, если точнее выразиться, любовь к деньгам, гнева, печали, уныния, которое есть тоска, или скорбь сердца, тщеславия, гордости. Вступая в этот подвиг, мы теперь больше нуждаемся в твоих молитвах, блаженнейший папа Кастор, чтобы мы могли сначала надлежащим образом исследовать мелкие, скрытные и мрачные свойства пороков, потом достаточно изложить причины их, в-третьих, представить пригодное врачевание и средства против них. Глава 2. Причины пороков во всех находятся, но не все их знают, и для открытия их мы нуждаемся в помощи Божией Причины этих страстей все точно знают, они открыты исследованием старцев; а до того как были открыты, никто не знал их, хотя они (страсти) всех нас тревожат и во всех людях находятся. Но мы надеемся, что можем несколько объяснить их, если по вашим молитвам и нас досягнет слово Господне, сказанное через пророка Исайю: Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища ( Ис. 45:2–3 ). И нам предшествуя, слово Божие смирит сильных нашей земли, т.е. те самые вредные страсти, которые мы хотим победить, отнимая у них господство и жестокую тиранию в нашем смертном теле, подвергнет нашему исследованию и, таким образом сокрушая врата нашего незнания и сламывая запоры пороков, удаляющих нас от истинного знания, приведет к тайникам наших сокровищ. И по апостолу ( 1Кор. 4:5 ), просветив нас, откроет скрытое во тьме и обнаружит сердечные намерения, таким образом проникая чистыми очами души в густой мрак пороков, мы можем открыть их и вывести на свет. Можем разъяснить причины и свойства их как тем, которые не имеют их, так и тем, которые еще связаны ими, и таким образом, переходя через огонь пороков, жестоко опаляющих наши души, тотчас мы сможем невредимо пройти и через воды добродетелей, истребляющих пороки, и будучи орошаемы духовным целительством, чистотою сердца мы заслужим быть переведенными в отрадный покой совершенства. Глава 3. Первая война должна вестись против духа чревобесия

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Одни молились, другие плакали; иные смеялись, прыгая, махая руками и шапками; иные пророчествовали. – Пойте, пойте Господу новую песнь! – выкрикивал хромой сапожник с полоумными глазами. – Рухнет все, братья мои, сгорит, сгорит дотла, как эти суеты и анафемы в огне очистительном, – все, все, все – церковь, законы, правления, власти, искусства, науки, – не останется камня на камне – и будет новое небо, новая земля! И отрет Бог всякую слезу с очей наших, и смерти не будет, – ни плача, ни скорби, ни болезни! Ей, гряди, Господи Иисусе! Молодая беременная женщина, с худым страдальческим лицом, должно быть, жена бедного ремесленника, упала на колени и, протягивая руки к пламени костра, – как будто видела в нем самого Христа, – надрываясь, всхлипывая, подобно кликуше, вопила: – Ей, гряди, Господи Иисусе! Аминь! Аминь! Гряди! X Джованни смотрел на озаренную, но еще не тронутую пламенем картину; то было создание Леонардо да Винчи. Над вечерними водами горных озер стояла голая белая Леда; исполинский лебедь крылом охватил ее стан, выгибая длинную шею, наполняя пустынное небо и землю криком торжествующей любви; в ногах ее, среди водяных растений, животных и насекомых, среди прозябающих семян, личинок и зародышей, в теплом сумраке, в душной сырости, копошились новорожденные близнецы – полубоги-полузвери – Кастор и Поллукс, только что вылупившись из разбитой скорлупы огромного яйца. И Леда, вся, до последних сокровенных складок тела, обнаженная, любовалась на детей своих, обнимая шею лебедя с целомудренной и сладострастной улыбкой. Джованни следил, как пламя подходит к ней все ближе и ближе, – и сердце его замирало от ужаса. В это время монахи водрузили черный крест посередине площади, потом, взявшись за руки, образовали три круга во славу Троицы и, знаменуя духовное веселие верных о сожжении «сует и анафем», начали пляску, сперва медленно, потом все быстрее, быстрее, наконец помчались вихрем с песнею: Ognun’ grida, com’io grido, Sempre pazzo, pazzo, pazzo! Пред Господом смиритесь,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

И. Кассиан из Рима после выполнения, возложенного на него поручения в точности не известно; в биографических памятниках – пробел относительно дальнейшей жизни И. Кассиана и притом довольно значительный. По мнению некоторых И. Кассиан, после исполнения возложенного на него поручения и после смерти И. Златоуста, движимый печалью душевной, снова отправился на Восток, или в Египет, и там среди монахов еще более усовершался в жизни подвижнической и учение, воспринятое в молодых летах, совершеннее впивал душой и закреплял в памяти и его–то после оставил в своих литературных памятниках 70 . Другие говорят, что преп. Кассиан прямо решился остаться на жительство в области римского папы, в Марсели, и здесь уже продолжал подвизаться по примерам и учению египетских подвижников, тем более что на Востоке в то время было неспокойно 71 . Несомненно, только, что последний период свое жизни, когда он писал и свои сочинения, преп. И. Кассиан провел в Галлии, в Марсели, о чем ясно свидетельствует Геннадий и Тритемий в своих сочинениях 72 . И сам преп. Кассиан в предисловии к сочинениям и в самих сочинениях достаточно ясно указывает на свое пребывание в пределах Галлии, где он писал свои сочинения для галльских же епископов и своих знакомых монахов. В Массилии преп. И. Кассиан был посвящен в сан пресвитера, как свидетельствуют Геннадий и Тритемий 73 и здесь же вблизи города, по свидетельству Геннадия, устроил два монастыря: мужской и женский, по правилам палестинских и египетских общежительных монастырей 74 . В следствие этого преп. И. Кассиан по праву может быть причислен к первым основателям монашества в Галлии и вообще на Западе. Вероятно, за устройство этих монастырей и за введенную в них дисциплину, которая была основанием и для будущего устройства монастырей, преп. И. Кассиан и получил почетное название аббата. Так именно называет его Кастор, еп. Аптский, в своем письме, которое он так озаглавливает: «ad domnum Cassianum abbatem Massiliensem 75 . Год смерти преп. И. Кассиана в точности не известен: Геннадий относит его к царствованию Феодосия и Валентиниана, не указывая точно самого года, а Тритемий добавляет, что И.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Ее основательница ежегодно чествуется приходом 6 марта, а в июле и в церкви, и в деревне проводится «Фестиваль святой Кинебурги». Монашеская жизнь никогда не возобновлялась в Касторе после X века. Норманны перестроили первоначальный храм и торжественно освятили его в 1124 году. В последующие века он неоднократно расширялся и на протяжении столетий сохранял огромное значение. Высеченная фигура ап. Марка (предположительно – часть бывшей раки прп. Кинебурги) в церкви Кастора, Кембриджшир (любезно предоставила Dr. Avril Lumley-Prior) С конца VII века до Реформации Кастор был крупным центром паломничества. Существует мнение, что небольшие части мощей преподобных Кинебурги и Кинесвиты остались в Касторе после того, как основные мощи были перевезены в Питерборо, а настенные росписи, изображающие сцены из жития преподобной Кинебурги, были созданы в северном приделе в XIV веке для паломников. Во время Гражданской войны (1642–1649) эта церковь была сильно повреждена солдатами Оливера Кромвеля за поддержку короля Карла I, но позже восстановлена. Церковь стоит на склоне холма, где находился верхний двор римского претория. Ее внушительная нормандская колокольня с раннеанглийским готическим шпилем – очень высокая и является местной достопримечательностью. По крайней мере, до 1530-х годов церковь была освящена в честь святых Кинебурги, Кинесвиты и Тиббы. Англо-саксонский крест VII века (восточная и южная стороны) в Бьюкасле, Камбрия Из многочисленных достопримечательностей церкви Кастора, интересных современному паломнику, упомянем: Рельеф. Прп. Кинебурга и преследующие ее воины. Капитель колонны Касторской церкви, Кембриджшир (любезно предоставила Dr. Avril Lumley-Prior) Имя святой высечено рунами на уникальном англо-саксонском каменном кресте VII или начала VIII века Наконец, память о преподобной Кинебурге, хотя и весьма необычным образом, сохраняется на северо-западе Англии. Ее имя высечено рунами на великолепном уникальном англо-саксонском каменном кресте VII или начала VIII века, сохранившемся почти нетронутым на кладбище церкви святого Кутберта деревни Бьюкасл (Bewcastle) английского графства Камбрия! Созданный блестящими анонимными мастерами крест имеет 4,5 метров в высоту, с рельефными изображениями человеческих фигур (только с западной стороны), животных, виноградной лозы, замысловатых узоров, со старейшими сохранившимися солнечными часами в стране (на южной стороне) и руническими надписями со всех четырех сторон.

http://pravoslavie.ru/145333.html

Родственники их, придя в дом начальника темницы, стали слезно умолять их отречься от веры, чтобы избавиться от казни. Тогда св. Севасиан обратился ко всем с речью, в которой говорил об истинной вере, о блаженстве верующих и о муке, ожидающей язычников. При этом многие из язычников крестились, в том числе сам начальник темницы Никострат и жена его Зоя, брат Никострата Касторий, отец Маркеллина Транквиллин, впоследствии поставленный в пресвитера, Клавдий, служивший при темнице, со своим сыном Симфорианом и братом Викторином, Хроматий, римский епарх, с сыном Тивуртием, Кастулом и др., всего бодле 60 человек. Узнав об этом, Диоклетиан приказал предать всех крестившихся мучениям. Св. Зою повесили за волосы и задушили смрадным дымом; Кастор, Клавдий, Викторин и Симфориан утоплены в море; Тивуртию отсекли голову. Призвав к себе св. Севастиана, Диоклетиан встретил его укоризнами в измене отечественной религии и затем приказал расстрелять. Св. мученики пострадали около 290 г. Он. Модест сначала был настоятелем Феодосиевой обители, а потом архиепископом в Иерусалиме. В его время евреи, соединившись с персами, совершенно опустошили Иерусалим и его окрестности; разорили множество монастырей и храмов, в том числе и храм св. Гроба Господня. Патриарх Захария, со множеством народа и древом креста Господня, был отправлен в плен. Сам Бог спас св. Модеста от плена, и тогда он был назначен блюстителем патриаршей кафедры в Иерусалиме. Он возобновил поруганные святые места, восстановил здание Гроба Господня, храм Голгофы, Вифлеемский храм и др. Скончался св. Модест в 633 г. Преподобный Флор был епископом Амийским (в Малой Азии) и жил в конце VI века. Он был сначала цареградским патрицием. Потеряв жену и детей во время оспенной эпидемии, принял монашество и скоро был избран в епископы. Умер в старости, после многих благотворных пастырских трудов. Преподобный исповедник Михаил происходил из Иерусалима. Когда, по смерти отца, мать его с дочерьми ушла в монастырь, то и он постригся и принял сан священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010