Но она сама вошла туда с молитвой и осталась невредимой. И ее умертвили мечом. Св. Софию не умертвил царь, а оставил в живых, вероятно с целью, чтобы она мучилась лишением дочерей. Св. София погребла тела дочерей-мучениц и на 3-й день сама скончалась. В VIII столетью мощи святых мучениц были отпущены из Рима в Эльзас, где и доселе показывают их гроб. Частица мощей св. Софии есть на Афоне. Мученица Агафоклия была рабой у некоторых господ, которые, сами отрекшись Христа, склоняли и ее к язычеству. Восемь лет она терпела разные страдания за свою твердость в вере. Наконец, посадили ее в темницу и морили голодом. Здесь госпожа сама убила св. Агафоклию ломом. Мученица Феодотия родом из Каппадоии. Она перенесла разные истязания и скончалась от меча в Никее в III столетии. Мученики: Пелий, Нил, Зинон, Патермуфий и Илия пострадали в начале IV века при Максимине. Префект Палестины Фирмилиан, схватив множество христиан, в том числе и Пелия и Нила, которые были епископами в Египте, пресвитера Зинона, Патермуфия и Илию, вырезал у каждого из них правый глаз и разослал в разные местности для тяжелых работ. Затем одни из сих мучеников было сожжены, другие усечены мечом. Цареградская икона Пресвятой Богородицы явилась в 1071 году. Список с нее находится в Елеазаровском монастыре, в 25 верстах от Пскова. 18-е число Преподобный Евмений был епископом г. Гортини, на острове Крите, жил в VII веке. Он имел очень доброе сердце, горячо отзывался на все несчастья ближних и еще в молодых летах раздал все свое имение бедным. Был очень миролюбив, не терпел вражды. За сопротивление ереси монофелитов, которые признавали в И. Христе одну только божескую волю, а человеческую отвергали (против них был 6 Вселенский Собор), св. Евмения сослали в Фиваиду, где он и скончался. Тело его погребено в Гортине. Мученица Ариадна жила во II веке во Фригии и была рабой старейшины одного города, язычника Тиртиллы. За отказ принять участие в языческом торжестве, которое устроил ее господин по случаю рождения сына, подвергли ее разным мучениям и заключению в темнице. Выпущенная из темницы, Ариадна удалилась из города в пустыню, где и скончалась. Жила она во II веке, при императорах Адриане и Антонине. Мученицы София и Ирина усечены мечом в царствование Аврелиана правителем Египта Клавдием. Мученик Кастор скончался от разных жестоких мучений. Св. Аркадий был епископом в Новгороде в XII столетии. За строго подвижническую жизнь он был избран новгородцами в епископа из игумена Успенского Аркадьева монастыря. Смутное было то время в Новгороде, когда жил св. Аркадий, и много душевных тревог перенес он, будучи епископом в течение восьми лет. Ему приходилось то усмирять народное волнение, то примирять князей, чтобы не допустить до кровопролития. Новгородцы очень любили святого и много скорбели о его кончине. Скончался св. Аркадий в 1162 г. Мощи его почивают доныне под спудом в Корсунской паперти Софийского собора, где он был погребен

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Во время вечернего богослужения в храме их, когда, по обычаю, пето было Трисвятое, внезапно глухая услышала поющих и, доселе немая, с поющими начала петь Трисвятое. Пораженная необыкновенным чудом, она громогласно исповедала величие Божие, явленное чрез святых бессребреников. Святые бессребреники совершали чудеса и в странах языческих. Случилось одному эллину, поклоннику Кастора и Поллукса (боги языческие), впасть в тяжкий, невыносимый недуг. Друзья его советовали ему идти в храм святых бессребреников Космы и Дамиана. Больной послушался. Здесь, видя множество недужных, множество исцелеваемых, он, наконец, и сам убедился в чудодейственной силе врачей и с верою начал просить их о помиловании. Святые, явившись ему оба вместе, сказали: «Друг! Для чего ты пришел к нам? Для чего ты просишь нас! Да и не сам ты пришел к нам, а другими послан. Мы не Кастор и Поллукс, но рабы Христа —бессмертного Царя, именем Косма и Дамиан. Итак, если верою познаешь нашего Владыку, то получишь от Него исцеление». Эллин, страдая нестерпимыми муками, познал Бога Истинного, непрестанно взывал к святым о помиловании и дал обет принять христианскую веру. Святые, провидя чистоту его веры, возложили на него руки и подали совершенное избавление. Исцелевший исполнил обет свой — принял святое крещение. Возвратившись в дом свой совершенно здоровым, он с великою радостью рассказывал всем о чудесах святых бессребреников, о ничтожестве Кастора и Поллукса, о превосходстве учения христианского. Многие из слушателей умилялись и, презрев свою веру, принимали христианство. Некто — любитель народных зрелищ — страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые врачи, видя его усердие, умилосердились над больным. В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы (пекла). Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши.

http://pravicon.com/info-2140

Вид пристани монастыря Иверского. Келья Милопотамская близ монастыря Иверского, – вдали виден остров Лимнос. Милопотам с западной стороны. Вид источника св. Афанасия. Вид Русского монастыря св. великомученика Пантелеймона на св. Афонской горе. Вид Русского св. великомученика Пантелеймона монастыря на Афоне с западной стороны. Вид кельи схимонаха Серафима на Афоне. Вид Зографского монастыря с северо-западной стороны. Вид кельи св. Георгия, близ монастыря Зографского. Виды Андрониковой башни: а) со стороны входа; б) с моря, в) Кастор и Поллукс на башне; г) имя Бога. Вид монастыря св. Дионисия. XI. Афон. Живопись и архитектура. – Альбом, состоящий из 25 листов, на которых помещены планы церквей, монастырей и местностей афонских, а также виды монастырей и церквей, снимки с капителей, аналоев и других церковных предметов, и печатей, перечень которых, носящий заглавие: «Архитектура» писанный рукой о. Порфирия, помещен в начале альбома. Снимки или сделаны от руки, или литографированы в литографии Прохорова. В этом альбоме заключается следующее: 1. План протатской церкви на Афоне. Фасад южной стороны протатской церкви. Колоко будто Константина Великого в протатской колокольне. Алтарь протатской церкви. План соборного храма в Ватопеде IV века. Южный фасад Ватопедского собора. План соборного храма в Ватопеде IV века. Южный фасад Ватопедского собора. План соборного храма Успения пресв. Богородицы в Иверском монастыре. Вид соборного храма Успения Богородицы в Иверском монастыре. Рельефное гипсовое окно с разноцветными стеклами, в алтаре собора Успения пресвятой Богородицы монастыря Ивера на Афонской горе. Соборный храм Введения пресвятой девы Марии в Хиландаре. На Афонской горе в м. Хиландаре. Западный угол северного фасада соборной церкви Введения во храм пресвятой Богородицы. Тетраморф или Четвероевангелие. Символы. На Афонской горе в мон. Хиландаре. Наружные мраморные украшения церкви Введения во храм пресв. Богородицы. План храма Вознесения Господня в Есфигмене. Вид храма Вознесения Господня в Ефсигмене с восточной стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но думаю, что мысли подлежащего (толкованию) всегда должны оканчиваться соответственно умозрениям и совершенно гармонически. Ис.24:23 . Яко воцарится Господь в Сионе и во Иерусалиме: и пред старейшины славен будет. Сион толкуется высокий и место наблюдения, а Иерусалим – видение мира. Итак, Церковь Христова истинно есть место наблюдения и истинно есть видение мира. Ибо в ней обычно предлагается высочайшее созерцание божественных Его тайн и подлинно (в ней) видение мира. Миром же мы называем Христа, которого мы познаем из богодухновенного Писания, так как писал о Нем премудрый Моисей, а равно и святые пророки. Итак, когда истреблено было нечистое и ненавистное идолослужение, искоренено было поклонение твари, и когда жестоко угнетавшие поднебесную заключены были в крепость и темницу, когда разрушена была стена и уничтожена до самого основания, как уже было объяснено это прежде: тогда (сбылось сказанное, пророком): воцарится Господь в Сионе и пред старейшины славен будет. Старейшинами же думаю, в сих словах называет совершенных духом и имеющих как бы состарившийся ум, так что очами сердца они могут созерцать глубину касающихся Его тайн. Им и премудрый Иоанн пишет, говоря: пишу вам, отцы, яко познасте безначальнаго ( 1Ин.2:13 ). Но познавши, они прославляют Его и воздают Ему подобающую славу, исповедуя Его царем и Господом. А что по совершенном уничтожении тиранства диавола воцарился Христос, Он сам учит этому: когда Он в искупление за жизнь всех Себя самого принес Богу и Отцу, претерпевши за нас честный крест, то говорил: ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон. И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе ( Ин.12:31,32 ). Итак, Он покорил своей власти всех живущих на земле, изгнав князя века сего; словом же изгнание хорошо обозначается уничижение тиранства (диавола) над всеми. 36 Полагаем, что вместо стоящего в подлиннике: ν στεροις καιρος; должно быть читаемо: ν προτεροις καιρος . 37 φυλην σου. В некоторых греческих кодексах Библии находится подобное выражение, хотя в большой части списков его нет, а потому нет и в славянском переводе. 40 Диоскурами назывались Кастор и Полидевк (или Поллукс), считавшееся детьми Зевса ( Δις– κοροι), – главного Божества языческой Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

ГЕСИОД – родом из Акры в Беотии, жил ок. 800 г. до н. э. [Сл. ант., 135; Аверинцев 1997, 318], автор сохранившихся поэм «Труды и дни» и «Теогония». КЛИМЕНТ – Тит Флавий Климент Александрийский , или Строматский (по своему главному произведению «Строматы»=’’Ковры»), христ. писатель нач. в. (ум. ок. 215 г.). АФРИКАН – Юлий Африканск ий, летописец, историк, писатель середины III в. Хроника, написанная им, не сохранилась. ТАТИАН – писатель и историк христ.-гностического направления; род. ок. 120 г. в Сирии. Резко возражал против связи христианства с греч. философией. ИОСИФ – Флавий; род. ок. 37 г. в семье фарисеев, До войны 67 г. был священнослужителем в Иерусалиме Имя «Флавий» получил в Риме, в доме имп. Веспасиана. ЮСТИН – муч., христ. апологет, предан смерти ок. 165 г. ЕВСЕВИЙ – Кесарийский, Евсевий Памфил (263–340), виднейший деятель христ. церкви периода утверждения христианства как официальной религии; еп. Кесарии Палестинской, автор «Церковной истории», «Жизнеописания Константина Великого » и других произведений. Здесь речь идет о «Хронологических таблицах». ЖИЛ – в пер. брте свтника на месте συνακμσαντα прич. аор. вин. букв. «совместно процветавшего» (о библ. Иакове). Выше о процветании Моисея κμσαι Б40 18 сказано точнее: И51 17 . ПРИ КЕКРОПЕ. Кекроп – персонаж древнейших греч. мифов, герой пеласгов, сын богини Геи, получеловек-полузмей, первый царь Аттики, основатель Афин. Потому он двородьць И52 1 . ЦАРЯ ЛАТИНА. Латин – сын бога Фавна и нимфы Марики, миф. царь Лациума. На дочери Латина Лавинии женился троянец Эней. И52 МУДРЕЦОВ. В пер. сильное смысловое смещение за счет букв. передачи падежа: тъ в линхъ стари прмдръ моисиа старца И52 3 ; в греч. оборот accus. cum. inf.: evaι... Μωσα B41 15 «был... Моисей». МУСЕЯ. Мусей – миф. вещий поэт и певец Аттики, сын и ученик Орфея. ДИОСКУРОВ: , Διοσκορων «сыновей Зевса»; Кастор и Полидевк (лат. Pollux), в древнегреч. мифологии сыновья царицы Лакедемона (Спарты) Леды. Первый – сын Зевса, второй – лакедемонского царя Тиндарея. Братья Елены Прекрасной, участники похода аргонавтов. Стали символом неразлучной братской дружбы, за которую Зевс сделал их созвездием (Близнецов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По своему содержанию вторая часть «Institutiones», рассуждающая о борьбе с восемью главными пороками, представляет переход к «Collationes», самому замечательному произведению И. Кассиана, в котором он рассуждает о духовном совершенстве и о внутренней жизни подвижника под формой бесед с египетскими подвижниками. В то время как в своих «Institutiones» И. Кассиан вращается в большинстве случаев на почве описания, в «Collationes» он достигает такого полета мистического красноречия, которое делает его величайшим теоретиком монашества древнего времени. Это тем более достойно внимания, по его собственному признанию, излагает в «Collationes» предметы очень глубокие и тонкие («tam profundus, tamque sublimus») и притом такие, quae in usum styli, ut arbitror, antea non venerunt, т. е. которые не получили еще раньше письменного изложения 102 . Между тем предмет «Institutiones» далеко уже не новый и по словам самого IU. Кассиана об этом «говорили мужи отличные по жизни, уму и красноречию: каковы суть: Василий Вел., Иероним и другие, из коих первый на вопросы братии о разных правилах общежительных ответил на основании Св. Писания, а другой не только издал свое сочинение, но еще изданные на греческом языке перевел на латинский» 103 . Значит, в то время как для своих «Institutiones» И. Кассиан имел образцы подобного рода сочинений у Василия Вел. и бл. Иеронима, его «Collationes» – труд совершенно новый по своей задаче и без сомнения должен носить на себе печать оригинальности в известной степени самостоятельности. Когда преп. Кассиан написал свои первые десять Собеседований с отцами, пребывавшими в скитской пустыне, епископа Кастора, который «по ревности к святости и велел написать их» 104 , уже не было в живых. В следствие этого преп. Кассиан посвящает их брату еп. Кастора епископу Леонтию и некоему Елладию, вероятно настоятелю какого-либо монастыря 105 . Нельзя точно определить год написания этих собеседований, можно только сказать, что они написаны несомненно после 419 года, в котором еп. Кастор был еще жив.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

При помощи Божией составляется нами эта пятая книга. Ибо после четырех книг, в которых изложены правила монастырские, при содействии Господа, по вашим молитвам, мы намереваемся теперь изобразить борьбу против восьми главных пороков: чревонеистовства, которое означает страсть обжорства, блуда, сребролюбия, под которым понимается корыстолюбие, или, если точнее выразиться, любовь к деньгам, гнева, печали, уныния, которое есть тоска, или скорбь сердца, тщеславия, гордости. Вступая в этот подвиг, мы теперь больше нуждаемся в твоих молитвах, блаженнейший папа Кастор, чтобы мы могли сначала надлежащим образом исследовать мелкие, скрытные и мрачные свойства пороков, потом достаточно изложить причины их, в-третьих, представить пригодное врачевание и средства против них. Глава 2. Причины пороков во всех находятся, но не все их знают, и для открытия их мы нуждаемся в помощи Божией Причины этих страстей все точно знают, они открыты исследованием старцев; а до того как были открыты, никто не знал их, хотя они (страсти) всех нас тревожат и во всех людях находятся. Но мы надеемся, что можем несколько объяснить их, если по вашим молитвам и нас досягнет слово Господне, сказанное через пророка Исайю: Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища (Ис 45, 2, 3). И нам предшествуя, слово Божие смирит сильных нашей земли, т.е. те самые вредные страсти, которые мы хотим победить, отнимая у них господство и жестокую тиранию в нашем смертном теле, подвергнет нашему исследованию и, таким образом сокрушая врата нашего незнания и сламывая запоры пороков, удаляющих нас от истинного знания, приведет к тайникам наших сокровищ. И по апостолу (1Кор 4, 5), просветив нас, откроет скрытое во тьме и обнаружит сердечные намерения, таким образом проникая чистыми очами души в густой мрак пороков, мы можем открыть их и вывести на свет. Можем разъяснить причины и свойства их как тем, которые не имеют их, так и тем, которые еще связаны ими, и таким образом, переходя через огонь пороков, жестоко опаляющих наши души, тотчас мы сможем невредимо пройти и через воды добродетелей, истребляющих пороки, и будучи орошаемы духовным целительством, чистотою сердца мы заслужим быть переведенными в отрадный покой совершенства. Глава 3. Первая война должна вестись против духа чревобесия

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1776...

Но когда они увидели, что он стряхнул змею в огонь, не потерпев никакого вреда, то стали говорить, что он бог, то есть, по их языческому представлению, один из богов, принявший на себя образ человека. В настоящее время на Мальте нет ядовитых змей, а у туземцев есть предание, что с тех пор, как св. Павел стряхнул ехидну в огонь, вся эта порода ядовитых пресмыкающихся утратила свою ядовитость. Начальник острова по имени Публий, имевший поблизости имение, принял у себя его и дружелюбно в течение трёх дней угощал Павла и его спутников («нас», как выражается Дееписатель, то есть Павла, Луку и Аристарха, а конечно, не всех 276 путников, что особенно видно из 10 стиха). Тут Павел совершил чудо исцеления от лихорадки и кровавого поноса отца Публия, после чего к нему стали приводить и других больных на острове, и он также исцелял их. Благодарность их была велика, и они оказывали Павлу со спутниками много почестей и снабдили их всем нужным на дальнейший их путь. Через три месяца по прибытии на Мальту, то есть когда прошла бурная осень и большая часть зимы и дальнейшее плавание не представляло уже опасности, они отплыли на александрийском корабле, называемом «Диоскуры», зимовавшем на Мальте, в Сиракузы – приморский город на юго-восточном берегу Сицилии, в 18 географических милях (около 125 вёрст) от Мальты. На носу кораблей делались изображения или богов, или животных, или других каких-либо предметов. На корабле, на котором Павел и его спутники отправились из Мальты, была надпись или изображение Диоскуры. Так назывались два известных в древности мифологических героя-близнеца Кастор и Поллукс, покровители, как их считали, мореплавания и защитники от морских бедствий. Пробыв в Сиракузах три дня, отплыли в Ригию, ныне Реджио в южной Италии, против города Мессины. Отсюда при благоприятном ветре быстро, на другой же день, прибыли в Путеолы, ныне Пуццоло, приморский город в одной миле от Неаполя. Гавань Путеолы в то время была одна из самых значительных на западном берегу Италии, и именно для торговли с востоком; здесь обыкновенно разгружались торговые корабли, и потом уже сухим путём товары отправлялись в столицу тогдашнего мира – Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Какцикийский народ 276. Калиф, значение этого достоинства 322. Каллиополь, город во Фракии 221, 222. Каломан (Константин), дукс Киликии 238, 318. Калогрея 42, 70. Каматир (Андроник) 232. Каматир (Василий), посол за невестой царя 232. Камень священный 307. Каниклий 203. Каннискерт, крепость в Сирии 23. Кантакузин (Иоанн), участвует в далматской войне 119; единоборствует с Вакхином 120; лишается двух пальцев на руке 122; усмиряет белградян 146, 147. Кантакузин (Мануил), ослепляется 327. Канцелярий, командует итальянским войском 164. Капр, река в Памфилии 3. Кардон, город в Далмации 276. Каспакс (Никифор), судья Вилы 279. Кассиан (Алексей), правитель Селевкии 197; доносит Мануилу о замысле Алексея Протостратора 297. Кастамон – город в Памфилии 12, 14. Кастория – город в Италии 137. Кастор, правитель одного итальянского города 160. Келадий, знаменитый венгерец 10. Келвиан, крепость в Лидии 41. Кельты, у Киннама – германцы 71; отделяются от римского войска под Брундузием 183. Кесария 220. Кесарь Мелиссинский 328. см. Вриен. Никиф. Мелис. Кипр 196, 200, 277. Кипселла 211. Киама, Киев 261. Кладон, смотритель над царскими темницами 258. Кличестлан, султан 225, торжественно принимается в Византии 226, стремится к распространению своих владений 325, притворно вызывается сдать царю занятые им города 326; с тою же целью отправляет к Мануилу посла 333. Кокковасилии – благородные киликийцы, добровольно принимают римское подданство 219, участвуют в войне против гуннов 300. Конрад, германский император 73, невнимательность его к беспорядкам крестоносцев 76, надменность его и движение к Византии 79; он осматривает византийские укрепления 80, пишет царю из Пикридиона 81, требует от царя трирем и угрожает осадою Византии 84, переправляется чрез Геллеспонт и просит проводника 86, терпит поражение от персов 88, возвращается в Византию 93, отправляется морем в Палестину, а оттуда в Фессалонику 94, его смерть 95. Константинополь, его башни и стены 80. Константин Каломан, см. Каломан. Константин Дука доносит Мануилу о замысле Алексея 297.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некогда в нем хранилось огромное собрание реликвий, некоторые из которых даже были связаны со Христом (упоминались частицы пеленок, в которые было завернуто тело новорожденного Спасителя; яслей, в которые Богоматерь положила Богомладенца вместо колыбели; пяти хлебов, которыми Он накормил 5000 человек), пророками (частица жезла Аарона) и апостолами Петром, Павлом и Андреем. В монастыре Питерборо (был распущен в 1541 году, и его огромная церковь стала использоваться как англиканский собор) хранилась нетленная десница святого короля Освальда Нортумбрийского, и святыня считалась настолько драгоценной, что в XII веке была построена сторожевая башня, с которой ее охраняли монахи. Упомянутая сторожевая башня и часовня Святого Освальда в соборе сохранились. В нем также хранится «камень Хедды» – возможно, некогда отмечавший могилу преподобномученика Хедды (Hedda), игумена Питерборо, убитого викингами вместе с 84-мя монахами в 870 году. Он сделан из цельного камня в виде реликвария. Собор может похвастаться замысловато расписанным потолком в нефе (XIII век), могилой Екатерины Арагонской (первой жены короля Генриха VIII, с которой он развелся за то, что она не смогла родить ему наследника) и др. «Камень Хедды» в кафедральном соборе г. Питерборо, Кембриджшир (любезно предоставила Dr. Avril Lumley-Prior) Две деревни – одна в Норфолке, а другая в Западном Йоркшире – носят название Кимберли (Kimberley), вероятно, в честь преподобной Кинебурги. Существует также «Путь леди Кониберроу» – римская тропа в поле близ Кастора, место совершения чуда с цветами. Со святой связан источник близ Тоддингтона (Toddington), известный как «Кимберуэлл», в Бедфордшире. В Касторе и Бьюкасле В Касторе находится единственная в мире церковь, носящая имя святой Кинебурги Сегодня Кастор – это большая деревня в шести километрах от города Питерборо. Местная приходская церковь, преемница первоначального монастыря, много делает для сохранения памяти о своих древних святых и их наследии. Эта англиканская церковь освящена в честь святой Кинебурги – единственная церковь в мире, носящая ее имя.

http://pravoslavie.ru/145333.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010