Здесь Евсевий обнаруживает прекрасное знание греческой и иудейской мифологии и литературной традиции. Как выяснили исследователи 450 , «вавилонский миф был взят им из Библии, египетский цитируется по выпискам из Диодора, Евгемера и, наконец, Климента Александрийского римский миф – по Дионисию Галикарнасскому» 451 . Далее он цитирует Плутарха, Порфирия и Платона. Причем, как показано в современных исследованиях, в своей Praeparatio Evangelica он, по сути дела, представляет всего Платона, цитируя его 218 раз, и всего Порфирия чью работу против христиан в 30 книгах, к сожалению, утраченную, он опровергает. Во многом именно благодаря работам Евсевия, сохранившим основные положения противника христиан, и удалось уже в наше время восстановить в общих чертах сочинения Порфирия. В целом ряде других случаев выдержки из древних и эллинистических историков, которые приводит Евсевий, «представляют собой единственные сохранившиеся фрагменты этих авторов. Так, в своих исследованиях хронологии Евсевий приводит свидетельства о халдеях Александра Полигистора, Абиденоса и Иосифа Флавия, об Ассирии – снова Абиденоса и Кастора, Диодора, Кефалиона и различные ассирийские царские списки. Историю евреев Евсевий дает по Ветхому Завету, Клименту Александрийскому , Иосифу Флавию, историю египтян – по Манефону и Порфирию. По греческой истории он использует в качестве источников свидетельства Кастора, Порфирия и Диодора, у римлян это были Дионисий Галикарнаский, Диодор и Кастор» 452 . Рассказывая о чудесах, Евсевий для подтверждения достоверности приводимой им информации ссылается не только на христианских авторов, но и на языческих, или, как он их называет, «историков со стороны» (V, 5, 3). «Рассказ об этом есть и у писателей, далеких от нашей веры, но излагающих те же события, есть и у наших», или «об этом рассказывали и писатели, далекие от нашего учения» (11,8). Он ссылается даже на греческих философов, враждебно относящихся к христианству «О том, как преуспел Ориген в этих областях, свидетельствуют современные ему философы-эллины, в их произведениях мы находим частые упоминания о нем» (VI, 19, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Увидя это, островитяне подумали, что суд Божий за какое-нибудь человекоубийство не оставляет его жить, спасшегося от смерти на море, и ожидали Павловой смерти. Но он спокойно сбросил змею в огонь без всякого вреда для себя. Начальник острова, по имени Публий, отнёсся к пришельцам очень дружелюбно, три дня давал им у себя приют и пищу и проникся чувством благоговения и благодарности к ап. Павлу, когда, по молитвам последнего, выздоровел отец Публия, страдавший горячкой и болью в животе. Когда слух о чудесном исцелении разнёсся по острову, то к ап. Павлу со всех сторон стеклись всякого рода больные и все получили исцеление. Из благодарности за такое благодеяние островитяне снабжали ап. Павла и его спутников всем необходимым. Через три месяца, когда возобновилось мореплавание (это была весна 61-го года) узники были посажены на Александрийский корабль под наименованием «Кастор и Поллуке» (Диоскуры), зимовавший на острове Мелите, и отплыли в Рим. Первая остановка была в Сиракузах, в Сицилии, где пробыли три дня; затем была стоянка в Ригии, находившейся в Калабрии; наконец, вышли на итальянский берег – в Путеолы (Путеол), расположенные близ Неаполя. Местные христиане с любовью приняли ап. Павла, и он пробыл у них семь дней. Отсюда прямо направились в Рим. Римские христиане вышли навстречу апостолу за город, одни – до городка, называемого «Аппиевой площадью» и расположенного в 75 километрах от Рима, другие – до дома под наименованием «трёх гостиниц», расположенного в 60 км. от Рима. Это внимание ободрило дух апостола, и он возблагодарил Бога. Прибытие ап. Павла в Рим произошло весной 61-го года, или в седьмое лето царствования Нерона. Узники, в том числе и ап. Павел, сотником Юлием сданы были преторианскому начальнику 95 . Ввиду того, что сопроводительное письмо прокуратора Феста, с перечнем обвинений апостола, не содержало обвинений в преступлениях против государственных законов и сопровождалось, несомненно, хорошими отзывами прокуратора Феста и царя Агриппы, а также и сотника Юлия, за апостолом был установлен самый легкий надзор: ему было позволено жить в наёмном доме под наблюдением стражи в лице воина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Слава: Узы страстей расторгнув,/вы прилепились любовью к благам истинным,/и в славу cbepx-мiphyю во Христе облеклись,/от своих трудов обретя упокоение,/воздержания скорбями достигнув горней жизни;/потому достойно радуетесь вместе с вышними Силами,/[весело с песнями Богу предстоя.]/Богоносные отцы наши,/согрешений отпущение испросите/празднующим с любовию святую память вашу. И ныне, Богородичен: Я был ввергнут в тину грехов/и нет опоры во мне,/страшно потопил меня шквал согрешений моих;/но как родившая Слово – единого Человеколюбца,/на меня, раба Твоего, воззри, молю,/избавь от греха и страстей душегубительных, Владычица,/и всякого оскорбления злодеем,/чтобы мне воспевать радостно:/«Ходатайствуй пред Христом Богом/согрешений отпущение мне даровать,/ибо я Тебя надеждою имею,/[недостойный] раб Твой!» Песнь 4 Ирмос: От горы тенистой: Светильник, мipy явленный – божественный Иларион,/гора познания – великий Иустин;/с ними Иеракс да почитается и Ивистион,/отличенные славой, со Иосифом. И Иеремия просиял жизнью;/явился же и Исхирион великой силой./С ними светит Карион, Коприй и Кастор,/и Кассиан, из обоих прекраснейший. Дивлюсь приятным Каллиста речам,/хвалю Лаврентия благодеяния,/добрые же поступки Лонгина разглашаю,/почитаю Лота доблести. В песнях славлю Леонтия – богословия глубину,/воспеваю и Максима – пучину учений,/Маркиана же – украшение, и Марка,/покорного и Богу послушного. Доблестей почетный дар – Макарий великий,/а Городской – благочестия имение./Провозглашается с ними Марк знаменитый,/с Далматоем же – Эфиоп Моисей. Величаю Мартиниана и Малха/состязания и подвиги за чистоту,/Маркелла же, пастырей начальника, добродетель чту/и Милла, мертвых воскрешавшего. Мученикам: Мученики Христовы! Непрестанные мольбы/Творцу и Создателю приносите,/о мире мipa, и о чтущих память вашу/в песнопениях. Слава, Троичен: Дивно, что Божество – Едино и Три;/целиком Оно в каждом Лице нераздельно:/ибо Отец, Сын, и Дух Святой/принимают поклонение как Бог единый. Богородичен: Радуйся, пространное Божие вместилище!/Радуйся, ковчег нового завета!/Радуйся, сосуд, из которого дарована/всем смертным манна небесная!

http://predanie.ru/book/99466-triod-post...

Калиисфения (с хорошими силами, греч.), св. фракийская, 4 окт. Каллиопий (прекрасной певец, греч.), муч. помнеопольский (в Киликии), 7 апр. Калуф (в греч. Минеях Аколуф – сопровождающий, греч., вернее Коллуф, египет. имя) египтянин, муч. 19 мая. Кандидий и Кантидиан , муч. египетские, 5 авг. Кандид (белый, лат.), трапезунтский, 21 янв. Кандид , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Кантидиан , муч. египетский, 5 авг. Капетолина и Еротиида , мученицы каппадокийской, 27 окт. Капик (у римлян Папик), мученик кампанийский, 6 июля. Капитон (головастой, упрямой, лат.), священномуч., еп. херсонский, 7 марта. Капитон муч., с Памфилом , 12 авг. Карион (Кариец, карийский наемной солдат, малорослой солдат, насмешливое его прозвище) монах, 5 дек. Карп (плод греч.), ап. из 70, 26 мая. Карп , еписк. фиатирский, 13 окт. Картерий (терпеливый, мужественный, греч.) священномуч., 8 янв. Касиния (точнее Касиня – служаночка, лат., у Римлян Карина – дно у водяного судна, киль, корабль, или карийкая плакальщица), мученица анкирская, 7 нояб. Кассиан (порожний пустой, cassus, лат., илн принадлежащий Кассии – пряная корка, греч.) преп., римлянин, 29 февр. Кассиан грек, угличский чудотворец, 21 мая. Касторий (бобровый, греч. и лат.), муч. рижский, 18 дек. Кастор (блистающий – καζω превосходный, начальник, бобр, греч. и лат.) муч. 18 сент. Кастрикий , (лагерный? лат.) муч. мелитинский, 7 ноября. Кастул , (вооруженный, лат.) муч. римский, 18 дек. Катерий (разрушительный, греч.), Муч. севастийский, 3 нояб. Катун , из 10 мучеников, пострадавших в Пергии памф., 1 авг. Квадрат (квадратный, имеюшийющий четыре стороны и четыре утла равные, лат.), 4 марта. Квинтилиан (от quintus пятый, лат.), муч. доростольский, 28 апр. Келестин (небесный, лат.), папа римский, 8 апр. Келсий (высокий, лат.), 14 окт. Келсий , муч. егип., 8 янв. Кенсорин (цензорский, лат.), муч. римский, 30 янв. Керкира (по острову Корцира на ионийском море близ Эпира, кривой – κρκος, греч.) дева, мученица керкирская, 28 апр. Кесарий (кесарский) диакон, муч. тарракинийский, 7 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Иоанн Лествичник. (30 марта). Иоанн, преп. Раифский, по прошению коего пр. Иоанн Лествичник написал свою Лествицу. Иоанн, преп. Савваит, знаменитый послушанием, современник преп. Иоанна Лествичника . (Леств. ст. 4. гл. 110). Иосиф. Ученик Антония Великого , инок обители Ниспирийской. (Vitae patrum. I.15. n. 4). Иустин Великий, «гора разумная». (1 июня). Каллист. Карион, преп. скитский, отец преп. Захарии. (5 дек.) Кассиан. (29 февр.) Кастор. (Преп. Иоанн Кассиан Кастору, еп. Аптскому (apmensi),      nocbяmuл свои творения «О постановлениях общежительных» и «О восьми главных пороках»). Коприй, ученик преп. Патермуфия. (9 июля). Ксенофонт с двумя сынами. (26 янв.) Лаврентий, Египетский инок 6 века. О его необыкновенном смирении свидетельствует преп. Иоанн Лествичник в 1 ст. гл. 24. Леонтий, Каппадокианин, подвизавшийся в Ливийской пустыне Оазис, во второй половине 6 в. Искупив пожертвованием своей свободы трех плененных Мазиками иноков, скончался в неволе от меча варваров. (Baron. ad 586. n. 16, 17, 18. Другой преп. Леонтий настоятельствовал в Феодосиевой обители во времена Иоанна Мосха , гл. 4). Лонгин, подвизавшийся при девятом знамении от Александрии, современник преп. Зинона, 4 века. (Cotel. I. 522. Пролог 9 апр. о Луггине, жившим при море). Лот преп., подвизавшийся в Аренное, современник препп. Арсения Вел. и Агафона, 5 века. Пролог (4 дек.) Макарий Великий. (19 янв.) Макарий градский. (19 янв.) Максим. (21 янв.) Малх. (26 марта). Маркелл. (29 дек.) Маркиан. (10 янв.) Марк, отшельник Келлийский. (5 марта). Марк, «благопокорный и благопослушный ученик преп. Силвана, скончавшийся на Синае, в 4 веке. (Cotel. I. 562). Мпртиниан. (13 февр.) Матой, преп. Келлийский, пресвитер. (Comel. 1. 557. В каноне назван Далматоем). Милл, мертвецевоскреситель. Моисей Мурин, отшельник скитский. (28 авг.) Навкратий преп., Студит. Нафанинл, отшельник Нитрийский, ум. ок. 375. (Vitae patrum. L. 8. с. 18.) Никон, преп. Синайский. (Comel. I. 577). Нил постник. (12 ноября). Нисферой, ученик и друг Антония Вел. (Act SS. ian. II. 112.)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

 Житие и чудеса святителя Кутберта, епископа Линдисфарнского//  http://pravoslavie.ru/52622.html  Commemoration of our Venerable Mother Ebba, Abbess of Coldingham//  http://orthodoxengland.org.uk/servebbo.htm , Commemoration of the Venerable Martyr Ebba, Abbess of Coldingham, & Those with Her, Slain by the Danes//  http://orthodoxengland.org.uk/servebby.htm  Ранее король Эдгар был свергнут, но после видения свт. Кутберта, обещавшего ему помощь, он взял «знамя Кутберта» из даремского монастыря, отправился обратно в Шотландию с армией, которую собрал в Англии, и победил. В благодарность за чудесное возвращение на престол он и решил основать монастырь.  На Западе хором называют часть кафедрального собора или большой церкви между нефом и алтарной частью с главным престолом, где располагаются места для духовенства и певчих.  Король Уэссекса Кинегильс был крещен свт. Бирином, просветителем Уэссекса, в 635 г. Св. Освальд Нортумбрийский был восприемником Кинегильса и женился на его дочери Кинебурге. Так породнились королевские семьи Уэссекса и Нортумбрии.  Дискос – предмет католической церковной утвари, используемый при причащении верных аналогично православному плату (не путать с одноименным предметом православной церковной утвари).  Точно известно, что в Райхолле подвизалась другая святая – прп. Тибба (Tibba; память 6 марта). Она была родственницей святых Кинебурги и Кинесвиты, принцесс и игумений монастыря Кастор в Кембриджшире (тогда в королевстве Мерсия) в VII в. Св. Тибба вела в Райхолле жизнь пустынницы, а позднее ее мощи перенесли в собор города Питерборо (Peterborough). В позднем Средневековье при приходской церкви св. Иоанна Богослова в Райхолле много лет в полном затворе в келье жила еще одна безымянная подвижница, стремившаяся подражать подвигу своей ранней предшественницы. Эта древняя церковь стоит по сей день, а на ее внешней стене видны очертания средневековой кельи. Сохранилось и маленькое смотровое окошко, через которое затворница могла наблюдать за совершением мессы из своей кельи.

http://pravoslavie.ru/141563.html

Источником для этой части послужили трактат Practicus 23 знаменитого теоретика восточного монашества Евагрия Понтийского (345–399 гг.) — и его же De octospiritibusmalitiae (“О восьми духах злобы”) 24 . 2. Collationes (“Собеседования”, PL 49, 477–1328) 25 . Это сочинение было написано в три приема и состоит из трех частей. Вскоре после написания De institutis 26 преподобный Иоанн написал первую часть, включавшую в себя 10 Собеседований, которые он посвятил брату епископа Кастора епископу Леонтию Фрежюскому (Fryjus, епископ Кастор к тому времени уже скончался) и монаху Элладию, также впоследствии ставшему епископом (см. Собесед., ч. 1, предисл.). Затем, ок. 426 г., преподобный Иоанн написал вторую часть, включавшую в себя еще 7 Собеседований и посвященную Гонорату, настоятелю Леринского монастыря, впоследствии епископу Арльскому (с конца 426 г.) и монаху того же монастыря Евхерию, впоследствии епископу Лионскому (см. Собесед., ч. 2, предисл.). Наконец, вскоре после этого, ок. 427 г. была написана третья часть, включавшая в себя еще 7 Собеседований и посвященная четырем монахам, жившим на островах недалеко от Марселя — Иовиниану, Минервию, Леонтию и Феодору, впоследствии епископу Фрежюскому (см. Собесед., ч. 3, предисл.). Таким образом, общее число Собеседований составляет 24. Они находятся в непосредственной связи с первым трактатом преподобного Иоанна, но в отличие от него посвящены внутренней жизни монаха 27 и представляют собой записи духовных бесед преподобного Иоанна со знаменитыми египетскими подвижниками — аввой Моисеем, Пафнутием, Серапионом, Херемоном и др. Особенно интересны 1-е собеседование, посвященное целям монашеской жизни; 9-е и 10-е, о молитве; 13-е, о покровительстве Божием, где рассматривается вопрос, какую роль в спасении играет свободная воля человека (здесь преподобный Иоанн ведет скрытую полемику с блаженным Августином по вопросу благодати и свободы воли); 14-е, о деятельной и созерцательной жизни; 23-е, о последствиях грехопадения. Сокращенный вариант двух указанных сочинений преподобного Иоанна впоследствии был составлен Евхерием Лионским (PL 50, 867–894).

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-ioann-kas...

Более литургических данных имеем мы в сочинениях преп. Кассиана Римлянина . Кассиан, по своему происхождению, принадлежал Западу, но большую часть жизни провёл на Востоке и сроднился с его церковным бытом. Родом из Прованса в Южной Галлии (около 350–360 года), он рано почувствовал склонность к монашеской жизни и вместе с другими своими соотечественниками избрал для этой цели Египет, который уже успел получить громкую известность, между тем как на Западе монашеская жизнь находилась только ещё в зародыше. Поселившись в самой ранней юности между египетскими монахами, он два раза посещал скитскую пустыню и Фиваиду для ознакомления с тамошними порядками, вёл беседы с тамошними подвижниками и, наконец, прибыл в Константинополь, где Златоуст посвятил его в диакона и был его наставником в богословии. (De incarn. L. VII, с. 31.) После низложения Златоуста он отправляется отсюда в составе посольства от константинопольского клира, с жалобой на это незаконное дело, к папе Иннокентию. Вернулся или нет отсюда Кассиан на Восток, положительно неизвестно; вероятно, он остался на Западе и здесь применил к делу правила монашеской жизни, усвоенные в Египте, и распространял их известность на Западе 8 . Кастор епископ Аптенский (Aptensis), в Южной Галлии, обратился к Кассиану с просьбой сообщить ему в простом и общедоступном изложении правила монашеской жизни в Египте и Палестине, чтобы ввести их в устроенном им монастыре, не имевшем определённого устава. Кассиан с полной готовностью отозвался на желание своего епископа и написал двенадцать книг, известных теперь под именем «De coenobiorum institutis». Отсюда видно, что в сочинении Кассиана мы имеем дело не с подлинной записью устава, действовавшего на Востоке, и не с оригинальными памятниками тамошней практики в переводе, а со свободным их изложением, как того требовало самое их назначение: поэтому мы немного встретим в них буквально сходного с правилами Пахомия и Василия Великого , но содержание их тождественно и стоят они на одинаковой литургической и дисциплинарной почве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Деян.28:7 .  Около того места были по­местья начальника острова, именем Публия; он при­нял нас и три дня дружелюбно угощал. «Начальника острова» – ο πρτος τς νσου – собственно – первый человек на острове, откуда и заключается, что это был и начальник – первый по должности. «Принял нас» – не всех спасшихся от кораблекрушения, но нас – в тесном значении слова, т. е. Павла и его спутников – Луку и Аристарха ( Деян.27:1–2 ; ср. Деян.28:10 ). Вероятно, сюда надо причислить лишь еще Юлия сотника, на охранении которого состоял Павел. Деян.28:8 .  Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, по­молил­ся и, воз­ложив на него руки свои, исцелил его. Деян.28:9 .  После сего события и про­чие на острове, имев­шие болезни, при­ходили и были исцеля­емы,: Вероятно, Павел вошел к Публию, по его приглашению, наслышавшись о чудесном спасении Павла от ехидны и надеясь получить от этого чудотворца помощь и для своего больного отца. «Исцелил его... были исцеляемы» – без сомнения – чудесным образом. Деян.28:11 .  Через три месяца мы отплыли на Александ­рийском корабле, называемом Диоскуры, зимовав­шем на том острове, «Через три месяца» – от 15 ноября 60 года до 16 февраля 61 года, следовательно, когда прошла бурная осень и большая часть зимы и дальнейшее плавание уже не представляло опасности. «На александрийском корабле» ( Деян.27:6 ), «называемом Диоскуры» (собственно помеченном Диоскурами – παραστμω Διοσκοροις – с изображением Диоскуров или именем их). «Диоскуры» – два известные в древности мифологические герои-близнецы Кастор и Поллукс, считавшиеся покровителями мореплавания. Деян.28:12 .  и, при­плыв в Сиракузы, про­были там три дня. «Сиракузы» – приморский город на юго-восточном берегу Сицилии, верстах в 125 от Мальты. Деян.28:13 .  Оттуда отплыв, при­были в Ригию; и как через день подул южный ветер, при­были на второй день в Путеол, «Ригия» – ныне Реджио, в южной Италии, против Мессины, на северовосточном углу Сицилии. «Путеол» – ныне Пуццоло, приморский город, в 7 верстах от Неаполя. Гавань Путеолы в то время была одна из самых значительных на западном берегу Италии и именно для торговли с востоком. Здесь обыкновенно разгружались торговые корабли, чтобы отсюда сухим путем доставляться в столицу тогдашнего мира – Рим. Здесь же и Юлий высадил своих узников и конвой, чтобы следовать в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К тому же, я столкнулась и с такой проблемой: по определенным историческим или уже современным причинам места для молитвы и поклонения вблизи святых мощей не всегда доступны. В некоторых случаях сами мощи уже не хранятся там, где сохранялись раньше. Они могут находиться на складах, в музеях или запасниках, недоступных посетителям, могут оказаться и в охраняемых зонах, за металлическими ограждениями, то есть в местах, не пригодных для молитвы. Разрыв с ранним христианством – Мы знаем, что Европа приняла христианство очень давно. Как же появилась эта недоступность мощей? У германских земель очень непростая история. В V веке, с уходом римских войск с Рейна и Дуная, и падением Рима, германские племена, тогда еще, в основном, языческие, переселились в области, первоначально входившие в состав Римской империи. И христианство, уже давно существовавшее в этих краях, было ими заменено кровавым идолопоклонничеством. Тогда многие церкви были уничтожены или заброшены. Например, когда в местечко Брегенц (Австрия) спустя два века после ухода римлян приехали миссионеры, то обнаружили, что в церкви святой Аврелии местные жители приносили жертвы древним германским языческим божествам. Миссионеры заново освятили церковь в честь святой Аврелии, но пробыли в этих краях всего три года из–за жестокого сопротивления христианству со стороны местного населения. Можно предположить, что когда они уехали, церковь вновь стала использоваться как капище, до тех пор, пока православие окончательно не победило в этих местах. Конечно, и христианская вера, и образование сохранялись в больших городах бывших областей Римской империи, но люди в окрестных землях были неграмотными, зачастую воинствующими и поклонялись языческим идолам. Позднее сюда пришли странствующие монахи и священники из западной Франции, из городов нынешней Германии, например, Трира, и из Ирландии. Здесь они вели жизнь пустынников и занимались миссионерской деятельностью, и некоторые из них даже прославлены в лике святых. Это святой Кастор Рейнский, святой Гоар Рейнский, святой Свитберт (миссионер из Англии, проповедовавший на территории современных Голландии и северной Германии) и святой Эммеран Баварский.

http://pravoslavie.ru/61795.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010