Каллиник, муч. Вифинский при Декии, с Фирсом и Левкием. 14 дек. Каллиник, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Каллиник, муч. Гангрский. 29 июля. Каллиник муч., с Серапионом Египтянином. 21 мая. Каллиник, патриарх Цареградский 8 века. 23 авг. Каллиста мученица, с Дорофеей, постр. в Кесарии Капп. при Диоклетиане. 6 февр. Каллиста, мученица Никомидийская, и ее братья мучч. Евод и Ермоген. 1 сент. Каллистрат и дружина его, 49 воинов, мучч. Римские при Диоклетиане, ок. 304 года 27 сент. Каллист турмарх, из 42 мучч. Амморейских, пострад. ок. 840 г. от СарацИн.6 марта. Каллист преп. В субб. с. Каллисфения, св. Фракийская 4 в., с муч. Давиктом, своим отцом. 4 окт. Каллиопий, муч. Помпеопольский (в Киликии) ок. 304. 7 апр. Калуф, Египтянин, муч. при Максимиане. 19 мая. Кандидий и Кантидиан, мучч. Египетские, 5 авг. Кандид, муч. Трапезунтский при Диоклетиане, с Валерианом и др. 21 янв. Кандид, из 46 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Кантидиан, муч. Египетский с Кандидием. 5 авг. Капетолина и Еротиида, мученицы Каппадокийские ири Диоклетиане. 27 окт. Капик, муч. Кампанийский, с Лукией девицей. 6 июля. Капитон священномуч., еп. Херсонский, времени Константина Вел. 7 марта. Капитон муч., с Памфилом. 12 авг. Карион монах, и Захария, сын его, преп. Египетские 4 века. 5 дек. Карп, ап. из 70. 26 мая. Карп, еписк. Фиатирский, Папила, Агафодор и Агафоника, мучч. Пергамские при Декии. 13 окт. Картерий священномуч., постр. в Кесарии Палестинской около 304. 8 янв. Касиния, мученица Анкирская ири Иулиане, с Меласиппом. 7 ноября. Кассиан преп., Римлянин, ум. ок. 444. 29 февр. Кассиан грек, Угличский чудотворец, ум. 1504. 21 мая. Касторий, муч. Римский ири Диоклетиане, с Севастианом и др. 18 дек. Кастор муч. 18 сент. Кастор преп. В субб. с. Кастрихий, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Кастул, муч. Римский при Диоклетиане, с Севастианом и др. 18 дек. Катерий, муч. Севастийский при Декии, с Аттиком. 3 ноября. Катун, из 10 мучч., постр. и Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Ослабевать на глазах Цезаря, который сам везде сражался бок о бок со всеми, считалось позором; храбро сражавшиеся находили в нем и свидетеля своих подвигов, и наградителя, а прославиться на глазах Цезаря храбрым бойцом считалось уже выигрышем. Многие поэтому выказывали часто превышавшее их собственные силы военное мужество. Когда, например, в те дни сильный отряд иудеев стал перед стенами в боевом порядке, и оба войска обстреливались еще издали, один всадник, Лонгин, вырвался вперед из рядов римлян, врубился в самый строй иудеев, разорвал его своим набегом и убил двух храбрейших из них - одного, ставшего против него в упор, а другого, обратившегося в бегство, заколол сбоку вытянутым у первого копьем и тогда ускакал из рук врагов обратно к своим. Это был, конечно, совсем исключительный подвиг, но многие старались подражать ему в геройстве. Иудеи нисколько не печалились о причиненных им потерях. Все их помыслы и усилия были направлены на то, чтобы и со своей стороны наносить урон. Смерть казалась им мелочью, если только удавалось, умирая, убить также и врага. Для Тита, напротив, безопасность солдат была столь же важна, как победа; стремление вперед без оглядки он называл безумием и признавал храбрость только там, где обдуманно и без урона шли в дело. Поэтому он учил свое войско быть храбрым, но не подвергать себя опасности. 4. Наконец, под личным руководством Тита был установлен таран против средней башни северной стены, где один хитрый иудей, по имени Кастор, стоял на страже с десятью ему подобными после того, как другие бежали перед стрелками. Некоторое время они, притаиваясь за брустверами, тихо лежали; но, когда башня начала колебаться, они выскочили с разных мест; Кастор при этом простер свои руки, как человек, умоляющий о пощаде, взывая к Цезарю, и жалобным голосом просил сжалиться над ним. Тит прямодушно поверил ему, вознадеявшись, что иудеи теперь намерены переменить свой образ мыслей; он приказал поэтому остановить таран, запретил стрелять в просящих и пригласил Кастора говорить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1881...

Кассандра – дочь Приама, прорицательница, получившая дар пророчества от Аполлона. Однако когда она отвергла его любовь, Аполлон сделал так, что люди перестали верить пророчествам Кассандры, хотя они и были всегда правдивы. Пленница Агамемнона, погибшая вместе с ним от рук Клитемнестры и Эгиста. Кастор и Полидевк – сыновья Леды, братья Елены. Полидевк был сыном Зевса и обладал бессмертием; Кастор – сын Тиндарея – был смертен. Братья были всегда неразлучны, вместе участвовали в походе аргонавтов, вместе совершали подвиги. Когда Кастор пал в схватке с Идом ( см. ), Полидевк добился у богов разрешения поделиться с ним бессмертием. С тех пор братья проводят один день на Олимпе, другой – в Аиде; им воздаются божеские почести. Кебрион – сын Приама. Кеней – один из воинов-лапифов. Керы – духи смерти, крылатые женские существа, реющие в воздухе и в момент смерти человека похищающие его душу. Кетейцы – племя в Малой Азии. Кефалления – группа островов, в которую входят Итака, Зам, Закинф, Дулихий. Кефисское озеро – озеро в Беотии. Кидоны – критское племя, жившее на северо-западе острова. Киконы – фракийское племя. Килла – неизвестный нам остров или город неподалеку от Трои. Киллена – гора в Аркадии, где родился Гермес; поэтому Киллений (килленский) – постоянное определение этого бога. Киммерияне (киммерийцы) – мифическое племя, живущее далеко на севере, в стране, вечно покрытой мраком. Кинирас – древнейший мифический царь Кипра, учредивший на этом острове культ Афродиты. Кипр – остров на востоке Средиземного моря, где в городе Пафосе находился самый знаменитый храм Афродиты. Киприда – прозвище Афродиты, которая, по преданию, выйдя из морской пены, впервые ступила на землю на Кипре. Киссей – отец Феано. Кифера – остров близ берегов Пелопоннеса, известный храмом Афродиты, прозванным, по названию острова, Киферрей. Клеопатра – дочь Ида и Марписсы, жена Мелеагра. Климена – 1) мать царя лапифов Пирифоя, попавшая в рабство к Елене и уплывшая с нею в Трою; 2) мать царя Филаки Ификла. Клит – 1) сын Приама; 2) возница Полидамаса; 3) сын Мангия; в него влюбилась Эос, похитила его и даровала ему бессмертие.

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

К Атталу, царю Пергама, из Рима отправилось посольство с просьбой отдать Риму священный черный метеорит– символ богини. Торжественное прибытие ее в Рим украшено было легендой, которую рассказывает Овидий: корабль со священным камнем завяз в устье Тибра, и множество людей напрасно старалось с помощью канатов сдвинуть его с места; тогда матрона Клавдия, о которой ходили дурные слухи, обратилась к богине с молитвой восстановить ее доброе имя, попросила всех отойти, дернула за канат и судно сразу же тронулось с места. «Братья-наездники» – Кастор и Поллукс, сыновья Леды: Поллукс от нее и Юпитера. Кастор от нее и царя Спарты-–Тиндара. Кастор, сын смертного отца, погиб в бою; Поллукс, нежно любивший брата, выпросил у Юпитера разрешение находиться им поочередно один день вместе с богами, а другой – в Аиде. Их изображали прекрасными юношами в полном вооружении на белых конях. Легенда рассказывает, что в тот самый день, когда римлянами была одержана победа над Персеем, царем Македонии (168 г. до Р.Х.), в Риме на Форуме, около источника нимфы Ютурны, увидели двух всадников, смывавших пыль и пот с себя и со своих белых коней. Они же сообщили и о победе. Игры (под этим именем разумелись театральные представления, конские бега и гладиаторские бон) были одной из форм почитания богов. Если при устройстве их что-то было упущено или произошла какая-то заминка, то игры надо было возобновлять целиком или хотя бы частично. Ливий рассказывает, что утром того дня, когда должны были начаться бега (они происходили в долине между двумя холмами), какой-то хозяин высек в этой самой долине своего раба. Через несколько дней Юпитер явился во сне плебею Аннию, сказал ему, что танец, предшествовавший играм, ему не понравился и что если игры не будут повторены со всем великолепием, то Риму грозит беда. Пусть сообщит об этом сенату. Бега были вновь устроены. 22 Деций Мус, консул (340 г. до Р.Х.), увидев, что римское войско дрогнуло (шла война с латинами), объявил, что он обрекает себя ради спасения своих легионов в жертву подземным богам, кинулся в середину врагов и был убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Minutsij_Felik...

III.10.3). 102 О воспитании Асклепия кентавром Хироном сообщает Аполлодор, который рассказывает, что Хирон обучил Асклепия искусству врачевания и охоты (III. 10.3). 106 Марс (Арес) был предан суду на Ареопаге за убийство Галиррофия, сына Посейдона (Галиррофий изнасиловал дочь Ареса Алкиппу). Судьями выступали двенадцать олимпийских богов, которые оправдали Ареса (Аполлодор. III. 14.2). 107 Братья–близнецы Кастор и Полидевк (Поллукс) похитили Фебу и Гилайеру, дочерей Левкиппа. В ходе спора изза дележа стада быков Кастор был убит Идасом. Поскольку Полидевк отказался от бессмертия, если брат его останется мертвым, Зевс сделал так, что они один день проводили среди богов, другой – среди смертных (Аполлодор. III. 11.2). 109 Гермес (Меркурий), случайно найдя черепаху, изготовил из ее панциря лиру, которую отдал Аполлону (Аполлодор. III. 10.2). 111 Имеется в виду Ариадна, предавшая ради Тесея своего отца Миноса и сводного брата Минотавра, но оставленная Тесеем. 112 Имеется в ввду изгнание Сатурна (Крона) и война Юпитера (Зевса) и его братьев Нептуна (Посейдона) и Аида с титанами. См.: Аполлодор. 1.2.1. 113 Амфитрион–муж Алкмены, которая родила от Зевса Геракла (Аполлодор. II.4.8); Тиндарей – супруг Леды, которая родила от Зевса Елену и Полидевка, одного из Диоскуров (III. 10.7). 115 Цицерон написал семь речей против злоупотреблений Гая Верреса в Сицилии. В результате Веррес был приговорен к ссылке и возмещению ущерба. 116 Публий Клодий Пульхр в 62 г. до н. э. был обвинен в оскорблении празднеств в честь Блаженной Богини. Вина его была доказана Цицероном. Позднее Клодий добьется изгнания Цицерона. Лактанций намекает на тот факт, что Гера (Юнона) являлась не только супругой, но и родной сестрой Зевса (Юпитера) как дочь Крона и Реи. 119 Опа – римская богиня плодородия и урожая, впоследствии отождествлялась с Кибелой и считалась женой Сатурна. 120 Евгемер – греческий философ IV в. до н. э., за рационалистическое толкование мифов прозванный Безбожником. Идеи Евгемера о том, что боги были выдающимися людьми древности, будут активно использоваться Лактанцием в полемике с язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/boz...

299 Братья-близнецы Кастор и Полидевк (Поллукс) похитили Фебу и Гилайеру, дочерей Левкиппа. В ходе спора из-за дележа стада быков Кастор был убит Идасом. Поскольку Полидевк отказался от бессмертия, если брат его останется мертвым, Зевс сделал так, что они один день проводили среди богов, другой среди смертных (Аполлодор. 3:11:2). 302 Гермес (Меркурий), случайно найдя черепаху, изготовил из ее панциря лиру, которую отдал Аполлону (Аполлодор. 3:10:2). 303 Лактанций намекает на историю Кибелы, которая полюбила юного Аттиса. Застигнув Аттиса с нимфой, Кибела убила нимфу, а на Аттиса наслала безумие, в котором он сам оскопил себя. См.: Овидий. Фасты. 4:223–246. 308 Евгемер – греческий философ IV века до н. э., за рационалистическое толкование мифов прозванный Безбожником. 309 Энний – римский писатель (239–169 гг. до н. э.), автор эпической истории римлян, сатир и драм. Цицерон называет его первым переводчиком и последователем Евгемера (Цицерон. О природе богов. 1:42:119). 313 Празднества в честь Флоры проводились весной, во время «пробуждения» природы, с 28 апреля по 3 мая. 319 Форнакс (Fornax, букв.: Печь) – богиня очагов и печей. См.: Овидий. Фасты. 2:525–532. Праздник в честь этой богини был введен в Риме Нумой Помпилием и проводился в феврале. 321 Мута (Muta, букв.: Немая) – нимфа, которую Юпитер за болтливость поразил немотой. См.: Овидий. Фасты. 2:583–616. 323 Бог Как (Cacus) похитил часть стад у Геркулеса; вернуть их помогла сестра похитителя, Кака (Саса), за что ей было посвящено святилище, где горел неугасимый огонь. 324 Ср.:».. .когда Тарквиний захотел соорудить Капитолий, он, поскольку на том месте, [где он задумал воздвигнуть храм Юпитеру], находились святилища многих богов, вопросил их через авгуров, уступят ли они [место] Юпитеру; когда же все уступили, остался только Термин» ( Лактанций . Божественные установления. 1:20:38). 331 Кинокефал – собакоголовое существо. По всей видимости, во время этого религиозного обряда в нужный момент появлялось божество с собачьей головой, которое выводило Осириса из царства мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

— Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, — возразил запальчиво Аркадий. — Но так как ты этого чувства не понимаешь, у тебя нет этого ощущения, то ты и не можешь судить о нем. — Другими словами: Аркадий Кирсанов слишком возвышен для моего понимания, — преклоняюсь и умолкаю. — Полно, пожалуйста, Евгений; мы наконец поссоримся. — Ах, Аркадий! сделай одолжение, поссоримся раз хорошенько — до положения раз, до истребления. — Но ведь этак, пожалуй, мы кончим тем… — Что подеремся? — подхватил Базаров. — Что ж? Здесь, на сене, в такой идиллической обстановке, вдали от света и людских взоров — ничего. Но ты со мной не сладишь. Я тебя сейчас схвачу за горло… Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы… Аркадий повернулся и приготовился, как бы шутя, сопротивляться… Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость… — А! вот вы куда забрались! — раздался в это мгновение голос Василия Ивановича, и старый штаб-лекарь предстал перед молодыми людьми, облеченный в домоделанный полотняный пиджак и с соломенною, тоже домоделанною, шляпой на голове. — Я вас искал, искал… Но вы отличное выбрали место и прекрасному предаетесь занятию. Лежа на “земле”, глядеть в “небо”… Знаете ли — в этом есть какое-то особое значение! — Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть, — проворчал Базаров и, обратившись к Аркадию, прибавил вполголоса: — Жаль, что помешал. — Ну, полно, — шепнул Аркадий и пожал украдкой своему другу руку. Но никакая дружба долго не выдержит таких столкновений. — Смотрю я на вас, мои юные собеседники, — говорил между тем Василий Иванович, покачивая головой и опираясь скрещенными руками на какую-то хитро перекрученную палку собственного изделия, с фигурой турка вместо набалдашника, — смотрю и не могу не любоваться. Сколько в вас силы, молодости самой цветущей, способностей, талантов! Просто… Кастор и Поллукс! — Вон куда — в мифологию метнул! — промолвил Базаров. — Сейчас видно, что в свое время сильный был латинист! Ведь ты, помнится, серебряной медали за сочинение удостоился, а?

http://azbyka.ru/fiction/otcy-i-deti/

Может быть только, что вместе с Павлом и его спутниками Публий принимал и угощал еще Юлия сотника в качестве стража над узником Павлом. Публий принимал и угощал их в продолжение трех дней, вероятно, по случаю исцеления Павлом отца его, о чем повествуется далее. Можно полагать, что весть о чудесном сохранении Павла от укуса ехидны разнеслась между жителями и дошла до Публия, у которого был болен отец. Начальник острова захотел видеть ужаленного ехидной и оставшегося здоровым и невредимым, может быть в надежде, что этот чудный человек (или бог в образе человека, как думали островитяне, ст. 6) поможет отцу его, и пригласил его к себе, причем Павел взял с собой и своих, и Юлия. – Исцелил его: без сомнения, чудесным образом, как и прочих больных островитян (ст. 9), на что указывает тоном свои весь этот рассказ. – Вследствие сего Павлу и его спутникам островитяне оказывали многие почести и снабдили тем, что им нужно было в дальнейшем пути. 11. Чрез три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове. 12. И приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня. Чрез три месяца: после прибытия на Мальту; следовательно, когда прошла бурная осень и большая часть зимы (ср. прим. к Деян.27:9 ), и дальнейшее плавание не представляло уже опасности. – Мы отплыли на Александрийском же корабле ( Деян.27:6 ), называемом (собственно – означаемом, со знаком) Диоскуры: на носу кораблей делались изображения или богов, или животных, или других каких-либо предметов, по избранию или желанию владельца; иногда же делались только надписи этих предметов. На корабле, на котором Павел и его спутники отправились из Мальты, была надпись или изображение – Диоскуры. Так назывались два известные в древности мифологические герои-близнецы Кастор и Поллукс, покровители мореплавания и защитники от морских бедствий, по мнению древних. – Приплыв в Сиракузы: приморский город на юго-восточном берегу Сицилии, в 18 географических милях (около 125 верст) от Мальты, пробыли там три дня: вероятно, по делам корабля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Начальник острова по имени Публий , имевший по близости имение, принял у себя его и дружелюбно в течение трех дней угощал Павла и его спутников ( «нас», как выражается Дееписатель, то есть Павла, Луку и Аристарха, а конечно, не всех 276 путников, что особенно видно из ст. 10). Тут Павел совершил чудо исцеления от лихорадки и кровавого поноса отца Публия, после чего к нему стали приводить и других больных на острове, и он также исцелял их. Благодарность их была велика, они оказали Павлу со спутниками много почестей и снабдили их всем нужным на дальнейший их путь. Через три месяца по прибытии на Мальту, то есть, когда прошла бурная осень и большая часть зимы, и дальнейшее плавание не представляло уже опасности, они отплыли на александрийском корабле, называемом Диоскуры , зимовавшем на Мальте, в Сиракузы  — приморский город на юго-восточном берегу Сицилии в 18 географ. милях (около 125 верст) от Мальты. На носу кораблей делались изображения или богов или животных, или других каких либо предметов. На корабле, на котором Павел и его спутники отправились из Мальты, была надпись или изображение Диоскуры . Так назывались двое известных в древности мифологических героев-близнецов Кастор и Поллукс, покровители, как их считали, мореплавания и защитники от морских бедствий. Пробыв в Сиракузах три дня, отплыли в Ригию , ныне Реджио, в южной Италии против г. Мессины. Отсюда при благоприятном ветре быстро, на другой же день, прибыли в Путеолы , ныне Поцуоли, приморский город в одной миле от Неаполя. Гавань Путеолы в то время была одна из самых значительных на западном берегу Италии и служила именно для торговли с востоком: здесь обыкновенно разгружались торговые корабли и потом уже сухим путем товары отправлялись в столицу тогдашнего мира — Рим Дальнейшее путешествие должно было совершаться уже пешком. Но в Путеолах нашлись христиане, которые просили святого Павла и его спутников побыть у них, и они пробыли у них целых семь дней. Это указывает на громадное доверие и расположение к Павлу сотника Юлия. Надо полагать, что Павел и его спутники были оставлены здесь с небольшим конвоем, а остальные узники с прочим конвоем, во главе с самим Юлием продолжили свое путешествие в Рим Через семь дней Павел и его спутники направились в Рим по знаменитой Аппиевой дороге . Прибытие в Рим (28:15–16)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

84. И несказанное число примеров можно привести для убеждения неверных. Но не может убедить их ни птица, называемая диким голубем, ни животное именуемое кротом: из них последнее бывает мертвым в течении шести месяцев, а дикий голубь – в течении сорока дней, и после этого времени они снова оживают. А жуки, с приближением их смерти, скрывают себя самих в навозный шарик, соорудив таковой шарик в земле и зарыв себя в нем; а после того, испустив из себя некоторую жидкость, оказываются таким образом снова оживающими сами собою. Об аравийской же птице фениксе излишне было бы мне и говорить: ибо слух о ней дошел до многих верных и неверных. Сказание о ней является в таком виде: завершая пятисотый год своей жизни и зная наступающее время своей кончины, она устрояет гнездо из ароматов и переносит его в египетский город, так называемый Илиополь, на египетском же и на еврейском наречиях именуемый: Он. Здесь, с помощию частых ударов собственными крыльями в свою грудь, она производит огонь из своего тела, зажигает им какое-либо попавшеся на том месте вещество и таким образом предает всесожжению себя саму и всю плоть свою с костями. Но по Божественному промышлению ниспосылается облако и изводит из себя дождь, который погашает пламя, истребившее тело птицы, когда птица уже мертва и почти совсем изжарена. Когда же пламя погашено, остатки плоти ея еще представляют тело и, в один день исчезнув, раждают червя. Червь оперяется, являясь птенцем, а на третий день выростает совсем и, выросши, являет себя взорам местных жителей; но затем снова улетает в свое отечество и там успокоивается. 85. Удивлюсь я обольщенному во всем разуму неверных еллинов и других варваров, что они в баснях своих не стыдятся всячески обозначать воскресение и часто проповедывать о воскресении. Так, например, передается в баснях их об Алкисте дочери Пелия, умершей за мужа своего Адмита и Ираклом через три дня воздвигнутой и возведенной из преисподних 47 . Тоже передается и о Пелопсе, сыне Тантала, после того как тело его собственным отцем его было изрублено для принесения в жертву лжеименным богам их 48 . Также и Евклеис воззван был к жизни Асклипием (Эскулапом) 49 . Кастор, ради Полидевка, брата своего, добровольно пожелал меняться с ним жизнию через день 50 . Подобно тому и Протезилай ради Лаодамии 51 . Передается также и о Сизифе, Тантале, о дочерях Кавказа, называемых Эринниями, и о Тирезии, заключенных в тартар и там несших наказание, первый чрез поднимание камня, второй чрез вращение колеса, остальные – иного рода наказания, и еще продолжающих нести наказание, как не перешедших к небытию, но существующих в телах 52 . Ибо если бы они не имели тел, то как могли бы быть преданы наказаниям посредством поднимания камня и вращения колеса? И многое об этом можно было бы сказать в утверждение веры нашей и в их изобличение.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010