Есть данные, что против гностицизма выступали некоторые из апологетов и для этой цели писали специальные произведения. Так, Иустин обнародовал произведение, направленное против всех бывших до него ересей ( Σνταγμα κατà παςω ν τω ν γεγενημνων αρσεων) и может быть особый трактат против ереси Маркиона, а в своем сочинении «О воскресении» выступил с опровержением главным образом гностических положений. Мильтиад писал против гностиков и ближайшим образом против валентиниан. Феофил Антиохийский оставил трактаты против ереси Гермогена и против Маркиона. Исключительно или преимущественно против гностицизма, насколько известно, вели литературную борьбу следующие писатели: 1 – Агриппа Кастор, 2 – Родон, 3 – Филипп Гортинский, 4 – Модест, 5 – Музан. Сообщив сведения об этих древних писателях, Евсевий говорит: «дошли до нас писания и весьма многих других, которых мы не можем назвать даже по имени; все эти сочинения принадлежат Православным писателям Церкви, что видно из содержащегося в них толкования Божественного Писания, но имена их сочинителей нам неизвестны, потому что на книгах они не означены» (Hist. eccl., 5:27). К числу этих неизвестных писателей, вероятно, принадлежит прежде всего упоминаемый Иринеем «божественный старец и проповедник истины», писавший против валентиниана Марка, искусного в чародейских проделках (Adv. haer., 1:15, 6). Между православными поборниками, которые вооружались против развивающегося гностицизма не только устными обличениями, но и письменными доказательствами, Евсевий выделяет Игизиппа, написавшего «Памятные записки» ( πομνματα) в пяти книгах; свидетельствами из этого сочинения он неоднократно пользуется (Hist. eccl., 4:7–8). II. Святой Ириней, епископ Лионский II. 1. Сведения о жизни святого Иринея Наиболее выдающимся и самым авторитетным церковным деятелем в борьбе с гностицизмом в последней четверти II века должно признать святого Иринея Лионского , великого и влиятельнейшего отца Церкви в весьма важный и, можно сказать, критический момент Ее исторического существования, в виду ярко обнаружившихся противоположных тенденций в понимании Христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Упоминания о Е. мы находим и в писаниях мужей апостольских: об иудеохристианстве - в Послании ап. Варнавы ( Barnaba. Ep. 4-16); об иудеохристианстве и о гностицизме - в Посланиях сщмч. Игнатия Богоносца ( Ign. Ep. ad Magn. 8, 10; Idem. Ep. ad Trall. 6, 7, 9-11). Во 2-й пол. II в. по мере развития церковной письменности стали появляться специальные сочинения о Е. Мч. Иустин Философ, сообщивший в 1-й Апологии краткие сведения о нек-рых еретиках, написал и специальный свод, в к-ром поместил все доступные ему сведения о Е., существовавших в его время ( Iust. Martyr. I Apol. 26), однако текст этот не сохранился. Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» приводит большой перечень христ. писателей, выступивших во II-III вв. против лжеучителей. Согласно этому списку, Агриппа Кастор писал против Е. Василида ( Euseb. Hist. eccl. IV 7), Феофил Александрийский - против ересей Ермогена и Маркиона (Ibid. IV 24, 25), Мильтиад , Аполлоний Эфесский и Серапион Антиохийский - против монтанистов (Ibid. IV 27; V 16-19). Евсевий упоминает также христ. историка Егесиппа , описавшего ряд Е. (Ibid. IV 22). Важные сведения о раннехрист. ересеологической лит-ре содержатся у блж. Иеронима ( Hieron. De vir. illustr. 13, 21, 25, 26, 30, 32, 37, 39-41, 59) и Феодорита ( Theodoret. Haer. fab. I 4, 21, 24-25; III 2). Одним из наиболее известных ересеологических сочинений является «Против ересей» сщмч. Иринея Лионского ( Iren. Adv. haer.). Сочинение состоит из 5 книг. В 1-й автор описывает различные еретические учения, главным из которых является гностицизм. В последующих книгах дается их опровержение с т. зр. апостольского предания. Сочинение сщмч. Иринея Лионского всегда пользовалось большим авторитетом. Многие ересеологи (напр., сщмч. Ипполит Римский, свт. Епифаний Кипрский, Феодорит Кирский, Леонтий Византийский , прп. Иоанн Дамаскин) не только упоминали о нем, но пространно его цитировали в своих исследованиях о Е. Высокую оценку этому труду давали Евсевий Кесарийский ( Euseb. Hist. eccl. II 13; III 23; V 20, 24, 26), свт.

http://pravenc.ru/text/190129.html

Исключительно или преимущественно против гностицизма, насколько известно, вели литературную борьбу следующие писатели: 10) Агриппа Кастор. Он известен только из «Церковной истории» Евсевия (IV, 7.6—8), который помещает его в царствование Адриана, причисляя к поборникам истины этого времени, «подвизавшимся за апостольское и церковное учение» и «в письмени оставившим потомкам предохранительное оружие» против гностических лжеучений [(IV, 7.5)]. Евсевий называет Агриппу знаменитейшим писателем, от которого до него дошло весьма удовлетворительное обличение Василида; в нем Агриппа разоблачает все ухищрения этого обманщика. К сожалению, Евсевий ничего не говорит о самом характере произведения, плане его и объеме. 11) Родон . Сведениями о Родоне мы обязаны исключительно Евсевию (Hist, eccl. V, 13). Время жизни этого писателя Евсевий относит к царствованию Коммода (180—192 гг.); местом родины его называет Асию. В Риме он был учеником Татиана и, может быть, им был обращен в христианство. Но он не только не увлекся гностическими воззрениями, которых не чужд был его учитель, но и выступил на борьбу с ними. Евсевий говорит, что Родон написал разные книги и в них опровергал вместе с другими ересь Маркиона. Из произведения против ереси Маркиона, посвященного неизвестному Каллистиону, Евсевий сообщает интересные отрывки. Евсевию известно было еще толкование Родона на шесть дней творения. О содержании его ничего больше неизвестно. В сочинении против Маркиона Родон, по словам Евсевия, выражал намерение написать ответ на книгу Татиана Προβλημτων βιβλον, в которой последний указывал неправильности и противоречия в книгах Ветхого Завета; это произведение должно было носить заглавие: Προβλημτων ττιλσ€ς — «Разрешение[(-я)] проблем». Неизвестно только, осуществил ли Родон это свое намерение. 12) Филипп Гортинский, [епископ] на о. Крит, известен только по троекратному упоминанию о нем в «Церковной истории» Евсевия (IV, 21; 23[.5]; 25). Филипп, по свидетельству Евсевия (IV, 25), написал весьма основательное произведение против Маркиона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Евсевий Кесарийский в своей Церковной истории, Блаж. Иероним в Каталоге церковных писателей и Блаж. Феодорит в Опровержении басней еретических приводят целый ряд писателей, писавших сочинения против еретиков около половины II века и далее. Так в сороковых годах II столетия римский писатель Агриппа Кастор писал опровержение против ереси Василида 61 . Иустин философ , Феофил Антиохийский , Филипп Горшинский, Модест, Родон писали сочинения против ереси Маркиона 62 , Музан – против енкратитов 63 , Аполлинарий Иерапольский, Мильтиад, Аполлоний , Серапион Антиохийский, римский пресвитер Кай обличали первоначальное зарождение монтанизма 64 . Сочинения большей части этих писателей еще существовали в ΙV и в V веках; Евсевий, Иероним, Феодорит читали их, но мы об этих сочинениях знаем только то, что сообщают помянутые позднейшие писатели, в особенности Евсевий, который не только обозначает их содержание, но приводит из них многие выдержки. Иустин философ писал уже и общее сочинение против всех ересей бывших до его времени. Он сам упоминает о нем в своей первой апологии 65 . Этим сочинением пользовались Ириней и Евсевий: но до нас оно также не дошло, и всякие предположения о его содержании и характере могут иметь не более, как весьма гадательный характер 66 . Егезипп, древнейший христанский историк, живший во время царствования Марка Аврелия, представил в своей истории описание целого ряда ересей, бывших еще в иудейской церкви во время возникновения христианства и затем распространившихся в христианстве; но об этом описании еретических сект, равно как и о всех пяти книгах Егезипповой истории мы также знаем только то, что сообщает преимущественно Евсевий 67 . Затем от конца 2-го столетия и начала 3-го мы имеем несколько сочинений дошедших до нас в цельном или почти в цельном виде и специально посвященных описанию и опровержению еретических учений. Эти сочинения до настоящего времени служат главными источниками для истории древнейших ересей. Первое и важнейшее между ними есть сочинение против ересей св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

И в своих источниках Ириней, очевидно, выписывал только то, что относилось к позднейшей генерации Василидиан 943 . Вот что мог сказать в заключение жаркого спора о сравнительном достоинстве источников Якоби против Иринея.– 03. После этого и главный представитель противоположного взгляда Гильгенфельд счел нужным еще раз возвратиться к вопросу о Василиде. Гильгенфельд 944 утверждает, что разсказ Иринея о Василиде «очевидно заимствован из первоисточника (Quellenschrift). Ириней не обнаруживает никакого дальнейшаго знания о Василиде и не имеет хоть сколько нибудь яснаго представления о веке его жизни“. Потом «не зависимо от Иринея и Ипполит I изображает также либертанизм Василида и его (отрицательный) взгляд на мученичество Imartyria negat esse facienda“. Изображение Иринея соответствует представлению дела со стороны Агриппы Кастора, древнейшего полемиста против Василида. У Ипполита же II совсем другой Василид. Да и сам Ипполит II за древность Василида у Иустина, Иринея и Ипполита I. «Его абстрактное отрицание (несущий бог) предполагает конкретное, положительное. Эволюционизм, который коренится в этой абстракции, еще не вполне отрицает корни эманациональных представлений“. Но мало того, «мы не имеем нужды ограничиваться ссылкою на внутренния основания, но имеем еще отрывки из сочинения Василида и его сына Исидора“, которые, по мнению Гильгенфельда, вполне согласуются с изображением Иринея. Так акты Архелая проповедуют чистый дуализм. Здесь чужими словами Василид выражает свой собственный взгляд, что также подтверждает Климент Алекс., довольно ясно приписывающий Василиду дуализм. Конечно, нужно согласиться, что настоящий Василид не был таким либертинистом, каким представляют его «наследники Иустина... Возможно, что некоторые василидиане ближе стояли к чистому докетизму, чем учитель (их). Но возможно также видеть здесь силу ненависти древней полемики, пускавшейся в сочинительство. Напр., сказка об Иисусе и Симоне К. при распятии – такое именно производит впечатление“. Можно ли еще сомневаться,– заключает Гильгенфельд,– что Агриппа Кастор и наследники Иустина, хотя по ненависти к Василиду односторонне и поверхностно представили (его учение), однако изобразили всё еще действительного Василида; напротив того Ипполит II предлагает василидианизм совершенно особый, из дуализма и эманатизма преобразованный в эволюционизм, в котором удержавшиеся представления о φυλοκρνησις и ποκατστασις свидетельствуют еще о дуалистической основе? 945

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

На литературную защиту Христианства против гностицизма выступило сравнительно немного писателей, произведения которых постигла не менее печальная участь, чем и гностическую литературу. Из целой группы антигностиков, кроме отрывков из «Памятных записок» Игизиппа, в целом виде сохранилось до нас только единственное произведение – пять книг Иринея Лионского : «Обличение и опровержение лжеименного знания» (Adversus haereses). Это обстоятельство сообщает творению Иринея исключительное значение: на основании его можно ближе определить как литературный характер полемической письменности, которая еще не ставит своею задачей систематического изложения всего Церковного учения, так и основную богословскую точку зрения. Задача антигностиков заключалась в том, чтобы доказать исключительную истинность и правильность Кафолического учения и прежде всего защитить и изъяснить те положения, которые или оспаривались, или извращались гностиками. В противоположность гностическому дуализму необходимо было прежде всего оправдать веру в единого Бога, Который свободным творческим актом призвал к бытию весь мир, как духовный, так и материальный и утвердил догмат о действительном воплощении Сына Божия и искуплении Им человека со всеми необходимыми предположениями и последствиями этой истины Христианского вероучения. В связи с этим необходимо было раскрыть и осветить источники познания Церковной догматики и отличительные признаки откровенной истины: против гностицизма не только утвержден авторитет и достоинство Писания Ветхого и Нового Заветов, но и в особенности раскрыт Кафолический принцип предания и доказано, что ересь противоречит Апостольскому преданию и является отпадением от Вселенской веры Христианства. Эта борьба в большей степени, чем нападки язычников и иудеев, способствовала развитию Церковного Богословия: она заставила защитников Церковного учения глубже проникнуть в содержание и основание веры, и расширила их собственную точку зрения; в спорах начал формулироваться язык Церковного Богословия и в первый раз почувствовалась необходимость придать ему больше устойчивости, точности и определенности. I. Древнейшие антингостики до Иринея: Мильтиад, Агриппа Кастор, Родон, Филипп Гортинский, Модест, Музан, Игизипп

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСТОР [лат. Castor] († до 426), свт. (пам. зап. 21 сент.), еп. г. Апта Юлия (ныне Апт, Франция). Один из основателей монашества восточного типа в Юж. Галлии, корреспондент прп. Иоанна Кассиана Римлянина . Древнее Житие К. неизвестно. В нач. XIV в. еп. г. Апта Юлия Раймунд III (1275-1303) составил Житие святого, однако сохранилась лишь краткая заметка в документах XVI в., по-видимому предназначавшаяся для вставки в мартиролог, и вопрос о ее связи с произведением Раймунда III не решен. Др. источником сведений о К. являются богослужебные чтения аптского бревиария, изданного в 1532 г., они были полностью переработаны в переиздании 1664 г. Похожие чтения появляются также в бревиарии г. Нима (1679). Два последних памятника отражают тенденцию XVII в. и являются скорее обобщением сведений о К. Биографические данные, содержащиеся в этих поздних литургических памятниках, немногочисленны, однако их полное взаимное совпадение заставляет предположить, что они восходят к одной и той же устойчивой провансальской традиции. Согласно этим сведениям, К. род. в г. Немавс (ныне Ним, Франция), учился в Арелате (ныне Арль), к-рый в нач. V в. получил статус центра Галльской префектуры. Там же он женился. Все литургические тексты приписывают стремление к монашеской жизни и инициативу основания мон-ря не только К., но и его жене. То, что К. был одним из видных сторонников монашества вост. типа в Юж. Галлии, известно из сочинений прп. Иоанна Кассиана Римлянина. Сохранилось послание К. к Иоанну Кассиану с просьбой составить описание жизни восточных монахов, пригодное для использования в качестве монастырского устава (PL. 49. Col. 53); хотя подлинность этого документа подвергается сомнению ( Chadwick O. John Cassian: A Study in Primitive Monasticism. Camb., 19682. Р. 37), факт подобного обращения возможен. Иоанн Кассиан прибыл в Галлию, уже снискав авторитет духовного наставника, прошедшего путь егип. аскезы. По просьбе К. Иоанн Кассиан составил «Установление для общежительных монастырей» (De institutis coenobiorum) и позже - «Собеседования» (Collationes). «Установление для общежительных монастырей», а также первые 10 книг «Собеседований» посвящены брату К. Леонтию, еп. г. Форум Юлия (ныне Фрежюс), и мон. Елладию, впосл. епископу Арелатскому, 2-я часть написана после смерти К. В предисловиях к обеим частям Иоанн Кассиан хвалит К. за основание мон-ря и его стремление подражать вост. монахам.

http://pravenc.ru/text/1681315.html

Церковные дела в Иерусалиме идут своим порядком. Разногласий на св. местах пока нет. Купол над Гробом Господним еще не починивается, потому что архитектор не возвратился из Атталии с строевыми материалами. Ученики здешнего патриаршего училища в нынешний год начали проповедывать Слово Божие в церквах на языках греческом и арабском. Святогробская типография в конце прошлого года отпечатала по-арабски первую кафизму (3.000 книжиц), Апостол (2.000) и катихизис (1.000), а теперь печатает октоих (5.000), цветную триодь (1.000) и на греческом языке изъяснение псалтири. В прошлое лето построены новые хорошие церкви в деревнях Рамалле и Джифне. Никогда не бывало такой духовной деятельности в Палестине! Да утешатся его северные будильники владык иерусалимских и да напрягут свои силы еще более к устройству матери церквей христианских посредством старых или новых орудий своих! Францискане св. Земли тайно радуются неудаче своего патриарха в Бетжале. На днях они подстрекнули араво-католиков иерусалимских, по случаю раздачи им пособий, подать на него прошение папе, что он утесняет францисканский монастырь, покровительствующий их издревле, и вместо того, чтобы помогать своим чадам духовным, сыплет деньги арабам греческого вероисповедания, суетно надеясь привлечь к себе этих людей, которые за одну златицу готовы принять на час всякую веру. Время покажет, сбудется ли то, чего желают францискане, т. е. смена их патриарха. А он с Боттой до сих пор находится в Яффе, где наши язвят его нареканиями за Бетжальское дело. Удаление этих двух сподвижников насмешливо называют здесь разрывом Франции и Рима с диваном иерусалимским за деревню Бетжалу. Однако в насмешке скрывается истина. Ибо, действительно, новые Кастор и Поллукс стараются отомстить этому дивану за неисполнение их своенравных прихотей. Заметно какое-то опьянение в нынешних духовных владыках. Не говорю о шумных делах папы и клеврета его Валерги: наш цареградский патриарх Анфим рехнулся с ума, когда просил султана взять его со всем синодом в Адрианополь в следующую весну, дабы молитвами своими помогать ему в бранных предприятиях его. Этот поступок архиепископа нового Рима, равно как и увещание его к христианам способствовать войскам турецким, причинили жестокую боль всем сердцам. Везде гласно говорят, что он перешел за черту своего долга, и упрекают его за вмешательство в дела не церковные, не желая видеть в нем и тени сходства с архиепископом Рима древнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

936 Собрание Ново-Валаамского монастыря (XII. 167). Рукопись форматом в 4° (19. 9x16.1) на 44 листах 40,1 л. иЛ. ). Бумага имеет дату: «1796». План храма Воскресения Господня приклеен к л. 11 об. На л. – печать Валаамского монастыря; на л. 1–7 по нижнему полю запись: 937 Сочинение Григоровича-Барского во второй половине XVIII в. переиздавалось при Императорской Академии наук несколько раз: Пешеходца Василия. 939 О причинах и предпосылках Крымской войны – в первых главах монографии Е. В. Тарле «Крымская война» (репринт: М., 2003). 940 Якушев М. И. Иерусалимский Патриархат и святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской империи накануне Крымской войны//Православный Палестинский Сборник. Вып. 100. М., 2003. С. 245–287. 943 Попов А. Н. Сношения России с Римом с 1845 по 1850 год//Журнал Министерстванародного просвещения. 1870. Январь. Часть CXLVII. СПб., С. 49–72; Полиевктов М. А.Николай I. Биография и обзор царствования. М., 1918. С. 145. 944 Ο существовании подобного замысла, хотя и без каких-либо подробностей, вспоминал много лет спустя известный дипломат и государственный деятель граф Η. П. Игнатьев. См. письмо помощника Председателя ИППО генерала М. П. Степанова графу Η. Ф. Гейдену от 24 мая 1910 г.//АВПРИ. Ф. Посольство в Константинополе. Оп. 517/2. Д. 7683. Л. 27–32 об. 945 Подробнее: Лисовой H. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле. С. 271–277; Герд Л. А. Константинополь и Петербург. Церковная политика России на православном Востоке (1878–1898). М., 2006. С. 360–395. 946 «Палкан» (иногда писалось «Полкан») – первый на русском военно-морском флоте винтовой паровой фрегат. Спущен на воду 21 мая 1853 г. В период Крымской войны участвовал в обороне Кронштадта против англо-французского флота. 8 октября 1856 г. вышел из Кронштадта в Средиземное море в составе эскадры контр-адмирала Е. А. Беренса вместе с линейным кораблем «Выборг», фрегатом «Кастор» и бригом «Филоктет». Был направлен в распоряжение русского посла в Греции. Вернулся в Кронштадт в июле 1859 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так некто Сабин 303 , из Тукка, имевший в расколе сан пресвитера, по переходе в церковь , по желанию общества, получил сан епископа. Простыми мирянами Августин принимал только тех донатистских клириков, которые или перекрещивали кого 304 , или не родились в расколе, а сами перешли в него 305 . Некоторые из православных епископов считали это ограничение излишней строгостью и принимали в церковь клириками и тех, которые сами перешли в раскол. А другие епископы, напротив, вовсе не принимали в церковь тех, которые сами оставили её. Августин, в одной из своих проповедей, 306 выражая глубокую скорбь о лицах, самовольно оставивших церковь , советовал, при приёме их в церковь, обращать особенное внимание на то, искренно ли было раскаяние этих лиц. Сам Августин с особенною осторожностью принимал в церковь тех, которые желали оставить раскол с целью избежать наказания за проступки. Подобным лицам Августин советовал, до перехода в церковь, перенести наказание, наложенное на них в расколе 307 . «Один донатист, пишет он 308 , будучи уже осуждён и отлучён своими, переходил к нам, чтобы здесь получить то, что потерял там. Но так как мы не хотели принять его таким, то он не получил того, чего искал; он искал суетной кичливости и ложной чести, но не нашёл их и погиб. Он вздохнул, как поражённый и безутешный. Он чувствовал страшное угрызение совести. Мы предложили ему в утешение слово Божие; но он не принадлежал к разумным и рассудительным муравьям, которые в зиму живут тем, что собрали летом. Он ничего не нашёл в себе самом и вокруг себя. Его тихий вздох остался совершенно пустым звуком в воздухе. Мы плакали о таком наказании, таком мучении, таком аде. Но он не раскаялся и пал под тяжестью греха. Иначе поступил донатист Кводвултдевс. За двукратное нарушение супружеской верности он был отлучён донатистами, но, обратившись к церкви, принёс истинное раскаяние 309 . Теперь же присоединился к церкви и основатель раскола максимианистов, Максимиан, епископ багайский 310 , с своим братом Кастором, причём Максимиан вскоре по переходе в церковь отказался от багайской кафедры, а избранный ему в преемники брат его Кастор принял сан епископа только по настоятельной просьбе Августина.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-d...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010