35. О непрестанной молитв Господь наш Иисус Христос сказал Своим ученикам: Бдите убо на всяко время, молящеся ( Лк.21:36 ), т.е. бодрствуйте на всякое время и молитесь. Святой же апостол Павел писал Солунянам: Непрестано молитеся ( 1Сол.5:18 ). Непрестанная молитва есть наилучшее оружие против врага, искушений его и доставляет человеку высшее, духовное наслаждение. Пусть не думают мирские люди, что это занятие сверхъестественное, отстраняющее от работы, исполнения обязанностей и потому вредное. Во все времена были споры о непрестанной молитве и многие впадали в ошибки. Некоторые, как Ориген , признавали добрые дела за молитву; другие укоряли монахов, уклоняющихся от труда, под предлогом молитвы; третьи судили о молитвенном подвиге, смотря на так называемых Евтихов, которые образовали секту и тщеславились тем, что непрестанно молятся. Эти сектанты действительно избегали труда, питались милостынею и сонными бродили по улицам. Разумеется, всегда было довольно людей, неправильно и бессмысленно исполнявших мудрую апостольскую заповедь о непрестанной молитве. Но во все времена в христианстве обретались и настоящие молитвенники, которые именовали непрестанную молитву умной молитвой. Кроме церковных молитвословий, установленных для поддержания и возбуждения молитвенного бодрствования, святые старцы, живущие созерцательною жизнью постановили в известные часы дня произносить возможно чаще одну излюбленную каждым молитву. Так Палладий рассказывает о монахах, которые совершали молитву до 100 раз в день, а авва Павел, живший в пустыне, совершал ежедневно 300 молитв и, чтобы не ошибиться в счете, клал за пазуху 300 камней и при совершении каждой молитвы выбрасывал по камню. Однако, этот подвижник Павел узнал что в соседстве с ним проживала благочестивая дева, которая пять дней в неделю постилась и ежедневно совершала 700 молитв. Были святые, которые молились кряду несколько суток или проводили на молитве все ночи, в продолжении недели, до восхода солнца и потом только отдыхали. В древние времена в Египте жил преподобный Лукий, отличавшийся строгостью жизни, трудолюбием и ясным пониманием слова Божия; к нему пришли однажды люди, которые все спасение полагали в одной молитве и Лукий, между прочим, спросил их: «каким они занимаются рукоделием?» Они ответили, что не занимаются работой, но непрестанно молятся по заповеди апостольской.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В следующем (366) году: воскресенье Пасхи 21 Фармуфа, в 16 день майских календ, – возраст луны 20, епакта 25, седьмичный день 6, в девятый год индиктиона; в год первый консульства Грациана, сына Августова, и Даглаифа. – Когда язычники 27 Епифа произвели возмущение, сгорел Кесарион. Вследствие сего многие граждане потерпели большое бедствие; те, которые оказались виновными, осуждены и изгнаны. Затем сделался правителем Проклеян Македонянин. В следующем (367) году: воскресенье Пасхи 16 61 Фармуфа, в апрельския календы, – возраст луны 16, епакта 6, седьмичный день 7, – в десятый год индиктиона; в консульство Лупицина и Иовина, в управление того же Проклеяна, которому преемствовал Тациан Лукий. – В этом году Лукий пытался овладеть церковию 26 Фофа 62 ; он скрылся ночью в одном доме около святого святых храма; и когда епарх Тациан и дук Траян выпроводили его оттуда, он оставил город и был таким образом чудесно спасен, так как народные толпы искали убить его. В этом году писал (Афанасий), составив канон Божественных Писаний. В следующем (368) году: воскресенье Пасхи 25 Фармуфа, в 12 день майских календ, – возраст луны 16, епакта 17, седьмичный день 2, – в одиннадцатый год индиктиона; во второй год консульства Валентиниана и Валента Августов, в правление того же Тациана епарха. – (Афанасий) начал в 6 день месяца Пахона 63 опять возстановлять Кесарион; когда и удостоен был Императорскаго указа чрез посредство дука Траяна, который разыскал поджигателей и тотчас приказал удалить мусор после разрушения и пожара, а затем в том-же месяце и возобновить постройку. В следующем (369) году: воскресенье Пасхи 27 64 Фармуфа, за день до апрельских идов, – возраст луны 15 65 , епакта 28, седьмичный день 3, – в двенадцатый год индиктиона; в первый год консульства Валентиниана, сына Августа, и Виктора, в правление того же Тациана. – Епископ начал строить в Мендидии церковь , названную по его имени, – 25 Фофа, в начале восемьдесят пятаго года Диоклетиановой эры 66 . В следующем (370) году: воскресенье Пасхи 2 Фармуфа, в 4 67 день апрельских календ, – возраст луны 15, епакта 9, седьмичный день 4, – в тринадцатый год индиктиона; в третье консульство Валентиниана и Валента Августов, в правление того же Тациана, которому преемствовал Олимпий Палладий из Самосаты. – Епископ окончил храм, названный по его имени, когда исполнился восемьдесят шестой год Диоклетиановой эры; в том же году 14 Месория 68 совершено было и обновление (освящение).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Здесь Господь чрез него освободил многих от бесов и исцелил повредившихся в уме, так что в немногие дни его пребывания в Александрии обратилось в христианство из язычников столько, сколько в иные времена обращалось в продолжение года. Так пишет очевидец, саи са. Афааасий. Это было при императоре Констанции. После смерти Афанасия на престол александрийской патриархии вступил арианин Лукий, воздвигший жестокое гонение на православных. В это время отцами монахов были по жизни и по летам Макарий (Египетский) и Исидор, другой Макарий (Александрийский), и Гераклид и Памво, ученики Антония. Когда они находились в палатках и среди молитвы ожидали убийц (посланных Лукием), принесен был к ним человек, издавна сухой всеми членами, особенно же ногами. Но когда он помазан был елеем во имя Господне, тотчас утвердились стопы его. И когда они сказали: во имя Иисуса Христа, Которого Лукий гонит (то есть, в лице исповедующих Его единосущных Богу Отцу), стань на твои ноги и возвратись в дом свой, он тотчас, встав и скача, стал благословлять Бога. Об этом говорит очевидец, западный церковный историк Руфин, бывший в это время у этих отцов подвижников. «Я говорю о том, что сам видел», пишет он. Это было при императоре Валенте. 4. При этом же императоре ариане стали разглашать, что знаменитый подвижник Иулиан Савва, живший в Месопотамии при реке Евфрате, участвует в их учении. По просьбе епископов антиохийского патриархата Иулиан пришел в Антиохию Сирскую. Исцелив многих больных в доме, в коем остановился, он пошел в собрание православных. Когда он проходил под вратами царских палат, один нищий, лишенный употребления ног и ползавший по земле, прикоснувшись рукою к его плащу, освободился от болезни и, вспрыгнув, побежал так, как ходил до болезни. После сего все население города стеклось, и место военного учения было совершенно наполнено собравшимся народом. Клеветники (ариане) покрыты были стыдом, а православные были обрадованы. Некоторый муж, занимавший важную должность и управлявший всем Востоком, прислал просить старца придти к нему и исцелить его от болезни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Его преемник — 4) Барсамья, бывший клириком при Аддее и рукоположенный во епископа Абшеламою. Барсамья обратил ко Христу главного языческого жреца Шарбиля, который в гонение Траяна (между 105–112 гг.) пострадал в Эдессе (которая — по актам — в это время управлялась князем Абгаром VII бар–Изат, ноябрь 109 — август 116). Шарбиль был убит на главном языческом жертвеннике, все еще существовавшем в Эдессе. Сам епископ Барсамья, современник Фабиана римского (236–250), в это гонение при Траяне (98–117) был исповедником. Чтобы понять одну из причин этой хронологической путаницы, нужно иметь в виду, что в Эдессе было немало князей, носивших одно имя. Так Абгар V бар–Ма " ну Уккама (=Абгар великий), 14 князь эдесский (13—50 г. по Р. X.); Абгар VII бар–Изат (20) (с ноября 109 — август 116); Лукий Элий Септимий Абгар IX бар Ма " ну (называемый также великим: MegaV AbgaroV) (191–214); и — по отстранении Абгара IX — под видом соправительства с ним правил младший сын его — Север Абгар Х бар–Абгар (28) (с сентября 214 до апреля 216), когда имп. Антонин Каракалла захватил Эдессу, присоединил Осроину, в качестве провинции, к римской империи и тем положил конец существованию эдесского царства. Старший сын Абгара IX, princeps Антонин Ма " ну IX бар–Абгар считался, однако, (эдесскими легитимистами?) титулярным царем Эдессы в 216–242 гг. В сирийской хронике эдесской находится известие, что в ноябре 201 года в Эдессе было сильное наводнение, во время которого вода разрушила дворец Абгара великого (=V) и сильно повредила христианский храм. Это событие описано в официальной хронике, поэтому отсюда нужно заключать, что к этому времени Эдесса была городом христианским. Эдесским государем (basileuV) был в это время (191—август 214) Лукий Элий Септимий Абгар IX бар–Ма " ну великий, который несомненно принял христианство, о чем свидетельствуют Юлий Африкан, знающий его за благочестивого человека (ieron andra), и Бар–Дайцан (Вардесан) эдесский, бывший в дружественных отношениях с ним, как с «andri osiwtatw kai logiwtatw» («человеком святым и образованнейшим»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Александрийцы давно имели гнев на Георгия, умертвили его и сожгли и прах его развеяли по воздуху. Когда умер Юлиан в Персии, то занявший престол блаженный Иовиан написал к епископу Афанасию письма, исполненные доверия и с великою честью вызвал и обласкал его, и послал его занять свой престол. Таким образом святая церковь , получив опять своего епископа, несколько утешилась. Но по смерти Иовиана, блаженный Афанасий опять подвергся тем же гонениям, толкам и смятениям, однако не был удален от церкви и от своего престола: потому что Александрийцы ходатайствовали за него и весь город просил об нем. Хотя Лукий, и теперь еще арианин, поставленный в чужой области, вероятно в Антиохии, многократно просил царя Валента послать его на престол александрийский: но царь не захотел удалить Афанасия, опасаясь возмущения в народе. Наконец, когда папа Афанасий умер, был послан Лукий. Он много причинил зла церкви, городу, народу, епископам, клирикам, поставленным от Афанасия и принимавшим его в каждой церкви, также и Петру, преемнику Афанасия в Александрии. Вот что произошло в Александрии до настоящего времени. Епископы, пресвитеры и диаконы одни были сосланы в ссылку, другие подпали смертной казни в Александрии, иные осуждены на снедение зверьми, девственницы были умерщвлены и многие другие погибли. Еще и до сих пор церковь Божия терпит бедствия от вышеупомянутого дела мелетиан и ариан, произведших указанными способами смятение и утвердивших систему злоучения. Я говорю об арианах. Но о всем этом мы подробно расскажем при обличении Ария. А теперь оставлю этот предмет и перейду к ереси ариан, призывая Бога на помощь перед тем, как приступить к борьбе с этим страшным, многоглавым змеем. Против ариоманитов (Ариенеистовствующих) сорок девятая, а по общему порядку шестьдесят девятая ересь Гл. 1. За временами Мелетия и святого Петра, епископа Александрийского, по порядку следуют Арий и происшедшие от него Ариане. Он процветал во времена святого епископа Александра, преемника Петра, низвергнувшего Ария при помощи многих усилий и великих соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

373-й от Рождества Христова Блаженною, тихою кончиною, преставился Великий Афанасий, исполненный дней и деяний сорокашестилетнего святительства, посреди плачущей о нем Александрии, ибо никогда, ни прежде, ни после не восставал подобный пастырь. С ним рушилось и благосостояние его Церкви, ибо Валент щадил ее только из уважения к великому святителю. Старец Петр, назначенный самим Афанасием, единодушно избранный клиром и народом, едва успел воздать последний долг усопшему и вступить в общение с епископами первостепенных кафедр, как началось гонение. Евзой, Арианский епископ, сам вызвался, с согласия императора идти поставить на кафедру Александрийскую другого арианина Лукия, давно уже избранного, но не смогшего одолеть Афанасия. Вооруженною силой заставили они удалиться епископа Петра и, вторгшись с толпою Евреев и язычников в соборную церковь , исполнили ее поругания и смертоубийств. Развратные юноши не устрашились взойти на св. трапезу и кафедру святительскую посреди хульных воплей; Префект Египта им содействовал. Девятнадцать пресвитеров и диаконов, украшенных сединами, после многих истязаний за твердое исповедание веры, сосланы были в Сирию; другие, большею частью иноки, осуждены в заточение или на смертную казнь за то, что дерзнули сострадать о них. Таким образом, Евзой, предав церкви арианам и исполнив плачем весь город, возвратился в Антиохию, где исходатайствовал новое повеление изгнать из Александрии и Египта всех православных; возгорелось жесточайшее гонение, подобное первым страданиям Христианства. Одиннадцать епископов, прославленных иноческой жизнью, отправлены были в Диокесарию, на жительство между Евреями, или в дальние области Понта. Трогательно поступил Мелас Ринокурурский с воинами, его искавшими: они нашли старца, приготовлявшего светильни для лампад, и спросили, где епископ. «Сейчас покажу его, – отвечал он, – но прежде отдохните от пути и вкусите пищу». Когда же угостил их трапезою, открыл имя свое и не захотел воспользоваться свободою, которую ему предлагали изумленные его добродетелью. Столько же твердости показал и другой исповедник Моисей, которого Сарацины требовали себе епископом у императора. Отшельник взят был силою с пределов Палестинских и приведен в Александрию для рукоположения; но он не захотел принять оное от арианина Лукия, несмотря на все убеждения и угрозы, и Лукий вынужден был обстоятельствами отпустить Моисея к православным епископам, для правильного поставления. Законный пастырь Петр бежал в Рим, гонение же простерлось и в пустыню, ибо ничего столько не страшился Лукий, как чистых догматов, утверждаемых святостью жизни и непрестанными чудесами отшельников. Гонители налагали на них руки, они же продолжали исцелять болящих, именем Христа, гонимого Лукием, и народ следовал за ними толпами.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Константий был тогда в Антиохии и согласился на то. Это мы узнали из собственных писем трех царей, писанных к александрийцам и к самому папе Афанасию. Итак, он снова восседает на престол после преемника своего Григория, присланного арианами во время пребывания Афанасия в ссылке. 11. Но Афанасий опять был оклеветан пред Константием Стефаном и был удален. И потом еще подвергся козням со стороны Леонтия–евнуха и его приверженцев. От этого случилось, что его изгоняли и опять призывали. Так Георгий возвращен был Константием, а Афанасий удалился и скрывался некоторое время до тех пор, пока был убит Георгий. В это время царствовал Юлиан, который по смерти Константия уклонился в эллинизм. Александрийцы давно имели гнев на Георгия, умертвили его, сожгли и прах его развеяли по воздуху. Когда умер Юлиан в Персии, то занявший престол блаженный Иобиан написал к епископу Афанасию письма, исполненные доверия и с великой честью вызвал и обласкал его, и послал его занять свой престол. Таким образом святая экклесия, получив опять своего епископа, несколько утешилась. Но по смерти Иобиана, блаженный Афанасий опять подвергся тем же гонениям, толкам и смятениям, однако не был удален от экклесии и от своего престола: ибо александрийцы ходатайствовали за него и весь город просил о нем. Хотя Лукий, и теперь еще арианин, поставленный в чужой области, вероятно, в Антиохии, многократно просил царя Валента послать его на престол александрийский, но царь не захотел удалить Афанасия, опасаясь возмущения в народе. Наконец, когда папа Афанасий умер, был послан Лукий. Он много причинил зла экклесии, городу, народу, епископам, клирикам, поставленным от Афанасия и принимавшим его в каждой экклесии, также и Петру, преемнику Афанасия в Александрии. Вот что произошло в Александрии до настоящего времени. Епископы, пресвитеры и диаконы одни были сосланы в ссылку, другие подпали смертной казни в Александрии, иные осуждены на съедение зверям, девственницы были умерщвлены и многие другие погибли. Еще и до сих пор экклесия Божия терпит бедствия от вышеупомянутого дела мелитиан и ариан, произведших указанными способами смятение и утвердивших систему злоучения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Апостол, впрочем, не показывает, почему он так называет Апеллия. Может быть, он был искусный проповедник и знаток писаний о Христе, или, вернее, испытанный в страданиях за Христа, как впоследствии – исповедники. Сущыя от Аристовула – то есть верных из дома Аристовулова. Апостол не приветствует его самого, потому что он или находился в отсутствии, или умер. [ Стих 11. Иродиона. В чём состояло сродство его с Павлом, как и сродство Андроника и Юнии, остаётся неизвестным. Иже от Наркисса сущыя о Господе. Апостол не говорит о самом Наркиссе, а только о тех из домашних его, которые уверовали во Христа. Толкователи между отпущенниками Императора Клавдия находят Наркисса, бывшего при Императоре секретарём (Tacit., annal. 11:29) и казнённого в начале царствования Нерона – то есть, до написания Послания к римлянам]. Стих 13. Руфа, избранного о Господе, и матерь его и мою. Руфа обыкновенно почитают сыном Симона Киринейского ( Мк.15:21 ). Апостол называет мать Руфа и своей из благодарности за ту любовь и заботы, которые она оказывала некогда Павлу, может быть, в дни юности, когда Савл воспитывался в Иерусалиме у ног Гамалиила и жил в семействе Симона Киринейского. Во время написания Послания к римлянам это семейство, или вернее, Руф с матерью жили уже в Риме; и апостол туда шлёт им своё приветствие]. Стих 21. Лукий, и Иасон, и Сосипатр, сродницы мои. Некоторые считают этого Лукия, или Луция, за одно лицо с Евангелистом Лукой; но его имя нигде не встречается в таком сокращении. Скорее это Лукий Киринеянин, упоминаемый в Деян.13:1 . Из той же книги Деяний известны Иасон ( Деян.17:5 ) и Сосипатр ( Деян.20:4 ); но какое было родство между ними и Павлом, неизвестно. [ Стих 23. Гаий странноприимец. В Послании к коринфянам ( 1Кор.1:14 ) апостол говорит, что он крестил Гаия; но этого ли – неизвестно. В книге Деяний ( Деян.19:29 ) в числе спутников Павла упоминается Гаий македонянин. Куарт брат – конечно, по вере, а не по плоти]. [Примечание. Все упоминаемые в этой главе лица мужеского рода Священным Преданием включается в число 70-ти апостолов ( Лк.10:1 ), хотя большая часть из них несомненно призвана к вере во Христа уже апостолами].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Тогда он вознегодовал и, по просьбе епископов и всей братии, прибыв в Александрию, осудил ариан. Здесь Господь чрез него освободил многих от бесов и исцелил повредившихся в уме, так что в немногие дни его пребывания в Александрии обратилось в христианство из язычников столько, сколько в иные времена обращалось в продолжение года». Так пишет очевидец – сам св. Афанасий. Это было при императоре Констанции. После смерти Афанасия на престол александрийской патриархии вступил арианин Лукий, воздвигший жестокое гонение на православных. В это время отцами монахов были по жизни и по летам Макарий (Египетский) и Исидор, другой Макарий (Александрийский) и Гераклид и Памво, ученики Антония. Когда они находились в палатках и среди молитвы ожидали убийц (посланных Лукием), принесен был к ним человек, издавна сухий всеми членами, особенно же ногами. Но когда он помазан был елеем во имя Господне, тотчас утвердились стопы его. И когда они сказали: во имя Иисуса Христа, Которого Лукий гонит (то есть в лице исповедующих Его единосущным Богу Отцу), стань на твои ноги и возвратись в дом свой; он, тотчас встав и скача, стал благословлять Бога. Об этом говорит очевидец, западный церковный историк Руфин, бывший в то время у этих отцов-подвижников. «Я говорю о том, что сам видел», – пишет он. Это было при императоре Валенте. 4 . Север, известный всему городу, как слепой, во время торжественного перенесения мощей св. муч. Гервасия и Протасия, кои были открыты по наставлению свыше св. Амвросием Медиоланским (которого в то время за ревность к православию сильно гнала зараженная арианством царица Иустина), коснулся платком покрова мучеников, поднес его к своим глазам и прозрел на глазах всех. Он остался при храме мучеников и служил при нем и был свидетелем чуда более 25 лет. Эти дивные события подействовали на Иустину так, что она прекратила преследование Амвросия и православных. 5. Из четвертого столетия до нас дошли описания многих чудес в сочинениях Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

    Лонгин (долгий, дат.), сотник и два конца, мучч. каппадокийский, 16 октяб.     Лонгин, муч, никомидийский, 24 апреля.     Лонгин, муч. мелитинский, 7 ноября.     Лонгин муч., с Орент ием и др., 24 июня.     Лот праведный с Авраамом, 9 окт., (покрывало, евр.).     Лука (тоже, что Лукан, из Лукаши), евангел., ап. из 70, 18 окт. и 22 апр.     Лука, диакон вавилонский, муч. кордувский, 30 июля.     Лука, диакон, муч. емисский, 29 января.     Лука преп., из Тавромены, 5 ноября.     Лука, преп. елладский, 7 февр.     Лука преп., игумен Спасовой обители реки Глубокой, 7 сент.     Лука новый, столпник халкидонский, 11 декабря.     Лукиллиан, муч. византийский, 3 июня.     Лукина (светлая, лат.), св. жена, с Маркеллом напою, 7 июня.     Лукиан (светиый, лат.), муч. белгийский, 3 июня.     Лукиан, муч. диррахийский, 7 июля.     Лукиан, пресв. антиохийский, муч. никомидийский, 15 окт.     Лукиан, муч., с Илиею и друг., 13 сент.     Лукиан, муч. кампонийский, 6 июля.     Лукиан мучен., тарсянин, 3 июня.     Лукий (светящий, лат.), апост. из 70, 10 сент.     Лукий, муч. римский, 1 июня.     Лукия (светлая, лат.), девица, муч. сиракузская, 13 дек.     Лукия, мученица миринейская, 4 июля.     Лукия демица, муч. кампанийская, 6 июля.     Лупп (волк, лат.), мучен., 23 августа.     Лупп, муч. солунский, 26 окт.     Любовь, мученица римская, 17 сент.     Людмилла, княгиня чешская, сент.     Мавра (темная, греч.), муч. фиваидская, 3 мая.     Мавра преп., 30 окт.     Маврикий (см. ниже Мавр) и 70 воинов мучч., 22 февр.     Маврикий, из числа 45 муч. никопольских, 10 июля.     Мавр (темный, греч.), муч. римский, 19 марта.     Мавр воин, муч. римский, 7 июня.     Мавсима, пресвитер сирийский, 23 янв.     Магн (великий, лат.), муч. кизический, 29 апреля.     Макарий (блаженный, греч.), муч. африканский, 10 апр.     Макарий, муч. аназарвский, 5 февраля.     Макарий, муч. мелитинский, 6 сентября.     Макарий исповедннк, пресв. антиохиский, 19 февраля.     Макарий, преп. египетский, 19 января.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010