В дни жизни сего преподобного Макария египетского просиял добродетельной жизнью в тех же пустынных местах, где жил и Макарий египетский , другой преподобный – Макарий Александрийский . Он был пресвитером в монастыре, носившем наименование Кельи 741 . Местность эта находилась в пустыне между Нитрией и скитом. Сей блаженный Макарий Александрийский часто приходил к преподобному Макарию египетскому и многократно они вместе, ходили по пустыне, ибо они питали друг к другу великую любовь. Когда воцарился нечестивый император Валент арианин 742 , то воздвиг весьма жестокое гонение на православных. В Александрию, по царскому распоряжению, прибыл Лукий, арианский епископ 743 , с многочисленным войском, который сверг с епископской кафедры православного епископа, блаженного Петра, преемника святого Афанасия Великого . Кроме сего епископ Лукий послал воинов в пустыню, чтобы схватить и отправить в изгнание всех святых отцов пустынников. В числе первых были схвачены оба преподобных Макария. Воины взяли их ночью и, посадив на корабль, отвезли на один отдаленный остров, жители которого не знали истинного Бога, но поклонялись идолам. У одного из идольских жрецов, бывших на том острове, была дочь, одержимая бесом. Почувствовав пришествие преподобных вместе с другими отцами на остров, девица эта побежала навстречу им, громко взывая: – Для чего вы пришли сюда? Ведь этот остров наше давнишнее жилище. Преподобные, сотворив молитву, изгнали беса из девицы, и она стала совершенно здоровою. Увидав это, отец ее, идольский жрец, тотчас уверовал во Христа и принял святое крещение. Также и все жители того острова обратились к Христу и обратили свой языческий храм в христианскую церковь . Узнав о случившемся, нечестивый епископ Лукий был сильно пристыжен, что он таковых великих отцов изгнал из их монастырей. Посему он тайно послал, чтобы снова возвратили блаженных Макариев и всех, бывших с ними, святых отцов в места их прежнего обитания. Таким образом, преподобный Макарий египетский снова возвратился в скитскую пустыню, а преподобный Макарий Александрийский в вышеназванное место келью; также и прочие честные отцы возвратились в свои обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОНГИН [Греч. Λογγνος], прп. (пам. греч. 17 нояб.), егип. подвижник. Память Л. и посвященное ему двустишие, в к-ром о Л. говорится как о великом постнике, находятся в визант. стишных Синаксарях, в слав. стишных Прологах ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 3. С. 65) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца. В совр. календаре РПЦ память Л. отсутствует. Подробностей и времени жизни подвижника источники не сохранили. О нем известно только, что он скончался в мире. Преподобный отождествляется с аввой Лонгином, о котором есть несколько упоминаний в Apophthegmata Patrum - агиографическом памятнике IV-VI вв., представляющем собой сборник рассказов и назидательных поучений егип. монахов. Там, в частности, содержатся неск. бесед аввы Л. с др. отцами относительно добродетелей и аскезы. Напр., в беседе с аввой Лукием Л. задал ему 3 вопроса о своих помыслах. О желании странствовать авва Лукий сказал, что если не сдерживать свой язык, не получится быть странником; но если соблюдать воздержание там, где находишься, то можно и никуда не уходя сделаться странником. О желании Л. поститься 2 дня подряд авва Лукий ответил, что полезнее будет обуздывать свои дурные помыслы. О желании Л. удалиться от людей авва Лукий рассудил, что если не научиться хорошо жить с людьми, не получится и хорошо жить одному. Некая женщина, больная раком груди, будучи наслышана о Л., жившем в 9 милях к западу от Александрии, как о человеке, через которого подается благодать, отправилась к нему в надежде на исцеление. Повстречав старца, но не зная, что это и есть Л., она открыла ему свою беду. Тот перекрестил болящую со словами, что ее исцелит Господь, а Л. ничем не сможет помочь. Женщина через нек-рое время выздоровела, а позже узнала, что тогда беседовала с Л. Ист.: Apophthegmata patrum//PG. 65. Col. 255-256 [алф. часть алф.-аноним. собр.; пер.: Достопамятные сказания. 2010. С. 149-151]; SynCP. Col. 233; Νικδημος. Συναξαριστς. 1998. Τ. 2. Σ. 129-130. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 276. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2110687.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ХАРАЛАМПИЙ МАГНЕЗИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Харалампий, еп. Магнезийский. Икона Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский Видя терпение старца и полное его незлобие, два воина Порфирий и Ваптос открыто исповедали Христа, за что тотчас же были усечены мечом. Присутствовавшие при страданиях епископа Харалампия три женщины также стали прославлять Христа и немедленно были замучены. Разгневанный Лукий сам схватил орудия пыток и стал терзать священномученика, но внезапно у него, как отсеченные мечом, отнялись руки. Пришедший к месту казни правитель плюнул в лицо святого, и тотчас голова его оказалась повернутой назад. Тогда Лукий стал умолять святого о пощаде, и по его молитве оба мучителя тут же получили исцеление. При этом множество свидетелей уверовали во Христа. Среди них был и Лукий, который припал к ногам святого старца, прося прощения. Лукиан донес о случившемся императору Септимию Северу (193-211), находившемуся в это время в Антиохии Писидийской , и тот распорядился привести святого Харалампия к себе, что было исполнено с невиданной жестокостью: священномученика влачили, привязав веревку к бороде. Император приказал мучить епископа еще сильнее, и его стали палить огнем. Но Сила Божия помогала святому, и он остался невредим. Кроме того, по его молитве стали совершаться чудеса: воскрес умерший юноша, исцелился бесноватый, мучимый бесом 35 лет, так что народ во множестве стал исповедовать Христа Спасителя. Во Христа уверовала даже дочь императора Галина, дважды сокрушившая идолов в языческом храме. По приказу императора святителя били камнями по устам, хотели поджечь бороду, из которой вышло пламя, опалившее мучителей. Полные злобы, Септимий Север и его вельможа Крисп воздвигли хулу на Господа, глумливо призывая Его сойти на землю, похваляясь своей силой и властью. Случившееся землетрясение повергло все в трепет, оба же нечестивца повисли в воздухе, связанные невидимыми узами, и лишь по молитве святителя были возвращены вниз. Устрашенный император поколебался было в своем нечестии, но вскоре опять впал в заблуждение и приказал мучить святого, наконец, осудил его на усечение мечом.

http://drevo-info.ru/articles/9009.html

В дни жизни сего преподобного Макария египетского просиял добродетельного жизнью в тех же пустынных местах, где жил и Макарий египетский, другой преподобный — Макарий Александрийский. Он был пресвитером в монастыре, носившем наименование Кельи [ 12 ]. Местность эта находилась в пустыне между Нитрией и скитом. Сей блаженный Макарий Александрийский часто приходил к преподобному Макарию египетскому и многократно они вместе ходили по пустыне, ибо они питали друг к другу великую любовь. Когда воцарился нечестивый император Валент арианин [ 13 ], то воздвиг весьма жестокое гонение на православных. В Александрию, по царскому распоряжению, прибыл Лукий, арианский епископ [ 14 ], с многочисленным войском, который сверг с епископской кафедры православного епископа, блаженного Петра, преемника святого Афанасия Великого. Кроме сего епископ Лукий послал воинов в пустыню, чтобы схватить и отправить в изгнание всех святых отцов пустынников. В числе первых были схвачены оба преподобных Макария. Воины взяли их ночью и, посадив на корабль, отвезли на один отдаленный остров, жители которого не знали истинного Бога, но поклонялись идолам. У одного из идольских жрецов, бывших на том острове, была дочь, одержимая бесом. Почувствовав пришествие преподобных вместе с другими отцами на остров, девица эта побежала на встречу им, громко взывая: — Для чего вы пришли сюда? Ведь этот остров наше давнишнее жилище. Преподобные, сотворив молитву, изгнали беса из девицы, и она стала совершенно здоровою. Увидав это, отец ее, идольский жрец, тотчас уверовал во Христа и принял святое крещение. Также и все жители того острова обратились к Христу и обратили свой языческий храм в христианскую церковь. Узнав о случившемся, нечестивый епископ Лукий был сильно пристыжен, что он таковых великих отцов изгнал из их монастырей. Посему он тайно послал, чтобы снова возвратили блаженных Макариев и всех, бывших с ними, святых отцов в места их прежнего обитания. Таким образом, преподобный Макарий египетский снова возвратился в скитскую пустыню, а преподобный Макарий Александрийский в вышеназванное место келью; также и прочие честные отцы возвратились в свои обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Был созван этот собор Александрийским патриархом, чтобы могли епископы совместными молитвами повергнуть в прах всех языческих идолов, находящихся в капищах. И действительно, по молитвам их многие идолы были повержены. И остался наконец лишь один, который противостоял всем молитвам собора. В то время приблизился к берегу корабль, на котором плыл Спиридон, спеша принять участие в соборе. И когда корабль вошел в гавань, главный идол зашатался и рухнул со своего подножия. То видя, воскликнул патриарх: — О, друзья, Спиридон Тримифундский приближается. Празднование: 12/25 декабря. 3. ЛЕВ КАТАНСКИЙ И ИЛИОДОР–ВОЛХВ В городе Катане, в стране Сицилийской, был епископом святой Лев–чудотворец, истинный отец сиротам и нищим, победитель бесовской силы и ухищрений, пастырь Божий. И жил в этой стране некий муж именем Илиодор, отпавший от христианской веры и предавшийся в руки диавола. И был он научен диаволом, господином своим, творить различные чудеса и волхования, которые вводили в великий соблазн и в страшное искушение всех жителей той страны. Так, являл он неожиданно людскому мечтанию реку среди города, и люди разувались, чтобы перейти эту реку вброд, на самом же деле пребывали они среди сухой городской площади. Или претворял он комок земли в золото, и многие начинали спор о таком золоте, найдя его на своем пути, и спор этот кончался взаимным побоищем. Когда же кто овладевал мнимым золотом, то оно вновь превращалось в комок земли. Еще смущал он покой отроковиц, и блуждали они по городу, как бы вкусившие пьяного вина, и произносили непотребные слова, так сильно огорчая и мучая своих родителей. И многие другие чудесные волхования совершал Илиодор, всегда стремясь внести раскол и соблазн в души христиан и глумясь над верой христианской и над правилами общежития. Многие жаловались на него игумену той страны Лу–кию, так что был принужден Лукий схватить волхва и отправить на царский суд в Царьград. Царь же Лев и сын его Константин Багрянородный, узнав о всех лукавых волшебствах Илиодора–волхва, повелели предать его смерти, но в то время, как был произнесен приговор этот, стал Илиодор невидим и очутился волшебством своим в Катане. И вторично схватил его игумен Лукий и заковал в тяжелые цепи, и на корабле доставил в Царьград. Со многими трудностями был он приведен к месту казни. Когда же палач замахнулся и потом опустил меч, то оказалось, что ударил он по пустому воздуху, потому что исчез Илиодор с места казни и вновь очутился в Катане. И начал он более прежнего глумиться над людьми и над верой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=799...

Князь, однако, весьма просчитался, Посрамленным навеки остался: Три девицы пребыли тверды, Угасили его мечты. Во Христе нет ни жен, ни мужей – Укрепляет Он верных людей, Силой свыше таких наделяя, – А они, на Него уповая, Ко страданьям спешат без сомнений, Без рыданий и без сожалений. Крепость веры – царей пережила, И веками вселенной светила, Не иссякла за тысячи лет – И поныне жив ее свет. Перед ней всяко зло отступает И железо, как брение, тает. Минодора, а с ней Митродора И их младшая сестра, Нимфодора, Божьей силой врагов победили И Завет до конца сохранили. Жизнь отдали во славу Христову – В небесах обрели ее снова. 2. Св. царица Пульхерия . Дочь императора Аркадия. Взяла на себя обет пожизненного девства, в ознаменование чего воздвигла в соборной церкви святой престол из золота и драгоценных камней. Соцарствовала со своим братом, Феодосием Младшим. Великая ревнительница православной веры. По ее настоянию был созван в Ефесе Третий Вселенский Собор, осудивший ересь Нестория. Построила [она и] знаменитую церковь Пресвятой Богородицы во Влахерне в Царьграде. По смерти Феодосия обвенчалась с новоизбранным императором Маркианом, но жила с ним, как [сестра] с братом. Обрела мощи святых сорока мучеников Севастийских. Упокоилась в Господе 10 сентября 453 года, достигнув 55-летнего возраста. 3. Свв. апостолы Апеллий [в серб.: Аполлос . – Пер.], Лукий и Климент . Принадлежали к числу семидесяти Апостолов. Аполлос ( Деян. 18:24–28 ) 137 был епископом в Смирне прежде святого Поликарпа. Святой Лукий (Луций) ( Рим. 16:21 ) был епископом в Лаодикии [Сирской]. Святой Климент ( Флп. 4:3 ) был епископом в Сардике. 4. Святые три жены , подвизавшиеся в пустынной горе. Одна знатная цареградская госпожа с двумя своими служанками. Презрев суету сего, удалились они в места уединенные, где, пребыв в подвиге 11 лет, упокоились в Господе. Рассуждение Примеры мужества и терпения, явленные христианскими мученицами (а их насчитывались многие тысячи), осияли лучезарной славой все страницы истории христианской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Иоанн X 914–928. Лев VI 928–929. Стефан IX 929–931. Иоанн XI 931–936. Лев VII 936–939. Стефан IX 939–942. Марин II 942–946. Агапит II 946–955. Иоанн XII 955–964. Лев VIII 963–965. Венедикт Y 964. Иоанн XV 965–972. Венедикт VI 973–974. Венедикт VIII 974–983. Иоанн XIV 983–984. Бонифатий VII 984–985. Иоанн XV 985–996. Григорий V 996–999. Иоанн XVI антип. 997–998. Сильвестр II 999–1003. Иоанн XVII 1003. Иоанн XVIII 1003–1009. Сергий IV 1009–1012. Венедикт VIII 1012–1024. Григорий антипапа 1012. Иоанн XIX 1024–1033. Венедикт IX 1033–1048. (Сильвестр III антипапа 1044). Григорий VI 1045 (купил папство у Венедикта IX и отказался). Климент II 1046–1047. Данас II 1047–1048. Лев IX 1049–1054. Виктор II 1055–1057. Стефан X 1057–1058. Венедикт X 1058–1059. Николай II 1059–1061. Александр II 1061–1073. Гонорий II антипапа 1061–1064. Григорий VII 1073–1085. Клименит III антипапа 1084–1100. Виктор III 1086–1087. Урбан II 1088–1099. Пасхалий II 1099–1118. Феодерих антипапа 1100. Алберт антипапа 1102. Мигинульф-Сильвестр IV антипапа 1105–1111. Геласий II 1118–1119. Каллист II 1119–1124. Бурдин, Григорий VIII, антипапа 1118–1121. Тебальд, Буккапек, Келестин, антипапа 1124. Гонорий II 1124–1130. Иннокентий II 1130–1143. Анаклет II антипапа 1130–1138. Григорий, Виктор IV, антипапа 1138. Калестин II 1143–1144. Лукий II 1144–1145. Евгений III 1145–1153. Анастасий IV 1153–1154. Адриан IV 1154–1159. Александр III 1159–1181. Виктор IV антипапа 1159–1164. Пасхалий III антипапа 1164 –1168. Каллист III антипапа 1168–1178. Иннокентий III антипапа 1178–1180. Лукий III 1181–1185. Урбан III 1185–1187. Григорий VIII 1187. Климент III 1187–1191. Келестин III 1191–1198. Иннокентий III 1198–1216. Гонорий III 1216–1227. Григорий IX 1227–1241. Келестин IV 1241. Иннокентий IV 1243–1254. Александр IV 1254–1261. Урбан IV 1261–1264. Климент IV 1265–1268. Григорий X 1271–1276. Иннокентий V 1276. Адриан V 1276. Иоанн XXI 1276–1277. Николай III 1277–1280. Мартин IV 1281–1285. Гонорий IV 1285–1287. Николай IV 1288–1292.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

С воцарением императора Валента (364–378), разделявшего арианскую ересь, началось гонение на православных. Арианский епископ Лукий занял престол епископа Александрийского Петра и повелел изгнать всех иноков из пустыни. Воины схватили обоих старцев и отвезли их на один из островов Средиземного моря, где жили язычники. У жреца острова была бесноватая дочь, встретившая прибытие преподобных дикими криками. По молитве преподобных бес вышел из девицы, и она обрела разум. Увидев это чудо, отец ее и все жители острова приняли христианство. Узнав об этом, епископ Лукий устыдился и повелел возвратить преподобного Макария Великого в его скит, а преподобного Макария Александрийского – в его монастырь. Вернувшись в обитель, святой Макарий Великий продолжал назидать братию своим высоким примером. Однажды он шел на Нитрийскую гору со своим учеником и приказал ему идти вперед. Через некоторое время ученику повстречался языческий жрец, который нес для своих нужд тяжелое бревно. Ученик, зная, что это жрец, в озлоблении крикнул: «Куда идешь, демон?» Оскорбленный жрец избил его и пошел дальше. Через некоторое время он встретил преподобного Макария, который кротко сказал ему: «Бог спасет тебя, труженик». Изумленный жрец спросил святого, почему ранее встреченный инок оскорбил его, а Макарий приветствует. Преподобный Макарий ответил, что труд, который подъемлет жрец, неся тяжелое дерево, внушает к нему сочувствие и что Макарий желает спасения его душе. Вступив в беседу с преподобным и убежденный его проповедью Христа Спасителя, жрец принял монашество и стал иноком. Рассказывая об этом своим ученикам, преподобный Макарий заключил: «Злое слово и добрых злыми творит. Доброе же слово и злых соделывает добрыми». Говоря о молитвенном правиле монахов, преподобный учил, что не нужно многословия, но достаточно искреннего прошения «Господи, якоже хощеши и якоже веси, помилуй мя» или даже простого взывания «Господи, помилуй». В ответ на просьбу одного инока сказать слово о пути к спасению, преподобный Макарий повелел ему идти на кладбище и там вслух бранить похороненных. Вернувшись с кладбища, инок сказал, что его брань была встречена полным молчанием. Старец приказал еще раз пойти на кладбище и громко восхвалять покойников. Результат был такой же. Вернувшемуся с кладбища иноку преподобный Макарий дал совет подражать умершим: не гневаться на хулу и не гордиться в ответ на похвалы, чтобы таким путем спасти душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но ничего не могли сделать против силы Божьей. Бог подтверждал православную веру в Сына Божия великими знамениями и чудесами. Скажем о некоторых из них. Однажды, пишет св. Афанасий, архиепископ Александрийский, в составленном им житии преподобного Антония Египетского, Ариане распустили слух, будто и Антоний одинаковых с ними мыслей, тогда он вознегодовал и по просьбе епископов и всей братии, прибыв в Александрию, осудил ариан. Здесь Господь чрез него освободил многих от бесов и исцелил повредившихся в уме, так что в немногие дни его пребываний в Александрии обратилось в христианство из язычников столько, сколько в иные времена обращалось в продолжение года. Так пишет очевидец сам св. Афанасий. Это было при императоре Констанции. После смерти Афанасия на престол Александрийской патриархии вступил арианин Лукий, воздвигший жестокое гонение на православных. В это время отцами монахов были по жизни и по летам Макарий (Египетский) и Исидор, другой Макарий (Александрийский), и Гераклид и Памво, ученики Антония. Когда они находились в палатках и среди молитвы ожидали убийц (посланных Лукием), принесен был к ним человек, издавна сухой всеми членами, особенно же ногами. Но когда он помазан был елеем во имя Господне, тотчас утвердились стопы его. И когда они сказали: во имя Иисуса Христа, которого Лукий гонит (то есть, в лице исповедующих Его единосущным Богу Отцу), стань на твои ноги и возвратись в дом свой, он тотчас, встав и скача, стал благословлять Бога. Об этом говорит очевидец западный церковный историк Руфин, бывший в это время у этих отцов подвижников. Я говорю о том, что сам видел, пишет Он. Это было при императоре Валенте. При этом же императоре ариане стали разглашать, что знаменитый подвижник Иулиан Савва, живший в Месопотамии при реке Евфрате, участвует в их учении. По просьбе епископов антиохийского патриархата Иулиан пришел в Антиохию сирскую. Исцелив многих больных в доме, в коем остановился, он пошел в собрание православных. Когда он проходил под вратами царских палат, один нищий, лишенный употребления ног, сползавший по земле, прикоснувшись рукой к его плащу, освободился от болезни и, вспрыгнув, побежал так, как ходил до болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Память 27 мая Страдание святых мучеников Феодоры и Дидима В царствование императоров Диоклитиана и Максимиана во время управления городом Александриею князем Евстратием, было издано приказание царское, повелевавшее христианам или принести жертвы богам, или принять мучения. Евстратий князь, сев на судилище в Александрии, приказал привести к себе на суд Феодору, христианскую девицу, недавно взятую и заключенную в темницу. Когда она была приведена, судья спросил ее: — Какой ты веры, девица? Отвечала святая: — Я христианка. Судья сказал: — Свободная ли ты, или рабыня? — Я сказала тебе, — отвечала Феодора, — что я христианка; Христос же, придя в мир, освободил меня от греха; рождена же я родителями славными в суетном мире сем. Князь, посмотрев на градоначальника, по имени Лукий, спросил его: — Знаешь ли ты эту девицу? Лукий отвечал: — Да я знаю, что она происходит из благородного и честного рода. Тогда князь сказал, обратившись к Феодоре: — Если ты, девица, происходишь из благородного и честного рода, то почему ты до сих пор еще не вышла замуж? Девица отвечала: — Я отреклась от брака ради Христа, ибо Господь наш Иисус Христос, придя в мир и родившись от Пречистой Приснодевы Марии, освободил нас от тления и обещал даровать нам жизнь вечную. И вот я, веруя в Него, решила ради любви к Нему сохранить в чистоте девство мое до самой моей смерти. Судия сказал на это: — Цари приказали нам всех девиц, желающих сохранить свою чистоту, принуждать к поклонению богам нашим; если же вы не захотите поклониться богам, то будете отданы в блудилище. Отвечала девица: — Вероятно ты понимаешь, что Бог смотрит прежде всего на изволение сердечное. Будучи Сердцеведцем, Он знает все помышления наши и самые намерения наши принимает как дело. Мой Бог знает намерение мое — сохранить в чистоте девство свое; поэтому, если ты и прикажешь, как ты хвалишься, отдать меня блудникам, то это не будет прелюбодеянием для тела моего, а будет насилием и страданием мне; и если ты отсечешь мне голову, или руку, или ногу, или насильно лишишь меня девства, ты через это сделаешь меня не блудницей, а мученицей. Но знай, что Владыка и Бог мой силен сохранить в чистоте девство мое, если пожелает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010