Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Харалампий Магнезийский, сщмч. - житие Священномученик Харалампий (память 10 февраля по старому стилю) Святой священномученик Харалампия был епископом в городе Магнезии, в Фессалии; жил во второй половине II века. Он обратил ко Христу многих из язычников, наставлял их на путь спасения, поучая Слову Божию. За Евангельскую проповедь святого епископа Харалампия привели на суд к правителю Лукиану и военачальнику Лукию. Угрожая мучениями, они требовали от епископа Харалампия принесения жертвы языческим богам. В ответ святой твердо исповедал свою веру во Христа. Тогда священномученика Харалампия подвергли жестоким истязаниям. Его подвесили на дереве и строгали тело железными крюками до тех пор, пока не содрали кожу с головы до ног. «Благодарю вас, братие, — говорил при этом мученик. — Острогавши тело, вы обновили мой дух». Воины Порфирий и Ваптос, истязавшие святого епископа, были так поражены его незлобием и терпением, что открыто исповедали Воскресшего Христа. Оба они были тотчас усечены мечом. Вместе с ними были усечены три женщины, которые, подобно Порфирию и Ваптосу, уверовали во Христа. Военачальник Лукий сам взял орудия пыток и жестоко терзал тело святого Харалампия, но вдруг руки его отнялись у локтей. Лукиан, увидя это, плюнул в лицо священномученика Харалампия, и внезапно голова его повернулась назад лицом. Тогда народ, объятый ужасом, стал молить святого мученика отвратить Божий гнев. С ними просил и Лукий. По молитвам святого мученика Лукий и Лукиан были исцелены. Тогда и Лукий уверовал во Христа и крестился. Множество очевидцев также обратились к истинной Христовой вере, другие получали исцеления от различных недугов по молитвам священномученика Харалампия. Лукиан донес обо всем случившемся императору Септимию Северу (193-211), находившемуся в Антиохии. Император распорядился привести святого к нему. Исполняя приказание, воины вбили в тело мученика острый железный гвоздь, в бороду вплели веревку и, обмотав вокруг шеи, повлекли его к императору. Сам император, увидев святого, вонзил в грудь священномученика Харалампия три острых кола, а потом приказал палить его на медленном огне. Но сила Божия укрепляла святого Харалампия, и он остался невредим.

http://pravicon.com/info-3594

Он хорошо умел писать сочинения и, достигши в этом искусстве высокого совершенства, оставил церквам много собственноручно написанных книг. Посему родной сын его Лей сделал на него донос игемону [ 5 ] Дивилиану, что он, имея книги, многих отвращает от служения богам к вере во Христа. Вследствие этого доноса святой Феодор приведен был к игемону и за ним последовало много христиан, в числе которых были святые Лукия и Иероя. От него потребовали, чтобы он отдал свои книги; но он не исполнил этого требования и не покорился, когда велели ему отречься от Христа. За это его сильно избили оловянными палками. После сего он пошел и разрушил языческие жертвенники. Тогда его повесили на дерево и стали строгать по всему телу и при этом растирали раны уксусом, солью и острыми черепками и, наконец, отрезав ему бритвой язык, отвели в темницу. Взяв от преподобных жен [ 6 ] свой отрезанный язык, святой Феодор положил его себе на грудь, и все заметили, как голубь, слетая в окно темницы, прикасался к святому. Видя это, некий язычник Лукий уверовал во Христа, а святой мученик стал здоровым, но прожив после этого немного времени, скончался [ 7 ], причем душа его вышла из тела вместе с голубем. Между тем игемон, узнав, что Лукий уверовал во Христа, повелел предать смерти святых Лукию, Иерою и Киприллу, а также и всех тех, которые были крещены святым Феодором. После сего Лукий принял крещение и обратил к вере во Христа самого игемона Дигниана. Тогда они оба вместе отплыли из Крита на остров Кипр к другому игемону, который предавал мучениям христиан, и Лукий тайно от Дигниана предал себя мучителям. Он пошел и разрушил языческие жертвенники, за что ему отсекли мечом голову. Дигниан взял тело его и предал погребению. Память сих святых мучеников празднуется в храме святого Феодора, находящемся в Пергии [ 8 ]. Святая мученица Киприлла была родом из того же города, где жил и святой Феодор. Вышедши замуж, она прожила с мужем около двух лет и после смерти его оставалась вдовою 28 лет. Страдая сильными головными болями и жалея своих родителей, она для исцеления от своего недуга пришла к святому епископу Феодору, заключенному уже за исповедание веры во Христа в темницу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Святой Харалампий сказал на это: «Жив Господь Бог, что в сердце моем нет злобы, а на языке – лести! Вы сами видите, как Христос Бог наказал сих беззаконных начальников, Он же дарует нам и жизнь вечную, а нечестивых – погубит». Тогда все воззвали к Господу: «Господи, не погуби нас, согрешивших Тебе! Вот Ты ныне, Боже, наказал наших князей, дабы привести нас к свету и соделать достойными жизни вечной». И уверовало здесь во Христа великое множество народа. После этого Лукий сказал: «Человек Божий, Ангел Господень, помилуй меня, люто страждущего; мои вот руки отягощают тебя, вися на твоем теле: возврати их на свое место, тогда и ты избавишься от тягости, и я исцелюсь от своего недуга, и, если ты это сотворишь, я уверую в твоего Бога». Тогда святой, изливая пред Господом свое моление, воскликнул: «Варух, Мануид, Марон-Афа, Раввуни, т.е. благословенный, с нами Боже, Господи наш, восприявший нашу плоть, Учитель мой, призри на смирение окованных, разреши от уз кары – судей моих сих и исцели меня – всего изъязвленного исповедника Твоего!» И вот послышался голос с неба, произносивший: «Харалампий – земной светильник, озаряющий и небо, слуга ангелов, сожитель пророков, друг апостолов, совоин мучеников и Моей беседы достойный, Я услышал молитвы твои и принял слова уст твоих, да будет это моление твое во исцеление сим болящим». И тотчас же Лукий и игемон Лукиан исцелились от своих болезней. Тогда Лукий, припав к ногам святого мученика, стал просить крещения, какового вскоре и удостоился, а игемон прекратил гонение на христиан: «пока, – сказал он, – я не извещу обо всем этом царя». После этого многие, приходя к святому, по исповедании грехов своих, крестились, а больные различными недугами получали исцеление. Игемон же Лукиан, отправившись к императору Северу, который тогда находился в Антиохии Писидийской 1292 , рассказал ему обо всем, что произошло в Магнезии: «К нам явился, – говорил он, – некий человек из общества галилеян; он начал всех отвращать от богов, больным же – подавать исцеление; полководец Лукий, исцелев, уверовал во Христа, да и вся почти Магнезия приняла его веру; я же, тоже выздоровев, пришел сюда возвестить обо всем этом твоему царскому величеству».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУКИЙ Мч. Лукий. Фрагмент иконы сщмч. Феодора Киринейского, с предстоящими (ц. Всех святых на Кулишках, Москва) Мч. Лукий. Фрагмент иконы сщмч. Феодора Киринейского, с предстоящими (ц. Всех святых на Кулишках, Москва) († вскоре после 310), мч. (пам. визант. 20, 21, 22 авг.; пам. греч. 20 авг. и 28 нояб.- в Соборе Киринских святых). Житие Л. содержится в рукописи Vindob. hist. 45, XI в. (BHG, N 2243), оно лишь незначительно превосходит по объему синаксарные Жития, посвященные этому святому. Кроме того, о Л. повествуется в Житиях сщмч. Феодора Киринейского в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (BHG, N 2428) и синаксарей под 4 или 5 июля. Л. был первым из сенаторов ливийского г. Кирены , отличался могучим телосложением и превосходил всех приверженностью языческим богам. Он уверовал во Христа, увидев мучения и чудесное исцеление сщмч. Феодора , еп. Киринейского. Л. принял св. крещение и обратил ко Христу мн. язычников, в т. ч. своего друга, наместника Кирены Дигниана. Л. и Дигниан покинули Кирену и отплыли на Кипр. Когда там начались гонения на христиан, Л. тайно от Дигниана добровольно предал себя на мучения. Он разрушил языческие жертвенники и сокрушил идолов, за что был обезглавлен по приказу кипрского наместника. Дигниан предал погребению тело мученика. Когда спустя год после казни могила Л. была вскрыта, в ней обнаружили 3 розы, выросшие у него на груди. Эти цветы попытались сорвать, но они стали невидимыми. Некий не названный по имени иерей написал Мученичество Л. и построил храм во имя святого. Возможно, Житие в ркп. Vindob. hist. 45 является сокращенной версией этого Мученичества. Жития относят описываемые события к правлению Диоклетиана (284-305). Прп. Никодим Святогорец датирует кончину сщмч. Феодора Киринейского и Л. 299 г. Однако болландисты склоняются к тому, что сщмч. Феодор умер в 310 г., а Л. чуть позже. И. Делеэ считает «подозрительным» переезд Л. и Дигниана на Кипр и предполагает, что авторы Житий могли перепутать названия городов Кирены в Ливии и Киринии на Кипре ( Delehaye. 1907. P. 260-261). Это мнение разделяет и Ф. Алькен ( Halkin. 1985. P. 231).

http://pravenc.ru/text/2110859.html

Посему родной сын его Лей сделал на него донос игемону Дивилиану, что он, имея книги, многих отвращает от служения богам к вере во Христа. Вследствие этого доноса святой Феодор приведен был к игемону и за ним последовало много христиан, в числе которых были святые Лукия и Иероя. От него потребовали, чтобы он отдал свои книги; но он не исполнил этого требования и не покорился, когда велели ему отречься от Христа. За это его сильно избили оловянными палками. После сего он пошел и разрушил языческие жертвенники. Тогда его повесили на дерево и стали строгать по всему телу и при этом растирали раны уксусом, солью и острыми черепками и, наконец, отрезав ему бритвой язык, отвели в темницу. Взяв от преподобных жен свой отрезанный язык, святой Феодор положил его себе на грудь, и все заметили, как голубь, слетая в окно темницы, прикасался к святому. Видя это, некий язычник Лукий уверовал во Христа, а святой мученик стал здоровым, но прожив после этого немного времени, скончался причем душа его вышла из тела вместе с голубем. Между тем игемон, узнав, что Лукий уверовал во Христа, повелел предать смерти святых Лукию, Иерою и Киприллу, а также и всех тех, которые были крещены святым Феодором. После сего Лукий принял крещение и обратил к вере во Христа самого игемона Дигниана. Тогда они оба вместе отплыли из Крита на остров Кипр к другому игемону, который предавал мучениям христиан, и Лукий тайно от Дигниана предал себя мучителям. Он пошел и разрушил языческие жертвенники, за что ему отсекли мечом голову. Дигниан взял тело его и предал погребению. Память сих святых мучеников празднуется в храме святого Феодора, находящемся в Пергии Святая мученица Киприлла была родом из того же города, где жил и святой Феодор. Вышедши замуж, она прожила с мужем около двух лет и после смерти его оставалась вдовою 28 лет. Страдая сильными головными болями и жалея своих родителей, она для исцеления от своего недуга пришла к святому епископу Феодору, заключенному уже за исповедание веры во Христа в темницу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

После смерти Афанасия клир избрал архиепископом его брата Петра. Василий Великий (329 – 378), архиепископ Кесарии Каппадокийской, один из крупнейший деятелей восточной церкви, и римский папа Дамас тотчас признали Петра. Однако Валент желал, чтобы кафедру занял глава александрийских ариан Лукий. По приказу последнего полиция во главе с префектом в сопровождении толпы ариан ворвалась в церковь Феоны, и вновь в ней, как и 17 лет назад, разыгрались сцены насилия и убийства. Девственниц насиловали, влачили обнаженными по улицам города, убивали. Лукий занял кафедру. Начались преследования недовольных среди священнослужителей и мирян. Их арестовывали, ссылали в рудники. В рудник в Фэно был сослан даже посланник папы, прибывший в Александрию, чтобы поздравить Петра по случаю избрания. Все восточные кафедры при Валенте были отданы арианам. Его эмиссар в Египте Маги низложил одиннадцать епископов и выслал их в Палестину. Некоторые из них отправились в Антиохию к императору с жалобой, но тот велел сослать их в Неокесарию – область на севере Малой Азии. Петр бежал в Рим к папе Дамасу. По декрету Валента монахи были признаны военнообязанными. В монастыри Нитрийской пустыни была послана военная экспедиция с целью захвата монахов. Проводниками солдат стали арианские священники. В результате было схвачено пять тысяч монахов. Между тем, во Фракии вспыхнуло восстание вестготов, которые поселились там около 376 г., оттесненные гуннами. Предоставив вестготам убежище во Фракии, Валент обещал снабжать их пропитанием, но римская администрация не заботилась об этом, и терзаемые голодом поселенцы восстали. Военные действия приняли настолько серьезный оборот, что Валенту самому пришлось отправиться на войну. То ли предчувствуя опасность, то ли из суеверия он отдал приказ о возвращении из ссылки всех священнослужителей. 9 августа 378 г. в битве с готами римская армия потерпела жестокое поражение, а Валент таинственным образом исчез. Ходили слухи, что его перенесли в хижину, чтобы перевязать раны, а хижина сгорела. Во всяком случае, тело его найдено не было. Император Западной империи Грациан, горячий сторонник православия, подтвердил указ Валента о возвращении священников. Петр поспешил вернуться в Александрию. Едва он там появился, как вспыхнуло народное восстание против ариан, и Лукий был изгнан.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

И вот послышался голос с неба, произносивший: «Харалампий — земной светильник, озаряющий и небо, слуга ангелов, сожитель пророков, друг апостолов, совоин мучеников и Моей беседы достойный, Я услышал молитвы твои и принял слова уст твоих, да будет это моление твое во исцеление сим болящим». И тотчас же Лукий и игемон Лукиан исцелились от своих болезней. Тогда Лукий, припав к ногам святого мученика, стал просить крещения, какового вскоре и удостоился, а игемон прекратил гонение на христиан: «пока, — сказал он, — я не извещу обо всем этом царя». После этого многие, приходя к святому, по исповедании грехов своих, крестились, а больные различными недугами получали исцеление. Игемон же Лукиан, отправившись к императору Северу, который тогда находился в Антиохии Писидийской [ 3 ], рассказал ему обо всем, что произошло в Магнезии: «К нам явился, — говорил он, — некий человек из общества галилеян; он начал всех отвращать от богов, больным же — подавать исцеление; полководец Лукий, исцелев, уверовал во Христа, да и вся почти Магнезия приняла его веру; я же, тоже выздоровев, пришел сюда возвестить обо всем этом твоему царскому величеству». Услышав это, Север, исполнившись гнева, воскликнул: «О, вечные боги, опозоренные нечестивыми людьми! Зачем учение этих лживых людей так распространилось на земле!» И тотчас он послал триста бесчеловечных и лютых воинов схватить святого Харалампия. Он приказал им сначала предать святого мукам, а потом привести его из Магнезии в Антиохию. Воины, возвращаясь к царю, повели с собой и мученика Христова; они вбили в тело его острый железный гвоздь, в бороду же, довольно длинную, вплели веревку, и, обмотав ее вокруг шеи, так и влачили святого на пути к царю. И когда они уже отошли от Магнезии на пятнадцать стадий [ 4 ], шедший с правой стороны конь, обратившись к воинам, человеческим голосом ясно проговорил: «О, триста воинов, вы трижды скверные слуги диавольские! Разве вы не видите присутствующего с человеком сим Христа Бога и Святого Духа? Зачем же вы все это ему делаете? О, жестокосердые! Освободите же того, кого не можете связать, дабы вам и самим освободиться от уз».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Князь и весь народ, познав, что это был святой великомученик и Победоносец Георгий, приняли святое крещение. Двадцать пять тысяч народа, кроме жён и детей, возродились водой и Духом. Непрестанная молитва Некогда к Лукию, старцу Енатскому, пришли иноки, так называемые евхиты или молитвенники 177 . «Каким занимаетесь рукоделием?» – спросил у них Лукий. «Мы не занимаемся работой рук, – отвечали они, – но, по заповеди апостольской, непрестанно молимся». – «А едите ли?» – опять спросил старец. «Едим», – отвечали они. «Итак, когда едите, кто тогда за вас молится? – возразил Лукий. – Сверх того, спите ли вы?» – «Как же можно не спать!» – сказали евхиты. «Итак, когда спите, кто тогда за вас молится?» – опять возразил старец. Пришельцы не могли дать никакого ответа. Тогда преподобный Лукий сказал им: «Простите мою откровенность: вы сами себе противоречите. Я, напротив того, докажу вам, что, и занимаясь рукоделием, молюсь непрестанно. Например, плету из камыша корзины и читаю: “Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие моё...”, – не молитва ли это?» – «Конечно!» – отвечали евхиты. «Таким образом, проведя весь день в труде и молитве, – продолжал старец, – я вырабатываю немного денег: половину из них отдаю нищим, а другую употребляю на свои потребности. Когда же ем или сплю, тогда молятся за меня приемшие милостыню. Не видите ли, что я, с помощью Божьей, исполняю правило апостола и молюсь непрестанно?». Великопермский апостол Святой Стефан 178 , епископ Пермский, будучи иеромонахом, восприял твёрдое намерение – просветить крещением страну Пермскую. Слыша, что жители её, покрытые мраком идолопоклонства, чрезвычайно привержены к волшебству и чародействам, он объят был священной ревностью апостолов – спасти от погибели души человеческие, изведя их от тьмы и сени смертной к солнцу истинного Богопознания. На этот конец начал он учиться пермскому языку и через неутомимое прилежание успел столько, что вскоре изобрёл пермские буквы и на их наречие переложил несколько священных книг. Но это для великого пастыря казалось недостаточным: желая паче научиться Богомудрию, он после этого устремил всё своё внимание на язык греческий, в котором также достиг успехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

627-628 628-634 617-618 634-635 ЛУКИЙ († вскоре после 310), мч. (пам. визант. 20, 21, 22 авг.; пам. греч. 20 авг. и 28 нояб.- в Соборе Киринских святых) 634-635 ЛУКИЙ архиеп. Александрийский (после 24 дек. 361 - 21 февр. 362, 24 окт. 362 - 5 сент. 363, окт. 365 - 1 февр. 366, кон. 375 - 30 мая 378), арианин 635-636 636-637 637-640 640-641 ЛУКИЯ И ГЕМИНИАН († ок. 303), мученики (пам. визант. 16 и 17 сент.; пам. греч. 17 сент.; пам. зап. 16 сент.) 641-642 643-646 ЛУКУС мон-рь в честь Преображения Господня, действующий, женский, общежительный, принадлежит Мантинийской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви 646-647 ЛУКЬЯНОВ Сергей Михайлович (1855 - 1935), обер-прокурор (1909-1911) Синода, гос., общественный и медицинский деятель, педагог, литератор 647-651 ЛУЛЛ (ок. 710 - 786), св. (пам. зап. 16 окт.), еп. Майнца (с 754, архиепископ с 780/2), англосакс. миссионер в Германии 651-653 ЛУЛЛИЙ [Льюль] Раймунд (Рамон) (1232, по др. данным, 1233 или 1235, Пальма, о-в Мальорка - весна 1316?), католич. богослов, средневек. философ, христ. миссионер 653-659 ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (1875 - 1933), советский гос. деятель, нарком просвещения в 1917-1929 гг., один из организаторов антирелиг. борьбы 659-663 663-666 666-668 668-671 ЛУП [Луп из Ферьера; Серват Луп] (ок. 805 - ок. 862), аббат мон-ря св. Петра в Ферьере (ныне Ферьер-ан-Гатине, деп. Луаре, Франция), деятель Каролингского возрожд 671-672 672-673 673-675 675-676 ЛУРД город во франц. Пиренеях (деп. В. Пиренеи), место явления Пресв. Девы, почитаемое Римско-католической Церковью, центр католич. паломничества 676-679 ЛУРИЯ Ицхак бен Шломо Ашкенази (1534 - 1572), один из крупнейших иудейских каббалистов, родоначальник т. н. лурианской каббалы 679-680 ЛУРЬЕ Яков Соломонович (1921 - 1996), историк, литературовед, исследователь средневек. русской книжности, издатель и переводчик древнерус. лит. памятников, д-р исторических наук (1962) 680-682 ЛУЦИЙ [Лукий] (I в.), ап. от 70 (пам. 10 сент. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. визант. 30 июня)

http://pravenc.ru/vol/xli.html

Нил (1380–1388) Антоний IV (1389–1390) Макарий (вторично) (1390–1391) Антоний IV (вторично) (1391–1397) Каллист II Ксанфопул (1397) Матфей (1397–1410) Евфимий II (1410–1416) Иосиф II (1416–1439) Митрофан II (1440–1443) Григорий III Маммас (1443–1453) Афанасий (1450) Геннадий II Схоларий (1454–1456) Приложение 20 «Александрийские патриархи» Апостол и евангелист Марк (42–62/63) св. Аниан (62/63–83/84) св. Авилий (84–98) Кердон (98–109) Прим (110–121) Юст (Юстин) (121–130) Евмен (131–144) Mapk II (Маркиан) (144–154) Келадион (Келладий) (154–167) Агриппин (Агриппа) (167–180) Юлиан (Юлий) (180–189) Димитрий (189–231) Иракла (231 или 232–246/47) св. Дионисий Великий (247/48–264/65) св. Максим (Максимиан) (264/65–282) св. Феона (282–300) Петр Александрийский (300–311) Ахилла (312–313) св. Александр I (313–328) св. Афанасий Великий (328–336) Пист (337–338) св. Афанасий, повторно (337–339) Григорий (339–346) св. Афанасий, 3-й раз (346–356) Георгий (357–358) Георгий, повторно (361) Лукий (361) св. Афанасий, 4-й раз (362) св. Афанасий, 5-й раз (364–365) Лукий, повторно (365) св. Афанасий, 6-й раз (366–373) Петр II (373–374) Лукий, в 3-й раз (375–378) Петр II, повторно (379–380) св. Тимофей I (380–384) Феофил, Патриарх (384–412) св. Кирилл Великий (412–444) Диоскор (444–451) св. Протерий (451–457) Тимофей II Элур (457–460) Тимофей III Салофакиол (460–475) Тимофей II Элур повторно (475–477) Петр III Монг (477) Тимофей III Салофакиол, повторно (477–482) Иоанн I Талайя (482) Петр III Монг, повторно (482–489) Афанасий II Килит (489/90–496/97) Иоанн II Мелис (496–507) Иоанн III Никиот (507–516/17) Диоскор II (516/17–520) Тимофей IV (520–535) Феодосий I (535–537) Гайна (Гайан) (537) Павел Тавеннисиот (539–540/41) Зоил (541–551) св. Аполлинарий (551–568) Иоанн IV (569–579) св. Евлогий (580–607/08) Феодор Скрибон (607/08–609) св. Иоанн V Милостивый (609/10–619/20) Георгий I (621–630) Кир (630/31–642) Петр IV (642–644) вдовство кафедры Иоанн VI (?) Евтихий (?) Петр V (?) Петр VI (?) (кон. VII в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010