В греческой надписи, найденной в Коринфе и датируемой эпохой Августа, читаем: «Лукий, продавец мяса». Наличие в данном районе разрушенных храмов, одним из которых является дорический храм Аполлона, расположенный в северной части агоры, доказывает, что оттуда мясо принесенных в жертву животных доставлялось на агору, где оно и продавалось. 696 11. В настоящий момент древний Эфес, где труды апостола Павла увенчались таким блестящим успехом, относится к тем городам, которые раскопаны полностью или почти полностью. А значит, археологические находки проливают свет и на то замечательное место из повествования Луки ( Деян. 19, 23–41 ), что является «самой живописной сценой всей книги Деяний», которая несет на себе печать высшей степени психологической достоверности, так что каждая буква выдает здесь непосредственного очевидца описываемых событий». 697 Во времена апостола Павла Эфес был местом пребывания римского проконсула провинции Азия. По этой причине, а также в силу своего географического положения Эфес был важнейшим городом Малой Азии. Построенный неподалеку от устья Каистра, впадающего в Средиземное море, он стал поистине местом встречи Востока и Запада. Ко времени жизни Павла численность населения Эфеса, состоявшего по большей части из греков, достигала более трехсот тысяч. Когда апостол посетил город, тот еще сохранял свою древнюю славу и блеск, будучи, с религиозной точки зрения, крупнейшим центром почитания богини Артемиды. После 1350 года начинается период постепенного угасания города, он пустеет и уходит под землю, где будет пребывать в течение веков, пока в конце XIX столетия его сон не потревожит лопата археолога. В мае 1863 года на этой территории начинались систематические раскопки, которые проводились экспедицией под руководством английского архитектора Дж. Т. Вуда и которые продолжались вплоть до 1874 года. С 1896 года с приездом двух представителей Австрийского археологического института Отто Бендорфа и Рудольфа Хебердея начался новый этап исследований данного региона. В 1904–1905 гг. раскопки под руководством Д.Г. Хогарта велись на средства Британского института. Наконец в 1954 году раскопки были возобновлены австрийцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

В молитве увидели Молящуюся. Это событие учит нас, прежде всего, тому, что сильна и велика пред Богом молитва и особенно молитва общественная – в храме. Такая молитва всегда сливается с молитвой жителей неба. Матерь Божия и угодники Божии, видя наши усердные молитвы, становятся вместе с нами на молитву, укрепляют нас и возносят наши прошения ко Престолу Владыки. Сознание этого совместного предстояния весьма утешительно для христианина. Пусть его постигло какое-либо горе, пусть его забыли люди, он не будет унывать или впадать в отчаяние. Он знает, что на небе его не оставили, не забыли. Доколе в сердце его горит молитва, а рука поднимается для крестного знамения, дотоле, он уверен, не погибнет среди самых трудных обстоятельств жизни. Когда мы говорим о молитве, то вспоминаем апостольскую заповедь: Непрестанно молитесь ( 1Фес.5:17 ). И сразу у нас возникает вопрос: как понять эту заповедь или что значит непрестанно молиться? На этот вопрос так отвечает один старец Египетской пустыни: непрестанно молиться – значит «из самой глубины сердца воссылать моление к Богу с прошением полезного. Ибо не тогда мы только молимся, когда стоим на молитве, но истинная молитва есть та, когда мы можем всегда молиться в себе» (Древний Патерик, изложенный по главам. Пер. с греческого. Гл. 12, § 20. М., 1900. С. 241–242). Но мы опять-таки можем спросить: как же нам всегда молиться, если у каждого из нас есть дело, если каждый из нас обязан трудиться и трудиться добросовестно, примерно? И снова за ответом мы обращаемся к опыту великих молитвенников-подвижников. В беседе с иноками о непрестанной молитве авва Лукий вот как описал образ её применения в жизни им самим. «Размочив немного прутьев, – говорил он, – я сажусь с Богом и, плетя из них веревку, говорю: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое ( Пс.50:1 )». И спросил иноков: «Не молитва ли это?» Те отвечали: «Да». Старец продолжал: «Проведя целый день в работе, я зарабатываю более или менее шестнадцати монет.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Литература, послужившая материалом для пародий, в большинстве случаев нам неизвестна; сам Лукиан называет лишь нескольких авторов, в том числе Ямбула. Герой «Правдивой истории» попадает со своим судном на луну и звезды, в чрево кита и на острова блаженных. Социально политическое содержание пародируемых утопий не интересует Лукиана; его легкая и ироническая фантазия создает пародию чисто литературного порядка, серию увлекательных небылиц. Под именем Лукиана сохранилось 80 произведений; некоторые из них ошибочно приписаны Лукиану, а в иных случаях вопрос о подлинности является спорным. К этой последней категории спорных произведений принадлежит, между прочим, «Лукий, или Осел», сокращенное изложение романа о человеке, превращенном в осла. Роман известен нам и в более полной латинской редакции: это – знаменитые «Метаморфозы» Апулея, и в разделе, посвященном этому писателю, мы еще вернемся к произведению, дошедшему под именем Лукиана. Лукиан был слишком боевой фигурой, чтобы не вызвать к себе ненависть как софистов, так и религиозных деятелей. Христиане сулили «атеисту» «вечный огонь в загробной жизни, вместе с сатаной». Тем не менее, блестящие сатиры Лукиана оказывали воздействие на литературу средневековой Византии. С XV в. он стал у гуманистов одним из любимых авторов. Лукианом вдохновлялась и гуманистическая сатира [Эразм, Гуттен, во Франции Деперье («Кимвал мира»)] и сатира века Просвещения, а «Правдивая история» служила прообразом для Рабле и Свифта. 6. Повествовательная проза. Роман В классическую эпоху греческой литературы история была почти единственным видом прозаического повествования; прочие его жанры носили еще полуфолъклорный характер. Эллинистический период поставил, наряду с историей, новые повествовательные жанры (стр. 233 и сл.), и в римское время они стали совершенно вытеснять эпическую поэзию, закостеневшую в традиционной обработке своих мифологических и исторических тем. Аттикистическая реакция и расцвет софистики способствовали укреплению всех видов литературной прозы, в том числе и более новых ее жанров, в то время как эпос не выходил за пределы архаизирующей подражательности. Пародии Лукиана предполагают наличие широко разветвленной повествовательной прозы; она действительно занимает видное место в литературной продукции поздней античности и представлена довольно значительным количеством сохранившихся памятников. Составление разного рода коротких «повествований» вошло даже в программу риторического школьного обучения искусству прозаического стиля.

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

По удалении Евномия ариане поставили в Самосаты от своего зловерия епископа Лукия, явного волка и врага Христовых овец. Граждане города и сему епископу, как и первому (Евномию) не оказывали почести и он жил в общении только с пришедшими с ним, ибо никто из православных не ходил к епископу. Овцы же Христовы, хотя и были без своего пастыря (Евсевия), однако хорошо помнили его учение и непорочно соблюдали святую веру. Насколько православные гнушались еретического епископа можно видеть из следующего случая: Однажды много мальчиков на улице (по детскому обычаю) играли в мяч, перекидывая его от одного к другому. В это время пришлось проезжать здесь епископу. Случайно мяч упал под коней и колесницу епископа. Дети, видя это, громко стали кричать: «мяч осквернился еретичеством, мяч осквернился еретичеством…» Услыхав крики, епископ оставил одного из своих слуг узнать, что делают дети и ради чего они так громка кричали. Дети развели огонь и чрез пламень стали перекидывать мяч, думая этим огнем очистить мяч от еретичества. Так не только взрослые люди, но и малые дети гнушались еретичества епископа, который был как мерзость запустения на святом месте (срав. Дан.9:27). Узнав об этом, Лукий не последовал кротости Евномия, но разгневался и многих священных лиц сослал в отдаленные места. Племянника Евсевия — блаженного Антиоха, достойнейшего священника, богоугодного и богодухновенного, искусного в книжной премудрости, сослал в Армению; известнейшего среди служителей Господних, диакона Еволкия, прогнал в Оасимскую пустыню. В виду сего немалая печаль и скорбь постигли самосатский город. После страшной кончины злого царя Валента стал царствовать благоверный царь Грациан [ 12 ]. Он тотчас же освободил всех архиереев и других священных лиц, изгнанных за православную веру, и повелел возвратить им прежние престолы. Тогда возвратились: святой Мелетий — в Антиохию, святой Пелагий — в Лаодикию, святой Евсевий — в Самосаты. Вместе с Евсевием в Самосаты возвратились и все изгнанные арианином Лукием, а в числе их священник Антиох из Армении и диакон Еволкий из Оасима.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Однако эти его слова не должны ввергать нас в уныние. Возможно, что в этой, земной жизни очень немногие смогут достичь вершины – может, один из десяти тысяч, а может, один из целого поколения, но тропинка к этой вершине открыта для всех, и любой из нас может хоть немного пройти по ней. Нет в христианстве привилегированной элиты, которая одна призвана к спасению. И нет ни одного, для кого спасение невозможно. Нет ни одного, для кого спасение невозможно. Хотя мы говорили только о монашестве, тот путь молитвы, о котором мы рассказали, отнюдь не ограничивается рамками монашеской жизни. Это путь для всех христиан. В тексте, приписываемом св. Григорию Паламе (1296–1359), есть такие слова: «Пусть никто не думает, братия мои христиане, будто одни лица священнаго сана и монахи долг имеют непрестанно и всегда молиться, а не и миряне. Нет, нет; все мы христиане имеем долг всегда пребывать в молитве… И Григорий Богослов 21 учит всех христиан и говорит им, что чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух… К тому же поимейте во внимание и способ молитвы, как возможно непрестанно молиться, – именно – молиться умом. А это мы всегда можем делать, если захотим. Ибо и когда сидим за рукоделием, и когда ходим, и когда пищу принимаем, и когда пьем, всегда умом можем молиться и творить умную молитву, благоугодную Богу, молитву истинную. Телом будем работать, а душею молиться. Внешний наш человек пусть исполняет свои телесныя дела, а внутренний весь пусть будет посвящаем на служение Богу, и никогда не отстает от этого духовнаго дела умной молитвы…» 22 . Разумеется, для отшельника, живущего в уединении в пустыне, и, как авва Лукий, занимающегося нехитрым физическим трудом, значительно легче научиться «удерживать» молитву в течение всего дня. Для монаха, посвятившего себя деятельному служению в мире, – преподает ли он в воскресной школе или, например, ухаживает в больнице за тяжелобольными – задача «удержать» молитву становится намного более сложной: сложной, но осуществимой. А уж для мирянина, у которого нет строгого распорядка монашеского общежития, это еще труднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ne...

Гл. 16. И таким образом это был второй перевод Священного Писания , по истечении того количества времени, о котором мы написали выше. Мы могли бы сказать тебе, возлюбленный, и о переделанных им изречениях, служащих изобличением против него, как переводчика. Но поскольку мы выше рассуждали уже о различии его перевода от других переводов, то считаем пока достаточным и сказанное. После этого Акилы и его перевода царю Адриану преемником является Антонин, прозванный Пием, что значит Благочестивый, и царствует 22 года. Его преемником является Каракалла, он же и Гета, который назывался Марком Аврелием Вером, и царствует 7 лет. В тоже время царствует и Лукий Аврелий Коммод, также 7 лет. За тем Пертинакс 6 месяцев. Север 18 лет. Во времена Севера был некоторый самарянин Симмах, из числа тех, которые считаются у самарян мудрецами. Вознедуговав любоначалием и не имев успеха среди своего племени, он вознегодовал на него и перешел в иудейство, приняв для сего вторичное обрезание. Не удивляйся этому, слушатель; это бывает. Как переходящие из иудейства в самарянство вторично обрезываются, так точно и переходящие из самарянства в иудейство. Но еще и этого труднее бывает то, что даже после обрезания становятся необрезанными. С помощью врачебного искусства, посредством так называемого спуфистира 41 , подтянув кожицу детородных членов, сшив ее и обмазав клеевитыми веществами, они опять производят необрезание. Ты имеешь, добротолюбивейший, и свидетельство у Святого Апостола, в словах, которые сказаны так : во обрезании ли кто призван бы с ть? да не творит себе необрезания: в необрезании ли кто находится? да не обрезается ( 1Кор. 7:18 ). Говорят, что это предание демонского ухищрения ведет свое начало от Исава, брата Иаковлева, изобретшего оное для отречения от Бога и для уничтожения печати отцев своих. Поэтому, говорят, и сказал Бог: возненавидих Исава, Иакова же возлюбил ( Малах. 1:2 ). И так этот Симмах, составив свой перевод для опровержения бывших у самарян переводов, сделал третий перевод.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Я помню о том, что мне, послушному и робкому рабу. было показано, вернее, предписано Господним, Божественным повелением. Между прочими знамениями и откровениями, которых Он меня удостоил, есть и такое. «Кто не верил в Христа, назначающего епископа, уверует в Него. отмщающего за епископа». Я знаю, правда, что некоторым — во всяком случае тем, которые предпочитают верить не епископу, а наветам на епископов, — они кажутся смешными, а видения нелепыми. Не удивительно: и братья сказали об Иосифе: «Вот идет сновидец; пойдем теперь и убьем его» (Быт, 37:19–20), но сны сновидца осуществились, и убийцы и продавцы пришли в смятение: не верившие раньше словам должны были поверить, когда эти слова осуществились. О том, что ты делал в гонение или спокойное время, мне было бы глупо судить: ведь ты поставил себя моим судьей. Я ответил тебе по чистой совести, полагаясь иа Господа и Бога моего. У тебя мое письмо, у меня — твое. В день Суда, пред судилищем Христовым будет прочтено то и другое. Письмо христианам Легиона и Астурики о падших епископах Киприан, Цецилий, Прим, Поликарп, Никомед, Лукнан. Сукцес. Са–дат, Фортунат, Януарий, Секундин, Помпоний, Гонорат, Виктор. Аврелий, Саттий. Петр, Януарий второй, Сатурнин, Аврелий второй, Венантий. Квиет. Рогатиан, Тенакс, Феликс, Фавст, Квинт, Сатурнин второй, Лукий, Винцентий, Либоз. Геминий, Марцелл, Иамб, Адельфий, Викторин и Павел—священнику Феликсу и христианам Легиона и Астурики, а также диакону Элию и народу в Эмерите: привет наш в Господе . На Соборе прочли мы письмо ваше, возлюбленные братья, которое прислали вы через наших епископов Феликса и Сабиаа. Вы написали его. побуждаемые своей чистой верой и страхом Божиим: вы сообщаете, что Васнлиду и Марциалу, запятнанным свидетельствами о принесении идольской жертвы и отягощенным сознанием ужасных, совершённых ими преступлений не подобает быть епископами и выполнять обязанности Божиих священников. Вы желаете от нас ответа и утешения или помощи в этой вашей справедливой и неизбежной тревоге. Ответом на ваше желание будет не столько наш совет, сколько Божия заповедь: давно уже голосом свыше, законом Господним предписано, каким людям подобает служить пред алтарем и приносить жертвы. В «Исходе» Бог говорит Моисею так: «Священники, приближающиеся к Господу Богу, должны освятить себя. чтобы не оставил их Господь» (Исх. 19:22), и еще: «И когда подходят служить к алтарю Святого, да не приводят с собой греха, чтобы им не умереть» (Исх. 20:20). И в книге Левит учит Господь: «Человек с пятном или пороком не должен приступать, чтобы принести дары Богу» (Лев. 21:17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

По удалении Евномия ариане поставили в Самосаты от своего зловерия епископа Лукия, явного волка и врага Христовых овец. Граждане города и сему епископу, как и первому (Евномию) не оказывали почести и он жил в общении только с пришедшими с ним, ибо никто из православных не ходил к епископу. Овцы же Христовы, хотя и были без своего пастыря (Евсевия), однако хорошо помнили его учение и непорочно соблюдали святую веру. Насколько православные гнушались еретического епископа можно видеть из следующего случая: Однажды много мальчиков на улице (по детскому обычаю) играли в мяч, перекидывая его от одного к другому. В это время пришлось проезжать здесь епископу. Случайно мяч упал под коней и колесницу епископа. Дети, видя это, громко стали кричать: «мяч осквернился еретичеством, мяч осквернился еретичеством…» Услыхав крики, епископ оставил одного из своих слуг узнать, что делают дети и ради чего они так громка кричали. Дети развели огонь и чрез пламень стали перекидывать мяч, думая этим огнем очистить мяч от еретичества. Так не только взрослые люди, но и малые дети гнушались еретичества епископа, который был как мерзость запустения на святом месте (срав. Дан.9:27). Узнав об этом, Лукий не последовал кротости Евномия, но разгневался и многих священных лиц сослал в отдаленные места. Племянника Евсевия — блаженного Антиоха, достойнейшего священника, богоугодного и богодухновенного, искусного в книжной премудрости, сослал в Армению; известнейшего среди служителей Господних, диакона Еволкия, прогнал в Оасимскую пустыню. В виду сего немалая печаль и скорбь постигли самосатский город. После страшной кончины злого царя Валента стал царствовать благоверный царь Грациан Он тотчас же освободил всех архиереев и других священных лиц, изгнанных за православную веру, и повелел возвратить им прежние престолы. Тогда возвратились: святой Мелетий — в Антиохию, святой Пелагий — в Лаодикию, святой Евсевий — в Самосаты. Вместе с Евсевием в Самосаты возвратились и все изгнанные арианином Лукием, а в числе их священник Антиох из Армении и диакон Еволкий из Оасима.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Здесь св. Дионисий оставался, по всей вероятности, до самого конца гонения. Подобно св. Киприану, он и в пустыне не забывал о своей пастве и поддерживал сношения с оставшимися в городе пресвитерами и диаконами. Из пресвитеров в городе оставались Максим, бывший впоследствии преемником св. Дионисия на епископской кафедре Александрии, Диоскор, Димитрий и Лукий, а из диаконов, оставшихся в живых после «болезни», 450 Фавст, 451 Евсевий и Хэремон. Все эти пресвитеры и диаконы старались поддерживать мужество христиан тайными их посещениями. Между ними особенной ревностью отличался Евсевий, бывший впоследствии епископом Лаодикийским в Сирии. С крайней опасностью для своей жизни он служил христианам, находившимся в темницах, и заботился о погребении тел скончавшихся мучеников. По-видимому, правитель Александрии старался выполнить императорский эдикт со всей строгостью, и долгое время в Александрии не прекращались ужасы гонения. Число обвиняемых в христианстве увеличивалось со дня на день, так что правитель, продолжавший жестоко умерщвлять и терзать пытками приводимых к нему христиан, вынужден был подвергать некоторых из них предварительному заключению в темнице, причем никому не позволялось приближаться к ним, и предписано было наблюдать, не попадется ли кто-либо из христиан при посещении узников. Если справедливо наше предположение, что сохранившиеся до нашего времени фрагменты с толкованиями на евангельские повествования о молитве Спасителя в Гефсиманском саду взяты из послания «О мученичестве» к Оригену , 456 то судя по содержанию этих фрагментов, св. Дионисий в своем послании раскрывал мысль о том, что истинный христианин, следуя примеру Спасителя, должен мужественно идти навстречу бедствиям и страданиям, не делая попыток уклониться от испытания своей веры. Объясняя слова евангельского текста, св. Дионисий старается доказать, что в словах «аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия, обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты», 457 Спаситель молится не об избавлении от предстоявших Ему страданий, а только о победе над этими страданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОНТАН КАРФАГЕНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Монтан Карфагенский (+ 259 ), священник , священномученик Память 24 февраля Священники Монтан, Лукий (Лукиан) , Иулиан , Виктор (Викторик) , диакон Флавиан , Квартилозия , Викторин , Рен (в некоторых мартирологах упоминаются также имена Примола и Донатиана ) были учениками священномученика Киприана Карфагенского , погибшего в сентябре 258 года. Они были арестованы вскоре после гибели учителя прокуратором Солоном; сохранились достоверные записки одного из мучеников, Флавиана , рассказывающие о переживаниях заключенных. Это были обычные священники, диаконы и миряне, и когда им сперва сказали, что приговорят к сожжению, они стали молиться Богу об избавлении от такой кончины. Их молитвы были услышаны. Ещё они очень боялись сломаться, ведь многие из их собратьев отреклись от Христа перед угрозой смерти. Рену было видение: заключённые идут вслед за горящей лампой, а другие остаются во мраке, - и в идущих за лампой он признал себя и товарищей. Все обрадовались. На следующий день после этого видения их повели к губернатору, причем солдаты долго водили их по городу вслед за разъезжавшим по своим делам правителем и, наконец, привели в губернаторский клозет. По тогдашнему обычаю это было вполне прилично. После допроса прокуратор приказал вернуть их в тюрьму и морить голодом и жаждой. В эти тяжёлые дни священник Виктор рассказал, что видел во сне прекрасного Ребёнка, Который вошёл в тюрьму и водил заключённых во все закоулки в поисках выхода, но выхода не оказалось. Тогда Ребёнок попросил Виктора мужаться и укреплять товарищей. Непрерывно укреплявший себя мыслями о рае священник попросил Иисуса показать ему рай. Ребёнок ответил: “Но где тогда будет твоя вера?”. Квартилозия , чей муж и сын были казнены за три дня до этого, увидела во сне своего ребёнка, который ей сказал: “Бог увидел ваши мучения”.

http://drevo-info.ru/articles/12381.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010