Больной сделался здоров. Но это не вразумило Лукия. Иноки были подвергаемы посмеянию, побоям, обнажению, ввергаемы в узы, умерщвляемы, ссылаемы в изгнание. Преследуемые лжеепископом Лукием, они погибали целыми толпами или скрывались в глубочайшие пустыни, унося с собою и в мрак могилы и в дикую пустыню отрадную и светлую веру в Сына Божия. Все неистовство ариан должно было уступить этой непоколебимости веры и ограничиться одним изгнанием начальников пустынников Макария Египетского , Макария Александрийского , Памво, Гераклида, Исидора и других 18 . И это послужило только к прославлению имени Господа Иисуса Христа. Лукий, выведши из пещерного убежища, пишет Феодорит, сих настоятелей божественных сонмов, сослал их на один остров, населенный людьми нечестивыми и не видавший в своих пределах ни одного учителя благочестия. Когда судно подплывало к острову, чтимый тамошними жителями демон оставил идола, который долго ему служил жилищем, вселился в дочь жреца и беснующуюся привел к берегу, к которому гребцы направляли судно. Пользуясь языком девицы, как орудием, он произносил следующее: «Уж это могущество ваше, служители Христовы! Отвсюду изгоняли вы нас – из городов и сел, с гор и холмов, и даже из необитаемой никем пустыни. Живя на этом острове, мы надеялись избежать ваших стрел, но обманулись в надежде. Гонители сослали вас сюда не для того, чтобы причинить вам скорбь, а для того, чтобы вашею силою изгнать отсюда нас. Мы уходим и с этого острова, потому что изгоняемся лучами вашей добродетели». Сказав это, демоны повергли девицу на землю, а сами исчезли. Между тем божественный этот сонм подвижников, помолившись, воздвиг девицу и отдал её отцу смыслящею и здравою. Очевидцы этого чуда, упав к ногам тех святых, умоляли их дать им средства к спасению, разрушили идольское капище и, озарившись лучами учения, сподобились благодати всесвятого крещения. Как скоро весть о сем распространилась в Александрии, все собрались и порицали Лукия, говоря, что им угрожает гнев Божий, если тот божественный сонм не будет возвращен.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

HDT. Геродот. История. Her. Герод. Мимиямбы. Did. Школьный учитель (мимиямб 3). Herm. Tr. Герметический свод. Гесиод. Ор. Труды и дни. Hesp. Hesperia, Journal of the American School of Classical Studies at Athens. Hesych. Исихий Александрийский. Лексикон. Hier. Бл. Иероним. Vir. III. О знаменитых мужах. Гиерон Александрийский. Geom. Геометрия. Geod. Геодезия.      Slereom. Стереометрия. Гиппарх. In Arat. Комментарий к «Явлениям» Арата. Гиппий. Fr. Фрагм. в: Diels, Fragmente der Vorsokratiker, § 86 (79). IG. Inscriptiones Graecae. IG2 , II Inscriptiones Graecae, editio minor, II–III. Ном. Гомер. Il . Илиада. Od. Одиссея. Hor. Гораций. Р. Послание к Пизонам о поэтическом искусстве. НРС. Corpus Hippocraticum (t. и пагинация по изд. Littre). Hab. О здоровье. Ins. Perg. M. Fraenkel, Inschriften von Pergamon (Altertümer von Pergamon, t. VIII). Ins. Priem. F. Hiller von Gaethringen, Inschriften von Priene, Berlin, 1906. IOSPE. B. Латышев, E. Придик, Inscriptiones antiquae orae septentrionalis Ponti Euxeni Graecae et Latinae. IREN. Св. Ириней Лионский . Против ересей. Isoc. Исократ. Ad Nie. К Никоклу. Ant. Об обмене имуществом. Arch. Архидамант. Агеор. Ареопагитик. Bus. Бусирис. Evag. Евагор. Hel. Похвала Елене. Nie. Никокл. Рап. Панегирик. Panath. Панафинейская речь. Phil. Филипп. Soph. Против софистов. JHS. Journal of Hellenic Studies. JOEAI. Jahreshefte des Österreichen archaeologischen Instituts in Wien. Юстиниан. Omnem. Установление Omnem в начале Дигест. JUV. Ювенал. Сатиры. Lib. Либаний. Ер. Письма по изд. Fürster). Ог. Речи и § по изд. Förster; порядковый номер речей по t. 1). Liddel-Scott. H. G. Liddel. R. Scott, H. Stuart Jones, R. Mackenzie, A Greek-English Lexicon, new edition. Luc. Лукиан. Abd. Сын, лишенный наследства. Am. Две любви. Anach. Анахарсис. As. Лукий, или Осел. Еип. Евнух. Herrn. Гермотим. Lex. Лексифан. Менипп. Muse. Похвала мухе. Paras. Парасит. Rh. рг. Учитель красноречия. Salt. О пляске. 1, 2, Mac. Первая (вторая) книга Маккавеев. Marin. Марин Неаполитанский.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

Ибо никто из народа не сказал слова против епископа, сами же они из страха перед епархом египетским Филагрием, вследствие угроз и покровительства ариан, сделали, что хотели, и не дозволили нам прийти и изобличить клевету, но нас отринули, а кого им было угодно, те и подговорены ими, и были приняты, и согласились с ними из страха перед епархом Филагрием. Почему нам и не дозволили присутствовать, чтобы не могли мы изобличить подущенных ими, точно ли принадлежат они к Церкви или суть ариане. И вы, возлюбленные отцы, знаете, чему и нас учите, что свидетельство врагов не имеет силы. А что утверждаем мы истину, – свидетельствует об этом рука Исхирова, свидетельствуют и самые дела, потому что, когда вовсе не знали мы, чтобы случилось что-либо подобное, – они взяли с собою Филагрия, чтобы страхом оружия и угрозами подготовить все, чего им хотелось. Как перед Богом, свидетельствуем об этом и как уверенные в будущем суде Божием утверждаем это. И мы все хотели идти к вам, но удовольствовались некоторыми из нас, предоставив этому посланию заменить личное присутствие непришедших. Желаю возмогать вам о Господе, возлюбленные отцы, я – Ингений пресвитер, Феон пресвитер, Аммон пресвитер, Ираклий пресвитер, Воккон пресвитер, Трифон пресвитер, Петр пресвитер, Иеракс пресвитер, Сарапион пресвитер, Марк пресвитер, Птолларион пресвитер, Гаий пресвитер, Диоскор пресвитер, Димитрий пресвитер, Фирс пресвитер, диаконы: Пист диакон, Аполлос диакон, Серра диакон, Пист диакон, Полиник диакон, Аммоний диакон, Мавр диакон, Ифест диакон, Аполлос диакон, Метопа диакон, Аполлос диакон, Серап диакон, Мелифтонг диакон, Лукий диакон, Григор диакон. 76) Те же – к Августову присмотрщику, и к Филагрию, именовавшемуся тогда епархом египетским. Флавию Филагрию и Флавию Палладию Дуценарию Палатину присмотрщику, и Флавию Антонину, виарху центуриону государей моих светлейших епархов священного претория от пресвитеров и диаконов Мареота, участка Вселенской Церкви, подведомственной достопочтеннейшему Афанасию, через подписавшихся ниже сего даем следующее свидетельство:

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

21 Тимофей ва мени тувма къардашларым Сосыпатыр, Лукий, Ясон сизге саламлар йиберелер. 22 Бу кагъызны Павелни сёзлеринден язагъан мен , Тертий де, сизге Раббибиз булан байлавлу болгъан оьзюмню саламларымны йиберемен. 23 Мени ва Исагъа иман салгъанланы оьзюню уьюнде къонакъ этип сыйындыргъан Гай да сизге салам йибере. Шагьарны хазначысы болгъан Эраст ва иман къардашыбыз Кварт да сизге саламлар йиберелер. [ 24 ]   Аллагьгъа алгъыш этив 25 Гьали буса Аллагьыбызгъа гьар-бир макътавлар болсун! Мен сизге Иса Месигьни гьакъында билдиреген Сююнч Хабаргъа гёре иманыгъызны беклешдиреген Одур. Шо Сююнч Хабар лап башынданокъ да яшырылгъан, тек гьали буса ачылгъан Аллагьны сырыдыр. 26 Гьали буса, оьзлер Аллагьгъа инанып болсун ва тынглавлу болсун учун, пайхаммарланы язгъанларындан ва Аллагьны буйругъундан таба шо сырны маънасы бары да инсанлагъа белгили болду. 27 Бир болгъан гьакъыллы Аллагьны Оьзюне Иса Месигьден таба гьар даим де макътавлар болсун.   Коринфдегилеге язылгъан биринчи кагъыз Бу кагъызын Павел Эфесде турагъан заманында язгъан. Шондан бираз алдын, ят халкълагъа Сююнч Хабарны билдирмек учун чыкъгъан экинчи сапарыны вакътисинде, о Коринф деген грек шагьарда Исагъа иман салгъанланы жыйынын къургъан. Элчи Коринфден гетген сонг, янгы жыйынны алдында бир тюрлю четимликлер тувулунгъан. Павел Коринфдегилеге кагъыз язмаса бирдокъда ярамай деп гьисап эте. Кагъызында о жыйынны ортакъчылары Исагъа иман салгъанлагъа лайыкълы болмагъан юрюшлеге ёл берме тюшмейгенин айта. Коринфдегилени кёплери Павелни элчи гьисапда къабул этмейгенлик масъаланы бирден-бир четимлешдирген. Олар экмек бёлюв адатны герти маънасын англамагъанлар ва къайсы ёлбашчыгъа артыкъ гьюрмет этме тюшегенликни гьакъында эришгенлер. Исагъа иман салгъан коринфлилени бирлери ялгъан аллагьлагъа къурбан этилген этни ашамагъа ярайгъанын-ярамайгъанын билмегенлер. Олар бир-бири булан ватандашлыкъ дуванлагъа чыкъгъанлар, уьягьлюлени бузулувуна, пасатлыкъгъа ёл къойгъанлар, гьатта оланы арасында Месигьни тувмакълыгъын инкар этегенлери де болгъан. Жыйын ярплашмасын учун, Павел онда тувулунгъан эришивлю масъалаланы бирлерини уьстюнде тындырыкълы кюйде токътай. Бир вакътини ичинде о иманны кёп кюрчю масъалалары гьакъда да сёйлей. Исаны мисалгъа гелтире туруп, Павел Огъар иман салгъан коринфлилени масъалаларын чечмеге къарай. О гьисаплайгъан кюйде, Месигьни инсанлагъа бакъгъан якъдагъы сюювю жыйынны ортакъчыларыны арасындагъы аралыкъланы оьлчевю болуп токътамагъа тарыкъ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

887 Contra monophysitas 29//PG 86. 2. Col. 1788BC. Ср.: Ibid. 58. Col. 1800D; Contra Nestorianos II. 14//PG 86. 1. Col. 1568C. 894 Wesche K. P. The Christology of Leontius of Jerusalem. Monophysite or Chalcedonian?//St. Vladimir’s Theological Quartely. 1987. Vol. 31. P. 80. 896 См.: Helmer. Der Neuchalkedonismus... Р. 212. З. Хельмер, однако, не прав, когда утверждает, что «индивидуальная природа» (φσις δικ) в понимании Леонтия Иерусалимского является неким идеальным объектом, который мыслится только как предшествующий моменту воплощения (см.: Ibid). 903 См.: Maximus Confessor. Epistola 15 de communi et proprio, hoc est, de essentia et hypostasi, seu persona, ad Cosmam diaconum Alexandrinum//PG 91. Col. 556В-557А. Ср.: «Христос содержит и общее, и особенное; общее – в логосе сущностной тождественности крайностей с Его частями. особенное же – в логосе ипостасной тождественности (ν τ λγ τς καθ’ πστασιν ταυττητος) частей, согласно которому Он отграничивается от крайностей.» (Ibid. Col. 557CD). 906 Epistola 12 ad Ioannem cubicularium de rectis Ecclesiae Dei decretis, et adversus Severum haereticum//PG 91. Col. 460A-509B. 911 См.: Opuscula 2. Explanatio vocum, quibus philosophi utuntur, et confutatio haeresis Acephalorum Severianorum//PG 97. Col. 1488CD. 912 Ibid. Col. 1477D. Ср.: «Не следует считать природу ипостасью или ипостась природой» (Theodorus Abucara. Opuscula 4. Epistola continens fidem orthodoxam, missa a beato Thoma patriarcha Hierosalymitano ad haereticos in Armenia//PG 97. Col. 1509А). 914 См.: Origenis Contra Celsum II. 9//Origène. Contre Celse. P., 1961 (SC; 132). T. 1. P. 306. 72–73. 915 См.: Loofs F. Paulus von Samosata: eine Untersuchung zur altkirchlichen Literatur und Dogmengeschichte. Leipzig, 1924. S. 335. 916 Эта формула встречается, например, у таких последователей Ария, как Евдоксий Константинопольский (см.: Loofs F. Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte. Halle-Saale, 1950. Bd. 1. S. 212) и Лукий Александрийский (См.: Lucius Alexandrinus. Sermo in pascha (fragm.)//Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi... P. 65).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

В Скиту один старец, переписывая книги, иногда впадал в экстаз и ему случалось «перескакивать через строчки и опускать знаки препинания». Своему заказчику, который заметил эти пропуски, он сказал: «Иди, и сперва прочти, что написано, а затем возвращайся, и я перепишу тебе все остальное» 633 . Размышление над словом Божиим Каковы бы ни были занятия монахов в пустыне, главным было не прилепляться к ним душой и хранить разум свой для вещей духовных. Именно поэтому, по словам аввы Сисоя, монаху не стоит выбирать тот труд, который ему нравится 634 . Даже в плетении можно найти что-то привлекательное. Физический труд мог быть довольно тяжел, но нельзя было допускать, чтобы он стал основным занятием монаха, заслонив собой главное – работу Богу 635 . Этой опасности следовало всячески избегать, и именно таков смысл высказывания одного аввы: «Любовь к рукоделью – это разрушение души, а смиренное занятие – отдых в Боге» 636 . Вот почему Отцы пустыни так настаивали на соединении физического труда и чтения наизусть текстов, как правило, заимствованных из Священного Писания . Это могла быть одна строчка, повторяемая многократно, или длинные пассажи, ибо большая часть монахов знала наизусть многие места из Библии. Авва Даниил был способен повторять наизусть до 10 тысяч строк в день 637 . Авва Лукий, плетя веревку, постоянно повторял начало 50-го псалма: «Помилуй меня Боже по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» 638 . Павлу Великому было достаточно начальных строк: «Помилуй меня» 639 . Авва Исаак особо советовал Иоанну Кассиану читать строчку из 69-го псалма: «Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне» 640 . Работа каллиграфа не препятствовала подобной практике. Авва Исидор Несарийский, занимаясь письмом, часто поднимал глаза и повторял в своем сердце с сомкнутыми устами: «Иисусе, помилуй меня, помоги мне, хвалю тебя, Господь мой» 641 . Сидя уединенно в своей келье, отшельник мог читать наизусть громким голосом, и посетитель, приближаясь к келье, слышал его голос.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оскорбленный этим муж выдвинул против нее обвинение, что она христианка. Обвиняемая, прежде чем отвечать на это обвинение, обратилась к императору с прошением о дозволении ей устроить предварительно свои домашние дела. Разрешение это последовало. Потерпев и здесь, по крайней мере, временную неудачу, муж в раздражении повел обвинение в христианстве против учителя своей жены, Птолемея. Последний немедленно заключен был в темницу и после довольно продолжительного заключения представлен на суд префекту столицы Квинту Лоллию Урбику, который только спросил его, христианин ли он, и когда тот признал себя христианином, осудил его на смертную казнь. Присутствовавший при этом судопроизводстве христианин Лукий сейчас же обратился к префекту с протестом: «Ты поступаешь недостойно наших императоров, одного благочестивого, другого — философа; ты осудил на казнь человека, которого ни в каком преступлении не обвиняют, ни в грабеже, ни в убийстве, осудил только за то, что он признал себя христианином». Префект в ответ на это только спросил: «Мне кажется, что и ты христианин»,— и когда тот признал себя христианином, осудил на смертную казнь и его. Выступил третий, признавший себя христианином, и тоже был казнен.    Таким образом, выясняется, как формула Траяна, обрекавшая на казнь за nomen ipsum, применялась при процессах против христиан. Само правительство, видимо, ни в каком особом преступлении христиан не подозревает, потому что этим только можно объяснить ту высочайшую милость, которая предоставлена была христианке отсрочкою для нее судебного процесса для устройства ее домашних дел. Однако признание в христианстве считается совершенно достаточным для окончания процесса.    На первые годы царствования императора Марка Аврелия, именно 163—167, вероятно, на 165 г. падает мученическая кончина самого Иустина Философа и 6 его учеников. Следствие над ними производит префект столицы Квинт Юний Рустик, один из образованнейших людей своего времени, учитель Марка Аврелия. И может быть, его философскими склонностями объясняется и то, что он, видимо, интересуется христианством, ставит обвиняемым вопросы, выходящие из тесных юридических границ, намеченных Траяном (вопросы: где христиане собираются? к какой философской школе Иустин принадлежит? в чем состоит учение христиан?).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Его привели к епарху Лукию; этот пожелал послать его лошадь к императорам, для их цирковых игр, но не видя коня, посадил Хрисина в темницу (§ 4). Лев, узнав о том, явился к епарху и заявил, что у юноши нет ни черного, ни белого коня, что всему виною Илиодор. Епарх отпустил Хрисиса и велел заключить в оковы мага. Ведомый в тюрьму, Илиодор подкупил воинов за три фунта золота, в которое он обратил поднятый с дороги камень, и был отпущен на свободу. Воины сообщили епарху басню, что Илиодор убежал на магически изготовленном коне, и остались ненаказанными; золото обратилось снова в камень (§ 5). Такими поступками Илиодор возмутил не только Катану, но и всю Сицилию. Силою волшебства он превзошел Симона мага. Встречались ли ему женщины, он говорил своим приятелям: а что, друзья, если я сделаю, что они на глазах у всех будут раздеваться? – и делал так, что женщины как бы переходили реку и подымали подол до колена. Попадались ли ему купцы, он скупал у них товар за золото, оказывающееся потом простым камнем, и тем разорял их; купцы пожаловались на него епарху; дочери знатных родителей влюблялись так, что бросали отцовские дома и бежали, куда хотели (§ 6). Епарх написал императорам следующее донесение: «Величайшим царям и владыкам нашим Лукий епарх. Справедливо, владыки, что нельзя скрывать от ваших священных ушей того, что у нас делается, но тщательно обнаружить все, что случилось у нас в счастливое ваше царство. В сем граде нашем есть некий маг по имени Илиодор, сын патрикии Варвары, настолько губительный и пронырливый, что не уступит Симону магу. Он жалко поразил весь город. Мы видим, что дочери знатнейших граждан, наэлектризованные его чарами, покидают отцовские дома и блуждают туда-сюда; других в дороге, представив им ложный вид реки, заставлял нескромно обнажаться; камни обращал в золото; побуждал народ к идолопоклонству; настоящее положение есть элемент воздуха, дабы вырвавшееся пламя Этны не сожгло города, ибо огненная гора есть... вулкана. Вот, что должно быть сообщено вашим священным ушам, императоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Деян. 21, 34 37; 22, 24 23, 10] – удержала за собою и в последствии: здесь были казармы легиона, стоявшего около Александрии под haчaльcmboм dux Aegypmi (чmo в Паремволе жили не одни только солдаты, это видно из приведенной выше подробности мученичества Петра александрийского ). И до настоящего времени уцелели остатки этого римского укрепления в 291 шаг в длину и 266 шагов в ширину со стенами в 5 – 5 /2 шагов толщины. Арабское его название «qaçru-’l-qajâçirah»   καισρων]. Махмуд-бей(р. 64) и автор Миггау« " sHandbook for travelers in Lower and Upper Egypt (London, 1880, p. 141) отождествляют Касру-ль-каясира с древним Никополем Неруиос-бей [Dr. Nérovtsos-Bey, L’ancienne Alexandrie (Paris, 1888), pp. 87. 116.128. 85] правильнее полагает, что »крепость кесарей» – только одна часть Никополя. Надгробные написи на прилегающем к этой цитадели кладбище дали этому ученому возможность выяснить, какие легионы и кавалерийские полки (alae) квартировали в этой kpenocmu. Legio secunda Trajana fortia Germanica, co времен Траяна (G. R. Sievers, Stadien zur Geschichte der römischen Kai er [Berlin, 1870], 136) стоявший в Египте, не раз упоминается и на этом кладбище Но uз Nomimia dignitatum [ed. O.Seeck (Beroiini, 1876) Or. c. 28, is. 19] видно, что sub dispositione uiri spectabilis comitis rei militaris per Aegyptum состоял в числе других Legio secunda Trajana, Paremho’e. Последнее слово указывает место стоянки и – думаю – безапелляционно решает вопрос о том, как назывался Касру-ль-Каясира в начале V в. Но эта Паремвола была в Никополе и повидимому вытеснила это последнее название ив обычного употребления, хотя в оффициальных сферах еще говорили о Никополе. 21 сентября 367 г. арианский епископ Лукий имел неразумие явиться в Александрию и – чуть было не поплатился жизнью. Приняты были самые экстренные меры, чтобы укрыть его от ярости толпы в доме caмoro dux’a [haчaльhuka войск] Траяна, а зameм dax manicans et habens eum usque Nicopolin tradidit militibus Aegypto deducendum (Historia acephala, n 13). Если caм dux bыhyждeh был вести Лукия за руку и прикрывать его своею личностью, то очевидно требовался достаточно сильный конвой для охранения его на дальнейшем пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Еще несколько слов касательно понима­ния текстов, с которыми мы встретимся ниже. Евагрий пишет как монах для монахов. При­меры, которые он приводит, как и лекарства, которые он рекомендует, предназначены для определенного круга. Однако современный читатель сможет без особого труда освобо­диться от этой временной рамки и дойти до сути дела, если он сумеет абстрагироваться от конкретных исторических условий, стараясь увидеть в них все то же: «человеческое, слиш­ком человеческое». Глава II. Симптомы чревоугодия Многочисленные высказывания о чрево­угодии, а также о воздержании и посте раз­бросаны в различных местах творений Евагрия. Наибольшего внимания в этом отношении заслуживает «Опровергатель» («Antirrhetikos» 45 – одно из самых объем­ных сочинений понтийского монаха. Оно возникло по просьбе другого наставника мона­шеской жизни, вероятно аввы Лукия из мона­стыря Еннат 46 . «Опровергатель» состоит из длинного Пролога 47 и восьми частей, или книг («логосов»), каждая из которых посвящена одному из восьми «порождающих помыслов», упомянутых выше. В Прологе Евагрий детально разбирает проблему, которая была поставлена перед ним в письме (написанном предположительно аввой Лукием) 48 . Авва Лукий спрашивает Евагрия: как можно распознать демонские козни, с хитростью устрояемые на пути подвижника, и если их удалось распознать, как с ними сле­дует бороться? Поскольку искушения мона­хам приходят большей частью через помы­слы (logismoi), то это значит: каким образом можно справиться с диавольскими внушени­ями? Евагрий отвечает: им нужно противопо­ставить «непоколебимый помысел», следуя при­меру Христа. История об искушении Христа в пустыне говорит о том, что эти «непоколебимые помыс­лы» содержатся в Священном Писании . Ведь Христос не вступал в беседу с искусителем и отвечал ему не своими словами, а словом Писа­ния, потому что слово Божие сводит на нет демонские внушения. Христос во всем дол­жен служить нам примером для подража­ния, поэтому и в подобных случаях нам необ­ходимо действовать аналогичным образом. Только так можно избавиться от опустошаю­щей внутренней болтовни наших помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010