9 окт. 1771 г., после службы в нижегородской ц. во имя вмч. Георгия, впервые был совершен крестный ход с иконой вокруг города; всего с 9 по 20 окт. 1771 г. состоялось 9 таких ходов. Согласно устному преданию об этих событиях, чума не распространялась далее той улицы, по к-рой была пронесена святыня. В память об избавлении от эпидемии благодарные нижегородцы дали обет ежегодно приносить Оранскую икону в Н. Новгород для всеобщего поклонения. Крестный ход устраивался с четверга Светлой седмицы до 19 июля. В связи с той же эпидемией список чудотворной иконы с 1771 г. начали ежегодно приносить в с. Павлово Горбатовского у. Первоначально, как и Нижегородский крестный ход, Павловский совершался после Пасхи, но впосл. был перенесен на Великий пост. В 1791 г. был учрежден 3-й крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери «Оранская» в Арзамас «вследствие избавления жителей его от падежа скота и умножения бесноватых». Шествие начиналось 26 авг., первоначально икона находилась в Арзамасе до Рождества, после чего возвращалась в обитель. С кон. XIX в. чудотворный образ стали переносить крестным ходом из Арзамаса в Ардатов, в результате чего шествие продолжалось более 6 месяцев (заканчивалось в Лазареву субботу, весной следующего года). По пути следования процессии икону приносили в храмы, а также в Высокогорский муж. мон-рь, в Серафимо-Понетаевский женский монастырь и в Дивеевскую обитель. С 29 авг. 1866 г. совершался миссионерский крестный ход со списком Владимирской иконы Божией Матери «Оранская» по местам расселения старообрядцев в г. Семёнове и в его окрестностях, охватывая при этом обширную часть Заволжья. Первоначально он проводился с 29 авг. до мясопустной недели. В нач. XX в. маршрут крестного хода был продлен, он совершался с 29 авг. до Страстной седмицы, охватывал уезды: Нижегородский, часть Семёновского, Макарьевский, Васильсурский, Княгининский, Сергачский, Лукояновский. Крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери «Оранская» в празднование 300-летия династии Романовых. 1913 г. Фотография. 1913 г. Крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери «Оранская» в празднование 300-летия династии Романовых. 1913 г. Фотография. 1913 г. Начиная с 1872 г. список чудотворной иконы стали приносить в ряд уездных городов на юге Нижегородской губ.: Княгинин, Сергач, Лукоянов, а также в др. населенные пункты (в т. ч. заштатный г. Починки). Этот ход официально именовался осенне-зимним мордовским. Длилось это шествие с 29 авг. по 31 марта. Кроме упомянутых, в кон. XIX - нач. XX в. из Оранского мон-ря по Н. и А. е. регулярно устраивались 4 менее продолжительных крестных хода. Мордовский весенний и мордовский летний ходы ограничивались деревнями и селами Нижегородского и части Княгининского уездов, где находились компактные поселения мордвы. Первый длился с Фоминой недели до сер. июня, второй - с 26 июня по 22 авг.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Краткая биографическая справка 8 Николай Никанорович Беляев родился 12 (25) мая 1887 года в крестьянско-рабочей семье (с. Раменское, Московская губерния). Окончил с золотой медалью гимназию, затем – в 1915 – Московскую духовную академию. 11 (24) июня 1911 года принимает монашеский постриг с именем Варнава (Зосимова пустынь). Был в близких духовных отношениях с о. Павлом Флоренским и рядом выдающихся аскетов небольших монастырей, находившихся недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Работал инспектором и преподавателем гомилетики Нижегородской духовной семинарии. В 1920 был посвящен в епископа Васильсурского, викария Нижегородской епархии. В 1922 в знак протеста против советизации Церкви ушел с кафедры, представившись психическим больным. Далее жил как частное лицо, работая над книгами и руководя небольшой общиной из «бывших» людей. Положения знаменитой Декларации фактического главы РПЦ митр. Сергия (Страгородского) , опубликованной в 1927 году, о необходимости для верующих подчиняться советской власти не за страх, а за совесть, епископ не разделял. (Однако несколько его духовных детей, священников, находилось в подчинении у митрополита.) В 1928 году уехал в Среднюю Азию, организовав в Кзыл-Орде тайный монастырь. В 1930 монастырь был раскрыт и епископ уехал в Москву, где тайно проживал до 1933 года, когда был арестован, обвинен по статье 58 УК РСФСР и приговорен к трем годам концлагерей. Заключение отбывал на Алтае (район Бийска). В заключении отказывался от работы, за что был переведен в психиатрическую больницу тюремного типа под Томском. В 1936 освобожден с запретом проживать в европейской части страны. Поселился в Томске вместе со своей духовной дочерью Верой Васильевной Ловзанской (1904–2000; в иночестве Серафима), отправившейся за ним в Сибирь и выдававшей себя за его племянницу. С того времени превратился для окружающих в «дядю Колю» (изменив также отчество и год рождения). В 1920–1921 он завел синюю тетрадь, занося в нее в классическом неспешном стиле все знаменательное что принес новый день.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Здесь он продолжает работать над “Летописью”, а также пишет житие преподобного Евфимия Суздальского. В 1903 г., по представлению архимандрита Серафима, Священный Синод прославил саровского старца Серафима. Позже отец Серафим составил акафист Преподобному. В 1905 г. архимандрит Серафим был рукоположен во епископа Сухумского. В 1906 г. в сане архиепископа он был переведен на Орловскую кафедру, в 1908 г. — на Кишиневскую, в 1912 г. — на Тверскую. Везде он с особым вниманием заботился об устроении приходских общин. Как правящий архиерей Тверской епархии архиепископ Серафим участвовал в Поместном соборе 1917–1918 гг., на котором возглавлял работу отдела “Монастыри и монашество”. В конце 1917 г. изгнанный обновленцами из своей епархии Святитель был назначен Святейшим Патриархом Тихоном на Варшавскую кафедру, но вступить в управление ею не смог из-за шедших в Польше боевых действий. В 1921 г. Владыка, находившийся уже в сане митрополита, был сослан в Архангельскую область. Через год он вернулся в Москву и снова был сослан. Несколько лет он прожил в Воскресенском Федоровском монастыре под Шуей, работая над второй частью “Серафимо-Дивеевской летописи”. В 1928 г. митрополит Серафим был возвращен к делам церковного управления и назначен на Ленинградскую кафедру, раздираемую “иосифлянским” расколом. Здесь он отпел скончавшегося от тифа архиепископа Илариона (Троицкого). В 1933 г. Владыка был уволен на покой и последующие годы прожил под Москвой. В ноябре 1937 г. 82-летний Святитель был арестован и на носилках доставлен в Таганскую тюрьму. Он не признал предъявленных обвинений и 11 декабря был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. Изображение Спасителя, написанное Священномучеником, — одна из наиболее чтимых святынь московского храма пророка Илии Обыденного — поражает молящихся проникновенной тонкостью и духовной глубиной образа Господа Иисуса Христа. Васильсурске (Нижегородская губерния) в семье священника. Учился в Нижегородской Духовной семинарии, а затем в Московской Духовной академии, которую закончил в 1896 г.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

16 февраля 1920 года архимандрит Варнава посвящен в епископа Васильсурского, викария Нижегородской епархии. Летом 1922 года, потрясенный тем, что правящий архиерей Нижегородской епархии архиепископ Евдоким (Мещеряков) присоединился к обновленчеству, епископ Варнава, отвергнув компромисс с отступниками, решает уйти в затвор для всецелой отдачи писательскому творчеству. Он принимает на себя подвиг юродства. Для властей он отныне – сумасшедший, а на самом деле, по благословению старцев, в домашнем уединении пишет книги и ищет пути сохранения церковной культуры в условиях нарастающих гонений на религию. Ил.51. «Цветущий вишневый садочек…». Мир, согретый молитвами подвижников. Под окном у «дяди Коли» кудахтанье соседских кур. Киев. Улица Никопольская, 24-а. Снимок и надпись на нем епископа Варнавы (Беляева) . 1959 г. Ил.52. Последний дом «дяди Коли» – епископа-юродивого – писателя – на этой земле. «Почему нам здесь так хорошо? А потому, что мы живем душа в душу…». Глиняная украинская хата. Улица, (снесена) Никопольская, 24-а. Киев. Димеевка. Осень 1963 г. Ил.53. «Дядя Коля» – ученик старца Гавриила – пишет новую книгу. Епископ-писатель Варнава (Беляев) в подполье. Автопортрет. Киев. 1950 г. Ил.54. Постоянно за работой – за письменным столом: «Лучше хоть что-нибудь, чем ничего». Епископ Варнава. Автопортрет. Киев. 1950 г. Ил.55. Во время прогулок по святым местам, бывшим загородным монастырям Киево-Печерской Лавры. Епископ Варнава. Автопортрет. Киев. Голосеево. 1950 г. ил.56. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…» ( Пс.140:2 ). Кадило епископа Варнавы (Беляева) . Передано инокиней Серафимой (Ловзанской), келейницей епископа, протоиерею Михаилу Макееву, Киевская епархия. С этого времени и по 1928 год он создает свой главный труд «Основы искусства святости». В конце двадцатых годов с горсткой молодых христиан уезжает в Среднюю Азию, пытаясь там устроить тайный монастырь в миру. В 1933 году в Москве арестован О ГПУ и по ст. 58 приговорен к трем годам лагерей. Срок отбывал в Бийских лагерях на Алтае, продолжая и здесь юродствовать. Лагерными врачами признан сумасшедшим, переведен в Мариинские лагеря, откуда – по разрешению из Москвы – освобожден в 1936 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Немалым утешением для епископа послужило полученное им от властей разрешение священнодействовать в тюремном храме, и он не пропускал ни одного праздника и воскресного дня, чтобы не принести Господу бескровную жертву о себе и о людях. Духовные дети владыки передавали ему через келейника архиерейское облачение и продукты. Владыка высылал записку, пустую посуду, белье. Однажды выслал изношенные четки с просьбой заменить на новые. Они были переданы иеромонаху Варнаве (Беляеву), впоследствии епископу Васильсурскому который, взяв их, сказал: «Трудовые четки». Говорят, что епископ дважды посылал своего келейника к протоиерею города Балахны, прося, чтобы прихожане обратились к властям с просьбой о его освобождении как Балахнинского епископа. Жители города собрали около шестнадцати тысяч рублей, которые намеревались внести как залог, и собирали подписи под прошением об освобождении архиерея. Под таким же прошением собирались подписи и в храмах Нижнего Новгорода. Власти, однако, не собирались освобождать святителя. На Воздвижение, 14/27 сентября, когда он служил в тюремной церкви, туда пришли представи­тели советской власти, чтобы посмотреть на него. И таков был духовный облик святителя, так ярко горел свет его веры, что они единодушно решили убить его во избежание духовного подъема среди населения города. Но необходим был предлог. В 1918 году государство постановило отобрать у Церкви земли и цер­ковное имущество. Поместный собор единодушно это отверг; отобрание у Церкви храмов и церковного имущества было ничем иным, как открытым го­нением на Церковь. 7 июня 1918 года состоялся съезд духовенства Нижегородской епархии. Съезд принял постановление протестовать против отобрания храмов, монастырей и церковного имущества. Было составлено соответствующее воззвание к пастве, которое подписали епископ Лаврентий как председатель съезда, настоятель собора протоиерей Алексий Порфирьев как секретарь собрания и бывший губернский предводитель Нижегородского дворянства Алексий Борисович Нейдгардт.

http://fond.ru/kalendar/1095/lavrentiy/

3 сентября 1918 года Нижегородская ЧК арестовала настоятеля Печерского монастыря епископа Балахнинского Лаврентия (Князева), который был направлен в острог. 5 ноября 1918 года Преосвященного Лаврентия под конвоем повели через весь город из острога в здание ЧК, на улицу Малую Покровскую. На следующий день, в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», владыка Лаврентий был расстрелян, ему был 41 год. В 1919 году на Нижегородскую святительскую кафедру был назначен архиепископ Евдоким (Мещерский). В этом же году он сделал запрос в Нижегородский Епархиальный Совет (созданный взамен Духовной консистории), в котором писал, что: «… Во время обозрения мною Арзамасского уезда была арестована игуменья Пицкого монастыря. Благоволите сообщить, что предпринято советом: 1) для освобождения игуменьи и 2) за что старица игуменья арестована?». В тюремном остроге, где матушка Поликсения провела несколько месяцев, от полученных переживаний она тяжело заболела, ходатайство правящего архиерея, видимо, было учтено, и вскоре игуменью освободили. Вернувшись в монастырь, она снова опасно заболела тифом. Матушка Поликсения ушла на покой, приняв схиму с именем Пульхерия. В это смутное и неопределенное время на должность настоятельницы Мало-Пицкого монастыря сестры выбрали рясофорную послушницу Анну Сотову. В декабря 1920 года на монастырском подворье в Нижнем Новгороде архиепископ Евдоким постриг Анну в монашество с именем Алексия. Официально из числа сестер монастыря была организована и утверждена сельскохозяйственная трудовая артель. Матушка игуменья одновременно являлась и председателем артели. В 1920 году из девяти монастырских корпусов два были изъяты уездным отделом социального обеспечения. Один под богадельню, а другой – под школу. Бывшая монастырская церковно-приходская школа также отошла в отдел народного образования. Количество земель в обители сократилось с 283 десятин до 79. Советской властью были национализированы монастырская водяная мельница в Васильсурском уезде и два жилых дома на монастырском подворье в Нижнем Новгороде.

http://sobory.ru/article/?object=10895

К 1911 году в монастыре проживало 174 сестры, их них только 18 монахинь, 55 указных послушниц, 101 послушница на испытании. При монастыре имелось два странноприимных дома (гостиницы) для паломников и гостей, церковно-приходская школа для девочек, которую монастырь содержал за свой счет. Для священнослужителей были построены два жилых дома за церковной оградой. Монастырь имел довольно обширные земельные владения – 283 десятины земли, которые сестры обрабатывали сами; водяную и ветряную мельницы. Еще одна водяная мельница в Васильсурском уезде принадлежала монастырю по завещанию покойной игуменьи Асенефы и сдавалась в аренду. Монастырю принадлежали два хутора, на одном находился кирпичный завод, на другом – молочная ферма, где было 20 дойных коров. В мае 1913 года по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Иоакима (Левитского) в монастыре был освящен больничный храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и святого великомученика и целителя Пантелеимона. Двухэтажный больничный деревянный корпус (богадельня) для престарелых сестер с шатровым храмом на втором этаже был построен на месте первого домового храма. Строительство его осуществлялось на средства обители по проекту архитектора А.Н. Полтанова. В 1914 году при подворье монастыря на железнодорожной станции «Сураватиха» был оборудован лазарет для раненых и больных воинов на 25 кроватей. Отдельный корпус в самом монастыре был приспособлен для принятия детей-сирот и беженцев. Лазарет и приют монастырь содержал на свои средства. В 1917 году в монастыре проживало 189 насельниц, из них монахинь – 27, послушниц – 155, 7 престарелых больных сестер проживали в богадельне. В конце декабря 1918 года в монастырь ворвался вооруженный отряд красноармейцев с намерением захватить хлеб, который хранился в монастырских амбарах. В обители успели ударить в набат и прибежавшие на звон колокола крестьяне были готовы защищать монахинь и их имущество. Игуменья Поликсения и сестры сумели мирным путем отстоять имущество монастыря. Отряд красноармейцев ушел, а спустя несколько дней настоятельницу арестовали.

http://sobory.ru/article/?object=10895

В 1764 г. обитель упразднили, однако нек-рое время братия продолжала проживать в маровских кельях. В 1771 г. пустынь была разграблена и сожжена шайкой разбойников под предводительством Галактиона Григорьева (Галани (Галанки)), крестьянина сельца Саблуково Васильсурского у. Неск. монахов убили, а настоятеля, по преданию, сожгли на костре. Затем монастырь разорялся отрядами Е. И. Пугачёва. Убиенная разбойниками братия была погребена. Согласно описи Нижегородского наместничества 1780 г., на месте упраздненной пустыни стояла каменная Крестовоздвиженская ц. с колокольней, «почти вся развалилась, прочяго никакого строения не имеется» ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 436). К нач. 70-х гг. XIX в. были «видны эти развалины, кроме того насыпь и надгробный камень». К могилам погибших монахов приходили богомольцы, отламывали куски надгробного камня «как целебное средство против зубной боли» ( Гавриил, иером. 1871. С. 41). Маровскую ярмарку, много лет проводившуюся у стен мон-ря, в 1785 г. перенесли в с. Чернуха. В 70-х гг. XIX в. в запустелой обители чуваш Иван Петрович построил деревянную часовню и келью. После его смерти в 1885 г. на средства Н. А. Демидова рядом с деревянной была выстроена каменная часовня в древнерус. стиле. К 1887 г. при часовне проживали неск. старцев. 6 июля 1887 г. викарий Нижегородской епархии еп. Балахнинский Димитрий (Самбикин) посетил территорию бывш. мон-ря, молился о его возрождении. Указом Синода от 5 сент. 1901 г. на месте муж. пустыни была основана Крестовоздвиженская жен. община, попечителем к-рой стал В. Москвин, родившийся в Вятской губ. Из личных сбережений он выделил неск. тысяч рублей на создание неприкосновенного капитала общины и купил для нее участок пахотной земли. Впосл., будучи заштатным священником, Москвин проживал в общине, совершал богослужения. В с. Чернуха была куплена деревянная кладбищенская церковь, перевезена на территорию обители, установлена здесь и в 1901 г. освящена во имя Св. Троицы. Началось, но не завершилось строительство нового каменного собора. К 1910 г. в общине также имелись каменная часовня, деревянная звонница, 5 домов, в т. ч. странноприимный, гостиница, действовали иконописная, позолотная и столярная мастерские, были устроены скотный двор, конюшни, амбар, работала мельница, разбит фруктовый сад, заведена пасека. В расчищенных прудах разводилась рыба. При общине были открыты больница, богадельня и школа для девочек. В ведении обители находилось 60 дес. земли, к-рые обрабатывали сами послушницы. Начальницей являлась Екатерина Васильевна Пасынкова, казначеей - Елена Москвина. В 1919 г. в общине числилось 148 чел.

http://pravenc.ru/text/2562378.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРОВСКИЙ (КРЕСТОМАРОВСКИЙ) В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья МАРОВСКИЙ (КРЕСТОМАРОВСКИЙ) В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Маровская Крестовоздвиженская община. Фотография. Нач. ХХ в. Маровская Крестовоздвиженская община. Фотография. Нач. ХХ в. (Крестомаровский), находился близ с. Прудищи (Зверево) Васильсурского у. Нижегородской губ. (ныне пос. Красные Мары Спасского р-на Нижегородской обл.). Основан в 1-й пол. XVII в. как мужской. Главным источником сведений о первоначальном периоде истории М. м. является «Повесть о создании Крестомаровской общежительной пустыни» (РНБ. Q.XVII.66. Л. 146-156 об.), написанная в кон. XVII в. насельником обители мон. Макарием (Вороновых (Вороновым)), пришедшим в М. м., вероятно, из Малороссии. В б-ке Нижегородской ДС в XIX в. хранился печатный Киево-Печерский патерик с надписью: «Сия книга Маровские пустыни дал вкладом Маркелка Воронов 7175 года] сентября 1 и подписал сам» ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 375). Согласно «Повести...», в 1632 г. из Киева в с. Прудищи Нижегородского у., вотчину стольника Замятни Леонтьева, пришел мон. Матфей. Рядом с приходским храмом в честь Зачатия св. Иоанна Предтечи он «ископал в горе малу пещеру». Подвижник «книг был не учен», но отличался рассудительностью и сострадательностью к ближним. Местные крестьяне почитали его. Мон. Матфей «пищу себе приобретал делом токарства». Вскоре мон. Матфей и местный крестьянин Иларион (в постриге Иларий) поселились в лубяном шалаше у источника Булач, в 3 верстах от села. К братии присоединились бывш. насельник Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря мон. Маркелл и пустынножитель заволжских лесов иером. Макарий, к-рого за «тихость в благонравном рассуждении, знамения носимые иноческого подвига изнеможения тела» первые насельники избрали своим наставником в молитве. Однажды иером. Матфею и мон. Иларию явились 2 ангела, возвестившие: «Се место Божию хотению изволишу быти церкви Воздвижения Честнаго Креста Господня и собора архистратига Михаила». По просьбе подвижников вотчинник Леонтьев пожертвовал им участок земли для строительства храма и обеспечил братию довольствием. Вскоре иером. Макарий отправился в Москву к патриарху Московскому и всея Руси Иосифу , который выдал ему грамоту на строительство церкви и снабдил деньгами (5 р. серебром). Согласно «Повести...», выйдя из Патриарших покоев у Фроловских (Спасских) ворот Кремля, о. Макарий встретил некоего подьячего, «изографа искусна», к-рый рассказал, что в благодарность за свое исцеление написал икону Собора арх. Михаила и раздумывает, в какую церковь ее пожертвовать. Подьячий пригласил иером. Макария домой, угостил и подарил ему икону для маровского храма.

http://pravenc.ru/text/2562378.html

1918 г., 19 марта (1 апреля) – освобождён от управления монастырём по болезни, переехал жить в Донской монастырь. Впоследствии жил в г. Москве у брата Александра, у сестры Екатерины, у своих духовных чад. 1923 г. – архиепископ. 1931 г., 14 июля – митрополит. 1934 г., 14 июня – скончался. Похоронен на Введенском кладбище. ФАДДЕЙ (Успенский Иван Васильевич), архиепископ Тверской. 1872 г., 12 ноября – родился в г. Васильсурске, в семье священника. 1896 г. – окончил Московскую Духовную Академию. 1897 г. – пострижен в мантию, иеродиакон, иеромонах. Преподаватель Смоленской духовной семинарии. 1898 г. – инспектор Минской духовной семинарии. 1900 г. – преподаватель, затем инспектор и ректор Уфимской духовной семинарии; архимандрит; ректор Олонецкой духовной семинарии. 1902 г. – магистр богословия («Единство книги пророка Исаии»); доктор богословия («Записки по основам дидактики»). 1908 г., 21 декабря – хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского. 1908–1922 гг. – епископ Житомирский, викарий Волынской епархии. 1922 г. – епископ Астраханский, член Св. Синода. 1922–1923 гг. – ссылка в Усть-Сысольск. 1923–1926 гг. – епископ Астраханский, архиепископ. 1926 г. – указан вторым кандидатом на должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя по завещательному распоряжению Заместителя Патриаршего Местоблюстителя архиепископа Серафима [Самойловича]. 1927 г. – архиепископ Пятигорский, затем Саратовский. 1928–1934 гг. – архиепископ Тверской и Кашинский. 1937 г. – арестован в г. Твери. 1937 г., 31 декабря – расстрелян. Заочное отпевание в Патриаршем Богоявленском соборе совершил протопресвитер Николай Колчицкий. Осенью 1993 г. на заброшенном кладбище г. Твери были найдены останки владыки Фаддея (подтверждено научной экспертизой). Архипастырь-аскет, прославившийся своим смирением и полной нестяжательностью, доходящей до нищенства. ФЕОДОР (Поздеевский Александр Васильевич ), архиепископ Волоколамский, викарий Московской епархии. 1876 г., 21 марта – родился в с. Макарьевском Ветлужского уезда Нижегородской губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010