Спустя годы, по требованиям родителей, православные гимназии в городе стали открываться. Наряду с этим, офицеры-запасники выхлопотали разрешение в нескольких школах учредить кадетские классы. Появилась возможность учить детей военному делу. Сын Капранова перешел в 7-й класс, изъявил желание стать кадетом. Родители занялись поиском такого учебного учреждения. Их интерес остановился на Воронежском Великого князя Михаила Павловича кадетском корпусе: учреждение создано с помощью выпускников русских кадетских школ, созданных за рубежом российскими офицерами-эмигрантами. Ветераны-кадеты своими заботами не оставляли воронежских кадет, помогали программами обучения, средствами на обмундирование, на прочие нужды учебного заведения.    История основания этого кадетского корпуса началась в Новгородской губернии, в деревне Аракчеевка Грузинской волости. Официальное открытие новгородского корпуса состоялось 15 (27) марта 1834 года. В этом мероприятии принял участие генерал-инспектор всей артиллерии и пехоты граф А.А.Аракчеев. Проект этого кадетского корпуса создал сам Император Николай I. Но важнейшую миссию в основании кадетского корпуса выполнил граф Аракчеев, пожертвовавший на создание и содержание учебного учреждения огромную по тому времени сумму– 300 000 рублей. Вскоре после основания корпуса граф А.А. Аракчеев скончался.    Летом 1866 года из новгородского края кадетский корпус был переведен в Нижний Новгород, в бывшее здание присутственных мест нижегородского кремля.    Выпускники кадетского корпуса участвовали в Русско-японской войне, в Первой мировой войне. Из них пятьдесят человек за воинские подвиги награждены орденом Святого Георгия.    В 1917 году кадетские корпуса переименовали в гимназии военного ведомства. А вскоре кадетов перевели в село Юрино Васильсурского уезда Нижегородской губернии. Дальнейшая судьба офицеров Царской армии, которые не покинули Россию, известна. Поэтому кадетское движение долгое время живо было только за рубежом.    Воссозданием Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса Э.Е.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/13/wit_ot...

Нами подано Патриарху Тихону заявление о полной приостановке в церковном управлении. Согласно резолюции Святейшего Патриарха сформировано Высшее Церковное Управление. Поручается нам троим [? – Сост.], с предоставлением права привлечения московских святителей во временное ВЦУ. Посему просим Ваше Преосвященство возглавить наше Управление. Подписали: ВЦУ – прот. Введенский, свящ. Калиновский и Белков. Архив составителя даты. Резолюция заштатного епископа Антонина [Грановского] на письме «Инициативной группы прогрессивного духовенства «Живая Церковь» с приглашением его возглавить самочинное Высшее Церковное Управление (ВЦУ) Согласен. Благослови, Господи, Ваш труд. Епископ Антонин [Грановский]. Архив составителя Воззвание, или Декларация, трех высших иерархов Православной Русской Церкви – Сергия [Страгородского], митрополита Владимирского, Евдокима [Мещёрского], архиепископа Нижегородского, и Серафима [Мещёрякова], архиепископа Костромского, о признании ими каноничности самочинного обновленческого (живоцерковного) Высшего Церковного Управления (ВЦУ) Мы, Сергий, митрополит Владимирский и Шуйский, Евдоким, архиепископ Нижегородский и Арзамасский и Серафим, архиепископ Костромской и Галичский, рассмотрев платформу Временного Церковного Управления и каноническую законность управления, заявляем, что целиком разделяем мероприятия Церковного Управления, считаем его единственной канонически законной верховной церковной властью и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными. Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей и верующих сынов Церкви, как вверенных нам, так и других епархий. Сергий, митрополит Владимирский и Шуйский. Евдоким, архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Серафим, архиепископ Костромской и Галичский. 3(16) июня 1922 г. [Подлинный экземпляр был тогда же подписан также и случайно присутствовавшим в Нижнем Новгороде епископом Васильсурским Макарием Знаменским, но при опубликовании документа в обновленческой печати подпись последнего была опущена. Сообщил епископ бывший Ковровский Афанасий Сахаров . – Сост.]

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Несколько раз сводки сообщают об упорном слухе, согласно которому церковные ценности изымаются для того, чтобы обеспечить коммунистам (правительству) бегство за границу. Этот слух отмечался 01.04 “среди крестьян, рабочих и красногвардейцев” Алтайской губернии (ЦА ФСБ, ф. 1, оп. 6, д. 497, л. 31), около 31.03–01.04 в г. Павловске Воронежской губернии (там же, л. 24). В сообщении Транспортного отдела ГПУ от 13.04 из г. Новониколаевска констатировалось, что среди рабочих-железнодорожников “ведутся разговоры, что коммунисты все обобрали и теперь хотят обобрать церковь , что [бы] разделить их между собой и уехать заграницу” (там же, л. 70). Из Владимирской губернии 13.04 сообщалось: “В Слуцком уезде буржуазия распространяет слухи о том, что ценности изымаются якобы для того[,] чтобы облегчить коммунистам бегство” (там же, л. 86). В те же дни возникает и слух, что изъятые ценности пойдут на уплату каких-то долгов правительства. Он зафиксирован в г. Торопце Псковской губернии 07–11.04, в Рыбинской губернии 23–25.04 (там же, л. 63, 94). В нескольких телеграммах с мест разъяснялось, что передающие эти слухи имели в виду русские долги странам Антанты. Так, в телеграмме от 28.04 сообщалось, что в Казани ходят слухи, будто изымается церковное золото “для уплаты долгов Антанте, для выкупа помещения в Берлине” (ЦА ФСБ, ф. 1, оп. 6, д. 411, л. 178). Напомним, что в известном письме Ленина от 19.03 особо подчеркивалось, что церковное золото необходимо, чтобы укрепить позицию страны на конференции в Генуе (где ставился вопрос о долгах России). В публикуемой нами листовке против изъятия церковных ценностей, распространявшейся в Москве незадолго до 01.04, рассказывалось, как Н. И. Троцкая о том же говорила И. Э. Грабарю П-75). В сообщении из Нижегородской губернии от 02.04 сообщалось: “Изъятие церковных ценностей в Васильсурском уезде рассматривается, как необходимая мера к отысканию средств для предстоящей войны” (ЦА ФСБ, ф. 1, оп. 6, д. 497, л. 29). Наряду со слухами о близкой войне пошли слухи о “скором падении советской власти” – они приводились в телеграмме Оренбургского губотдела ГПУ от 24.03 (там же, л. 30). В обоих последних случаях сводки сохранили и стандартную реакцию VI отделения ГПУ: “виновных предать суду Ревтрибунала”. А в Кубано-Черноморской области в связи с изъятием ценностей распространялись даже слухи о скорой “высадке дессанта белых” (там же, л. 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

341 1) График доходов от продажи журнала, который в общих чертах повторяет приведенный выше график числа подписчиков и который колеблется от суммы в 6300 руб. в 1893,1898 и 1912 годах до 11500 руб. в 1892,1901 и 1906 годах; 2) График доходов от продажи «Творений св. отцов», более стабильных, меняющихся в пределах от 2200 руб. до 3800 руб. (в 1905 году – 7000 руб.). 342 Поскольку в задачи работы не входит подробный разбор принципов научного знания, выработанных в XX веке, мы даем их несколько конспективно, неизбежно редуцируя второстепенные моменты. Основные работы здесь следующие: Гайденко П. Эволюция понятия науки. М., 1980; Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985; Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986; Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983 и другие, ссылки на которые даются в тексте. 354 О церковности духовной школы и богословской науки. Вступительная лекция и. д. доцента МДА Владимира Троицкого. СП, 1912, с. с. 2, 4. 359 См.: Богословский вестник. 1917, август–сентябрь. В октябре–декабре того же года появилась вторая статья Тареева на ту же тему « Церковь и богословие»; к этому времени сам Тареев занял место о. Павла Флоренского как редактор «Богословского вестника». 360 Опубликовано в: Богословский Вестник. 1915, сентябрь. Цит. по отдельному изданию: Сергиев Посад, 1916. 362 По этой же причине достается от Тареева и Флоренскому (который как раз мог бы выглядеть как представитель и «оригинальной русской богословской системы», и «философии сердца»): «Автор афиширует церковно-святоотеческие источники, но книга его в своем содержании ие имеет ни одной черты христианской философии... Под флагом церковно-отеческим он излагает лишь свою философию» (Тареев, с. 214). 364 Вл. Иларион. Op.cit., с. 38. Фраза о «различных языках» подтверждает лингвистический аспект проблемы, констатируемый нами в начале работы. 366 Речь архим. Варнавы при наречении его во епископа Васильсурского. В: Свящ. С.Явиц. Преосв. Варнава, епископ Васильсурский и его душепопечительная деятельность. Машинопись библиотеки МДА, СП, 1995, с. 321.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Опасаясь, чтобы такое, истинно царственное сокровище, не перешло в частные руки совершенно иного поколения, Князь намерен был завещать животворящий крест сей в собор Успенский, где хранится и священный гвоздь от сего креста, принесенный предком его, Царем Имеретинским Арчилом, так как он уже уступил одно подобное сокровище – крест Св. Нины, Тифлисскому собору. Между тем смерклось, и наступившая непогода умножила ночной мрак. Гостеприимный владелец Лыскова предложил мне у себя ночлег, и мне отвели в верхнем жилье обычный приют для его посетителей. Три большие портрета поразили меня при входе: Шаха Аббаса, одного из величайших властителей Персии, горько памятного Грузии, последнего Католикоса Антония, сына великого Ираклия, и бывшего Имеретинского Царя Арчила, который пять раз возводим был на престоле в Кутаиси, и столько же раз терял свое шаткое достояние. Этот отрывок Грузинской истории в лицах, под кровом восьмидесятилетнего родного внука Царя Бакара, которым окончилась в Грузии старшая династия Карталинская, посреди внешних бурь своего царства, и притом еще бурная ночь, при раскатах грома и блеске молнии:– много было тут высоко-поэтического для меня, посетившего колыбель Багратионов, у подошвы Арарата и Казбека, и ознакомившегося с их народными преданиями. Долго не мог я заснуть, доколе, наконец, не усыпил меня однообразный шум ливня, бившего в окна, как убаюкивающий шепот природы над колыбелью детей своих. Казань От Васильсурска, который сторожит на крутой горе устье быстрой Суры, впадающей в Волгу, напоминая именем своим отца покорителя Казани, погрузился я, на сто верст, в вековые дубравы Черемисские, обозначающие пределы Казанской области. Долго служили они, по нагорной стороне Волги, заветным забралом враждебному Царству, от оружия возмужавшей России, доколе не обогнули их по водам ее ратные ладьи и не проникли их наконец воинские дружины. Тогда открылись победителям таинственные требища Черемисов, в сердце их заповедных лесов, и свет Христианства мало-помалу стал проникать во мрак языческих дебрей, где рассеяны были их древесные жилища. Но и доселе великолепны леса сии, освежающие путника тенью столетних дубов своих и лиственниц, как будто бы рука человеческая еще не коснулась их недоступного величия. Если и открываются кое где просветы в очищенные поляны, редко однако расступаются зеленые стены по сторонам столбовой дороги; гуще и гуще становятся леса, по мере приближения к Чебоксарам, первому уездному городу Казанскому, который был заложен Святителем Гурием, когда он плыл в свою новую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Чтобы благодать Божия, которую вы имеете мне передать, была во мне не тща, но возгревалась день ото дня в сильнейший огнь и пламя любви Божественной. Прошу и вас всех, возлюбленные братья и сёстры, о том же. Я сотни раз получал от вас выражения любви, расположения и признательности. Не имея и не чувствуя за собой ни единой добродетели и каких-либо особых личных качеств, я, не зная почему, вызывал у многих из вас желание обращаться ко мне за советом и даже лечением своих растравленных душевных ран. Теперь и вы мне помогите своей молитвой.  Аминь. 1920. Речь Преосвященного Варнавы, епископа Васильсурского, при вступлении его на свою кафедру Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( Кол. 1:3 ) Когда всемогущая и промыслительная десница Божия благоволила моё недостоинство и смирение поставить на сию священную кафедру и вверила ваши души моему руководству и попечению, что ещё я могу вам сказать и пожелать в эту минуту? Святительское обращение с миром к людям не есть простое приветствие, но имеет священную таинственную силу, и если кто принимает его с верой, сообщает тому благодать, а если кто отметает его, возвращается к пославшему его ( Мф. 10:12–13 ). Знаменательно и то евангелие за всенощным бдением, которое впервые мне пришлось прочесть и огласить им ваш слух. В нём Господь Христос, явившийся по воскресении Своим ученикам, преподаёт им мир. Мир вам, – говорит Он и опять повторяет: Мир вам ( Ин. 20:19,21 ). Я бы не говорил так лично, если бы не делал этого за послушание. Когда посылал меня на место святительского служения носящий звание Ангела Церкви Нижегородской архиепископ Евдоким, то последним завещанием его среди других прочих было: «Идите к пастве своей и несите ей от меня мир. Этот мир и благословение передайте от меня всем – большим и малым, мужам и женам, здоровым и больным, бедным и богатым...» Посему ещё раз говорю: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа...» Да будут сердца ваши беспечальны, души утешены радостью, дома и хозяйства ваши исполнены избытка и всякого успеха, семейства благоустроены.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Иоанн сбрасывает в 1480 г. татарское иго и заставляет двинувшегося наказать его хана Золотой Орды Ахмата, простояв без боя на берегу р. Угры, уйти к себе обратно, где он был убит ногайцами. «Злодей России лежит в могиле»,– известил Иоанна Ивак, хан шибанских, или тюменских, улусов, покончивший с Ахматом. С тех пор ногайцы, заинтересованные в торговле с Москвой, редко доставляли ей беспокойство. Оставалось обезопасить себя от казанцев. Этого достигает Иоанн III, однажды даже заняв Казань своими войсками, имея затем там, в лице ханов или царей, своих послушных ставленников. Не желая ссориться с Крымом, ревниво наблюдавшим за происходившим в Казани, осторожный Иоанн оставлял последней до поры видимость свободы. Ту же политику проводил и сын его, Василий III, окончательно покончивший с удельновечевым порядком и еще более усиливший самодержавную власть. Но положение Василия было труднее. Крым не желал подчинения Москве татарского Казанского царства и старался вместо московских ставленников иметь там своих. Это обстоятельство было умело использовано Литвой, которая, не без помощи золота, привлекла Крым на свою сторону. Учитывая дальнейшее развитие событий, Василий III соорудил вблизи Казани крепость Васильсурск. В малолетство Uoahha IV , при неудачном правлении Шуйских, казанские цари стали пренебрежительно относиться к Москве, и влияние Крыма в ней усилилось. Но подрос орленок. Благотворное влияние знаменитого митрополита Макария укрепило и одухотворило крупные дарования, которыми обладал первый венчанный на Царство юный Русский Государь. Проведя с помощью Земского Собора крупные государственные преобразования, он поведал Собору и свое намерение покончить с разбойничавшей, коварной, постоянно изменявшей Казанью. Не скрыл он от Собора и того, что такое решение может вызвать столкновение с Крымом, за которым стоял турецкий султан, тогда Солиман II Великолепный. Иоанн предпринял первый поход против Казани, успеху которого помешали климатические условия. Но тогда же он наметил место для будущей твердыни в устье реки Свияги. Обозревая далекую окружность с Круглой горы, на которой через год – в 1551 г. – и создалась крепость Свияжск, 21-летний Иоанн воскликнул: «Здесь будет город христианский, стесним Казань; Бог вдаст ее нам в руки».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В обители шесть каменных храмов: соборный Троицкий (представляет из себя копию с Маяковского Успенского собора), в честь Успения Божией Матери, во имя Макария Желтоводского, над свв. Воротами – в честь Архистратига Михаила, в башне, во имя Св. Григория Пельшемского, и, наконец, келейный – во имя прп. Антония Великого . Святыней Макарьевского монастыря является чудотворная икона прп. Макария Желтоводского, представляющая из себя копию с таковой же иконы, находящейся в Унженском монастыре. Как достопримечательность, показывают в монастыре могилы иноков, убитых при разрушении монастыря татарами. Могилы эти находятся за алтарем соборного монастырского храма. При монастыре имеется сиротский приют, содержащийся на епархиальные средства. Управляет обителью игуменья. Мало-Пицкий Богородицкий монастырь в Нижегородском уезде. Мало-Пицкий нештатный общежительный монастырь расположен в местности, находящейся близ селения «Малая Пица». Основание ему было положено в начале столетия; по благословению прп. Серафима, Саровского чудотворца, крестьянка Марфа Димитриева основала общежитие для женщин при селе «Большая Пица». Впоследствии общежитие, переименованное в богадельню, было перенесено в село «Малую Пицу». По указу Св. Синода в 1884 году, богадельня получила наименование Скорбященской общины, а в 1900 году возведена на степень общежительного нештатного монастыря. В обители только один каменный храм в честь иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость». Святынь и достопримечательностей в монастыре не имеется. Управление в обители игуменское. Маровская Крестовоздвиженская община в Васильсурском уезде. Маровская община находится недалеко от села Зверева, или Прудища при Маровской часовне. На месте, занимаемом этой общиной, находилась в прежнее время Крестомаровская Воздвиженская мужская обитель, основанная в XVII столетии. Во время восстания Пугачева монастырь этот был совершенно разрушен шайкой этого мятежника и с того времени находился в запустении до начала нашего века, когда, по определению Св. Синода, на его месте была учреждена Маровская женская община.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Революция 1917 года возбудила в обществе невиданное дотоле ожесточение, зажгла неугасимую ненависть друг к другу. Отныне Церковь обрекалась на уничтожение, верующие объявлены людьми третьего сорта, несознательными, а духовной жизни отказано в праве на существование. Человеку предписано было исходить в своих действиях не из евангельского закона, а из классового сознания. В частном письме от 16 ноября 1917 года о. Варнава высказал свой взгляд на происшедшее: «...сатана обозлился на христиан и хочет вытравить всю веру». Ему лично приходилось нелегко, довелось бедствовать, вести полуголодное существование, быть на волоске от отправки в дисциплинарный батальон, куда новая власть сплавляла всех бывших» и уже непригодных для светлого будущего людей. Но многим пришлось тогда гораздо хуже; епископа Лаврентия (Князева), временно управлявшего Нижегородской епархией (с ним иеромонах Варнава состоял в духовной дружбе), в октябре 1918 года коммунисты расстреляли за ревностное служение Богу и отстаивание интересов Церкви. Тридцати трех лет от роду, 16 (29) февраля 1920 года, по представлению правящего архиерея и решением патриарха Тихона и Священного Синода, архимандрит Варнава хиротонисан в сан епископа Васильсурского, викария Нижегородской епархии. В его служении Христу открывалась новая глава – апостольская, как он называл ее позже. Но не успев развернуться, она вскоре была прервана чрезвычайными обстоятельствами. Важнейшим достижением новой государственной Системы в страшном, голодном и предательском 1922 году стала организация Красной Церкви (прозванной так народом, иначе – обновленческой, Живой Церкви, а официально – ВЦУ и т.д.). Для победы на духовном фронте требовалось расколоть православие изнутри, чтоб глаза, обращенные к небу, и там встречали идейно выдержанные лозунги. В считанные месяцы чуть ли не все храмы и большинство духовенства оказались в рядах религиозных реформаторов. Последние дерзновенно брали на себя освящение нового государственного строя – вместе с классовой борьбой, расстрелами заложников, толпами иуд, работавших для установления земного рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Иеромонах Фотий: О пути к вере, белых воронах и вопросах Григория Лепса (+ видео) 28 сентября, 2015. Оксана Головко Старец велел мне бросить играть на органе… Иеромонах Фотий (Мочалов), насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, принял участие в шоу «Голос» — исполнил арию Ленского. «Правмир» расспросил отца Фотия о его детстве, жизни в Германии, возвращении в Россию и о приходе в монастырь. Иеромонах Фотий: белая ворона Часто вспоминаю и  вижу во  сне свою деревню   — поселок Васильсурск в  Нижегородской области, на  Волге, куда мы с родителями  приезжали каждое лето. Волжские просторы, каникулы   — все давало ощущение свободы, звенящей радости. Школьная жизнь была гораздо печальнее. Я  все время ощущал себя белой вороной, одноклассники отказывались меня принимать, не  любили, обзывали, всячески издевались, били. Почему? Не  знаю. Объективной причины не  было, меня просто «назначили » тем самым учеником, которого детский коллектив выбирает для издевательств. Мальчик, все время думавший о  музыке, избегавший совместных игр на  грани опасного баловства, оказался подходящей кандидатурой. В  ответ на  оскорбления я  старался смиряться и  просто ничего не  делал в  ответ. Одноклассников  это больше раззадоривало, они меня еще больше унижали. Родителей это, понятное дело, расстраивало. Но  что они могли сделать? Только поддержать меня. Мама никогда и  близко не  говорила, что все дело во  мне, наоборот, всячески пыталась вселить в  меня уверенность в  собственных силах  — это помогало мне выдержать издевательства в  школе. Не  знаю, почему, но  еще в  детстве я  задался вопросом о  существовании Бога и  спрашивал о  Нем маму. Мама не  раз потом вспоминала, что не  знала, как ответить на мои вопросы. Дважды   — в  раннем детстве и  в  подростковом возрасте я  во  сне видел Господа на  Небе. Если я  не  покрещусь Когда мне было семь лет, я  потащил маму в  церковь крестить меня. Аргумент был таким: «Если я  не  покрещусь, то  не  стану ангелом ». Мама крестилась вместе со  мной, но на  этом моя церковная жизнь и  остановилась: в  храм мы  не  ходили, ничего не  знали.

http://pravmir.ru/ieromonah-fotiy-o-puti...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010