Упраздненные: Больше-Юнгинская Покровская пуст. (мужская, в устье р. Б. Юнга, при резиденции Суздальских епископов, ныне с. Покровское Горномарийского р-на, основана в 1607, упразднена в 1764); Ново-Спасский Мало-Юнгинский (мужской, с. М. Юнга (после 1764) совр. Горномарийского р-на, основан между 1625 и 1627, упразднен в 1764); Вознесенский (женский, в Козмодемьянске (ныне Козьмодемьянск), основан не позднее 1655, закрыт в 1764); скит во имя прп. Михаила Малеина (мужской, между современными слободой Хмелёвка Воротынского р-на Нижегородской обл. и дер. Барковка Горномарийского р-на Марий Эл, основан в 1671, упразднен в 1764, приписной к Хмелёвской Троицкой муж. пуст. в Васильгороде (ныне пос. Васильсурск)); Черноозерская Троицкая Ветлужская пуст. (мужская, на р. Ветлуге, на границе совр. Нижегородской обл. и Горномарийского р-на Марий Эл, в 1710 приписана к Казанскому архиерейскому дому); Мусерская Тихвинская пуст. (мужская, совр. дер. Мусь Килемарского р-на, основана не позже 1710, в 1726 приписана к Казанскому архиерейскому дому в качестве скита, упразднена в 1764); Ильинская пуст. (мужская, между современными дер. Токари Горномарийского р-на Марий Эл и с. Ильинка Моргаушского р-на Чувашии, основана в 1720, упразднена в 1764, приписная к Мало-Юнгинскому мон-рю); Богоявленский (мужской, в Козмодемьянске, упразднен в 1764); Свято-Троицкий (женский, в Царёвококшайске, упразднен в 1764); Сурский Михаило-Архангельский (мужской, на р. Сура, близ совр. дер. Нов. Слобода Горномарийского р-на, построен в 1868-1871, закрыт в 1921, возрождается с 2008); Свято-Троицкий (женский, в Козмодемьянске, образован в 1887, закрыт в 20-х гг. XX в.); Богородице-Сергиевский (женский, в царёвококшайске (Краснококшайске), основан в 1888 при богадельне, закрыт в 1921); Вершино-Сумский Введенский (женский, близ с. Вершино-Сумка, ныне выселок Революция Горномарийского р-на, основан в 1898, закрыт в 1921-1933); Аштавай-Нырская Николаевская пуст. (мужская, близ совр. выселка Октябрьский (Аштавай) Горномарийского р-на, основана в 1906, закрыта в 1921); Куженерский Николаевский (женский, близ совр. пос. Куженер Куженерского р-на, образован в 1910, закрыт в 1918). Церковная архитектура

http://pravenc.ru/text/1238037.html

Летом 1523 года великий князь сам отправился в Нижний, откуда отпустил на Казань хана Шиг-Алея с судовою ратью по Волге, а других воевод – с конною ратью сухим путем, велев пленить казанские места; воеводы возвратились благополучно и привели с собою много черемисских пленников, но поход этим не ограничился: на устье Суры, в земле Казанской, срубили город Васильсурск; в Москве митрополит Даниил очень хвалил за это великого князя, говорил, что новопостроенным городом он всю землю Казанскую возьмет; действительно, в этом деле высказывалось намерение стать твердою ногою на земле Казанской, положить начало ее полному покорению, ибо подручнические отношения, клятвы царей казанских и народа уже два раза оказывались ручательствами недостаточными; Василий, построив Васильсурск, сделал первый шаг к совершенному покорению Казанского царства; сын его, Иоанн, как увидим, построением Свияжска сделает второй; третьим будет взятие самой Казани. Летом 1524 года отправилась опять под Казань многочисленная рать, которую полагают во 150000 и более, под главным начальством князя Ивана Бельского. Саип-Гирей испугался и, оставив в Казани тринадцатилетнего племянника Сафа-Гирея, убежал в Крым, обещая казанцам возвратиться с войском турецким. Казанцы, провозгласивши царем молодого Сафа-Гирея, приготовились выдерживать осаду. Князь Бельский отправился из Нижнего Волгою на судах; Хабар Симский с конницею шел сухим путем; князь Палецкий, нагрузивши на суда наряд и съестные припасы, должен был плыть Волгою за главным войском. 7 июля Бельский вышел на берег, расположился станом в виду Казани у Гостиного острова и двадцать дней дожидался конницы – она не приходила; а между тем загорелась стена в деревянной казанской крепости; московские полки не двинулись ни для того, чтоб воспользоваться пожаром и овладеть крепостью, ни для того, чтобы после мешать казанцам в строении новой стены. 28 июля Бельский перенес стан на берег Казанки; недалеко отсюда стоял и Сафа-Гирей и несколько раз покушался тревожить русский стан пешею черемисою, но понапрасну.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Чудь исстари отличалась колдунами. В XV веке, когда на севере не было уже «священных» деревьев, чудь поморья балтийского, в Ижории и Копорье, хотя давно знала Христа, ходила еще к жрецам-арбуям, чтила камни и дерева, совершала обряды языческие при рождении и смерти родных, и оставляла таинства христианские. Архиеп. новгородский Макарий, по сношении с государем, отправил в 1533 г. способного священника к суеверам, велел разорять мольбища их, местному духовенству строго подтвердил об его долге. Старики со страхом смотрели, как сокрушались страшные для них деревья и камни. Но молодое поколение помогало священнику в его рвении. С такою же ревностью старался об искоренении суеверия преемник Макария, архиеп. Феодосий. (Архиеп. Филарет). Россия много страдала от, выделившегося из Золотой Орды, казанского царства, подошедшего вплотную к ея восточным пределам. Повторились времена нападения кочевников на Киевскую Русь. Тысячи пленных томились в мрачных темницах Казани и продавались в рабство. В 1445 г. казанскому царевичу Улу-Махмету, доходившему в 1439 г. даже до Москвы, удалось на р. Нерли разбить московское войско и полонить в. кн. Василия II. Только за значительный выкуп удалось государю получить свободу. Вел. кн. Иоанн III, выдающийся государь, сумел создать в Казани группу сторонников Москвы и ставить угодных ему царей. При Василии III другой, выделившейся из Золотой Орды, – Крымской Орде – удалось иметь в Казани своих сторонников и тоже ставить своих царей, враждовавших с Москвой. Необходимо было сокрушить казанское царство. В 1523 г., после удачного похода в землю Казанскую, на устье Суры, сооружен был город Васильсурск, за что митр. Даниил очень хвалил Василия Иоанновича. Боролись с татарами и за свободу несчастных пленников, и за торжество христианства. Так думали тогда все, от селянина и до царя и митрополита. Язычники черемисы видели, как неземной старец ходил вокруг лесной поляны, на которой возник потом Свияжск. Понимали, что узрели пр. Сергия. Проводился план сооружения крепостных укреплений около Казани. Царь Иоанн IV, обозревая в 1550 г. в устье Свияги с Круглой горы окружающую местность, говорил: «Здесь будет город христианский, стесним Казань; Бог вдаст ее нам в руки». Через год на месте явления пр. Сергия создался г. Свияжск, и сооружена была церковь во имя Рождества Богоматери и Пр. Сергия. Верховные Апостолы и св. Николай, в явлениях «мужам достойным», предвещали победу креста в мусульманской стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

с. Покровское (Марий Эл), основана в 1607, с 1646 Покровская пуст., упразднена в 1764), Ново-Спасский Малоюнгинский монастырь (муж., в дер. М. Юнга (Марий Эл), основан между 1625 и 1627, упразднен в 1764), ядринский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь (муж., в г. Ядрин (Чувашия), основан не позднее 1646, упразднен в 1764), чебоксарский в честь Преображения Господня монастырь (Спасо-Геронтиева Подгородная пуст.) (муж., в Чебоксарах, основан в 1653, упразднен в 1838), козьмодемьянский в честь Вознесения Господня монастырь (жен., в Козьмодемьянске (Марий Эл), основан не позднее 1655, закрыт в 1764), прп. Михаила Малеина скит (муж., между совр. слободой Хмелёвка Нижегородской обл. и с. Барковка (Марий Эл), основан в 1671, упразднен в 1764, приписной к Хмелёвской Троицкой муж. пуст. на территории совр. пос. Васильсурск), цивильский Тихвинский (Вознесенский) монастырь (жен., в Цивильске (Чувашия), основан в 1675, закрыт в 20-х гг. XX в.), ядринский во имя арх. Михаила монастырь (жен., в г. Ядрин, основан не позднее 1677, закрыт в 1764), чебоксарский в честь Благовещения Пресв. Богородицы монастырь (жен., в Чебоксарах, основан в 1684, закрыт в 1764), Черноёзерская Ветлужская во имя Св. Троицы пуст. (муж., на р. Ветлуге на границе совр. Нижегородской обл. и Горномарийского р-на Марий Эл, известна с 1696, в 1710 приписана к Казанскому архиерейскому дому), Ильинская пуст. (муж., между совр. дер. Токари (Марий Эл) и с. Ильинка (Чувашия), основана не позднее 1720, упразднена в 1764, приписная к Малоюнгинскому монастырю), козьмодемьянский в честь Богоявления монастырь (муж., в Козьмодемьянске (Марий Эл), упразднен в 1764), царёвококшайский во имя Св. Троицы монастырь (жен., в Царёвококшайске, упразднен в 1764), Сурский во имя арх. Михаила мон-рь (муж., совр. дер. Нов. Слобода (Марий Эл), построен в 1868-1871, в 1921 закрыт, с 2008 возрождается), козьмодемьянский черемисский во имя Св. Троицы мон-рь (жен., в Козьмодемьянске, основан в 1887, закрыт в 20-х гг. XX в.), царёвококшайский Богородице-Сергиевский монастырь (жен.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Казань была взята, но надобно было распорядиться насчет дикого, воинственного народонаселения, жившего в ее области: Иоанн разослал по всем улусам черным ясачным людям жалованные грамоты, писал, чтоб шли к нему без страха, он их пожалует, а они бы платили ему ясак, как и прежним казанским царям; арские люди и луговая черемиса прислали с челобитьем. 4 октября вся Казань была очищена от трупов; царь поехал в нее в другой раз, выбрал среди города место, водрузил на нем своими руками крест и заложил церковь во имя Благовещения Богородицы; отслужили молебен, освятили воду и с крестами ходили по городским стенам. На третий день, 6 октября, заложенная церковь Благовещения уже была готова и освящена. В тот же день царь назначил наместником в Казань большого боярина князя Александра Борисовича Горбатого и боярина князя Василия Семеновича Серебряного, оставил с ними дворян своих больших, много детей боярских, стрельцов и козаков, 11 октября Иоанн выступил в обратный путь: сам государь поехал Волгою в судах, а конная рать пошла берегом на Васильсурск с князем Воротынским. В Нижнем Новгороде царь встретил посланных с поздравлением от царицы, от князя Юрия Васильевича и от митрополита; тут он вышел из судов и поехал сухим путем на Балахну во Владимир. Здесь ждала его новая радость; прискакал боярин Траханиот с вестью о рождении первого сына, Димитрия. Из Владимира чрез Суздаль и Юрьев царь поехал в Троицкий монастырь, где прежний митрополит Иоасаф, игумен и братия встретили его с крестами; в селе Тайнинском он встречен был братом Юрием, под Москвою – кликами бесчисленного множества народа: «Многая лета царю благочестивому, победителю варваров, избавителю христианскому!» У Сретенского монастыря встречен был митрополитом с крестами; благословившись у митрополита, Иоанн говорил ему речь, которая оканчивалась так: «А тебе, отцу своему и Богомольцу, и всему освященному собору вместе с князем Владимиром Андреевичем и со всем войском за ваши труды и молитвы, потому что вашими молитвами Бог соделал такие великие чудеса, много челом бьем».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Иоанн сбрасывает в 1480 г. татарское иго и заставляет двинувшегося наказать его хана Золотой Орды Ахмата, простояв без боя на берегу р. Угры, уйти к себе обратно, где он был убит ногайцами. «Злодей России лежит в могиле»,– известил Иоанна Ивак, хан шибанских, или тюменских, улусов, покончивший с Ахматом. С тех пор ногайцы, заинтересованные в торговле с Москвой, редко доставляли ей беспокойство. Оставалось обезопасить себя от казанцев. Этого достигает Иоанн III, однажды даже заняв Казань своими войсками, имея затем там, в лице ханов или царей, своих послушных ставленников. Не желая ссориться с Крымом, ревниво наблюдавшим за происходившим в Казани, осторожный Иоанн оставлял последней до поры видимость свободы. Ту же политику проводил и сын его, Василий III, окончательно покончивший с удельновечевым порядком и еще более усиливший самодержавную власть. Но положение Василия было труднее. Крым не желал подчинения Москве татарского Казанского царства и старался вместо московских ставленников иметь там своих. Это обстоятельство было умело использовано Литвой, которая, не без помощи золота, привлекла Крым на свою сторону. Учитывая дальнейшее развитие событий, Василий III соорудил вблизи Казани крепость Васильсурск. В малолетство Uoahha IV , при неудачном правлении Шуйских, казанские цари стали пренебрежительно относиться к Москве, и влияние Крыма в ней усилилось. Но подрос орленок. Благотворное влияние знаменитого митрополита Макария укрепило и одухотворило крупные дарования, которыми обладал первый венчанный на Царство юный Русский Государь. Проведя с помощью Земского Собора крупные государственные преобразования, он поведал Собору и свое намерение покончить с разбойничавшей, коварной, постоянно изменявшей Казанью. Не скрыл он от Собора и того, что такое решение может вызвать столкновение с Крымом, за которым стоял турецкий султан, тогда Солиман II Великолепный. Иоанн предпринял первый поход против Казани, успеху которого помешали климатические условия. Но тогда же он наметил место для будущей твердыни в устье реки Свияги. Обозревая далекую окружность с Круглой горы, на которой через год – в 1551 г. – и создалась крепость Свияжск, 21-летний Иоанн воскликнул: «Здесь будет город христианский, стесним Казань; Бог вдаст ее нам в руки».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Смерть Сафа-Гирея, расстраивая крымскую сторону, усиливая внутренние волнения в Казани, была как нельзя более выгодна для предприятий московского царя. Крымцы и казанцы, их приверженцы, поспешили провозгласить ханом двухлетнего сына Сафа-Гиреева, Утемиша; но этим самым Казань теперь менялась своим положением с Москвою: долгое время она могла поддерживать свою независимость благодаря малолетству Иоаннову; теперь, когда Иоанн возмужал и обнаружил намерение решительно действовать против Казани, в последней явился царь-младенец. Казанцы понимали невыгоду своего положения и потому отправили послов в Крым просить помощи у взрослого царя, но московские козаки побили этих послов и ярлыки их переслали в Москву. В июле 1549 года казанцы прислали к Иоанну грамоту, писали от имени Утемиш-Гирея о мире; царь отвечал. чтоб прислали для переговоров добрых людей. Добрые люди не являлись, и 24 ноября сам Иоанн с родным братом Юрием выступил в поход, оставив оберегать Москву двоюродного, Владимира Андреевича; во Владимире сделаны были все распоряжения; любопытно, что при этих распоряжениях царь счел нужным присутствие митрополита; Макарий по его вызову ездил во Владимир, где увещевал воевод отложить на время похода местнические счеты и считаться по окончании войны. Под Казань пришел царь уже в феврале 1550 года; приступ к городу не удался, множество людей было побито с обеих сторон, а потом настала оттепель, подули сильные ветры, полился дождь, малые речки попортило, а иные прошли. Простоявши 11 дней под Казанью, Иоанн принужден был возвратиться назад. Это был уже второй поход, предпринятый им лично и кончившийся неудачно. На этот раз, впрочем, Иоанн не хотел возвратиться ни с чем в Москву: по примеру отца, основавшего Васильсурск, он заложил на устье Свияги Свияжск; дьяк Иван Выродков отправился с детьми боярскими на Волгу, в Углицкий уезд, в отчину князей Ушатых, рубить лес для церквей и стен городских и везти его на судах вниз по Волге; а для поставления города отправились весною на судах царь Шиг-Алей с двумя главными воеводами – князем Юрием Булгаковым (Голицыным-Патрикеевым) и Данилою Романовичем Юрьевым, братом царицыным; туда же поехали с войском и казанские выходцы, которых было тогда в Москве 500 человек. Князю Петру Серебряному из Нижнего велено было идти изгоном на казанский посад; козаки стали по всем перевозам по Каме, Волге и Вятке, чтоб воинские люди из Казани и в Казань не ездили. Серебряный в точности исполнил приказ: явился внезапно перед казанским посадом, побил много людей и живых побрал и полону русского много отполонил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

бежал в Литву. В Описи 1626 г. указаны следующие материалы «Свяска, а в ней рознь всякая про князя Ивана Ивановича Резанского, как он отъехал в Литву, и грамотка ево к Московскому митрополиту Данилу о печалованье, чтоб был за него он государю печальник» 249 . В связи с процессом централизации государственной власти в Московской Руси возможный ранее отъезд бояр от своего господина теперь стал восприниматься как измена. Поэтому митрополит Даниил печаловался перед Великим князем за бояр, попавших в опалу 250 . Великий князь со своей стороны проявлял заботу о Церкви и митрополите. Вскоре после первосвятительской интронизации он дал жалованную грамоту митрополиту Даниилу, освободив жителей митрополичьего села Голенищево от исполнения княжеских повинностей 251 , он пожаловал митрополичьи владения в Переславском уезде 252 , Костромском уезде 253 , дал жалованную грамоту по просьбе митрополита Даниила Воскресенскому Череповецкому монастырю 254 . Давал жалованные грамоты митрополиту Даниилу и Дмитровский князь, освободивший живших в Дмитровском уезде митрополичьих крестьян от уплаты податей 255 . Он же дал жалованную грамоту Савину монастырю «для Даниила митрополита всеа Руси» 256 и другие грамоты для Звенигородского уезда 257 . Можно говорить о переписке государя с главой Церкви, о чем свидетельствуют «грамотки от Великого князя Василья Ивановича всеа Руси к митрополиту Данилу» 258 . В 1523 г. Василий III, отправляясь в военный поход в Казань, написал «дополнение» к своей духовной грамоте, где говорится об обещании создать Новодевичий монастырь в память присоединения Смоленска. «А коли есми запись писал, и тогды был у отца нашего Данила, митрополита всеа Русии» 259 . Митрополит Даниил скрепил своею печатью духовную грамоту Василия III 260 . В 1523 г. во время казанского похода в устье реки Суры был основан город Васильсурск, который содействовал продвижению русского влияния, и «митрополит Даниил очень хвалил за это Великого князя, говорил, что новопостроенным городом он всю землю Казанскую возьмет» 261 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В начале XVII века нынешняя Нижегородская губерния называлась Низовою землею и была заселена мордвой с небольшою примесью русских. Часть мордвы исповедовала христианство , имела в многолюдных селах церкви, отли­чалась трудолюбием и известною степенью зажиточности; кром­е общего всем землепашества, некоторые деревни занима­лись и занимаются до сих пор овцеводством. Среди селений в ту эпоху известны были Княгинин, Вельдеманово, Григорово, Колычево и другие; ближайшими городами Васильсурск и Нижний Новгород, а уважаемою всеми православ­ными святыней – Макариев-Желтоводский монастырь, второй по древности в Низовой земле, основанный св. Макарием унженским (ск. 25 июля 1444 г.). Не смотря на политиче­ские волнения, потрясавшие в конце XVI и в начале XVII веков всю Россию, мордвины жили спокойно, пахали землю и вовсе не интересовались тем, что делалось вне их округа. В последние дни кратковременного царствования Федора II Годунова, у молодого вельдемановского крестьянина Мины родился сын Никита. Это произошло 24 мая 1605 г. Приблизительно около этого же времени, в соседних русских селах Григорове и Колычеве, также родились два мальчика, жизнь которых стран­но переплелась с жизнью новорожденного Никиты: в первом у священника Петра, родом также мордвина, попадья Марья подарила ему сына Аввакума, впоследствии знаменитого рас­колоучителя, а у колычевского священника Ивана родился сын Павел, позднее епископ коломенский и тоже расколоучитель. Как можно догадываться, Никита был первенцем у болез­ненной молодой матери, по имени Мариамна, которая вскоре после родов умерла. Малютка остался на руках Мины, который недолго оставался вдовцом и женился вторично. Кто была родом мачеха Никиты и как ее звали, неизвестно, сохрани­лось только указание, что своим характером она вполне оправдала обычную славу на Руси мачех; приведя в дом Мины своих детей от первого брака, она принялась бесцеремонно преследовать маленького Никиту, пользуясь выгодами своего положения бесконтрольной хозяйки в избе. Правда, первые годы своей жизни малютка провел в избе какой-то Аксиньи, взявшей на себя попечение о ребенке по сердоболию. На пятом или на шестом году мальчик вернулся к отцу и тогда началось его грустное житье-бытье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Здесь с очевидностью содержится предсказание ближайших перипетий на предстоящем ему пути: епископство в захолустном городке (в Васильсурске проживало несколько тысяч человек), несамостоятельность в управлении, зависимость от Евдокима, подобная всецелой зависимости приходского священника от власти архиерея. Карманный платок предвещал слезы, но за волнениями и тревогой проступала радость («смех»). Многое возвещено было в словах блаженной. Но попробуй распознать их скрытый смысл, столь ясно видимый по прошествии почти восьмидесяти лет!.. Во всяком случае строгий приговор, вынесенный молодому архиерею в кругах, близких к семье Булгаковых, не являлся окончательным судом Божиим. Вопреки линейной логике, о. Варнава вступал в апостольский период своего служения, как он определял его позже, обильный романтическими событиями и духовными дарованиями. В яблочный, тихий Васильсурск и в первую поездку по епархии он отправился в марте. В его ведении оказались древний Макарьевский Желтоводский женский монастырь и женская монашеская община в Марах, недалеко от Лыскова. В духе времени они преобразовались в «трудовые артели», но монашеский строй жизни оставался в неприкосновенности. Сейчас трудно представить настроение тогдашних энтузиастов религии, собравшихся в обителях, напряженную жизнь, протекавшую за монастырскими стенами, а главное, понять проблемы, стоявшие перед теми, кто отрекся от мира, вышел из него в эпоху начавшейся кровавой междоусобицы. Проблемы уживчивости, единения в совместном труде и служении и, одновременно, умения уважать другого, с его особенностями и неповторимостью. Проблемы сохранения внутреннего огня веры – при верности уставным требованиям, правилам, закону церковному. Проблемы посильного и как можно более активного участия в окружающей общенародной жизни и проблемы исхода из нее. Забота о сохранении и приумножении веры в себе и о евангельском просвещении народа. В монастырской жизни было много греховного, суеверного, но много и ослепительного, неземного света. С этой противоречивой, контрастной природой церковно-бытовой стихии сразу соприкоснулся молодой епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010