Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАСНОСЛОБОДСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Пензенской и Саранской епархии (см. Пензенская и Нижнеломовская епархия ), существовало в 1910-1928 гг., названо по г. Краснослободску (ныне в Республике Мордовия ). 11 июня 1910 г. Высочайшим указом было утверждено синодальное постановление об учреждении К. в. На кафедру назначен протоиерей пензенского кафедрального собора Григорий Соколов, после пострижения в монашество 11 июля 1910 г. хиротонисанный во епископа Краснослободского. Резиденцией его определен пензенский в честь Преображения Господня муж. мон-рь , где он был утвержден настоятелем. С 30 окт. 1910 г. являлся председателем Пензенского епархиального училищного совета. После 1917 г. еп. Григорий (Соколов) был возведен в сан архиепископа, в 1922 г. уклонился в обновленчество (по-видимому, вслед за Пензенским еп. Борисом (Лентовским) , перешедшим в раскол летом 1922), 14 янв. 1923 г. уволен на покой. 3 марта 1923 г. Краснослободский уездный собор духовенства просил патриарха Московского и всея России св. Тихона назначить на К. в. нового архиерея, до поставления епископа - передать приходы вик-ства из ведения Нижнеломовского еп. Иоанна (Ягодинского) в ведение епископа Саранского. 1 авг. 1923 г. патриарх Тихон благословил работу Краснослободского уездного собора духовенства для избрания кандидата на кафедру. Вскоре на К. в. был назначен еп. Леонтий (Устинов), но уже 9 янв. 1924 г. он был переведен на Печерское вик-ство Нижегородской епархии (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 273. Л. 75). Указом патриарха Тихона от 9 мая 1924 г. на К. в. был поставлен Васильсурский еп. Макарий (Знаменский) , живший в Н. Новгороде. Нижегородский отдел ГПУ 19 мая 1924 г. запретил ему отъезд в Краснослободск (Там же. Л. 125), тем не менее в нач. 1927 г. архиерей продолжал упоминаться в документах как епископ Краснослободский. Последним Краснослободским викарием с 7 сент. 1927 г. являлся Кирилл (Соколов) . После перевода его 24 авг. 1928 г. на Пензенскую кафедру К. в. больше не замещалось. Лит.: Политбюро и церковь. 1998. Кн. 2; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк. В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2458957.html

Конечно, исполнение Евангельского закона вначале может показаться трудным, но не оставляет Господь работающих Ему. Однажды я возвращался от батюшки Амвросия и на пути заехал в Васильсурск. Остановился в знакомом монастыре, и мне предложили посетить послушника этого монастыря брата Василия, жившего отшельником в лесу. Постучался я в его убогую келлию, сотворил молитву. Старец с любовью меня принял. – Кто ты такой будешь? – спросил он меня. – Я воин Павел, благословите меня, батюшка. – Какой я батюшка, я простой послушник. Разговорились мы с ним. Стал я расспрашивать, как он живет, как угождает Богу. – Жить в лесу – от людей спокойно, – сказал старец, – вот только с бесами воевать приходится. Каких только страхований не нагонят они! Однажды, среди белого дня, вдруг вижу: едет к моей келлии множество саней, в которых сидят чуваши. Остановились, стучат в дверь: – Отвори скорее, – говорят, – мы иззябли. Отец настоятель запретил мне кого-либо пускать без молитвы; вот я и говорю: – Сотворите молитву. – Какую там молитву, – отвечают, – отворяй! – Скажите: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! За дверьми раздался смех. Затем все садятся в сани и уезжают. Вышел я на улицу посмотреть, вижу – никаких следов на снегу, сугробы кругом моей келлии огромные, следовательно, все это было призрачное. А то покойник приходит по ночам, стучит кулаком и ревет, что есть мочи. – Да, такие искушения были и у преподобного Серафима, – сказал я. – То преподобный, а я-то что, и молитва у меня слабенькая, а все-таки Господь помогает. Больше всего упражняюсь в Иисусовой молитве. Я попросил указания, как ее совершать. – Страшная эта молитва, – отвечает пустынник, – очень не любит ее сатана и старается всеми силами отомстить тем, кто ее совершает. Без руководства эту молитву проходить опасно. Если хочешь начать, то начни с небольшого. Возьми четки – у тебя есть? – Есть, – отвечаю. – Ну, по четочкам 100 молитв Иисусовых в день с поклонами, хочешь земными, хочешь поясными, все равно. Такой случай был со мной, – никому не рассказывал, а тебе расскажу.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Преосвященные: Сергий, митрополит Владимирский и Шуйский, член патриаршего Синода, Евдоким, архиепископ Нижегородский, Серафим, архиепископ Костромской, Макарий, епископ Васильсурский, Иувеналий, епископ Павловский, Серафим, епископ Муромский, Пимен, архиепископ Каменец-Подольский, Артемий, епископ Лужский, Леонтий, епископ Волынский, Алексий, епископ Тираспольский, Гавриил, епископ Барнаульский, Иоанн, архиепископ Кубанский, Корнилий, епископ Сумской, Виталий, епископ Епифанский, Мелхиседек, епископ Каширский, Иерофей, епископ Иваново-Вознесенский, Анатолий, епископ Царевский, викарий Астраханской епархии, Тихон, архиепископ Воронежский, Вениамин, архиепископ Рязанский, Алексий, епископ Елисаветградский и другие иерархи. Трое первых обратились с воззванием, текст которого следующий: «Воззвание. Мы, Сергий, митрополит Владимирский и Шуйский, Евдоким, архиепископ Нижегородский и Арзамасский и Серафим, архиепископ Костромской и Галичский, рассмотрев платформу Временного Церковного Управления и каноническую законность Управления, заявляем, что целиком разделяем мероприятия Временного Церковного Управления, считаем его единственной, канонически законной верховной церковной властью и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными. Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей и верующих сынов Церкви, как вверенных нам, так и других епархий. Митрополит СЕРГИИ (будущий Патриарх), Архиепископ ЕВДОКИМ, Архиепископ СЕРАФИМ» 505 . 4 июля 1922 года на организационном собрании группы «Живая Церковь » в Троицком подворье в Москве был избран ЦК группы и принят Устав, состоявший из 14 параграфов. Об этом подробно пишет И. Трегубов 506 : «Вновь избранный орган идейного руководства, т. е. центральный комитет группы “Живая Церковь ” немедленно поспешил обратиться к представителям прогрессивного духовенства всех епархий со следующим циркуляром: “Организуйте немедленно местные группы “Живая Церковь ” на основе признания справедливости социальной революции и международного объединения трудящихся. Лозунги: белый епископат, пресвитерианское управление и единая церковная касса. Первый организационный Всероссийский съезд группы “Живая Церковь” переносится на 3 августа. Выбирать на съезд по 3 представителя от прогрессивного духовенства каждой епархии”» 507 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Но, скажут мне, если ты никогда не желал епископства, если ты стремился всегда в пустыни и леса, то зачем же жил в городах и зачем теперь обрекаешь себя на деятельность “шумных градов”, на непосредственное служение миру? Вот потому-то, отвечаю, я и дерзаю воспринять на себя этот великий сан, что никогда не желал его и даже не мечтал о нем; потому и принимаю, что это дар Божий, воля Божия. Как хотелось уйти святителю Николаю Чудотворцу в тишину уединенной кельи и на всю жизнь остаться одному с Богом, но что услышал он в ответ от Самого Господа: “Николай, иди служить народу, если хочешь быть увенчанным от Меня”. И когда он недоумевал о сем, голос свыше повторил: “Николай, не эта нива, на которой ты имеешь принести ожидаемый Мною плод, но обратись к людям, да прославится в тебе имя Мое”. Несмотря на все мое ничтожество, я вижу промыслительную десницу Божию, руководящую мною со дня моего рождения в чудесах надо мною и видениях, по молитвам Богоматери, святых и сего великого угодника, о чем яснее я не могу по своей молодости говорить, а вернее, не хочу. Упомяну только о том, как иногда ясно, иногда прикровенно я слышал о своей будущей судьбе от таких великих старцев-прозорливцев, как Варнава Гефсиманский , Гавриил Спасо-Елеазаровский, Серапион Параклитский, и другие. Некоторые из здесь присутствующих задолго до моего назначения знали даже название города, куда меня посылают, потому что чрез эти лица я получал ответы на свои вопросы. Думается, что этих моих слишком откровенных слов, нетерпимых при всякой другой обстановке, вполне достаточно, чтобы опровергнуть ненавистные обличения меня в самочинии незримых врагов и удовлетворить немощные смущения совести колеблющихся братии. И по существу епископство не является чем-то противоречащим монашеству, совершенно несовместимым с ним, если только не понимать монашество слишком узко и не соединять с ним особых специфических представлений, которые оно, может быть, даже и не имеет. Сами строжайшие аскеты и пустынники никогда не ограничивали монашество известными одеждами, постами, поклонами, веригами и прочим.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

С 2012 года ведутся работы по восстановлению храма: установлены строительные леса, на куполе появился крест — символ спасения, знак грядущего возрождения святыни. По материалам книги А.М. Дюжакова «Святыни земли Воротынской» Ныне существующая каменная церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области (до Октябрьской революции – Васильсурского (Васильского) уезда Нижегородской губернии) заменила сгоревшие деревянные храмы, построенные в XVIII в. Из архивных документов известно, что разрешение на строительство «теплого» (отапливаемого) деревянного храма с посвящением «во имя Тихвинской Божией Матери» было дано 8 апреля 1769 г. епископом Феофаном (тогда село Кекино входило в состав Курмышской пятины Курмышского уезда). К марту 1771 г. церковь была построена и снабжена всем необходимым для совершения богослужений, после чего последовал указ о ее освящении. Вторая деревянная церковь (вероятно, неотапливаемая – «холодная») с посвящением главного престола Николаю Чудотворцу, а придела – святителю Димитрию Ростовскому, «по свидетельству надписи на кресте, во святом алтаре стоящем», датировалась 1768 годом. Обе деревянные церкви сгорели. Пожар произошел между 1810 и 1814 г.г.: на первую дату деревянные храмы еще существовали, а последней в «Адрес-календаре Нижегородской епархии» датируется существующая каменная церковь. Впрочем, последняя дата отмечает или начало строительства, или получение разрешения на возведение нового храма. Это явствует из ведомости о церкви в селе Кекино 1820 г. К тому времени здание церкви, правда, было уже построено, но освященным являлся только «левый» (северный) придел во имя святителя Димитрия Ростовского в трапезной. В «настоящей» церкви не имелось тогда ни иконостаса, ни образов, а в «правом» (южном) приделе во имя Николая Чудотворца иконостас еще не был окрашен, и образа к нему не были написаны. С запада над «папертью» велось строительство колокольни. Специально отведенного кладбища в селе не существовало. Захоронения производились на не огороженном кладбище около церкви.

http://sobory.ru/article/?object=28358

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Фаддей Тверской, сщмч. Ключевые слова: XX в., Мученик, Святитель, Русь, Тверь, МДА, Москва, Радонеж, Новомученик, Н.Новгород, Смоленск, Белоруссия, Минск, Уфа, Карелия, Украина, Волынь, Коми (Вычегодская Пермь), Астрахань Дни празднования: Рейтинг иконы в этом году: (в прошлом: 0). Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее ! Живое обсуждение: Пообщаться об этой иконе на форуме . Раздел основан участником [ tol ] 2009-12-14, последний раз редактировался участником [ tol ] 2019-10-25. Описания иконы Фаддей Тверской, сщмч. - житие «Знаете ли Вы, что владыка святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви — явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражается на здоровье. Разумеется, владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа». — Эти слова адресовал архиепископу Тверскому Фаддею патриарх Тихон (Белавин). Святость архиепископа Фаддея была очевидна современникам ещё при его жизни. Священномученик Фаддей (Успенский, 1872-1937) — Архиепископ Тверской (до этого - архиепископ Волынский, Астраханский) — величайший христианский святой ХХ века, соединивший в своей жизни архипастырское служение и аскетический монашеский подвиг. --- Священномученик Фаддей (Иван Васильевич Успенский) родился в городе Васильсурске (Нижегородская губерния) в семье священника. Учился в Нижегородской Духовной семинарии, а затем в Московской Духовной академии, которую закончил в 1896 г. В 1897 г. прин[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 2002.] Собор новых мучеников и исповедников Российских (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2002 год. Храм свт. Тихона. Поселок Московский Видненского р-на Московской обл. (рядом с аэропортом Внуково). Файл 10568.jpg:   Размер: 790x803, 0.63 MPix, 294 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (126) , (11) .

http://pravicon.com/icon-3027

После того, как келейница еп. Варнавы ин. Серафима (Ловзанская) решилась опубликовать в середине 80-х годов сочинения еп. Варнавы, для чего попросила помощи у некоторых известных ей людей, о владыке стали писать различные работы и статьи. Итак, какие же тексты написаны о нем? Во-первых, это жизнеописание епископа, составленное и опубликованное в 1992 году игум. Дамаскиным (Орловским), являющимся ныне клириком храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе в г. Москве, а также членом Синодальной комиссии по канонизации святых и членом Союза писателей России 12 . Далее в 1995 году в Московской Духовной Академии иер. Сергием (Явицом), ныне клириком Ростовской епархии, была защищена кандидатская диссертация на тему: «Преосвященный Варнава епископ Васильсурский и его душепопечительская деятельность». В этом сочинении приведено жизнеописание владыки, сказано о его пастырской работе и немного об аскетическом учении. Достоинство данной диссертации заключается в более подробном описании жизни еп. Варнавы, чем это было сделано ранее, и систематическом изложении того, что касается его пастырства 13 . Также в Московской Духовной Академии в 1997 году мон. Анастасием (Казмирчуком), ныне являющимся насельником Троице-Сергиевой Лавры, была защищена кандидатская диссертация на тему: «Аскетические воззрения епископа Варнавы (Беляева) », в которой он поместил небольшое жизнеописание владыки, также не прибавлявшее ничего принципиально нового к тому, что было напечатано прежде, рассказал немного о его нравственно­богословском учении (цели христианской жизни и средствах ее достижения, нравственном совершенствовании христианина и христианском отношении к болезням и страданиям), а также отчасти и, как правило, в общих словах описал его аскетические взгляды (о природе и развитии греха и последствиях этого, плотских и душевных страстях, подвиге деятельной жизни и созерцательной жизни, а также монашеском служении в деле спасения мира) 14 . Еще одно жизнеописание еп. Варнавы было составлено и издано в 1999 году П. Г. Проценко. Оно гораздо подробнее, чем напечатанные ранее, и основано на многих источниках, в том числе и не публиковавшихся ранее. Заметим также, что Проценко участвовал в издании многих работ владыки (некоторых совместно с игум. Дамаскиным (Орловским), иер. Сергием (Явицом) и другими) 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

пос. Васильсурск Воротынского р-на); основан в XVII в., упразднен в 1764), Троицкий Княгининский (мужской, в Княгинине; основан не позднее 80-х гг. XVII в., упразднен в 1764), Дерновская Спасская пуст. (мужская, близ совр. с. Бармина Лысковского р-на; основана не позднее XVII в., когда была приписана к нижегородскому в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужскому монастырю , упразднена в 1764), Серафимо-Понетаевский (женский, в с. Понетаевка совр. Шатковского р-на; основан как община в 1864, мон-рь с 1869, закрыт в 1925, в наст. время в одном из корпусов расположен скит Серафимова Дивеевского во имя Св. Троицы женского монастыря ), Ягодинский Введенский (женский, близ с. Ягодного совр. Перевозского р-на; основан как община в 1864, мон-рь с 1882, закрыт в 20-х гг. XX в.), Медянский Покровский (женский, близ с. Медяна совр. Пильнинского р-на; основан как община в 1877, мон-рь с 1897, закрыт в 1921), лукояновский Тихоновский (женский, в Лукоянове; основан в 1887 как община, с 1896 мон-рь, закрыт в 1928), Спасская Троицкая община (женская, в с. Спасском совр. Спасского р-на; основана в 1888, закрыта в 1922), Спасская Азрапинская община (женская, близ с. Азрапина совр. Починковского р-на; учреждена в 1905, закрыта после 1917). Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 89, 102, 227, 321, 330; Д. 272. Л. 36; ЦАНО. Ф. 1016. Оп. 2. Д. 26; Д. 152. Л. 201-204; Ф. Р-1395. Оп. 1. Д. 34; Ф. Р-5899. Оп. 1. Д. 64. Л. 152-154; Оп. 2. Д. 2. Л. 85; Д. 201, 205. Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2012. 4. С. 7-8; 2013. 11. С. 9; Служения и встречи Свят. Патриарха Кирилла//Там же. 12. С. 21; Наречение и хиротония архим. Силуана (Глазкина) во еп. Лысковского и Лукояновского//Там же. 2014. 1. С. 19-21. Лит.: ИРИ. Т. 3-4; Макарий (Миролюбов), архим. История Нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 до 1850 г. СПб., 1857. С. 1-9; Корольков К. Н. Об открытии и закрытии епархий в Русской Церкви. К., 1876. С. 91; Дурново Н. Н. 900-летие рус. иерархии, 988-1888: Епархии и архиереи.

http://pravenc.ru/text/2110942.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Иванович Лебединский (7.06.1881, с. Сосновка Васильсурского у. Нижегородской губ.- 17.09. 1937, Гагинский р-н Горьковской обл. (ныне Нижегородской обл.)), сщмч. (пам. 4 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи псаломщика, впосл. священника. Окончил ДУ. С 1895 по 1903 г. послушник Адрианова Пошехонского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В 1903-1907 гг. находился на военной службе. С 1907 по 1908 г. послушник нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря . Затем служил псаломщиком храма в честь иконы Божией Матери «Смоленская» с. Б. Мокрое Нижегородского у. и губ. (ныне Кстовского р-на Нижегородской обл.). С 1909 г. псаломщик Троицкой ц. с. Ивашкина Арзамасского у. В 1914 г. рукоположен во диакона. К 1935 г. был священником в Казанской ц. с. Сурочки Гагинского р-на Горьковской обл. В 1935 г. арестован в Сурочках по обвинению в произнесении проповеди и приговорен к 2 годам ссылки. В 1937 г. вернулся в Сурочки и 8 сент. того же года вновь арестован по обвинению в том, что «6 июля 1937 г. организовал торжественную службу, которая отрывала крестьян от работы в колхозе». Проходил по делу со священниками священномучениками Николаем Хвощёвым, Александром Никольским, мучениками Александром Блохиным, Петром Лонсковым, Стефаном Митюшкиным и Василием Ежовым. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Горьковской обл. от 17 сент. 1937 г. приговорен к расстрелу. Погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 190. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Николаевич Беляков (1890– 1937), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Ильинский (1899–1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2580182.html

Разнежье. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм Благовещения Пресвятой Богородицы с. Разнежье Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в 1854 г. В 1930-е гг. храм был разрушен и воссоздан в 1991 году. http://lsk-e.cerkov.ru/xramy/ Разнежье – одно из древнейших поселений Нижегородского края, известно с XIV столетия. Расположено на левом берегу Волги. Сохранившаяся до наших дней кабальная запись Семена Степанова сына Разнежского свидетельствует, что в 1392 г. он взял в долг у настоятеля Благовещенского монастыря 20 рублей серебром под залог своей вотчины. Видно, понимал боярин, что не вернуть ему свои владения, поэтому и оговорил в этой записи поминовение его вместе со всем родом 3 февраля каждого года. Так владельцем разнежской вотчины становится нижегородский Благовещенский монастырь. В 30-х годах XVII в. Разнежье был возведен деревянный шатровый Благовещенский храм, в его ризнице были не только обычные для сельских церквей оловянные сосуды, но и серебряный потир и дискос. Колокола храма каждодневно оповещали о возрождении здесь жизни. Местные жители начали активно, хозяйственно осваивать земли. Рубили в лесу строевой и поделочный лес, варили по болотам кричное железо, жгли древесный уголь для окрестных кузнецов, заготовляли для продажи смолье, лучину, грибы и ягоды. Свои изделия они поставляли на рядом действующую знаменитую Макарьевскую ярмарку. В 1764 г. земли, принадлежавшие Благовещенскому монастырю, были отписаны в казну, и Разнежье было подчинено Коллегии экономии. Тогда в селе насчитывалось 376 мужчин и 403 женщины. Село стало центром особой Разнежской волости, которая в 1779 г. вошла в состав Васильсурского уезда. При государственном управлении жизнь местных крестьян стала куда как легче, что тотчас сказалось и на росте численности населения. Так, в 1887 г. в селе проживало почти 2500 человек. По сведениям Нижегородского епархиального Адрес-календаря на 1888 г., в Разнежье в 1854 г. была построена деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с Никольским приделом. Готовый сруб храма нашелся в селе Просек, что стоит на правом берегу Волги. Первоначально он предназначался для Маровского монастыря, однако по неизвестной нам причине в обитель так и не попал. Вот его-то и выкупили разнежцы. По большой вешней воде сруб перевезли в село и поставили на стрелке (мыс на южной оконечности села) на берегу Заводи. И только в 1912 г. храм перенесли поближе к центру села. На следующий год около него посадили березы. Четверик церкви увенчан небольшим восьмериком под луковичным куполом, трапезной соединен с колокольней под шпилем.

http://sobory.ru/article/?object=29181

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010