управ. Житомирской епархией; перешел в «Украинскую автокефальную Церковь»; † 2.07.1971. Лоллий (Юрьевский) в 1921 г. хирот. во еп. Могилевского, вик. Подольской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе; принес покаяние; † 11.02.1935. Лонгин (Талыпин) 11.10.1981 хирот. во еп. Дюссельдорфского; с 10.04.1989 в сане архиепископа; с 23.12.1992 архиеп. Клинский, вик. Московской епархии, настоятель Покровского ставропигиального храма в Дюссельдорфе. Лука (Войно-Ясенецкий) 12.05.1923 хирот. во еп. Ташкентского и Туркестанского; с 1923 г. в ссылке; с 25.01.1925 еп. Ташкентский и Туркестанский; с нояб. 1927 г. в ссылке; с осени 1942 г. архиеп. Красноярский; с янв. 1944 г. архиеп. Тамбовский и Мичуринский; с мая 1946 г. архиеп. Симферопольский и Крымский; † 11.06.1961. Макарий (Гневушев) с 28.01.1917 еп. Орловский и Севский; с мая 1917 г. на покое; расстрелян 4.09.1918. Макарий (Даев) 14.05.1944 хирот во еп. Можайского, вик. Московской епархии; с 25.02.1951 в сане архиепископа; † 13.01.1960. Макарий (Звездов) 16.05.1926 хирот. во еп. Торопецкого, вик. Псковской епархии; с 1926 г. еп. Великолуцкий, вик. Псковской епархии; с 15.09.1927 еп. Муромский, вик. Владимирской епархии; с 1928 г. в сане архиепископа; с февр. 1933 г. архиеп. Ирбитский; с 8.03.1933 архиеп. Свердловский; с 3.05.1934 архиеп. Вятский; с 11.06.1934 архиеп. Свердловский; с 20.06.1935 в заключении. Макарий (Знаменский) 25.07.1920 хирот. во еп. Васильсурского, вик. Нижегородской епархии; с 1922 г. в заключении; в 1927 г. упом. как еп. Краснослободский, вик. Пензенской епархии; дальнейших сведений нет. Макарий (Ильинский) 13.10.1935 хирот. во еп. Бостонского (Северная Америка); с 26.01.1946 воссоединился с МП; с 15.05.1946 в сане архиепископа; с 31.10.1947 экзарх в США; с 31.07.1952 в сане митрополита; † 12.11.1953. Макарий (Кармазин) в 1921 г. хирот. во еп. Уманского, вик. Киевской епархии; с 1925 г. еп. Екатеринославский (Днепропетровский); с 1927 г. епархией не управ.; расстрелян 20.11.1937. Макарий (Оксиюк) 22.04.1945 хирот.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

– Е. В. 41 Могила матери Георгии – рядом с могилой братий Макария, убиенных татарами в XV веке. – Е. В. (Речь идет о Свято-Троицком Макарьевом Желтоводском монастыре, основанном в 1434 году преподобным Макарием Унженским ( † 1444; память 25 июля/7 августа). Его иноков убил и обитель разрушил в 1439 году хан Улу-Махмет.) 42 Речь идет о следующем. Перед самым моим отъездом с Васильсурской кафедры, точнее из монастыря, я, заметив, что громадное число сестер, пребывая в страшных смертных грехах, стыдятся их открыть мирскому священнику, к тому же стоящему не на высоте своего пастырского достоинства, предложил им очистить у меня свою совесть за все время своей жизни. Они с великой радостью согласились. Довольно много сестер, едва ли не половину, я успел отысповедовать. Вот об этой-то исповеди мать Георгия и говорит. А другая молитва , моя личная, что значит?.. Хотя многие и просили ее, но, как видно из нижеследующего, получали по своей вере. – Е. В. 43 В самый день Рождества Христова умерла у Дуняши родная мать. Подавать ей пришлось частицы о упокоении ее души – Е. В. 44 Икона эта одна из церковных, выносимых на величание в праздники. В день пострига перед ней пели величание, потом без моего благословения принесли к матери Георгии в келью; она стояла у нее в головах, прикладывалась она к ней ежедневно, а по смерти так и забыли отнести в церковь . Просто не сочли важным. – Е. В. 45 Горбушина, горбыль – крайняя доска, остающаяся после распилки бревна, одна из ее сторон – округлая, «горбатая». 46 Умершая двадцать лет тому назад певчая (было ей тогда девятнадцать); мать Георгия при своей жизни о ней ничего не слыхала. – Е. В. 50 Село Пурех – родовое имение прославленного князя Димитрия Пожарского, благодаря которому Москва была освобождена от захватчиков в 1612 году. Князь Димитрий, будучи благочестивым и богомольным, в 1606 году привез из Соловецкого монастыря великую святыню – Животворящий Крест Господень и поставил его в Спасо-Преображенской церкви своего родового имения. Одетый в серебряную позолоченную ризу Крест размером 2,1 х 1,8 м был весьма почитаем до революции.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Советы отца Алексия, записанные Владыкой Вар навой, важны и интересны современному читателю как еще одно свидетельство о жизни досточтимого святого старца. При этом необходимо помнить предупреждение старца Алексия о том, что даваемые им советы относятся только к его духовному сыну: «Из разговоров ничего не передавать: могут не понять, что иногда я говорю только тебе». Отец Алексий, будучи истинным духоносным старцем, полагал: в духовной болезни (как и в телесной) невозможно прописать одно и то же лекарство разным людям даже при одинаковом «диагнозе». Ибо то, что полезно и спасительно для одного, может нанести вред другому. Советы духоносных старцев, данные будущему Владыке Варнаве, составили вторую часть настоящего издания. Дошедшие до нас записи ответов старца Алексия Зосимовского и других известных подвижников, к которым обращался Владыка Варнава (преподобного Варсонофия Оптинского , преосвященного Феодора (Поздеевского) , старца Митрофана Зосимовского), завершаются августом 1912 года. В 1915 году иеромонах Варнава заканчивает Академию и направляется преподавателем гомилетики в Нижегородскую духовную семинарию, а в феврале 1920 года Указом Синода назначается епископом на Васильсурскую кафедру. Время епископского служения (всего около двух лет: в 1922 году Владыка Варнава, по благословению старцев Алексия и Митрофана, принимает на себя подвиг юродства, который несет до конца своих дней) было очень важным в духовной жизни Владыки. Как пастырь, как архиерей Божий, он столкнулся с такими чудными действиями Божественного Промысла «в отношении людей и вообще проявления таинственных (хотя бы и отрицательных) сторон потустороннего духовного мира или жизни души человеческой в пределах нашей грубой, дебелой, материальной земной действительности, что оставлять их без внимания, предоставляя времени сокрушать память о них и стирать следы воспоминаний, было бы крайне неразумно, если не погрешительно», – писал епископ Варнава. В свой дневник он записал случаи прозорливости Дивеевской блаженной Марии Ивановны, проявления милости Божией от Оранской иконы Божией Матери и от частиц мощей святых, чудо от Святых Даров... Но помимо этих случаев Владыка приводит примеры промыслительного оставления Богом человека, свидетелем которых он был: одержимости злыми духами из-за отступления от Господа, неблагоговения к святыне. Для самого Владыки, да и для всех читающих, это доказательство силы Божией, доказательство того, что Бог есть, что жива Его Церковь , что истинны писания святых подвижников, в которых говорится, что христиане ведут брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф. 6, 12 ). Напомним, что все описываемое епископом Варнавой происходило в страшные 20е годы прошлого столетия, когда атеистическая пропаганда утверждала, что Бог и диавол – выдумка попов...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Дневник самый бросил в печку: слабые души не могут вынести его содержания. 4 июня 1921 года Опять приходила женщина из-под Лопатищ, о которой говорил я 20 мая. Расскажу о ней вкратце. Впервые она подошла ко мне под благословение после обедни, на которой причащалась, на Благовещение, спустя всего несколько дней после моего приезда на Васильсурскую кафедру. Подойдя ко мне, она сказала: – Помолися (или «помоги мне» – что-то вроде этого) – я больная. Я, не расслышав или не внявши хорошенько ей, ответил: – Господь да поможет тебе и помилует тя. После оказалось, как она мне передавала, что, когда я ушел в кельи, она слышала голос (мой), повелевавший ей прийти ко мне, но келейницы матушки игумении не пустили ее. Посидевши на крылечке, она ушла. В этот же день я уехал в город Лысково. Прослужил Страстную, Пасху. И вот когда я на Пасхальной неделе служил в напольной 25 кладбищенской церкви, эта женщина, шедшая мимо этой церкви, опять слышала голос, призывавший ее. На Неделе святых жен-мироносиц меня вызвали в Нижний, на хиротонию Преосвященного Ювеналия 26 . Поехал я на лошадях. Для отдыха среди дня остановились в деревне Игрищи, после чего я пошел посетить в полуверсте село Лопатищи. Уже одни названия их говорят об интересном историческом прошлом. Когда я после осмотра церкви выходил из села в сопровождении отца настоятеля, то, оглянувшись, увидел, что нас нагоняет какая-то женщина. Оказалось, что это не его прихожанка, а из соседнего села, и как раз больная, подходившая ко мне за благословением на Благовещение. Я распростился со священником, пропустил вперед моих трех спутников и пошел с ней. Она стала мне рассказывать свою жизнь. Спрашивала, когда ей можно будет прийти в город Макарьев ко мне. И, когда я назначил ей к Троицыну дню, всячески просила сократить срок. По приезде в Нижний, после хиротонии, я поехал по делам в Москву, оттуда приехавши, еще задержался на неделю в Нижнем. И вот однажды заявляется эта женщина. Она больше не могла терпеть моего отсутствия. Пошла было за это время к отцу Димитрию 27 . Но отца Димитрия не застала в живых: он умер. Тогда ее послали (подлежащее находится, как я ее ни спрашивал, в невидимом мире) ко мне. На этот раз она явилась уже со своим мужем. Я постарался от них избавиться – слишком уж близко ей присидели 28 бесы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Казань была взята, но надобно было распорядиться насчет дикого, воинственного народонаселения, жившего в ее области: Иоанн разослал по всем улусам черным ясачным людям жалованные грамоты, писал, чтоб шли к нему без страха, он их пожалует, а они бы платили ему ясак, как и прежним казанским царям; арские люди и луговая черемиса прислали с челобитьем. 4 октября вся Казань была очищена от трупов; царь поехал в нее в другой раз, выбрал среди города место, водрузил на нем своими руками крест и заложил церковь во имя Благовещения Богородицы; отслужили молебен, освятили воду и с крестами ходили по городским стенам. На третий день, 6 октября, заложенная церковь Благовещения уже была готова и освящена. В тот же день царь назначил наместником в Казань большого боярина князя Александра Борисовича Горбатого и боярина князя Василия Семеновича Серебряного, оставил с ними дворян своих больших, много детей боярских, стрельцов и козаков, 11 октября Иоанн выступил в обратный путь: сам государь поехал Волгою в судах, а конная рать пошла берегом на Васильсурск с князем Воротынским. В Нижнем Новгороде царь встретил посланных с поздравлением от царицы, от князя Юрия Васильевича и от митрополита; тут он вышел из судов и поехал сухим путем на Балахну во Владимир. Здесь ждала его новая радость; прискакал боярин Траханиот с вестью о рождении первого сына, Димитрия. Из Владимира чрез Суздаль и Юрьев царь поехал в Троицкий монастырь, где прежний митрополит Иоасаф, игумен и братия встретили его с крестами; в селе Тайнинском он встречен был братом Юрием, под Москвою – кликами бесчисленного множества народа: «Многая лета царю благочестивому, победителю варваров, избавителю христианскому!» У Сретенского монастыря встречен был митрополитом с крестами; благословившись у митрополита, Иоанн говорил ему речь, которая оканчивалась так: «А тебе, отцу своему и Богомольцу, и всему освященному собору вместе с князем Владимиром Андреевичем и со всем войском за ваши труды и молитвы, потому что вашими молитвами Бог соделал такие великие чудеса, много челом бьем».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Иеромонах Пимен в 1482 г. устроил здесь первую церковь . В 1786 г. монастырь обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.», III, 683; IV, 802; VI, 984; Ратшин, 444; “Опис. монаст.», 1817 г., 61; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., Отд. I, 23; “Зап. Имп. Р. Геогр. Общ.», 1856 г., XI, 389; “Памят. кн. Полтав. губ.», 1865 г., Отд. I, 66; Строев, “Спис. иер. и настолт.», 931, 5; “Акты к истор. Ю. и З. Р.», IX, 180 (Переписка 1672 г. разных лиц; на стр. 963 письмо чернца к игум. Савватию Денисовичу); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CXI, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии показан 1723 г. в числе Заднепровских); “Чтения в И. Общ. ист.», 1884 г., II, Отд. 1, 11 (акты Южно-русск. м-рей архива Маркевича; упом. игум. Иосиф Крепнецкий 1680 г., Гавриил Величковский 1697 г., Товий Зуб 1730 г., Вениамин тоже 1730 г., Киприан 1745 г.; у Строева их нет). 890. Крестиморовская – Воздвиженская, иначе Крестомаровская и Маровская – Воздвиженская, мужская пустынь, ныне село Чернуха, Нижегородской губ., Макарьевского у., в 12 вер. к юго-вост. от Макарьева. Существовала во второй полов. XVII ст. и первоначально находилась в приходе села Зверева, лежащего на границе Васильсурского у. Из настоятелей пустыни упоминаются первым игум. Павел 1666–1672 г., а последним игум. Викентий в 1759 г. В селе до настоящего времени существует ярмарка (12–15 сентяб.), известная под именем «Маровской“. Упразднена в 1764 году. “Ист. Росс. Иер.», IV, 816 (показана в Нижегород. уез.); V, 54 (Ярослав. епархии); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 622, 14; Семенов, “Словарь», V, 683 (Чернуха). 891. Крестный – Ставрос – Кийостровский, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), Архангельской губ., Онежского у., на остр. Кие Онежского залива, в 15 вер. к сев.-зап. от гор. Онеги и в 8 вер. от берега. Патриарх Никон в 1639 году, будучи еще иеромонахом, проезжая по Белому морю из Анзерского Соловецкого скита, был застигнут бурею и едва спасся, пристав к пустынному острову Кию, где тогда же и поставил крест. В 1652 г., уже в сане митроп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1262. Троицкий – Васильегорский – Хмелевский, мужской, ныне приходская церковь в подгородной гор. Васильсурска слободе Хмелевке, Нижегородской губ. Основан в XVII ст. сошедшимися здесь пустынниками, построившими церковь св. Троицы. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 603; “Нижегород. сборн.», VI, 35 (с видом церкви); Строев, “Спис. иер. и наст.», 630 (под именем Хмелевской пуст.), 631 (под именем Васильгород. Троиц. пуст.). 1263. Троицкий – Вольновский, мужской, ныне приходская церковь слободы Поповки, Харьковской губ., Богодуховского у., в 40 вер. к сев. от Богодухова и в 6 вер. от села Вольного, при р. Ворсклице. Основан в 1680 г. священником Антонием Ивановым бывшего города Вольного, принявшим иночество под именем Анфима и скончавшимся в 1693 г. Упразднен в 1786 г., причем камен. храм св. Троицы, построенный в 1745 г., обращен в приход для монастырской деревни Поповки. “Ист. Росс. Иер.», III, 609; “Ист. стат. опис. Харьков. епар.», I, 213; “Харьк. г. в.», 1857 г., 45 (кратк. опис.); 1861 г., 41 (тоже); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 976, 13. 1264. Троицкий – Данилов, а прежде Похвало – Богородицкий Новый, что на Божьем Дому, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), Владимирской губ., Переяславского у., в 1½ вер. к югу от Переяслава. Основан на месте Убогого Дома или кладбища в 1508 г. преп. Даниилом, постриженником Пафнутиева мон. и восприемником у царя Вас. Ив. сына Иоанна, проведшим 30 лет иеромонахом в Успенском Горицком мон. и скончавшимся в 1539 г. 7 апреля. Мощи преподобного покоятся в богатой серебряной раке в Троицком соборе, существующем с XVI стол.: память его чтится 7 апреля в день преставления, 16 октября в день переложения мощей в новую раку (1782 г.) и 30 декабря в день обретения мощей (1652 г.). В монастыре сохранился колодезь, ископанный руками преподобного. “Опис. Переслав. Троиц. Данилова мон., из подлинн. монастыр. бумаг, составленное в 1829 г.», Москва, 1834 г.; “Основ. Переяслав. Троиц. Данилова мон. преп. Даниилом Переяслав. чудотв.», Москва, 1853 г.; Свирелин, “Ист.– стат.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

П.Г. Проценко Глава 4. На епископской кафедре. 1920–1922 Хиротония и первые опыты пастырского врачевания душ 1920/Нижний Новгород. Васильсурск. Макарьев/Архиерейские обеты. Различные мнения по поводу ранней хиротонии о. Варнавы. Взаимоотношения с еп. Петром (Зверевым) . Устроение еп. Варнавой монашеской жизни в монастырях епархии. Борьба за погибающую душу Серафимы Чуркиной (м. Георгии). Прощальная беседа умирающей монахини со своим духовником Всероссийский Собор 1917–1918 годов – дабы преодолеть разрыв между иерархией и церковным народом – решил увеличить в епархиях количество викарных епископов 337 . По представлению преосвященного Евдокима, Священный Синод принял указ (13 февраля 1920 г.) о возведении на кафедру маленького городка Васильсурска иеромонаха Варнавы. Хиротония по традиции состоялась в неделю Торжества Православия 29 февраля 1920 года. В этот день в Вознесенском храме Нижнего Новгорода архимандрит Варнава произнес перед лицом молящегося народа следующие знаменательные слова обряда: «Еще же и церковный мир обещаюся соблюдати и твердо держати, и ни единым убо нравом в чесом противная православней кафоличестей восточней христианстей вере мудрствовати во вся дни живота моего, и последствовати мне во всем и повиноватися всегда Великому Господину нашему, святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону и Священному Синоду и преосвященным митрополитом, архиепископом и епископом, братии моей, во всем согласну быти и купночинну по божественным законам и Священным правилам святых апостол и святых отец, и любовь духовную вседушно к ним имети, и яко братию почитати... Обещаюсь во страсе Божием и боголюбивым правом вверенное ми стадо управляти, и усердно учити, и от всех ересей охраняти со всяким усердным тщанием... С сим же обещаюся ничтоже творити ми по нужде, аще и от сильных лиц или от множества народа нудиму, аще и смертию мне воспретят, веляще что сотворити ми вопреки божественным и священным правилам... Обещаюся врученную ми паству по обычаю апостол посещати и назирати: како пребывают вернии в вере и во исправлении дел благих, а наипаче иерее; и смотрити с прилежанием, учити и запрещати, дабы расколы, суеверия и ереси не умножалися и дабы противнии христианскому благочестию обычаи не повреждали христианскаго жития» 338 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   Из монастырей, основанных в XVII в., можно назвать Преображенский монастырь в городе Брянске, просуществовавший лишь 68 лет. Основан он был князем Д. А. Барятинским в 1694 г., а сразу после издания закона о секуляризации (1764) закрыт. Этот монастырь известен главным образом потому, что там спасался суровый подвижник по имени Поликарп († 1624), проводивший житие свое в строгом аскетическом воздержании. 6. Монастырская колонизация в Понизовье    Очень много монастырей основано было в обширной области по обоим берегам Средней Волги, до реки Суры на западе и до Уральских гор на востоке, — области, которая на московском приказном языке именовалась Понизовьем и составляла особую административную единицу. Как уже было упомянуто, Понизовье предоставляло монастырям и иночеству большие возможности для христианской миссии. Даже если и не деятельностью, то уже самим своим существованием в области с очень пестрым нехристианским населением они могли служить делу христианизации. Что касается XVI-XVII вв., то, к сожалению, в это время никакой особенно активной миссионерской деятельностью монашество здесь не занималось; лишь в XVIII в. можно говорить о некоторых успехах христианских миссионеров в Понизовье.    В отличие от других областей Московского государства, по Понизовью у нас много материала, который освещает не только историю монастырской колонизации, но и постоянный рост монастырских земельных владений. В течение 100 лет борьбы с татарским Казанским ханством, закончившейся завоеванием Казани 2 октября 1552 г., московская колонизация в области Средней Волги делала свои первые шаги: в 1523 г. у впадения реки Суры в Волгу был основан город Васильсурск, а в 1551 г. у впадения Свияги в Волгу — Свияжск. В Свияжске по приказу царя Ивана построены были не только церкви, но и монастырь. Этот Троицкий Свияжский монастырь, основанный по распоряжению государственной власти, открывает богатую историю монастырской колонизации в Понизовье. После завоевания Казани в 1552 г. монастырская колонизация продвинулась дальше, она шла рука об руку с основанием новых городов, которые возникали планомерно, по воле московского правительства, стремившегося удержать в своих руках Понизовье и всю Волгу до Астрахани, окончательно завоеванной Москвой в 1557 г. Лишь в Смутное время колонизационная деятельность Москвы прервалась на несколько лет. Таким образом, история основания новых городов распадается на два периода: 1) до конца XVI в. и 2) XVII в. На два периода можно разделить и историю основания новых монастырей, которые большей частью появлялись одновременно с городами или вскоре после их основания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоанн Быстров с сестрами. Фото-графия. Ок. 1917 г. (?) Александрович Быстров (1888, с. Абаимово Сергачского у. Нижегородской губ.- 4.10.1938, Горький), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи диакона. Получив гимназическое образование, И. стал учителем в с. Семьяны Васильсурского у. Нижегородской губ. Обладал дарованиями как воспитатель, был известен среди учителей. Незадолго перед революцией 1917 г. был рукоположен во иерея, служил в храме с. Саконы Ардатовского у. После 1917 г. служил в др. храмах Нижегородской епархии. Последним местом его священнического служения стал храм с. Арапова Богородского р-на Горьковской обл. Незадолго до ареста представители властей, знакомые с педагогическими дарованиями И., пытались уговорить его оставить священство, вернуться к учительской деятельности, обещали сделать директором школы. Однако И. оставался тверд в своем стремлении служить Богу. 10 сент. 1937 г. был арестован по обвинению в «систематическом проведении в окружающих массах контрреволюционной и террористической агитации», заключен в тюрьму г. Богородска. Виновным себя не признал. 17 сент. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Горьковской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Нижегородской обл. Д. П-15689. Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 193. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Иванович Ильинский (1899–1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Курмышский (1879– 1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/469061.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010