Конечно, исполнение Евангельского закона вначале может показаться трудным, но не оставляет Господь работающих Ему. Однажды я возвращался от батюшки Амвросия и на пути заехал в Васильсурск. Остановился в знакомом монастыре, и мне предложили посетить послушника этого монастыря брата Василия, жившего отшельником в лесу. Постучался я в его убогую келью, сотворил молитву. Старец с любовью меня принял. – Кто ты такой будешь? – спросил он меня. – Я воин Павел, благословите меня, батюшка. – Какой я батюшка, я простой послушник. Разговорились мы с ним. Стал я расспрашивать, как он живёт, как угождает Богу. – Жить в лесу – от людей спокойно, – сказал старец, – вот только с бесами воевать приходится. Каких только страхований не нагонят они! Однажды, среди белого дня, вдруг вижу: едет к моей келье множество саней, в которых сидят чуваши. Остановились, стучат в дверь: – Отвори скорее, – говорят, – мы иззябли. Отец настоятель запретил мне кого-либо пускать без молитвы; вот я и говорю: – Сотворите молитву. – Какую там молитву, – отвечают, – отворяй! – Скажите: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! За дверьми раздался смех. Затем все садятся в сани и уезжают. Вышел я на улицу посмотреть, вижу – никаких следов на снегу, сугробы кругом моей кельи огромные, следовательно, всё это было призрачное. А то покойник приходит по ночам, стучит кулаком и ревёт, что есть мочи. – Да, такие искушения были и у преподобного Серафима, – сказал я. – То преподобный, а я-то что, и молитва у меня слабенькая, а всё-таки Господь помогает. Больше всего упражняюсь в Иисусовой молитве. Я попросил указания, как её совершать. – Страшная эта молитва, – отвечает пустынник, – очень не любит её сатана и старается всеми силами отомстить тем, кто её совершает. Без руководства эту молитву проходить опасно. Если хочешь начать, то начни с небольшого. Возьми чётки – у тебя есть? – Есть, – отвечаю. – Ну, по чёточкам 100 молитв Иисусовых в день с поклонами, хочешь земными, хочешь поясными, всё равно. Такой случай был со мной, – никому не рассказывал, а тебе расскажу.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

После роскошных селений Нижегородских, где в полном обилии кипит привольная жизнь Русская, странно было внезапно видеть себя как бы совсем в ином государстве, по резкому изменению быта народного, и слышать Финское наречие Черемисов, перемешанное с Русскими словами. Но так необъятна матушка Россия, что еще до Казани, по ту сторону Волги, мне предстояла опять одна разительная перемена народонаселения Татарского, которое заменило собою Черемисское. За Чебоксарами изменилась и природа; опять обнажились равнины, и я пожалел о роскошных дубравах Васильсурских. Не доезжая Волги, издали показался мне, на своем отдельном холме, живописный Свияжск. Бывают места, указываемые самою природою для известной цели, и таково положение Свияжска: он быль последнею ступенью, приблизившею нас к Казани, и уже не могла держаться долее твердыня Татарская, когда водрузилось здесь знамя Русское, возгосподствовав надо всею окрестностью при истечении Свияги и Волги. Сам Иоанн, в первый неудачный поход свой под Казань, избрал, на обратном пути, круглую гору Свияжскую для новой крепости, будучи поражен обширностью видов, которые открывались с лесистой вершины. На следующую весну Князь Серебреный, приплыв Волгою к устью Свияги, привез с собою дубовые стены, срубленные в лесах Устюжских, и для более прочной основы новой твердыни, готовую церковь во имя Рождества Богоматери и Преподобного Сергия. Застучали секиры на горной вершине, оперенной лесом, и быстро обнажилось место для города, который возник в короткий промежуток одного месяца. Но почему же церковь во имя Рождества Богоматери? Это был памятный день битвы Мамаевой. Отчего же Радонежский Чудотворец осенил новую твердыню? Он первый указал для нее место, как некогда посылал схимников своих биться с богатырями Мамая. Еще прежде, нежели пришло на мысль Иоанну устроить тут крепость, окрестные Черемисы уже слышали таинственный звон в глуши заповедного леса на верху холма; проникавшим в его чащу являлся необычайный свет и некий чудный старец с кадилом в руках, обозначавший фимиамом место будущей обители. Они рассказали свое видение Царю, и Царь, припадавший к раке Чудотворца пред каждым из своих ратных подвигов, именем его хотел освятить храм, сооружаемый пред покорением Казани. Борис Годунов построил впоследствии каменную церковь во имя Преподобного; но и доселе женская обитель в Свияжске сохраняет в стенах своих первоначальную дубовую церковь Иоанна, еще совершенно крепкую как бы только что вырублена она в лесах Устюжских.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

672 ...но туто на стене ста воевода князь Михайло Иванович Воротынской... – М. И. Воротынский, известный полководец эпохи Грозного, относился к числу служилых князей, занимавших промежуточное положение между удельными князьями и боярством. Его род восходил к черниговскому князю Михаилу Всеволодовичу, а непосредственным предком, родоначальником фамилии был Ф. Ю. Воротынский. В казанской кампании 1552 г. М. И. Воротынский был воеводой большого полка, руководил осадными работами у Арской башни и Царевых ворот; после взятия города возглавил конную рать, отправившуюся из Казани берегом на Васильсурск. С началом опричнины одним из первых попал в опалу и в 1562 г. был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, однако вскоре получил прощение и в 1565 г. был возвращен в Москву и избран в Думу. В 1572 г. он был назначен главнокомандующим армии, направленной против войск крымского хана, вторгшихся в русские земли, и одержал над ними победу, но был обвинен в измене и казнен 12 июля 1573 г 673 ...да Алексей Даниловичь Плещеев. – А. Д. Плещеев-Басманов – видный боярин, один из лучших воевод ХИ в., принадлежал к древнейшему роду, возвысившемуся в Москве еще в XI в. и восходящему к черниговскому князю Федору Бяконту; отец его служил постельничим у Василия III. В малолетство Грозного Алексей Басманов участвовал в заговоре против И. Бельского на стороне Шуйских, позднее преуспел на военной службе: отличился под стенами Казани и в знаменитой Судбищенской битве с крымскими татарами 1555 г; в первые дни Ливонской войны с небольшими военными силами овладел неприступной Нарвой, снискав расположение Ивана Грозного и став его главным советником. Позднее он выступает как один из организаторов и руководителей опричнины, однако после раскрытия «новгородской измены» в 1571 г. попадает в опалу. Согласно одной из версий, Алексей Басманов был убит по приказу Грозного собственным сыном – любимцем царя Федором Басмановым. 674 ...и видит... на воздусе апостоли 12 стоящих во святительской одежи, велиим светом сияя... – Далее в обоих известных списках пропуск текста, что ясно из последующей фразы и что подтверждается соответствующим фрагментом «Казанской истории» (см. главу 70), заимствованным из троицкой «Повести».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

бежал в Литву. В Описи 1626 г. указаны следующие материалы «Свяска, а в ней рознь всякая про князя Ивана Ивановича Резанского, как он отъехал в Литву, и грамотка ево к Московскому митрополиту Данилу о печалованье, чтоб был за него он государю печальник» 249 . В связи с процессом централизации государственной власти в Московской Руси возможный ранее отъезд бояр от своего господина теперь стал восприниматься как измена. Поэтому митрополит Даниил печаловался перед Великим князем за бояр, попавших в опалу 250 . Великий князь со своей стороны проявлял заботу о Церкви и митрополите. Вскоре после первосвятительской интронизации он дал жалованную грамоту митрополиту Даниилу, освободив жителей митрополичьего села Голенищево от исполнения княжеских повинностей 251 , он пожаловал митрополичьи владения в Переславском уезде 252 , Костромском уезде 253 , дал жалованную грамоту по просьбе митрополита Даниила Воскресенскому Череповецкому монастырю 254 . Давал жалованные грамоты митрополиту Даниилу и Дмитровский князь, освободивший живших в Дмитровском уезде митрополичьих крестьян от уплаты податей 255 . Он же дал жалованную грамоту Савину монастырю «для Даниила митрополита всеа Руси» 256 и другие грамоты для Звенигородского уезда 257 . Можно говорить о переписке государя с главой Церкви, о чем свидетельствуют «грамотки от Великого князя Василья Ивановича всеа Руси к митрополиту Данилу» 258 . В 1523 г. Василий III, отправляясь в военный поход в Казань, написал «дополнение» к своей духовной грамоте, где говорится об обещании создать Новодевичий монастырь в память присоединения Смоленска. «А коли есми запись писал, и тогды был у отца нашего Данила, митрополита всеа Русии» 259 . Митрополит Даниил скрепил своею печатью духовную грамоту Василия III 260 . В 1523 г. во время казанского похода в устье реки Суры был основан город Васильсурск, который содействовал продвижению русского влияния, и «митрополит Даниил очень хвалил за это Великого князя, говорил, что новопостроенным городом он всю землю Казанскую возьмет» 261 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Оказалось, что по почтовому тракту от Казани до г. Елабуги было – 180 верст, до Царевосанчурска – 186, до Уржума – 212, Малмыжа – 126; от Вятки первый город отстоял в 373 верст, второй – в 253 верст., третий – в 163, четвертый – в 249. Елабужское правление и церкви его ведомства отстояли от Вятки в 500 – 450 вер., от Казани 150 – 250, царевосанчурское правление и церкви его – одни в одинаковом расстоянии от Казани и Вятки, другие – ближе к Вятке, церкви уржумского правления – одни в одинаковом расстоянии от Казани и Вятки, другие от Казани 125, 150 и 195 верст, а от Вятки 145, 170 и 250, церкви малмыжского духовного правления от Казани 150 – 275, от Вятки 20 – 400 верст. Казанский и вятский генерал-губернатор князь Платон Степанович Мещерский в переходе городов и церквей из Казанской в Вятскую епархию, кроме хорошего, ничего не видел, так как с переходом их облегчались сношения между вятской воеводской канцелярией, казенной палатой и консисторией, сокращалось время и расходы при необходимых отлучках духовенства в кафедральный город. Мещерский предложил преосв. Амвросию просить Синод перечислить еще из Нижегородской епархии в Казанскую г. Ядрин с уездом, согласно губернскому делению. Уфимский генерал-губернатор Александр Александрович Пеутлинг по тем же самым причинам находил очень удобным церкви Уфимского наместничества, бывшие в Вятской епархии, поблизости, приписать к Казанской. В смысле отзывов генерал-губернаторов преосв. Амвросий послал в Синод доношение с просьбой о перечислении церквей в Вятскую епархию, хотя некоторые из них стояли ближе к Казани, чем к Вятке. Вместо Ядрина с 19 церквами архиепископ предложил приписать к Нижегородской епархии г. Васильсурск с 2 церквами в округе, а три церкви Варнавинского округа, которые все еще оставалась в Казанской епархии, за отдаленностью, просил приписать к Костромской епархии, сообразно с наместническим делением. В доношении указан еще резон к отписке церквей – это проживание духовных лиц из чужих губерний без паспортов и без ведома епархиального начальства в епархиальных городах, которым эти лица не были подведомственны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Новая Слобода (Авасир). Козьмодемьянский Михаило-Архангельский черемисский мужской монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1868 и 1871. Адрес: Республика Марий Эл, Горномарийский район, деревня Новая Слобода (Авасир), близ которой расположены немногие сохранившиеся постройки монастыря Координаты: 56.098056, 46.088611 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Деревня расположена на правом берегу реки Суры в 7 км от Васильсурска и в 64 км от районного центра Козьмодемьянска Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 2008 г. исполнилось сто сорок лет с момента основания Козьмодемьянского Михаило-Архангельского черемисского (мужского) монастыря (КМАЧМ), приобретшего до революции широкую известность не только в Казанской епархии, но и во всей России. Монастырь начал возводиться в 1868 г. (освящен в 1871 г.) на правом берегу реки Суры в горно-черемисском стороне, на территории Козьмодемьянского уезда Казанской губернии (в непосредственной близости от Нижегородской губернии). В 1917 г. КМАЧМ относился к третьему округу монастырей Казанской епархии. Сегодня деревня Новая Слобода (Авасир), близ которой расположены немногие сохранившиеся постройки монастыря, относится к Горномарийскому району Республики Марий Эл. Будучи первым инородческим монастырем, в котором, помимо черемисов (марийцев), в разное время подвизались и чуваши, он за короткое время превратился в один из центров религиозно-духовного просвещения народов Поволжья. Особую роль сыграл КМАЧМ в развитии марийского народа. В школе при монастыре училось более семисот человек из окрестных селений. Трудами монахов и усилиями благотворителей КМАЧМ были отстроены несколько прекрасных храмов, разбиты сады, проложены дороги, в монастыре обучали земледелию, пчеловодству, различным ремесленным специальностям... Монастырь владел собственностью не только в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии, но и в соседнем Васильском (Васильсурском) уезде Нижегородской губернии.

http://sobory.ru/article/?object=24330

Иоанн (Доброзраков), Калининский (Тверской) архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский) , Томский еп. Порфирий (Соколовский) , Оренбургский еп. Антоний (Радонежский), Омский еп. Григорий (Полетаев) , Вологодский еп. Алексий (Соболев), Енисейский еп. Евфимий (Счастнев), Горийский еп. Вениамин (Барнуков), Курский еп. Михаил (Лузин) , миссионеры архим. Петр (Каменский) , прот. Стефан Ландышев и прот. Василий Вербицкий , богослов проф. прот. Александр Ветелев, богослов, литургист, историк Церкви проф. А. Л. Катанский . В 1799 г. вместо духовных гимназий было учреждено Нижегородское уездное ДУ (также именовалось Сергиевским). Оно располагалось в комплексе построек (3-этажный главный корпус возведен в 1872) на углу Сергиевского пер. и Сергиевской ул., напротив Сергиевской ц. При уч-ще имелось общежитие для воспитанников (на углу Ильинской ул. и Успенского пер.). С 1867 г. действовали фундаментальная и ученическая б-ки. В 1885 г. в уч-ще было 6 преподавателей и 337 учащихся. Среди выпускников Нижегородского ДУ - профессор догматического богословия СПбДА прот. П. И. Лепорский ; в 1880-1881 гг. латинский язык преподавал буд. профессор КазДА прот. Н. П. Виноградов . Арзамасское ДУ было открыто в 1815 г. при арзамасском Преображенском мон-ре. Однако первоначально оно не удовлетворяло требованиям, предъявляемым даже к приходскому ДУ. Статус приходского оно приобрело в сент. 1822 г., а во 2-й пол. 30-х гг. XIX в. было преобразовано в уездное. С 80-х гг. XIX в. здание уч-ща располагалось на углу Сальниковой (ныне ул. Карла Маркса) и Алексеевской (ныне ул. Свободы) улиц. При уч-ще имелась фундаментальная б-ка. Среди выпускников - патриарх Сергий, педагог В. П. Вахтеров. Печерское ДУ было учреждено в 1822 г. в нижегородском Вознесенском Печерском мон-ре; имело статус уездного. В 1855 г. в уч-ще насчитывалось 3 преподавателя и 770 учащихся. После открытия в 1849 г. Лысковского ДУ число учеников Печерского ДУ существенно сократилось (в нояб. 1849 их было 99, в 1-м классе училось лишь 5 чел.), поскольку духовенство Васильского (Васильсурского), Княгининского и части Макарьевского уездов получило возможность отправлять своих детей в ближайшее Лысковское ДУ.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Напр., православный или иноверец, дозволивший себе произвести буйство в церкви или во время церковной процессии, при совершении церковных треб, дозволивший оказать явное неуважение властям, непослушание и т. под., судился судом уголовным в обыкновенном порядке судопроизводства и наказывался законом уголовным. Между тем такое дело о раскольниках обыкновенно кончалось тем, что уголовное наказание или отменялось, или смягчалось до того, что заменялось лишь отсылкою в монастырь или к епархиальному начальству для увещания 11 . На практике эта, перешедшая свои границы, мягкость и снисходительность правительственных, отношений к расколу принесла очень горькие плоды. Пользуясь предоставленною свободою и рассчитывая на безнаказанность, раскольники не стеснялись ни пропагандой, ни тем более публичным оказательством своего учения, богослужения и жизни. Как быстро распространялся раскол, об этом могут, напр., свидетельствовать следующие факты, сделавшиеся известными путем официальным. Епископ нижегородский Моисей, основываясь на епархиальных ведомостях, показывал, что в нижегородской епархии с 1794 по 1815-й г. уклонилось в раскол обоего пола 14.853 человека 12 . В 1811 году в васильсурском уезде той же епархии одна раскольница распространяла хулы на церковь , ее таинства и, как значится в деле, совратила в раскол 36 человек 13 . В г. Спасске тамбовской губернии между экономическими крестьянами раскол усилился так, что высказано было опасение об их общем уклонении 14 . В 1820 году в пермской губернии умножились расколоучители и беглые попы, которые совращали целые селения в свою секту, возбуждая опасение, как бы, при многочисленности раскольников в этой губернии и при усилиях их к совращению жителей из православия, «не опустели приходы и храмы» 15 . В земле войска Донского число раскольников, увеличиваясь время от времени, достигло 28.880 душ 16 . Случаи дерзкого оказательства раскола, в виде самовольного построения часовен, торжественного отправления богослужения, совершения крестных ходов и т. п., как показывает представляемый у Варадинова обширный перечень подобных дел, производившихся за это время, точно также год от году заметно увеличивались и были повсеместны 17 . Такое состояние раскола. естественно, должно было привести правительство к горькому сознанию непригодности принятой в отношении его системы действий. С особенною ясностью оно выразилось в донесении министерству внутренних дел комитета, учрежденного для устройства войска Донского. «Различные меры, говорится в донесении, испытанные войсковым правительством, на основании гражданских и духовных законов, ни сколько не уменьшили отпадений от православия, но еще умножили число их, меры терпимости ни мало не действуют на обращение заблудших на истинный путь, но, напротив, служат постоянным поводом к домогательству их иметь молитвенные дома и раскольнических священников» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

В начале XVII века нынешняя Нижегородская губерния называлась Низовою землею и была заселена мордвой с небольшою примесью русских. Часть мордвы исповедовала христианство , имела в многолюдных селах церкви, отли­чалась трудолюбием и известною степенью зажиточности; кром­е общего всем землепашества, некоторые деревни занима­лись и занимаются до сих пор овцеводством. Среди селений в ту эпоху известны были Княгинин, Вельдеманово, Григорово, Колычево и другие; ближайшими городами Васильсурск и Нижний Новгород, а уважаемою всеми православ­ными святыней – Макариев-Желтоводский монастырь, второй по древности в Низовой земле, основанный св. Макарием унженским (ск. 25 июля 1444 г.). Не смотря на политиче­ские волнения, потрясавшие в конце XVI и в начале XVII веков всю Россию, мордвины жили спокойно, пахали землю и вовсе не интересовались тем, что делалось вне их округа. В последние дни кратковременного царствования Федора II Годунова, у молодого вельдемановского крестьянина Мины родился сын Никита. Это произошло 24 мая 1605 г. Приблизительно около этого же времени, в соседних русских селах Григорове и Колычеве, также родились два мальчика, жизнь которых стран­но переплелась с жизнью новорожденного Никиты: в первом у священника Петра, родом также мордвина, попадья Марья подарила ему сына Аввакума, впоследствии знаменитого рас­колоучителя, а у колычевского священника Ивана родился сын Павел, позднее епископ коломенский и тоже расколоучитель. Как можно догадываться, Никита был первенцем у болез­ненной молодой матери, по имени Мариамна, которая вскоре после родов умерла. Малютка остался на руках Мины, который недолго оставался вдовцом и женился вторично. Кто была родом мачеха Никиты и как ее звали, неизвестно, сохрани­лось только указание, что своим характером она вполне оправдала обычную славу на Руси мачех; приведя в дом Мины своих детей от первого брака, она принялась бесцеремонно преследовать маленького Никиту, пользуясь выгодами своего положения бесконтрольной хозяйки в избе. Правда, первые годы своей жизни малютка провел в избе какой-то Аксиньи, взявшей на себя попечение о ребенке по сердоболию. На пятом или на шестом году мальчик вернулся к отцу и тогда началось его грустное житье-бытье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Нижегородская Основана 24.03.1672 по царскому указу в период междупатриаршества (выделена из Суздальской епархии). Митрополия в 1672–1719 гг. С 1719 г. кафедра замещалась епископами. С 1719 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Именовалась: Нижегородская и Алаторская; с 16.10.1799 – Нижегородская и Арзамасская; с 1921 г. – Нижегородская и Макарьевская; с 1932 г. – Горьковская и Макарьевская; с 1942 г. – Горьковская и Арзамасская. С 18.09(01.10)1990 – Нижегородская и Арзамасская. Викарные кафедры: Балахнинская, Лукояновская, Арзамасская, Васильсурская, Павловская, Печерская, Керженская, Краснобакинская, Сергачская, Городецкая, Йошкар-Олинская, Богородская, Лысковская. 02.06.1672 07.03.1686 07.03.1686 26.09.1696 17.01.1697 20.07.1699 23.07.1699 02.09.1708 14.09.1708 05.03.1719 23.03.1719 08.05.1738 25.02.1739 01.09.1742 12.09.1742 09.08.1748 14.08.1748 28.02.1753 14.03.1753 01.06.1773 09.07.1773 25.04.1782 Антоний Герасимов-Зыбелин 16.05.1782 22.09.1783 22.09.1783 12.01.1794 12.01.1794 06.02.1794 в/у Виктор Онисимов» 06.02.1794 26.10.1798 26.10.1798 17.03.1811 28.05.1811 28.05.1811 10.01.1825 28.02.1826 28.02.1826 19.10.1826 13.10.1826 24.01.1832 01.02.1832 19.01.1835 Амвросий Морев 19.01.1835 13.01.1847 Иоанн II Доброзраков 13.01.1847 20.05.1850 20.05.1850 19.12.1850 19.12.1850 17.06.1857 20.07.1857 29.08.1860 Антоний II Павлинский 22.09.1860 21.01.1869 28.02.1869 07.02.1873 03.1873 06.1873 13.06.1873 08.12.1877 08.12.1877 23.05.1879 23.05.1879 07.06.1885 Макарий Миролюбов 07.06.1885 25.11.1888 Модест Стрельбицкий 25.11.1888 07.05.1892 Владимир Петров 07.05.1892 29.12.1900 20.01.1901 13.08.1910 13.08.1910 15(28)03.1918 15(28)03.1918 25.09(08.10)1918 25.09(08.10)1918 22.10(05.11)1918 22.10(05.11)1918 03(16)06.1922 23.08(05.09)1923 05(18)03.1924 05(18)03.1924 14(27)04.1934 13(26)09.1929 29.01(11.02)1934 28.03(10.04)1934 20.04(03.05)1934 20.04(03.05)1934 22.10(04.11)1935 30.10(12.11)1935 12(25)07.1937 15(28)05.1942 18(31)05.1942 18(31)05.1942 09.1943 05(18)11.1948 05(18)11.1948

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010