«Иногда нам трудно мыслить в категориях, не связанных с конкретными примерами. Когда же есть примеры, тогда и мысль воспринимается сознанием. Образ и пример очень важны людям. Сегодня мы совершаем празднование Пресвятой Владычице Богородице, и в послании к Филлипийцам, которое мы только что слышали, находим такие удивительные слова: «В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). У нас есть живой пример, который всегда должен быть перед глазами верующего человека, — Господь наш Иисус Христос. По этому примеру мы должны настраивать свой внутренний камертон, тональность своей духовной жизни. Мы должны знать слово Божие, мы должны со вниманием вчитываться в Божественные слова, взирать на образ Спасителя в моменты трудностей, испытаний, искушений и соблазнов, и через это восприятие мира сквозь Божественный образ Спасителя мы обретем те же чувствования, что во Христе Иисусе», - подчеркнул Его Святейшество. По завершении богослужения Патриарха приветствовал правящий архиерей Одесской епархии митрополит Агафангел. В своем слове он, в частности, сказал: «Каждый из нас — архипастырей, священнослужителей, многих тысяч верующих, собравшихся здесь и заполнивших Соборную площадь Одессы, — переживает один из наиболее трепетных, возвышенных и священных моментов не только своей жизни, но и всей истории Русского Православия. Мы стоим в уже освященном Вашим Святейшеством возрожденном Спасо-Преображенском одесском кафедральном соборе. Мы счастливы обрести сегодня благодатный дар не только быть свидетелями Вашей вдохновенной Первосвященнической молитвы, но и соучастниками ее. Миллионы православных одесситов и жителей одесского региона исполнены искренней благодарности Вам, Ваше Святейшество. С Вашим именем теперь неразрывно будет связана история возрождения этой распятой и воскресшей святыни». Владыка Агафангел преподнес Святейшему Патриарху памятный дар — Патриарший посох. Далее прозвучало слово Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. «Сегодня у нас большая радость, и есть для нее много причин. Первая из них в том, что остановлено гонение на людей и Церковь, восстановлена красота, которая видима, и духовная сила в ней, которая невидима. Сегодня одесситы радуются, что к ним приехал Святейший Патриарх. Сама Одесса, кажется, задолго до Вашего приезда собирала тепло, чтобы встретить Вас в эти дни теплее не только духовно, но и физически. Мы верим, что молитва, которую Вы возглавили сегодня, непременно дойдет до Бога и будет радость Небесной Церкви и земной. Мы многое теряем, если не слушаем Ваши проповеди и не имеем твердости веры», - сказал, в частности, митрополит Владимир.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/21/sv...

   В день погребения Патриарха Тихона, 12 апреля 1925 г., в Донском монастыре состоялось совещание православных архиереев, съехавшихся на похороны почившего первосвятителя. Здесь же было вскрыто и оглашено «завещание» Святейшего, по которому права и обязанности Патриарха передавались Местоблюстителю митрополиту Кириллу (Смирнову); в случае же невозможности для него вступить в должность — митрополиту Агафангелу (Преображенскому), и, наконец, митрополиту Петру (Полянскому), если и митрополит Агафангел окажется лишенным возможности принять на себя обязанности патриаршего Местоблюстителя. Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке, на совещании решено было во исполнение воли почившего первосвятителя признать патриаршим Местоблюстителем митрополита Крутицкого Петра, о чем и составлен был акт, удостоверенный 58 архиереями, на первом месте стоит подпись митрополита Нижегородского Сергия. Сюда же включили и волеизъявление митрополита Петра о согласии «вступить со дня оглашения завещания почившего первосвятителя в отправление обязанности патриаршего Местоблюстителя». 76 апостольское правило воспрещает епископам назначать себе преемников. Этот запрет распространяется и на первосвятительскую кафедру поместной Церкви, но Русская Церковь уже в течение восьми лет жила в небывалых условиях, которые не могли быть предусмотрены в древних церковных законоположениях и правилах. Созвать Поместный Собор для избрания нового Патриарха было совершенно невозможно, православная Церковь существовала в стране на полулегальном положении, а Советская власть в качестве православной Церкви России признавала обновленческую группировку с ее синодом. Всероссийский Поместный Собор, проходивший в то время, когда уже начались гонения, предусмотрел возможность самого тяжкого давления на православную Церковь и определил, что в случае прекращения деятельности Священного Синода и Высшего церковного совета Патриарх сосредоточит в своих руках всю полноту власти, включая и право назначать преемника — Местоблюстителя патриаршего престола. Уже тогда Патриарх назначил кандидатов в Местоблюстители и доложил Собору о сделанном им назначении без оглашения имен на пленарном заседании. Подписи почти всех находившихся тогда на воле российских архиереев под актом о назначении патриаршего Местоблюстителя придают назначению митрополита Петра характер избрания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В ночь с 9 на 10 декабря 1925 г. – арестован, помещен во Внутреннюю тюрьму ОГПУ на Лубянке. 21 января 1926 г. – предъявлено обвинение по статье 68 УК РСФСР («укрывательство и пособничество, не связанные с непосредственным совершением контрреволюционных преступлений», срок наказания – от одного года). 1 февраля 1926 г. – условная резолюция Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра Крутицкого на докладе членов ВВЦС об учреждении коллегии для управления Русской Православной Церковью. С 4 февраля 1926 г. – около двух недель находился в тюремной больнице. 10 апреля 1926 г. – предъявлено обвинение по статье 62 УК РСФСР («действие, направленное на свержение завоеванной пролетарской революцией власти рабоче-крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР Рабоче-Крестьянского Правительства», наказание – вплоть до высшей меры). 5 мая 1926 г. – завершение следствия по делу митрополита Петра. 22 мая 1926 г. – письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому) по вопросу о передаче ему местоблюстительских прав и обязанностей. 9 июня 1926 г. – письмо митрополита Петра об условной передаче местоблюстительских полномочий митрополиту Агафангелу и упразднении коллегии, образованной резолюцией от 1 февраля 1926 г. Не позднее 12 августа 1926 г. – переведен в Суздальский политизолятор. 5 ноября 1926 г. – приговорен к трем годам ссылки на Урал. Этап проходил через тюрьмы: Вятскую, Пермскую, Свердловскую, Тюменскую и Тобольскую до с. Абалак Тобольского округа. 1 января 1927 г. – издал послание к Православной Российской Церкви из Пермской тюрьмы. 21 января 1927 г. – встреча с архиепископом Григорием (Яцковским) в Свердловской тюрьме, подтверждение митрополитом Петром внецерковного состояния григориан. Февраль 1927 г. – прибыл к месту ссылки в бывший Абалацкий монастырь недалеко от г. Тобольска. Апрель 1927 г. – арестован в ссылке и перемещен в Тобольский изолятор. Июнь 1927 г. – пребывал в Тобольской больнице, где перенес операцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

18 марта 1926 года митр. Сергий сообщил в письме митр. Петру, что не счел себя вправе сложить полномочия его заместителя, поскольку резолюция патриаршего местоблюстителя на докладе ВВЦС расходится с фактическим положением дел. До сведения митр. Петра было доведено, что инициаторы этого раскола преданы церковному суду и запрещены в священнослужении. Митр. Сергий также указал на опасность, угрожавшую основам церковного строя, установленным Поместным Собором 1917-1918 годов , в случае отказа от принципа единоличного управления Русской Церковью. 22 апреля митр. Петр резолюцией подтвердил полномочия митр. Сергия как заместителя патриаршего местоблюстителя и законность всех его действий. В сложное положение поставило сторонников архиеп. Григория заявление Ярославского митр. Агафангела (Преображенского) о вступлении в права патриаршего местоблюстителя. Митр. Агафангел был упомянут в завещании патриарха Тихона в качестве возможного преемника, но в момент смерти святителя находился в ссылке и был лишен возможности взять на себя исполнение патриарших обязанностей. В апреле 1926 года с митр. Агафангелом встретился в Перми Евгений Тучков , который, введя его в заблуждение относительно состояния церковных дел, убедил сделать 18 апреля заявление о вступлении в права местоблюстителя. Антицерковная комиссия ЦК ВКП(б) на заседании 24 апреля постановила: «Проводимую ОГПУ линию по разложению тихоновской части церковников признать правильной и целесообразной. Вести линию на раскол между митр. Сергием, назначенным митр. Петром временным местоблюстителем, и митр. Агафангелом, претендующим на патриаршее местоблюстительство, укрепляя одновременно третью тихоновскую иерархию - временный Высший Церковный Совет во главе с архиеп. Григорием, как самостоятельную единицу» . Для обсуждения создавшегося положения 3 июня 1926 года в московском Донском монастыре открылся съезд сторонников григорианского раскола. Неясность вопроса о правопреемственности патриарших полномочий, по мнению архиеп. Григория, давала ВВЦС возможность участвовать в церковном управлении. 9 июня митр. Петр издал резолюцию об упразднении учрежденной им 1 февраля коллегии и подтвердил запрещения, наложенные митр. Сергием на архиеп. Григория и других архиереев, не подчинившихся законной церковной власти. В таких условиях ВВЦС попытался занять место коллегиального органа управления при митр. Агафангеле, признав его истинным преемником патриарха Тихона. Однако митр. Агафангел уже заявил об отказе от обязанностей патриаршего местоблюстителя. Попытки руководителей раскола уговорить митр. Агафангела вернуться к местоблюстительству и взять ВВЦС под свой покров оказались тщетными.

http://drevo-info.ru/articles/27034.html

Архив Пн Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор посещает Одессу 28 сентября 2018 г. 14:37 27 сентября 2018 года в город Одессу прибыл Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор . В аэропорту Одессы Блаженнейшего Патриарха Феодора встречали митрополит Одесский и Измаильский Агафангел , митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион , митрополит Горловский и Славянский Митрофан , епископ Южненский Диодор ,  епископ Арцизский Виктор . Тысячи верующих встречали Предстоятеля Александрийской Православной Церкви в Спасо-Преображенском Одесском кафедральном соборе, где Блаженнейший Патриарх Феодор совершил молебен о единстве Церкви Христовой, о мире и согласии на многострадальной Украинской земле. Его Блаженству сослужили архипастыри Украинской Православной Церкви , а также духовенство Одесской епархии . Блаженнейший Патриарх Феодор обратился к верующим Украинской Православной Церкви, призвав их оставаться верными канонической Церкви. «Я прибыл сюда, чтобы вам сказать: оставайтесь в православной вере, в канонической Церкви, — сказал Блаженнейший Патриарх. — Апостол Петр в первом веке увидел разорванный хитон Христа. Этот хитон был столько лет окровавлен. И этот хитон надо держать в своих сердцах. В истории нашей Церкви были очень тяжелые времена. В эти тяжелые дни в Украине есть каноническая Церковь, которую возглавляет Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий  — благословенный человек от Бога и настоящий монах». Блаженнейший Патриарх Феодор рассказал, что на минувшей неделе он совершил визит в пределы Польской Православной Церкви , и сообщил: «С Блаженнейшим Митрополитом Саввой мы подписали один документ , что мы находимся вместе с канонической Православной Церковью на Украине». Приветствуя Предстоятеля Александрийской Православной Церкви, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, в частности, сказал: «Сегодня мы совершили молебен о единстве православия в Украине. Мы верим, что Господь услышит Ваши молитвы.  Вы — человек, который служил на этой земле. Вы знаете верующий народ Украины, знаете их веру, надежду и упование. И мы верим, что сегодняшнее начало Вашего пребывания на Одесской земле поможет разрешить этот вопрос, ибо пришло время не разделять, а сохранять наше церковное единство и искать того, что служит миру и взаимному назиданию».

http://patriarchia.ru/db/text/5274996.ht...

В Одесской духовной семинарии состоялся традиционный годичный акт 18 декабря 2007 г. 17:33 13 декабря 2007 года, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, в Одесской духовной семинарии состоялся традиционный годичный акт. По благословению ректора Московской духовной академии и семинарии   архиепископа Верейского Евгения  Московские духовные школы представлял преподаватель МДАиС В.В. Бурега. Накануне праздника 12 декабря в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Одессы было отслужено всенощное бдение, а в сам день праздника совершена Божественная литургия и молебен святому апостолу Андрею в Свято-Успенском мужском монастыре. Всенощное бдение и литургию возглавил митрополит Одесский и Измаильский Агафангел , которому сослужили многочисленные гости, преподаватели семинарии и насельники монастыря в священном сане. Затем в Актовом зале семинарии началось торжественное собрание, на котором председательствовал митрополит Агафангел. Гостями акта были митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий , епископы Белгород-Днестровский Алексий, Северодонецкий и Старобельский Иларий  (после заседания Синода от 14 декабря 2007 года — епископ Сумской и Ахтырский), Кременчугский и Хорольский Евлогий, представители Московской и Киевской Духовных академий, Ужгородской Украинской богословской Академии имени святых Кирилла и Мефодия, Почаевской Духовной семинарии, Луганского Духовного училища и Одесского юридического института Харьковского Национального университета внутренних дел. Торжественное собрание открыл исполняющий обязанности ректора Одесской Духовной семинарии архимандрит Серафим. Он предоставил слово преподавателю священнику Андрею Николаиди, который огласил отчет о жизни семинарии за 2006/2007 учебный год. Затем протоиерей Андрей Новиков представил собравшимся актовую речь на тему: «Новомученики Анатолий Одесский и Парфений Ананьевский — Святители Одесской земли». После актовой речи архимандрит Серафим огласил приветственные телеграммы, поступившие в адрес семинарии от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и ректора Минской Духовной академии и семинарии архимандрита Леонида. Затем слово было предоставлено гостям. Приветственный адрес архиепископа Верейского Евгения, ректора Московской Духовной академии и семинарии, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви огласил преподаватель Московской Духовной академии В. В. Бурега.

http://patriarchia.ru/db/text/339898.htm...

А дальше – историческое, можно сказать, назначение в виде рокировки. 3 января 1914-го года архиепископа Тихона назначают на Литовскую и Виленскую кафедру, а на его Ярославскую кафедру назначают Виленского и Литовского архиепископа Агафангела Преображенского. И вот происходит встреча этих двух епископов в условиях, скажем, не очень благоприятных с точки зрения привычных традиций церковно-административной деятельности. Как должен относиться новый епископ, приехавший в новую для него епархию к своему предшественнику? Естественно, критически. Очевидно, что до него было хуже, чем будет при нем. А вот здесь ничего подобного не произошло. Эти два епископа, которые служили в столь различных епархиях, и епархии-то друг друга восприняли очень как-то живо, но самое главное – друг друга восприняли не как конкурентов, а как соработников. Они были очень разные люди. На фоне епископа Тихона Агафангел Преображенский казался таким, я бы сказал, сибаритом, причем с крайне либеральными взглядами. И вместе с тем (будущее это покажет) их приязнь друг к другу была обоснована видением друг в друге тех, кто действительно мог положиться один на другого в критический момент (о чем тогда явно никто из них и не предполагал). Вы же помните, что Агафангел Преображенский не просто станет одним из местоблюстителей, а в критический момент 1922-го года предложит Церкви такой же радикальный путь существования, какой предложил Северо-Американской епархии епископ Тихон. Пребывание в Виленской и Литовской епархии архиепископа Тихона было непродолжительным. События Первой мировой войны, эвакуация в Москву. И вот здесь он опять попал в ситуацию, очень нетипичную для архиерея синодальной эпохи. Лишенный своей епархии, лишенный обязанности осуществлять очень большую, обременительную административную работу, архиепископ Тихон занялся тем, чем обычно епископы довольно быстро переставали заниматься, – он занялся пастырской деятельностью. Он служил, проповедовал в Москве. Да, некоторое время он был присутствующим членом Синода, но при этом, прежде всего, служил и проповедовал. И постепенно он приобрел в Москве, на фоне, в общем, почтенного, но уже совершенно недееспособного митрополита Макария Невского , авторитет выдающегося архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮБИМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ярославской епархии, существовало в 1919-1929 гг., названо по г. Любим. Предложение об учреждении самостоятельной «уездной епископии» для Любимского и Даниловского уездов Ярославский губ. с кафедрой в Геннадиевом в честь Преображения Господня мужском монастыре высказал в 1906 г. Ярославский архиеп. Иаков (Пятницкий ; впосл. митрополит). Л. в. было образовано постановлением Синода от 24 окт. 1919 г. (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 25. Л. 34). Первым Любимским архиереем, согласно указу патриарха свт. Тихона от 4 февр. 1920 г., стал еп. Амвросий (Казанский), бывш. настоятель Улейминского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . Поскольку в 1919 г. Геннадиев мон-рь был закрыт, викарии проживали при любимском Богоявленском соборе, где находилась их кафедра. После закрытия Преображенской ц. при любимском тюремном замке ее имущество (престол, антиминс, жертвенник, церковные сосуды, иконостас, колокола и др.) по просьбе прихожан было передано в Богоявленский собор, где 25 июля 1921 г. еп. Амвросий освятил придел в честь Преображения Господня. Между сент. 1921 и июлем 1922 г. архиерей был переведен на Воткинское викариатство Сарапульской епархии (в лит-ре встречаются ошибочные сведения о том, что еп. Амвросий в 1920-1922 занимал Кременецкую кафедру (см. ст. Кременецкое викариатство )). Еп. Кирилл (Соколов) вскоре после назначения викарием (между маем и 28 июня 1922), но до прибытия к месту служения направил из Ярославля послание любимскому духовенству и мирянам, в к-ром извещал, что заместитель находившегося под арестом патриарха Тихона Ярославский митр. исп. Агафангел (Преображенский) «признал полезным для дела епархиального управления» поручить ему «полусамостоятельное управление» викариатством. 28 июня 1922 г. митр. Агафангел был арестован, 14 июля еп. Кирилл объявил об автокефальном (т. е. независимом от обновленческого Высшего церковного управления (см. также Обновленчество )) статусе викариатства для «ограждения его от неправославных влияний и от вторжений в него инакомыслящих». В 1922 г. (по др. данным, в 1923) архиерей был арестован и выслан за пределы Ярославской епархии.

http://pravenc.ru/text/2561036.html

18 марта 1926 г. митр. Сергий сообщил в письме митр. Петру, что не счел себя вправе сложить полномочия его заместителя, поскольку резолюция Патриаршего Местоблюстителя на докладе ВВЦС расходится с фактическим положением дел. До сведения митр. Петра было доведено, что инициаторы Г. р. преданы церковному суду и запрещены в священнослужении. Митр. Сергий также указал на опасность, угрожавшую основам церковного строя, установленным Поместным Собором 1917-1918 гг., в случае отказа от принципа единоличного управления РПЦ. 22 апр. митр. Петр резолюцией подтвердил полномочия митр. Сергия как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и законность всех его действий. В сложное положение поставило сторонников архиеп. Григория заявление Ярославского митр. сщмч. Агафангела (Преображенского) о вступлении в права Патриаршего Местоблюстителя. Митр. Агафангел был упомянут в завещании Патриарха Тихона в качестве возможного преемника, но в момент смерти святителя находился в ссылке и был лишен возможности взять на себя исполнение патриарших обязанностей. В апр. 1926 г. с митр. Агафангелом встретился в Перми Е. А. Тучков, к-рый, введя его в заблуждение относительно состояния церковных дел, убедил сделать 18 апр. заявление о вступлении в права Местоблюстителя. Антицерковная комиссия ЦК ВКП(б) на заседании 24 апр. постановила: «Проводимую ОГПУ линию по разложению тихоновской части церковников признать правильной и целесообразной. Вести линию на раскол между митр. Сергием, назначенным митр. Петром временным местоблюстителем, и митр. Агафангелом, претендующим на патриаршее местоблюстительство, укрепляя одновременно третью тихоновскую иерархию - временный Высший Церковный Совет во главе с архиеп. Григорием, как самостоятельную единицу» (цит. по: Митрофанов Г. , прот. История РПЦ, 1900-1927. СПб., 2002. С. 361). Для обсуждения создавшегося положения 3 июня 1926 г. в московском Донском мон-ре открылся съезд сторонников Г. р. Неясность вопроса о правопреемственности патриарших полномочий, по мнению архиеп. Григория, давала ВВЦС возможность участвовать в церковном управлении. 9 июня митр. Петр издал резолюцию об упразднении учрежденной им 1 февр. коллегии и подтвердил запрещения, наложенные митр. Сергием на архиеп. Григория и др. архиереев, не подчинившихся законной церковной власти. В таких условиях ВВЦС попытался занять место коллегиального органа управления при митр. Агафангеле, признав его истинным преемником Патриарха Тихона. Однако митр. Агафангел уже заявил об отказе от обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Попытки руководителей Г. р. уговорить митр. Агафангела вернуться к Местоблюстительству и взять ВВЦС под свой покров оказались тщетными.

http://pravenc.ru/text/166503.html

12 июля 1920 г. хиротонисан во епископа Ковровского. Хиротонию возглавил патриарх Московский и всея России свт. Тихон . Л. стал викарием Владимирской епархии. По нек-рым сведениям, в том же году был назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии, но, видимо, в должность не вступил. В 1921 г. назначен епископом Верненским, викарием Ташкентской епархии, но к месту нового назначения не выехал, проживал в Москве. В мае 1922 г. Л. привлек к себе внимание организаторов обновленческого раскола, которые нуждались в фигуре архиерея как формального главы своей организации. При этом пожилой, не имевший организаторских способностей Л. не мог претендовать на действительную руководящую роль, чего опасались лидеры обновленцев. Кроме того, личность Л., не замеченного прежде в симпатиях к обновленческому движению, могла ввести в заблуждение свт. Тихона, перед к-рым в это время стоял вопрос, кому передать полномочия по управлению Церковью в связи с тем, что патриарх был привлечен к суду. 18 мая 1922 г. обновленческие иереи А. И. Введенский , Е. Х. Белков и С. В. Калиновский вручили патриарху Тихону прошение о временной (до прибытия в Москву назначенного патриархом местоблюстителем Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) ) передаче им ведения дел в патриаршей канцелярии. Патриарх наложил резолюцию, поручавшую подавшим прошение лицам принять и передать синодские дела митр. Агафангелу по приезде его в Москву, а московские епархиальные дела - Клинскому еп. Иннокентию (Летяеву) , а до его прибытия - Л. Обновленцам было известно, что ГПУ не допустит приезда в Москву ни митр. Агафангела, ни еп. Иннокентия. Обновленцы представили патриаршую резолюцию о синодских делах канцелярии как акт передачи им высшей церковной власти, а поручение патриарха Л. временно заведовать московскими епархиальными делами - как назначение его управляющим Московской епархией. Вечером 18 мая Л. был избран председателем обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ), но фактически не имел никаких полномочий.

http://pravenc.ru/text/2463447.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010