А если святы для нас наши религиозные догмы, если дорога для нас основанная на этих догмах наша церковная мораль, если религиозно-нравственная жизнь общества составляет и круг нашей службы, и задачу нашей деятельности, то мы должны ныне же ясно и точно самоопределиться и взаимоопределиться, с одной стороны, и вынести свою платформу, установить свое credo, с другой. Цель настоящего созыва сюда вас, представителей сельского духовенства губернии, та, чтобы дать вам, после известной разработки уж намеченных здешним городским духовенством директив, ряд полномочий по проведению в жизнь на местах, в селах, мероприятий, способов и средств, которые способствовали бы успокоению тревожно-бурного населения, выработке в нем доверия к новому правительству и проведению новых начал нового государственного строя, которые объединили бы всех пастырей и клириков между собою, а всех вообще священнослужителей – с их паствами... Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917. 1314. Отдел неофиц. С. 401403. 84. Из статьи епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) «Не отдадим немцам и одной пяди Русской земли!» 18 марта 1917 г. ...Теперь 193 надо кончать (но без отдачи и пяди русской земли) войну; потом мы займемся внутренним устройством нашей республики. ...Не будем же, граждане, ни унывать, ни бесконечно говорить, а будем работать на оборону. Это теперь – первая и важнейшая задача для всех граждан Российской республики. Пушкин [А.С.] 194 пророчески писал своему другу Чаадаеву [ПЛ.] 195 : Товарищ, верь: взойдет она -Звезда пленительного счастья; Россия вспрянет ото сна. И на обломках самовластья Напишут наши имена! Никон, Епископ Енисейский и Красноярский Енисейская церковная нива. Красноярск, 1917. 3. С. 810. 85. Из воззвания к воинам архиепископа Ярославского и Ростовского Агафангела (Преображенского), пастырей и ревнителей православной веры Ярославля 19 марта 1917 г. Доблестные воины, славные граждане Великой России! Пробил час народной свободы. Зажглась заря яркого солнышка, которое несет счастье, правду, знанье и свет нашей Отчизне. Заблистали повсюду ласковые, полные жизни и силы лучи свобод – свобода веры, свобода слова, свобода собраний, свобода союзов и братств. В этот великий час всенародного ликования и торжества, охвативших из края в край необъятную Русь, всех от мала до велика, Временное правительство Богом хранимой Державы Российской обратилось ко всем верным сынам ее с горячим призывом сплотиться около него, всем объединиться, все силы отдать измученной павшим строем и внешним врагом, а отныне возрождающейся и свободной России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Краткая история движения церковных обновленцев 4 мин., 07.03.2023 7 марта 1917 года в Петрограде началось движение церковных «обновленцев» — был создан Всероссийский Союз демократического православного духовенства и мирян во главе со священниками А. И. Введенским, А. И. Боярским, И. Егоровым. Ими были предприняты попытки церковных реформ, но результат этих попыток оказался трагическим. К началу XX века о необходимости реформ в Церкви заговорили многие священнослужители. Годы Первой русской революции стали для духовенства временем надежды на возрождение православия, что подразумевало, прежде всего, обретение независимости при решении внутрицерковных дел. Даже члены Синода вопреки позиции обер-прокурора в марте 1905 года единогласно высказались за проведение преобразований, для чего считали необходимым скорейший созыв Поместного Собора. Но в 1917 году многие растерялись. Большинство реформаторов хотело, чтобы именно государство помогло Церкви освободиться от сторонников старого понимания церковной жизни. Со своей стороны, «Союз демократического духовенства и мирян» провозглашал главной целью движения «быть в единении с народом в великой работе по созданию нового государственного строя, при котором наилучшим образом были бы разрешены все наболевшие религиозные, культурные, политические и социально-экономические вопросы». Но пришедшие к власти большевики решили использовать церковных либералов в своих целях — для разгрома Патриаршей Церкви, в чем и преуспели. При подготовке к изъятию церковных ценностей власти, во избежание новой гражданской войны, теперь уже религиозной, руками обновленцев создали полностью подконтрольное режиму марионеточное церковное управление. Ночью 12 мая 1922 года священники Александр Введенский, Александр Боярский и Евгений Белков в сопровождении сотрудников ГПУ приехал в Троицкое подворье в Москве на Самотеке, где содержался под домашним арестом патриарх Тихон, и, обвинив его в опасной и необдуманной политике, приведшей к конфронтации Церкви с государством, потребовали, чтобы он на время ареста отказался от своих полномочий. И патриарх подписал резолюцию о временной передаче церковной власти митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому).

http://foma.ru/nachalo-dvizheniya-czerko...

тысяч бывш. российских военнопленных. Когда возникли трудности с их проживанием из-за недостатка средств и отсутствия персонала, иером. Питирим получил у тур. властей разрешение привезти с Афона монахов, чтобы они смогли оказать помощь рус. солдатам. В нач. янв. 1919 г. он в последний раз побывал на Афоне. Братия Свято-Андреевского скита уговаривала его остаться и больше не возвращаться в Россию. Но как позднее П. писал в автобиографии, «на мне были ответственные дела - подворья в Константинополе и главное поручение от Святейшего Патриарха». Передав к-польские подворья и попечение о военнопленных представителям афонских монастырей, в сер. февр. 1919 г. иером. Питирим прибыл в Одессу, затем отправился в Москву, доставив грамоту К-польского патриарха лично патриарху Тихону. По благословению патриарха настоятель Донского мон-ря архиеп. бывш. Херсонский и Одесский Назарий (Кириллов ; впосл. митрополит) возвел иером. Питирима в сан архимандрита. Через нек-рое время архим. Питирим вернулся в Одессу. К 1920 г. все имущество афонских обителей в России было национализировано, однако храмы подворий оставались действующими. На одесском Андреевском подворье проживавшие там 60 насельников практически не имели средств к существованию, и тогда архим. Питирим добился выделения земли в 50 верстах от Одессы, у села Кузьменко, близ станции Еремеевка, для монашеской «Курто-Андреевской артели по совместной обработке земли», что серьезно облегчило существование подворья. Летом 1922 г. архим. Питирим решительно выступил против обновленчества . В авг. того же года, получив послание патриаршего заместителя митр. священноисп. Агафангела (Преображенского), предупреждавшего от общения с обновленческим Высшим церковным управлением (ВЦУ), немедленно обнародовал это послание и прекратил поминовение признавшего обновленцев управляющего Одесской и Херсонской епархией Тираспольского еп. Алексия (Баженова). За противодействие обновленцам архим. Питирим 25 окт. 1922 г. был арестован ГПУ, но через 17 дней освобожден, т.

http://pravenc.ru/text/2580312.html

Дочь ее, Елена Ивановна Дедюрова, лишь после смерти матери обнаружила дома таинственный сундучок с архивными документами. Имена архиепископа Варлаама (Ряшенцева) , епископа Вениамина (Воскресенского), архимандрита Григория (Алексеева) с Толги, вычитанные мною в дневнике племянницы митрополита Агафангела А.В. Преображенской, соединились с воспоминаниями архимандрита Павла и архивно-следственными документами в единое целое, во главе которого встала величественная фигура владыки Агафангела. 12 ноября минувшего 1998 г. в Ярославле произошло событие, которое по-новому осветило трагическую церковную историю 20-х годов. Из склепа Леонтьевской церкви были подняты с целью научного освидетельствования останки митрополита Агафангела и найдены нетленными. При эксгумации присутствовали комиссия из Ярославской медакадемии в составе 4-х человек, иеромонах Дамаскин (автор жизнеописания митрополита Агафангела), духовенство из Москвы и Ярославля. – Подняли мраморную плиту, – рассказывает один из свидетелей эксгумации. – Под ней оказалась вода. Дубовый гроб, в котором погребли владыку, не сохранился. Останки извлекали прямо из воды и грязи. Позднее в «Акте освидетельствования» судмедэксперты напишут заключение: «Костные останки митрополита Агафангела полностью сохранены». По одному из признаков – заболеванию суставов, которым страдал покойный, – будет подтверждена принадлежность данных останков митрополиту Агафангелу. Частично сохранилось даже митрополичье облачение – панагия, крест, митра, четки, металлическая обложка старинного Евангелия, которое кладут по обычаю в руки почившего священнослужителя. Обретение мощей митрополита Агафангела – сгнил дубовый гроб, а останки святителя не подверглись гниению и разрушению; готовящаяся его канонизация, т.е. причисление к лику святых, – всё это говорит о том, что Ярославль был неким средоточием духовной жизни тех лет и, находясь на острие событий, сыграл очень важную роль в истории Церкви и Отечества – роль, значение которой до сих пор не осмыслено по-настоящему, и подтверждение святости владыки Агафангела сейчас, в конце столетия, как бы подталкивает еще раз задуматься над тем, что же действительно произошло в 20-е годы...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Письмо митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] к Патриаршему Местоблюстителю, митрополиту Крутицкому Петру [Полянскому] Определение двадцати четырёх епископов по существу письма-запроса Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] от 11(24) мая 1926 г. о мерах канонического воздействия на незаконные притязания на местоблюстительство со стороны митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] Резолюция Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] на определении двадцати четырёх епископов по делу митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] по вопросу о притязании последнего на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола Телеграмма митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] Секретное обращение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к русскому епископату по вопросу об избрании (опросом) в Патриарха Московского и всея России – митрополита Казанского и Свияжского Кирилла [Смирнова] Послание «григорианских» (ВВЦС) епископов: Ранненбургского Иоанна [Киструсского] и Скопинского Смарагда [Яблокова] «Правда о Временном Высшем Церковном Совете и Нижегородском митрополите Сергии [Страгородском]» (брошюра) Завещательное распоряжение-послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Ленинградского (бывшего архиепископа Ростовского) Иосифа [Петровых], о преемстве высшей церковной власти Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, архиепископа Угличского Серафима [Самойловича] о вступлении его в должность Заместителя и управление Православной Русской Церковью Послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] (Пермь) Письмо архиепископа Илариона [Троицкого] из заключения о текущих событиях церковной жизни Послание епископов-староцерковников, признающих Временный Высший Церковный Совет, собравшихся в Донском монастыре г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

ЦВ 17 (390) сентябрь 2008 /  20 сентября 2008 г. Священноисповедник Агафангел —благовестник христианской свободы 16 октября 2008 года исполняется 80 лет со дня кончины священноисповедника митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского). Он вошел в русскую церковную историю ХХ века как ревнитель подлинного церковного обновления, самоотверженно обличавший псевдоцерковное обновленчество, старейший по хиротонии архиерей синодального поставления, последовательно возражавший митрополиту Сергию (Страгородскому) в его деятельности по воссозданию синодальной системы церковного администрирования под «обер-прокурорским» надзором ГПУ, Первосвятитель гонимой Русской Православной Церкви, веривший в ее способность строить свою внутреннюю жизнь на принципах свободы и любви в самом несвободном и исполненном ненависти государстве мира. Общий взгляд на долгий жизненный путь митрополита Агафангела первоначально обнаруживает узнаваемую картину служения одного из многих архиереев Русской Православной Церкви синодальной эпохи. Родившийся 27 сентября 1854 г. в семье сельского священника Тульской епархии, святитель Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский), подобно большинству «поповских» сыновей, прошел обычный путь бурсацко-семинарской учебы в русской провинции, впрочем, получивший свое продолжение в Московской духовной академии. Посвятив несколько лет жизни преподавательской деятельности в провинциальных духовных училищах и пережив после года семейной жизни смерть супруги и новорожденного младенца, Александр Преображенский 7 марта 1885 г. был пострижен в монашество с именем Агафангел и вскоре посвящен в сан иеромонаха. В 1886 г. Свят. Синод назначил отца Агафангела инспектором Томской духовной семинарии, с возведением в сан игумена, а в 1888 г. — ректором Иркутской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита. 10 сентября 1889 г. архимандрит Агафангел был рукоположен в сан епископа Киренского, викария Иркутской епархии, и с этого времени его епископское служение было связано с жизнью нескольких епархий (Иркутской, Тобольской, Рижской, Виленской и Ярославской). Совмещая служение во вверявшихся ему епархиях с периодическим участием в заседаниях Свят. Синода, святитель Агафангел был отмечен подобающими его положению наградами: в 1904 г. — саном архиепископа, в 1912 г. — правом ношения бриллиантового креста на клобуке, в 1917 г. — саном митрополита.

http://e-vestnik.ru/church/svyashcennois...

Именно Агафангел был инициатором нового разрыва с РПЦЗ. В протоколе N 3 третьего заседания Архиерейского Совещания Российских Преосвященных от 27 февраля/12 марта 1995 г. говорится, что Агафангел " внес предложение вернуться к ВВЦУ Российской Церкви " Предложение было принято, произошел окончательный разрыв с РПЦЗ. Архиепископ Лазарь, очевидно, не желая участвовать в подобном сборище, спешно покинул Суздаль. Зато Агафангел остался и одобрил архиерейские " хиротонии " целой группы валентиновских приспешников: Серафима Новаковского, Виктора Контузорова, Арсения Киселева и Александра Миронова. Последние два " епископа " в 1996-1997 гг. отошли от Валентина и присоединились к т.н. РИПЦ " митрополита " Рафаила Прокофьева. Причем, Арсений стал искать возможность присоединения к Зарубежному Архиерейскому Синоду, призывая свое духовенство и паству принести покаяние перед РПЦЗ. Его готовы были принять, но на Архиерейском Соборе РПЦЗ 1996 года были поставлены определенные условия его признания (три года уединенной жизни в глухом Преображенском монастыре в Австралии), которые он счел невыполнимыми. Как будто три года жизни в Австралии могут сделать человека епископом, если он не имел канонической хиротонии! Агафангел от имени ВВЦУ в марте 1995 года даже угрожал Архиерейскому Синоду: " В случае исполнения Архиерейским Синодом угроз лишить сана Российских Преосвященных, ВВЦУ Российской Церкви вынуждено будет предусмотреть и принять адекватные меры к некоторым представителям Зарубежной иерархии, являющимся виновниками нашего разделения " Архиереям РПЦЗ важно было разрушить валентиновский блок, поэтому они пообещали признать сан Агафангела, после его приезда в США. 9 декабря 1995 г. Агафангел принес присягу в Синодальном соборе в Нью-Йорке и получил ставленническую грамоту с титулом епископа Симферопольского. Хорошо знавший Агафангела валентиновский " епископ " Федор Гинеевский в интервью идеологу суздальского раскола Егору Холмогорову так объяснял причины ухода Агафангела: - А в чем в свое время была причина того, что владыка Агафангел отошел от нас?

http://ruskline.ru/analitika/2006/04/24/...

10 мая 1928 г., призвав к себе остававшихся в Ярославской епархии викариев — архиепископа Варлаама и епископа Евгения, святитель Агафангел составил вместе с ними новое обращение к митрополиту Сергию: «...Находим нужным сказать следующее: 1. Мы до сих пор не прерывали и не прерываем нашего молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя Митрополитом Сергием. 2. Никакого раскола мы не желаем учинять и не учиняем. 3. Никаких новшеств в церковной жизни нашей епархии не вводили и не вводим. 4. Принципиально власть Вашу, как Заместителя, не отрицаем. 5. Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся на месте, исполнять не могли и не можем». Доведя содержание письма митрополиту Сергию до сведения благочинных Ярославской епархии, святитель Агафангел вернул большую часть епархиального духовенства в административное подчинение митрополиту Сергию. Однако он сохранил в епархии практику возношения за богослужением лишь имени Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра и оставил за епархиальным духовенством право игнорировать духовно и канонически сомнительные распоряжения заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В сентябре состояние здоровья святителя Агафангела стало резко и необратимо ухудшаться, и 16 октября 1928 г. священноисповедник Агафангел мирно отошел ко Господу. Он обрел для себя в полной мере христианскую свободу и любовь во Христе, утверждавшиеся им в русской церковной жизни на протяжении всей его архипастырской деятельности.   20 сентября 2008 г. HTML-koд для сайта или блога: Священноисповедник Агафангел —благовестник христианской свободы 16 октября 2008 года исполняется 80 лет со дня кончины священноисповедника митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского). Он вошел в русскую церковную историю ХХ века как ревнитель подлинного церковного обновления, самоотверженно обличавший псевдоцерковное обновленчество, старейший по хиротонии архиерей синодального поставления, последовательно возражавший митрополиту Сергию (Страгородскому) в его деятельности по воссозданию синодальной системы церковного администрирования под «обер-прокурорским» надзором ГПУ, Первосвятитель гонимой Русской Православной Церкви, веривший в ее способность строить свою внутреннюю жизнь на принципах свободы и любви в самом несвободном и исполненном ненависти государстве мира.

http://e-vestnik.ru/church/svyashcennois...

Между тем, до нас дошло некоторое количество документов, характеризующих позицию Патриаршей церкви по данному вопросу. Как известно, 3/16 мая 1922 г. арестованный патриарх Тихон временно передает свои функции митр. Ярославскому Агафангелу (Преображенскому). Из-за противодействия властей митр. Агафангел не смог приехать в Москву и возглавить Высшее церковное управление. Однако 5/18 июня митр. Агафангел подписывает послание о своем вступлении во временное управление Русской Православной церковью. В этом документе дан краткий анализ актуальных проблем церковной жизни, причем значительное место уделено литургическим вопросам. В связи с первыми выступлениями лидеров «Живой церкви» митр. Агафангел пишет, что реформа различных сторон литургической практики должна была рассматриваться Собором 1917–1918 годов, который, однако, не успел коснуться этих вопросов. Не отрицая необходимости некоторых изменений в богослужебной практике, митр. Агафангел полагает, что только Поместный Собор может решать такого рода вопросы. Таким образом, митр. Агафангел отрицает не саму возможность литургических реформ, а проведение таких реформ без санкции высшей церковной власти: «Меня официально известили, что явились в Москве иные люди и встали у кормила правления Русской церкви. От кого и какие на то полномочия получили они, мне совершенно неизвестно. А потому я считаю принятую ими на себя власть и деяния их незакономерными. Они объявили о своем намерении пересмотреть догматы и нравоучение нашей православной веры, священные каноны Св. Вселенских соборов, православные богослужебные уставы, данные великими молитвенниками христианского благочестия, и организовать таким образом новую, именуемую ими «Живую», Церковь . Мы не отрицаем необходимости некоторых видоизменений и преобразований в богослужебной практике и обрядах. Некоторые вопросы этого рода были предложены к рассмотрению Всероссийским Собором в 1918 г., но не получили решения, вследствие преждевременного прекращения его деятельности по обстоятельствам тогдашнего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Многие были поражены, узнав, что на поминающего Патриарха священника митрополит Одесский Агафангел натравил СБУ, как о том доходчиво поведал тлг-канал иерея Георгия Максимова и что не смогли опровергнуть в СПЖ. Поражены были многие и, увидев воочию документ, которым Агафангел благословляет своё священство не поминать Патриарха. Но некоторые так и не сильно удивились, зная, что мит. Агафангел к себе приблизил арх. Виктора (Быкова), который нынешним летом опубликовал бранное письмо в адрес Патриарха Кирилла. «Требуем отстать от нашей Церкви, от наших архиереев и нашего Предстоятеля!» Собирались подписи. Список любопытен. Истерика Виктора вызвана разрушением части алтаря Преображенского собора. Но это повод. Причина, конечно, глубже и их несколько. При этом что-то не слышно о результатах расследования, а слышали лишь о том, что все осколки ракеты были тщательно собраны и отправлены на экспертизу. Агафангел ещё в 2019 году отдал Виктору в управление патриарший Успенский монастырь. В эту обитель, фактически лавру, куда к мощам Кукши Одесского, к могильному голубю старца Ионы десятками лет стекаются тысячи паломников. Это «золотая жила», которую, как мы видим, страшиться потерять Агафангел. Увы. Расколота не только ПЦУ, но и в серьёзнейшей мере УПЦ. Пока не на обломки. Но к этому идёт. И в этом нужно видеть волю Божию. Сказать честно, за всё это нужно поблагодарить и организаторов ПЦУ. Тайная гниль, прилепившаяся к Церкви, становится явной. Вскрываются гнойники, без очищения которых выздоровления не будет. А оно грядёт. Михаил Одесский , наблюдатель Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Мощный природный катаклизм произошел на границе трех стран В Чебоксарах около многоэтажки нашли труп молодой девушки Девушка отомстила визитерам театра, встретив их в гробу Кадров нашел нового куратора в Российский университет спецназа Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/22/py...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010