ЦВ 17 (390) сентябрь 2008 /  20 сентября 2008 г. Священноисповедник Агафангел —благовестник христианской свободы 16 октября 2008 года исполняется 80 лет со дня кончины священноисповедника митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского). Он вошел в русскую церковную историю ХХ века как ревнитель подлинного церковного обновления, самоотверженно обличавший псевдоцерковное обновленчество, старейший по хиротонии архиерей синодального поставления, последовательно возражавший митрополиту Сергию (Страгородскому) в его деятельности по воссозданию синодальной системы церковного администрирования под «обер-прокурорским» надзором ГПУ, Первосвятитель гонимой Русской Православной Церкви, веривший в ее способность строить свою внутреннюю жизнь на принципах свободы и любви в самом несвободном и исполненном ненависти государстве мира. Общий взгляд на долгий жизненный путь митрополита Агафангела первоначально обнаруживает узнаваемую картину служения одного из многих архиереев Русской Православной Церкви синодальной эпохи. Родившийся 27 сентября 1854 г. в семье сельского священника Тульской епархии, святитель Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский), подобно большинству «поповских» сыновей, прошел обычный путь бурсацко-семинарской учебы в русской провинции, впрочем, получивший свое продолжение в Московской духовной академии. Посвятив несколько лет жизни преподавательской деятельности в провинциальных духовных училищах и пережив после года семейной жизни смерть супруги и новорожденного младенца, Александр Преображенский 7 марта 1885 г. был пострижен в монашество с именем Агафангел и вскоре посвящен в сан иеромонаха. В 1886 г. Свят. Синод назначил отца Агафангела инспектором Томской духовной семинарии, с возведением в сан игумена, а в 1888 г. — ректором Иркутской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита. 10 сентября 1889 г. архимандрит Агафангел был рукоположен в сан епископа Киренского, викария Иркутской епархии, и с этого времени его епископское служение было связано с жизнью нескольких епархий (Иркутской, Тобольской, Рижской, Виленской и Ярославской). Совмещая служение во вверявшихся ему епархиях с периодическим участием в заседаниях Свят. Синода, святитель Агафангел был отмечен подобающими его положению наградами: в 1904 г. — саном архиепископа, в 1912 г. — правом ношения бриллиантового креста на клобуке, в 1917 г. — саном митрополита.

http://e-vestnik.ru/history/svyashcennoi...

В день погребения Патриарха Тихона, 12 апреля 1925 г., в Донском монастыре состоялось совещание православных архиереев, съехавшихся на похороны почившего первосвятителя. Здесь же было вскрыто и оглашено «завещание» Святейшего, по которому права и обязанности Патриарха передавались Местоблюстителю митрополиту Кириллу (Смирнову); в случае же невозможности для него вступить в должность – митрополиту Агафангелу (Преображенскому), и, наконец, митрополиту Петру (Полянскому) , если и митрополит Агафангел окажется лишенным возможности принять на себя обязанности патриаршего Местоблюстителя. Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке, на совещании решено было во исполнение воли почившего первосвятителя признать патриаршим Местоблюстителем митрополита Крутицкого Петра, о чем и составлен был акт, удостоверенный 58 архиереями, на первом месте стоит подпись митрополита Нижегородского Сергия. Сюда же включили и волеизъявление митрополита Петра о согласии «вступить со дня оглашения завещания почившего первосвятителя в отправление обязанности патриаршего Местоблюстителя» 199 . 76 апостольское правило воспрещает епископам назначать себе преемников. Этот запрет распространяется и на первосвятительскую кафедру поместной Церкви, но Русская Церковь уже в течение восьми лет жила в небывалых условиях, которые не могли быть предусмотрены в древних церковных законоположениях и правилах. Созвать Поместный Собор для избрания нового Патриарха было совершенно невозможно, православная Церковь существовала в стране на полулегальном положении, а Советская власть в качестве православной Церкви России признавала обновленческую группировку с ее синодом. Всероссийский Поместный Собор, проходивший в то время, когда уже начались гонения, предусмотрел возможность самого тяжкого давления на православную Церковь и определил, что в случае прекращения деятельности Священного Синода и Высшего церковного совета Патриарх сосредоточит в своих руках всю полноту власти, включая и право назначать преемника – Местоблюстителя патриаршего престола. Уже тогда Патриарх назначил кандидатов в Местоблюстители и доложил Собору о сделанном им назначении без оглашения имен на пленарном заседании. Подписи почти всех находившихся тогда на воле российских архиереев под актом о назначении патриаршего Местоблюстителя придают назначению митрополита Петра характер избрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Исп. Агафангел (Преображенский), архиеп. Рижский (Преображенский Александр Лаврентьевич; 27.09.1854, с. Мочилы Венёвского у. Тульской губ.- 16.10.1928, Ярославль), исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли), митр. Ярославский и Ростовский. Род. в семье протоиерея, с отроческих лет стремился служить Церкви в священном сане. В 1871 г. поступил в Тульскую ДС, в 1877 г.- в МДА, к-рую окончил в 1881 г. со степенью канд. богословия. Служил преподавателем лат. языка в Раненбургском ДУ, затем - помощником смотрителя Скопинского ДУ. Овдовев, 7 марта 1885 г. принял монашество, 10 марта был рукоположен во иеромонаха. С 4 дек. 1886 г. инспектор Томской ДС, с 20 янв. 1888 г. ректор Иркутской ДС с возведением в сан архимандрита. Снискал доверие и благорасположение как сослуживцев, так и воспитанников семинарии. 10 сент. 1889 г. А. был хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии, 17 июля 1893 г. переведен на самостоятельную Тобольскую и Сибирскую кафедру, где проявил себя деятельным миссионером. 4 окт. 1897 г. назначен епископом Рижским и Митавским, 6 мая 1904 г. возведен в сан архиепископа. С 13 авг. 1910 г. архиепископ Виленский и Литовский, с 22 дек. 1913 г. архиепископ Ярославский и Ростовский, с апр. 1917 г. митрополит. Член Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. , с 6 марта 1918 г. член ВЦС при свт. Тихоне , Патриархе Московском. После того как 9 мая 1922 г. власти объявили о привлечении свт. Тихона к судебной ответственности по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, 12 мая Первосвятитель направил председателю ВЦИК М. И. Калинину письмо: «Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшем от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления Ярославского митрополита Агафангела (Преображенского) или Петроградского Вениамина (Казанского)».

http://pravenc.ru/text/63200.html

Среди этих деятелей выделяются Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, которого В. Мельник беспардонно обвиняет в сведении к минимуму проповеди христианских нравственных ценностей, в то время как такая проповедь является лейтмотивом всех обращений и выступлений Его Святейшества, в том числе и когда он говорит о богозаповеданном единстве Русской Православной цивилизации; стоящий на страже церковного единства Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, которого изощряющийся во лжи и обманчивой лести В. Мельник при помощи вырванных из контекста отдельных фраз и их надуманных перетолкований превращает чуть ли не в глашатая автокефализма и церковного сепаратизма. Особую, поистине нечеловеческую злобу у потерявшего остатки совести и христианского облика г-на Мельника вызывает поборник единства Русской Православной Церкви и Святой Руси Высокопреосвященнейший Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. С ненавистью комментирует В. Мельник те высокие оценки, которыми оценивают деятельность Владыки Агафангела на благо Церкви, общества и народов, укрепление мира и согласия Святейший Патриарх Кирилл, общественные деятели и организации Украины и России. Черную зависть вызывают у не замечаемого никем хулителя Церкви награды Одесского архипастыря, получаемые им на высоком церковном и международном уровне. Но, может, это только в России так относятся к нему? На днях Митрополит Агафангел был награжден уже президентом Украины орденом св. Ярослава Мудрого за, как говорится в Указе президента, «весомый вклад в государственное строительство и заслуги перед Украиной в деле защиты интересов государства, духовного возрождения нации, личные заслуги в обеспечении социально-экономического и культурного развития Одесской области, за возрождение духовных основ общества, восстановление разрушенной святыни – Спасо-Преображенского Одесского кафедрального собора и по случаю 19-й годовщины Независимости Украины». Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, которого В. Мельник лживо рисует антагонистом Одесского архипастыря, регулярно в своих поздравлениях, проповедях при приезде в Одессу подчеркивает уважительное отношение к принципиальной, канонической позиции Владыки Агафангела и личное теплое к нему отношение.

http://pravoslavie.ru/38914.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Святейший Патриарх Кирилл: «Пусть Покров Царицы Небесной пребывает над Одессой, над Украиной, над всей святой Русью»» Предстоятель Русской Церкви совершил освящение Спасо-Преображенского кафедрального собора Одессы и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме 21.07.2010 340 Время на чтение 7 минут 21 июля 2010 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе визита на Украину совершил чин великого освящения воссозданного Спасо-Преображенского кафедрального собора Одессы и возглавил совершение в новоосвященном храме Божественной литургии, сообщает Патриархия.Ru. Его Святейшеству сослужили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, митрополит Донецки й и Мариупольский Иларион, архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан, архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей, архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн, управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Горловский и Славянский Митрофан, епископ Сумской и Ахтырский Евлогий, викарий Киевской епархии епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, а также председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, другие сотрудники Синодальных учреждений в священном сане, многочисленное духовенство Одесской епархии. За богослужением молился председатель Синодального информационного отдела В.Р.Легойда.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/21/sv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ СОБОР В ТАЛЛИНЕ Собор в честь св. блгв. вел. кн. Александра Невского в Таллине. 1895–1900 гг. Собор в честь св. блгв. вел. кн. Александра Невского в Таллине. 1895–1900 гг. (до 1918 г.- Ревеле), возведен в 1900 г. в центре города, на Тоомпеа (Вышгороде), по инициативе ревельского настоятеля Преображенского кафедрального собора прот. К. А. Тизика и при поддержке эстляндского генерал-губернатора кн. С. В. Шаховского на пожертвования, собранные по всей Российской империи. К кон. XIX в., с увеличением в Ревеле числа православных, назрел вопрос о строительстве нового храма. Прежний собор в честь Преображения Господня (церковь католич. мон-ря, позже лютеран. кирха, перестроенная в 1716 по приказу Петра I Алексеевича в правосл. храм) не отвечал ни по внутреннему и внешнему устройству, ни по своей вместимости нуждам правосл. паствы. 19 февр. 1887 г. ревельское правосл. духовенство подало Шаховскому докладную записку о необходимости постройки нового собора. Губернатор ходатайствовал о разрешении на сбор пожертвований в пределах Российской империи, т. к. сумма, ассигнованная Синодом на строительство (60 тыс. р.), оказалась недостаточной. Разрешение было дано указом имп. Александра III Александровича от 2 апр. 1888 г., и в июне был создан комитет для сбора пожертвований. При выборе места для строительства остановились на возвышенном участке города - холме Тоомпеа. Нем. бароны, к-рым принадлежали почти все дома на Тоомпеа, враждебно отнеслись к строительству собора, к-рый, по их мнению, мог испортить вид ганзейского города «русскими луковицами». 30 авг. 1893 г. архиеп. Рижский Арсений (Брянцев) освятил место строительства, 7 мая 1895 г. после молебна начались работы по укладке фундамента, 20 авг. того же года состоялось освящение закладки храма. К 1 авг. 1899 г. в храме установлен деревянный с позолотой иконостас, к марту 1900 г. закончена внутренняя отделка. 30 апр. 1900 г. еп. Рижский и Митавский сщмч. Агафангел (Преображенский) совершил освящение А. Н. с. На литургии в тот день еп. Агафангелу сослужил св. прав. Иоанн Кронштадтский . В новый собор перешел рус. приход из Преображенского собора, последний передали эст. правосл. общине. Первым настоятелем собора в 1900-1909 гг. был прот. Симеон Попов.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРА ...

  разделы   рассылка  распечатать Патриарх Кирилл закончил визит на Украину С 20 по 28 июля 2010 года состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину. В составе делегации, сопровождающей Предстоятеля Русской Православной Церкви, были – управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда и другие. С основных мероприятий Патриаршего визита на Украину трансляции вели ряд российских и украинских телеканалов. 20 июля (вторник) 20 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Одессу. Святейшего Патриарха Кирилла встречали Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, вице-премьер-министр Украины по вопросам региональной политики В.Н. Тихонов, председатель Государственного комитета по делам национальностей и религий Ю.П. Богуцкий и другие. В аэропорту Святейший Патриарх ответил на вопросы представителей СМИ. Из аэропорта Его Святейшество направился в Успенский кафедральный собор. Святейший Патриарх поклонился главной святыне храма – Касперовской чудотворной иконе Пресвятой Богородицы и прочел перед ней молитву. Программа первого дня пребывания в Одесской епархии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла завершилась посещением Успенского мужского монастыря. 21 июля (среда) 21 июля, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения воссозданного Спасо-Преображенского кафедрального собора Одессы и возглавил совершение в новоосвященном храме Божественной литургии.

http://religare.ru/2_78092.html

Архив Пн Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет. О жизни и творчестве Сергея Иосифовича Фуделя 17 января 2024 г. 12:07 В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке… Разговор о творческом наследии С.И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет старший преподаватель Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, преподаватель Института дистанционного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета кандидат филологических наук, магистр теологии Д.Д. Черепанов ( 12, 2023 , PDF-bepcuя ).  Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет 1 Сергей Иосифович Фудель (1900-1977), один из самых глубоких церковных писателей ХХ века, запечатлел своих учителей — подвижников, новомучеников и исповедников веры. Фудель был представителем лучших традиций дореволюционной культуры. Его книги, несмотря на риск, расходились еще в советском самиздате, а с началом возрождения Русской Церкви переиздавались и приобрели широкую известность. Впервые в печати (заграничной) работа Фуделя появилась 50 лет назад 2 . И вот только что вышло в свет дополненное собрание его писем и стихов. Оно проливает свет на новые обстоятельства жизни и труда писателя и раскрывает личности близких Фуделю людей, для которых Церковь и во время гонений была средоточием жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/6094987.ht...

Владимир Русак Скачать epub pdf После смерти Патриарха Тихона 12 апреля, после торжественного погребения патриарха Тихона, в Донском монастыре, в присутствии 60 архиереев было оглашено его завещание о порядке Местоблюстительства (составлено 7 января 1924 года), согласно которому он назначал себе трех преемников: митрополита Кирилла Казанского, митрополита Агафангела Ярославского и митрополита Петра Крутицкого. “В случае Нашей кончины, – говорилось в завещании, – Наши Патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, предоставляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу (Смирнову). В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу (Преображенскому). Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то Наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященному Петру (Полянскому) , митрополиту Крутицкому. Доводя о настоящем Нашем распоряжении до общего сведения всех Архипастырей, пастырей и верующих Церкви Российской, считаем долгом пояснить, что сие распоряжение заменяет таковое Наше распоряжение, данное в ноябре месяце 1923 года”. Таким образом, патриарх Тихон открыл Церкви имена тех избранников, которых он, по поручению Собора, наметил в 1918 году и которые были наделены Собором чрезвычайными полномочиями – всей полнотой “патриарших прав и обязанностей”. Строго говоря, по канонам церковным, “епископу не дозволяется вместо себя поставлять другого в преемники себе, хотя бы он был и при конце жизни” (только Собором), а согласно постановлениям Русской Церкви местоблюститель патриаршего престола должен избираться соединенным присутствием Синода и Высшего Совета и обязательно из среды членов Синода. Завещание патриарха в части назначения себе преемника вызвало вполне законное возмущение епископата. Но ситуация была настолько непредвиденной канонами, что такое решение патриарха можно понять и объяснить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Долой сергианство и империю! Даешь сытую жизнь! Протоиерей Георгий Митрофанов собрал единомышленников на презентацию своей новой книги 23.09.2011 2474 Время на чтение 5 минут В среду, 21 сентября, в Москве в Культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация очередной книги протоиерея Георгия Митрофанова «Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века», сообщает портал «Благовест-Инфо» . Мероприятие вел ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин. В презентации приняли участие настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине протоирей Александр Борисов, настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский, игумен Петр Мещеринов и другие священники и миряне. Как подчеркивает «Nopmaл-Credo» , то обстоятельство, что презентацию вел С.Чапнин, «придавало происходящему не то дополнительную пикантность, не то некоторый гротеск. Другой заявленный в программке представитель официоза, но уже государственного, путинского – директор департамента министерства регионального развития РФ Александр Журавский – благоразумно предпочел на такую презентацию не являться». Книга «Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века» – это сборник публицистических статей, выходивших в последние годы в малотиражных изданиях или в интернете. Протоиерей Георгий Митрофанов позиционирует этот сборник как продолжение своей нашумевшей книжки «Трагедия России. " Запретные темы " истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике» . В новой книге священник высказывает свое мнение о Патриархах Тихоне и Сергии (Страгородском), митрополите Сергии (Воскресенском), священноисповеднике митрополите Агафангеле (Преображенском), священномученике о.Философе Орнатском, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне (Снычеве), протоиерее Василии Ермакове. Представляя новую книгу, отец Георгий коснулся итогов дискуссии по поводу первого издания . По его словам, полемика о «запретных темах» российской истории показала, что «сознание нашего церковных современников глубоко нецерковно», оно состоит из «набора политических и идеологических мифологем, заменивших евангельское благовестие».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/09/23/do...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010