К тому же в силу привычки к прежнему бюрократическому порядку, утвердившемуся в Русской Церкви в синодальный период, епископскую и первосвятительскую власть большинство епископата понимало не в соборном духе, а в канцелярском. И соответственно, архиерея, у которого в руках оказывалось фактическое управление церковными делами, многие воспринимали как полновластного начальника «церковного ведомства», который вправе распоряжаться в Церкви, как начальствующий чиновник в своем ведомстве, в том числе архиереями, – запрещать, увольнять, перемещать и так далее. Вступив в обязанности заместителя Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Сергий не собирался уступать власть никому, не только сомнительным, но и законным претендентам. Так, успешно разбив все претензии Григорианского совета 152 , он не позволил вступить в должность Местоблюстителя митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому), который был вторым кандидатом на местоблюстительство, названным в завещании Патриарха Тихона. Владыка Агафангел по своем возвращении из ссылки в апреле 1926 года оповестил Церковь о том, что он вступает в исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, но на это митрополит Сергий возразил, что обязанности Местоблюстителя уже приняты митрополитом Петром. Ярославское духовенство, с радостью встретившее своего архипастыря, разделилось в отношении решения вопроса о его местоблюстительстве. Большинство приходского духовенства и викарный архиепископ Варлаам (Ряшенцев) поддержали владыку Агафангела; другая часть духовенства, в том числе и архиепископы Иосиф (Петровых) и Серафим (Самойлович), напротив, стали горячо убеждать его отказаться от местоблюстительства; так же поступила целая группа украинских епископов, направившая к митрополиту своего посланника с письмом и просьбой оставить свое начинание. В мае 1926 года митрополит Агафангел поехал на личную встречу с митрополитом Сергием. Митрополит Сергий вновь отказался передать ему власть, ссылаясь на то, что получил свои полномочия от законного Местоблюстителя – митрополита Петра. После этого последовала переписка владыки Агафангела с митрополитом Сергием. Примечательно, что когда владыка Агафангел прислал митрополиту Сергию телеграмму: «Продолжайте управлять Церковью. Я воздержусь от всяких выступлений, распоряжение о поминовении митрополита Петра сделаю, так как предполагаю ради мира Церковного отказаться от местоблюстительства» 153 , – Сергий в тот же день предал митрополита Агафангела суду архиереев, ссылаясь на его нарушение канонов, угрожающих виновному лишением сана 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

У другу в у храмах панахиди за загиблими 2 травня 2016 р. 20:22 2 мая 2016 года по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела  во всех храмах  Одесской епархии состоялись заупокойные богослужения по жертвам трагических событий в Одессе  2 мая 2014 года. Ранним утром епископ Южненский Диодор  в сослужении благочинного Одесской епархии протоиерея Павла Полещука и помощника настоятеля Спасо-Преображенского Одесского кафедрального собора протоиерея Александра Маличенко совершил заупокойное богослужение на месте гибели 6 человек на улице Греческой и возложила цветы к месту трагедии. Затем епископ Диодор и священники направились в район Куликова поля, где 2 мая 2014 года погибло более сорока человек. Духовенство не смогло совершить заупокойное богослужение у места разыгравшейся здесь два года назад трагедии — у здания Дома профсоюзов, поскольку сотрудники правоохранительных органов ограничили туда доступ в связи с сообщениями о минировании здания. Через несколько часов, так и не получив разрешения на молитву у Дома профсоюзов, представители епархии совершили панихиду по погибшим в районе площади. В этот же день митрополит Одесский и Измаильский Агафангел совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Одесском соборе, за которой молился о упокоении всех погибших в трагедии. Днем митрополит Агафангел возглавил служение панихиды в Успенском Одесском мужском монастыре. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Диодор, ректор Одесской духовной семинарии архимандрит Серафим, городское духовенство и братия обители в священном сане. По окончании панихиды владыка обратился к верующим со словом. «Сегодня, во второй день Пасхи, мы собрались сегодня в этом соборе обители для того, чтобы вспомнить трагедию, которая совершилась в мирном городе Одессе 2 года назад. В результате трагедии по жестокосердию погибли жители нашего города, а множество людей было ранено. Совершилось то, о чем никогда не думали ни одесситы, ни другие граждане Украины», — отметил митрополит Агафангел.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4458954...

Дело пока не в нас, а в Московской Патриархии. Пусть они наведут порядок, и мы тогда с радостью будем с ними общаться. Это как в отношениях между государствами: если в каком-то государстве диктатура, законы не установлены, то многие другие государства не хотят с ним общаться. Мы желаем Московской Патриархии, чтобы она навела у себя порядок. Московским же православным христианам я желаю, чтобы они не были просто читателями информации. У нас есть зрители, читатели - а надо чтобы все стали личностями, чтобы стали не просто потребителями информации, а научились думать. Пора научиться думать, пора стать людьми и услышать голос своей совести! Преосвященный Агафангел (в миру Михаил Иванович Пашковский) родился 22 ноября 1956г. в Одессе (Украина). Монашество принял 31 августа 1991 с именем Агафангел в честь Исповедника святителя Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского. Рукоположен в сан священника 8 сентября 1991г. в Москве, в домовом храме свв. Новомучеников и Исповедников Российских. В 1992 добился передачи РПЦЗ храма свв. Николая и Ариадны (ныне св. прав. Иоанна Кронштадтского), а в 1999 - крестильного домика на Михайловской площади в Одессе. 27 марта 1994 года стал епископом Симферопольским; в 1996 году - Симферопольским и Крымским. Страна.ру Архиерейский Синод РПЦЗ заявил, что именем митрополита Виталия прикрываются раскольники 31.10.2001 28 октября от имени митрополита Виталия, увезенного в канадский скит в Мансонвилле, было распространено заявление, в котором отрицается решение Архиерейского Собора РПЦЗ об избрании Первоиерархом митрополита Лавра. В связи с этими событиями канцелярия Архиерейского Синода РПЦЗ 29 октября распространила официальное заявление. В нем сообщается: " В результате многолетних наблюдений, а также событий, предшествоваших Архиерейскому Собору, епископы Русской Православной Церкви Заграницей пришли к выводу, что личный секретарь митрополита Виталия, игнорируя его мнение, использует свое влияние на престарелого митрополита, которое равным образом губительно для него и опасно для всей Церкви " .

http://zavet.ru/news/news011027.htm

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет осуществил издание книги «Ради мира церковного», посвященной одному из самых значительных и авторитетных иерархов Русской Церкви – святителю Агафангелу (Преображенскому), почти сорокалетнее служение которого происходило в очень сложный период жизни Русской Православной Церкви.       Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет осуществил издание книги «Ради мира церковного», посвященной одному из самых значительных и авторитетных иерархов Русской Церкви – святителю Агафангелу (Преображенскому), почти сорокалетнее служение которого происходило в очень сложный период жизни Русской Православной Церкви.      Родился Владыка в середине XIX века в Тульской губернии, в семье сельского священника. Собранные материалы позволяют проследить его жизненный путь, начавшийся во Святой Руси, а закончившийся в богоборческом советском государстве.      Святитель Агафангел занимал Киренскую (викарную Иркутской епархии), Тобольскую, Рижскую, Виленскую и Ярославскую кафедры и на всех местах служения снискал всеобщее уважение, стал одним из самых почитаемых архиереев Русской Церкви. Общенародная любовь, окружавшая Владыку, была следствием высоких достоинств его личности и правления. Каждый поступок его свидетельствовал о благородстве души, ясном, прямом и мирном его душевном устроении. Независимо от того, насколько продолжительным было его пребывание на той или иной кафедре, оно неизменно было многоплодным.      Особенную признательность населения Прибалтийского края всех существовавших там вероисповеданий принесло ему христианское прощение и заступничество перед карательными отрядами за лиц, вовлеченных в смуту 1905 года по недомыслию.      Его архипастырская деятельность многократно удостоена была благодарностей и наград: он имел ордена св. Анны I степени, св. Князя Владимира III и II степени, св. Князя Александра Невского, две драгоценные панагии от Императора Николая II, бриллиантовый крест для ношения на клобуке и др. Владыка был почитаем Великим Князем Сергеем Александровичем и его супругой преподобномученицей Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной, сотрудничал с ними в попечении о Палестинском обществе.

http://pravmir.ru/svyatitel-agafangel-ra...

Поручается поименованным ниже лицам принять и передать Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу [Преображенскому], по приезде его в Москву, синодские дела при участии секретаря Нумерова, а по Московской епархии Преосвященному Иннокентию [Летяеву], епископу Клинскому, а до его прибытия Преосвященному Леониду [Скобееву], епископу Верненскому, при участии столоначальника Невского. Для ускорения моего переезда и помещения в патриаршем доме Высокопреосвященного Агафангела [Преображенского] прошу отпустить архимандрита Анемподиста [Алексеева]. Патриарх Тихон. 2 вариант: Поручается поименованным ниже лицам принять и передать Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу [Преображенскому], по приезде его в Москву, синодские дела при участии секретаря Нумерова, а по Московской епархии – Преосвященному Иннокентию [Летяеву], епископу Клинскому, а до его прибытия Преосвященному Леониду [Скобееву], епископу Верненскому, при участии столоначальника Невского. Для ускорения моего переезда и помещения в патриаршем доме Высокопреосвященного Агафангела [Преображенского] прощу отпустить архимандрита Анемподиста [Алексеева]. Патриарх Тихон. 3 вариант: Поручается поименованным лицам принять и передать Высокопреосвященному Агафангелу [Преображенскому] по приезде его в Москву, синодские дела, при участии секретаря Нумерова. 4 вариант: Вышепоименованным лицам принять и передать синодские и патриаршие дела Высокопреосвященному митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому], при участии секретаря Нумерова. 1.(1 вар.) Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1927. 1 2.(1 вар.) В кн. Левитин А. Шавров В. Очерки по Истории русской церковной смуты. Т.1 С.86–87 3.(2 вар.) Догматико-каноническая оценка тихоновщины. Краснодар, 1926 4.(3 вар.) Послание Святейшего Патриарха Тихона от 02(15). 07.1923 г 5.(4 вар.) Затворник А. Обновленцы по суду канонов... Уфа, 1927 даты. Письмо инициативной группы прогрессивного духовенства «Живая Церковь» заштатному епископу Антонину [Грановскому] с приглашением к возглавлению самочинного обновленческого Высшего Церковного Управления (ВЦУ)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Патриарх Тихон. 2 вариант: Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным для блага Церкви, поставить Вас, Ваше Высокопреосвященство, во главе церковного управления, впредь до созыва Собора. На это имеется согласие гражданской власти, а потому благоволите прибыть в Москву без промедления. Патриарх Тихон. 3(16) мая 1922 г. 3 вариант: Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Преосвященство временно, до созыва Собора, во главе церковного управления. На это имеется согласие гражданской власти. 1. (1 вар.) Левитин А. Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Т. С. 86 (Цит. по: Церковный вестник (Пермь). 1926. С. 3.) 2. (2 вар.) Архив составителя 3. (2 вар.) Введенский А. , протоиерей. Церковь и революция: УходПатриарха Тихона. Пг., 1922 4. (1 вар.) Послание митрополита Агафангела (Преображенского) от 05(18).06.1922 5. (3 вар.) Затворник А. Обновленцы... Уфа, 1927 (12.05).1922 Письмо Святейшего Патриарха Тихона протопресвитеру Московского большого Успенского собора Н. А. Любимову о состоявшейся временной передаче патриарших прав и обязанностей митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] 94 О. протопресвитеру Любимову. Достопочтимый о. протопресвитер! Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, Высокопреосвященнейшего Агафангела [Преображенского], митрополита Ярославского, на это имеется согласие гражданской власти и о сем сообщается мною Высокопреосвященнейшему Агафангелу. Прошу Вас учинить распоряжение о приёме и помещении его Высокопреосвященства на первое время в Донском монастыре. 1. Архив составителя 2. Братское предостережение чадам истинной Церкви Христовой. –В кн. Левитин А. Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Т. 1. С. 122–124 29.04 (12.05).1922 Послание Святейшего Патриарха Тихона на имя соединённого присутствия Патриаршего Священного Синода и Высшего Церковного Совета о временной передаче патриарших прав и обязанностей митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] 95

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Божиею милостью митрополит Ярославский. 5(18) апреля 1926 г. г. Пермь [Печать митрополита Ярославского] Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1927. 1 10. Сопроводительное письмо Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] его же посланию о вступлении в управление Российской Церковью к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию (и епархиальным архиереям) П. Р. Ц. Агафангел, митрополит Ярославский. Апреля 12(25) дня 1926 г. 10. Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь! Имея в настоящее время возможность осуществить возложенные на меня Святейшим Патриархом, ныне в Бозе почившим, обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола, я вступил в управление Православной Российской Церковью. Сообщая о сем Вашему Высокопреосвященству и препровождая один экземпляр моего послания к Архипастырям, пастырям и пасомым о моем вступлении в управление Церковью, покорнейше прошу Вас оповестить о сем вверенную Вам епархию, причём нуждаясь в особой милости и помощи Божией, усердно прошу Вас, Владыко, и всех верных чад нашей Православной Церкви молиться за меня Создателю всяческих и Промыслителю Богу, возглашая за богослужениями наше имя согласно существующим на сей предмет церковным правилам. С искренней преданностью и братской во Христе любовию имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугой. Митрополит Агафангел. Апреля 5(18) дня 1926 г. г. Пермь. 1. Жизнеописание Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: Рукопись 2. Елевферий [Богаявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж, 1933 Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] Письмо митрополита Кирилла [Смирнова] к митрополиту Сергию [Страгородскому] («Отзыв») от 10–12 ноября 1929 г. [н. ст. (?)] Письмо («Объяснение») Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского], привезённого этапом в Московское ГПУ заключённому Патриаршему Местоблюстителю, митрополиту Крутицкому Петру [Полянскому] по поводу своих административных действий в связи с раздорнической деятельностью «григорианских раскольников» и выступлением митрополита Агафангела [Преображенского]

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Я благодарю вас за этот чудесный подарок — драгоценный Патриарший посох. Всегда, принимая его в свою руку, буду вспоминать благочестивый народ юга святой Руси, жителей Одессы и всех, кто горячей верой и молитвой поддерживает огонь веры, не дает ему погаснуть, не дает никому даже попытаться его погасить». В память о состоявшемся торжестве и в знак благодарности за понесенные труды Святейший Патриарх Кирилл подарил митрополиту Агафангелу комплект из двух панагий и наперсного креста. «Пусть Господь хранит Вас на путях Вашей жизни, пусть всегда Вас окружают добрые и искренние помощники, которые вместе в Вами будут осуществлять то высокое служение, к которому Вас призвал Господь», — сказал Святейший Владыка. В дар новоосвященному собору Предстоятель Русской Православной Церкви передал образ Спасителя, пожелав: «Пусть Христос Спаситель ограждает каждого от зла, пусть Его образ хранится в наших сердцах и каждого человека делает сильным и непобедимым, утверждающим в мире Божию правду». «А каждому из вас, мои дорогие, — добавил Святейший Владыка, — я хотел бы передать этот маленький образочек Божией Матери «Касперовская» с моим Патриаршим благословением. Не могу на каждого из вас возложить руку, но каждый из вас в моем сердце. Пусть Покров Царицы Небесной пребывает над Одессой, над Украиной, над всей святой Русью, укрепляя в незыблемом стоянии в правде Божией наш благочестивый народ». Одесский Спасо-Преображенский кафедральный собор  (историческая справка) Пресс-служба Святейшего Патриарха/Служба коммуникации ОВЦС Патриархия.ru Патриарший визит на Украину. Великое освящение Спасо-Преображенского собора Одессы и Божественная литургия в новоосвященном храме. Патриарший визит на Украину. Великое освящение Спасо-Преображенского собора Одессы и Божественная литургия в новоосвященном храме. Патриарший визит на Украину. Великое освящение Спасо-Преображенского собора Одессы и Божественная литургия в новоосвященном храме. Патриарший визит на Украину. Великое освящение Спасо-Преображенского собора Одессы и Божественная литургия в новоосвященном храме.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

К 1930 г. началось возрождение Спасо-Преображенской пустыни. В начале XXI в. в монастыре подвизалось 140 сестер. См.: Свято-Троицкий Сергиев монастырь в гор. Риге//ПрибЦВед. 1902. 38. С. 1330–1331; История возникновения «Женского трудового общежития» при Свято-Троицком Сергиевом женском монастыре в городе Риге и деятельность общежития в течение 1915 года. Новгород, 1916; Демина Н., Евфросиния (Седова), ин. Рижский Троице-Сергиевженский монастырь//ЖМП. 2006. С. 38–53. Сестры Мансуровы – схиигуменьи Сергия (Мансурова Екатерина Борисовна, 1861–1926(7?)) и Анна (в монашестве Иоанна, Мансурова Наталья Борисовна, 1868–1935) – основательницы Свято-Троицкого Сергиева женского монастыря в Риге и Спасо-Преображенской пустыни под Митавой (совр. – Елгава), бывшиефрейлины Высочайшего двора. Дочери действительного статского советника, члена Государственного совета Б.П. Мансурова и М.Н. Мансуровой (урожд. кн. Долгорукой), известной благотворительницы, в 1887 г. приехали в Ригув связи с болезнью младшей дочери Натальи. После исцеления Натальи, в знак благодарности Богу, в 1891 г. сестры при участии родителей основалиприют для девочек и богадельню, вокруг которых постепенно образовалась Свято-Троице-Сергиева община. В сентябре 1894 г. приняли монашеский постриг (рясофор) с оставлением прежних имен, так и не получив согласия родителей. Монахиня Екатерина возглавила общину, а Наталья взяла на себя заботы по устроению Спасо-Преображенской пустыни под Митавой Курляндской губернии. 19.11.1901 г. сестры приняли мантийный постриг сновыми именами: старшая – Сергия в честь покровителя Рижской обители прп. Сергия Радонежского, а младшая – Иоанна, в честь покровителя Спасо-Преображенской пустыни прп. Иоанна Лествичника . С 31.12.1901 г. монахиня Сергия – настоятельница Свято-Троицкого Сергиева монастыря, преобразованногоиз общины. 10.02.1902 г. возведена в сан игуменьи епископом Рижским Агафангелом (Преображенским). Во время Первой мировой войны в монастыре был организован лазарет. В 1915 г. насельниц монастыря с приютом эвакуировали в Новгород в Мало-Кириллов монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин малого освящения Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Донецка 29 июля 2009 г. 20:57 29 июля в ходе визита в Донецкую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Донецка. Перед храмом Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали священнослужители Донецкой епархии, облаченные в красные пасхальные одеяния. Рядом стояли курсанты Донецкого военного лицея в парадной форме. Когда Святейший Патриарх приблизился к собору, тысячи верующих выпустили в небо зеленые воздушные шарики с изображением Патриаршего вензеля. В новоосвященном храме Святейший Владыка совершил молебен. Его Святейшеству сослужили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир , митрополит Одесский и Измаильский Агафангел , митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион , архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан , епископ Белгород-Днестровский Алексий , епископ Горловский и Славянский Митрофан , епископ Солнечногорский Сергий , епископ Макеевский Варнава и епископ Переяслав-Хмельницкий Александр . Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви со словами приветствия и преподнес ему Смоленскую икону Божией Матери «Одигитрия». Затем Его Святейшество обратился с Первосвятительским словом к народу, собравшемуся в храме и на площади перед собором. Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрел нижний храм Спасо-Преображенского собора. Здесь руководители завода «Донецксталь», на котором изготавливаются колокола, подарили Святейшему Владыке миниатюрную колокольню с маленькими колоколами. Донецкие реставраторы также преподнесли в дар Святейшему Патриарху Кириллу список Новодворской иконы Божией Матери, датируемый XIX веком. «Во время интронизации Вам был вручен посох святителя Московского Петра», — отметили дарители, подчеркнув, что Новодворский образ Пресвятой Богородицы, по преданию, был написан именно святителем Петром. В четверг 30 июля Святейший Патриарх Кирилл совершит Божественную литургию в Свято-Успенской Святогорской лавре и посетит кафедральный собор г. Горловки. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/706947.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010