6 января 2005 г.— состоялось освящения нижнего храма Одесского Спасо-Преображенского кафедрального собора в честь святителя Иннокентия , одесского чудотворца и торжественное богослужение. 21 июня 2010 г. — Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Предстоятель Русской православной церкви Кирилл в сослужении Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Высокопреосвященнейшего Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела освятил Верхний храм Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора. 3 июля 2011г. – в день празднования Собора Одесских святых, Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский совершил освящение престола правого придела возрожденного Спасо-Преображенского Одесского кафедрального собора в честь святителя Петра, митрополита Московского. 18 июля 2011 г. – в день обретения мощей святителя Иннокентия (Борисова) Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский совершил освящение левого придела в честь святителя Алексия, митрополита Московского/ Описание [ править править код ] При восстановлении Собора главным правилом было соблюдение всех параметров прежнего разрушенного храма, фундамент которого сохранился и служил главным ориентиром при строительстве. Также архитекторы и строители руководствовались фотографиями, сделанными после последнего обновления храма в 1903 году. В плане собор имеет вид вытянутого латинского креста, зданию присуща русская самобытность, но при этом его архитектура отражает и европейские мотивы в стиле ампир, мотивы греческого зодчества и русского классицизма. Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора Колокола для новой 77-метровой колокольни были доставлены в Одессу из Пиреи (Греция). Они отлиты из бронзы высокого качества с добавлением серебра одними из лучших мастеров мира. 13 малых и один большой колокол (самый большой на Украине) стали самым крупным и сложным заказом для греческих мастеров. Колокола уникальны, каждый из них соответствует определенной ноте, не обошлось и без высоких технологий – роль звонаря теперь выполняет компьютер, в который заложено 99 мелодий.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

1. Церковные Ведомости. 1926. 2. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж, 1933 3. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы Ответное письмо (из места заключения) Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] ...Митрополит Пётр в своей резолюции на письме митрополита Сергия аннулировал резолюцию об учреждении «Коллегии», санкционировал действия его, подписавшись под нею: «кающийся митрополит Пётр...» Местоблюститель 9(22) апреля в письменной форме ответил ему (митрополиту Сергию], что «он считает обязательным для себя оставаться Местоблюстителем, хотя бы был и не на свободе, а назначенный им Заместитель несёт свои обязанности до окончания его дела» 1. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж, 1933 2. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы 15(?)(28).04.1926. Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] в Пермь Архив составителя Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] Его Высокопреосвященству митрополиту Ярославскому Агафангелу. Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь и Отец! 15(28) апреля я отправил Вам в Пермь письмо, которое в главных чертах выявляет моё положение и моё отношение к вопросу о местоблюстительстве. К сожалению, это письмо не могло уже застать Вас в Перми. Вчера же я получил Ваше письмо с приложением Вашего послания, в котором объявляется, что вы уже вступили в должность Местоблюстителя. Между тем митрополит Пётр [Полянский] письмом от 9(22) апреля (мне разрешили с ним в Москве обменяться письмами по поводу Вашего послания) совершенно определенно заявил мне, что он считает обязательным для себя оставаться Местоблюстителем, хотя бы был и не на свободе, а «назначенный им Заместитель несёт свои обязанности до окончания дела» митрополита Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

На самом деле юбилейный собор 2000 г. канонизировал многих «непоминающих», признав противников Сергия неотъемлемой частью церкви. Этот шаг явился деянием примирения, хотя бы и потому, что многие представители этого течения были уже канонизированы на местном уровне. Некоторые примеры Митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов) был первым из трёх кандидатов, указанных Тихоном в качестве его преемников в сане местоблюстителя патриаршего престола. Однако по смерти патриарха он не мог вступить в должность, поскольку уже находился в заключении. Когда в конце 1926 г. русские архиереи попытались избрать нового патриарха путём тайного опроса (эта попытка была раскрыта и пресечена советскими властями), именно Кирилл набрал большее число положительных отзывов. Влиятельный священнослужитель отмежевался от заявления митрополита Сергия, и тот отрешил его от управления Казанской епархией. Он не подчинился решению заместителя местоблюстителя и остался на своём месте до конца жизни. Кирилл перенёс множество арестов и высылок, закончившихся в 1937 г. смертным приговором и расстрелом в Лисьем Овраге в Казахстане. Юбилейный собор канонизировал его как мученика 1935 . Случай митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела (Преображенского) иной. В момент ареста Тихона в мае 1922 г. он был определён патриархом к управлению церковью, однако не смог приступить к этой обязанности, так как ГПУ, политическая полиция, запретило ему покинуть Ярославль и отправиться в Москву. То же произошло, когда Тихон избрал его вторым кандидатом из трёх своих преемников: Агафангел находился тогда в ссылке в Сибири, и обязанности местоблюстителя патриаршего престола были возложены на третьего кандидата, митрополита Крутицкого Петра. Вернувшись из ссылки, Агафангел ненадолго встал во главе поддержанной ГПУ группы духовенства, стремившейся ослабить власть митрополита Сергия, тем временем заступившего место также арестованного Петра. Почин Агафангела принять должность местоблюстителя патриаршего престола вместо Сергия не нашёл поддержки русского архиерейства, что заставило митрополита отступиться от своих притязаний. После заявления Сергия Агафангел в феврале 1928 г. установил административную независимость своей епархии, и через несколько месяцев, в октябре умер. При этом Агафангел объявил, что не желает отделяться от Сергия, но только отказался выполнять его распоряжения в своей епархии 1936 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священноисповедник митрополит Агафангел (Преображенский): вне партии и вне политики Красницкий произнес дежурные фразы о том, что Церковь пошла неверным ‘контрреволюционным’ путем и предложил владыке подписать воззвание ‘инициативной группы’ духовенства, в котором высшей властью в Церкви признавалось обновленческое ВЦУ. ‘Церковь должна держаться вне партии и вне политики’, — возразил митрополит. 16 октября, 2012 Красницкий произнес дежурные фразы о том, что Церковь пошла неверным ‘контрреволюционным’ путем и предложил владыке подписать воззвание ‘инициативной группы’ духовенства, в котором высшей властью в Церкви признавалось обновленческое ВЦУ. ‘Церковь должна держаться вне партии и вне политики’, — возразил митрополит. 16 октября (3 октября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священноисповедника митрополита Агафангела (Преображенского). Непреклонность в вопросах истины и способность к компромиссам «ради мира церковного» всегда были отличительными чертами владыки. «Прислать на Агафангела весь компрометирующий материал» В 1922 году за «контрреволюционную агитацию» (а, в первую очередь, — за сопротивление обновленчеству) был арестован Святейший Патриарх Тихон. Еще в феврале 1918 года, по указанию Поместного Собора, Патриарх указал трех кандидатов на пост Местоблюстителя патриаршего престола в случае своей невозможности оставаться во главе церковного управления. Первым был указан митрополит Кирилл (Смирнов), вторым — митрополит Агафангел (Преображенский), третьим — митрополит Петр (Полянский) . Митрополит Агафангел Преображенский. Фото: ruguard.ru И вот, в мае 1922 года, находясь под судом, Тихон вызвал в Москву митрополита Агафангела и поручил ему временно — до созыва Собора — осуществлять обязанности Патриарха (указанный в списке первым митрополит Кирилл (Смирнов) находился в ссылке и приступить к руководству Церковью также не мог). Однако власти не позволили митрополиту Агафангелу выехать из Ярославля. В то же время, обновленческие «священники» во главе с Владимиром Красницким, с санкции ГПУ, попытались во время ареста Патриарха осуществить переворот в церковном управлении. Они стали склонять митрополита Агафангела к отказу от своих полномочий в пользу собственного самочинного ВЦУ («Высшее церковное управление»).

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

Митрополит Агафангел. 1. Жизнеописание Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: Рукопись 2. Люперсольский H., протоиерей. Митрополит Сергий – законный, каноничный Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Вятка, 1928 Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] на имя управляющего Московской епархией, епископа Серпуховского Алексия [Готовцева] по вопросу о выяснении мер канонического прещения по отношению к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] в связи с притязаниями последнего на местоблюстительство Преосвященному Управляющему Московской епархией. 5(18) апреля с. г. митрополит Ярославский Агафангел выпустил в Перми послание, в котором неожиданно для всех объявил себя Патриаршим Местоблюстителем и о том, что он вступил в управление Российской Церковью. Неожиданность такого выступления могла равняться разве только с неосновательностью притязаний автора послания. Он уверенно говорит, что по определению Собора 1917–1918 гг., в случае кончины Патриарха в обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола вступает старейший иерарх. Между тем такого определения Собора совершенно нет. Но с не меньшей уверенностью он указывает и на грамоту Святейшего Патриарха от 3 мая 1922 г. [ст. ст.], которой он назначен Заместителем Святейшего (при его жизни, а не Местоблюстителем по смерти). Но грамота эта потеряла силу свою ещё в момент возвращения Святейшего к управлению в 1923 г., как об этом ясно говорит послание Святейшего от 15 июля 1923 г, [ст. ст.]. Наконец, митрополит Агафангел в послании своём глухо ссылается на завещание Святейшего от 25 декабря 1924 г. (7 января 1925 г.), якобы назначающее его Местоблюстителем, но потому и не приводит подлинного текста завещания, что оно говорит против его притязаний; может занять эту должность только тогда, когда она окажется свободной. Но будучи вполне неосновательным по существу, выступление митрополита Агафангела является канонически беззаконным и формально. Каковы бы ни были права митрополита Агафангела на местоблюстительство, у нас уже есть законный и всеми признанный Местоблюститель митрополит Пётр.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

У третю в звершено за загиблими 2 травня 2017 р. 17:18 2 мая 2017 года, в годовщину трагических событий в Одессе 2 мая 2014 года, по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела епископ Южненский Диодор совершил заупокойные богослужения по жертвам трагедии . В сослужении благочинного Одесской епархии протоиерея Павла Полищука и помощника настоятеля Спасо-Преображенского Одесского кафедрального собора протоиерея Александра Маличенко епископ Диодор совершил сначала заупокойное богослужение на месте гибели первых жертв майской трагедии в районе Преображенской улицы в центре Одессы. Затем епископ Диодор и духовенство прибыли в район Куликова поля, где 2 мая 2014 года погибли несколько десятков человек. Здесь также было совершено заупокойное богослужение и возложены цветы. В тот же день митрополит Одесский Агафангел совершил акафистное пение перед чудотворной иконой Божией Матери «Млекопитательница», затем заупокойное богослужение в соборе в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Успенского Одесского мужского монастыря в сослужении епископа Овидиопольского Аркадия , епископа Южненского Диодора и епископа Арцизского Виктора , ректора Одесской духовной семинарии архимандрита Серафима, а также городского духовенства и братии обители в священном сане. Перед началом панихиды владыка Агафангел обратился к собравшимся с архипастырским словом. «Сегодня в день траурной годовщины, когда три года назад в нашем городе произошла страшная трагедия, унесшая десятки жизней ни в чем не повинных одесситов, мы пришли под своды этого собора, чтобы вознести молитвы о всех невинно убиенных. Их пролитая кровь вопиет к Богу. Злая человеческая воля совершила это страшное преступление. Сыновья Каина и потомки Хама пролили кровь неповиннную, убив десятки мирных жителей», — сказал митрополит Агафангел. «Мы скорбим вместе с родственниками и близкими погибших. И все это время в наших храмах возносилась молитва о погибших 2 мая 2014 года в Одессе», — добавил правящий архиерей Одесской епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4884070...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (Трофимов Ефим; 1868, Новгородская губ.- 2.11.1918, Олонец), архим. Из крестьянской семьи. Обучался в сельской школе, служил в армии низшим чином. 24 июня 1894 г. поступил в Александров Свирский в честь Святой Троицы мужской монастырь в начале настоятельства архим. Агафангела (Амосова), постриженика Спасо-Преображенского Валаамского муж. мон-ря , к-рый собрал и воспитал новый состав братии. 12 марта 1896 г. определен послушником, проходил послушания привратника, помощника рухольного (хранителя одежды), зав. рухольной. 1 апр. 1897 г. назначен на должность письмоводителя. 6 авг. того же года пострижен в монашество с именем Евгений. 24 дек. 1897 г. рукоположен во диакона, 16 янв. 1900 г.- во иерея. Одновременно с 21 мая 1901 г. исполнял должность казначея и с 10 сент.- ризничего мон-ря, с 11 янв. 1903 г. также занимал должность благочинного мон-ря. 29 сент. 1904 г. назначен управляющим Корнилиевым Палеостровским в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рем , однако по просьбе настоятеля архим. Агафангела назначение было отменено. Е. остался на прежних должностях письмоводителя (до 1905), казначея и благочинного Александрова Свирского монастыря. 31 дек. 1909 г. после смерти архим. Агафангела избран братией новым настоятелем. Утвержден указом от 11-22 марта 1910 г. с возведением в сан игумена. 13 мая 1912 г. возведен в сан архимандрита. Участвовал в деятельности Карельского братства вмч. Георгия Победоносца. 2 июня 1913 г. на общем собрании братства, состоявшемся в Александровом Свирском мон-ре под председательством Финляндского и Выборгского еп. Сергия (Страгородского , впосл. Патриарх Московский и всея Руси), награжден знаком братства 1-й степени. Успешно развивал в монастыре валаамские традиции, утвержденные его предшественником. Оказывал помощь неимущим богомольцам. Состоял зав. церковноприходской школой для воспитывавшихся в мон-ре мальчиков и был ее попечителем. В 1915 г. открыл при мон-ре санаторий для больных и раненых солдат. В 1917 г. в связи с опасностью захвата Петрограда нем. войсками организовал эвакуацию церковных ценностей из петроградского Александрова Свирского подворья в монастырь, где они были замурованы в тайнике.

http://pravenc.ru/text/186991.html

Вначале от него потребовали подписку о невыезде из Москвы без разрешения ГПУ. К дому патриарха была приставлена вооруженная охрана. Отныне в подворье допускался узкий круг лиц, обслуживавших патриарха. По инициативе ГПУ, стремящегося полностью отстранить Тихона от церковных дел, 12 мая к нему допускается делегация обновленческого духовенства во главе с петроградским протоиереем Александром Введенским . Ей удается «вырвать» у патриарха письмо на имя председателя ВЦИКа М. И. Калинина, в котором патриарх сообщал, что «почитает полезным» для блага церкви поставить временно, до Собора, во главе церковного управления либо митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского), либо митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) 90 . Но ни тот ни другой выехать в Москву не могли. Параллельно в Петрограде разворачивался аналогичный процесс над духовенством. Выезду же митрополита Агафангела всячески противодействовали местные органы ГПУ. Таким образом, высшая церковная власть оказалась «бесхозной»: глава церкви под арестом, члены Священного синода и Высшего церковного управления – кто за рубежом, кто в ссылке, кто за пределами Москвы, кто в тюрьме… Моментом вакуума церковной власти воспользовались лидеры нарождающегося обновленческого движения. 18 мая они вновь явились в Троицкое подворье с целью «уговорить» Тихона временно передать им – до прояснения ситуации и приезда митрополита Агафангела – дело церковного управления. До сих пор остаются непроясненными мотивы, которыми руководствовался патриарх, когда давал письменное согласие незваным посетителям «принять и передать высокопреосвященнейшему митрополиту Агафангелу, по приезде в Москву, синодские дела» через посредство бывшего на тот момент в Москве епископа Вернинского Леонида (Скобеева). Резолюцию патриарха обновленцы расценили или, во всяком случае, представляли всем и вся как официальный акт передачи им церковной власти. Тотчас же они приступили к задуманным церковным преобразованиям, в которых теперь уже не было места патриарху Тихону.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Одесса встречает великомученика Пантелеимона Одесса, 6 февраля 2017 г. 2 февраля 2017 года для поклонения верующих в Одессу со Святой Горы Афон была принесена честная глава святого великомученика и целителя Пантелеимона. В Спасо-Преображенском кафедральном соборе святыню встречали тысячи верующих со всей страны во главе с митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом.      Владыка Агафангел совершил молебен великомученику Пантелеимону. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Овидиопольский Аркадий, викарий Восточно-Американской епархии епископ Манхэттенский Николай, епископ Южненский Диодор, епископ Арцизский Виктор, ректор Одесской духовной семинарии епископ Болградский Сергий, более ста священнослужителей Одесской епархии. По окончании богослужения митрополит Агафангел обратился к верующим с архипастырским словом. «Благодарим Господа нашего Иисуса Христа за то, что Он дал нам эту радость, благословив начало этого года. Подготовка к такому знаменательному дню началась несколько месяцев назад. Для этого мы получили благословение Вселенского Патриарха Варфоломея, а также духовного собора обители. Благодаря греческим благодетелям и при поддержке Одесского городского головы мощи святого Пантелеимона были благополучно доставлены в Спасо-Преображенский собор в сопровождении братии обители во главе с архимандритом Парфением. Теперь святыня будет пребывать здесь, в духовном сердце города, и каждый сможет приложиться к мощам», — сказал, в частности архиерей.      «Святой великомученик Пантелеимон в своей жизни прошел великие испытания. Он был врачом, исцеляя всех бескорыстно и преподавая утешение тем, кто долго мучился от недугов. Он тяжко пострадал за веру, и Господь увенчал его венцом великомученика. Но оставив мир, святой помнит о тех, кто обращается к нему за помощью, — продолжил владыка Агафангел. — На протяжении многих веков святой Пантелеимон является покровителем врачей, а верующие люди прибегают с молитвой к нему, чтобы получить исцеление от болезней, которые не подвластны уврачеванию людскими силами. Потому сегодня мы становимся свидетелями того, как множество людей, почитая святого целителя, прибыли сюда, чтобы перед мощами помолиться, испросить помощи и исцеления. Помолиться за своих родственников, друзей и товарищей, а также о нашей многострадальной стране, ибо она, как никогда, нуждается в мире, потому что на востоке Украины проливается кровь, идет братоубийственная война, и народ наш устал от тяжести таких испытаний. Но мы верим, что принесение этой святыни успокоит сердца людей, поспособствует сохранению мира в нашей Украине».

http://pravoslavie.ru/100789.html

Но не просьбы властям отлученного от Церкви священника, не распоряжения наркома юстиции и даже не распоряжение местного ГПУ послужили причиной преследования митрополита Агафангела. Начиналось новое гонение на Православную Церковь. Открывались суды по делу об изъятии церковных ценностей в Иваново-Вознесенске и в Москве. 9 мая власти объявили Патриарху Тихону, что он привлекается к судебной ответственности в качестве обвиняемого по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. 12 мая 1922 года Патриарх направил председателю ВЦИК письмо: «Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе Церковного Управления или Ярославского митрополита Агафангела (Преображенского), или Петроградского Вениамина (Казанского)». После этого обновленцы попытались узаконить свое церковное управление, добиваясь признания его митрополитами Агафангелом и Вениамином. С этого времени дальнейшая участь митрополитов оказалась в зависимости от их отношения к обновленцам. И потому, едва успев взять у Патриарха Тихона документ о передаче власти митрополиту Агафангелу, глава живоцерковников Владимир Красницкий поспешил в Ярославль к митрополиту. Владыку Агафангела он нашел в Толгском монастыре. Красницкий предъявил документ от 3 (16) мая о передаче церковного управления митрополиту Агафангелу. По прочтении митрополитом документа Красницкий приступил к изложению цели своего визита. Он кратко объяснил, что управление Церковью идет по неправильному пути, что это путь контрреволюции. И его надо изменить. Кое-что в этом направлении уже сейчас делается. Например, в центральных газетах опубликовано воззвание группы священнослужителей. –  Церковь должна держаться вне партии и вне политики, – возразил митрополит. –  Я с вами совершенно согласен, – подхватил Красницкий. – А не могли бы вы эту свою точку зрения изложить письменно? Эта грубая ретивость Красницкого неприятно поразила владыку и он поспешил отклонить предложение.

http://fond.ru/kalendar/981/agafangel/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010