В Ярославской митрополии молитвенно почтили память новомучеников и исповедников Ярославских 17 октября 2018 г. 11:14 16 октября 2018 года, в день памяти святителя Агафангела, митрополита Ярославского, и новомучеников и исповедников Ярославских, митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон  возглавил Божественную литургию в Казанском женском монастыре г. Ярославля, где пребывают мощи святителя. Его Высокопреосвященству сослужили представители духовенства Ярославской епархии . За богослужением молились настоятельница Введенского Толгского женского монастыря игумения Варвара (Третьяк), сестры Казанского женского монастыря, воспитанники Ярославской духовной семинарии и учащиеся епархиальной классической гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова). Богослужебные песнопения исполнил хор регентского отделения при Яросла духовной семинарии. Святитель Агафангел (Преображенский) родился в 1854 году в селе Мочилы Тульской губернии в семье священника. Духовное образование получил в Венёвском духовном училище и Тульской духовной семинарии. Был назначен на Тобольскую кафедру, затем переведен на Рижскую, далее на Литовскую. В 1913 году архиепископ Литовский и Виленский Агафангел был назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру и вскоре возведен в сан митрополита. С 1918 года он являлся членом Высшего Церковного Управления и Священного Синода при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Тихоне. В 1922 году находившийся в заточении Святейший Патриарх Тихон передал митрополиту Агафангелу грамоту на право замещения Первосвятительского престола. После выхода «Меморандума трех», в котором обновленцы претендовали на церковное управление, митрополит Агафангел выпустил послание о своем вступлении во временное управление Русской Православной Церковью, призывавшее верующих хранить в чистоте устои Церкви. За сопротивление обновленцам святитель был арестован и отправлен в ссылку на три года в Томскую губернию. В своем завещании от 25 декабря 1925 года Святейший Патриарх Тихон назвал митрополита Агафангела вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего престола. Вернувшись из ссылки в Ярославскую епархию, митрополит отошел ко Господу в 1928 году. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви святитель Агафангел был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Ярославская епархия /Патриархия.ru     Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Митр. Сергий – Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, учитывая незаконные притязания митр.Агафангела на местоблюстительство, предупредил его об опасном шаге, предпринятом им и, опираясь на собор более 25 православных епископов, предупредил его, что если он (митр. Агафангел) не откажется от своих притязаний и не даст распоряжения по епархии о поминовении Патриаршего Местоблюстителя Петра, то он, митр. Сергий, вынужден будет предать его суду епископов и устранить от управления епархией. Тогда митр.Агафангел II/24 мая телеграммой ответил митр. Сергию: «Продолжайте управлять Церковью. Я воздержусь от всяких выступлений. Распоряжение о поминовении Митрополита сделаю, т.к. предполагаю ради мира церковного отказаться от местоблюстительства»· Однако, получив 18/31 мая письмо от митр. Петра, в котором последний просил его принять на себя обязанности Патриаршего Местоблюстителя, он I июня принял канцелярию, уведомил об этом и митр. Сергия, но 8 июня митр. Агафангел и по состоянию своего здоровья и ради церковного мира решительно отказался от Местоблюстительства о чем поставил в известность митрополита Петра и митрополита Сергия.Расхождение во взглядах между митр.Агафангелом и митр. Сергием проявилось в резкой форме после издания последним декларации от 16/29.VII.1927 г., в которой Ярославская группа духовенства усмотрела отступление от канонов Православной Церкви. В этом с митр.Агафангелом были согласны три его викария – архп.Угличский Серафим (Самойлович), архп.б.Пермский Варлаам (Ряшенцев) , временно управлявший Любимским викариатством и еп.Ростовский Евгений (Кобранов), а также временно проживавший в Ростове митр. Иосиф (Петровых) . Они совместно составили и отправили митр. Сергию «акт отхода» – послание от 24.I (6.II.).1928 года. Перечислив в нем все причины, по которым они считали «небезопасным» для себя и своей паствы дальнейшее пребывание в административном подчинении митрополиту Сергию, они заявили: «Отныне отделяемся от Вас и отказываемся признавать за Вами и Вашим Синодом право на высшее управление Церковью».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Беседа с митрополитом Агафангелом происходила в присутствии архиепископа Варлаама и установила, что митрополит Агафангел [Преображенский] вполне разделяет все то, что уже высказать успел архиепископ Варлаам, что он признает власть Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Сергия, митрополита Нижегородского, и подчиняется ей, но некоторые распоряжения «по своему разумению» считает неканоничными, хотя, как оговорился митрополит Агафангел, он, при незнании всех тонкостей церковных канонов, мог и ошибаться, В частности, митрополита Агафангела смущает возношение имени Заместителя Патриаршего Местоблюстителя за богослужением и большое количество запрещений в священнослужении архиереев, так редко или почти не встречавшееся на Руси. В обоих случаях исчерпывающие разъяснения митрополиту Агафангелу дал архиепископ Рязанский Иувеналий [Масловский]. Выяснилось и то, что митрополит Агафангел и архиепископ Варлаам отмежевались от бывшего Ленинградского митрополита Иосифа [Петровых] и «осуждают» линию его поведения. Вся беседа вкратце зафиксирована в шести пунктах: 1 . Мы до сих пор не прерывали и не прерываем нашего молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием. 2 . Никакого раскола мы не желаем учинить и не учиняем. 3 . Никаких новшеств в церковной жизни нашей епархии не вводили и не вводим. 4 . Принципиально власть Вашу, как Заместителя, не отрицаем. 5 . Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие церковные каноны , в силу создавшихся обстоятельств на месте исполнять не могли и не можем. 6 . Всех обращающихся к нам иноепархиальных епископов, клириков и мирян с просьбой возглавить их и принять в молитвенное и каноническое общение мы не отторгали и не отторгаем от единства церковного, а, внося мир, направляли их непременно к Вашему Высокопреосвященству и Синоду, предварительно, насколько возможно, успокоив их смущённую религиозную совесть 206 . Беседа протоиерея Воробьёва с митрополитом Агафангелом установила, что митрополит Агафангел, после окончательного и решительного выяснения прав и полномочий митрополита Сергия как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя как первого епископа единства с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя не порывал и не порывает, что ярославские епископы никогда не думали чинить раскола и что они по местным условиям не могли провести в жизнь последних распоряжений Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Сергия, митрополита Нижегородского, и Патриаршего Священного Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

На самом деле юбилейный собор 2000 г. канонизировал многих «непоминающих», признав противников Сергия неотъемлемой частью церкви. Этот шаг явился деянием примирения, хотя бы и потому, что многие представители этого течения были уже канонизированы на местном уровне. Некоторые примеры Митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов) был первым из трёх кандидатов, указанных Тихоном в качестве его преемников в сане местоблюстителя патриаршего престола. Однако по смерти патриарха он не мог вступить в должность, поскольку уже находился в заключении. Когда в конце 1926 г. русские архиереи попытались избрать нового патриарха путём тайного опроса (эта попытка была раскрыта и пресечена советскими властями), именно Кирилл набрал большее число положительных отзывов. Влиятельный священнослужитель отмежевался от заявления митрополита Сергия, и тот отрешил его от управления Казанской епархией. Он не подчинился решению заместителя местоблюстителя и остался на своём месте до конца жизни. Кирилл перенёс множество арестов и высылок, закончившихся в 1937 г. смертным приговором и расстрелом в Лисьем Овраге в Казахстане. Юбилейный собор канонизировал его как мученика 1935 . Случай митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела (Преображенского) иной. В момент ареста Тихона в мае 1922 г. он был определён патриархом к управлению церковью, однако не смог приступить к этой обязанности, так как ГПУ, политическая полиция, запретило ему покинуть Ярославль и отправиться в Москву. То же произошло, когда Тихон избрал его вторым кандидатом из трёх своих преемников: Агафангел находился тогда в ссылке в Сибири, и обязанности местоблюстителя патриаршего престола были возложены на третьего кандидата, митрополита Крутицкого Петра. Вернувшись из ссылки, Агафангел ненадолго встал во главе поддержанной ГПУ группы духовенства, стремившейся ослабить власть митрополита Сергия, тем временем заступившего место также арестованного Петра. Почин Агафангела принять должность местоблюстителя патриаршего престола вместо Сергия не нашёл поддержки русского архиерейства, что заставило митрополита отступиться от своих притязаний. После заявления Сергия Агафангел в феврале 1928 г. установил административную независимость своей епархии, и через несколько месяцев, в октябре умер. При этом Агафангел объявил, что не желает отделяться от Сергия, но только отказался выполнять его распоряжения в своей епархии 1936 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Они остаются в подчинении Патриаршего Местоблюстителя Митр. Петра Крутицкого, – говорилось в послании, – и сохраняют молитвенное общение с ним, а через него и со всеми Восточными Православными Церквами, но будут управлять своей епархией самостоятельно. При этом было решено, что «Ярославская церковная область» «для сохранения мира» не будет принимать в общение с собой никого из других епархий. Оказавшись перед опасностью нового раскола, тем более серьезного, что имя митрополита Агафангела было известно далеко за пределами Ярославской епархии, митр. Сергий созвал внеочередную сессию Временного Патриаршего Синода, на которой было решено послать для увещания в Ярославль митрополита Тверского Серафима (Александрова) с письмом митрополита Сергия 28/I(10.II).1928 года. Митр. Сергий умолял «потерпеть еще немного нашим немощам, пока не выяснится с определенностью, куда мы хотим вести церковный корабль». «Мы с Вами подошли уже к той черте, – писал он, – когда остается только одно: дать добрый ответ на судилище Христовом. Во имя этого нашего общего упования и во имя блага Св.Церкви прошу Вас и молю, не разрывайте общения с нами, не переходите на сторону наших врагов...» Неизвестно, ответил ли митр. Агафангел на это письмо. Он почувствовал себя больным и, по-видимому, решил пока отделаться молчанием. Между тем распространился слух, что митр. Иосиф, уже возглавивший Ленинградский раскол, стремится к объединению и с Ярославской оппозицией и, что, будто бы, митр. Агафангел и его викарии дали на это свое согласие. Вновь созванная внеочередная сессия Св.Синода 14–27.III.1928 года издала постановление о лишении кафедр и запрещении в священнослужении, кроме Иосифлянских епископов, и всех трех викариев Ярославской епархии. Митрополита Агафангела постановление Синода не коснулось, значит, и члены Синода считали его лишь вовлеченным в смуту, а не организатором ее. К нему снова был послан для переговоров, на этот раз архиепископ Вятский Павел. В разговоре с ним и в ответном письме митр. Агафангел категорически отрицает обвинения в расколе и в намерении объединиться с иосифлянами и выражает согласие пересмотреть прежнее решение со своими викариями, но уже без митр. Иосифа. При этом настаивает, что отделились они «не по разномыслию в вере, тайнодействии и молитве, а только в порядке административного управления».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Все случившееся Александр Лаврентьевич принял как волю Божию. Спустя два месяца после смерти жены, уже в марте 1885 года 31-летний вдовец принял монашество. Епископ Рязанский и Зарайский Феоктист постриг его в мантию под именем Агафангел и рукоположил в сан иеромонаха. От Сибири до Прибалтики Далее были годы службы в Сибири — работа в Томской духовной семинарии, затем в Иркутской. Уже через 4 года после пострижения в монахив возрасте всего 35 лет он был архиереем: сперва, в 1889-м, был назначен епископом Киренским, викарием Иркутской епархии, затем, в 1893-м, получил самостоятельную кафедру в Тобольске. «Здесь ему пришлось трудиться не только как епархиальному архиерею, но и как миссионеру. Каждый год он предпринимал дальние и долгие путешествия по самым отдаленным уголкам епархии, не предполагая тогда, что через тридцать лет ему снова придется пройти по этим местам, но уже в качестве узника», — рассказывает игумен Дамаскин (Орловский). Потом была служба на западе империи, в Прибалтике — 13 лет (1897–1910) в Рижской и Митавской епархии, затем 3 года в Литовской и Виленской. Здесь владыка приобрел славу «либерального» архиерея. В 1905, будучи епископом Рижским, он созвал Епархиальный собор, на котором были приняты постановления о преобразованиях в церковной жизни: о допуске мирян к избранию клириков, об изменениях и сокращениях богослужения в латышских и эстонских приходах. В 1913 году архиепископ Агафангел получил назначение в Ярославль, а в апреле 1917 года был возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского. Когда при новоизбранном патриархе Тихоне был образован Священный Синод, митрополит Агафангел был избран в его постоянные члены. Жалоба Ленину В период пребывания на ярославской кафедре, совпавший с Мировой войной, взгляды владыки претерпели существенные изменения. Митрополит Агафангелстал более консервативным, присоединился к монархическому движению. Он сблизился с семьей председателя ярославского отдела Союза русского народа И. Н. Кацаурова, стал помогать армии, организуя госпитали и направляя на фронт священников.

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

1. Церковные Ведомости. 1926. 2. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж, 1933 3. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы Ответное письмо (из места заключения) Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] ...Митрополит Пётр в своей резолюции на письме митрополита Сергия аннулировал резолюцию об учреждении «Коллегии», санкционировал действия его, подписавшись под нею: «кающийся митрополит Пётр...» Местоблюститель 9(22) апреля в письменной форме ответил ему (митрополиту Сергию], что «он считает обязательным для себя оставаться Местоблюстителем, хотя бы был и не на свободе, а назначенный им Заместитель несёт свои обязанности до окончания его дела» 1. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж, 1933 2. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы 15(?)(28).04.1926. Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] в Пермь Архив составителя Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] Его Высокопреосвященству митрополиту Ярославскому Агафангелу. Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь и Отец! 15(28) апреля я отправил Вам в Пермь письмо, которое в главных чертах выявляет моё положение и моё отношение к вопросу о местоблюстительстве. К сожалению, это письмо не могло уже застать Вас в Перми. Вчера же я получил Ваше письмо с приложением Вашего послания, в котором объявляется, что вы уже вступили в должность Местоблюстителя. Между тем митрополит Пётр [Полянский] письмом от 9(22) апреля (мне разрешили с ним в Москве обменяться письмами по поводу Вашего послания) совершенно определенно заявил мне, что он считает обязательным для себя оставаться Местоблюстителем, хотя бы был и не на свободе, а «назначенный им Заместитель несёт свои обязанности до окончания дела» митрополита Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

За период пребывания митрополита Агафангела на Одесской кафедре открыты: Пантелеимоновский, Илиинский, Иверский, Константино-Еленинский, Николаевский мужские монастыри, а также Архангело-Михайловский и Спасо-Преображенский женские монастыри. В епархии открыто более 300 храмов, построено около 20 новых храмов в Одессе и Одесской области и строятся новые храмовые сооружения. Одесской епархии возвращено трехэтажное здание Андреевского Афонского подворья в Одессе, восстановлены все ранее разрушенные колокольни на городских храмах, восстановлен Спасо-Преображенский кафедральный собор. В 1995-97 гг. по представлению митрополита Агафангела решением Синода УПЦ причислены к лику святых преподобный Кукша Одесский, преподобный Гавриил Афонский, праведный Иона Одесский, архиепископ Иннокентий Херсонский (Борисов), священномученик Анатолий Одесский (Грисюк). Митрополит Агафангел — почетный гражданин гг. Гринвилль (Миссисипи) и Батон Руж (Луизиана), США. В июне 2004 г. на сессии Одесского городского совета избран почетным гражданином г. Одессы. С 2001 г. в составе делегации Русской Православной Церкви, по благословению Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего митрополита Владимира , представлял Украинскую Православную Церковь на переговорах с представителями Константинопольской Православной Церкви по уврачеванию церковных расколов и нестроений на Украине. Участник двух международных церковных конференций, посвященных 2000-летию Рождества Христова, проходивших в 1997 и 1998 гг. в Симферополе и Почаевской лавре . Под патронатом митрополита Агафангела 20-23 января 1999 г. в Одессе проходила международная конференция Фонда единства православных народов «Православие и угроза системного кризиса мирового постиндустриального общества, глобальной экономики и государственных институтов власти». Большое внимание митрополит Агафангел уделяет подготовке кадров священнослужителей для Украинской Православной Церкви, религиозному образованию мирян и духовно-нравственному воспитанию юного поколения. Все масштабнее становится благотворительная деятельность Одесской епархии. Одесская духовная семинария, монастыри и приходы опекают детей-сирот, стариков, инвалидов, бездомных. Совместно с государственными больничными учреждениями в Киевском и Приморском районах г. Одессы созданы отделения милосердия, устроены приюты. Имеются хорошие контакты с военнослужащими. Духовенство митрополии, насельники монастырей и преподаватели семинарии присутствуют при принятии присяг в войсковых частях, посещают тюрьмы и больницы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245124...

Святитель Агафангел. Часть 1 Святителю-исповеднику Агафангелу (Преображенскому), выдающемуся иерарху Русской Православной Церкви ХХ века, имевшему безупречный духовно-нравственный авторитет почти 40-летним архипастырским правлением и исповедническим подвигом снискавшему общецерковное почитание, выпало на долю занять совершенно особенное место в истории России и ее Церкви. Митрополит Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский) был уроженцем Тульской губернии, сыном священника Христорождественской церкви села Мочилы Веневского уезда. В церкви этой предки митрополита Агафангела (по матери) служили, по крайней мере, в трех поколениях. Отец его, священник Лаврентий Иванович, был родом из Коломенской губернии и также принадлежал к священническому сословию. Александр родился 27 сентября 1854 года, был третьим сыном отца Лаврентия и матушки Анны. С годами семья росла, Александр имел семь братьев. Трое из них рано скончались. Старших – Ивана, Александра, Иосифа и Владимира – братская любовь соединяла до последних дней жизни. Несмотря на сравнительно большой приход Христорождественской церкви, семья отца Лаврентия была обеспечена очень скудно, жила в основном за счет хозяйства, которое вел сам священник: и пахал, и сеял, и убирал, и молотил. С раннего детства сыновья помогали ему во всех работах. От остальных детей Александр отличался более созерцательным характером, любил церковное богослужение. «С юных лет воспитанный родителями в послушании вере Христовой и в строгом исполнении церковных обрядов, я всегда выше всего ставил служение Святой Церкви в священном сане, – вспоминал он, – к нему стремилась душа моя, его жаждало сердце мое от дней раннего отрочества» . Как сын священнослужителя, Александр Преображенский поступил в Веневское духовное училище, по окончании его – в Тульскую духовную семинарию. Учился с увлечением. Науки открывали мир знания, привлекали его. Юношу интересовало все, он много занимался. Ему легко давались языки, и он учил латинский, древнегреческий, древнеславянский, церковнославянский и современный немецкий. И был период, когда Александру захотелось продолжить образование в светском учебном заведении, чтобы получить всегда необходимую людям профессию врача. Но Бог судил иначе.

http://pravoslavie.ru/6155.html

" Продолжайте управлять Церковью. Я воздержусь от всяких выступлений, распоряжение о поминовении митрополита Петра сделаю, так как предполагаю ради мира церковного отказаться от местоблюстительства " . Однако, через несколько дней от митрополита Петра, находящегося в ссылке, приходит письмо, в котором он приветствует вступление митрополита Агафангела в должность местоблюстителя. Святитель снова призывает митрополита Сергия приехать в Москву, чтобы, собрав архиереев, принять от него верховную власть. Но тот отказывается приехать и опять затевает длительную переписку, в которой заявляет, что распоряжения митрополита Петра из тюрьмы " распоряжения или скорее советы лица безответственного... " . Тогда митрополит Агафангел сообщает митрополиту Петру, что принять на себя обязанности Местоблюстителя не может " ввиду преклонности лет и расстроенного здоровья " . Будучи лишён властолюбивых устремлений Святитель советует митрополиту Петру передать вместо себя местоблюстительство митрополиту Кириллу (Смирнову) или митрополиту Арсению (Стадницкому) , не желая, чтобы верховная власть оставалась в руках митрополита Сергия. Но, видя пагубность, по его мнению, дальнейшей политики митрополита Сергия для церковной нравственности, особенно после издания им " Декларации " 1927 года , Владыка выступил с исповедническим обращением от 24 января 1928 года, в котором вместе с частью архиереев (Ярославская оппозиция) отказывался от административного подчинения митрополиту Сергию и заявил о переходе на самоуправление, предусмотренное указом патриарха Тихона от 20 ноября 1920 года. Однако в ответном письме митрополит Сергий просил владыку сохранить с ним общение, грозя каноническими прещениями. Свт. Агафангел (Преображенский). Икона Вскоре с митр. Агафангелом случилось несколько сильнейших сердечных приступов, во время которых он всегда сначала прибегал к приобщению Святых Таин и только после этого принимал медицинскую помощь. 10 мая 1928 года, предчувствуя близость смерти, он призывает своих викарных архиереев - епископа Варлаама (Ряшенцева) и епископа Евгения (Кобранова) с тем, чтобы составить новое обращение к митрополиту, где говорится, что они не прерывают молитвенного общения с заместителем патриаршего местоблюстителя, не желая учинять никакого раскола и всех обращающихся епископов, клириков и мирян направляют к митрополиту Сергию ради мира церковного.

http://drevo-info.ru/articles/231.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010