ЦВ 17 (390) сентябрь 2008 /  20 сентября 2008 г. Священноисповедник Агафангел —благовестник христианской свободы 16 октября 2008 года исполняется 80 лет со дня кончины священноисповедника митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского). Он вошел в русскую церковную историю ХХ века как ревнитель подлинного церковного обновления, самоотверженно обличавший псевдоцерковное обновленчество, старейший по хиротонии архиерей синодального поставления, последовательно возражавший митрополиту Сергию (Страгородскому) в его деятельности по воссозданию синодальной системы церковного администрирования под «обер-прокурорским» надзором ГПУ, Первосвятитель гонимой Русской Православной Церкви, веривший в ее способность строить свою внутреннюю жизнь на принципах свободы и любви в самом несвободном и исполненном ненависти государстве мира. Общий взгляд на долгий жизненный путь митрополита Агафангела первоначально обнаруживает узнаваемую картину служения одного из многих архиереев Русской Православной Церкви синодальной эпохи. Родившийся 27 сентября 1854 г. в семье сельского священника Тульской епархии, святитель Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский), подобно большинству «поповских» сыновей, прошел обычный путь бурсацко-семинарской учебы в русской провинции, впрочем, получивший свое продолжение в Московской духовной академии. Посвятив несколько лет жизни преподавательской деятельности в провинциальных духовных училищах и пережив после года семейной жизни смерть супруги и новорожденного младенца, Александр Преображенский 7 марта 1885 г. был пострижен в монашество с именем Агафангел и вскоре посвящен в сан иеромонаха. В 1886 г. Свят. Синод назначил отца Агафангела инспектором Томской духовной семинарии, с возведением в сан игумена, а в 1888 г. — ректором Иркутской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита. 10 сентября 1889 г. архимандрит Агафангел был рукоположен в сан епископа Киренского, викария Иркутской епархии, и с этого времени его епископское служение было связано с жизнью нескольких епархий (Иркутской, Тобольской, Рижской, Виленской и Ярославской). Совмещая служение во вверявшихся ему епархиях с периодическим участием в заседаниях Свят. Синода, святитель Агафангел был отмечен подобающими его положению наградами: в 1904 г. — саном архиепископа, в 1912 г. — правом ношения бриллиантового креста на клобуке, в 1917 г. — саном митрополита.

http://e-vestnik.ru/church/svyashcennois...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АГАФАНГЕЛ (ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Агафангел (Преображенский) В 1913 году был назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру . Вскоре возводен в сан митрополита . Летом 1914 года началась Первая мировая война . Владыка Агафангел организовывает госпитали, отправляет священников в действующую армию. В 1917 - 1918 годах является членом Предсоборного присутствия и затем - членом Поместного Собора . С 1918 года он - член Высшего Церковного Управления и Священного Синода при патриархе Тихоне . 12 мая 1922 года патриарх Тихон, будучи в заточении, категорически отверг требования группы обновленцев о передачи им полномочий на высшее церковное управление, передав митрополиту Агафангелу грамоту на право замещения: " Вследствии крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе Церковного управления до созыва Собора " . 3 июня 1922 года появляется так называемый " Меморандум трех " за подписью митрополита Сергия (Страгородскаго) и архиепископов Евдокима (Мещерского) и Серафима (Мещерякова) , где предательски заявлялось, что обновленческое ВЦУ является " единственной канонически законной церковной властью " . Все пастыри призывались считать распоряжения ВЦУ " законными и обязательными " . 5 июня 1922 года митрополит Агафангел издаёт Послание о своём вступлении во временное управление Русской Православной Церковью, где призывает верующих хранить в чистоте устои Церкви и остерегаться тех, кто пытается незаконно узурпировать церковную власть. За своё сопротивление обновленцам в их попытке захватить церковную власть Святитель немедленно подвергается аресту. В конце 1922 года больной старец, после заключения в ряде тюрем, отправляется общим этапом с уголовными преступниками в трёхлетнюю ссылку в посёлок Колпашёв Нарымского края (Томская губерния).

http://drevo-info.ru/articles/231.html

Именно Агафангел был инициатором нового разрыва с РПЦЗ. В протоколе N 3 третьего заседания Архиерейского Совещания Российских Преосвященных от 27 февраля/12 марта 1995 г. говорится, что Агафангел " внес предложение вернуться к ВВЦУ Российской Церкви " Предложение было принято, произошел окончательный разрыв с РПЦЗ. Архиепископ Лазарь, очевидно, не желая участвовать в подобном сборище, спешно покинул Суздаль. Зато Агафангел остался и одобрил архиерейские " хиротонии " целой группы валентиновских приспешников: Серафима Новаковского, Виктора Контузорова, Арсения Киселева и Александра Миронова. Последние два " епископа " в 1996-1997 гг. отошли от Валентина и присоединились к т.н. РИПЦ " митрополита " Рафаила Прокофьева. Причем, Арсений стал искать возможность присоединения к Зарубежному Архиерейскому Синоду, призывая свое духовенство и паству принести покаяние перед РПЦЗ. Его готовы были принять, но на Архиерейском Соборе РПЦЗ 1996 года были поставлены определенные условия его признания (три года уединенной жизни в глухом Преображенском монастыре в Австралии), которые он счел невыполнимыми. Как будто три года жизни в Австралии могут сделать человека епископом, если он не имел канонической хиротонии! Агафангел от имени ВВЦУ в марте 1995 года даже угрожал Архиерейскому Синоду: " В случае исполнения Архиерейским Синодом угроз лишить сана Российских Преосвященных, ВВЦУ Российской Церкви вынуждено будет предусмотреть и принять адекватные меры к некоторым представителям Зарубежной иерархии, являющимся виновниками нашего разделения " Архиереям РПЦЗ важно было разрушить валентиновский блок, поэтому они пообещали признать сан Агафангела, после его приезда в США. 9 декабря 1995 г. Агафангел принес присягу в Синодальном соборе в Нью-Йорке и получил ставленническую грамоту с титулом епископа Симферопольского. Хорошо знавший Агафангела валентиновский " епископ " Федор Гинеевский в интервью идеологу суздальского раскола Егору Холмогорову так объяснял причины ухода Агафангела: - А в чем в свое время была причина того, что владыка Агафангел отошел от нас?

http://ruskline.ru/analitika/2006/04/24/...

Письмо митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] к Патриаршему Местоблюстителю, митрополиту Крутицкому Петру [Полянскому] Определение двадцати четырёх епископов по существу письма-запроса Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] от 11(24) мая 1926 г. о мерах канонического воздействия на незаконные притязания на местоблюстительство со стороны митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] Резолюция Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] на определении двадцати четырёх епископов по делу митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] по вопросу о притязании последнего на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола Телеграмма митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] Секретное обращение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к русскому епископату по вопросу об избрании (опросом) в Патриарха Московского и всея России – митрополита Казанского и Свияжского Кирилла [Смирнова] Послание «григорианских» (ВВЦС) епископов: Ранненбургского Иоанна [Киструсского] и Скопинского Смарагда [Яблокова] «Правда о Временном Высшем Церковном Совете и Нижегородском митрополите Сергии [Страгородском]» (брошюра) Завещательное распоряжение-послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Ленинградского (бывшего архиепископа Ростовского) Иосифа [Петровых], о преемстве высшей церковной власти Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, архиепископа Угличского Серафима [Самойловича] о вступлении его в должность Заместителя и управление Православной Русской Церковью Послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] (Пермь) Письмо архиепископа Илариона [Троицкого] из заключения о текущих событиях церковной жизни Послание епископов-староцерковников, признающих Временный Высший Церковный Совет, собравшихся в Донском монастыре г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

10 мая 1928 г., призвав к себе остававшихся в Ярославской епархии викариев — архиепископа Варлаама и епископа Евгения, святитель Агафангел составил вместе с ними новое обращение к митрополиту Сергию: «...Находим нужным сказать следующее: 1. Мы до сих пор не прерывали и не прерываем нашего молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя Митрополитом Сергием. 2. Никакого раскола мы не желаем учинять и не учиняем. 3. Никаких новшеств в церковной жизни нашей епархии не вводили и не вводим. 4. Принципиально власть Вашу, как Заместителя, не отрицаем. 5. Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся на месте, исполнять не могли и не можем». Доведя содержание письма митрополиту Сергию до сведения благочинных Ярославской епархии, святитель Агафангел вернул большую часть епархиального духовенства в административное подчинение митрополиту Сергию. Однако он сохранил в епархии практику возношения за богослужением лишь имени Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра и оставил за епархиальным духовенством право игнорировать духовно и канонически сомнительные распоряжения заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В сентябре состояние здоровья святителя Агафангела стало резко и необратимо ухудшаться, и 16 октября 1928 г. священноисповедник Агафангел мирно отошел ко Господу. Он обрел для себя в полной мере христианскую свободу и любовь во Христе, утверждавшиеся им в русской церковной жизни на протяжении всей его архипастырской деятельности.   20 сентября 2008 г. HTML-koд для сайта или блога: Священноисповедник Агафангел —благовестник христианской свободы 16 октября 2008 года исполняется 80 лет со дня кончины священноисповедника митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского). Он вошел в русскую церковную историю ХХ века как ревнитель подлинного церковного обновления, самоотверженно обличавший псевдоцерковное обновленчество, старейший по хиротонии архиерей синодального поставления, последовательно возражавший митрополиту Сергию (Страгородскому) в его деятельности по воссозданию синодальной системы церковного администрирования под «обер-прокурорским» надзором ГПУ, Первосвятитель гонимой Русской Православной Церкви, веривший в ее способность строить свою внутреннюю жизнь на принципах свободы и любви в самом несвободном и исполненном ненависти государстве мира.

http://e-vestnik.ru/church/svyashcennois...

Между тем, до нас дошло некоторое количество документов, характеризующих позицию Патриаршей церкви по данному вопросу. Как известно, 3/16 мая 1922 г. арестованный патриарх Тихон временно передает свои функции митр. Ярославскому Агафангелу (Преображенскому). Из-за противодействия властей митр. Агафангел не смог приехать в Москву и возглавить Высшее церковное управление. Однако 5/18 июня митр. Агафангел подписывает послание о своем вступлении во временное управление Русской Православной церковью. В этом документе дан краткий анализ актуальных проблем церковной жизни, причем значительное место уделено литургическим вопросам. В связи с первыми выступлениями лидеров «Живой церкви» митр. Агафангел пишет, что реформа различных сторон литургической практики должна была рассматриваться Собором 1917–1918 годов, который, однако, не успел коснуться этих вопросов. Не отрицая необходимости некоторых изменений в богослужебной практике, митр. Агафангел полагает, что только Поместный Собор может решать такого рода вопросы. Таким образом, митр. Агафангел отрицает не саму возможность литургических реформ, а проведение таких реформ без санкции высшей церковной власти: «Меня официально известили, что явились в Москве иные люди и встали у кормила правления Русской церкви. От кого и какие на то полномочия получили они, мне совершенно неизвестно. А потому я считаю принятую ими на себя власть и деяния их незакономерными. Они объявили о своем намерении пересмотреть догматы и нравоучение нашей православной веры, священные каноны Св. Вселенских соборов, православные богослужебные уставы, данные великими молитвенниками христианского благочестия, и организовать таким образом новую, именуемую ими «Живую», Церковь . Мы не отрицаем необходимости некоторых видоизменений и преобразований в богослужебной практике и обрядах. Некоторые вопросы этого рода были предложены к рассмотрению Всероссийским Собором в 1918 г., но не получили решения, вследствие преждевременного прекращения его деятельности по обстоятельствам тогдашнего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Многие были поражены, узнав, что на поминающего Патриарха священника митрополит Одесский Агафангел натравил СБУ, как о том доходчиво поведал тлг-канал иерея Георгия Максимова и что не смогли опровергнуть в СПЖ. Поражены были многие и, увидев воочию документ, которым Агафангел благословляет своё священство не поминать Патриарха. Но некоторые так и не сильно удивились, зная, что мит. Агафангел к себе приблизил арх. Виктора (Быкова), который нынешним летом опубликовал бранное письмо в адрес Патриарха Кирилла. «Требуем отстать от нашей Церкви, от наших архиереев и нашего Предстоятеля!» Собирались подписи. Список любопытен. Истерика Виктора вызвана разрушением части алтаря Преображенского собора. Но это повод. Причина, конечно, глубже и их несколько. При этом что-то не слышно о результатах расследования, а слышали лишь о том, что все осколки ракеты были тщательно собраны и отправлены на экспертизу. Агафангел ещё в 2019 году отдал Виктору в управление патриарший Успенский монастырь. В эту обитель, фактически лавру, куда к мощам Кукши Одесского, к могильному голубю старца Ионы десятками лет стекаются тысячи паломников. Это «золотая жила», которую, как мы видим, страшиться потерять Агафангел. Увы. Расколота не только ПЦУ, но и в серьёзнейшей мере УПЦ. Пока не на обломки. Но к этому идёт. И в этом нужно видеть волю Божию. Сказать честно, за всё это нужно поблагодарить и организаторов ПЦУ. Тайная гниль, прилепившаяся к Церкви, становится явной. Вскрываются гнойники, без очищения которых выздоровления не будет. А оно грядёт. Михаил Одесский , наблюдатель Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Мощный природный катаклизм произошел на границе трех стран В Чебоксарах около многоэтажки нашли труп молодой девушки Девушка отомстила визитерам театра, встретив их в гробу Кадров нашел нового куратора в Российский университет спецназа Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/22/py...

В третью годовщину трагических событий в Одессе совершены панихиды по погибшим 2 мая 2017 г. 17:18 2 мая 2017 года, в годовщину трагических событий в Одессе 2 мая 2014 года, по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела епископ Южненский Диодор совершил заупокойные богослужения по жертвам трагедии . В сослужении благочинного Одесской епархии протоиерея Павла Полищука и помощника настоятеля Спасо-Преображенского Одесского кафедрального собора протоиерея Александра Маличенко епископ Диодор совершил сначала заупокойное богослужение на месте гибели первых жертв майской трагедии в районе Преображенской улицы в центре Одессы. Затем епископ Диодор и духовенство прибыли в район Куликова поля, где 2 мая 2014 года погибли несколько десятков человек. Здесь также было совершено заупокойное богослужение и возложены цветы. В тот же день митрополит Одесский Агафангел совершил акафистное пение перед чудотворной иконой Божией Матери «Млекопитательница», затем заупокойное богослужение в соборе в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Успенского Одесского мужского монастыря в сослужении епископа Овидиопольского Аркадия , епископа Южненского Диодора и епископа Арцизского Виктора , ректора Одесской духовной семинарии архимандрита Серафима, а также городского духовенства и братии обители в священном сане. Перед началом панихиды владыка Агафангел обратился к собравшимся с архипастырским словом. «Сегодня в день траурной годовщины, когда три года назад в нашем городе произошла страшная трагедия, унесшая десятки жизней ни в чем не повинных одесситов, мы пришли под своды этого собора, чтобы вознести молитвы о всех невинно убиенных. Их пролитая кровь вопиет к Богу. Злая человеческая воля совершила это страшное преступление. Сыновья Каина и потомки Хама пролили кровь неповиннную, убив десятки мирных жителей», — сказал митрополит Агафангел. «Мы скорбим вместе с родственниками и близкими погибших. И все это время в наших храмах возносилась молитва о погибших 2 мая 2014 года в Одессе», — добавил правящий архиерей Одесской епархии. «И сколько бы ни прошло времени с момента этой трагедии, мы будем помнить каждого погибшего, вознося о них молитвы ко Господу. Мы молимся и будем молиться о умягчении злых сердец, о прекращении вражды и нестроений на нашей земле, где испокон веков в мире и согласии проживали люди разных национальностей и вероисповеданий», — заявил архипастырь. Владыка Агафангел с сожалением отметил, что за три прошедшие года правоохранительные органы так и не раскрыли это страшное злодеяние. «Верим, что Господь слышит наши молитвы о усопших и упокоит всех невинно убиенных в селениях праведных», — сказал в заключение митрополит Агафангел. 2 мая по благословению митрополита Агафангела во всех храмах Одесской епархии совершались заупокойные богослужения по жертвам майской трагедии. По материалам официального сайта УПЦ и сайта Одесской епархии Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4882493.ht...

Священноисповедник митрополит Агафангел (Преображенский): вне партии и вне политики Красницкий произнес дежурные фразы о том, что Церковь пошла неверным ‘контрреволюционным’ путем и предложил владыке подписать воззвание ‘инициативной группы’ духовенства, в котором высшей властью в Церкви признавалось обновленческое ВЦУ. ‘Церковь должна держаться вне партии и вне политики’, — возразил митрополит. 16 октября, 2012 Красницкий произнес дежурные фразы о том, что Церковь пошла неверным ‘контрреволюционным’ путем и предложил владыке подписать воззвание ‘инициативной группы’ духовенства, в котором высшей властью в Церкви признавалось обновленческое ВЦУ. ‘Церковь должна держаться вне партии и вне политики’, — возразил митрополит. 16 октября (3 октября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священноисповедника митрополита Агафангела (Преображенского). Непреклонность в вопросах истины и способность к компромиссам «ради мира церковного» всегда были отличительными чертами владыки. «Прислать на Агафангела весь компрометирующий материал» В 1922 году за «контрреволюционную агитацию» (а, в первую очередь, — за сопротивление обновленчеству) был арестован Святейший Патриарх Тихон. Еще в феврале 1918 года, по указанию Поместного Собора, Патриарх указал трех кандидатов на пост Местоблюстителя патриаршего престола в случае своей невозможности оставаться во главе церковного управления. Первым был указан митрополит Кирилл (Смирнов), вторым — митрополит Агафангел (Преображенский), третьим — митрополит Петр (Полянский) . Митрополит Агафангел Преображенский. Фото: ruguard.ru И вот, в мае 1922 года, находясь под судом, Тихон вызвал в Москву митрополита Агафангела и поручил ему временно — до созыва Собора — осуществлять обязанности Патриарха (указанный в списке первым митрополит Кирилл (Смирнов) находился в ссылке и приступить к руководству Церковью также не мог). Однако власти не позволили митрополиту Агафангелу выехать из Ярославля. В то же время, обновленческие «священники» во главе с Владимиром Красницким, с санкции ГПУ, попытались во время ареста Патриарха осуществить переворот в церковном управлении. Они стали склонять митрополита Агафангела к отказу от своих полномочий в пользу собственного самочинного ВЦУ («Высшее церковное управление»).

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

Архиепископ Корнилий не смог приступить к своим обязанностям, так как находился в ссылке. Архиепископ Фаддей был задержан Тучковым на пути в Москву, и во временное управление Российской Православной Церковью вступил архиепископ Серафим. «Странное положение установилось в епархии. Митрополит Агафангел был правящим архиереем, а подчиненный ему викарий, архиепископ Серафим, был главой всей Российской Православной Церкви, — пишет игумен Дамаскин (Орловский), — Но митрополит не возражал. Он правил Ярославской епархией в тех условиях, в которые его поставил Господь, понимая, что при богоборчестве, принятом властями за официальную идеологию, многими расколами могли кончиться разномыслия архипастырей, пастырей и православных мирян». Митрополит Сергий Окончательный удар по церковному миру России нанесла печально известная «Декларация» митрополита Сергия (Страгородского). Митрополит Агафангел решительно отказался поддерживать про-советскую позицию митрополита Сергия. Позицию митрополита Агафангела разделили три его викария: архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), временно управляющий Любимским викариатством бывший архпиепископ Пермский Варлаам (Ряшенцев) и епископ Ростовский Евгений (Кобранов), а также находившийся в Ростове Ленинградский митрополит Иосиф (Петровых). Они совместно составили и отправили митрополиту Сергию «акт отхода» — послание от 6 февраля 1928 года. Митрополит Агафангел и митрополит Сергий неоднократно переписывались, спорили о проблемах церковного управления, однако к компромиссу так и не пришли. В середине сентября 1928 года владыка Агафангел слег в постель. 9 октября он причащался уже только святой Кровью, так как к этому времени никакой пищи принимать не мог. После причастия ему стало значительно лучше. Улучшение было и на следующий день, так что у окружающих появилась надежда на его выздоровление. Однако владыка чувствовал, что приближается конец его земной жизни, и отдавал последние распоряжения. «Предчувствуя близость смерти, владыка просил протоиерея Димитрия Смирнова съездить к заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию, попросить у него церковного мира и сказать, что он, конечно же, находится в его подчинении, а если что не так было, то просит его простить, — сообщает игумен Дамаскин (Орловский), — Отец Димитрий собрался не сразу, и владыка вынужден был торопить и просить, чтобы тот не откладывал поездку и перед митрополитом Сергием подчеркнул, что он желает совершенно с ним примириться; одновременно он наказывал о. Димитрию, что когда митрополит Сергий пришлет после его смерти архиерея для управления епархией, то обязательно бы его приняли. Отец Димитрий съездил и все передал…» Ярославский новомученик

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010