А если святы для нас наши религиозные догмы, если дорога для нас основанная на этих догмах наша церковная мораль, если религиозно-нравственная жизнь общества составляет и круг нашей службы, и задачу нашей деятельности, то мы должны ныне же ясно и точно самоопределиться и взаимоопределиться, с одной стороны, и вынести свою платформу, установить свое credo, с другой. Цель настоящего созыва сюда вас, представителей сельского духовенства губернии, та, чтобы дать вам, после известной разработки уж намеченных здешним городским духовенством директив, ряд полномочий по проведению в жизнь на местах, в селах, мероприятий, способов и средств, которые способствовали бы успокоению тревожно-бурного населения, выработке в нем доверия к новому правительству и проведению новых начал нового государственного строя, которые объединили бы всех пастырей и клириков между собою, а всех вообще священнослужителей – с их паствами... Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917. 1314. Отдел неофиц. С. 401403. 84. Из статьи епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) «Не отдадим немцам и одной пяди Русской земли!» 18 марта 1917 г. ...Теперь 193 надо кончать (но без отдачи и пяди русской земли) войну; потом мы займемся внутренним устройством нашей республики. ...Не будем же, граждане, ни унывать, ни бесконечно говорить, а будем работать на оборону. Это теперь – первая и важнейшая задача для всех граждан Российской республики. Пушкин [А.С.] 194 пророчески писал своему другу Чаадаеву [ПЛ.] 195 : Товарищ, верь: взойдет она -Звезда пленительного счастья; Россия вспрянет ото сна. И на обломках самовластья Напишут наши имена! Никон, Епископ Енисейский и Красноярский Енисейская церковная нива. Красноярск, 1917. 3. С. 810. 85. Из воззвания к воинам архиепископа Ярославского и Ростовского Агафангела (Преображенского), пастырей и ревнителей православной веры Ярославля 19 марта 1917 г. Доблестные воины, славные граждане Великой России! Пробил час народной свободы. Зажглась заря яркого солнышка, которое несет счастье, правду, знанье и свет нашей Отчизне. Заблистали повсюду ласковые, полные жизни и силы лучи свобод – свобода веры, свобода слова, свобода собраний, свобода союзов и братств. В этот великий час всенародного ликования и торжества, охвативших из края в край необъятную Русь, всех от мала до велика, Временное правительство Богом хранимой Державы Российской обратилось ко всем верным сынам ее с горячим призывом сплотиться около него, всем объединиться, все силы отдать измученной павшим строем и внешним врагом, а отныне возрождающейся и свободной России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Краткая история движения церковных обновленцев 4 мин., 07.03.2023 7 марта 1917 года в Петрограде началось движение церковных «обновленцев» — был создан Всероссийский Союз демократического православного духовенства и мирян во главе со священниками А. И. Введенским, А. И. Боярским, И. Егоровым. Ими были предприняты попытки церковных реформ, но результат этих попыток оказался трагическим. К началу XX века о необходимости реформ в Церкви заговорили многие священнослужители. Годы Первой русской революции стали для духовенства временем надежды на возрождение православия, что подразумевало, прежде всего, обретение независимости при решении внутрицерковных дел. Даже члены Синода вопреки позиции обер-прокурора в марте 1905 года единогласно высказались за проведение преобразований, для чего считали необходимым скорейший созыв Поместного Собора. Но в 1917 году многие растерялись. Большинство реформаторов хотело, чтобы именно государство помогло Церкви освободиться от сторонников старого понимания церковной жизни. Со своей стороны, «Союз демократического духовенства и мирян» провозглашал главной целью движения «быть в единении с народом в великой работе по созданию нового государственного строя, при котором наилучшим образом были бы разрешены все наболевшие религиозные, культурные, политические и социально-экономические вопросы». Но пришедшие к власти большевики решили использовать церковных либералов в своих целях — для разгрома Патриаршей Церкви, в чем и преуспели. При подготовке к изъятию церковных ценностей власти, во избежание новой гражданской войны, теперь уже религиозной, руками обновленцев создали полностью подконтрольное режиму марионеточное церковное управление. Ночью 12 мая 1922 года священники Александр Введенский, Александр Боярский и Евгений Белков в сопровождении сотрудников ГПУ приехал в Троицкое подворье в Москве на Самотеке, где содержался под домашним арестом патриарх Тихон, и, обвинив его в опасной и необдуманной политике, приведшей к конфронтации Церкви с государством, потребовали, чтобы он на время ареста отказался от своих полномочий. И патриарх подписал резолюцию о временной передаче церковной власти митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому).

http://foma.ru/nachalo-dvizheniya-czerko...

тысяч бывш. российских военнопленных. Когда возникли трудности с их проживанием из-за недостатка средств и отсутствия персонала, иером. Питирим получил у тур. властей разрешение привезти с Афона монахов, чтобы они смогли оказать помощь рус. солдатам. В нач. янв. 1919 г. он в последний раз побывал на Афоне. Братия Свято-Андреевского скита уговаривала его остаться и больше не возвращаться в Россию. Но как позднее П. писал в автобиографии, «на мне были ответственные дела - подворья в Константинополе и главное поручение от Святейшего Патриарха». Передав к-польские подворья и попечение о военнопленных представителям афонских монастырей, в сер. февр. 1919 г. иером. Питирим прибыл в Одессу, затем отправился в Москву, доставив грамоту К-польского патриарха лично патриарху Тихону. По благословению патриарха настоятель Донского мон-ря архиеп. бывш. Херсонский и Одесский Назарий (Кириллов ; впосл. митрополит) возвел иером. Питирима в сан архимандрита. Через нек-рое время архим. Питирим вернулся в Одессу. К 1920 г. все имущество афонских обителей в России было национализировано, однако храмы подворий оставались действующими. На одесском Андреевском подворье проживавшие там 60 насельников практически не имели средств к существованию, и тогда архим. Питирим добился выделения земли в 50 верстах от Одессы, у села Кузьменко, близ станции Еремеевка, для монашеской «Курто-Андреевской артели по совместной обработке земли», что серьезно облегчило существование подворья. Летом 1922 г. архим. Питирим решительно выступил против обновленчества . В авг. того же года, получив послание патриаршего заместителя митр. священноисп. Агафангела (Преображенского), предупреждавшего от общения с обновленческим Высшим церковным управлением (ВЦУ), немедленно обнародовал это послание и прекратил поминовение признавшего обновленцев управляющего Одесской и Херсонской епархией Тираспольского еп. Алексия (Баженова). За противодействие обновленцам архим. Питирим 25 окт. 1922 г. был арестован ГПУ, но через 17 дней освобожден, т.

http://pravenc.ru/text/2580312.html

Василий Константинович писал по этому поводу: « " Правильны " напевы древних, так­же " правильно " пение и позднейших твор­цов. Местные напевы не " уклонение " , не " искажение " правильных печатных напевов; они такое же самостоятельное, местно-народное творчество, имеющее одинаковое право на существование, как и творчество древних... Как нередко в убогом деревенском храме, в глуши, у старца-дьячка приходит­ся слышать порой мелодию, которая отдает такой далью времени, такой девственной простотой, такой силой чувства, на которые не променяешь иной самой модной нотной мелодии нашего времени. Не попала такая мелодия в печатную книгу случайно, только потому, что ее никто не подслушал из тех людей, которые печатают книги». Но самой важной и существенной для Василия Константиновича в церковном пе­нии была сторона религиозная. «Религиоз­ная цель, – писал он, – самая главная в церковно-богослужебном пении. Религиоз­ная цель – первая и последняя цель всего совершающегося в храме. Народ стоит и, как эхо, вторит несущимся мелодиям или же мысленно, безмолвно следит за ними и как бы складывает их где-то в душе своей, собирая запас церковных песен. С годами накапливается этот запас, образуя в конце концов знающих по памяти все общеупотре­бительное церковное пение. С раннего дет­ства слышались эти мелодии, из года в год повторялись они, врезались в слух, в па­мять. Из совокупности распевавшихся мелодий, вместе с чтением, со всем церковным распорядком, с внешней обстановкой созда­ется годами и глубоко запечатлевается в сознании, в душе соответственный религиоз­но-церковный уклад представлений, обра­зов, чувств, настроений, но где все на своем месте, все в стройном порядке, где давно проложены как бы хорошо проторенные тропинки, ведущие душу к небу, к Богу». С проведением глубоких общественно-политических, но малопонятных крестьянам реформ, с началом войны 1914 года перед народом стало возникать все больше про­блем, которые требовали объяснения, и прежде всего с точки зрения религиозной, нравственной. В 1915 году архиепископ Ярославский Агафангел (Преображенский) организовал при Ярославской кафедре проповеднический кружок, в который были приглашены наиболее авторитетные и та­лантливые пастыри-проповедники, препо­даватели семинарии, и среди других Васи­лий Константинович. На участниках круж­ка лежала обязанность произносить пропо­веди за богослужениями в различных хра­мах епархии.

http://fond.ru/kalendar/931/veniamin/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КУРГАНСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Курганское духовное училище Курганское духовное училище (недейств.) С февраля 1895 года, когда Ишимское духовное училище отошло к новообразованной Омской епархии , в обширной по территории Тобольской епархии действовало только одно духовное училище - в Тобольске . Тобольская духовная семинария , куда поступали выпускники училищ для продолжения образования, стала малолюдной, так что была не в состоянии удовлетворять нужду епархиального ведомства в лицах с достаточным для замещения священно-церковно-служительских мест образованием. Необходимость заставляла рукополагать священников из лиц, не получивших даже училищного образования. В декабре 1895 года на общеепархиальном съезде депутатов духовенства епископ Тобольский Агафангел (Преображенский) предлагал открыть второе училище в городе Тюмени , однако разрешение этого вопроса было отложено до следующего общеепархиального съезда, намеченного на декабрь 1898 года. В 1897 году епископом Тобольским стал преосвященный Антоний (Каржавин) , который энергично повел дело устройства второго духовного училища в епархии. Приняв во внимание удобство путей сообщения с Тобольском , расстояние приходов от кафедрального города, плотность населения и количество приходов в уездах епархии и проч., он избрал местом для второго духовного училища город Курган . При посещении города летом 1898 года владыка Антоний наметил место для постройки училищного здания. 11 ноября этого же года Курганская городская Дума приняла решение уступить бесплатно просимый земельный участок. 17 декабря вопрос об открытии духовного училища в Кургане был решен положительно на заседании общеепархиального съезда депутатов духовенства. Училище было учреждено Указом Св. Синода от 27 марта 1901 года в составе двух классов (I и II). III и IV классы училища планировалось открывать постепенно через каждый учебный год. Первоначально классы и канцелярия училища размещались в верхнем этаже каменного дома купца Рылова на Дворянской улице, а общежитие было устроено в двух рядом стоящих домах Лыткина и Андреева, находящихся недалеко от училища. Приемные испытания начались 18 августа 1901 года, по их итогам в I класс поступило 28 человек, во II класс - 14 человек. 9 сентября состоялось торжественное открытие училища.

http://drevo-info.ru/articles/25976.html

Уроки эпохи забываются стремительно, поэтому призыв обратиться к проблематике революционной и тем более предреволюционной эпохи справедлив, но наивен. Сергей Чапнин обратил внимание на то, что даже церковные дискуссии 1990-х годов фактически забыты. Забываются и более поздние события. -Уже шесть лет я на первом занятии своим студентам в Свято-Тихоновском университете задаю вопрос: «Назовите семь — десять событий церковной жизни за последние годы?» И постоянно растет количество студентов (богословский факультет — своего рода молодая церковная элита!), которые не могут назвать ни одного события. Что это значит? Им неинтересна церковная жизнь? А ведь наше христианское сознание исторично — Господь воплотился в истории. Что уж говорить о логике развития церковной жизни за десять, пятнадцать, двадцать лет… Есть достаточно искусственная фокусировка на эпохе Вселенских соборов, а о том, что сейчас, каким был ХХ век — представления нет. Дурная бесконечность -Когда мы не опираемся на опыт Церкви, мы оказываемся в плену чудовищных мифов, — заметил Сергей Чапнин. Пример такого мифа — спор об обновленчестве. Действительно, попытка свести идею обновленчества к реформированию богослужения грешит даже не узостью взгляда — это просто ошибочное представление. Переводами богослужения на русский язык начинали заниматься в Духовных академиях за сто лет до обновленцев, а ярый борец с обновленчеством священноисповедник Агафангел (Преображенский) не остался в стороне от этой богослужебной реформы. Второй пример: разговор о связи исповеди и Причастия (а также — частоты Причастия). Он поднимается каждые пять-семь лет, проговариваются одни и те же аргументы. Вопросы, которые были без ответа, без них и остаются. Что такое община? Особого внимания заслуживает проблема языка разговора о Церкви. Вернее, подчеркнул Сергей Чапнин, интонирования. По его ощущениям, о Церкви надо говорить как-то иначе, но как — еще не вполне понятно. Кажется, подходящая интонация была найдена в книге. -Как вам видится этот подход? — обращается он к читателям и участникам обсуждения. — Это что-то новое или разговор идет в той же системе координат? Это не праздный вопрос. У каждой эпохи есть своя интонация. Если двадцатилетний период церковного возрождения закончился, то и аргументы должны быть обновлены.

http://pravmir.ru/cerkov-xxi-vek-foto/

ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ «Живая Церковь » – обновленческая группировка, возглавляемая прот. В. Д. Красницким; в августе 1923 г. группа откололась от обновленческого движения. Союз Церковного Возрождения (СЦВ) – обновленческая группа, возглавлявшаяся епископом Антонином (Грановским), отколовшаяся от «Живой Церкви». Союз Общин Древле-Апостольской Церкви (СОДАЦ) – возникшая в 1922 г. обновленческая группировка, занимавшая промежуточную позицию между «Живой Церковью» и «Союзом Церковного Возрождения». Союз возглавлялся А. И. Введенским . Просуществовав чуть больше года, СОДАЦ в конце 1923 г. растворился в обновленческой церкви, а его лидер вошёл в состав обновленческого синода. «Народная церковь » – обновленческая группа, созданная в 1920 г. в Пензе епископом Владимиром (Путятой), вскоре после своего возникновения растворилась в обновленческой церкви. Указатель имен 680 Аарон, первосвященник 119, 138 Абакумов Алексей Григорьевич, обн. протоиерей 527, 529, 555, 982 Август, римский император 173, 413 Августин (Разумовский), бывш. обн. епископ 276, 350, 421, 613 Августин, бл. 386 Авдентов см. Александр (Авдентов), обн. архиепископ Авирон 138 Авраамий (Иванов), обн. архиепископ 614 Агапит (Вишневский), архиепископ 277, 340, 484, 614, 1009 Агапит, архиепископ Екатеринославский см. Агапит (Вишневский), архиепископ Агафангел (Преображенский), митрополит, исп. 32, 38, 69, 70, 71, 74, 87, 95, 96, 213–215, 217, 219–223, 226, 227, 229, 243, 249, 250, 294, 334, 398, 430, 436, 449, 993 Агафангел, Высокопреосвященный см. Агафангел (Преображенский), митрополит, исп. Агафангел, митрополит см. Агафангел (Преображенский), митрополит, исп. Агафангел Ярославский см. Агафангел (Преображенский), митрополит, исп. Аггеев К. М., протоиерей 169 Адам (Филипповский), епископ 424 Адамов Дмитрий Александрович, обн. протопресвитер 244, 302, 361, 363, 391, 441, 454, 462, 510, 519, 524, 526, 541, 548, 982, 1013 Адаменко, протоиерей см. Феофан (Адаменко Василий Иванович), архимандрит Адриан (Анцино-Чекунский), епископ 615

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Дочь ее, Елена Ивановна Дедюрова, лишь после смерти матери обнаружила дома таинственный сундучок с архивными документами. Имена архиепископа Варлаама (Ряшенцева) , епископа Вениамина (Воскресенского), архимандрита Григория (Алексеева) с Толги, вычитанные мною в дневнике племянницы митрополита Агафангела А.В. Преображенской, соединились с воспоминаниями архимандрита Павла и архивно-следственными документами в единое целое, во главе которого встала величественная фигура владыки Агафангела. 12 ноября минувшего 1998 г. в Ярославле произошло событие, которое по-новому осветило трагическую церковную историю 20-х годов. Из склепа Леонтьевской церкви были подняты с целью научного освидетельствования останки митрополита Агафангела и найдены нетленными. При эксгумации присутствовали комиссия из Ярославской медакадемии в составе 4-х человек, иеромонах Дамаскин (автор жизнеописания митрополита Агафангела), духовенство из Москвы и Ярославля. – Подняли мраморную плиту, – рассказывает один из свидетелей эксгумации. – Под ней оказалась вода. Дубовый гроб, в котором погребли владыку, не сохранился. Останки извлекали прямо из воды и грязи. Позднее в «Акте освидетельствования» судмедэксперты напишут заключение: «Костные останки митрополита Агафангела полностью сохранены». По одному из признаков – заболеванию суставов, которым страдал покойный, – будет подтверждена принадлежность данных останков митрополиту Агафангелу. Частично сохранилось даже митрополичье облачение – панагия, крест, митра, четки, металлическая обложка старинного Евангелия, которое кладут по обычаю в руки почившего священнослужителя. Обретение мощей митрополита Агафангела – сгнил дубовый гроб, а останки святителя не подверглись гниению и разрушению; готовящаяся его канонизация, т.е. причисление к лику святых, – всё это говорит о том, что Ярославль был неким средоточием духовной жизни тех лет и, находясь на острие событий, сыграл очень важную роль в истории Церкви и Отечества – роль, значение которой до сих пор не осмыслено по-настоящему, и подтверждение святости владыки Агафангела сейчас, в конце столетия, как бы подталкивает еще раз задуматься над тем, что же действительно произошло в 20-е годы...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

4 октября 1897 г. высокопреосвященного Арсения, назначенного на кафедру в Казани, сменил преосвященный Агафангел, переведенный с Тобольской на Рижскую кафедру. 13 лет владыка Агафангел оставался Рижским архипастырем, 7 мая 1904 г. он был удостоен сана архиепископа. В Рижскую епархию преосвященный Агафангел прибыл 12 декабря 1897 г. к этому времени владыка был умудрен опытом и находился в полном расцвете духовных и физических сил. На период архипастырства владыки Агафангела выпали события 1905 г., которые потребовали от правящего архиерея большого напряжения духовных сил, чтобы при объявленной религиозной свободе сохранить от соблазна вверенную ему паству. Епископ Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский) родился 27 сентября 1854 г. в Веневском уезде Тульской губернии в семье священника, в 1881 г. он окончил Московскую Духовную Академию и четыре года преподавал в духовных училищах Рязанской епархии, в 1885 г. Александр Преображенский принял монашество с именем Агафангел и был назначен инспектором Томской духовной семинарии, в 1888 г. он стал ректором семинарии в Иркутске, а в следующем году рукоположен во епископа Киренского, викария Иркутской епархии, с 1893 по 1897 г. епископ Агафангел пребывал на Тобольской кафедре. Несмотря на все трудности, в течение 13 лет епархия успешно шла по пути развития религиозно-нравственной жизни и укрепления основ Православия. Период этот был знаменателен многочисленными религиозными торжествами: освящением ревельского Александро-Невского собора, 50-летними юбилеями Рижской епархии, Рижской духовной семинарии, некоторых приходов, освящениями новых храмов в Везенберге, Юрьеве (Дерпте), Санкт-Петербурге на Пюхтицком подворье и др. По ходатайству высокопреосвященного Агафангела было открыто немало новых приходов, например, Каббальский, на острове Эзель – Перзамаский, в Виндаве – Николаевский, Кангроский в Вейсепштейнском уезде, в Пернове, Ямский в Везенбергском уезде, Тиммоский в Верроском, Кансовский в Феллинском. При владыке Агафангеле были построены соборы (в Ревеле и в Пюхтицкой обители), храмы в имении Орро Везенбергского уезда, в Ангернском, Кайкаском, Оллустферском, Сунцельском приходах, в Силламяги Везенбергского уезда, в Пернове, Везенберге, Юрьеве, на Пюхтицком подворье в Санкт-Петербурге. Владыка заботился об украшении и снабжении храмов утварью, иконами, книгами и др. Им было введено в епархии ежегодное празднование 8 января памяти священномученика Исидора Юрьевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он был отзывчивым, исключительно добрым и снисходительным. Зная его нестяжательность и благотворительность, ему доверяли самые разные люди: и бедные крестьяне, и священнослужители, и военные, и представители власти. Большевики, захватившие Юрьев в декабре 1918 года, под страхом смерти запретили совершать богослужения. Но отец Николай не подчинился этому приказу. Он был арестован в Георгиевской церкви во время воскресного богослужения. В тюрьме вместе с ним находились более двухсот узников. Отец Николай, привыкший не думать о себе, заботился о тех, кто нуждался в поддержке и ободрении. Под утро 1 января 1919 года протоиерей Николай был убит вместе с епископом Платоном и протоиереем Михаилом Блейве. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви совершил прославление священномученика протоиерея Николая Бежаницкого. Священноисповедник Агафангел, митрополит Ярославский (в миру – Александр Лаврентьевич Преображенский), родился 23 сентября 1854 года в семье сельского священника Тульской губернии. Александр закончил Тульскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. После неожиданной смерти жены и малолетнего сына Александр принял монашество с именем Агафангел. Иеромонах Агафангел был назначен инспектором Томской духовной семинарии, а затем ректором Иркутской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1889 году состоялась хиротония архимандрита Агафангела во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Тринадцать лет владыка Агафангел находился на Рижской кафедре. Под его святительским омофором были Эстония и Латвия. Епископ Агафангел с любовью и отеческим попечением укреплял православную веру. Его стараниями в Эстонии были обновлены и построены многие храмы: в Силламяэ и Валга, в Таллине, в Пюхтицах. В трудные дни революции 1905–1906 годов владыка Агафангел организовал комитет «По оказанию помощи пострадавшим от беспорядков в Прибалтийском крае». Под покровом комитета многие были спасены от смерти. В 1917 году владыка Агафангел, являясь митрополитом Ярославским, участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010