В Одесской епархии отметили 100-летие со дня основания женского монастыря 21 мая 2005 г. 17:00 Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел возглавил торжества по случаю столетия со дня основания Спасо-Преображенского женского монастыря в с. Борисовка Татарбунарского района Одесской области. На торжества владыка Агафангел привез ковчег с мощами св. ап. Андрея Первозванного. Эта великая святыня была выставлена для поклонения в Спасо-Преображенском храме монастыря. У ворот обители Его Высокопреосвященство встречали настоятельница монастыря игумения Евпраксия, благочинные и духовенство Татарбунарского, Саратского, Арцизского, Тарутинского округов, прихожане и паломники. После встречи началось всенощное бдение, во время которого владыке сослужило многочисленное духовенство, прибывшее в Спасо-Преображенский монастырь на юбилей. На следующий день митрополит Агафангел совершил Божественную Литургию в Спасо-Преображенском храме. Среди сослужащих владыке гостей были: наместник Константино-Еленинского Измаильского мужского монастыря архимандрит Сергий (Михайленко), наместник Свято-Николаевского Измаильского мужского монастыря архимандрит Алипий (Цушко), благочинный Свято-Успенского Одесского мужского монастыря архимандрит Серафим (Раковский), благочинный Татарбунарского округа архимандрит Иосиф (Монастырский), благочинный Арцизского округа протоиерей Иоанн Нику, благочинный Измаильского округа протоиерей Георгий Грицько, благочинный Тарутинского округа протоиерей Петр Гнитецкий и около пятидесяти священников местных благочиний. Богослужение посетили представители администрации Татарбунарского и Белгород-Днестровского района, настоятельница Свято-Параскевинского женского монастыря с. Хынку (Молдова) игумения Параскева, настоятельница Рождество-Богородичного женского монастыря с. Александровка Болградского района игумения Ермогена. По окончании Литургии был совершен крестный ход с мощами св. ап. Андрея Первозванного. В речи, с которой владыка Агафангел обратился ко всем гостям, он, в частности, поблагодарил игумению Евпраксию за труды по восстановлению монастыря, который более сорока лет находился в запустении. Владыка говорил также о вреде филаретовского раскола, который является кровоточащей раной на теле церковном. Его Высокопреосвященство преподнес в дар Спасо-Преображенскому монастырю икону св. вмч. Пантелеимона с частицей его святых мощей и икону свят. Иннокентия, митрополита Московского, также с частицей мощей. По благословению Блаженнейшего митрополита Владимира владыка Агафангел наградил орденом св. кн. Ольги III степени игумению Евпраксию. Главе районной администрации Кожухаренко Н.Г. был вручен орден св. Нестора Летописца III степени. Насельницы обители и ктиторы монастыря были удостоены архипастырских грамот.   По материалам сайта Пресс-службы УПЦ   Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/13767.html

3 февраля в Успенском мужском монастыре Одессы митрополит Агафангел принял делегацию монахов монастыря святого Павла, доставивших ковчег с честной главой великомученика Пантелеимона на Украину. Перед встречей с управляющим Одесской епархией афонские монахи осмотрели храмы обители и помолились перед ее святынями. Митрополит Агафангел поблагодарил членов делегации за труды по доставке в Одессу честной главы великомученика Пантелеимона в эти трудные для Украины времена, когда общество разделено политическими распрями и раздорами, когда на востоке страны льется кровь. «Десятки тысяч людей уже посетили Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Одессы, где смогли помолиться и испросить помощи в скорбях и болезнях, ведь у многих из них нет средств для пребывания в больницах и покупки дорогостоящих лекарств. Оставшись на грани нищеты, эти люди уже не надеются на власть, а уповают лишь на помощь Божию и заступничество великомученика Пантелеимона. Сердечно благодарю игумена обители архимандрита Парфения за оказанную возможность каждому одесситу помолиться перед святыми мощами. И прошу по вашем возвращении на Афон продолжить молитву о мире в Украине», — сказал, в частности, владыка Агафангел. В ответном слове греческие монахи поблагодарили управляющего Одесской епархией за теплый прием, подчеркнув, что «были приятно удивлены увиденным в соборе, куда вчера пришли тысячи людей, чтобы встретить святые мощи и помолиться великомученику Пантелеимону». «Знаем, что и ночью, и утром ни на минуту поток людей не прекращался: десятки тысяч одесситов уже смогли помолиться, и еще много верных спешит в собор. Верим, что Господь услышит молитвы украинского народа и наступит долгожданный мир», — сказали насельники монастыря святого Павла. В завершение встречи митрополит Агафангел вручил греческим монахам духовную литературу и памятные подарки. 4 февраля ковчег с честной главой святого великомученика Пантелеимона был принесен в Одесский областной онкологический диспансер для поклонения и молитвы верующих, которые по состоянию здоровья не могли посетить Спасо-Преображенский кафедральный собор.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4819524...

И вот эти миска и кружка были найдены в 2005 году на месте такого лагеря, который назывался «Створ», в 25-ти км от горы Чусовой. Аббревиатура обозначает помещение камерного типа на двоих, ШИЗО — штрафной изолятор на двоих. Так что эта миска сочетается с картиной, показывающей переживания в одиночной камере. Копия картины И. В. Белокрылова «Одиночка». Художник, сам переживший репрессии в 1940-х гг., изобразил себя в первые минуты после заключения в камеру. Целая витрина у нас посвящена Священному Писанию советского времени: переписанное от руки, отпечатанное на машинке, тамиздат, самиздат. Это интересный феномен — обращение интеллигенции, молодёжи к вере, Церкви в 1960–70 годы. Есть святитель Лука Войно-Ясенецкий, перепечатанный на машинке. Тамиздат, самиздат Один из самых ценных экспонатов музея — это антиминс, подписанный архиепископом Ярославским Тихоном, будущим патриархом. Это — центр экспозиции музея, некое благословение, радость. Присутствие патриарха Тихона должно быть в любом музее, вне зависимости, в каком регионе сам музей, потому что влияние патриарха простиралось на всю Церковь. Антиминс, подписанный будущим патриархом Тихоном Источник, т. е. часть мантии митрополита Агафангела (Преображенского), который был одним из трёх кандидатур, предложенных патриархом Тихоном на роль Местоблюстителя. Источник — часть мантии митрополита Агафангела (Преображенского) Письмо митрополита Агафангела своей племяннице, очень трогательное. Такие личные свидетельства помогают лучше понять людей той эпохи, познакомиться с ними. Письмо митрополита Агафангела племяннице Епитрахиль отца Иоанна (Крестьянкина), узенькая, короткая. В то время нельзя священникам было показываться в облачении, это было преступлением, поэтому приходилось прятать под одежду. Пасхальная открытка, нарисованная им лично. Пасхальная открытка, нарисованная архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) На нашей выставке большой интерес проявляли к текстам той эпохи антропологи, культурологи, историки. В этих тетрадочках — особенный мир, в котором было место и творчеству, помимо необходимости сохранить и передать веру.

http://pravmir.ru/mucheniki-hotyat-i-dol...

Русская Православная Церковь ХХ век 18 апреля 1918 год – Опубликовано определение Поместного Собора о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь. 1923 год – «Председатель по делу быв. патриарха Тихона» А. В. Галкин отдал распоряжение взять святителя Тихона под стражу. Митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) 1926 год – Митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) заявил о своем вступлении в права местоблюстителя патриаршего престола. Этому заявлению предшествовала поездка в Пермь лично Е. А. Тучкова, который познакомил митрополита Агафангела с тяжелыми политическими обвинениями, выдвинутыми против митрополита Петра, и предложил ему возглавить центральное церковное управление, уверяя, что ему будет просто добиться легализации этого управления. Митрополит Агафангел был назван в завещательном распоряжении патриарха Тихона одним из кандидатов на пост местоблюстителя патриаршего престола. Это распоряжение и имел в виду Тучков, предлагая владыке Агафангелу встать у руля церковного корабля. Власть руками Тучкова хотела инициировать еще один внутрицерковный конфликт, противопоставив двух митрополитов — Агафангела и Сергия. При этом обнаружилась вся сложность ситуации с преемством высшей церковной власти, зафиксированной в завещании патриарха Тихона. Не было ясного понимания, является ли арест местоблюстителя основанием для вступления другого указанного в завещании кандидата в права патриаршего местоблюстителя. Вместе с тем митрополит Агафангел не был в курсе всех событий а также переписки митрополита Сергия и митрополита Петра. В результате еще в Перми 18 апреля 1926 г . митрополит Агафангел  написал “Послание к Церкви”, в котором известил верующих о своем вступлении в должность местоблюстителя патриаршего престола, ссылаясь на завещание патриарха Тихона. В результате возникла переписка между митрополитами Агафангелом и Сергием (от 30 апреля, 16 и 23 мая). Свидетельством того, что гражданская власть была прямо заинтересована в продолжении внутрицерковного раскола, стало решение Антирелигиозной комиссии. На своем заседании 24 апреля 1926 г . АРК сформулировала тактику ОГПУ в отношении Церкви: “Вести линию на раскол между митрополитом Сергием (назначенным Петром временным местоблюстителем) и митрополитом Агафангелом, претендующим на патриаршее местоблюстительство, укрепляя одновременно третью тихоновскую иерархию — Временный высший церковный совет во главе с архиепископом Григорием, как самостоятельную единицу”. Дальнейшие события показали, что ОГПУ весьма успешно поддерживало противостояние между авторитетными иерархами Русской Церкви.

http://pravoslavie.ru/5422.html

Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич), митр. Ярославский и Ростовский Родился 27·IX·1854– в Тульской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тульской Духовной Семинарии. В 1881 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и 15.VIII назначен учителем Раненбургского Духовного училища, а с 7.XII помощником смотрителя Скопинского Духовного училища. Потеряв после II-мecячhoй супружеской жизни разом жену и сына, он 7.III.1895 года пострижен в монашество и I0.III рукоположен в иеромонаха. 4.ΧII.1886 назначен инспектором Томской Духовной Семинарии с возведением в сан игумена. 28.II.1888 возведен в сан архимандрита и назначен ректором Иркутской Семинарии. 10.IX.1889 хиротонисан во епископа Киренского, II-ro вик. Иркутской епархии. Хиротония совершена в Иркутске в Вознесенском соборе архиепископом Вениамином Иркутским и Нерчинским и епископом Макарием Селевгинским. С 17.VII.1893 – епископ Тобольский и Сибирский. С 4.Х.1897 – епископ Рижский и Митавский. 6.V.1904 возведен в сан архиепископа. С 13.VIII.1910 – архп. Литовский и Виленский и священно-архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря. 6.V.1912 награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 21.ΧII.1913 архиепископ Ярославский. В апреле 1917 года возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского. Как один из видных и стойких иерархов, он был избран в постоянные члены Священного Синода при Патриархе. 3 мая 1922 года Свят. Патриарх Тихон, ввиду невозможности самому управлять Русской Церковью , передал ему патриаршее пра­во и патриаршие обязанности. В том же году в конце мая митр. Агафангел лишается физической возможности управлять и Русской Церковью и своей епархией. В завещании от 25 декабря ст.ст. 1924 г. Патриарх Тихон поставил его вторым кандидатом в Патриаршие Местоблюстители. 5/18 апреля 1926 года митр. Агафангел, возвращаясь в епархию, обратился к духовенству и мирянам с особым посланием, в котором извещал их о своем вступлении в управление Русской Церковью . О том же самом он уведомил 13/26 апреля и митр. Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Еще одну попытку расколоть Российскую Церковь ОГПУ предприняло в том же 1926 г. С этой целью в апреле 1926 г. Тучков выехал в Пермь, где находился возвращавшийся из ссылки митрополит Агафангел (Преображенский). Чекист заявил святителю, что митрополит Петр, как контрреволюционер, к церковному управлению допущен никогда не будет, а митрополит Агафангел, как более лояльный, сможет получить регистрацию для Церкви. Аргументом было и то, что, согласно завещанию патриарха Тихона, митрополит Агафангел имел больше прав на церковное управление, чем митрополиты Петр и Сергий. 18 апреля митрополит Агафангел направил пастве послание, где извещал о своем вступлении в должность местоблюстителя. Митрополит Сергий со своей стороны настаивал, что в завещательном распоряжении патриарх Тихон не говорил, что местоблюститель должен принять власть временно. И если митрополит Петр принял власть, то он остается местоблюстителем до сих пор и может быть лишен ее лишь на основании суда. Священномученик Петр, получавший в заключении лишь отрывочные сведения, согласился с правами митрополита Агафангела и направил ему приветствие. Однако заместитель местоблюстителя не сдавался, указывая, что митрополит Петр не осведомлен о состоянии церковных дел и не может вмешиваться в них. Большинство архиереев Российской Церкви, видя в ситуации опасность нового раскола, поддержало митрополита Сергия. Поддержка была во многом обусловлена уважением, которое успел приобрести митрополит Сергий за время своего заместительства. Прежде всего в заслугу ему ставили успешную борьбу с григорианским расколом. Нестроения в Церкви активно использовались советской пропагандой. Газета «Известия» 1 июня 1926 г., извращая факты, издевательски писала: «Рост количества претендентов на так называемое местоблюстительство патриаршего престола за последнее время принял анекдотические размеры. » Престол " -то один, а лиц и церковных учреждений, усевшихся на патриаршее кресло, – уже трое. С одной стороны, функционирует высший временный церковный совет во главе с архиепископом Григорием, который получил церковную власть от митрополита Петра Крутицкого. С другой стороны, митрополит Сергий, объединяющий вокруг себя реакционные элементы. Он отказался выполнить постановление митрополита Петра о передаче власти ВВЦС и ведет с последним борьбу. В довершение ко всему этому на церковную арену всплыла небезызвестная фигура митрополита Агафангела Ярославского».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

34. Высочайшие награды покойного архиепископа в звании священноархимандрита В 1868 году, Высочайшим указом на имя Святейшего Синода, от 31 марта, епископ Волынский и священно-архимандрит лавры Агафангел, «по вниманию к отлично усердному служению и ревностным пастырским трудам», возведен в сан архиепископа. 28 марта 1871 года, в день Пасхи, архиепископ Агафангел Всемилостивейше пожалован кавалером ордена Св. Владимира 2–й степени большого креста, « за отлично усердное и полезное для церкви пастырское служение, ознаменованное неусыпными попечениями, о благоустройстве вверенной ему епархии и просвещенную ревность о вере православной», как выражено в Высочайшей грамоте. В заключение скажем, что покойный архипастырь, как священно-архимандрит лавры, постоянно заповедуя братии мир и братскую любовь, отличался особенно отеческой любовью и сам к ней, – он называл ее не иначе, в ответных посланиях своих на приносимые ему от братии поздравления, как достопочтеннейшими старцами, боголюбезной братией и другими подобными именами. Покойный архипастырь потрудился для лавры, в качестве священноархимандрита, 9 лет и 9 месяцев, не сполна, – скончался на 64 году своей многотрудной жизни. Господь да упокоит его в селениях праведных! 205 Отделение седьмое. Высокопреосвященный архиепископ Димитрий (с 1876 по 1882 год) 1. Назначение на Волынскую кафедру, с званием священноархимандрита лавры Высокопреосвященный Агафангел скончался 8–го марта 1876 г. в городе Житомире, и там же погребен под сводами, им же самим сооруженного и освященного кафедрального Преображенского собора, хотя сам он нередко мечтал сложить свои труженические кости на горе Почаевской, которую сколько любил и о благоукрашении которой сколько заботился. После его кончины лавра, по заведенному порядку, управляема была около двух месяцев духовным своим собором под наблюдением викария Волынского епископа преосвященного Иустина, ныне епископа Каменец – Подольского, пока в мае 1976 года на Волынскую кафедру не назначен был глубокочтимый всей землей Русской, незабвенный архипастырь Высокопреосвященнейший Димитрий, бывший архиепископ Одесский, потом Ярославский и потом в конце концов снова Одесский.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Митрополит Сергий в мае 1926 года обратился к епископату с особым обращением и получил его поддержку в претензии на церковное управление. После обмена письмами и личных переговоров, 23 мая митроп. Сергий направляет митроп. Агафангелу письмо с угрозой отстранить его от управления Ярославской епархией, если он не восстановит возношения по епархии имени митроп. Петра. “В случае неподчинения, я тем же письмом устраняю его от управления Ярославской епархией... Если же подсудимый окажется непреклонным, я просил бы решить, достаточно ли одного устранения от управления епархией, или, ввиду тяжести нарушения канонов и размеров произведенного соблазна, наложить на митр. Агафангела (Преображенского) запрещение в священнослужении впредь до решения его дела собором Архиереев”. Не дожидаясь ответа митроп. Агафангела, митроп. Сергий предает его суду архиереев, находящихся в Москве. Епископы снова поддерживают эти действия митроп. Сергия. 24 мая митроп. Агафангел отвечает телеграммой: “Продолжайте управлять Церковью. Я воздержусь от всяких выступлений, распоряжение о поминовении митрополита Петра (Полянского) сделаю, так как предполагаю ради мира Церковного отказаться от местоблюстительства”. Таким образом митрополит Агафангел отказался от своих прав и подчинился митроп. Сергию. Архиеп. Григорий прекратил свою авантюру по причине ее полной бесперспективности в таких условиях. Во главе Церкви стал митроп. Сергий и никто уже не претендовал на эту роль. Вскоре произошел эпизод, позволивший проверить искренность самого митроп. Сергия, который в письме 23 мая писал митроп. Агафангелу: “Мы оба одинаково заинтересованы в том, чтобы осталось незыблемым каноническое основание нашего первого епископа, потому что на законности этой власти зиждется все наше церковное благосостояние..”. 31 мая митроп. Агафангел получил письмо от митроп. Петра из тюрьмы, которым он приветствует вступление митроп. Агафангела в отправление обязанностей Местоблюстителя, отказываясь в его пользу от своих прав. Митроп. Агафангел немедленно известил об этом митроп. Сергия. Права митроп. Агафангела, таким образом, получили незыблемое основание, и в интересах “церковного благосостояния” митроп. Сергий должен был сразу же прекратить свою борьбу против нового Патриаршего Местоблюстителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Одесский Агафангел резко высказался против автокефалии Украинской Церкви 30 января 2008 г. 14:43 На второй день празднований в честь Рождества Христова в Спасо-Преображенском соборе Одессы митрополит Одесский и Измаильский Агафангел совершил праздничную вечернюю службу с чтением акафиста Рождеству Христову. В этот вечер в соборе собрались богомольцы из многих одесских храмов, чтобы традиционно поздравить владыку с Рождеством. По окончании богослужения в своем слове правящий архиерей Одесской епархии подверг резкой критике идею канонической автокефалии Украинской Православной Церкви. Об этом сообщает пресс-служба Одесской епархии. «Отделение Украинской Церкви пагубно для всего Православия. Это ослабление веры, это умаление святых подвижников благочестия. Мы не можем делить святых на своих и чужих. Мы не можем переписывать историю нашей Церкви», — подчеркнул владыка. Митрополит Агафангел отметил, что некоторые епископы желают канонической автокефалии Украинской Церкви. «Многие епископы получили благословение и духовное рождение в Русской Православной Церкви. Они получили благодатные дары образования и духовного воспитания, тот бесценный духовный багаж, который так необходим в пастырской деятельности. Потому такая особенная ответственность ложится сегодня на каждого, кто может защитить наше единство и нашу веру. Околоцерковные круги, политиканы с легкостью пытаются заставить нас отделиться от Русской Православной Церкви. К сожалению, есть и некоторые епископы, которые желают этого. Это пагубное явление, это не понимание того, что мы теряем наши исторические связи, становясь чужими пришельцами для той Церкви, от которой мы получили все для нашей церковной жизни, для созидания духовных основ общества», — сказал правящий архиерей Одесской епархии. Владыка также призвал паству «знать и помнить слова преподобных Лаврентия Черниговского, Кукши Одесского и многих других подвижников благочестия, которые всегда говорили о единстве Святой Руси, о единстве с Матерью-Церковью, о сохранении того духовного наследия, которое оставили нам наши предки». Пресс-служба Одесской епархии / «Православие в Украине» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/358022.htm...

По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви после завершения Божественной литургии был совершен Крестный ход вокруг собора с Касперовской иконой Божией Матери, который возглавил владыка Агафангел. Затем был отслужен праздничный молебен перед Касперовским образом Пресвятой Богородицы, по завершении которого митрополит Агафангел благословил этой иконой всех верующих. Митрополит Агафангел пожелал Блаженнейшему владыке здоровья и помощи Божией в его служении Предстоятеля Украинской Православной Церкви. В ответном слове митрополит Владимир поблагодарил владыку Агафангела за теплые слова в свой адрес, отметив, что всегда рад побывать на богохранимой Одесской земле, где он учился в духовной семинарии, а затем ступил на нелегкую стезю монашества. В тот же день Блаженнейший митрополит Владимир посетил Спасо-Преображенский Одесский кафедральный собор, где ознакомился с ходом отделочных работ в верхнем храме. Затем в Свято-Андреевском зале собора состоялся торжественный прием в честь Предстоятеля Украинской Православной Церкви. В нем приняли участие руководители области и города, Генеральные консулы России, Греции, Болгарии, Румынии и Грузии, народные депутаты и Герои Украины, представители депутатского корпуса и общественности. Открывая это праздничное мероприятие, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел подчеркнул, что прибытие в город Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины стало радостным событием для всех одесситов, поэтому «тысячи верующих пришли в Свято-Успенский Одесский кафедральный собор, чтобы помолиться с Предстоятелем Украинской Православной Церкви, получить его благословение». В своих выступлениях председатель Одесского областного Совета Н.Л. Скорик, заместитель Одесского городского головы М.И. Кучук и депутат Верховной рады С.В. Кивалов сердечно приветствовали Блаженнейшего владыку Владимира и благодарили его за то, что он в своем напряженном графике нашел время для посещения Одессы. На приеме также выступили Генеральный консул Российской Федерации в Одессе А.Г. Грачев, Генеральный консул Греции в Одессе Й. Даварис, прокурор Одесской области В.С. Присяжнюк, председатель Апелляционного хозяйственного суда В.С. Балуха и другие. Выступавшие единодушно отметили, что визит Блаженнейшего митрополита Владимира в Одессу стал важным событием в жизни города.

http://patriarchia.ru/db/text/694596.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010