5 . Преосвященному митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому], к коему дважды Патриаршим Синодом, для увещания и для ознакомления с положением церковных дел, посылались члены Временного Патриаршего Синода, заявившему последним, что он не порывает молитвенного общения ни с митрополитом Сергием, ни с единомышленными ему епископами, и только в административном отношении он отмежёвывается, не считая для себя и Ярославской епархии обязательными как распоряжения митрополита Сергия, так и Временного Патриаршего Синода, разъяснить, что «административная власть епископа, а в данном случае Первоиерарха, зависит от его духовной власти, полученной им при хиротонии. Эта власть может прекратиться тогда, когда подлежащий епископ решением Синода, как пишет выдающийся православный канонист Никодим Милаш , лишён будет её, т. е. когда он будет низложен. Если же он не лишён синодальным постановлением духовной власти, т. е. прав священнодействовать, то он не может быть лишён и административной власти до тех пор, пока не совершит преступления, по своей тяжести влекущего за собой низложение» (Толкование на 16-е правило Двукратного Собора). Митрополит Сергий не лишён духовной власти, не совершил преступлений, влекущих по своей тяжести низложение, не лишены по этому же духовной власти и члены Временного Патриаршего Синода... А потому, отказавшись от административного подчинения митрополиту Сергию без достаточных поводов и оснований, Ярославский митрополит Агафангел подлежит на основании 14–15-го правил Двукратного Собора суду и наказанию – запрещению в священнослужении, каковое наказание он, митрополит Агафангел, сам себе указывает, когда в беседе с командированным к нему для увещания архиепископом Вятским Павлом [Борисовским] заявил, что «протестующим (против заявления митрополита Агафангела Преображенского об отделении от митрополита Сергия Страгородского , как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя) священникам» он говорит: «Если недовольны, то я вас не стесняю, не задерживаю; уходите в другие епархии, к другим епископам, а в моей епархии вы должны мне подчиняться, иначе я вас запрещу». Требуя от священников Ярославской епархии подчинения себе, как правящему архиерею, и исполнения его распоряжений под угрозою за неисполнение и неподчинение запрещения, митрополит Агафангел сам должен, своим примером, показать послушание и подчинение митрополиту Сергию, как Заместителю Патриаршего Местоблюстителя и Временному Патриаршему Синоду, иначе, по собственному же его суду, будет подлежать увольнению от управления епархией с запрещением в священнослужении. |
Весной 1926 г. поддержал претензии на высшую церковную власть Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского). Публичные выступления П. против заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) привели к разрыву общения П. с находившимися в Харькове высланными из своих епархий укр. архиереями. После отказа митр. Агафангела в июне того же года от претензий на полномочия патриаршего местоблюстителя П. вступил в переписку с руководителями григорианского раскола - архиепископами Свердловским Григорием (Яцковским) , Можайским Борисом (Рукиным) и Донским митр. Митрофаном (Симашкевичем) , но не согласился присоединиться к григорианскому Временному высшему церковному совету (ВВЦС). В течение неск. месяцев П., по его более поздним показаниям, «ни от кого не признавал административной зависимости и вел церковную работу самостоятельно», продолжал вести переписку с митр. Агафангелом. Резко отрицательно воспринял «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия и Временного Синода РПЦ. Осенью 1927 г. обратился к митр. Агафангелу с письмом, в к-ром обвинил митр. Сергия в узурпации церковной власти. В ответном послании Ярославский архиерей поддержал эту позицию. После отделения митр. Агафангела и его викариев от митр. Сергия в февр. 1928 г. П., очевидно, принял решение о присоединении к «Ярославской оппозиции». В это время П. написал получившее известность среди церковной общественности письмо «Критические замечания по поводу второго послания митр. Сергия», в к-ром отрицалась каноничность власти заместителя местоблюстителя и делался вывод: «...самое широкое самоуправление православных епископов до времени Собора, согласно постановлению Патриаршего Синода от 7/20 ноября 1920 года, вот по нашему мнению, правильный лозунг нашего времени». В апр. 1928 г. П. направил митр. Сергию заявление об отделении от него, после чего был запрещен в священнослужении постановлением заместителя местоблюстителя и Временного Синода. |
Памятным событием того времени было перенесение мощей прей. Евфросинии из Киева в её родной город Полоцк. Оно тоже было обставлено весьма торжественно (торжества продолжались с 19 апреля по 22 мая, во многих городах епархии) и послужило оживлению религиозной настроенности православных. Достойно упоминания учреждение в конце 1909 г. при Свято-Духовском Братстве Литовского Епархиального Древлехранилища (что-то вроде музея древности), задачей которого было «собирание, хранение, а также описание и изучение предметов церковной старины с целью дать возможное представление о ходе церковноисторической жизни в крае». Для духовенства епархии немаловажным событием было повышение жалованья. Решение об этом было принято 20 мая 1908 г. Третьей Государственной Думой, признавшей «существующий способ обеспечения духовенства через поручное даяние за требы унизительным и вредным для пастырской его службы Церкви и народу». 5 июня 1910 г., находясь в С.Петербурге по делам Святейшего синода, скоропостижно скончался архиепископ Никандр. Его преемником на Литовской кафедре стал, упоминаемый уже, архиепископ Рижский и Митавский АГАФАНГЕЛ (Преображенский). Рижской епархией он управлял около 12 лет, так что с ситуацией в регионе был достаточно знаком, хотя религиозная обстановка в Литовской епархии и была несколько сложнее, чем в Латвии. Архиепископ Агафангел, как и его предшественник, был выходцем из преподавательской среды. Окончив в 1881 г. Московскую Духовную Академию и женившись, он несколько лет преподавал в духовных школах, и только лишившись семьи (жена и сын в одночасье померли), принял (в 1885 г.) монашеский постриг и спустя четыре года был уже хиротонисан во епископа, став викарием Иркутской епархии. Современники (в бытность его уже в Рижской епархии) отмечали, что это был «...тонкий дипломат и умный администратор...». «Он был человек – внешностью и поведением – князь, душой же глубоко верующий, труженик и дружелюбен ко всем», – писал о нём журнал «Вера и жизнь» (1936, На Литовской кафедре он пробыл всего три с половиной года: в январе 1914 архиепископ Агафангел был переведён на Ярославско-Ростовскую кафедру. Не последнюю роль в этом сыграло обострение отношений с местными государственными чиновниками. |
5 . Преосвященному митрополиту Ярославскому Агафангелу, к коему дважды Патриаршим Синодом, для увещания и для ознакомления с положением церковных дел, посылались члены Временного Патриаршего Синода, заявившему последним, что он не порывает молитвенного общения ни с митрополитом Сергием, ни с единомышленными ему епископами и только в административном отношении он отмежёвывается, не считая для себя и Ярославской епархии обязательными как распоряжения митрополита Сергия, так н Временного Патриаршего Синода, разъяснить, что «административная власть епископа, а в данном случае Первоиерарха, зависит от его духовной власти, полученной им при хиротонии. Эта власть может прекратиться тогда, когда подлежащий епископ решением Синода, как пишет выдающийся православный канонист Никодим Милаш , лишён будет её, т. е. когда он будет низложен. Если же он не лишён синодальным постановлением духовной власти, т. е. прав священнодействовать, то он не может быть лишён и административной власти до тех пор, пока не совершит преступления, по своей тяжести влекущего за собой низложения» (Толкование на 16-е правило Двукратного Собора). Митрополит Сергий не лишён духовной власти, не совершил преступлений, влекущих по своей тяжести низложение, не лишены по этому же духовной власти и члены Временного Патриаршего Синода... А потому, отказавшись от административного подчинения митрополиту Сергию без достаточных поводов и оснований, Ярославский митрополит Агафангел подлежит на основании 14–15-го правил Двукратного Собора суду и наказанию – запрещению в священнослужении, каковое наказание он, митрополит Агафангел, сам себе указывает, когда, в беседе с командированным к нему для увещания архиепископом Вятским Павлом, заявил, что «протестующим (против заявления митрополита Агафангела Преображенского об отделении от митрополита Сергия Страгородского , как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя) священникам» он говорит: «Если недовольны, то я вас не стесняю, не задерживаю; уходите в другие епархии, к другим епископам, а в моей епархии вы должны мне подчиняться, иначе я вас запрещу». Требуя от священников Ярославской епархии подчинения себе, как правящему архиерею, и исполнения его распоряжений под угрозою – за неисполнение и неподчинение, – запрещения, митрополит Агафангел сам должен, своим примером, показать послушание и подчинение митрополиту Сергию, как Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, и Временному Патриаршему Священному Синоду, – иначе, по собственному же его суду, будет подлежать увольнению от управления епархией с запрещением в священнослужении. |
Я в остальном буду безмолвен, потому что Владыка будет служить в Крестовой в 6 часов утра; в соборе будет служить Кафедральный протоиерей с многочисленным духовенством, а я буду служить обедню и молебен в гимназии до уроков. Очень приятно, что редактор исполнил мою просьбу и присылает Вам Вятские Епархиальные Ведомости. – О. редактора просил я печатать биографию через номер, чтобы я успевал справляться с нею. Теперь подготовил я трактат: о безымянном доносе о. Агафангела, 1468 о последствиях доноса, 1469 Синодском шуме, волнениях, размолвке митрополитов, интриге Протасова, 1470 отобрании литографированного перевода, о допросе Павского 1471 и проч… Остается написать свой взгляд на всю путаницу этого дела, представить оправдывающие стороны о. Агафангела из имеющихся у меня аргументов, и защитить от различных нареканий по этому делу великого Московского Святителя Филарета, которого ошибочно представляют подстрекателем о. Агафангела (биографы 1472 Павского и сам Павский). Печатание биографии продолжится, вероятно, около 3-х лет, и должно быть её листов 40–45 печатных. —32— С чувствами сыновнего благоговения и совершенной покорности к Вам пребываю»… Из Петербурга конфиденциально писал мне от 3-го числа Обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев : «Преосвященнейший Владыко. На сих днях пришлось исключить из здешней духовной академии несколько студентов, обличенных в крайней неблагонадежности революционного свойства. Все они отправлены на родину. В том числе двое тверских. Один 4 курса – Андрей Фаворский, другой 3 курса Николай Преображенский. Без сомнения они появятся в Твери, и, будучи одержимы духом пропаганды, постараются развращать Семинарию и без того шатающуюся. Итак, не благоволите ли, Преосвященнейший Владыка, приказать принять должные против сего меры. К сожалению, не могу скрыть, что на нынешнего Ректора 1473 не можем в сем отношении положиться, о чём я уже имел случай писать Вам ранее. Между тем – во всех Духовных Академиях Тверские воспитанники заслужили себе невыгодную репутацию, и немало их встречается в делах и следствиях политического свойства. |
2. Жизнеописание Тихона, Патриарха Московского и всея Руси: Рукопись Письмо митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] к Патриаршему Местоблюстителю, митрополиту Крутицкому Петру [Полянскому] ...Письмо Вашего Высокопреосвященства от 9 июня [н. ст.] с. г. с подтверждением передачи Патриаршего Местоблюстительства нашему смирению я имел честь получить. Искренне благодарю за выраженное Вами мне доверие. Но принять на себя обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола не могу, ввиду преклонности лет и крайне расстроенного здоровья. При сем позволяю себе рекомендовать Вашей Святыне передать вместо меня Патриаршее местоблюстительство первоиерархам Кириллу [Смирнову], митрополиту Казанскому, или Арсению [Стадницкому], митрополиту Новгородскому. С глубоким уважением и неизменною преданностью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою митрополит Агафангел. 12 июня 1926 г. г. Москва. С подлинным верно: Патриарший Местоблюститель митрополит Пётр. В вышеозначенном моем письме (отношении) от 27 мая (9 июня) с. г. Было так же оговорено, что если Высокопреосвященный митрополит Агафангел по каким- либо обстоятельствам будет лишён возможности нести обязанности Патриаршего Местоблюстителя, то таковые снова переходят ко мне, а в моё отсутствие замещающим Патриаршего Местоблюстителя снова восстанавливается Высокопреосвященный Сергий, митрополит Нижегородский. Патриарший Местоблюститель митрополит Пётр. 1. Архив составителя 2. Люперсольский Н., протоирей, Митрополит Сергий – законный, каноничный Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Вятка. 1928 3. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж. 1933 4. Ионии [Снычев]. митрополит. Церковные расколы Определение двадцати четырёх епископов по существу письма-запроса Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] от 11(24) мая 1926 г. о мерах канонического воздействия на незаконные притязания на местоблюстительство со стороны митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] |
09(22).05.1935–25.12(07.01).1936: Глазовская, паки 07(20).01.1937–04.1937: Ижевская Авраамий Иванов 18(31).03.1924–: Тифлисская (обн.), в. у. Авраамий Чурилин 22 .02(07.03).1926–27.04(10.05).1928: Сызранская 19 .09(02.10).1928–20.10(02.11).1928: Нолинская 20 .10(02.11).1928–30.06(13.07).1930: Скопинская 16(29).09.1931–08(21).05.1935: Марийская 08(21).05.1935–05(18).06.1936: Пензенская Агапит Борзаковский 29 .11(12.12).1921–12(25).05.1924: Карачевская 12(25).12.1921–12(25).05.1924: Дмитровская, в. у. 2(15).11.1923–12(25).05.1924: Брянская, в. у. 12(25).05.1924–08(21).12.1929: Брянская 04(17).06.1930–22.11(05.12).1933: Стародубская 22 .11(05.12).1933–08.1936: Новоторжская Агапит Вишневский 04(17).10.1911–1919: Днепропетровская 10 .1922–14(27).11.1922: Днепропетровская (обн.) Агафангел Преображенский 22 .12(04.01).1913–03(16).10.1928: Ярославская 30 .04(13.05).1922–12(25).06.1923: Московский и всея России Патриархат, в. у. Агафангел 1926–1934: Темниковская (григ.) Агафодор Преображенский 17(29).07.1893–18(31).07.191 9: Ставропольская Адам Филипповский Филадельфийская и Карпато-Русская (заруб.) 1944–17(30).07.1954: Филадельфийская и Карпато-Русская (заруб.), паки Адриан Анцино-Чекунский 1922–: Углицкая (обн.) –1922: Каменец-Подольская Адриан Компанийцев 08(21).05.1924–04(17).07.1925: Конотопская 29 .08(11.09).1925–07(20).11.1925: Юрьевская (обн.) 07(20).11.1925–1926: Каменская (обн.) 1926–21.10(03.11).1927: Конотопская (обн,), паки Александр Авдентов 15(28).10.1922–01(14).05.1923; Новосибирская 18(31).08.1923–20.09(03.10).1923; Красноярская 20 .09(03.10).1923–15(28).11.1923: Томская (обн.) 1924–1925: Красноярская (обн.), паки 10(23).06.1925–1926: Красноярская (обн.), в третий раз 1926–: Алтайская (обн.) 11 .1927–: Забайкальская (обн.) 1927–11.1927: Викариатство Новосибирской епархии (без упомин. епарх. города) (обн.) 10 .1933–: Красноярская (обн.), в четвёртый раз 05 .1935–09.1935: Моршанская (обн.) 09 .1935–09(22).04.1936: Владимирская (обн.) 09(22).04.1936–18(31).08.1937: Иваново-Вознесенская (обн.), в. у. |
протоиерею» о правах и обязанностях Заместителя и его Декларации от 16(29) июля 1927 г. Деяние Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Священного Патриаршего Синода Письмо митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] по вопросу о позиции «ярославской группы» Ответная телеграмма митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] Т. И. Кобышеву по вопросу об отношении сего митрополита к высшей церковной власти и другим церковным группировкам 1928. Декларации православных архипастырей в г. Новгороде-Северском, Глухове, Лубнах с выражением гражданской лояльности и аполитичности Православной Русской Церкви, изданные в развитие Декларации Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Патриаршего Священного Синода от 16(29) июля 1927 г. «Готовый текст» для подписки об отречении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного Патриаршего Священного Синода, распространяемый среди православного населения епископами-оппозиционерами Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] по делу «ярославской группы» Письмо митрополита Новгородского Арсения [Стадницкого] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию [Страгородскому] о своей непричастности к иосифлянскому расколу 1928. “К характеристике митрополита Сергия” (брошюра). Автор неизвестен. (Нижний Новгород) 76. Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного при нем Патриаршего Священного Синода по «делу о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Вотской и Воронежской епархиях» Ответное письмо ярославской группы архиереев Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] Письмо митрополита бывшего Ленинградского Иосифа [Петровых] к Евгению Александровичу Тучкову 110. |
«5/18 Мая после всестороннего обсуждения вопроса о моих правах Вы при свидетелях определённо изъявили согласие передать мне права, дела, управление, обещаясь известить иерархов об этой передаче; всё это зафиксировано стенограммой; результаты мной сообщены многим; сделаны некоторые предварительные распоряжения. Теперь Вы, к удивлению моему, отказываетесь от передачи и тем готовите новую смуту. Вынужден буду сделать решительный шаг, опубликовав через особое послание результаты нашего соглашения и Ваш последующий отказ. Всякую ответственность за последствия с себя снимаю. Митрополит Агафангел» 424 . После этого послания митрополит Сергий всячески уклонялся от личных встреч и бесед с митрополитом Агафангелом. Затем, 31 Мая (13 Июня) 1926 года митрополит Сергий (Страгородский) направил письмо митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому), где назвал незаконным и неканоничным его право на Местоблюстительство Патриаршего Престола. Хотя кандидатура Агафангела была избрана покойным Патриархом Тихоном как первенствующая по отношению к Петру и Кириллу и по выходе из заключения он списался с митрополитом Петром и с его благословения принял его преемство, Сергий представил дело так, будто претензии митрополита Ярославского являются делом его собственных интриг и стремления к власти. «Вы объявили себя Местоблюстителем при живом законном Местоблюстителе, то есть совершили деяние, влекущее за собой даже лишение сана..., – писал Сергий, – ... Я испрашивал мнения архиереев, – можно ли в случае Вашего неподчинения ограничить подсудную меру только временным устранением Вас от управления епархией или необходимо запретить в священнослужении». Письмо заканчивалось откровенно лицемерными словами: «В надежде на скорый и утешительный Ваш ответ, остаюсь с братской о Христе любовью и совершенным почтением Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугой и богомольцем. За Патриаршего Местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский». 425 Видя, что подобная борьба послужит дальнейшему ослаблению Церкви, митрополит Агафангел отказался от своих прав «ради мира Церковного». 426 |
поддержать организованный ОГПУ ВВЦС привел к тому, что предъявленное 21 янв. 1926 г. местоблюстителю обвинение по ст. 68 УК РСФСР («укрывательство и пособничество, не связанные с непосредственным совершением контрреволюционных преступлений») было переквалифицировано 10 апр. 1926 г. на обвинение по ст. 62 («действие, направленное на свержение завоеванной пролетарской революцией власти рабоче-крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР Рабоче-Крестьянского Правительства», наказание - вплоть до высшей меры). П. опротестовал это обвинение и заявил ОГПУ, что его «отношения к Советской власти всегда были добросовестными и безупречными» (Кифа. 2012. С. 756). После неудачи с ВВЦС ОГПУ попыталось спровоцировать др. разделение в РПЦ, используя для этого возвращение из сибир. ссылки Ярославского митр. Агафангела (Преображенского). 18 апр. 1926 г., после переговоров с Тучковым, митр. Агафангел выпустил послание к РПЦ, которым без согласования с П. или митр. Сергием объявил себя патриаршим местоблюстителем. 30 апр. митр. Сергий отказался передавать митр. Агафангелу полномочия по управлению РПЦ, ссылаясь при этом на П., к-рый «принял власть законным путем и, следовательно, может быть ее лишен только на законном основании, т. е. или в случае добровольного отказа, или по суду архиереев» (Акты свт. Тихона. С. 458). 13 мая митр. Сергий и митр. Агафангел смогли встретиться в Москве в помещении ОГПУ и в присутствии Тучкова достигли соглашения, согласно к-рому первый передаст второму церковную власть по окончании дела П., если оно закончится его осуждением. 16 мая митр. Сергий, вернувшись в Н. Новгород, написал митр. Агафангелу письмо, в к-ром предложил ему в случае осуждения П. гражданским судом взять на себя инициативу по его преданию суду церковному и только после этого предъявлять свои права, «как старейшего», на должность заместителя местоблюстителя. 5 мая 1926 г. в ОГПУ было составлено пространное обвинительное заключение по следственному делу П. и еще 29 чел., привлеченных вместе с ним. |
| |