17 . Мчч.: Мирона, Стратона, Филиппа, Евтихиана, Киприана, Фирса, Левкия, Короната, и дружины их Павла и Иулиании сестры его, Патрокла; прп. Алипия, иконописца Печерского. 18 . Мчч.: Флора и Лавра, Ерма , Серапиона, Полиена, Илариона, Дионисия и Ермиппа; сщмч. Емилиана и иже с ними; свв. патр. Константноп. Иоанна и Георгия. Св. Флор и Лавр († II: в.), каменотесы по ремеслу, при всех своих житейских занятиях достигли царства небесного; значит, можно и в мире спастись и нет необходимости для спасения души непременно удаляться в пустыню и скитаться по дебрямь, как учат странники-бегуны. 19 . Мч. Андрея Стратилата и с ним 2593 мчч., Тимофея, Агапия и Феклы. Празднование Пресв. Богородицы Донская. 20 . Прор. Самуила, мчч.; Севира пресвитера, Мемнона сотника и с ним 37 других. 21 . Ап. Фаддея, мчч.: Вассы и чад ее: Феогния, Агапия и Циста; преставление прп. Авраамия архиман., Смоленского чудотв.; прп. Авраамия Печерского, трудолюбивого. 22 . Мч. Агафоника и иже с ним: Зотика, Феопрепия, Акиндина, Севериана и др.; мц. Евлалии девы, прп. Анфусы, сщмч. Афанасия епископа; мчч.: Харисима и Неофита, празднование иконе Пресв. Богородицы Грузинская. 23 . Отдание праздника Успения Богородицы. Мч. Луппа, сщмч. Иринея, еп. Лионского; свт. Каллиника, патр. Константиноп.; прпп. Евтихия и Флорентия. Свт. Ириней Лионский († 202 г.) ревностно распространял веру Христову и боролся с еретиками. От него осталось сочинение: «Пять книг против ересей», в котором он говорит, что только в Церкви православной находится истина и только чрез нее, как дверь, можно войти в царство небесное, вне же ее нет спасения. «Те, которые не прибегают к Церкви, не причастны действию Духа Св. и потому лишают себя блаженной жизни». Следовательно, наши несчастные братья раскольники и сектанты, блуждающие, как овцы, вне ограды Церкви, – не могут иметь надежды на спасение. 24 . Сщмч. Евтиха; перенесение честных мощей свт. Петра, митр. Киевского и всея России чудотв.; преставление прп. Арсения Комельского; прп. Георгия Лимниота, исповедника; мч. Татиона, мц. Сиры девы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

– Где те девы, о мученической кончине коих было открыто тебе в видении? Узнав, где находится их жилище, она пришла к ним, с любовью приветствовала их и пробыла у них одну ночь, ведя с ними душеспасительную и исполненную божественной любви беседу, в которой возбуждала их мужественно, до крови, постоять за Жениха своего – Христа. Увидав в дому священника мощи святого мученика Христова Хрисогона, своего любимого учителя, Анастасия долгое время плакала над ними, обливая их слезами и поручая себя молитвам сего святого. После сего она снова вернулась в город Аквилею, и там продолжала совершать обычное свое служение узникам Христовым, заключенным в темницах, помогая им от своего имущества. Действительно все так и произошло, как сказал в видении святой Хрисогон священнику Зинону: спустя десять дней сей святой пресвитер преставился ко Господу, а три святые девы Агапия, Хиония и Ирина были схвачены и отведены к императору Диоклетиану на мучения. Увидав их, император, спросил: – Какое безумие научило вас последовать жалкому и скверному заблуждению, унижая справедливый закон наш и презирая, как нечто нечистое, наших богов? Но так как я вижу, что вы знатного рода, молоды и прекрасны, то, сожалея вас, советую вам пощадить себя. Отрекитесь от вашего Христа и принесите жертву богам, и я дам вам из своей свиты трех юношей знатного рода, вполне достойных вашей красоты, чтобы вы имели славных мужей, ради которых и сами будете в почести. На сии царские прельщения ответила старшая сестра, святая Агапия: – Царь, тебе надлежит заботиться о народных делах, о иноплеменниках, о войсках, а ты говоришь многое несправедливое, унижая Живого Бога, помощь Коего тебе весьма необходима и благость Коего долготерпит о тебе; ты же Его хулишь. Тогда Диоклетиан сказал: – Сия девица безумна; приведите ко мне другую. После того к нему привели ее сестру, святую Хионию, которая сказала царю следующее: – Моя сестра, царь, не безумна. Наоборот, рассуждая здраво, она показала неправоту твоего увещания – поклониться идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Предположение о присоединении Руси к Херсонской архиепископии теперь отвергнуто, так как согласно нотациям Константинопольского патриархата у нее никогда не было епископов-суффраганов. 723 Гипотеза о подчинении Руси Антиохийскому патриархату, вновь получившая развитие в последнее время, 724 не меняет сути дела. Антиохию в 969 г. вернули в состав Империи, и она так же зависела от императора, как Константинополь. Василий II в 989 г. отправил Антиохийского патриарха Агапия в ссылку в наказание за поддержку мятежников, а в 996 г. сместил окончательно и поставил на его место Иоанна, хартофилакса Софии Константинопольской. 725 А. Поппе показал, что согласно нотациям Константинопольского патриархата митрополия была основана вскоре после крещения Руси в период с 976 по 997 г. 726 В «Церковной истории» Никифора Каллиста (около 1317 г.) упоминается о переводе во времена Василия II митрополита Феофилакта из Севасты в Россию, 727 Никифор приводит этот случай в числе целого ряда примеров перевода церковных иерархов, в том числе упоминая и перемещение Агапия на Антиохийскую патриархию с епископии Халеба (Алеппо). Вообще такие переходы запрещались церковными канонами и допускались только в исключительных случаях. Сохранилось византийское сочинение «О перемещениях», в двух списках памятника (ГИМ, Син. 336 и Bibliotheca Vaticana, Cod. Vat. 1455) также упоминается о переходе митрополита Феофилакта. 728 Единственной хронологической привязкой в текстах служит указание на правление Василия II, скончавшегося в 1025 г. Известно, что в 997 г. митрополитом армянской Севасты стал Феодор, автор несохранившегося исторического сочинения. Феофилакт мог быть и его предшественником, и его преемником. 729 А. Поппе считает наиболее вероятным, что Феофилакт был предшественником Феодора, и отождествляет его с анонимным митрополитом Севасты, о котором писал младший современник событий, армянский историк Степанос Таронский по прозвищу Асохик. Митрополит Севасты отличался большой жестокостью по отношению к священникам Армянской церкви, так как с точки зрения ортодоксального христианства они были еретиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Светлая эллинская халкидонская мысль там не умерла. Носителем и ревнителем ее на фоне спячки епископской массы явился свободолюбивый человек, вошедший в иерархию из среды светской администрации. Это был Антиохийский патриарх Ефрем. B роли местного губернатора он укротил в Антиохии бунт партии «голубых» и стал очень популярен. Когда в 526 г. при землетрясении погиб патриарх Евфрасий, народ избрал Ефрема. Он был аскетом и литературно полемизировал с монофизитами. Видя предательство Халкидона на Востоке, Ефрем откровенно написал об этом новоизбранному в 535 г. папе Агапию. Папу Агапия, как и его предшественника папу Иоанна I, политическая зависимость от готских королей вынудила ехать в Константинополь. И он поехал туда не по доброй воле, a как посол короля готов Теодагата. Полководец Юстиниана Велизарий сильно потеснил на территории Италии армию Теодагата. Избегая поражения, Теодагат и направил папу к Юстиниану для заблаговременных мирных переговоров. Угнетенные толерантной политикой Юстиниана, православные рады были наезду папы и встречу Агапия с Севиром уподобляли встрече апостола Петра с Симоном Волхвом. Папа Агапий повел себя властно и строго. Он не вступил в общение с патриархом Анфимом, считая, что отрыв его от Трапезундской кафедры неканоничен. Но догматический запрос Анфиму послал: признает ли Анфим во Христе две природы? Анфим был человек тихий, не боец. Он счел для себя нужным просто отречься от патриаршества и уйти в затвор. Его высокая покровительница Феодора предложила Анфиму поселиться y нее во дворце, в тайной келье, где он и прожил никому неведомый 12 лет в посте. Так совмещается аскеза с ересью монофизитства. На место патриарха Константинопольского сам папа Агапий поставил пресвитера Мину, строгого «халкидонца.» Хотя папа и умер скоропостижно в Константинополе, но собор утвердил его решение в присутствии представителей папы: 6 итальянских епископов и 5 римских диаконов, в числе коих были и будущие папы Вигилий и Пелагий. Этот крутой поворот политики Юстиниана, все время двоившейся между двумя ориентациями — на Запад, к папе римскому и на Восток к воссоединению монофизитов, — объясняется в данный момент, как мужественной твердостью папы, так и нуждой в его поддержке Юстиниана, затеявшего войну с остготами на Западе. A папу вдохновляли в Константинополе ревнители православия монахи-акимиты. По формулировке римского источника — Liber pontificalis, конфликт Юстиниана с папой заострился в таком диалоге: «Я тебя заставлю быть в согласии со мной или пошлю тебя в ссылку,» — сказал Юстиниан. «А я, — ответил Агапий, — желал приехать к христианнейшему императору Юстиниану, и вот передо мной — Диоклетиан. Однако твои угрозы меня не запугают.» Монахи 67 константинопольских монастырей и апокрисиарии восточных епископов, бывшие в Константинополе, подали просьбу папе — разогнать монофизитский «штаб,» образовавшийся в столице. Папа передал эти просьбы Юстиниану, но сам был поражен внезапной болезнью, слег и вскоре умер.

http://sedmitza.ru/lib/text/435230/

189 Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. 5. Ч. 1. («Златая Цепь»). С. 186 1751). 195 Памятники отреченной русской литературы/Собр. и изд. Н. Тихонравовым. М., 1863. Т. 2. С. 323–338. 207 Там же. Л. 288в. По отношению к данной подробности могут быть предложены разные варианты понимания: 1) кораблем правят трое – и тогда тут догматико-богословский контекст: «Агапия путеводствует Троица»; 2) кораблем правят трое, но под «двумя мужами» подразумеваются апостолы Петр и Павел, чему аналогий в литературе средневековья достаточно, – и тогда глубина символичности тут не велика; 3) в текст вкралась ошибка, и, учитывая подробности сходных эпизодов последующего повествования, должно читать «дванадесять», – тогда тут экклезиологический контекст: Агапия путеводительствуют Христос и 12 апостолов, то есть Церковь Нового Завета. 228 Ванеева Е. И. Александрия Сербская//СККДР. Л., 1988. Вып. 2: (вторая половина 14–16 в.). Ч. 1: А–К. С. 22–23. 260 Афанасьева Е. В. К вопросу о связях древнегреческой, среднегреческой и сербской редакций романа об Александре Македонском//Древнерусская литература: Источниковедение. Л., 1984. С. 37. 265 Невоструев К. И. Слово св. Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку 12 в. С. 32, 36. 266 Тайная тайных//ПЛДР: Конец 15 – первая половина 16 века. С. 548, 550 (подг. текста Д. М. Буланина). 268 На это ясно указывает, пожалуй, единственная в отечественной научной литературе специальная работа – диссертация протодиакона (ныне протоиерея) Сергия Правдолюбова на соискание ученой степени магистра богословия: «Великий канон» святого Андрея Критского : (История. Поэтика. Богословие.). Загорск: Моск. дух. ак., 1987. Т. 1–5 (машинопись). 270 Триодь Постная. М., 1992. Ч. 1. Л. 89–94, 100 об.–105, 111 об.–116, 121–125 об.; 294 об.–313 об. 273 Филарет (Гумилевский) , архиеп. 1) Историческое учение об отцах Церкви. Св.-Тр. Серг. лавра, 1996 (репр. изд.). Т. 3. С. 242; 2) Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Св.-Тр. Серг. лавра, 1995 (репр. изд.). С. 199; Скабалланович М. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1913. Вып. 2. С. 268; Голубцов А. П. Из чтений...: Литургика. С. 220; Правдолюбов С. «Великий канон» святого Андрея Критского . Т. 2. С. 56–60.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архимандрит Макарий, основатель Алтайской духовной миссии (Память 18 мая) Архимандрит Макарий, в мире Михаил Яковлевич Глухарев родился 8 ноября 1792 года в городе Вязьме, Смоленской губернии. Родители его – священник Введенской соборной церкви о. Иаков Глухарев и мать Агапия – пользовались большою любовью вязьмитян за свою скромную и благочестивую христианскую жизнь. О. Иаков, окончивший полный семинарский курс со званием студента, был примерным священником в усердном исполнении своих пастырских обязанностей, с любовью успешно занимался проповедничеством, влиял на паству как своей ученостью, так и прекрасными нравственными качествами. Это был человек, по отзыву самого о. Макария, неизменного праводушия, общего всем доброжелательства, веры и упования на Промысл Божий И христианского мужества, скорбями искушенного. Жена его Агапия, – умная и образованная по своему времени, споспешествуя о. Иакову в строгой христианской жизни, отличалась по преимуществу кротостью и смирением. По смерти их долго добрая память о них жила и хранилась в Вязьме и ее окрестностях. Под руководством сей-то благословенной Богом четы провел детство и юность Михаил Яковлевич. Одаренный от природы богатыми способностями, впечатлительный и восприимчивый мальчик всецело поддался влиянию своих родителей и перевоплотил в себя их добродетели. О. Иаков сам занялся первоначальным образованием своего Михаила с ранних его лет. Он настолько достаточно подготовил его, что семилетний мальчик уже делал переводы с русского на латинский. 8-летнего о. Иаков включил его в Вяземское духовное училище прямо в инфиму, т.-е. третий класс. Мальчик учился здесь очень хорошо, был прекрасного поведения, исправен во всем, но тогдашний суровый дух школьного воспитания оставил на нем глубокий, далеко не безвредный след. От жестокого и грубого обращения наставника, непомерных уроков здоровье мальчика чувствительно надорвалось: он навсегда остался с острою болью в груди, слабым голосом и болезненным организмом, что немало повлияло на развитие его характера. Из Вяземского духовного училища Михаил Яковлевич переведен был в Смоленскую духовную семинарию, где в 1813 году окончил курс студентом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Михаил, с деянием», где встречаются сцены, характерные только для молдавских росписей («Видение равноап. Константина перед битвой на Орлином мосту», «Выбор христианской столицы»). Особый случай представляет знаменитая коллекция икон из скита Вэлени. В 1935 г. Й. Д. Штефэнеску обнаружил в деревянной Преображенской ц. скита уникальное собрание из 139 икон (34 из них под поздней записью). Согласно Штефэнеску, часть икон входила в 3 иконостаса (1-й пол. XVI в., рубежа XVI и XVII вв. и сер. XVII в.), остальные были развешаны на стенах церкви в 2-3 регистра, несколько икон относилось к XIX в. ( tef nescu. 1935. Р. 567-590). На данный момент известна 71 икона из этого собрания (исключая поздние иконы XIX в.), из них часть находится в Вэлени, другие - в собраниях митрополии Молдовы и Буковины, монастырей Бистрица, Агапия и Вэратек и др. церквей. Первый иконостас в старой деревянной церкви, построенной Петру IV Рарешем, был малых размеров (ок. 3,5 м), от него сохранились царские врата с образом «Благовещение, с пророками Давидом и Соломоном», иконы праздничного ряда: «Крещение Господне» (Вэратек), «Преображение» (Агапия) и «Вознесение Господне» (Бистрица),- почти полный деисусный ряд (Вэлени), отсутствует только икона Божией Матери с арх. Михаилом, составляющая пандан иконе св. Иоанна Предтечи с арх. Гавриилом. 12 апостолов изображены попарно, к ним добавлены также 2 иконы св. диаконов - Романа и Стефана, Прохора и Амона. Ок. 1600 г. господарь Иеремия Мовилэ увеличил помещение деревянной церкви и украсил ее новым иконостасом (ок. 4,5 м), из которого в собрании мон-ря Вэратек сохранились царские врата, иконы местного ряда («Деисус, с апостолами», «Пресв. Богородица «Одигитрия», с пророками», «Преображение Господне» и «Свт. Николай Чудотворец» (последняя полностью переписана в нач. XX в.)), из праздничного ряда известны композиция «Сошествие во ад» (Бистрица) и иконы деисусного ряда, также парные изображения апостолов и св. диаконов, «Пресв. Богородица и арх. Михаил», «Св. Иоанн Предтеча и арх.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

– В монастырь навсегда. – Пообедай сначала. Но у Любы всё просто: если старец сказал немедленно, значит, надо не медля бежать. Бежит по улице что есть мочи, а я с иконой за ней. Это я в кино видела, как иконой благословляют в монастырь. Добежали до ворот Оптиной, а там игуменья с машиной из Пского монастыря. Я с иконой лью слёзы, а Люба заикается, с трудом выговаривая слова, что старец благословил её к ним в монастырь. – Вот и хорошо, – сказала игуменья. – Садись в машину. С тех пор Люба уже пять лет живёт в монастыре и не нарадуется, что попала сюда. Некоторые сёстры считают её восторженной чудачкой и иногда жалуются на неё игуменье: – Матушка, Люба опять пустила в свою келью на ночёвку бомжиху. Такая страшная и смердит, аки пес! – Смрад духовный куда страшнее, – отвечает мудрая игуменья. – А с Любой всё понятно. Имя у неё такое – Любовь. Кстати, о постриге Любы я узнала таким образом. Однажды в мой переполненный гостями дом явилось человек десять паломников, сказав, что мать Агапия просила меня пустить их переночевать. – Какая, – спрашиваю, – мать Агапия? – А наша Люба Штирлиц! Да, мир не без добрых людей. Человек за бортом Инициатива наказуема. И стоило мне организовать клуб для трудных подростков, как там появился бойкий молоденький журналист, решивший взять у меня интервью. – Вы любите подростков? – спросил журналист. – Нет. – Не понял… Хорошо, спрошу иначе. Вот, допустим, навстречу вам по улице идёт подросток-правонарушитель со своею бедой. Как вы поступите в таком случае? – Перейду на другую сторону улицы. – Как? Вы бросите человека в беде? – Я бы бросила, да не получается, потому что человек идёт следом за мной. Журналист расстроился. Он уже выносил в душе ту пламенную концепцию интервью, когда любовь, мол, спасает мир: стоит окружить заботой этого юного уголовничка (отбил студенту почки, за что и отсидел по малолетке свой срок в колонии), как душа его расцветёт, словно райский сад. – Вы имели когда-нибудь дело со шпаной? – спрашиваю журналиста. – Нет? Тогда я расскажу вам одну историю.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-nina-p...

Однажды зимой, когда брат Константин был в горах с овцами вместе с отцом Галактионом Илие, у него открылось кровотечение из легких. Вот как он рассказывал об этом: Из воспоминаний отца Клеопы Отец Галактион, увидев меня удрученным, спросил: – Брат Костика, что случилось? Почему ты такой грустный? Скажи мне. – Отче, я умру! Посмотри, у меня изо рта идет одна кровь. Все мои братья умерли молодыми, и я тоже умру! – Перестань, ты не умрешь. Возьми лопату, поди вон к тому дереву, покопай вокруг него и найдешь корни крапивы. Промой их хорошенько и залей кипятком, а затем пей этот чай из корня крапивы, и все у тебя пройдет. Как только я выпил чаю из корня крапивы, кровь перестала идти. Я все пил этот чай, а весной сварил себе чаю из зеленой крапивы – и больше уже не страдал легкими. В 1962 году, когда я был в Бухаресте и мне сделали флюорографию легких, врач спросил меня, что я такое принимал, что правое легкое у меня словно заново выросло. Тогда я и рассказал ему, как я болел и как «госпожа крапива» сделала меня здоровым. Сейчас в овчарне есть электрический свет, а тогда только и было, что одна лачуга; все это было будто в сказке. Чудо святого Поанна Нового Однажды брат Константин отправился через горы к своей сестре Екатерине в монастырь Агапия Ветхая. В лесу, в месте, называемом Поляна Трапезы, он вдруг наткнулся на большое стадо кабанов и был в смертельной опасности. Видя, что кабаны идут на него, Константин громким голосом запел кондак святому Иоанну Новому Сучавскому: «Избранному защитителю и поборнику христианства...» В этот миг он больше ничего не видел вокруг себя. Поднявшись еще немного в гору и дойдя до вершины, от страха и усталости он рухнул на землю. Придя в себя, с большим трудом, но невредимым он дошел до монастыря Агапия Ветхая. Встреча с рясофорным монахом Илией Иаковом (святым Иоанном Иаковом Нямецким) Преподобный Иоанн Иаков Нямецкий был круглым сиротой. Он вступил на путь монашеской жизни в монастыре Нямц в 1933 году. Настоятелем монастыря в то время был епископ Никодим Мунтяну, будущий Патриарх Румынии 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Скоро, взяв с собою Агапия и двух сыновей своих, пришел он на Святую гору к старцу Агапиеву, и требовал от него себе и детям своим крещения. Быв надлежащим образом утверждены в вере Христовой, агарянин и сыновья его были крещены, а после того приняли на себя и ангельский образ и Богоугодно пожив в добродетельном подчинении сначала старцу Агапиеву, а по смерти его, Агапию, отошли в царство небесное радоваться с прочими преподобными отцами во Христе Иисусе (Пат. Ч. 2, стр. 310–311). Что же было причиною обращения агарянина с семьею ко Христу? Очевидно честность Агапия, которая изумила его, а вместе и убедила и в истине христианской веры. «Удивился, сказано, агарянин высоте святой христианской веры и смягчилась от умиления и зачерствелая душа его.» Итак, видите ли, какое благотворное влияние могут иметь на людей, и не сущих от двора сего, наше честное отношение к ним, наша искренность и правда? Они, как вы и могли убедиться из рассказанного события, могут сильнейшим образом действовать на сердца неверующих, умилять их, заставлять изумляться высоте нашей веры, которая учит святому, и в конце концов обращать этих неверующих ко Христу. Поэтому, братие, в отношении к последним, если хотите, чтобы и они вошли в число овец стада Христова, будьте честны, справедливы, искренны, нелицемерны, – и поверьте, тогда и дело обращения их вы много подвинете вперед. Несомненно они тогда и о вас и о нашей святой вере изменят свои мысли к лучшему, умилятся душею, станут с несравненно большим вниманием относиться к словам вашим, и, очень может быть, что, при постоянном добром примере со стороны вашей в отношении к ним и при неослабных заботах и усилиях об обращении их, и придут в разумение истины и познание Христово. Аминь. 55 . Новоначальным инокам о том, как они должны вести себя (Из слова Феолипта, митрополита Филадельфийского. Пат. ч. 2, стр. 340–343). Без сомненья, вы, иноки новоначальные, о том, что вам нужно делать для спасения души и как вести себя в иночестве, и из книг отеческих узнали и старцы ваши говорили вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010