9 . Страсть св. апостола Матфея. 10 . Страсть св. Лаурентия дьякона, Ксуста и Пополута. 11 . Страсть св. Еупла дьякона и Фотия. 12 . Страсть св. Фотия и Аникиты. 13 . Успение блаженнаго Максима Исповедника . 14 . Память св. святителя Маркела, и 70 ученик его, и св. пророка Михея. 15 . Успение св. Владычица нашея Богородица. 16 . Въспоминание образа Господа нашего Иисуса Христа Нерукотвореннаго. В тьж день страсть св. мученика Диомида. 17 . Страсть св. мученику Павла и Улияны. 18 . Страсть св. мученику Флора и Лавра. 19 . Страсть св. мученика Андрея Стратилата, Тимофея, Агапия, Феклы и с ними 2593. 20 . Память св. пророка Самоила и Фадея апостола. 21 . Страсть св. Васы и чад ея: Феогния, Агапия и Верна. 22 . Страсть св. мученик Агафоника, Зотика, Зинонома, Боголепа. 23 . Память св. святителя Калиньника. 24 . Страсть св. апостола Еутухия и принесение мощий св. апостола Варфломея. 25 . Память св. апостола Тита. 26 . Страсть св. мученика Андрияна и Наталии, и другаго Андрияна. 27 . Память св. отца Пумина отходника. 28 . Память св. отца Моисея Мурина. 29 . Усекновение честныя главы св. Иоана Предтеца. 30 . Страсть св. мученика Филикса. 31 . Положение пояса св. Богородица. 6 Канон молебный Кирилла Туровского (К прим. 240) Пе[снь] 5 2047 Ирмо[с]: Огньный ум Исаия духодвижимо провъзглашаше; утренюя к Богу моляшеся приложити зло нечестивым, понеже истины не створиша на земли; тем взникни, душе моя, от мрака греховнаго и озарися покаянья светом. Бых подражатель Скариоту Июде неправеднаго имения ради; лика же апостол отпадох, продав истину на лжу, и бых давим отчаяньем, но не презри мене, Христе Спасе, яко же Петра, плачущася горько. Не прельщайся глаголющи, о душе, яко просто кающися спасешися; аще не потерпиши преже конца, слезами горько смиряющися, то лукавым подобна будеши бесом, иже ведуще Бога злое деют, и с ними вечно мучена будеши, аще не плачешися ныне. Иже рече Господь вдовицю обидиму от супернику, в том же граде и судью неправедна: град убо, рече, разумей свое тело, вдовицю же убогую ми душу, обидиму сердечными помыслы, и судью – Слово Божие, Единаго от Троица, ожидающа моего покаяния, и си вся учившийся видят.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Иногда житийные клейма располагаются лишь по боковым сторонам, как на иконе 1735 г. из Капиновского монастыря (Болгария), в среднике которой обрамленное аркой ростовое изображение И. ( Прашков Л. Български икони. София, 1985. Ил. 70. С. 151). Клейма могут занимать нижнее поле иконы и часть средника. Таковы 2 болг. иконы с изображением в среднике «Огненного восхождения». Первая написана Захарием Цановым для ц. св. Афанасия (1856, Региональный исторический музей, Варна) - четверку лошадей ведет под уздцы ангел, И. сидит в плетеной карете, с него падает милоть, напоминающая шубу. На фоне картушами выделено пространство для нек-рых житийных композиций, в нижней части иконы - сюжеты жертвоприношения на горе Кармил. Вторая икона происходит из церкви с. Водица, она близка по замыслу к первой, но более простого исполнения (XIX в., Региональный исторический музей, Варна). Иногда И. изображается, как, напр., на болг. иконе 1-й пол. XVIII в. из митрополичьей ц. Успения Пресв. Богородицы в г. Самокове, в пещере, сидящим на красной подушке, положенной на золоченую скамью, а перед ним столик с изысканной посудой (Болгарская живопись XI-XIX вв.: Кат. выставки. М., 1976). Пророки Илия и Варух. Икона. 30-е гг. XVI в. (?) (КБМЗ) Пророки Илия и Варух. Икона. 30-е гг. XVI в. (?) (КБМЗ) Деисус. Икона. 2-я пол. XV в. (ГТГ) В поствизант. живописи создавались уникальные иконографические программы икон И. На румын. иконе XVII в. сцена «Кормление прор. Илии вороном» заключена в арку, в верхних углах иконы - 2 ангела, на боковых полях - 12 святых с развернутыми свитками: аскеты, преподобные и святители, тексты Житий или творений к-рых имеют параллельные места с текстом Жития И. (Национальный музей искусства Румынии, Бухарест). Иконография И. в русском искусстве Первый христ. храм, возведенный еще в языческом Киеве, был освящен во имя И. Вместе с традиц. корпусом Житий И. и Похвальных слов на Руси рано появился цикл апокрифических произведений. Так, в рус. индексах, начиная с Изборника кн. Святослава 1073 г., встречается указание на апокриф «Ильино обавление» (Хождение Агапия в рай), где проводником старца Агапия по райскому саду был И.

http://pravenc.ru/text/389301.html

Первым православным автором, начавшим писать на арабском, был уже упомянутый уроженец Эдессы Феодор Абу-Курра, монах лавры св. Саввы и впоследствии епископ харранский. Он оставил несколько десятков богословских трактатов на разных языках – своем родном сирийском, греческом и арабском, начавшем доминировать на Ближнем Востоке. В своих трудах Феодор излагал и отстаивал православные догматы , в том числе актуальную тогда тему почитания икон. Многие труды Абу-Курры в Средние века переводили на греческий и грузинский языки. Среди переводчиков Феодора был его собрат по лавре св. Саввы Михаил (761–846), синкелл иерусалимского патриарха Фомы. Около 810 г. Михаил составил пособие по греческой грамматике и синтаксису, предназначенное для палестинских монахов, изучающих греческий язык как иностранный. Это было частью того же интеллектуального проекта переложения на арабский язык христианского духовного наследия. 85 В том же IX в. стали писать на арабском христианские книжники в Багдаде. В середине X в. письменный арабский язык употребляется повсеместно у православных Сирии и Египта. С конца X в. арабская письменность распространяется в коптской среде. Среди первых классиков арабо-христианской литературы, помимо Абу-Курры, можно назвать ученого-энциклопедиста Косту ибн Луку из Баальбека (830–912); выдающихся летописцев Евтихия (Саида ибн Батрика), патриарха Александрийского (876–940), и Агапия Манбиджского (ум. после 942 г.). 86 «Культурной столицей» ближневосточных мелькитов эпохи халифата была лавра св. Саввы (и, шире, регион Южной Палестины), где сложилась своя школа арабо-христианской теологии и даже свой характерный почерк писцов, которым написана большая часть дошедших до нас арабо-язычных мелькитских манускриптов. 87 «Ориентализация» мелькитской общины отразилась и на ее восприятии истории. Характерно, что летописец Евтихий Александрийский почти ничего не упоминает об иконоборческих потрясениях VIII–IX вв. Последнее хорошо известное ему событие византийской церковной истории – VI Вселенский собор 681 г. С середины VIII века у Евтихия обрываются сведения о константинопольских патриархах (и без того неточные). Он писал: «И не дошло до меня имен патриархов Константинополя после смерти Феодора (Евтихий датирует его 773 г., однако такой патриарх в это время неизвестен. – К.П.) вплоть до времени, когда писал я эту книгу, а также и патриархов Рима со времен патриарха Агапия (участника VI Вселенского собора 681 г. – К.П.)... – не дошли до меня имена патриархов его и известия о них». 88 В православных летописях, создававшихся на Ближнем Востоке в X в., мусульманская история и мусульмано-христианские отношения в халифате все более вытесняют сведения о внутренних делах Византии. 89

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Родители о. Макария и их влияние на него. Учение в Вяземском духовном училище, Смоленской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. Влияние на Макария тогдашнего мистицизма и ректора академии Архимандрита Филарета. Учебная служба Макария в Екатеринославе и в Костроме. Образ его жизни. Принятие монашества. Друзья и враги Макария. Удаление от учебной службы по расстройству здоровья и служебным неприятностям. Пребывание в Глинской пустыни и влияние последней на окончательную выработку характера и миросозерцания о. Макария. Направление его поэтического таланта и характер его песней. Принятие миссионерского подвига. Архимандрит Макарий, в мире Михаил Яковлевич Глухарёв, родился 8 ноября 1792 года в городе Вязьме Смоленской губернии. Родители его – священник Введенской соборной церкви о. Иаков Глухарёв и мать Агапия – пользовались большой любовью вязьмитян за свою скромную и благочестивую христианскую жизнь. О. Иаков, окончивший полный семинарский курс со званием студента, был примерным священником в усердном исполнении своих пастырских обязанностей, с любовью успешно занимался проповедничеством, влиял на паству как своей учёностью, так и прекрасными нравственными качествами. Это был человек, по отзыву самого о. Макария, неизменного праводушия, общего всем доброжелательства, веры и упования на Промысел Божий и христианского мужества, скорбями искушённого. Жена его Агапия, умная и образованная по своему времени, споспешествуя о. Иакову в строгой христианской жизни, отличалась по преимуществу кротостью и смирением. По смерти их долго добрая память о них жила и хранилась об их в Вязьме и её окрестностях. Под руководством сей-то благословенной Богом четы провёл детство и юность Михаил Яковлевич. Одарённый от природы богатыми способностями, впечатлительный и восприимчивый мальчик всецело поддался влиянию своих родителей и перевоплотил в себя их добродетели. Семена страха Божия и благочестия глубоко укоренились в его душе. От отца наследовал он любовь и ревность к проповеди слова Божия, а от матери – кротость и смирение. С отца своего, удручённого под старость множеством скорбей, которые тот переносил с удивительной бодростью и веселием духа, Макарий и впоследствии брал благодетельные уроки терпения, кротости и христианского мужества. После его блаженной кончины († 1826 г.) о. Макарий попросил своего брата прислать себе портрет отца и всегда имел его перед своими глазами. «Сие священное изображение, – писал он, – обличает во мне все низкое и нечистое и внушает мне священные чувствования и помышления, поощряет меня к труду, успокаивает меня в смущении, разгоняет туман уныния» 1

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Фаддея, сказал: «верую в Бога твоего, ибо Он один Бог и нет другого бога!» Вместе с Зементом уверовали до семи сот человек; апостол окрестил их и, благословив, сказал: «идите с миром! Господь с вами!» Потом присовокупил: «Господи мой Иисусе! прими меня грешного». Едва он кончил молитву, как царь приказал немедленно же убить апостола. В ту же минуту св. Фаддей пал мертвым под ударом меча. Но в ту же минуту раздался с неба страшный голос; небесный свет осветил тело мученика-апостола, земля задрожала, расселся камень и принял тело апостола, по повелению Божию; язычники обратились в бегство. Так окончил подвиг своего апостольского служения св. апостол Фаддей! (Четьи-Минеи. Сказание о св. ап. Фаддее в Прав. Обозр. 1877 г. т. 2). Св. муч. Вассы и чад ее: Феогния, Агапия и Писта Св. Васса жила в городе Едесе (в Македонии) и была женою языческого жреца Валерия. Будучи сама христианкою, она и детей своих Феогния, Агапия и Писта воспитывала в христианской вере и благочестии. Во время гонения Максимиана она была оклеветана своим мужем и предана суду гонителей. Она исповедала себя христианкою и была посажена с своими детьми в темницу. После этого сыновья ее были жестоко мучены и страдальчески кончили свою жизнь в глазах матери, которая их укрепляла. Св. Васса снова была заключена в темницу, где ее морили голодом; потом, по повелению мучителя, она была отведена в другой город Македонии, где ее принуждали поклониться идолам и принести им жертву, но она отказалась. За это ее жестоко били камнями, бросали в огонь и воду, отдавали на съедение зверям, святая осталась невредимою после всех этих мучений; тогда ее бросили в море. Но явились три светоносных юноши (полагают, что это были три ее сына, замученные ранее) и, извлекши ее из воды, посадили на корабль; через восемь дней она явилась воинам на остров Алоне не далеко от Кизика в Пропонтиде, или Мраморном море. Ее привели к правителю Кизика, который принуждал ее принести жертву идолам; Васса отказалась, за что ей связали назад руки, жестоко били и наконец отсекли мечем голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

и И. (BHL, N 132d=BHL, N 5526m) со сказанием о перенесении их мощей (BHL, N 5526n; см.: Dolbeau F. Les manuscrits hagiographiques de Gubbio//AnBoll. 1977. T. 95. P. 373). Эту редакцию текста использовал св. Петр Дамиани в соч. «Объяснение видений святых мучеников Мариана и Иакова», в котором дается аллегорическое и нравственное толкование сновидений, описанных в Мученичестве (PL. 144. Col. 1031-1036; см.: Engels. 1984). Согласно сказанию о перенесении мощей, кафедральный собор в Губбио издавна был посвящен мученикам. Достоверные сведения об этом относятся лишь к XI в. В 1138 г. папа Римский Иннокентий II впервые даровал грамоту с привилегиями капитулу соборной ц. св. Мариана в Губбио (Italia Pontificia/Ed. P. F. Kehr. B., 1909. Vol. 4. P. 83-85). С XII в. известно о церкви, освященной во имя святых Агапия и Секундина (Сан-Секондо), при к-рой существовал капитул регулярных каноников (папская привилегия 1142 г.- Ibid. P. 85-86). В позднейшем Мученичестве св. Секунд представлен как местный святой - мученик, пострадавший в нач. IV в. в Умбрии (см.: Scorza Barcellona F. S. Secondo (BHL 7558-60) tra Amelia e Gubbio//Augustinianum. 1984. Vol. 24. P. 281-292). В 1188 г. папа Климент III разрешил епископу и горожанам перенести мощи святых, хранившиеся в Губбио, в связи со строительством города на другом месте. В кон. XII в. началось возведение кафедрального собора во имя М. и И. (завершено в 1241; фасад пристроен во 2-й четв. XIV в.). Мощи М. и И. хранятся в главном алтаре собора. В 2003 г. во время ремонтных работ в монастырской ц. Сан-Секондо был обнаружен ковчег с мощами святых Секундина, Агапия и Секунда, находившийся с 1343 г. внутри главного алтаря. В честь этого события Губбио посетили католич. епископы Алжира, Константины и Орана. М. и И. почитаются как покровители еп-ства Губбио (вместе со св. Убальдом); поминовение мучеников совершается 30 апр. Лит.: Besnier M. Inscriptions et monuments de Lambèse et des environs//Mélanges d " archéologie et d " histoire. 1898. T. 18.

http://pravenc.ru/text/2562006.html

Так говорит Никифор Каллист о сих двух Фаддеях: одного он именует (из числа двенадцати Апостолов) Леввеем, а другого же (воспоминаемого ныне), — из числа семидесяти Апостолов, — только Фаддеем, а не Леввеем. Следует заметить также, что и святой Апостол и Евангелист Матфей называется у некоторых Евангелистов Леввеем [ 10 ].   Кондак, глас 4: Яко звезду пресветлую церковь тя стяжа, апостоле Фаддее, чудесы твоими всегда просвещаема: спаси верою чтущыя память твою. Память святой мученицы Вассы и чад ее: Феогния, Агапия и Писта Святая мученица Васса жила в царствование императора Максимиана [ 1 ] в городе Едессе [ 2 ]; соединившись брачными узами с некоторым жрецом идольским, по имени Валерием, она родила трех сыновей: Феогния, Агапия и Писта и воспитала их в благочестии христианском, так как была христианкой (она получила познание о святой вере христианской от своих родителей). Будучи оклеветана мужем своим, она должна была предстать судии языческому, которому и исповедала себя христианкой; посему она была заключена в темницу вместе с чадами своими. Потом святая Васса была выведена на судилищное место; при этом на ее глазах сыновья были преданы различным мучениям: сначала был повешен и подвергнут строганию Феогний; потом был предан биению другой сын ее Агапий; сему Агапию мучители сняли кожу с головы до груди, но он молчал и не проронил ни одного слова; затем был предан различным мучениям и третий сын ее. Мать, взирая на страдания детей своих, укрепляла их и молитвенно увещевала мужественно перенести подвиг свой. И все сии три отрока, мужественно вытерпев все возлагавшиеся на них мучения, одновременно были усечены мечом. Васса, мать их, возрадовалась, предпослав ко Христу возлюбленных детей своих; потом снова была подвергнута темничному заключению; при сем она была томима голодом, но получала пищу от ангела, чем укреплялась к еще большим страданиям. Потом, согласно приказанию мучителя, она была отведена в Македонию и понуждаема здесь к мерзкому жертвоприношению; однако не послушалась мучителей, за что была брошена сначала в воду, потом в огонь; после сего была подвергнута биению камнями, но осталась невредимой посреди всех мучений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Никита. Я радостно устремляюсь к нему и говорю те же слова, какие говорил о. Вениамину: “Батюшка, помолитесь за меня, мне здесь очень тяжело и опасно жить среди мира!” О. Никита, тоже утешив меня духовными словами и пообещав молиться обо мне, между прочим сказал мне, что “Господь поможет тебе. Не бойся. Не скорби!” С этими словами я очнулся от своей забывчивости, и что же – совершенно другое состояние ощутил я в своей душе: тишину, мир и полное прекращение брани греховной. Вскоре, окончив свое послушание, я вернулся в обитель, и когда приехал в Предтеченский скит, я увидал старца о. Никиту, и, радостно приветствовав его, я стал было говорить ему, как мне было тяжело, и просил его св. молитв. На это он с обычной своей улыбкой ответил мне: “Я постоянно за тебя молюсь. Я знал, что тебе было тяжело”. А по- том, как-то особенно посмотрев на меня, он сказал: “Ведь я же у тебя был тогда!” И я сразу же понял, о чем он говорит. Понял, что он действительно был у меня в ту самую ужасную минуту, когда я изнемогал в тяжелой борьбе, и если бы не наши два старца – один из того мира, а другой из живой еще братии – по Божию милосердию не спасли бы меня от греховной гибели, то не знаю, чтобы тогда было с моей бедной душой”». Иеросхидиакон Вениамин погребен на старом братском кладбище. Точное местонахождение могилы не установлено, сохранилась надгробная плита. Молитва даруется Богом в свое время Схимонах Агапий (Молодяшин) (1837–1905) Одним из великих подвижников Валаама был опытнейший делатель умной молитвы старец схимонах Агапий (Молодяшин). Афонская традиция исихазма наложила глубокий отпечаток на жизнь о. Агапия, который был одним из преданных учеников прп. Антипы Афонского, – именно под его руководством он перенял бесценный опыт как молитвенного делания, так и старчества. Схимонах Агапий (в миру Александр Андреевич Молодяшин) родился 23 августа 1837 г. в деревне Уткино Ростовского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. С детства Александр страдал глазной болезнью, и эта болезнь довела его впоследствии до полной слепоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Зависть, говорит он, начиная её, не знает никогда покоя, и не может остановиться, пока не исполнит того, что ей свойственно, пока на людей неповинных не взведет клеветы и укоризны, преданнейших сынов православной церкви не обвинит в ереси и нечестии! Если и великие святые и учители церковные – Афанасий, Василий, Григорий, Златоуст и другие не избавились от зависти и клеветы, то как же мы, недостойные и стоп их, могли в этом быть выше их»? Отцы протата единогласно признали невинность Никодима и возвестили в своем послании ко всем обитателям Афона, что «Кир Никодим муж благочестивейший и православнейший, воспитанный в догматах Христовой церкви, как это видно из священных и душеполезных его творений, в которых нигде не содержится никакого еретического мнения, и которые напротив служат украшением Христовой церкви и принесли великую пользу православным христианам». Спустя недолго после этого Никодим, истощившись в силах от постоянных и безмерных аскетических и ученых трудов, после кратковременной болезни мирно отошел к Господу 14 июня 1809 г. на 61 году своей жизни. Можно полагать, что Агапий и Никодим сблизились и сроднились душевно для служения своим единомышленникам и единоверцам в Смирне, где Никодим, как уже сказано, воспитывался, а Агапий сам был воспитателем. Учительство последнего в Димитсане продолжалось, по всей вероятности, очень недолго, он был вызван в Смирну, может быть, особенно по влиянию своего сверстника и друга детства, Григория, впоследствии патриарха 18 еще до 1776 г. От этого времени мы имеем письмо Григория, 19 тогда бывшего архидьяконом смирнской церкви к епископу Мефонии Анфиму, где в приписке передаются Анфиму поклоны от Агапия учителя и иеродьякона Никодима. 20 Если сведения о жизни Никодима не позволяют принимать смирнского иеродьякона Никодима за будущего автора Пидалиона, (если не подозревать неточности в сведениях относительно лет и места пострижения Никодима), то, по крайней мере, можно принять за несомненное то, что Григорий, друг Агапия по Димитсане и Никодима по смирнской школе, был посредствующим звеном в дружестве этих лиц, управлял деятельностью обоих и пользовался ей в своих стремлениях и служении своем церкви и эллинству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

 А мы, кого единая святая вера приобщила к заслугам этих святых, почитаем их с радостью каждый год праздниками и триумфами, празднуем с большой преданностью их бдение, чтобы по праву быть причастными к их заслугам. Придите, возликуем в Господе, вознесем торжество Богу, Спасителю нашему, чтобы Тот, Кто Своим мученикам принес триумф Своей победы, счел достойным даровать нам их пример для подражания и Тот, Кто приготовил им небесные чертоги во власти Своего царства, уделил нам милосердием Своим прощение, чтобы в вышних чертогах мы заслужили вечное утешение.  Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Который с Богом Отцом и Святым Духом пребывает и правит во веки веков. Аминь. Мученик Зоил Повествование об этом святом отличается от других, являясь рассказом об обретении мощей, а не о подвиге мученика. Оно сохранилось лишь в составе так называемого «Пассионария из Карденьи», составленного в XI в. 334 О святом упоминает Пруденций (Perist.4.19), его имя также присутствует в «Мартирологии Иеронима». В Кордубе мощи святого пребывали в храме его имени, упоминаемом в «Житии Евлогия Кордубского», теперь на этом месте – храм Сан-Андрес. 335 Часть его мощей была перенесена в 630 г. в Медина Сидонию, в 851 г. в Памплону, а затем в 1070 г. в монастырь св. Иоанна Предтечи недалеко от Валенсии 336 . Монастырь назывался в честь мученика до того, как был превращен в гостиницу в 1992 г., а мощи святых хранятся в храме монастыря и поныне. Что касается епископа Агапия, обретшего мощи, то подпись епископа Кордубы с таким именем стоит под деяниями III Toлeдckoro собора в 589 г. и I Cebuльckoro собора в 590 году. Имя Агапия упоминается в 7-м правиле II Cebuльckoro собора (619 г.), где он осуждается за делегирование освящения храмов пресвитерам и называется «невеждой в церковной дисциплине, пришедшим прямо от воинского служения к служению священному». 337 Принято считать, что было два епископа Кордубы с именем Агапий, так как под деяниями Толедского собора 597 г. стоит подпись Елевферия, епископа Кордубы. Кто из двух Агапиев обрел мощи мученика – сказать с достоверностью невозможно; принято считать, что это Агапий II. 338

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010