Известно, что схимонах Никита непрестанно держал в памяти час смертный. Об этом он говорил и своим ученикам: «Как знать человеку, угодил ли он Богу? У людей один суд, у Бога другой, нелицеприятный. Хотя и кажется человеку, что хорошо он поступает и живет, но нельзя быть уверенным никогда, что все делаемое нами, по нашему мнению хорошее, непременно угодно Богу. Одно верно и непреложно – это величайшее Божие милосердие, на это только и надо надеяться с молитвой и смирением». За трапезой говорил такие слова: «Вот, братья, живем мы, да смотрите еще, как живем: сыты, одеты, все готовое у нас, а доживем ли до завтра, да что до завтра, может быть, чрез мгновение Судья нас позовет и за все с нас спросится, за каждое слово, самое незначительное, но праздное, за каждый взгляд нескромный! Ох, страшно, страшно и подумать, что отвечать будем?!» Несмотря на замкнутость скитской жизни и на отдаленность скита от монастыря, молва о подвижнике росла. Как ни искал о. Никита одиночества, как ни старался бегать людей, славы и молвы людской, они везде находили его. Своей скитской братии о. Никита никогда не отказывал ни в советах, ни в помощи, в чем бы она ни выражалась. Одним словом, он в полном смысле был скитским аввой, никакое общее дело не предпринималось без его совета. В личных делах, при различных обстоятельствах жизни каждый житель скита также спешил к о. Никите поделиться своими горестями или радостями, и все получали от старца добрый совет и наставление. Так невольно, без чьего-либо приказания, исключительно по Божиему изволению стал о. Никита старцем – руководителем многих из монастырской братии и приезжих богомольцев. Велики были любовь и уважение всей валаамской братии к мудрому старцу. Вот какой портрет рисуют нам современники – свидетели жизни старца Никиты: «Всегда радушный, ласковый, обходительный, он был любим всеми богомольцами, кому хоть раз пришлось побывать на Валааме. Своим ласковым обращением он располагал к себе...» Избрав себе для жительства скит Святого Иоанна Предтечи, о. Никита прежде всего имел в виду строгость его устава, а с другой стороны – малодоступность для посторонних как вследствие отдаленности его от монастыря и расположения на острове, так и вследствие запрещения посторонним посещать этот скит без особого разрешения валаамского игумена. По тем же побуждениям он и сам весьма редко бывал в монастыре, лишь по самым неотложным нуждам, а в последние два-три года жизни и совсем не бывал. И только какое-нибудь важное событие, например смерть его духовника – схимонаха Агапия, или прямое указание начальства могли заставить его посетить монастырь. Этими редкими посещениями пользовались миряне, чтобы увидеть и спросить о чем-либо старца. Одному иноку он говорил, цитируя слова прп. Макария Великого : «Бегай людей – и спасешься».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К древнейшим мон-рям относятся Тисмана , Водица , Козия , Агапия , Хурези , Снагов , Секу и др. в Валашском княжестве; Богдэнешти, Путна , Воронец , Нямецкий , Пробота , Молдовица , Бистрица (мужской), Хумор , Вэрзэрештский и др.- в Молдавском княжестве. На территории Трансильвании первые правосл. мон-ри и скиты возникли в XI-XII вв. (Месеш, Ходош-Бодрог, Кенез и др.), нек-рые были основаны греч. монахами. Однако они не имели поддержки у знати, разобщенной и стремящейся найти опору в католичестве (позже - в протестантизме). Наиболее значительные трансильванские обители были созданы в XIV в.- Рымец , Прислоп , Плоска. С XIV в. в Молдавском и Валахском княжествах получило распространение отшельничество, наиболее известен прп. Даниил Пустынник (2-я пол. XV в.). Монахи селились в пустынных местах, гл. обр. в горной местности, в скальных пещерах. Позже на месте некоторых пустыней возникли мон-ри (Агапия и др.). С XV в. на румын. М. стала оказывать влияние афонская традиция: многие румын. монахи становились насельниками афонских мон-рей и образовали одну из наиболее многочисленных этнических общин Афона; афонского монахи также приезжали в румын. княжества; это обеспечивало духовную связь румын. и афон. мон-рей. Богослужение во мн. румын. мон-рях стали вести по афонскому уставу, в нек-рых мон-рях монахи получили право выбирать игумена, как это было принято на Афоне (до этого настоятелей назначал господарь). С нач. XV в., особенно после падения К-поля, тесные связи установились с к-польским Студийским мон-рем, откуда присылали богослужебную лит-ру на греч. и слав. языках. С именем афонита прп. Никодима Тисманского († 1406) связаны появление в румын. М. общежительного монастырского устава и возрождение монашеского делания на основе исихазма. В период правления в Молдавском и Валашском княжествах господарей-фанариотов (XVIII в.), к-рых назначало османское правительство, в среде румын. М. еще более возросло греч. влияние. Греч. духовенство устанавливало свои порядки не только в преклоненных мон-рях, но и в обителях, находившихся в юрисдикции Молдавской и Унгро-Влахийской митрополий.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

VI, свиток Мессинского монастыря Спасителя (о. Сицилия); VII, кодекс, когда-то принадлежавший греческому монастырю Богородицы Одигитрии в Россано; VIII, и 4) манускрипты Парижской национальной библиотеки 2509 и 476). Несколько слов о датировке и месте написания Мессинского манускрипта. Здесь читаем: «Помянй, Господи, святых отцов наших от святого Иакова апостола и брата Господня, первого архиепископа, до Николая, Илии, Венедикта, Агапия и Ореста, архиепископствовавших во святом граде Христа Бога нашего 750 , и четырех вселенских православных патриархов – Венедикта Римского, Николая Константинопольского, Агапия Антиохийского и Илии великого града Александрии». Исходя из того, что Венедикт Римский занимал папский престол в 974–983 годах, Николай Константинопольский – в 980–992, Агапий Антиохийский – в 978–996, Илия Александрийский – в 1000, а Орест Иерусалимский – в 986–1004 751 , позднейшей датой Мессинского манускрипта могут быть первые годы XI века. Прошение на великой ектении после целования святых «О приходивших и приходящих христианах поклониться на сих святых местах Христовых» 752 , которое мы уже встречали в списке литургии апостола Иакова, опубликованном прот. К. Кекелидзе, указывает на иерусалимское происхождение этого списка, прошение же «Ц спасении и помощи преподобному отцу нашему (имярек), всему клиру и христолюбивому народу Господню» 753  указывает на принадлежность этого манускрипта какой-то иерусалимской приходской общине. В Россанском списке имеется два разных поминовения патриархов иерусалимских: «Помяни, Господи, отцов наших и архиепископов от святого Иакова, апостола и брата Господня и первого из архиепископов, до Иосифа и Ореста, православно архиепископствовавших во Святом Твоем граде Бога нашего» 754 , затем следует поминовение антиохийских патриархов в количестве 62, причем 53-й, Христофор, именуется новым мучеником. В отдельном примечании Свайнсон пишет, что Петр был предшественником Феодосия и жил еще в 1054 году 755 . Следовательно, данный манускрипт мог быть написан во второй половине XI века, а быть может, в последних декадах его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Старица часто вспоминала о своём чудесном избавлении, чтила день памяти Апостолов Петра и Павла, часто молилась у иконы Апостолов… Во время войны Агапия попала на принудительные работы в Германию… Из воспоминаний Марфы: – Рассказала мне Матушка, что когда она была на работах в Германии, то по ночам читала Псалтирь за женщин, у которых дома остались дети или больные старики и выводила их за колючую проволоку и они благополучно уходили домой. Ушла и сама Матушка еще до окончания войны, перебралась через линию фронта и пешком пошла в Киев… Однажды нагнали ее на дороге несколько человек мужчин… Стала усердно молить Матерь Божию защитить ее. Невдалеке увидела стог соломы и побежала к нему, чтобы укрыться от бандитов… Добежала до стога, спиной к нему прижалась, и Матерь Божию со слезами и просила не оставлять ее. Бандиты вокруг стога бегали, ругались: «Да где же она делась, ей же и укрыться негде!» Постояли и ушли, а Матушка посмотрела на себя и увидела, что она вся светлая, вся одежда на ней белая, руки белые… Матерь Божия защитила, скрыла от бандитов, небесным светом одела, потому они ее и не увидели. Матушка была грамотная, хорошо читала и писала, всю Псалтирь знала на память. Спросила меня как-то: «Ты, какого года рождения?» – 1916 – ответила я. – А я на 6 лет тебя старше. По промыслу Божиему Христа ради юродивая Агапия была принята в Киево-Печерскую Лавру, где прожила до самого её закрытия. Архимандрит Кронид при постриге в монашество дал Агапии новое имя – Алипия, благословил на подвиг столпничества. Три года подвижница провела в дупле старого дерева. «Когда было очень холодно, я заходил в коридор к монахам погреться. Иной пройдет, даст хлеба, а другой прогонит… Но я на них не обижался», – вспоминала впоследствии блаженная старица. Добровольно неся крест юродства Христа ради, покорно принимая унижения и оскорбления, мужественно перенося лишения, подвижница стяжала смирение и кротость, за это и удостоилась великих даров от Господа: прозорливости и дара исцеления по молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

22 мая 1864 г. зачислен в братство Валаамского монастыря, а через шесть лет, 4 апреля 1870 г. игуменом Дамаскиным пострижен в монашество с именем Агапий. Духовным наставником сначала Александра, а затем и монаха Агапия стал великий подвижник – прп. Антипа Афонский. Как впоследствии вспоминал один из современников, «... этому богоугодному мужу о. Агапий... предался... всей своей душой. Между старцем и учеником установилась теснейшая внутренняя связь». Схимонах Никита вспоминал об этом периоде жизни старца: «О. Агапий проводил время в слушании чтений Св. Писания, творений отцов Церкви и подвижников благочестия, житий святых, размышлениях о прочитанном и непрестанной молитве Иисусовой». Впоследствии сам старец вспоминал, что для него слова свт. Василия Великого о подвижничестве стали принципом его жизни. Старец писал: «О келейном правиле с поклонами так пишет Василий Великий : “Аще какой монах не исполняет келейное правило, считается у Бога мертвым и недействительным, аще какой монах не прочитает на каждый день 1, 3,6 и 9 часа в тот день ниже хлеба да яст”». В дальнейшем в своей переписке со схиигуменом Германом о. Агапий будет часто цитировать отрывки из поучений Каппадо- кийского святителя. Преуспев в подвиге послушания своему духовному наставнику, о. Агапий был облечен в схиму 13 марта 1880 г. и вскоре назначен игуменом Ионафаном братским духовником. Известно, что старец принимал не только братию монастыря, но и мирян, толпами приезжающих на Валаам. Несмотря на то что о. Агапий только исповедовал кающихся, не принимая откровения помыслов даже у братий монастыря (об этом есть свидетельства в письме епископу Феофану Затворнику ), старец очень тяжело воспринимал свое служение, считая себя недостойным быть духовником обители. В его дневниковой записке читаем: «Сколько сил и духовного терпения со вниманием и постоянным трезвением душевным нужно мне, грешному. Не имея истинно духовного дара, я подражаю Евангельскому слепцу, ведущему столь же слепых... » Из приведенных слов старца мы видим, как он тяготился возложенным на него послушанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исповедник отошел ко Господу 12 сентября 1972 г., вскоре умерла и его супруга. На всю страну были известны монахи-подвижники. В 1966 г. отошел ко Господу преподобноисповедник Севастиан (Фомин) , окормлявший паству в Караганде. Страждущие ездили и к другим подвижникам того времени. Центром святости по-прежнему оставался Псково-Печерский монастырь. Духовником братии был архимандрит Афиноген (Агапов), в схиме Агапий. Старец вспоминал, что страшные лагерные годы он пережил только благодаря непрестанной молитве. После освобождения он подвизался в Псково-Печерском монастыре. Духовные чада отца Агапия вспоминали, что на исповеди старец прежде всего требовал осознать два великих греха – неблагодарность Богу за всё, что Он нам дает, второй – отсутствие истинного страха Божия, благоговения пред Богом. Незадолго до смерти отец Агапий сказал: «Для христианина страшна не смерть, разлучающая душу с телом, а страшен грех , разлучающий душу с Богом». Земной путь старца завершился 24 февраля 1979 г. На год пережил схиархимандрита Агапия другой старец монастыря – схиигумен Савва (Остапенко) . Еще до войны будущий схиигумен хотел тайно принять постриг, так как стать монахом открыто было невозможно. За советом он отправился к старцу Илариону, некогда афонскому насельнику, служившему в Подмосковье. «Не спеши! – сказал старец. – Откроются монастыри, и тогда не тайный постриг примешь, а явный. Будешь жить в лавре». Слова старца казались в конце 1930-х гг. несбыточными, но прошло несколько лет – и Остапенко был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. Правда, пребывание там было недолгим – властям не нравилось, что отца Савву всегда окружал народ. Последующие годы он служил в Псково-Печерском монастыре. Число духовных чад схиигумена превышало 7 тыс. Пастырь отошел ко Господу 27 июля 1980 г. Еще при жизни почитался архимандрит Серафим (Тяпочкин), служивший в поселке Ракитное Белгородской области. До войны, будучи тогда женатым священником Димитрием, он взял на себя подвиг добровольной бедности, категорически отказываясь брать деньги за требы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прямого ответа житие нам не дает, мы можем догадываться, почему она избрана. Потому что, по-видимому, в этой невежественной, падшей, молодой, несчастной женщине была большая душа. Она хотела прийти и поклониться Гробу Господню в простоте своего сердца, хотела прийти и встать перед местом Его Голгофы. И ее поразило, что даже это ей было запрещено… Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония День памяти 29 апреля Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили около большого города Аквилеи в Северной Италии. В юном возрасте потеряв родителей, они решили не выходить замуж и жили в благочестии и чистоте под духовным руководством священника Зинона. Ему было открыто в сонном видении, что скоро он умрет, а святых дев возьмут на мучение. И вот Зинона не стало, а император Диоклетиан приехал в свой роскошный дворец в Аквилею. В городе начались гонения на христиан. Увидев юных прекрасных сестер, император обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха – Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Надеясь, что красавицы недолго будут верны Жениху Небесному, Диоклитиан забрал их с собой в Македонию. И вот сластолюбивый македонский правитель повелел на суде обнажить перед ним святых мучениц. Но одежды как бы приросли к телам святых дев. Затем их отдали судье Сисинию. Младшая из сестер, Ирина после отказа отречься от Христа, была брошена в темницу. Непреклонных Хионию и Агапию Сисиний приказал сжечь. Они скончались, но их одежда и лица не стали добычей огня, а оставались прекрасными. На другой день Сисиний пугал на суде участью старших сестер Ирину и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание. Но когда воины повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина – это были ангелы Божии; они сказали, что Сисиний повелевает привести девицу на гору и оставить там. Воины так и поступили. Сисиний, узнав о случившемся, пришел в ярость и с отрядом воинов поспешил к горе. На ее вершине стояла святая Ирина. Долго гонители искали дорогу к вершине, но так и не нашли. Тогда один из воинов ранил мученицу стрелой из лука. Святая Ирина крикнула Сисинию: «Я смеюсь над твоей бессильной злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу», затем легла на землю и предала дух свой Богу – за день до Святой Пасхи 304 года. Святой мученик Виктор День памяти 1 мая

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

24 Это первая и общая причина, побудившая нас взяться за составление настоящей книги. Но есть и другая честнейшая: мы не могли равнодушно смотреть на те рукописные сборники, какими руководствуются многие духовные, сборники, содержащие в себе правила разбитые, испорченные, ложно приписываемые тому или другому отцу или собору, в которых одни правила принимаются вместо других, толкования вместо самых правил, и, что всего хуже, и толкования, содержащиеся в таких сборниках, испорчены, перетолкованы, иногда нелепые и ложные. Что могло проистекать из этого, как не смертоносный плод – причина душевной пагубы и для духовников, дурно пасущих, и для дурно пасомых ими грешников, потому что, по пословице: σκαμβς κανν σκαμβ ποιε κα τ κανονιζμενα. Почему»... Таким образом, ближайшей причиной, вызвавшей труд Никодима и Агапия, было дурное состояние источников права в греческой церкви. Не считаем нужным перечислять эти источники церковного права, какие были, или могли быть у пастырей греческой церкви до замены их Пидалионом. В письме эконома и хартофилакса великой церкви к Б. Розенкампфу говорится о номоканоне Фотия с толкованиями Вальсамона, номоканоне Властаря, пандектах с толкованиями Зонары, об И. Схоластике, как об источниках, бывших в употреблении в великой церкви, к которым причислен и Пидалион. Те же труды Фотия, Вальсамона, Зонары, Властаря в особенности по удобству пользования ими 25 были, без сомнения, и у всех других пастырей греческой церкви. Но если великая церковь могла пользоваться указанными источниками права по печатным изданиям их Беверегия, Леунклавия, Юстелла и др., что видно из того же письма хартофилакса, то это было невозможно для всех других по недостатку экземпляров изданий Бев., Леункл. и др. Отсюда, из невозможности всем греческим пастырям иметь указанные печатные руководства по церковному праву, и с другой стороны – крайней необходимости каждому иметь какое-либо руководство, дабы право править порученных его водительству, отсюда и вышло то обстоятельство, которое послужило для Агапия и Никодима поводом к составлению Пидалиона – неудовлетворительное, жалкое состояние рукописных номоканонов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

у Св.Преподобных не было семьи и детей, но они в Царстве Божием выше, чем многодетные праведники (вспомните притчу про 30/60/90 кратный плод). поэтому положительного, для Православного, здесь ничего нет. Агапия 22 февраля 2012, 19:24 Считаю. о.Иоан привёл в церковь многих.очень многих. У него большая семья, он есть положитеьный пример! Оглянитесь на вопиющие безобразия в цеви и займитесь их обличением! из за Вашего молчания отпадают многие... Агапия Надия 22 февраля 2012, 19:08 Ну, и неправда! Никакого " перемывания " костей здесь нет! Я, чесно говоря, и знать не знаю, кто такой этот Охлобыстин (помимо того, что написано в статье), но - проблема серьёзная и статья очень хорошая на самом деле! Спаси Господи всех нас! Евгений 22 февраля 2012, 18:55 Ваше Высокопреподобие, меня тоже раздумья о судьбе о. Иоанна приводили в замешательство. И, вдруг, я подумал: а ведь юродивый тоже ведёт себя неадекватно, с точки зрения " нормальных " мирян. А если это его путь - юродство Христа ради? Ведь он находится в самой гуще порока. А с волками жить - по волчьи выть. Кто знает, сколько душ из этого вертепа он выведет? Не похоже, чтобы серьёзный человек, священник " ушёл " в мир только из-за проблем материального характера. Что, если так дело обстоит? Ольга 22 февраля 2012, 18:36 Крайне легко игумену судить о многодетном священнике, живущем в Москве. Гораздо важнее было бы мнение столичного священнослужителя, находящегося в тех же реалиях. Viktoriya 22 февраля 2012, 18:32 Понимаю Ваше беспокойство, отец Нектарий, но хочу Вас заверить, что как раз верующие не будут соблазняться и думать, что священнический сан - это ничто. Хотя бы потому, что священник или монах - это не святой, идеальный человек. Конечно, ответственность и спрос с этих людей больше, так как они должны собственным примером указывать нам путь. Но это такие же люди со своими страстями, пороками и их еще больше враг искушает и хочет сбить с правильного пути. Знаете, могу сказать по собственным набитым шишкам, что главное поменять вот эту установку, как у неверующих, так и у верующих, что служитель Господа - это не святой и верующие люди тоже не святые, а то приходится слышать " Как он(а)могла грубо ответить, он(а)же в церковь ходит?! " или " Священник, а курит( выпивает, ...) "

http://pravoslavie.ru/51737.html

Мученицы Василисса и Анастасия были римлянками и ученицами апостолов Петра и Павла, Сделавшись христианками, они предавали погребению тела святых мучеников, пострадавших за Христа, За это, при царе Нероне, и сами преданы были мучениям и усечены мечом. Мощи их почивают в Риме, в церкви Божией Матери, иконы Ее, именуемой «Умиротворительница». Великий князь Мстислав был сыном Владимира Мономаха , родился в 1076 г. 12-летним отроком начал править Новгородом. На 19-м году прославился удивительным мужеством и великодушием. Дядя его Олег, князь Черниговский, хотел отнять у него Новгород; но он убеждал дядю не проливать напрасно крови. Олег не послушался, и Мстислав разбил его. Мстислава очень любили новгородцы, В благодарность за милости Божии к себе он построил храм Благовещения на Городище, близ Новгорода. Для сего храма написано было Евангелие. Это Евангелие очень дорого, как обличающее раскольников: в нем имя Иисус писано и сокращенно – Ic, Uic, и полно – Uicyc, Иисус. Мстислав построил и еще не один храм. Он победил эстов и прогнал половцев далеко за Волгу. В 1132 г. скончался на 56 году жизни, узнав заранее день своей кончины. 16-е число Мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами. Обращенные ко Христу, они вели жизнь благочестивую. Жили в конце III и в начале IV века, на берегу Адриатического моря, близ города Аквилеи. В их время царствовал гонитель христиан Диоклетиан. Когда представили девиц-христианок к нему для того, чтобы склонить к идолопоклонству, то ничем он не мог достигнуть сего – ни ласками, ни угрозами. Царь отдал их правителям Дулкатию и затем Сисинию. Те, видя молодость и красоту мучениц, воспылали к ним страстью; но Господь Своей невидимой силой не допускал их до мучениц. Сисиний, наконец, приказал сжечь мучениц, но и огонь не коснулся их, – Агапия и Хиония мирно скончались, Ирина же была поражена стрелой. Мученики: Леонид и с ним Хариесса, Ника, Галина, Калиса, Нунехия, Василисса и Феодора пострадали в Коринфе. Они были утоплены в первый день Пасхи, в 251 г. В это же время пострадала другая св. мученица, Ирина; после многих мучений она была усечена мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010