15 октября преосвященный Виталий, несмотря на то что сам был в болезненном состоянии 355 , отслужил заупокойную литургию в Казанском соборе в сослужении двух архимандритов – отцов Моисея и Исаакия, трех игуменов и пяти иеромонахов. На правом клиросе пел архиерейский хор, а на левом – монастырский. Во время этой службы владыка сказал слово. «Скорбим мы ныне все, отцы и братия! – говорил он. – Но больше всех скорбит и печалуется искренно и горько братия сей святой обители, Оптиной пустыни, где почивший старец отец Амвросий подвизался более 50 лет и где он немало потрудился в устроении ее внутренней и внешней жизни. Скорбит о нем неутешною скорбью Казанская обитель Шамординская, которая обязана ему и своим основанием, и благоустройством во всех отношениях. В лице почившего о Господе иеросхимонаха Амвросия достолюбезно и глубокоуважаемо для всего православного русского народа особенно то, что известно нам под именем так называемого старчества, ярко процветшего в Оптиной пустыни. Старец – это подвижник, трудящийся на ниве Христовой, и денно и нощно пребывающий в исполнении закона Божия... И кто не усматривал всего этого в лице высокого старца-подвижника, иеросхимонаха Амвросия?! Кто в нем не находил своего мудрого советника, руководителя и наставника на всякую истину? Вот тайна, в которой заключается вся разгадка того всеобщего уважения к старцу со стороны знатных и незнатных, богатых и убогих, ученых и некнижных и всех, кто к нему по желанию или даже из одного любопытства обращался. ...Достолюбезно и глубоко чтимо имя великого старца Амвросия не только у нас, в пределах православной Руси, но оно также известно и уважаемо далеко – на Востоке» 356 . Большинство изложенных выше фактов жизни старца Амвросия взято нами из книги архимандрита Агапита (Беловидова), на которую мы в примечаниях и ссылались. Это замечательный оптинский агиограф. Архимандрит Агапит, в миру Андрей Иванович Беловидов, родился в 1842 году в семье мелкого чиновника в городе Лебедяни. О годах его детства и отрочества нет никаких известий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1897. 2. С. 312. Цит. по: Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария. М.: Отчий дом, 1997. С. 404. Житие молдавского старца Паисия Величковского. Сост. старейшим учеником старца Паисия схимонахом Митрофаном; Перелож. с слав. на рус. яз. архим. А.[Агапит (Беловидов)]. Св.-Троицкая Сергиева Лавра: Изд. Козельской Оптиной Пустыни, 1906. (Собст. тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры). 104 с. Сергий Четвериков, прот. Оптина Пустынь//Сергий Четвериков, прот. Правда христианства. М., 1998. С. 340. Четвериков Сергей Иванович. Подготовительная рукопись к изданию жизнеописания старца иеросхимонаха Амвросия с замечаниями архимандрита Ксенофонта. 1911. 270 л.//НИОР РГБ. Ф. 213. К. 51. Ед. хр. 5. Об этом свидетельствуют замечания автора на III издание книги, с многочисленными вклейками и правками по тексту. См.: Четвериков [Сергей Иванович]. На службе Богу — на службе ближним, или Какую пользу приносят русскому народу православные монастыри (по письмам оптинских старцев о. Амвросия и о. Анатолия — брошюра, подготовленная к 4-му изданию, значительно дополненному и переработанному). (Название предыдущего издания: Четвериков [С.И.] На службе Богу — на службе ближним. К вопросу об общественном значении православного монашества по письмам оптинского старца скитоначальника и духовника схиигумена отца Анатолия). [После 1908 г.]. 39 л.//НИОР РГБ. Ф. 213. К. 51. Ед. хр. 4. Сергий Четвериков, прот. Оптина Пустынь//Сергий Четвериков, прот. Правда христианства. М., 1998. С. 398. НИОР РГБ. Ф. 172. К. 415. Ед. хр. 2. Опубл.: Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы/Подг. и публ. Н. Лазарева. М.: Мартис, 1996. Речь при погребении старца Амвросия//Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Ч. 2. С. XIX—XXI. (Переизд.: С.-Посад, 1992). Слово на отпевании старца Оптиной Пустыни схимонаха Варсонофия 6 апреля 1913 г.//Московские ведомости. 1913. 9 апр. 82. (То же: Памяти оптинского старца Варсонофия.

http://bogoslov.ru/article/6192482

443 Сказание о жизнии подвигах блаженныя памяти Старца Оптиной Пустыни Иеросхимонаха Макария, составленное оной же пустыни И [еромонахом] Л [еонидом]. Изд. 2. – М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1881. С.100–101. [Далее: Сказание о жизни и подвигах... иеросхимонаха Макария.]. 452 Первый Великий Старец Оптинский Иеромонах Леонид (в схиме Лев). – Репр. воспр. изд. Козельской Введенской Оптиуой пустыни, 1917 (Шамордино). – М., 1994. С. 64. [Далее: Первый Великий Старец Оптинский... Леонид (в схиме Лев).] 458 Андроник, архим. История от начала монастыря Нямецкого в Молдавии. Кн. IV. Цит. по: Леонид (Поляков), иером. Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературная деятельность: Дисс. на соиск. уч. ст. магистра богословия: В 3 кн. – Л., 1956. Кн. 1. С.141–142. 466 Собрание писем Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. – Сергиев Посад, 1908. С.66. [Далее: Собрание писем... иеросхимонаха Амвросия к мирским особам.] 467 Душеполезное чтение: ежемес. богосл. журнал. 1860–1917. – М., 1895. Апрель. С. 666. [Далее: Душеполезное чтение.] 470 Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившаго оптинскаго старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. – М., 1900. Ч.1. С. 80. [Далее: Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание... иеросхимонаха Амвросия.]. 475 Правила пространно изложенные в вопросах и ответах/Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго , Архиепископа Кесарии Каппадокийския: В 5 ч. – Репр. воспр. изд.1901 г. (ТСЛ). – М.: Паломник, 1991. С. 168. Вопр. 53. 492 Таким образом, вторым источником монашества является живое Церковное Предание, носителями которого были опытные старцы – подвижники [ Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. С. 126]. 500 Отсюда произошло название «скит» – удаленное от человеческого жилья небольшое поселение монахов. 504 Нитрия, Келии и Скит дали последующему монашеству еще одну форму организации жизни – келиотскую. Келиоты жили в отдельных постройках – келиях, принадлежавших какому-либо монастырю. Обычно в одной келии жили преуспевший в духовной жизни старец и один-два ученика. Благословение на поселение в келии давал игумен. Он же определял дисциплинарные и нравственные правила для келиотов, смотрел за их жизнью. Нарушение келиотом распоряжений игумена могло повлечь за собой лишение права жить в келии и даже изгнание из монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другой скитянин, монах Нил, поступил в монастырь двадцати лет в июне 1853 года. Он был небольшого роста и горбат. Архимандрит Моисей взял его к себе младшим келейником. 5 августа 1856 года отец Нил был переведен в скит. Здесь он стал келейником у старца Макария. 19 февраля 1858 года пострижен был в рясофор. Зимой 1862 года отнялись у него ноги. Его свозили к новооткрытым тогда святым мощам угодника Божия Тихона Задонского , и он получил исцеление – стал ходить совсем крепко, даже без палки. Возвратившись, он стал келейником старца Илариона. Когда он приехал из Задонска, игумен Антоний сказал ему: «Ну, се здрав еси, к тому не согрешай, да не горше ти что будет!». Вероятно, чем-то согрешил тот, но чем – осталось неизвестным. 28 августа 1866 года он пострижен был игуменом Исаакием в мантию. В октябре 1868 года он заболел и опять отнялись у него ноги. Так и умер он 15 января 1869 года. Всего жития его было тридцать пять лет. 228 Цит. по: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание... иеросхимонаха Макария. С. 259–260. 229 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Письма к монахам. СПб., 1994. (Репр. с изд.: М., 1862). С. 3–4. Письмо 2. 230 Скончалась 18 мая 1833 г. Усердием ее в Оптиной пустыни построена одна из гостиниц; сделаны постройки на скотном дворе обители. Похоронена в Оптиной пустыни. 232 О. Пафнутий (в миру Пётр Осмоловский), из дворян Черниговской губернии. Зачислен в братство Оптиной пустыни 20 января 1836 г. Пострижен в мантию 27 мая 1839 г. 30 января 1843 г. рукоположен в иеромонаха. 234 Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова)/Сост. архим. Агапит (Беловидов). Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). С. 100. 243 Архимандрит Никодим, настоятель Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Февраль. Оптина пустынь, 1996. (Репр. с изд.: М., 1906). С. 112. Читать далее Источник: Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители/Сост. монах Лазарь (Афанасьев).– М.: Изд-во Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2016.– 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поэтому, не имея иногда возможности быть светочами для мирян в благодатно-аскетической жизни, мы в то же время можем приносить им пользу, если будем с сочувствием относиться к их проблемам, просвещать их в отношении церковного учения и церковных правил, делая это с благожелательностью и смирением. Ибо без смирения никакое наше служение не может принести ближнему пользу. Поэтому всегда и во всем будем учиться растворять все наши служения смирением и бороться с гидрой превозношения, а Бог, богатый милостью, совершит через нас то, что должно. Ему же слава и поклонение во веки веков. Аминь! Лествица (1:4). Лествица (1:10). Схиархимандрит Софроний. Старец Силуан, XIV. Лествица (26:31). Лествица (3:11). Собрание писем оптинского старца Иосифа. С. 30. Там же. С. 82. Там же. С. 110. Там же. С. 228. Собрание писем оптинского старца Иосифа. С. 381. Впрочем, в житии старца приводится рассказ одного внимательного инока, которому старец говорил-таки знаменательные слова: «Сиди в келлии, и она тебя всему научит». Но надо полагать, что этот инок уже был приуготовлен к подобному «сидению», и ему оно могло пойти на пользу (см.: Житие оптинского старца Иосифа. С. 154). Житие оптинского старца Иосифа. С. 139. Агапит (Беловидов), схиархим. Житие оптинского старца Макария. С. 500-501 Агапит (Беловидов), схиархим. Житие оптинского старца Макария. С. 340. Синодальный отдел по монастырям и монашеству / Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 .

http://patriarchia.ru/db/text/5962689.ht...

Поэтому, не имея иногда возможности быть светочами для мирян в благодатно-аскетической жизни, мы в то же время можем приносить им пользу, если будем с сочувствием относиться к их проблемам, просвещать их в отношении церковного учения и церковных правил, делая это с благожелательностью и смирением. Ибо без смирения никакое наше служение не может принести ближнему пользу. Поэтому всегда и во всем будем учиться растворять все наши служения смирением и бороться с гидрой превозношения, а Бог, богатый милостью, совершит через нас то, что должно. Ему же слава и поклонение во веки веков. Аминь! Лествица (1:4). Лествица (1:10). Схиархимандрит Софроний. Старец Силуан, XIV. Лествица (26:31). Лествица (3:11). Собрание писем оптинского старца Иосифа. С. 30. Там же. С. 82. Там же. С. 110. Там же. С. 228. Собрание писем оптинского старца Иосифа. С. 381. Впрочем, в житии старца приводится рассказ одного внимательного инока, которому старец говорил-таки знаменательные слова: «Сиди в келлии, и она тебя всему научит». Но надо полагать, что этот инок уже был приуготовлен к подобному «сидению», и ему оно могло пойти на пользу (см.: Житие оптинского старца Иосифа. С. 154). Житие оптинского старца Иосифа. С. 139. Агапит (Беловидов), схиархим. Житие оптинского старца Макария. С. 500-501 Агапит (Беловидов), схиархим. Житие оптинского старца Макария. С. 340. Синодальный отдел по монастырям и монашеству / Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5962691...

С. 76–77; Основы. Т. 2. С. 238; ср.: Слова подвижнические. Слово 88. С. 502–504. 536 См.: Основы. Т. 2. С. 243; ср.: Древний патерик. М., 1899. Гл. 7, 36. С. 120; Житие прп. Серафима. Гл. 6. С. 90. 537 Основы. Т. 2. С. 231–232; напр., см.: Л. Н. Толстой. Письма. 1848–1910. М.: «Книга», 1910. С. 91. 538 Основы. Т. 2. С. 232–233; ср.: О постановлениях киновитян. Кн. 10. Гл. 2. С. 119; Лествица. Слово 13, 4, 12, 15. С. 103–105. 539 Слова подвижнические. Слово 79. С. 391; см.: Основы. Т. 2. С. 241; ср.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Ч. 1. Гл. 10. С. 103. 540 Основы. Т. 2. С. 242; ср.: Житие прп. Серафима. Гл. 29. Наставление 13. С. 431–433; Лествица. Слово 13, 14–15. С. 44; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Ч. 1. Гл. 10. С. 103. 543 См.: Основы. Т. 2. С. 251–254, 293; ср.: Душеполезные поучения. Поучение 2. С. 42–43; О постановлениях киновитян. Кн. 12. Гл. 2, 24–25. С. 143–144, 157–158; Лестева. Слово 4, 83. С. 58. 551 См.: Основы. Т. 2. С. 294–295; ср.: Слова подвижнические. Слова 55, 60, 79. С. 257, 328, 390; О постановлениях киновитян. Кн. 12. Гл. 27, 29–30. С. 159–162. 556 Напр., свт. Игнатий об этом пишет так: «Все духовные цветы и плоды возросли в тех душах, которые в удалении от знакомства вне и внутри монастыря возделали себя чтением Писания и Святых Отцов, при вере и молитве, одушевленной смиренным, но могущественным покаянием. Где не было этого возделывания, там – бесплодие» ( Игнатий (Брянчанинов) , свт. Аскетические опыты. Гл. Плач мой//Полное собрание творений. Т. 1. М.: «Паломник», 2000. С. 523). 560 Кстати, отметим, что в «Основах искусства святости» есть две отдельные главы, одна из которых посвящена тщеславию, а другая – гордости. 563 См: Основы. Т. 2. С. 258; Собеседования египетских подвижников. Собеседование 5. Гл. 12. С. 249. 574 Дневниковые записи 1920–1921 гг. Записи 1 и 3 февраля 1921 г.; см.: П.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Сет. Иоанн (Максимович, 1651–1715) — уроженец г. Нежина, воспитанник Киевской Духовной Академии, где был преподавателем. Был настоятелем в разных монастырях. В 1695 г. хиротонисан во епископа, с 1697 г. — архиепископ Черниговский, где основал «коллегиум», первую в России духовную семинарию. Митрополит Макарий (Парвицкий-»Невский», 1835–1926) — с 1884 г. епископ Бийский, с 1891 — епископ Томский (с 1906 г. архиепископ). С 1884 по 1891 г. стоял во главе Алтайской миссии, проявляя о ней особую заботу: во многом благодаря его руководству миссия достигла больших успехов. С 1917 г. находился на покое. См. о нем: Царю Небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий-»Невский»)…/Автор-составитель Т. Гроян. М., 1996. Киевским митрополитом с 1903 по 1915 год был Флавиан (Городецкий, 1840–1915). В ноябре 1915 г. митрополитом Киевским и Галицким был назначен свщмч. Владимир (Богоявленский, 1848–1918). См. Воронова Е. Душа солдата. Пг., 1914. Схиархимандрит Агапит (в миру Алексей Иванович Беловидов, 1843–1922) — родился в семье священнослужителя. После окончания Тамбовской духовной семинарии поступил в Оптину пустынь. В 1872 г. пострижен в мантию, в 1876 г. рукоположен в иеромонаха. Был настоятелем Тихвинско-Покровского монастыря, затем Мещовского Георгиевского монастыря. В 1897 г. по состоянию здоровья ушел на покой в оптинский Иоанно-Предтеченский скит. В 1907 г. из-за болезни ног выбыл из скита и перешел в монастырскую больницу, где и скончался. Автор первого подробного жизнеописания старца Амвросия («Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия». В 2х частях. М., 1900), а также «Жития Молдавского старца Паисия Величковского»(Оптина пустынь, 1906) и « Жизнеописания оптинского старца иеросхимонаха Макария». См. о нем: Лукьянов Е. Оптинской святости мудрый хранитель. …//Схиархиандрит Агапит (Беловидов). Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1996, с. 400–412. Прп. Нектарий Оптинский (в миру Николай Васильевич Тихонов, 1853–1928) — родился в г. Ельце в семье мельничного рабочего, по другим сведениям — в семье приказчика. Рано потерял отца. В 1876 г. поступил в Оптину пустынь. В 1887 пострижен в мантию, в 1891 рукоположен в иеромонаха. В 1913 по указанию о. Агапита (Беловидова) избран старцем и духовником братии. В 1923 г. был арестован, но вскоре освобожден. Жил в Козельске, затем переехал в село Холмищи: здесь старец скончался и похоронен. В 1989 г. мощи старца были перенесены в Оптину пустынь и помещены во Введенском соборе. Канонизирован в 1996 г. Память 11 октября. См. о нем: Цветочки Оптиной пустыни. …/Сост. С. Фомин. М., 1995. Митроп. Вениамин (Федченков). Встречи со святыми. М., 1999. Житие Оптинского старца Нектария. Козельск, 1996.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Ф. 214. Ед. хр. 366. Л. 51-51 об.). Наряду с изображениями др. подвижников портрет Л. висел в келье его ученика прп. Макария Оптинского ( Агапит (Беловидов). 1997. С. 70). Сохранились неск. живописных и литографированных изображений Л., которые являются вариантами одного извода с различной психологической характеристикой портретируемого. К наиболее ранним относится эстамп (не позднее 1846), изготовленный в литографской мастерской М. А. Тюлева по рис. П. Ф. Бореля, к-рый был опубликован в 1847 г., спустя 6 лет после кончины старца, в кн. «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи» (1847). Л. изображен по пояс, вполоборота влево, в монашеской мантии и схиме, на голове - клобук, на груди - наградной крест в память Отечественной войны 1812 г., правая рука скрыта под мантией, в левой - книга. Л. представлен в возрасте 45-50 лет; черты лица правильные, длинные густые волосы распущены по плечам, у него небольшая вьющаяся борода, взгляд устремлен вдаль. Рисунок исполнен с высоким профессионализмом и отражает характерные черты облика Л. Репродукция портрета подобной иконографии опубликована в кн. «Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария» ( Агапит (Беловидов). 1997. С. 7. Вкл.). В более зрелом возрасте Л. представлен на портрете (без подписи художника), к-рый был создан в 40-х гг. XIX в. иером. Гавриилом (Спасским) (РГБ. Опт. Ф. 213. К. 112. Ед. хр. 21), поступившим в Оптину пуст. за полгода до кончины Л. Вероятно, портрет создавался по натурным наблюдениям художника. Он выполнен в спокойных серо-голубых тонах, изображение поясное, фронтальное, с небольшим поворотом фигуры влево, Л. в правой руке держит посох, в левой - книгу. Особое внимание автор уделил проработке лика: черты некрупные, брови сдвинуты к переносице, борода небольшая, средней длины, раздвоенная книзу, седые волнистые волосы распущены по плечам. Во взгляде преподобного мастеру удалось одновременно запечатлеть духовную мудрость и скорбь от перенесенных страданий. К этому портрету очень близок по стилистике большой живописный портрет Л. (без подписи художника, 70-е гг. XIX - 1-я треть XX в.), к-рый был передан в Оптину пуст. из ТСЛ в 90-х гг. XX в. Художник использовал др. цветовое решение. Образ написан теплыми коричнево-охристыми красками. Более тщательно прорисовано облачение: складки мантии, наградной крест на ленте ордена св. Владимира и Голгофские кресты на схиме; дана иная психологическая трактовка: взгляд подвижника строгий и проницательный.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Цит. по: Агапит (Беловидов), архим. Житие преподобного Амвросия старца Оптинскаго. - Козельск: Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2001. С. 309. Прп. Исаак Сирин. Слово 49//Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. - М.: Правило веры, 1998. С. 223. Св. Ефрем Сирин. О страхе Божием и о последнем Суде//Св. Ефрем Сирин. Творения. - М.: Отчий дом, 1995. Т. 4, с. 97. Цит. по: Агапит (Беловидов), архим. Житие преподобного Амвросия старца Оптинскаго. - Козельск: Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2001. С. 363. Свт. Иоанн Златоуст. Мы боимся людей более, чем Бога//Свт. Иоанн Златоуст. Собрание поучений. - М.: Изд. отдел Московского Патриархата, 1993. Т. 2, с. 489. Прп. авва Дорофей. Поучение 4-е. О страхе Божием//Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. - Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1991. С. 55. См. также: Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах//Свт. Василий Великий. Творения. - М.: Паломник, 1993. Ч. 5, с., 77 - 78. Прп. авва Херемон. Ответ о том, что тремя способами побеждаются пороки//Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 370 - 371. Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о страхе Божием и о любви Божией//Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. - М.: Донской монастырь; Правило веры, 1993. Т. 2, с. 61. Прп. авва Дорофей. Поучение 4-е. О страхе Божием//Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. - Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1991. С. 56 - 57. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М.: Православный паломник, 1996. С. 171. Прп. авва Дорофей. Поучение 4-е. О страхе Божием//Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. - Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1991. С. 54 - 55, 57. Прп. авва Херемон. О совершенстве//Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 373 - 374.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010