Большинство публикаций этого раздела взято из сборников: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: [В 13 кн.]. М., 1906–1910;  Кавелин Л. [впосл. архимандрит Леонид]. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г.; и некоторых других изданий. Схиархимандрит Агапит (Беловидов) (†23 февраля/8 марта 1922) Схиархимандрит Агапит (Андрей Иванович Беловидов) родился в 1842 году в семье священнослужителя. После окончания Тамбовской Духовной Семинарии в 1865 году он поступил в Оптину пустынь и еще послушником был привлечен преподобным Макарием к переводу святоотеческих творений. В скиту послушник Андрей стал письмоводителем и учеником преподобного Амвросия, исполнял клиросное послушание, канонаршил в Предтеченском храме. В 1872 году он был пострижен в мантию, а в 1876 году — рукоположен в иеромонаха. Отец Агапит был назначен настоятелем Покровского Доброго монастыря, затем Мещевского Георгиевского монастыря. В 1890 году возведен в сан игумена, а в 1896 году — в сан архимандрита. В 1897 году архимандрит Агапит по состоянию здоровья ушел на покой в Оптинский Иоанно-Предтеченский скит. Основным его занятием в скиту стали духовно-литературные труды. Его перу принадлежит первое подробное " Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия " в 2-х частях, а также " Житие молдавского старца Паисия Величковского " и " Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария " . Однажды отец Агапит пришел к преподобному Амвросию спросить совета: взяться ли ему за составление жизнеописания старца Илариона Троекуровского, о чем просили его монахини, или нет? Старец отец Амвросий на это с ласковой улыбкой ответил: " Возьмись, возьмись, да и поучись, как надо будет писать жизнеописание-то! " . А сам все улыбался и улыбался… " Точно он предвидел, что приведет Господь мне писать его жизнеописание " , — вспоминал потом отец Агапит. Духовным окормлением отца Агапита пользовались все последние старцы " старой " Оптины: преподобные Варсонофий, Анатолий младший, Нектарий и Никон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

19. См.: Иерофей [Добрицкий], архим. Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской епархии. М., 1866. С. 91-100 (о иеросхимонахе Афанасии [Степанове]), 100-108 (о схимонахе Афанасии [Охлопкове]); Пустынники в Рославльских лесах//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. М., 1907. Март. С. 129-130 (о схимонахе Афанасии [Охлопкове]); Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни//Там же. М., 1908. Апрель. С. 249-295; Четвериков С., прот. Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. Paris, 1988. С. 264, 278. 20. Полидоров П., прот. Иван Михайлович Немытов//Странник. 1875. Декабрь. С. 174-196. 21. Никон [Рождественский], еп. [Предисловие]//Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой. Сергиев Посад, 1911. С. 4; Киприан [Керн], архим. Предисловие к изданию 1948 года//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Paris, 1989. С. 6; Ключников С. Наука сердца//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. М., 1992. С. 3; Гумеров Ш.А. Амвросий Оптинский//Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. М., 1992. Том 1. С. 58. 22. Об этом см. письма Амвросия к монахине Леониде. В письме от 11 декабря 1879 г.: " Письмо твое и рукопись получил. Когда прочту рукопись, тогда напишу тебе что-нибудь об ней, а когда перепишут ее, то пришлю или возвращу тебе ее. [Поскольку] ты опасаешься, что в случае моей смерти тебя не уведомят о сем, то обязуется тебя уведомить о сем мой хворый писарь монах Иннокентий, если сам будет жив, а также можешь об этом спрашивать у другого моего писаря, отца Агапита " (ОР РГБ, ф. 213, карт. 55, ед. хр. 4, лл. 88-88 об.). В письме от 8 февраля 1880 г.: " Рукопись списали и твою рукопись вышлю " (Там же, л. 90 об.). 23. Никон, еп. Указ. соч. С. 4. 24. Из рассказов странника о благодатном действии молитвы//Троицкое слово. 1911. N 86. С. 569; Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой. Сергиев Посад, 1911. С. 47. 25. Следует обратить внимание на то, что в 1883-1894 годах настоятелем Лихвинского Покровского Доброго монастыря был игумен Агапит (Беловидов), принявший постриг в 1872 г. в Оптиной пустыни и бывший ее насельником в 1872-1883 годах. О. Агапит состоял письмоводителем при преп. Амвросии и был к нему очень близок. См.: Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900 (репринт: 1992). С. 138, I-II; Иеросхимонах Амвросий, старец Оптиной пустыни (в мире Александр Михайлович Гренков). М., 1892 (репринт: 1991). С. 47. О. Агапит был одним из тех двух " писарей " преп. Амвросия, которые переписали для него в 1879-1880 гг. " Рассказы странника " с рукописи, присланной монахиней Леонидой (см. прим. 22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/168/...

В 1922 году Михаил Михайлович поступил на работу в музей " Оптина пустынь " (уже после закрытия монастыря), которым заведовала тогда Лидия Васильевна Защук, а в свободное время давал частные уроки. Михаил Михайлович приехал в Оптину не в поисках утешения. Желая идти узким путем покаяния, он нуждался в опытном духовном руководстве. Его привлекала строгость старца Нектария, и он просил старца принять его в число своих духовных детей. Высокий, худой, всегда грустный, похожий на Рыцаря печального образа, Михаил Михайлович много времени проводил у батюшки, лично руководившего его занятиями в библиотеке, тщательно записывая все его поучения. Сегодня большинство записей пропало, сохранились лишь краткие заметки для " Оптинского патерика " , так и не написанного. Часто выполняя послушание, он готовил доклады на богословские темы и читал их ученикам старца. Уезжая в ссылку в Холмищи, батюшка благословил Михаила Михайловича окормляться у его духовника отца Досифея (Чучурюкина). В молодости они оба были под началом у отца Агапита (Беловидова), автора лучшего жизнеописания старца Амвросия. Отец Агапит отказался от старчества, сохранив немногих учеников, среди которых были и эти двое. Продолжая линию старца Нектария, отец Досифей беспощадно смирял своего нового ученика. Впервые Таубе был арестован в 1923 году. В 1927 году его вновь арестовали вместе с преподобным Никоном (Беляевым). Сразу после ареста он облачился в иноческую одежду, которую отныне носил не скрывая. Оказалось, что он был пострижен в монашество с именем Агапит, но кем и когда — осталось неизвестно (скорее всего, отцом Досифеем). Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило их к трем годам концлагерей. После тюрьмы и долгого изнуряющего этапа они с отцом Никоном прибыли в " Кемперпункт " , где батюшку определили сторожем на склад, а отца Агапита, как физически здорового, посылали в тяжелейшие " командировки " на лесоповал. Сохранилось письмо одного из соузников, где он вспоминает о том впечатлении, которое произвели на него эти встреченные на Севере оптинцы. Отец Досифей тем временем тоже был арестован и сослан в Тамбов. Отбыв срок, он поселился в Орле, куда к нему приехал освободившийся отец Агапит. Отец Досифей жил очень замкнуто, почти никого не принимал, кроме близких духовных чад, в числе которых был и отец Агапит. В 1929 году отец Досифей вновь был арестован и сослан в Сибирь, откуда вернулся в 1937 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Воспоминания о старце Оптиной Пустыни иеросхимонахе Макарии (2-ая половина XIX века, скоропись, 22 листа; ед. хр. 299–2); Воспоминания о старце Оптиной Пустыни иеросхимонахе Макарии (2-ая половина XIX века, скоропись, 24 листа; ед. хр. 299–3); Сказания инокинь Белевского монастыря Марии Добровольской, Клеопатры и Рафаилы – о старце Макарии Оптинском (1900 г., скоропись, 4 листа; ед. хр. 299–4); Опись материалам для жизнеописания старца иеросхимонаха Макария, собранным в 1900 и 1901 гг. Составлена 12 сентября 1901 г. (скоропись, 2 листа; ед. хр. 299–5). Составлена в виде таблицы, в конце – подпись: «Грешный послушник Оптинского скита Павел». На рукописи стоит штамп библиотеки скита с шифром: отд. 1, 491. Точно неизвестно, когда именно архимандрит Агапит закончил работу над рукописью и по каким причинам она не вышла в свет. Возможно, издать книгу помешали война и революция. Но одно можно сказать с уверенностью – работа над Жизнеописанием старца Макария продолжалась не менее полутора десятков лет. Свидетельства этому есть в самом Жизнеописании: так, упоминается о перестройке начальнического корпуса в скиту при игумене Варсонофии летом 1910 года; о святителе Иоасафе Белгородском , причисленном к лику святых в 1911 году, говорится как о «еще не прославленном в то время» (при жизни старца Макария); Санкт-Петербург назван Петроградом (он был переименован в августе 1914 года, после вступления России в Первую мировую войну) 150 . Интересно, что начиная с 253-го листа и до последних слов Жизнеописания «Конец, и Богу слава и благодарение» книга писана рукой самого архимандрита Агапита – это тот же своеобразный почерк, каким написано стихотворение «Злоумный разбойник» (автограф о. Агапита). «Архимандрит Агапит – одна из таинственнейших фигур истории Оптиной, – писала духовная дочь его близкого ученика, Оптинского старца Нектария, Надежда Александровна Павлович. – Он был исключительно образован (в мирском смысле) и вместе – духовно одарен.» Архимандрит Агапит, в мире Андрей Иванович Беловидов, родился в 1842 году в семье канцеляриста Лебедянского духовного правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Вот он и стал их ковырять, плел, плел, а там взял их да и отбросил к сторонке, примолвив с неудовольствием: «Зело, – говорит, – дело многодельное и малоприбыльное.» – Так вот, мой батюшка, захотелось Царю лапти плесть, а как не царское то дело, то пришлось и бросить. И оба старца опять засмеялись, до слез без слов рассмеялись, и только старец-даритель, сквозь смех, успевал, нет-нет, да и вставить словечко: – Ну и о Н й! Ну и затейник! и откуда только он все это знает? А у меня слезы – кап, кап! Надо знать, как я, глубину смиренномудрия и духовного разума обоих святых старцев, чтобы по достоинству оценить успех и для них, и для меня этих невинных шуток, этого наивного смеха – всей этой евангельской чистоты сердца, этой детскости духа во плоти Ангелов, выну зрящих лице Отца Небесного... Вот она, старая великая Россия! Не поймет и не оценит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В красоте твоей смиренной 155 ... " Когда архимандрит Агапит принял схиму, осталось неизвестным – по-видимому, незадолго до кончины. Он отошел ко Господу 23 феврала 1922 года – через пять дней после того как в 50-й раз отметил в монашестве день Ангела, – и похоронен за алтарем Введенского собора Оптиной Пустыни. На деревянном кресте была сделана надпись: «Схи-архимандрит Агапит, в мире Андрей Иванов Беловидов, из духовного звания Тамбовской епархии». На средней перекладине: «Много трудился в книгоиздательстве Оптиной Пустыни. Прилежал усердно безмолвию и молитве». А на подножии креста: Аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное ( Мф.18:3 ) и Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное ( Мф.5:3 ). Евгений Лукьянов 16/29 июня 1995 года – священномученика Тигрия пресвитера, преподобного Тихона Калужского, схиархимандрита Моисея Оптинского Библиография 1. Архимандрит Агапит. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия, в двух частях. М., 1900, ч. 1, с. 14–16, 45–46, 50–51, 92–93; ч. 2, с. 138–139. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Двадцати трех лет от роду он окончил Тамбовскую духовную семинарию и поступил в Оптину пустынь: 28 июля 1865 года он был зачислен в братию послушником и направлен в Иоанно-Предтеченский скит, где уже пятнадцать лет подвизался его родной дядя – иеромонах Платон (Покровский). Послушник Андрей стал одним из письмоводителей старца Амвросия, и тот, видя его значительную образованность и литературные способности, привлек его к работе над изданием от Оптиной пустыни духовных книг. Вместе с тем проходил он поочередно послушания канонарха, библиотекаря, трапезного. 28 марта 1868 года он был накрыт рясофором, а 17 июня 1872-го – пострижен в мантию с наречением имени Агапит. 28 августа 1873 года Калужский епископ Григорий рукоположил его в сан диакона, и он же 28 июля 1876 года – в сан иеромонаха. 4 августа 1883 года отец Агапит был назначен настоятелем Лихвинского Покровского Доброго монастыря. В 1890 году был возведен в сан игумена. 30 сентября 1894 года состоялся его перевод на должность настоятеля Мещовского Георгиевского монастыря. А на Вознесение 1896 года, будучи возведенным в сан архимандрита, стал он благочинным половинной части монастырей Калужской епархии, но уже в октябре 1897 года по болезненному состоянию уволен был от всех должностей и определен на жительство в скит Оптиной пустыни. Труды над жизнеописаниями подвижников духа отец Агапит начал в конце 1880-х годов. Сам он рассказывал, что пришел однажды к отцу Амвросию просить совета: взяться ли ему составлять жизнеописание старца Илариона Троекуровского, о чем просили его монахини, или нет? «Старец отец Амвросий на это с ласковою улыбкою ответил: “Возьмись, возьмись да и поучись, как надо будет писать жизнеописание-то”. А сам все улыбается и улыбается... Точно он предвидел, что приведет Господь мне писать его жизнеописание» 357 . Эта книга была написана. Ее полное название «Жизнеописание в Бозе почившего Троекуровского затворника Илариона Мефодиевича Фокина, основателя Богородичного Иларионовского женского монастыря» (Москва, 1888).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

104 См.: Четверухин Илия , прот., Четверухина Евгения. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. С. 89. 110 Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. С. 149. 120 Житие оптинского старца иеромонаха Леонида (В схиме Льва)/Козельск: Введен. Оптина пустынь. 1994. С. 60. 127 Феофан (Говоров), еп. Владимирский и Суздальский. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. С. 18. 129 Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Козельск: Введенск. Оптина пустынь. 1995. С. 67–68. 137 Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. С. 55. 148 См.: Христодул (Агиорит ), иеромон. Старец Паисий/Свято-Покровская монашеская община. 2000. С. 8. 149 Крусталакис Георгий. Старец Порфирий/Сретенский монастырь, Свято-Покровская монашеская община. 2001.С. 84–85. 150 Христодул (Агиорит), иеромон. Избранный сосуд/Свято-Покровская монашеская община. 2000. с. 18–19. 159 См.: Жизнеописание отечественных подвижников благочестия: Август/Козельск, Введен. Оптина пустынь. 1994. С. 116. 162 Феофан (Говоров), еп. Владимирский и Суздальский. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. С 63. 165 Четверухин Илия, прот., Четверухина Евгения. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. С. 164. 170 Мария (Добромыслова), мон. Житие Оптинского старца Никона [О Н. М. Беляеве]. Козельск: Беден. Оптина пустынь. 1996. С. 328. 180 Феофан (Говоров),еп. Владимирский и Суздальский. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. С. 59. 189 Житие святителя Афанасия, епископа Ковровского, исповедника и песнописца (1887–1962). М.: Отчий дом, 2000. С. 51. Читать далее Источник: Как найти духовного отца и жить под его руководством/протоиерей Вячеслав Тулупов. - Москва : Изд. совет Русской Православной Церкви, 2008. - 285 с. ISBN 978-5-94625-197-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

117 Небольшой с мезонином корпусок, где скончался старец Леонид, находится на юго-восточной стороне от Казанского храма. В нем, исключая мезонин, только четыре кельи: при входе в коридор на правой стороне две и на левой две. Келья же, в которой старец доживал остаток дней своих и перешел в вечную жизнь, обращена на юго-запад. 122 Старец по кончине отца Феодора в подписи некоторых писем своих прилагал, из смирения, к своему имени и имя Антиоха, духовного сына своего, хотя последний нисколько не участвовал в его письмах. 123 И да известно вашей любви будет, что кто с большею верою вопрошает, то по толикой же мере и Господь преподает разум ответствующему в сказании ответа. 128 По-русски: «Если увидишь, что кто-либо, находясь в многоразличном бесчестии, скорбит о сем, то знай, что он, насытившись помыслами тщеславия, с неприятностию пожинает снопы сердечных семян». 129 Этим словом старец сравнивает их с древними жителями города Афин, между которыми была распространена страсть любопытства и новостей. 130 Страстную часть, то есть вожделение и раздражительность. По учению святых отцов естество души разделяется на три части: словесную (разумную), яростную (раздражительную) и похотную (вожделевательную). 139 Просившим у старца рукописного наставления, для постоянного руководства, письмо особенно замечательно. С сего 14 и последующие письма писаны, по поручению старца Льва, его сотрудником старцем отцом Макарием (Ивановым) . 143 Это писано из Тихоновой пустыни (Калужской губернии), куда покойный старец часто перед кончиной ездил для внутреннего устройства оной, по просьбе его учеников, там живших. [В издании 1917 года числа нет.] 145 Письма старца Леонида к вышеозначенному лицу прекратились, так как старец 11 октября 1841 года скончался. Читать далее Источник: Житие оптинского старца Макария/схиархимандрит Агапит (Беловидов). - Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2017. - 384 с.: ил., цв. ил., портр. (Духовное наследие Оптиной пустыни). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

119 Екатерина Сенейская из города Сенны, о которой упоминает святитель Димитрий Ростовский в первой части своих творений, в статье: «Врачевство духовное на смущение помыслов, от различных книг отеческих вкратце собранное». 123 Этим рассказом старец указывал на то, что Промыслом Божиим так устрояются обстоятельства в жизни человека, что поневоле и горячо помолится и поищет и спросит опытного наставника, что ему делать в том или другом случае. Нужда научит. 124 О сей госпоже будет говориться и далее. Все рассказы о ней заимствованы из «Душеполезного Чтения» за май 1893 года. 127 Давно слепой. И как еще при жизни старца жил в общине, для отправления служб церковных и для напутствования сестер, так и теперь там же доживает последние дни свои, духовничествует и еще иногда по памяти служит панихиды. 128 Церковь в Оптиной пустыни, во имя праведной Анны и преподобной Марии Египетской, незадолго перед сим, усердием и попечением старца Амвросия, была вся перестроена, и поставлено было в ней два новых иконостаса – по правую сторону во имя вышеозначенных святых, а по левую – во имя святителя Амвросия Медиоланского и святого благоверного князя Александра Невского, двух Ангелов, или духовных покровителей, старца Амвросия. 130 Сборник писем Оптинского старца иеросхиионаха отца Амвросия. Выпуск 2-й. Москва, 1897 г. С. 36. 135 Рассказы эти, почти все, заимствованы из статьи Е. Поселянина под заглавием «Отец Амвросий», помещенной в «Душеполезном Чтении» за 1892 год. 137 Для примера в приложении на С.409–417 помещаются четыре письма старца иеромонаха Амвросия к разным лицам. 138 У отца архимандрита Григория перечисляются и издания других книг, но над ними иеромонах Амвросий трудился, в числе других, еще при жизни старца иеромонаха Макария и под его руководством. 146 Вероятно, в этот день по какому-нибудь случаю была Преждеосвященная литургия, как это в Оптиной пустыни и бывает, например по случаю поминовения. Читать далее Источник: Оптинский старец иеросхимонах Амвросий/сост. схиаримандрит Агапит (Беловидов) - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. – 437 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

134. Пахомий (Сабодаш), монах 135. Пахомий (Соловьев), схимонах 136. Пахомий, схимонах 137. Петр (Иванов), монах 138. Петр (Никифоров), монах 139. Пимен (Пащенко), иеросхимонах 140. Платон (Покровский), иеромонах 141. Порфирий (Григоров), монах 142. Рафаил (Фомин), монах 143. Рафаил (Шейченко), иеромонах 144. Савва (Кудрявцев, иеромонах 145. Савватий (Нехорошев), иеросхимонах 146. Савватий, иеромонах 147. Савватий, монах 148. Севастиан Карагандинский (Фомин), схиархимандрит, 149. преподобноисповедник 150. Серапион (Машкин), архимандрит 151. Серафим (Гущин), иеродиакон 152. Сергий (Борисов), монах 153. Сергий (Пономарев), схимонах 154. Сергий (Трунов), схииеродиакон 155. Сергий, монах 156. Спиридон, иеромонах 157. Стефан, инок 158. Стефан, инок 159. Тимон (Трунов), схимонах 160. Тихон (Лебедев), иеромонах 161. Трифон (Туркестанов), митрополит 162. Трофим (Татарников), инок, убиенный 163. Феодор (Ключарев Феодор Захарович), схимонах 164. Феодор (Лавров), монах 165. Феодосий (Жарков), монах 166. Феодосий (Поморцев), схиигумен 167. Феодот (Герасимов), схимонах 168. Феодот (Кольцов), иеросхимонах 169. Феофан (Талунин), архимандрит 170. Ферапонт (Пушкарев), инок, убиенный 171. Флавиан (Маленков), иеросхимонах Библиография Литература об Оптиной пустыни 1. [Агапит (Беловидов), архимандрит]. Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1996. 2. Агапит (Беловидов), схиархимандрит. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия с портретом и факсимиле: В 2 ч. ТСЛ [ 1 ], 1992. 3. Амвросия (Оберучева), монахиня. Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий. М., б. г. 4. Андроник (Трубачев), игумен. Преподобный Амвросий Оптинский. Жизнь и творения. Валаам, 1993. (Библиогр.: с. 218–222). 5. Афанасьев В. Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни. М., 2003. 6. Благословенная Оптина. Воспоминания паломников об обители и ее старцах. М., 1998.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010