29 авг. 1894 г. речь, посвященную И., произнес в Оптиной пуст. приехавший из Москвы иером. Трифон (Туркестанов ; впосл. архиепископ Дмитровский). В 1896 г. начался сбор материалов для составления жизнеописания И. по инициативе старца Иосифа (Литовкина), к-рый передал разным людям вопросы о его биографии и получил ответы (Там же. Ф. 214. Опт. 307-1. Опт. 307-2). В результате появился «Очерк жизни настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Исаакия», составленный, вероятно, архим. Агапитом (Беловидовым) и опубликованный в ж. «Душеполезное чтение» (отд. отт.: М., 1899). В 1995 г. этот текст был переиздан с нек-рыми дополнениями. Переписка И. сохранилась в архиве Оптиной пуст. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 65-73). Мощи И. были обретены 13 февр. 1995 г. при восстановительных работах в Казанском соборе. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи были перенесены во Введенский собор наместником Оптиной пуст. архим. Венедиктом (Пеньковым) с сослужащими. Над мощами стали читать Псалтирь, совершать литии. 19 февр. того же года замироточила икона Живоначальной Троицы во Введенском соборе. 20 февр. заупокойную литию совершил Пинский еп. Стефан (Корзун) . 26 июля 1996 г. И. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г.- общецерковно. Мощи И. почивают в Казанском соборе Оптиной пуст. в сев. приделе. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 40. Д. 11; К. 65. Д. 45-46; Ф. 214. Опт.-306, Опт.-307-1, Опт.-307-2. Лит.: Трифон (Туркестанов), митр. Настоятель Оптиной пуст. священно-архим. схим. Исаакий//ДЧ. 1894. 10. С. 289-294; Очерк жизни настоятеля Оптиной пуст. архим. Исаакия//Там же. 1898. 12. С. 621-635; 1899. 1. С. 165-170; 2. С. 223-231; 3. С. 452-466; 4. С. 639-647; 5. С. 3-19; Ераст (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск, 2002; Оптинский архим. Исаакий//ЖПодв. Авг. С. 413-448; Житие оптинского старца схиархим. Исаакия (Антимонова). [Козельск], 1995; Криволапов В. Н. Житие прп. и богоносного отца нашего Исаакия//Курские тетради: Курск и куряне глазами ученых. Курск, 1998. Тетр. 2. С. 25-32; Письма прп. оптинского старца иеросхим. Илариона. [Козельск], 1998; Преподобные старцы Оптинские: Жития и наставления. [Козельск], 2002. С. 289-311; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 118-128; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. 2 т.

http://pravenc.ru/text/674766.html

Вскоре батюшка Амвросий пришел ко мне на гостиницу. Старица монахиня Лаврентия в это время уезжала к родным, и я оставалась одна. Батюшка отец Амвросий произвел на меня с первого раза сильное и весьма приятное впечатление. Особенно назидательна была для меня его беседа о значении монашеской жизни, о богоугождении вообще. Отец Амвросий ходил ко мне почти неделю, назидая меня своими словами. Он как бы возродил меня в духовную жизнь. Между прочим он сказал мне, что по возвращении в монастырь моя жизнь изменится к лучшему, не говоря в духовном, но и в материальном отношении, что и сбылось на самом деле. После сего я не переставала вести с отцом Амвросием переписку. Отец Макарий благословил меня, первую из всех сестер Борисовского монастыря, поступить под духовное водительство отца Амвросия как старца. После меня и прочие сестры поступили под его руководство, особенно после кончины отца Макария. Во всех важнейших вопросах своей жизни я обращалась за советами к отцу Амвросию. Переписка эта не прерывалась до самой кончины старца в октябре 1891 года. Несколько раз я приезжала к нему и всегда выносила великую духовную пользу из его мудрых бесед. Вскоре затем я занемогла какой-то неопределенной болезнью и пролежала в ней 21 год, не выходя из кельи. Болезнь эта тоже была предсказана батюшкой отцом Амвросием. Через 21 год я получила исцеление от сей болезни, по явленной мне милости от чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Козельщанской». Помню, что как только, по приезде на Козельщину и по входе в церковь , возложена была на меня сия святая икона, я в тоже время получила исцеление и укрепилась ногами настолько, что могла уже дойти до гостиницы без помощи других. Возвратившись в свой монастырь, я была с приветливостью встречена сёстрами и матушкой игуменьей. Но вскоре постигла меня большая скорбь, по злобе вражьей. Восстала на меня одна из сестер и начала делать мне всяческие притеснения. Писала я об этом отцу Амвросию, но старец велел мне терпеть. Так продолжалось несколько лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Летом 1900 г. в Калужской губ. более месяца шли непрекращающиеся дожди. Каждый день ненастья делал неминуемым наступление голода, поскольку непогода не давала собрать урожай и ставила под угрозу посев следующего года. Из Калужки в Боровск на 3 дня была принесена чудотворная икона. 12 сент., в воскресенье, во время всенародного моления на городской площади впервые за ненастье показалось солнце, дожди прекратились, и наступили ясные, безоблачные дни ( Казанский. 1900. 3. С. 77). К. и. ежегодно приносили из Калуги в Оптину пуст. Икону переправляли на пароме на противоположный берег р. Жиздры, где ее встречали крестный ход во главе с настоятелем, монастырская и скитская братия. После краткого молитвословия крестный ход шел в собор монастыря, и начиналась торжественная служба. По окончании богослужения К. и. носили по кельям мон-ря, а затем передавали в храм скита св. Иоанна Предтечи. После молебна с акафистом икону по кельям принимала скитская братия. На следующий день перед поздней литургией икону возвращали в монастырь, где по завершении службы при колокольном звоне совершался крестный ход, в котором вместе с К. и. носили монастырские святыни. После водосвятного молебна возле колодца свт. Амвросия Медиоланского у св. ворот скита К. и. провожали до границы монастырских владений, там ее передавали духовенству и многочисленным горожанам Козельска. В Житии прп. Амвросия Оптинского сообщается, что в сент. 1868 г., когда состояние старца ухудшилось настолько, что не оставалось надежды на выздоровление, его духовный сын гр. А. П. Толстой просил оптинского игум. Исаакия «послать монаха в с. Калуженку... с просьбой к тамошнему священнику привезти в монастырь известную святыню - чудотворную Калуженскую икону Божией Матери». Перед иконой в келье старца был отслужен молебен с акафистом и совершено келейное бдение, здоровье прп. Амвросия не сразу, но улучшилось, а «среди оптинского братства оживилась надежда на милость и помощь Матери Божией» ( Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Серг. П.; М., 1992р. Ч. 1. С. 66-67). 17 авг. 1871 г. для облегчения страданий прп. Амвросию в келью приносили уже список К. и.- «из своего монастыря, здешняя Калуженская икона» (Там же. С. 72).

http://pravenc.ru/text/1320157.html

Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622; он же. Церковно-историческое описание упраздненных мон-рей, находящихся в пределах Калужской епархии. М., 1863; он же. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 18763; он же. История Церкви в пределах нынешней Калужской губ. и Калужские иерархи. Калуга, 1876; Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 г./Сост.: В. В. Ханыков; сообщ.: архим. Леонид (Кавелин). М., 1878; Рошефор Н. И., де. Опись церк. памятников Калужской губ.//ЗОРСА. 1882. Т. 3. С. 293-343; Преображенский М. Т. Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губ. СПб., 1891; Историко-стат. и археол. описание ц. Вознесения Господня в г. Козельске (Калужской губ.) в связи с ист. сказанием о чудотворной Ахтырской иконе Божией Матери//Калужские ЕВ. Приб. 1895. 8. С. 187-197; 9. С. 131-136; 10. С. 165-171; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Козельск, 2012; Сахаров Н. В. Школа Ф. В. и А. Ф. Вырских//В. А. Арцимович: Восп., характеристики. СПб., 1904. С. 446-466; Казанская Амвросиевская жен. пуст. Калужской губ. при с. Шамордине и ее основатель оптинский старец иеросхим. Амвросий. Калуга, 1908; Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912, 2004; Николаев Е. В. По Калужской земле: (От Боровска до Козельска). М., 1968; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Джорд., 1970. Козельск, 2013; Ильинская А. В. Судьбы шамординских сестер. М., 1999; Калужский край, Козельский р-н: Этногр. очерки. М., 1999. (Живая культура рос. провинции); Безбородов А., прот. Годы испытаний: История правосл. Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 гг. Калуга, 2001; Пуцко В. Г. Козельское каменное изваяние: крест или болван?//Песоченский историко-археол. сборник. Киров, 2004. Вып. 5. С. 137-144; Филинова Л. И. Сельские храмы земли Козельской. Калуга, 2004; Древний Козельск и его округа: Мат-лы исслед. Деснинской экспедиции ИА РАН. М., 2005; Оптина пустынь: Годы гонений/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. Кн. 1; Штепа А. В. Социальное служение РПЦ в Калужской епархии: (2-я пол. XIX - нач. XX в.). Калуга, 2007; Запальский Г. М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; Легостаев В. В., Шатохин А. В. Храмы Жиздринского уезда. М., 2011; Синодик священнослужителей, церковных старост, учителей, благотворителей и их семей/Сост.: В. В. Легостаев. Калуга, 2013. Ч. 4: Жиздринский у., 1113-2013.

http://pravenc.ru/text/1841676.html

Предлагаемое теперь жизнеописание старца отца Леонида под заглавием «Первый великий старец Оптинский, иеромонах Леонид (в схиме Лев)» вновь переделано, значительно дополнено, и погрешности в нем по возможности исправлены. В состав его, кроме изложенного в записках киево-печерского иеросхимонаха Антония, вошло еще несколько устных рассказов оптинских старожилов-монахов, которых теперь уже давно нет на свете. Также принята во внимание помещенная в «Душеполезном чтении» за апрель 1881 года статья Андрея Ковалевского под заглавием «Воспоминания о духовнике Киево-Печерской лавры иеросхимонахе Антонии». В этой статье автор поместил немало сведений об оптинском старце отце Леониде, слышанных им от иеросхимонаха Антония. Но в статье этой встречаются неточности. Например, предместником Калужского епископа Николая (Соколова) Ковалевский называет Евлампия (Введенского). На самом же деле предместником епископа Николая был епископ Никанор (Клементьевский) , впоследствии Санкт-Петербургский митрополит. И между епископом Евлампием, скончавшимся в 1813 году, и епископом Николаем, вступившим на Калужскую кафедру в 1834 году, был целый ряд калужских епископов (см.: «Церковные ведомости» за 1899 год 33. «Калужские архипастыри»). Еще: оптинского старца иеросхимонаха Макария Ковалевский называет спостником киево-печерского иеросхимонаха Антония. Отца Макария можно назвать спостником Антония, только не киевопечерского, а оптинского скитоначальника иеромонаха Антония (Путилова). Киево-печерский же иеросхимонах Антоний был в то время одним из новоначальных скитских послушников и вскоре переведен был в Тихонову пустынь. Еще: путешествие киево-печерского иеросхимонаха Антония на Валаам, в Свирский и другие монастыри Ковалевский относит ко времени после кончины старца Леонида и говорит, что ему на дорогу оптинский скитоначальник Антоний дал пять рублей. Но старец отец Леонид скончался в 1841 году, а оптинский скитоначальник Антоний в 1839 году переведен был в Малоярославецкий монастырь в настоятеля, где и прожил более десяти лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Расскажу теперь об одном весьма замечательном случае, которому удивлялся даже и сам старец. Лежу я однажды в келье, ибо тогда уже не владела ногами. Было два часа дня, и в келье моей совершенно светло. Вижу ясно, входит в келью смерть (как описана она в видении преподобной Феодоры) в образе скелета человеческого, вся обвешанная пилочками, молоточками и разными другими орудиями и с косой за плечами. Подходит ко мне и наносит мне молотком удар по спинному хребту. Чувствую, что спина у меня онемела. В это время раздается голос: «Оставь ее! Ей еще нужно жить на земле». Но смерть опять занесла надо мною руку, чтобы нанести другой удар. В эту минуту снова раздается невидимый голос, запрещая касаться меня. Смерть и еще заносит руку, для нанесения удара в третий раз. Слышу опять голос: «Оставь ее! Ей нужно жить; она еще неготова. Иди к монахине Глафире, – та совершенно готова для перехода в вечность». После этого смерть исчезла. Помню, что во всё это время я находилась в бодрственном состоянии, и до сих пор в памяти моей сохранились все подробности этого посещения меня смертью и спасения от нее. Входит моя сокелейница мать Агриппина, и я рассказываю ей всё происшедшее. На другой день мать Агриппина отправилась после утрени в монастырскую больницу, чтобы навестить лежавшую там больную монахиню Глафиру, и узнала, что она скончалась в 4 часа утра и ее уже опрятали и положили в гроб. Батюшка отец Амвросий нередко при случае напоминал мне это дивное посещение меня смертью, когда находился в Шамордине. РАССКАЗ СХИМОНАХИНИ БОРИСОВСКОЙ ЖЕНСКОЙ ПУСТЫНИ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ МАТЕРИ ЛЕОНИДЫ Проживши в Борисовской пустыни около девяти лет, я с одной старицей того монастыря, схимонахиней Лаврентией, отправилась в Оптину пустынь. Старец отец Макарий был тогда еще жив; это было в 1857 году. Отец Макарий, преподав мне душеспасительные наставления и благословение, сказал, чтобы я читала книгу преподобного аввы Дорофея . Потом прибавил, что пришлет ко мне отца Амвросия и книгу преподобного Дорофея.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

И вот начали делать пристройку к настоятельскому корпусу – зимнее помещение для старца. Архимандрит Исаакий приезжал в Шамордино и пытался как-то способствовать переезду старца, но скоро понял, что это сделать невозможно. Отец архимандрит очень сокрушался по этому поводу, но батюшка предложил ему смириться под крепкую руку Божию ( 1Пет.5:6 ). В ту осень рано начались заморозки, в воздухе стояла холодная сырость... 4 октября старец написал в Оптину: «Я доселе задержался в Шамордине по особенному промышлению Божию; и почему – это должно означиться после» 352 . В Оптиной пустыни между тем происходили следующие события. 30 июля 1890 года скончался казначей обители иеромонах Флавиан. Архимандрит Исаакий просил Калужскую духовную консисторию утвердить в этой должности иеромонаха Макария (Струкова), но та, в связи с соответствующим указом преосвященного, предписала отцу Исаакию провести выборы казначея при участии всех постриженных монахов, а руководителем этого избрания назначить настоятеля Тихоновой пустыни архимандрита Моисея . Это, однако, не связывалось с уже сложившимся духом Оптиной – с беспрекословным послушанием братии, с подчинением настоятелю и старцу. В ответном письме отец Исаакий сообщил, что даже один слух об этих выборах нарушил мирный дух обители, начались возбужденные разговоры и даже сходки по келиям. Отец Исаакий от огорчения захворал. Старец Амвросий писал 19 сентября из Шамордина одному из своих корреспондентов: «В Оптине новость великая. ...С отцом архимандритом сделался паралич; не вдруг мог говорить, а теперь, хотя говорит, и свободно, и в памяти, но слаб и с трудом мог подписать квитанцию. Одна из причин болезни, как полагают, есть та: отец архимандрит приготовил в казначеи отца Макария, а Преосвященный не утвердил. Из Консистории прислан указ, чтобы казначей был избран по голосам братии» 353 . Выборы были все же проведены. Большинством голосов казначеем был утвержден иеродиакон Ксенофонт. Управление монастырем в отсутствие старца затруднилось, так как большинство благотворителей, относившихся к нему, теперь ездили в Шамордино. Отец Исаакий стал входить в долги.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Трудно при этом себе представить, чтобы стремление молодого юноши к увеселениям, как и всей вообще семинарской молодежи, сдерживалось в пределах умеренности, если бы не было обуздываемо строгостью тогдашнего семинарского начальства. Покойный старец вспоминал о бывшем в его время семинарском ректоре, молодом архимандрите Иоанне, который и скончался в молодых летах в Тамбове, кажется от холеры. Человек был очень умный, дальновидный, благоразумно строгий и весьма искусный в обращении с наставниками и воспитанниками. Бывало, если узнает, что кто-либо из наставников опаздывает к классным занятиям, заранее придет в класс сам. «Где-же, – спросит, – наставник?» На ответ учеников: «Еще не приходил», – скажет: «Послать!» А сам ходит по классу. Придет наставник, как водится, несколько смущенный. Ректор, как будто нисколько не замечая его смущения, встретит его очень вежливо, также и скажет ему что-либо очень вежливое и приветливое и тотчас удалится из класса, давая наставнику разуметь, что час занятия настал. С воспитанниками обращался он также тихо, не гневался, ни на кого не шумел и никому из них не делал худых отметок по поведению, а только придет, бывало, в класс и проговорит им такую, например, внушительную речь (говорил он несколько в нос): «Я знаю всех вас очень хорошо; знаю все ваши способности и все ваши наклонности. Я уже не буду обличать хороших учеников, а вот вам для примера из низших». Называет фамилию: такой-то! Тот встает. Ректор при всех начинает говорить: ты склонен к тому-то и к тому-то. Подымает другого ученика и ему говорит в обличение: а ты имеешь наклонность вот к чему и вот к чему. Потом прибавит: «Они по-товарищески сознаются вам». Действительно, обличаемые сознавались, что ректор сказал сущую правду. После сего если какой воспитанник начнет лениться, или уроки перестанет готовить, или в класс не ходит, скажет ему только ректор: «Смотри! Обличу при всех!» – так откуда только прилежание бралось! Вообще этого о. ректора, по словам старца Амвросия, трепетали все, и наставники и ученики, а в числе последних, конечно, и молодой Гренков.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Уроки богословских наук Александр Михайлович слушал уже у другого ректора, архимандрита Адриана. Малый ростом, непредставительный собою, несколько даже прихрамывавший на одну ногу, этот о. ректор не имел той строгости и дальновидности, какими обладал его предместник. Зато молодой тамбовский владыка Арсений (впоследствии Киевский Митрополит) относился к воспитанникам семинарии очень строго. Сам ездил на экзамены и весьма внимательно испытывал их в знании преподаваемых наук. Случалось даже, что плохо отвечавших тут же без церемоний чем-нибудь и наказывал. Так, приехал он однажды на экзамен и начал, по обычаю, задавать вопросы по какому-то предмету ученикам, но, к великому его удивлению, ученики не отвечали. Расстроенный преосвященный начал было ставить их на колена. Между прочим, оказалось, что воспитанники тут вовсе были не виноваты. На вопрос преосвященного, почему ученики не отвечают, отец ректор стал извиняться, что они не успели повторить то, о чём спрашивал их владыка. «Так зачем же ты выставил это в конспекте?» – грозно и бесцеремонно обратился преосвященный к бедному о. ректору и задал ему строгий выговор. Можно из сказанного видеть, что всё время молодости, и дома, и в школе, Александром Михаиловичем проведено было под строгостью, и даже можно сказать, под строгостью не простою, а весьма ощутимою. Но эта строгость была одной, может быть, из главных причин того, что Александр Михайлович Гренков в июле 1836 года счастливо окончил курс семинарских наук, со степенью студента, под 7, при очень добром поведении, как значилось в его семинарском аттестате 8 . Желательно теперь знать, к каким наукам, преподаваемым в его время в семинарии, Александр Михайлович имел особенное влечение. Основываясь на похвальных отметках по некоторым предметам в его аттестате, можно с достоверностью сказать, что любимым его занятием было изучение Святого Писания, богословских, исторических и словесных наук. Если же принять во внимание то начало, которое полагалось в основание его научного образования в детстве, то можно отчасти видеть из сего и причину, почему означенные науки были ближе других его сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Таким образом, я нашла поддержку в совершенно неожиданном для себя месте... Как мне пригодилось мое образование Позднее мне на самом деле очень пригодилось мое педагогическое образование: матушка-игумения посылала меня преподавать «Основы православной культуры» в школе детского приюта и даже в частной школе-интернате, где учились дети из довольно обеспеченных семей. Я стала учить старшеклассников, несколько избалованных, и очень боялась, что они не захотят слушать начинающего преподавателя. Но дети есть дети, и они тянулись к слову Божьему, задавали много вопросов, слушали с интересом. «Господи, верни, пожалуйста, наших мальчишек живыми!» Да, я упоминала, что у меня был жених. Ребята из нашего класса все оказались в Афганистане, были на войне, и он в том числе. Я очень боялась: вдруг его убьют из-за моего желания стать монахиней. Такой у меня был навязчивый помысел. Молилась: – Господи, я уйду в монастырь, а Ты верни, пожалуйста, наших мальчишек живыми. Удивительно, что все они действительно чудом остались живы, а мой бывший жених быстро нашел себе другую невесту, чему я была очень рада. Толгский женский монастырь Я заканчивала институт в 1990-м году, и как раз собирались открыть женский монастырь в Шамордино, рядом с Оптиной. Пока его не открыли, духовник посоветовал на зимних каникулах съездить в Толгский Свято-Введенский женский монастырь. Мне там очень понравилось, даже появилась мысль после окончания института остаться в этой обители. Дали мне послушание: читать на трапезе для паломников. Открываю книгу на закладке, а там: «Основание старцем Амвросием Шамординской Казанской Горской женской общины». Это было жизнеописание старца Амвросия Оптинского, еще дореволюционное репринтное издание книги схиархимандрита Агапита (Беловидова), и я каждый день на трапезе этот раздел читала, словно Господь дал мне знак о Шамордино. «Где там шамординская послушница?» Шамордино. Казанский собор А потом духовник благословил меня съездить в Троице-Сергиеву лавру к своему духовному отцу, приснопоминаемому архимандриту Венедикту (Пенькову; 1939–2018), будущему наместнику Оптиной пустыни.

http://pravoslavie.ru/117659.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010