На пути пять раз совершалась лития: между келлиями старцев, у скитских Святых врат, возле гостиницы, у северных врат обители и возле Введенского собора. Обедню служил отец игумен (вскоре архимандрит) Исаакий с четырьмя иеромонахами. Похоронили о. Феодора близ могил его тещи – м. Афанасии (Варвары Львовны Мартемьяновой) и невестки – Александры Николаевны Ключаревой. На погребении о. Феодора были о. настоятель и 14 иеромонахов. Присутствовавший здесь обер-прокурор Синода граф Александр Петрович Толстой (перед отъездом за границу для лечения приехавший помолиться в любимой им Оптиной) сказал, увидя, как хоронят о. Феодора: «Монашеские похороны торжественнее царских». Месяца за два до кончины о. Феодора старец Амвросий приехал в Шамордино навестить м. Амвросию с внучками и посмотреть местность. Автор Жизнеописания о. Амвросия архимандрит Агапит (Беловидов) – тогда, в 1872 году, постриженный вместе с будущим старцем о. Иосифом в мантию – пишет, что старец Амвросий, приехав, «тут же благословил м. Амвросию построить новый корпус для сестер-послушниц (бывших ее крепостных) и проговорил: “У нас здесь будет монастырь”. Но какими судьбами могло это случиться? Законные наследницы купленного имения, внучки м. Амвросии, теперь были еще малютки, которым впереди улыбалась долголетняя и, вероятнее всего, супружская жизнь. Так можно было думать по-человечески, так и думала бабушка этих малюток». Старец стал в летнее время приезжать сюда и жить по нескольку дней. Его сопровождали келейники – отцы Михаил и Иосиф. Тайно от всех во время этих пребываний старец обдумал расположение всех построек и угодий будущего монастыря. Матушка Амвросия хотя и не была прозорливица, но она была верная раба Божия и в послушании старцу всегда была тверда. «Благочестивое настроение м. Амвросии (Ключаревой) отражалось на всем, что было к ней близко, – пишет о. Агапит. – В новом имении и тогда уже текла жизнь, близкая к монашеской. Сама же Ключарева продолжала жить по-прежнему на гостином дворе при Оптиной Пустыни, впрочем так, что со своими внучками она была почти неразлучна: то сама подолгу гостила в имении, то их брала к себе».

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Анатолий, он отправлял в редакцию подборки писем старца Амвросия, а также предоставил для публикации «Очерк жизни настоятеля Оптиной пустыни архим. Исаакия», составленный архим. Агапитом (Беловидовым) (1898. Ч. 3. 12. С. 619-635; 1899. Ч. 1. 1. С. 165-170; 2. С. 223-231; 3. С. 452-466; 4. С. 639-647; Ч. 3. 5. С. 3-19), и свои сочинения: «Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. Леонтьев пред старцами Оптиной Пустыни», «Можно ли, и как можно православным христианам молиться за христиан неправославных? (Ответ на письмо, полученное из-за границы от русской православной, состоящей в замужестве за протестантом, и по поводу отлучения графа Толстого)». В ж. «Русский инок» были опубликованы несколько писем И. к послушнику Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря Константину Шарапову (1910. Вып. 1. С. 15; Вып. 3. С. 11-12; Вып. 4. С. 16-17; Вып. 8. С. 18; Вып. 11. С. 26). В 1899-1908 гг. по благословению И. готовилось 3-е, исправленное и дополненное издание исторического описания Иоанно-Предтеченского скита, но оно не было завершено. В 1901 г. И. посещал вел. кн. Константин Константинович . Во время болезни настоятеля Оптиной пуст. архим. Досифея (Силаева) братия высказала пожелание, чтобы именно И. занял настоятельскую должность, однако он из-за болезни и по смирению уклонился от предложения. Вскоре он стал освобождаться от тех должностей, которые занимал в скиту. Прп. Варсонофий (Плиханков) был назначен в 1903 г. братским духовником, в апр. 1906 г.- исполняющим обязанности скитоначальника, 29 июня 1907 г. утвержден в должности. И. снял с себя также обязанности духовника Шамординского монастыря. В окт. 1910 г. гр. Л. Н. Толстой ушел из Ясной Поляны и, по свидетельству сестры мон. Марии (Толстой), собирался встретиться с И., однако не решился войти в скит. 4 нояб. того же года по распоряжению Святейшего Синода И. должен был направиться на станцию Астапово к умирающему Толстому для духовной беседы в целях примирения с Церковью.

http://pravenc.ru/text/578408.html

Анатолия (Зерцалова) , о. Агапита (Беловидова) и др. были подготовлены и изданы церковно-исторические труды самой Оптиной пуст.: «Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария» (сост. архим. Леонидом (Кавелиным). М., 1861, 18812); «Историческое описание скита при Козельской Оптиной пустыни» (сост. иером. Леонидом. М., 18622); «Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария» (1862-1863. 4 т.); «Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря» (М., 1869); «Жизнеописание настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря игумена Антония» (сост. иером. Климентом. М., 1870); «Историческое описание Козельской Оптиной пустыни, с приложениями» (сост. иером. Леонидом. М., 18763); «Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» (сост. иером. Климентом. М., 1876; Од., 1890); «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея» (сост. архим. Ювеналием. М., 1882). Кроме того, были выпущены в свет 20 брошюр и переиздавались ранее вышедшие произведения. Книги рассылались епархиальным архиереям, по б-кам мон-рей, академий, семинарий и раздавались богомольцам. С именем А. связано устройство в 1884 г. Шамординского жен. мон-ря , в к-рый в отличие от др. мон-рей принимали неимущих и больных женщин. По благословению старца в 1890 г. худож. Д. М. Болотовым (впосл. иером. Даниил ) для обители была создана икона Божией Матери «Спорительница хлебов» . В Шамординской обители А. провел последние полтора года своей жизни. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето, трижды пытался он вернуться в Оптину, но по причине нездоровья не мог уехать и скончался в Шамордине. 15 окт. 1891 г. святые мощи А. были перенесены в Оптину пуст. и похоронены на юго-вост. стороне Введенского собора, рядом с прп. Макарием. Много раз А. после смерти являлся больным во сне с повелением отслужить молебен свт. Амвросию Медиоланскому, иногда указывал пить воду из колодца близ скита.

http://pravenc.ru/text/114352.html

В июле 1886 года по предложению преосвященного Владимира матушка София приняла постриг в схиму, в великий ангельский чин. Постригал старец Амвросий. Служащим при этом был архимандрит Исаакий. Пели отцы Иосиф и Анатолий. В 1887 году, чувствуя, что силы ее истощаются, она спешит довести до конца переговоры с благотворителем Шамордина чаеторговцем С. В. Перловым, московским купцом, о постройке в новой обители собора, о присылке для этого архитектора. Ее брат Даниил, скитской иеромонах, помог ей устроить в Шамордине иконописную мастерскую. Осенью 1887 года матушка София с несколькими сестрами совершила паломническую поездку к киевским святыням, а заодно посмотреть, как благословил отец Амвросий, и водяное отопление в лаврском соборе, устроенное бывшим насельником скита Оптиной пустыни, а теперь наместником Лавры архимандритом Ювеналием (Половцевым) . Возвратившись 18 ноября, матушка занемогла и поехала в Оптину, чтобы быть поближе к старцу Амвросию. Болезнь быстро развивалась. Батюшка старался ее духовно поддержать, ободрить. Ее ежедневно причащали Святых Христовых Таин. Но Богу было угодно, чтобы ее чистая душа оставила земную жизнь с ее попечениями. Матушка София 24 января 1888 года скончалась. После первых панихид в Оптиной тело ее доставлено было в Шамордино. «Старец Амвросий сильно опечалился кончиной матушки Софии. Приезжая в Шамордино, он никогда не забывал посетить ее могилку и, благословляя ее, со слезами повторял: “Ах, какая это была мать!..”. Сестре же покойной, Елене Михайловне, он сказал: “Помни, что мать София свята!”. Тем, кто удивлялся, как могла она, так недолго пробыв в монашеском чине, удостоиться святости, старец объяснял: “Мать и в миру была очень милостива, потому и обрела скорую милость у Бога”. После смерти открылись многие добрые дела матушки, которые она совершала втайне. Узнали, как она помогала больным, входила в нужды крестьян, покупала беднякам лошадей, коров, ставила им срубы (дома), бедных невест выдавала замуж, призревала обездоленных сирот» 351 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В монашеской среде всегда были высокообразованные люди. Вспомним, например, святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Эти великие учителя Церкви получили лучшее по тем временам светское образование, они учились у лучших педагогов своего времени, знали философию, риторику, владели ораторским искусством. Монашество не только не подавило их таланты, но в полной мере сформировало их личности, помогло раскрыть их дарования. В более близкое к нам время тоже было немало интеллигентов, избравших монашескую стезю, примером тому могут служить святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан (Затворник), философ Константин Леонтьев (в монашестве Климент), архимандрит Леонид (Кавелин), архимандрит Агапит (Беловидов), святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Святейший Патриарх Алексий (Симанский). Мы видим, что интеллигенция всегда находила в монашестве путь служения обществу. Говоря об Оптиной пустыни, можно сказать, что она на протяжении длительного времени притягивала к себе людей науки и культуры, и жившие там умудренные жизненным и духовным опытом старцы всегда были открыты вопрошающим их. Поэтому там и сформировался своего рода центр диалога между старцами-монахами и интеллигенцией. Даже в советские годы Оптина была известна интеллигенции. Она была закрыта, но ее духовное влияние оставалось. В наше время многие люди, посвятившие себя творчеству, научной и педагогической деятельности, приезжают в монастыри для того, чтобы духовно укрепиться, утвердиться в добре и истине. Так довольно часто в Оптину приезжают Анна и Надежда Михалковы (дети Н. Михалкова), писатель Виктор Николаев, художник Павел Рыженко, ученый мирового уровня, действительный член Российской Академии медицинских наук, директор Московского НИИ пульмонологии Александр Григорьевич Чучалин. В других калужских монастырях бывают доктор медицинских наук, академик РАЕН Н. Берестень, доктор химических наук, доцент МГУ С. Ткаченко, доктор экономических наук, профессор РАН Н. Фигуровская; представители творческой интеллигенции актер Владимир Ильин, писатель и автор сценариев Валерий Залотуха, заместитель редактора журнала «Работница» И. Скляр. Интеллигент имеет большую умственную нагрузку, и где, как не в монастыре, он может получить духовную поддержку?

http://foma.ru/kaluga-monashestvo-i-inte...

В скиту И. ежегодно поминали 18 сент. (в день кончины) и 21 окт. (в день прп. Илариона Великого). В память старца его близкий ученик иером. Флавиан (Маленков) первоначально собирался устроить придел во имя прп. Илариона Великого при скитской ц. св. Иоанна Предтечи, однако позднее за юж. стеной мон-ря была построена больница, а при ней - храм прп. Илариона Великого (освящен 28 июля 1876, вновь освящен в 1991). В 1897 г. было опубликовано жизнеописание И., составленное его учеником. Некоторые приписывают авторство текста схиархим. Агапиту (Беловидову) , что не подтверждается источниками. 26 июля 1996 г. И. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г.- общецерковно. 10 июля 1998 г. состоялось обретение мощей оптинских старцев, в т. ч. И. Мощи почивают в ц. Владимирской иконы Божией Матери Оптиной пуст., ежедневно перед ними служатся молебны и читается акафист. В Оптиной пустыни подвизались близкие родственники И. Его отец Н. Ф. Пономарёв жил в Иоанно-Предтеченском скиту в 1842-1849 гг., перед смертью принял постриг с именем Нифонт. Брат С. Н. Пономарёв жил в мон-ре в 1863-1881 гг., принял постриг с именем Сергий, перед смертью пострижен в схиму. Племянник С. С. Пономарёв жил в монастыре в 1876-1889 гг., скончался рясофорным монахом. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 47-48; К. 49. Ед. хр. 2, 6, 9; К. 63. Ед. хр. 23-33; К. 64. Ед. хр. 1-27. Соч.: [ Леонид (Кавелин), иером., запись со слов И.] Рассказ очевидца о действиях преосв. Иакова по обращению раскольников Саратовской губ. с 1832 по 1839 г.//Домашняя беседа. 1861. Вып. 38. С. 723-733; Вып. 40. С. 759-768; Вып. 41. С. 775-781; Вып. 42. С. 799-805; Вып. 43. С. 823-832; Вып. 44. С. 843-850 (переизд.: СПб., 1862); Письма прп. оптинского старца Илариона/Оптина пуст. [Козельск], 1998; Преподобные оптинские старцы: Жития и наставления/Оптина пуст. [Козельск], 1998. С. 191-201; Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев: В 2 т./Оптина пуст. [Козельск], 2000. Т. 1. С. 670-671.

http://pravenc.ru/text/389133.html

Известны случаи исцеления от телесных болезней и беснования после служения панихиды на могиле А. 6 июня 1988 г. на Поместном Соборе РПЦ А. был причислен к лику святых с установлением ему всероссийского почитания. 16 окт. 1988 г. при раскопках в Оптиной пуст. были обретены честные останки одного из оптинских старцев, ошибочно принятые за останки А. и впосл. опознанные как останки прп. Иосифа (Литовкина) . Мощи А. были обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще 6 Оптинских преподобных и в наст. время почивают в приделе во имя Амвросия Введенского собора обители. В Оптиной пуст. хранится икона Божией Матери «Спорительница хлебов» из кельи А. и принадлежавшие преподобному вещи (скуфья, палочка-посох, наградной крест, корец). К прославлению А. были написаны тропарь (проект игум. Андроника (Трубачёва) ) и кондак (проект архим. Иннокентия (Просвирнина) ), впосл.- Служба с акафистом (проект прот. Вадима Смирнова, впосл. игум. Никон). Соч.: Изречения... записанные преимущественно сестрами Шамординской общины//ДЧ. 1892. Ч. 1. С. 176-195, 383-385, 527-530; Ч. 2. С. 151-154; Ч. 3. С. 370-371; Сб. писем и статей. М., 1894. Ч. 1; 1897. Ч. 2; Избр. места из писем к семейным особам. М., 1897; Душеполезные наставления. М., 1898; Собр. писем... к мирским особам. Серг. П., 1908. Ч. 1. М., 1991р; Собр. писем... к монашествующим. Серг. П., 1908. Вып. 1; 1909. Вып. 2; То же. Козельск, 1995р; Молитвы о помощи и других житейских делах: Советы прп. Амвросия Оптинского. М., 1995; Молитвенное правило прп. Амвросия Оптинского, читаемое во время скорби и искушений. М., 1996; Собр. писем... [к монашествующим и мирянам]: В 3 ч. М., 1997р; Три неизвестных сочинения. СПб., 1997; Поучения старца Амвросия: Избр. речения, извлеч. из разных источников/Сост. схиархим. Иоанн (Маслов). М., 1998. Лит.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Серг. П., 1992р; Е[раст] В[ытропский], монах. Краткое сказание о жизни оптинского старца иеросхим. отца Амвросия: С прил.

http://pravenc.ru/text/114352.html

Несмотря на окормление монахов и мирян, внутренняя жизнь Л. оставалась сокровенной. Не раз ближайшие ученики видели преподобного настолько погруженным в молитву, что он совсем забывал об окружающем. Обладая твердым и прямым характером, Л. никогда не гневался и не раздражался на иноков, напротив, сохранял спокойствие. В 1834 г. из Площанской в Оптину пуст. перешел прп. Макарий (Иванов), к-рый стал последователем старца, помогал в окормлении духовных чад и в написании писем. «Будучи главным указным монастырским духовником и скитоначальником, ничего не делал, не вопросив о. Леонида, и по смирению весь успех своих начинаний приписывал тайно и явно молитвам, советам и благословению своего отца и до самой блаженной кончины о. Леонида пребыл одним из усерднейших учеников его. Такое же смирение являл со своей стороны в отношении к о. Макарию и старец о. Леонид» (Там же. С. 116). Т. о. в Оптиной пуст. закладывалось духовное единодушие и преемство старческого руководства: «В последние пять лет своей жизни старец о. Леонид желавшим пользоваться его руководством большей частью благословлял обращаться вместе с тем и к о. Макарию и открывать ему все, что открывали самому о. Леониду. Со своей стороны и о. Макарий, когда узнавал от своих духовных детей что-нибудь касающееся до них важное, всегда спрашивал, объясняли ли об этом старцу Леониду, и если не объясняли, то отсылал к нему для объяснения. Таким образом, душа каждого из относившихся к ним была равно открыта пред обоими старцами, и оба они одинаково знали все обстоятельства своих духовных детей» ( Агапит (Беловидов). 1997. С. 42). Для духовного назидания Л. часто использовал пословицы и присказки: «Душу спасти - не лапоть сплести», «Источник молитвы у всякого есть, но отверзается он или постепенным углублением в себя, или мгновенно Божиим сверлом», «Если спрашиваешь меня, то и слушать, а если не слушать, так и не ходить ко мне», «Душа человеческая в душе своей таит много добра. Надобно только его отыскать», «Исповедовать на живую ниточку» (т. е. скоро), «У кого голосок да волосок, у того лишний бесок», «За что купил, за то и продавай», «Старого учить, что мертвого лечить» и др.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Оптина пустынь стала для старца Льва местом, где, с одной стороны, его испытанная в подвиге душа явила полноту дарованной ей благодати, с другой же – пошла на большую жертву. Жертва эта – отказ от вожделенного безмолвия – для преподобного была, надо полагать, значительно ощутимее той клеветы и гонений, которые не оставят его и в Оптиной. Гонения в одном из писем своих старец спокойно именовал «мнимыми неприятностями», оптинцы же сохранят в памяти то, с каким внутренним подъемом и легкостью переносил преподобный Лев различные прещения и поношения. Настоятель Оптиной преподобный Моисей и его брат, скитоначальник преподобный Антоний, хорошо понимали, сколь важное значение имеет для монастыря старец-наставник, и всячески содействовали укоренению в среде братии должного отношения к отцу Льву. Сами выходцы из среды пустыннической, знавшие цену безмолвию и уединенному подвигу, они были способны оценить и жертву преподобного Льва, который в монастыре, помимо духовного попечения о братии, окормлял и сотни богомольцев, съезжающихся к нему со всей России за советом и утешением. Здесь служение преподобного Льва заложило фундамент знаменитой оптинской школы старчества. Сюда, в Оптину, ради общения с преподобным Львом перейдет из Площанской пустыни его будущий преемник преподобный старец Макарий, здесь «из полы в полу» передаст старец Лев под духовное водительство Макарию преподобного Амвросия, тогда еще новоначального инока... Преподобный крепко удерживал корабль монастырский в спасительной бухте святоотеческого предания. Он оказался той несокрушимой скалой, о которую вдребезги разбивались мутные волны человеческого самолюбия и тщеславия. Ради правды Божией старец не смущался обличать ни близких ему по духу сподвижников, ни монастырских благодетелей, задевать честолюбивые струны которых казалось делом неприличным. Болезнь всегда требует лекарства, кто бы ею ни был заражен – инок-нестяжатель или богатый вкладчик. Сам же старец Лев, не терпя поругания божественных истин, как должное принимал несправедливые поругания в свой адрес, одаривая отеческой лаской тех, кто в ней нуждался.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Оптинские старцы почитали басни Ивана Крылова и не раз наставляли своих духовных чад высказываниями из них. Так архимандрит Агапит (Беловидов) в жизнеописании преподобного старца Амвросия Оптинского пишет, что в хибарке старца, в комнате его келейника, лежала книга басен Крылова. Батюшка Амвросий часто среди дня, во время приёма множества людей входил в комнату своего келейника отца Иосифа и здесь наскоро обедал. При этом просил прочитать вслух одну-две басни Крылова. Читали те, кто присутствовал здесь в это время, – посетитель или посетительница. Батюшка любил басни Крылова, находя их нравственными, и часто для преподавания своих мудрых советов прибегал к ним. Так он велел одной посетительнице, монахине из Шамординского монастыря, прочесть вслух басню под заглавием «Ручей» : Как много ручейков текут так смирно, гладко И так журчат для сердца сладко, Лишь только оттого, что мало в них воды! А в 1877 году преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) писал одной из своих духовных чад: “Вспомни молодого коня Крылова: не только других, но и себя-то не мог понимать. А как начало подталкивать делом-то – то в бок, то в зад, – ну и показал сноровку, за которую и поплатились хозяйские горшки”. Это конь из басни “Обоз” : Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже. В другой раз преподобный Анатолий написал в Елец одной юнице, бывшей его духовным чадом и собиравшейся в монастырь: ” И Крылов, светский писатель, сказал свою “Стрекозу” не тебе одной и не мне, а всему свету, то есть кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней”. Глубокая христианская мысль заключена в басне “Сочинитель и Разбойник” , где Сочинитель, который… …тонкий разливал в своих твореньях яд, Вселял безверие, укоренял разврат, Был, как Сирена, сладкогласен, И, как Сирена, был опасен, - получил после своей смерти в аду большее наказание, нежели грабитель с большой дороги. И писатель кричит среди мученья, что…

http://azbyka.ru/fiction/evangelskij-smy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010