ЦВ 12 (433) июнь 2010 /  25 июня 2010 г. Здесь сам воздух проповедует Оптина пустынь продолжает публикацию своих архивов. В серии «Духовное наследие Оптиной пустыни» вышло новое издание сборника «Жизнеописания почивших скитян». Новое издание впервые подготовлено по рукописи «Скитское кладбище в Оптиной пустыни», хранящейся в фонде Введенского монастыря Оптина пустынь Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, и снабжено научным комментарием. В приложении — первая публикация «Дополнительных биографических сведений о насельниках Оптиной пустыни и других лицах духовного звания, упоминаемых в рукописи “Скитское кладбище в Оптиной пустыни”», собранных издателями в различных архивах. Жизнеописания семидесяти девяти монахов, подвизавшихся в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни и похороненных на его кладбище, были составлены в начале XX века «по желанию и благословению Оптинского скитоначальника отца игумена Варсонофия». В предисловии к нынешней публикации издателями выдвинута новая версия авторства «Жизнеописаний». По их мнению, авторство принадлежит схиархимандриту Агапиту (Беловидову), что подтверждается и воспоминаниями монахини Амвросии (Оберучевой). По словам автора жизнеописаний, цель его труда состояла, во-первых, в том, чтобы оставить о почивших скитянах «память живущим и имеющим жить в скиту отцам и братиям», а во-вторых, «чтобы живые, взирая на скончание почивших, подражали вере и добрым делам их». Действительно, «Жизнеописания почивших скитян» — это не только история Оптиной пустыни в лицах, но одновременно и школа путеводной истины, явленная совокупностью примеров ревностного служения Богу и ближним тех, кто стремился к равноангельской жизни на земле. Ясное, лаконичное, зримое описание таких примеров, несомненно, поможет современному читателю укрепиться в вере и найти что-то особенно важное, необходимое для устроения своей внутренней и внешней жизни. Так, весьма поучителен и ныне совет игумена Варлаама, данный молодому послушнику, любившему по мирской привычке сообщать новости дня. «Что же от этого пользы-то? — говорил отец Варлаам. — Лучше ничего не видеть и не слышать. Старайся чаще проверять свои мысли, свое сердце». Или другой совет игумена Варлаама, данный отцу Иннокентию, имевшему дар произносить поучения: «Имей в виду не тщеславие, а пользу слушателей, и Бог покроет тебя от первого».

http://e-vestnik.ru/reviews/des_sam_vozd...

Ябедничество На что ты жалуешься, на то самое жаловались прежде на тебя, что ты много без надобности передавала М., что видишь или слышишь, и иногда неверно, а как тебе показалось; за это на тебя скорбели, и теперь исполняется слово: что сеем, то и пожнем... (2, ч. 2, с. 101). Список используемой литературы 1. Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1900. 2 . Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирянам. В 3 ч. Сергиев Посад, 1908. 3 . Прот. Сергей Четвериков. Описание жизни блаженной памяти Оптинского Старца Иеросхимонаха Амвросия. Изд. Козельской Оптиной Пустыни, 1912. 4 . Сборник писем и статей оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1984. 5 . Ф. П. Ч-н. Тяжелая утрата. 2-е изд. М., 1892. 6 . Душеполезное чтение. 1892. Янв. 7 . Душеполезное чтение. 1900. Апр. 8 . Душеполезное чтение. 1901. Янв. 9 . Душеполезное чтение. 1901. Авг. 10 . Душеполезное чтение. 1902. Февр. 11 . Душеполезное чтение. 1902. Авг. 12 . Душеполезное чтение. 1908. Март. 13 . Душеполезное чтение. 1909. Янв. 14 . Душеполезное чтение. 1909. Февр. 15 . Душеполезное чтение. 1910. Март. 16 . Собрание писем Оптинского старца Амвросия к мирским особам. Свято-Введенская Оптина пустынь, 2003. 17 . Преподобный Амвросий Оптинский . Умудряйся и смиряйся: Сб-к писем. М., Изд-во Сретенского монастыря, 2005. Тропарь, кондак и молитвы преподобномустарцу Оптинскому Тропарь, глас 5: Яко к целебному источнику, притекаем к тебе, Амвросие, отче наш! Ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любви научаеши. Моли усердно Человеколюбца Христа и Заступницу спастися душам нашим. Кондак, глас 2: Завет Пастыреначальника исполнив, старчества благодать наследовал еси, болезнуя сердцем о всех притекающих к тебе. Темже и мы чада твоя с любовию вопием ти: Отче святый Амвросие, моли Христа Бога спастися душам нашим. Молитва

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия/Схиарх. Агапит (Беловидов).— М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010.— 440 с. : ил. Книга посвящена великому старцу XIX века, преподобному Амвросию Оптинскому (1812–1891). Богатый материал о его жизни, 30-летнем старческом подвиге, духовных дарах и наставлениях людям собраны схиархимандритом Агапитом (Беловидовым), который сам начал иноческий путь в Оптиной пустыни. Уникальность этого жизнеописания преподобного Амвросия в том, что это житие пастыря, написанное другим пастырем, житие старца, написанное другим старцем. Приводим отрывок из книги. Предисловие Первой и главной побудительной причиной к составлению предлагаемого жизнеописания Оптинского старца, батюшки иеросхимонаха Амвросия, послужил священный долг Оптинской обители сохранить благодарную память о своем родном дорогом старце и великом благодетеле, изливавшем милости свои не только на сожительствовавших с ним отцов и братий, но и на других очень многих лиц, вдали от него живших. Во-вторых, хотелось составить жизнеописание старца возможно полное, собрав разные о нем сведения, появлявшиеся в печати в разное время и в разных духовных журналах, а также и в рукописях, и устные о нем рассказы близких к нему лиц. Наконец, в-третьих, хотелось представить сведения о жизни старца, тщательно проверенные, так как во всех, доселе вышедших жизнеописаниях его замечаются погрешности. Источники к составлению жизнеописания старца Амвросия следующие: 1. Устные и письменные рассказы оптинских монахов, живших близко к старцу Амвросию, а также монахинь Шамординской общины и других женских монастырей и некоторых мирских лиц, всею душою ему преданных. 2. Скитская летопись в рукописи, хранящаяся в скитской библиотеке. 3. Некоторые сведения о старце Амвросии, извлеченные из архивов Оптинского монастыря и Тамбовской и Калужской духовных консисторий. 4. Письма Оптинского старца иеросхимонаха о. Амвросия, помещаемые в журнале «Душеполезное Чтение».

http://pravoslavie.ru/33943.html

" Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение " Наставления старца Амвросия Оптинского 10/23 октября – память великого старца XIX века, преподобного Амвросия Оптинского (1812–1891). Публикуем отрывок из книги издательства Сретенского монастыря: « Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия ». Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвро­сия/Схиарх. Агапит (Беловидов). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 440 с. Советы и наставления свои, которыми старец Амвросий пользовал души приходивших к нему с верою, преподавал он или часто в уединенной беседе, или вообще всем окружавшим его в форме самой простой, отрывочной и нередко шутливой. Вообще нужно заметить, что шутливый тон назидательной речи старца был его характерной чертой. «Как жить?» — слышался старцем со всех сторон общий и весьма важный вопрос. По своему обыкновению он отвечал в шутливом тоне: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». Такой тон старцевой речи вызывал часто улыбку на устах легкомысленных слушателей. Но если посерьезнее вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл. «Не тужить» — т.е. чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, направляясь к Единому Источнику сладости вечной — Богу; чрез что человек при бесчисленных и разнообразных невзгодах может успокаивать себя, мирясь с ними, или «смиряясь». «Не осуждать», «не досаждать». — Ничего нет обыкновеннее между людьми осуждения и досаждения, этих исчадий погибельной гордости. Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека во дно адово, между тем как они большей частью и за грех не считаются. «Всем мое почтение» — указывает на заповедь апостола: в почтительности друг друга предупреж­дайте (Рим 12, 10). Сводя все эти мысли к одной общей, мы видим, что в вышеприведенном изречении проповедовалось старцем главным образом смирение, эта основа жизни духовной, источник всех добродетелей, без которого, по учению святого Иоанна Златоуста, как упомянуто прежде, невозможно спастись.

http://pravoslavie.ru/98034.html

Календарь Материалы 8 февраля 2010 г. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Схиархимандрит Агапит (Беловидов) Книга посвящена великому старцу XIX века, преподобному Амвросию Оптинскому (1812–1891). Богатый материал о его жизни, 30-летнем старческом подвиге, духовных дарах и наставлениях людям собраны схиархимандритом Агапитом (Беловидовым), который сам начал иноческий путь в Оптиной пустыни. Уникальность этого жизнеописания преподобного Амвросия в том, что это житие пастыря, написанное другим пастырем, житие старца, написанное другим старцем. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Анатолий Холодюк Уже более 1300 лет Соборная гора во Фрайзинге в Баварии чтится как духовный центр – «место молитвы, знания и культуры». Такою запоминается она и православному паломнику, неожиданно встречающему здесь среди многочисленных святынь и редкостей европейской христианской культуры и уникальную византийскую икону Божией Матери «Агиосоритисса». [Гость сайта] Для людей, не имеющих внутреннего опыта жизни по вере, догматические истины являются непонятными, а словесные формулы, в которые они облечены, кажутся излишне усложненными. Потому-то в светской среде и возникли представления о догматике как о чем-то запутанном и оторванном от жизни. Но когда у человека есть внутреннее благоговение к величию тайн Божиих, тогда и принятие догматических истин происходит естественно, и они становятся ценностным основанием личности, преображая ее. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Берегитесь астрологии: это звездогадание представляет собой слепой фатализм. По христианскому учению, человек выше звезд. Покаянием и молитвой человек может изменить свою судьбу к лучшему. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Есть на земле благодатное Царство Христово, это — Церковь, спасаемая в Господе, предмет благословений Божиих и цель желания всех людей, истинно понимающих свое назначение. [Поместные Православные Церкви/Элладская/Публикации] С развитием науки вообще и медицины в частности появились такие технологии решения проблемы бесплодия, которых не было прежде и которые вызывают немало вопросов этического характера. Эти технологии весьма распространены на Западе, однако имеются они и в России. Предлагаемая ниже статья преподавателя Фессалоникийского университета протоиерея Василия Каллиакманиса позволяет видеть, как к этим вопросам относятся в Элладской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/archive/100208

Преподобные оптинские старцы Амвросий и Антоний. Наставления пословицами и поговорками, духовные поучения и размышления. Издание Сретенского монастыря, Сестричество святителя Петра митрополита Московского, 2002   ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ         ИЗДАТЕЛЬСТВО   ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧИЛИЩЕ ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ Преподобные оптинские старцы Амвросий и Антоний НАСТАВЛЕНИЯ ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ, ДУХОВНЫЕ ПОУЧЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ 128 стр. Мягкий переплет. ПРИОБРЕСТИ МОЖНО ЗДЕСЬ: МАГАЗИН " СРЕТЕНИЕ " Б. Лубянка, 19.    Метро: " Чистые пруды " , " Тургеневская " , " Кузнецкий мост " , " Лубянка " . Тел. 923-80-46, оптовый отдел: 928-82-10 ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Эта книга была задумана для православных детей среднего и старшего возраста с целью ознакомления их со святоотеческой литературой в доступной для них форме. Но оказалось, что рукопись привлекла внимание и взрослых. Книга состоит из двух частей: первая посвящена Оптинскому старцу преподобному Амвросию, а вторая — другому Оптинскому старцу, преподобному Антонию. В основу первой части легли письма преподобного Амвросия к духовным чадам (монашествующим) и «Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия», составленное схиархимандритом Агапитом (Беловидовым), который сам начал свой иноческий подвиг в Оптиной Пустыни. В книге используются не только избранные места из этих писем, но и устные поучения и наставления старца Амвросия, размышления на духовные темы, даются примеры из его жизни, приводимые по воспоминаниям учеников и очевидцев. Во второй части, посвященной преподобному Антонию, использованы письма старца к разным лицам. Книга состоит из разделов, а каждый раздел начинается с новой страницы, на которой в качестве заголовка вынесена пословица или поговорка. Почему именно пословица или поговорка, будет понятно, когда Вы начнете читать эту книгу. Из писем взяты небольшие фрагменты. Иногда после этих фрагментов дается текст, набранный курсивом. Это слова старцев, взятые из других писем. Они поясняют или дополняют предыдущий текст. Если текст взят не из письма, а из другого источника («Жизнеописание» и др.), то он берется в кавычки и в конце текста дается сноска с указанием источника. В конце каждой части даны краткие сведения о Старцах. Письма преподобных Амвросия и Антония были написаны более 150 лет тому назад. Естественно, что наш язык претерпел некоторые изменения за это время, поэтому для облегчения чтения мы дали необходимые пояснения.

http://pravoslavie.ru/sretmon/izdatel/op...

А.А. Горбачев Церковь и инославие Не только обмирщение, светскость сознания соблазняет человека и сбивает его с истинного пути, но и ложные представления о Боге и о путях спасения, искажение и забвение истин веры. И трудно сказать, что хуже. «Побежишь от волка – нападешь на медведя» 186 , говорил старец Амвросий Оптинский . Ученый диакон Епифаний Катанский на VII Вселенском Соборе обратился к святителю Тарасию, патриарху Константинопольскому, с вопросом о ереси иконоборчества. Он спрашивал: «Вновь появившаяся ныне ересь менее прежде бывших или больше их (пагубна)?» Святейший патриарх Тарасий сказал: «Зло так зло и есть, особенно в делах церковных; что касается догматов, то погрешить ли в малом или в великом, это все равно; потому что в том и другом случае нарушается закон Божий» 187 . Именно так воспринимал архимандрит Иларион инославные конфессии. Их онтологическая чуждость православию, на его взгляд, такова, что он не представлял возможным даже именовать их церквями. «Появилось несколько церквей, – недоумевал он, – православная, католическая, даже протестантская, англиканская и т. д., хотя, казалось бы, должно быть ясно, что у Одного Главы может быть лишь одно тело» 188 . Даже антонимом термина «католический» он ставит не «православный», а «церковный», видимо, чтобы подчеркнуть «существенное отличие католической жизни от жизни церковной» 189 , так как для него существует одно богочеловеческое сообщество, собственное имя которого – « Церковь ». Теме отличия Церкви от обществ земных, человеческих, хотя и имеющих веру во Христа, а именно от римо-католичества и протестантизма, посвятил архимандрит Иларион две свои работы, опубликованные в 1913 и 1914 годах. 186 Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхи-монаха Амвросия с его портретом и факсимиле. В 2-х ч. Репр. изд. – М.: Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1992. Ч. 2. С. 60. 187 Деяния Вселенских Соборов: В 4-х т. – М.; СПб.: Воскресение, Паломник, 1996. – Т. IV: VI Собор, VII Собор. С. 358. Читать далее Источник: Жизнь и труды священномученика Илариона/А.А. Горбачев. – Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 208 с.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЯ (Ключарёва Александра Николаевна; 1820 - 23.08. 1881), схим. Шамординская. В 1860 г. по благословению прп. Макария (Иванова) супруги Ключарёвы, Фёдор Захарович, богатый тульский помещик, и Александра Николаевна, решили уйти из мира. Ф. З. Ключарёв поступил в скит Оптиной пуст . под духовное руководство прп. Макария, принял постриг (принял схиму, † 21 нояб. 1872, погребен в Оптиной пуст.). А. Н. Ключарёва поступила в белёвский Крестовоздвиженский жен. мон-рь, где после 1862 г. приняла постриг с именем А. Впосл. стала духовной дочерью прп. Амвросия (Гренкова) , жила в отдельном корпусе гостиного двора Оптиной пуст. В 1875 г. по благословению прп. Амвросия А. приобрела имение Калыгино близ дер. Шамордино, в к-ром поселила внучек-близнецов Веру и Любовь, крестных дочерей прп. Амвросия. Потерявшие при рождении мать, девочки отличались редким благочестием, стремились к иноческой жизни и не раз говорили, что проживут не более 12 лет. По настоянию прозорливого старца А. сделала оговорку в завещании, что в случае смерти девочек в имении будет основана жен. община. А. также приобрела близлежащие села Руднево, Преображенское и Акатово. В имении возникло своеобразное иноческое общежитие: с внучками А. поселились в качестве послушниц нек-рые из бывш. крепостных Ключарёвых и их родственницы. В 1881 г. А. мирно скончалась и была погребена в Оптиной пуст. Внучки А. по благословению прп. Амвросия были помещены в Орловский пансион, 31 мая 1883 г., приехав в Оптину пуст., они заболели дифтеритом и через неск. дней скончались в возрасте 12 лет. В 1884 г., по предречению прп. Амвросия, на средства от имений, купленных А., в Калыгино был основан Шамординский Амвросиев жен. мон-рь . Лит.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Серг. П., 1992р; Четвериков С. , прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. Шамордино, 1912, 1998р; Чулкова Н. Описание могил Оптиной Пустыни и Скита/Б-ка Оптиной Пустыни. 1925. Ркп.; Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1996; Ильинская А. Судьбы Шамординских сестер. М., 1999. Мон. Екатерина (Филиппова) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых)

http://pravenc.ru/text/114430.html

составитель Терещенко Т. Н. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1 . Собрание писем оптинского старца Амвросия к мирским особам. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2003. 2 . Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1900. 3 . Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирянам. В 3 ч. Сергиев Посад, 1908. 4 . Прот. Сергей Четвериков. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Изд. Козельской Оптиной Пустыни, 1912. 5 . Сборник писем и статей оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1984. 6 . Ф.П. Ч-н. Тяжелая утрата. 2-е изд. М., 1892. 7 . Душеполезное чтение. 1892. Янв. 8 . Душеполезное чтение. 1900. Апр. 9 . Душеполезное чтение. 1901. Янв. 10 . Душеполезное чтение. 1901. Авг. 11 . Душеполезное чтение. 1902. Февр. 12 . Душеполезное чтение. 1902. Авг. 13 . Душеполезное чтение. 1908. Март. 14 . Душеполезное чтение. 1909. Янв. 15 . Душеполезное чтение. 1909. Февр. 16 . Душеполезное чтение. 1910. Март. 17 . Преподобный Амвросий Оптинский . Умудряйся и смиряйся: Сборник писем. М., Изд-во Сретенского монастыря, 2005. 18 . Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. 19 . Собрание писем оптинского старца Иосифа. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005. 20 . Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2000. 21 . Житие иеромонаха Никона. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1996. 22 . Житие иеросхимонаха Льва. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. 23 . Житие схиархимандрита Моисея. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1992. 24 . Житие иеросхимонаха Илариона. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993. 25 . Житие иеросхимонаха Нектария. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1996. 26 . Житие схиархимандрита Варсонофия. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995. 27 . Житие схиигумена Антония. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1992. 28 . Житие схиархимандрита Исаакия 1. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995. 29 . Беседы схиархимандрита оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СПб., 1991. 30 . Письма оптинского старца Льва к монаху Иоанникию. СвятоВведенская Оптина Пустынь, 2002. 31 . Преподобный Амвросий Оптинский . Собрание писем к монашествующим. 32 . Преподобный Никон Оптинский (Беляев) . Дневник 1907–1919 гг. 33 . Иеромонах Никон (Беляев) . Дневник последнего старца Оптиной Пустыни. bogistina.info/bible Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т./[ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009./Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Именной указатель 275 А Аббати А. И. 24, 36, 84, 95, 97, 101, 106, 127, 135, 147, 150, 156, 189, 250, 285, 294, 296, 329 Абрамов H. М. 20–22, 24, 36, 39, 55, 84, 90, 91, 93, 95, 101, 103, 104, 108, 127–129, 142, 147, 148, 150, 153, 155, 157, 158, 177–180, 190, 263, 276, 285, 286, 329 Агапит (Вишневский), архиеп. 9–11, 23, 31, 52, 60, 61, 63, 84, 89, 90–92, 95, 100, 101, 127, 136, 137, 143, 155, 175, 176, 181, 182, 197, 261, 274, 285, 286, 303, 304, 355, 358, 359 Агафодор (Преображенский), архиеп. 6, 11, 20, 23, 37, 40, 62–64, 73, 84, 85, 89, 95, 101, 126, 128, 148, 153, 159, 173, 224, 228, 233, 235, 238, 252, 256, 258, 261, 263, 270, 274–277, 283, 284, 304–306, 322, 346, 358 Александр III, имп. 218 Алексеев М. В. 120, 165, 166, 288, 290, 337 Алексеев H. Н. 293 Алексий (Молчанов) , еп. 306 Алексий I (Симанский), Патриарх 321 Анастасий (Грибановский) , архиеп. 118, 296, 309 Андрей (Ухтомский), еп. 291, 318 Андреев А. Ю. 2 Андроник (Никольский) , еп., сщмч. 28, 117, 300 Антоний (Романовский), архиеп. 321 Антоний (Храповицкий) , митр. 28, 119, 172, 299, 303, 309, 310, 312–314, 320, 341, 354, 356 Апраксин П. Н. 17, 24, 26, 29, 34–36, 39, 84, 90, 91, 93, 95, 97, 101, 103, 111, 113, 114, 127–129, 131, 135, 136, 142, 145, 147, 150, 153, 155, 157, 158, 184, 185, 188, 190, 235, 261, 285, 286, 329 Арсений (Смоленец), еп. 34, 39, 52, 84, 91, 95, 100, 101, 106, 119, 126, 128, 136, 137, 142, 154, 155, 173, 175–177, 189, 190, 192, 197, 235, 236, 261, 266, 267, 284, 300, 306, 307, 308, 331, 358 Архангельский И., прот. 352 Архангельская А. 217 Афанасий (Пархомович), архиеп. 320 Б Багдасарова Ж. Р. 7, 357 Бальфур Артур 290 Бат П. 217 Беликов Г. А. 302, 355 Беловидов П. И. 32, 84, 95, 101, 104, 126, 133, 136, 147, 149, 152, 154, 156, 158, 197, 284, 317 Безкровный Н. Г. 22, 23, 55, 148, 233, 250, 330 Бек В. М., полковник 260 Бирюкова Е. 217 Бирюкова Ю. А. 1, 2, 58, 307, 327, 332, 342, 355 Бичехвост Н. 311 Богаевский А. П. 24, 46, 94, 118, 124, 293 Бокач Ф., прот. 328, 355 Бориславский А. В., полковник 9, 60

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010