Федор Достоевскии в Оптинои пустыне      Наиболее значительное суждение о Достоевском принадлежит великому Оптинскому старцу иеросхимонаху Амвросию (Гренкову; 1812–1891). Оно было зафиксировано и впервые опубликовано духовным писателем Е.Н. Поселяниным (Погожевым), который, как и К.Н. Леонтьев, был духовным чадом старца Амвросия, неоднократно приезжал в Оптину пустынь, специально собирал материалы по старцу Амвросию. Сразу после кончины старца Амвросия (†10 октября 1891 г.) Е. Поселянин опубликовал в «Душеполезном чтении» очерк «Отец Амвросий: его советы и предсказания», в котором привел слова старца Амвросия о Достоевском после их келейной беседы наедине: «Отец Амвросий постиг сущность смирившейся души писателя и отозвался о нем: «Это – кающийся». Это слово старца Амвросия о Достоевском, видимо, было широко известным среди Оптинской братии. Независимо от Е. Поселянина его пересказывает проживавший на покое в Оптиной пустыни архимандрит Агапит (Беловидов; 1843–1921?) в составленном им наиболее полном жизнеописании старца Амвросия: «Любил также старец побеседовать и с мирскими благочестивыми, в особенности образованными, людьми, каковых бывало у него немало. Посещали старца и светские писатели, как, например, Достоевский и В.С. С[оловьев]. О первом из них старец с свойственною ему проницательностью отозвался: «Это – кающийся». Характерно, что оба автора – Е. Поселянин и отец Агапит отмечают точность этой характеристики: «Отец Амвросий постиг сущность смирившейся души писателя», «старец с свойственною ему проницательностью отозвался». Покаяние – начало и основа духовной жизни в христианстве. Акт покаяния является практическим выражением веры, ибо покаяние невозможно без объекта покаяния – Бога. Кающийся – значит сущностно верующий, правоверующий, православный. Глубина покаяния показывает степень облагодатствованности человека. В церковном смысле даже святость подвижника определяется мерою его покаяния. Слова старца Амвросия о Достоевском можно без преувеличения назвать онтологической оценкой («постиг сущность») и высшей духовной «похвалой», когда-либо изреченной о писателе. В периодически возникающей, начатой еще Леонтьевым полемике о православности Достоевского необходимо прежде всего вспомнить это суждение старца Амвросия Оптинского, которое является словом святого преподобного отца Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/100899.html

Монах Лазарь (Афанасьев) Что такое басня? Вот сжатое определение в академическом издании: «Басня. Короткий, чаще стихотворный нравоучительный рассказ, в иносказательной форме изображающий людей и их поступки» (Словарь русского языка. АН СССР . Инст. русск. яз. Изд. 2-е. - M., 1981). Так и всегда определялся жанр басни, он не может быть иным. Крыловская басня поучала и поучает. Многие мысли (выводы из рассказанного) у нас обратились в пословицы. Кто их не знает («А ларчик просто открывался...», «А Васька слушает да ест» и т.п.)? Народ чувствовал, что поучения Крылова духовны, что они хорошему учат. Архимандрит Агапит (Беловидов) в своем жизнеописании преподобного старца Амвросия Оптинского пишет, что в хибарке старца, в комнате его келейника преподобного Иосифа, лежала книга басен Крылова. Батюшка Амвросий часто среди дня, во время приема множества людей входил в комнату отца Иосифа и здесь наскоро обедал. При этом просил прочитать себе одну-две басни Крылова. Читали те, кто присутствовал здесь в это время, - посетитель или посетительница. «Батюшка любил басни Крылова, находя их вполне нравственными, и часто для преподавания своих мудрых советов прибегал к ним». Так, вспоминает отец Агапит, он велел одной посетительнице, монахине из Шамординского монастыря, «прочесть вслух басню под заглавием «Ручей». Биограф Крылова М.Е. Лобанов пишет: «Иван Андреевич по какой-то особенной причине преимущественно любил свою басню «Ручей». Правда, изобретение ее обличает глубокого мудреца, а исполнение, плавность стиха, чистота языка - великого художника, и кажется, она создана более сердцем, нежели умом». Это басня о ложном смирении. Ложное смирение ведет к осуждению и греху. Ручей, маленький и прозрачный, осуждал реку, в которую впадал, за то, что она «алчно поглотила» многие «жертвы»... Но вот разразился ливень, ручей разлился, закипел и наделал бед еще более, чем река. Вот конец басни: Как много ручейков текут так смирно, гладко И так журчат для сердца сладко Лишь только оттого, что мало в них воды!

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/21/za...

В 1872 г. за пределами монастырской ограды была возведена гостиница. В М. м. на могиле отца бывал К. Н. Леонтьев (в т. ч. в 1875 г., при игум. Марке (Чебыкине)) и оставил отзыв: «Монастырь бедный, скромный, малолюдный, но игумен в нем прекрасный, ученик знаменитой Козельско-Оптинской пустыни» ( Леонтьев К. Н. Избранные письма, 1854-1891. СПб., 1993. С. 123). Собор во имя апостолов Петра и Павла. 80-е гг. XIX в. Фотография. 2014 г. Собор во имя апостолов Петра и Павла. 80-е гг. XIX в. Фотография. 2014 г. Большое наследие оставил настоятель (1878-1894) игум. Досифей (Силаев), к-рый тоже пришел из Оптиной пуст., а в 1894 г. вернулся туда и стал ее настоятелем. При нем были уплачены монастырские долги, в кон. 80-х гг. XIX в. сооружены большой каменный 5-главый собор во имя апостолов Петра и Павла в русско-визант. стиле и каменный братский корпус. При игум. Досифее у М. м. установились связи с вел. кн. Георгием Александровичем, св. покровителю к-рого был посвящен мон-рь, а также с вел. кн. Николаем Александровичем (впосл. имп. св. Николай II ). Игумен обменивался с вел. кн. Георгием Александровичем телеграммами, высылал ему в дар книги об обители, иконы. Вел. князь в 1881 г. пожертвовал в монастырь 500 р. и сребровызолоченную лампаду к иконе вмч. Георгия, в 1890 г.- 12 икон с изображением лицевых святцев на кипарисных досках в рамке с серебряными украшениями, а вел. кн. Николай Александрович - 500 р. По инициативе игум. Досифея с 1882 г. в обители на ектениях среди членов имп. фамилии стали поминать вел. кн. Георгия Александровича. Духовником и старцем братии при игум. Досифее был иером. Иларий († 1890), которого благословил перейти в М. м. иеросхим. Амвросий (Гренков): «Иди в Мещовский монастырь, там твой Валаам и Афон, ты там нужен» (ЖПодв. Июль. С. 166-167). Впосл. старец Амвросий поручал нек-рых своих духовных детей иером. Иларию. В 1894-1897 гг. настоятелем М. м. был архим. Агапит (Беловидов) , известный агиограф. К нач. XX в. в М. м. действовали странноприимный дом и богадельня на 8 чел. В XIX - нач. XX в. настоятелями М. м. часто ставили бывш. экономов Калужского архиерейского дома и воспитанников Оптиной пуст., которые поддерживали связи с оптинскими старцами и настоятелями. М. м. посещал старец Макарий (Иванов) . Переходило в мон-рь и немало рядовых монахов из Оптиной, особенно в 40-х и 70-х гг. XIX в. В 1865 г. в братстве состояло 23 монашествующих, в 1890 г.- 31, в 1900 г.- 34 (и 24 неуказных послушника), в 1910 г.- 31 (и 18 неуказных послушников), в 1915 г.- 27 (и 14 неуказных послушников) (ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1355. Л. 132-150; Д. 1833. Л. 163-182; Д. 2210. Л. 205-219; Оп. 3. Д. 766. Л. 23-23 об.; Д. 1806. Л. 139-147). Последним настоятелем перед революцией (1915-1918) стал иером. преподобноисп. Георгий (Лавров). В 1916 г. был открыт приют для детей воинов, погибших во время первой мировой войны. Обители было преподано благословение Синода за заслуги «по обстоятельствам военного времени».

http://pravenc.ru/text/2563152.html

Преосвящ. Макарий благословляет богомольцев у храма прп. Макария Жабынского в Макариевом Жабынском мон-ре. Фотография. После 1902 г. Преосвящ. Макарий благословляет богомольцев у храма прп. Макария Жабынского в Макариевом Жабынском мон-ре. Фотография. После 1902 г. 15 нояб. 1896 г. по инициативе М. при Калужской ДС были учреждены миссионерские противораскольнические курсы. Среди целей курсов называлась подготовка помощников «из бывших некогда старообрядцев... ревнующих о миссии», которые помогали бы приходским священникам (Там же. 4. С. 142). В том же году при непосредственном участии М. и губернатора Н. Д. Голицына открылась Калужская община сестер милосердия Красного Креста, попечительницей к-рой стала супруга губернатора. С 28 нояб. 1895 г. М. являлся председателем Калужского отд-ния Палестинского об-ва. В мае 1899 г. М. ходатайствовал об открытии в Калуге церковного историко-археологического об-ва с древлехранилищем, к-рое было учреждено 13 янв. 1901 г. (см.: Калужская старина. Калуга, 1901. Т. 1. Кн. 1. С. 3-18). М. часто посещал Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь , 5 июля 1899 г. рукоположил во иеродиакона прп. Анатолия (Потапова) . Летом того же года по ходатайству прп. Иосифа (Литовкина) М. запретил единственное в году посещение Иоанно-Предтеченского скита женщинами 7 сент., в день памяти прп. Макария (Иванова). В авг.-сент. 1900 г. в скиту был составлен проект каменной пристройки к храму св. Иоанна Предтечи, который М. отклонил. Вскоре по благословению архиерея в скиту началось возведение нового каменного храма во имя свт. Льва, еп. Катанского, и прп. Иоанна Рильского (Рыльского). В 1900 г. М. одобрил текст жизнеописания прп. Амвросия (Гренкова) , составленного его учеником схиархим. Агапитом (Беловидовым) . 8 июля 1901 г. М. возглавил торжества по поводу возведения Шамординской общины в общежительный Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь , а также возвел мон. Евфросинию (Розову) в сан игумении. 9-11 июля того же года, вероятно в последний раз, епископ побывал в Оптиной пуст., возглавил служение всенощного бдения и Божественной литургии, долго общался со старцами и с братией. С особым уважением к М. относились прп. Иосиф (Литовкин) и схим. Геннадий (Туманов) (Летопись скита. 2008. С. 216, 267, 282).

http://pravenc.ru/text/2561404.html

Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество. М., 1998. Высочайший Манифест//Церковные ведомости. СПб., 1914. 30. 26 июля. С. 345–346. Глинский патерик/Сост. схиархим. Иоанн (Маслов) . М., 1997. Даниил (Фомин), иером. Моя жизнь//Лампада. Самара, 2000. 6 (18). Июнь. С. 8. Дневник последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева) . СПб., 1994. Дневник послушника Николая Беляева (преподобного Оптинского старца Никона). М., 2004. Дурылин С.Н. В своем углу. М., 1991. Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского /Сост. архим. Иоанн (Захарченко). Оптина пустынь, 1997. Ераст (Вытропский), иером. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии). Оптина пустынь, 2002. Ефрем Сирин , прп. Творения: В 8 т. Т. 4. М., 1995. (Репр. изд.). Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова , составленное его ближайшими учениками в 1881 году//Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1. М., 1993. (Репр. с изд.: СПб., 1886). С. 3–80. Жизнеописания почивших скитян/Сост. прп. Никоном (Беляевым) //Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 317–552. Житие и поучения Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Оптина пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Варсонофия/Сост. В. Афанасьев. Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)/Сост. архим. Агапит (Беловидов). Оптина пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). (Репр. с изд. 1917 г.). Житие Оптинского старца Иосифа. Оптина пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Нектария. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова)/Сост. архим. Агапит (Беловидов). Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие преподобного иеросхимонаха Илариона Оптинского (1805–1873)/Сост. архим. Агапит (Беловидов). Оптина пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). (Репр. с изд.: Калуга, 1897).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10. Мелкие статьи об Оптинском старце Амвросии, печатавшиеся в разное время и в разных журналах. Вследствие неточности некоторых сведений о старце Амвросии в поименованных его жезнеописаниях пришлось пользоваться ими при составлении предлагаемого жизнеописания с большой осторожностью. Издаваемая теперь книга содержит в себе две части. В первой хотелось, так сказать, нарисовать портрет старца Амвросия, т.е. показать, как он, мало-помалу восходя от силы в силу в жизни духовной, достиг наконец в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова( Еф.4:13 ). Во второй же части – по возможности раскрыть его особенную заслугу, соделавшую его столь славным в наше слабое, маловерное, если не сказать более, время, т.е. его «старчествование», или руководствование ко спасению душ, ищущих спасения, закончив последними его днями. В сём нелегком для малоспособности автора порученном ему труде призывает он в помощь молитвы почившего о Господе описываемого старца Амвросия, а вместе – по его молитвам и благословение Божие. Архимандрит Агапит I. Рождение и воспитание Александра Михайловича Гренкова, впоследствии старца иеросхимонаха Амвросия Мал бех в братии моей, и... Сам Господь... помаза мя елеем помазания Своего. ( Пс.151:1,4 ) Старец иеросхимонах Амвросий родился 23-го ноября 1 1812 года, в с. Большой Липовице Тамбовской губернии и того же уезда от пономаря Михаила Федоровича и жены его Марфы Николаевны Гренковых. Новорожденного назвали во святом крещении Александром, в честь благоверного великого князя Александра Невского, память которого пришлась в самый день рождения младенца. И так как святой князь Александр Невский был тезоименитным духовным покровителем государя императора Александра Павловича 2 , а незадолго пред тем был выгнан из русских пределов гордый Наполеон с своими безумно-разрушительными полчищами, то есть основание думать, что освободившаяся от оков своих Русь многострадальная праздновала теперь день святого, тезоименитного своему царю благословенному, с особенным торжеством. Этим только, кажется, и можно объяснить, что в день рождения младенца Александра, как рассказывал сам старец, среди крестьян с. Липовицы замечалось, как сейчас увидим, какое-то особенное праздничное движение.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Матушка Амвросия, проболев все лето, 23 августа 1881 года скончалась. Хозяйками имения остались отроковицы Вера и Люба, которым шел одиннадцатый год. Распорядительницей в доме стала одна из главных помощниц покойной монахиня Алипия. «Огонек любви Божией, – писал отец Агапит, – все ярче и ярче разгорался в сердцах батюшкиных крестниц. Им жить оставалось немного, но они не боялись смерти. Не раз они говорили своим няням: “Мы не хотим жить дольше 12 лет”... Думается, что о своей близкой кончине они предупреждены были старцем и чрез духовные наставления заранее подготовлены были к сему» 349 . Но вот появился отец отроковиц, который забрал их и поместил на учебу в женский пансион в Орле. Проучившись зиму, они должны были ехать на летний отдых не в Шамордино, а куда-то в незнакомое место. Отроковицы скучали по Оптиной и по батюшке Амвросию. Весной 1883 года, получив на то разрешение от своего родителя, они приехали в обитель. Недолго они пожили здесь. 31 мая вдруг обе слегли с дифтеритом. Их положили в гостинице, в разных комнатах. Лечившие их доктора не добились никакого успеха. Несколько раз отроковиц приобщали Святых Христовых Таин. Пока были в силах, они писали отцу Амвросию записочки, прося его молитв и благословения. 4 июня скончалась Вера, а 8-го – Любовь . Эти две маленькие подвижницы навсегда остались для шамординских сестер основательницами их пустыни 350 . По ходатайству старца Амвросия Калужский владыка Владимир, осмотрев все на месте, разрешил открыть в Шамордине женскую общину и благословил устроить домовую церковь . Желающих вступить в общину оказалось много. Приходилось строить корпус за корпусом, которые быстро населялись. Насельниц сюда направлял старец Амвросий. Кого же он принимал? Да самых бедных, неустроенных или увечных, сирот и вдов. Был один такой из многочисленных подобных случаев. Привезли больную женщину, брошенную на произвол судьбы мужем. Батюшка поглядел на нее и полушутя сказал: «Ну, этот хлам-то у нас сойдет! Отвезите ее в Шамордино». Эта женщина впоследствии была пострижена в схиму. Образовался в Шамордине и детский приют.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Московский господин отказался от купленной «дачки», но старец счел, что так и должно быть. Имение было записано за монахиней Амвросией. Старец предложил ей летом пожить там с внучками. Этих ее внучек, отроковиц-близнецов Веру и Любу, оставил матушке ее сын, овдовевший, но скоро снова вступивший в брак и куда-то уехавший. Старец Амвросий был крестным отцом отроковиц. Вскоре шамординский дом был отремонтирован и матушка Амвросия, не отказываясь от своего гостиничного насиженного места, поселилась там с внучками и прислугой. Через некоторое время старец навестил их здесь. Он осмотрел дом и благословил выстроить еще корпус, сказав: «У нас здесь будет монастырь». В 1873 году матушка Амвросия построила поместительный одноэтажный дом, деревянный, на каменном фундаменте, в котором была устроена келейка и для старца Амвросия, который собирался приезжать сюда. А в следующие годы он приезжал и гостил дня по два, а то и по неделе. Что будет за монастырь и как он устроится – старец не объяснял. Но, как пишет отец Агапит, «пойдет, бывало, ходить и все осматривает; вдруг остановится на каком-либо месте и велит вымерить его длину и ширину и поставить колышки» 348 . В имении текла жизнь, близкая к монашеской. Отец Амвросий не благословил одевать и воспитывать отроковиц по-светски, а они уже отказались от мясной пищи, любили бывать в обители на службах и вообще много молились. Матушка Амвросия не совсем понимала, куда это клонится, и думала, что когда-нибудь выдаст внучек замуж. Вскоре она увеличила имение, думая оставить его им в наследство по своей кончине, купила еще хутор Руднево, а потом дачи – Преображенское и Акатово. По совету старца она, еще имевшая средства, покупала и участки леса, примыкавшие к новым дачам. Имея возраст уже пожилой, она решила составить завещание в пользу внучек, где по совету отца Амвросия сделала оговорку, чтобы в случае неожиданной кончины отроковиц в Шамординском имении устроена была женская община, которой и принадлежало бы все имеющееся здесь, включая землю и леса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архимандрит Агапит (Беловидов) в Житии старца пишет: «Самое слово его, растворенное солью благодати Божией, имело особую силу и было могучедейственно. Не говорим уже о том, что все, с верою обращавшиеся к старцу, смиренно преклоняли пред ним свои выи с готовностью исполнять всякое его слово; много было и из нерасположенных, по неведению, к нему людей, при первом с ним знакомстве переменявших свой свирепый нрав на агничную кротость… То он с лаской глядел на вас, то смеялся с вами одушевленным молодым смехом, то радостно сочувствовал, если вы были довольны, то тихо склонял голову, если вы рассказывали что-нибудь печальное, то на минуту погружался в размышление, когда вы хотели, чтоб он сказал вам, как поступить в каком-либо деле, то решительно принимался качать головой, когда отсоветывал какую-нибудь вещь, то разумно и подробно, глядя на вас, все ли вы понимаете, начинал объяснять, как надо устроить ваше дело». «Вообще первая встреча с о. Амвросием поражала посетителей, – вспоминал о. Ераст. – Ожидая увидеть старца дряхлого, серьезного, строгого, молчаливого, глаза посетителя вдруг встречали радостное сухонькое старческое личико с добрыми проницательными глазами, с улыбкою и ласкою встречающего вас смиренно в полулежачей позе, в камилавке, черном подряснике, и уже благословляющего вас дрожащей сухонькой ручкою, при ободряющем и всепрощающем взгляде…» Не только простой народ обращался к старцу Амвросию. Бывали у него и с ним переписывались епископы – Воронежский Антоний, Саратовский Тихон, Томский Петр (живший одно время в Скиту на покое), митрополит Московский Иоанникий. Обер-прокурор Св. Синода граф А. П. Толстой трижды гостил в Скиту. Великий Князь Константин Константинович Романов, поэт, президент Академии наук, командир Преображенского гвардейского полка, генерал-инспектор военно-учебных заведений посетил Скит дважды. Духовным чадом старца был Константин Леонтьев , писатель и философ, в тайном постриге монах Климент. Знал старца Амвросия и виделся с ним церковный писатель Евгений Поселянин. Еще можно из посетителей старца назвать Достоевского, Владимира Соловьева, а также посетившего его Льва Толстого, впрочем, не получившего по своей гордости от беседы с ним никакой пользы, – не внял он призыву о. Амвросия покаяться в своих заблуждениях.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Был в старину среди духовенства такой обычай: во многих приходах все члены причта церковного, или почти все, были ближайшие родственники. Так было в свое время и в Большой Липовице. Дед Александра Михайловича о. Феодор Гренков был священником, проходя вместе с тем и должность благочинного; а сын его Михаил причетником и со всем своим семейством жил в доме отца. Пред рождением Александра Михайловича, по случаю вышеупомянутого празднества, к священнику о. Феодору съехалось очень много гостей. Потому готовившейся быть матерью младенца неудобно было оставаться в доме, и она переведена была в баню, где и разрешилась от бремени 3 . И так как, по случаю многолюдства, 23 ноября в доме о. Феодора была большая суматоха – и в доме был народ, и перед домом толпился народ, то мать даже запамятовала, в какой день родился ее сын. Впоследствии, будучи уже в Оптиной иеросхимонахом, вспоминая об этом обстоятельстве своего рождения, старец 4 шутливо приговаривал: «Как на людях я родился, так всё на людях и живу». У причетника Михаила Феодоровича всех детей было восемь человек, четыре сына и четыре дочери. По времени рождения Александр Михайлович был шестой 5 . В детстве Александр был очень бойкий, веселый и смышленый мальчик. Он предан был детским забавам, так сказать, всем своим существом. Ими постоянно наполнялось его живое детское воображение, и потому в доме ему не сиделось. Поручала ему иногда мать покачать колыбель одного из младших детей своих. Мальчик обыкновенно садился за скучную для него работу, но лишь до тех пор, пока мать, занятая домашними делами, не упускала его из виду. Тогда осторожно пробирался он к окну, также осторожно открывал его, и мгновенно исчезал из виду недовольной матери, чтобы порезвиться с своими сверстниками. Рассказывал старец и еще о некоторых своих детских проказах: как он однажды полез было под крышу за голубями, но упал и ободрал себе спину; между тем никому из домашних не посмел сказать о сём, боясь еще и наказания за шалость. А в другой раз, несмотря на замечание матери, не переставал стегать у себя на дворе одну смирную лошадку, которая, вышедши из терпения, поранила его в голову. Понятно, что за подобные поступки Александр не любим был в семье. К нему не имели особенного расположения ни дед, ни бабка, ни даже родная мать, которая более любила старшего своего сына Николая и младшего Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010