С самого начала руководства обителью М. следила за строгим и неукоснительным соблюдением порядка богослужений, которые стали совершаться ежедневно. При М. в монастырь были приглашены 2 священника и диакон. Кроме того, М. сама обучала насельниц чтению. Для руководства хором настоятельница пригласила одаренного скрипача и композитора свящ. Алексея Зерцалова. М. собиралась уйти на покой еще в 1886 г., после смерти мон. Митрофании. В нач. 1888 г. прошение М. об увольнении было удовлетворено. По ее просьбе 18 марта того же года преемницей была назначена насельница белёвского монастыря мон. Тихона (Ладыженская), к-рая следовала наставлениям Оптинских старцев. Белёвская игум. Магдалина (Челищева) также указала на мон. Тихону как на достойную преемницу преподобной. За усердные труды по устройству Никитской обители М. была награждена наперсным крестом. Незадолго до кончины М. приняла тайный постриг в схиму. Перед смертью передала прп. Анатолию (Копьёву (Зерцалову)) денежные средства для ее поминания. М. сама выбрала место своего захоронения, рядом с могилами сподвижниц мон. Евфросинии и казначеи Митрофании. На их могилах были установлены кресты с изображением Распятия, фонарь с лампадой и железная ограда. В 1987 г. имя М. было внесено в Собор Тульских святых. Опубликованы некоторые письма преподобных Льва и Макария к М., большинство писем хранится в рукописных фондах Оптиной пуст. (РГБ. Ф. 213, 214). Арх.: ГАТО. Ф. 3. Оп. 6. Д. 501, 861, 862; Оп. 5. Д. 1330, 3996; Оп. 9. Д. 296, 957, 1419, 2905, 4336; РГБ. Ф. 213. К. 69. Ед. хр. 75; К. 74. Ед. хр. 29; К. 78. Ед. хр. 18-20; К. 79. Ед. хр. 8. К. 105. Ед. хр. 17; Ф. 214. Опт-384; РГИА. Ф. 797. Оп. 30. Д. 38. Ист.: Макарий (Иванов), прп. Собрание писем. Козельск; М., 1862-1863. 6 ч.; он же. Собрание писем к мирским особам/Сост.: С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2014. Т. 3. 1265-1320; он же. Собрание писем к монахам/Сост.: С. О. Захарченко. Петрозаводск, 2014. Т. 1-2; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Свят. Синода К. П. Победоносцева по ведомству правосл. исповедания за 1884 г. СПб., 1886. С. 233, 243-244; Житие оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). Шамордино, 1917; Козельск, 1994; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997; Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собр. творений/Сост.: А. Н. Стрижев. М., 2004. Т. 6; Иосиф (Литовкин), прп. Собрание писем/Сост.: В. В. Каширина. Козельск, 2005.

http://pravenc.ru/text/2561468.html

Смышленый Саша очень хорошо понимал свое неловкое положение среди не любившей его родной семьи, хотя, может быть, и не знал тому причины, а может быть, отчасти и знал, да не мог и не умел вести себя так, чтобы заслужить любовь старших членов семьи. Тем не менее по временам ему досадно было, что его младший братишка пользуется, сравнительно с ним, особенною всесемейной любовью. «Однажды, – так впоследствии передавал сам старец Амвросий, – очень раздосадованный этим, я решился отмстить брату. Зная, что дед мой не любит шума, и что если мы, дети, бывало расшумимся, то он всех нас без разбора, и правого и виноватого, отдерет за чуб, я, чтобы подвести своего братишку под тяжелую руку деда, раздразнил его. Тот закричал, и выведенный из терпения дед отодрал и меня и его. А последнее-то мне и нужно было. Впрочем, мне и помимо деда, досталось за это порядком и от матери, и от бабки». Вообще за излишнюю резвость часто журили Александра и дед, и бабка, и мать. Заметить нужно, что, передавая некоторым из посетителей обстоятельства своей детской жизни, смиренный старец приносил в то же время как бы всенародную исповедь в своих погрешностях, укоряя и осуждая себя перед слушателями, поэтому и начинал иногда свои рассказы так: «Покаюсь пред вами: делал я то и то», дескать – вот какой я великий грешник! Но если посерьезнее взглянуть на дело, то окажется, что все детские забавы и проказы Александра Михайловича не имели для него особенно укоризненного значения. Это были просто порывы живого, слишком подвижного нрава ребенка, которому, как говорят, просто не сиделось на одном месте. Рожденный и воспитанный в строго благочестивой семье, где на все детские, даже невинные резвости Александра смотрели как на весьма значительные преступления и часто даже журили его за них, мальчик очень далек был от всего, растлевающего нравственность. Напротив, он воспитывался в строго религиозном направлении. Например: чтению его первоначально обучали в доме по славянскому букварю, Часослову и Псалтыри, так что в основание научного его воспитания полагались только одни святые молитвы и Духом Божиим изреченные псалмы святого царепророка. Каждый праздник отец брал его с собою в церковь , где он вместе с родителем на клиросе читал и пел. А дома у него всегда были пред глазами эти скромные, иногда благоговейные, или по крайней мере серьезные лица близких родных, от которых он никогда ничего худого не мог не только видеть, но даже и слышать, кроме, конечно, одних выговоров за его по видимому нескромность. О матери своей старец даже всегда говорил, что она была святой жизни. Самые забавы мальчика Александра с такими же простодушными детьми, как и он сам был, приносили ему не вред, а пользу, потому что избавляли его от уныния, от мрачной замкнутости в себе, которая могла привиться к нему вследствие постоянного пребывания среди тихо-серьезной семьи. О мести же Александра своему брату почти и не стоило бы упоминать, как о единственном случае его детской несдержанности. Кто без греха?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Теперь расскажу о том, почему именно старец отец Амвросий имел обо мне особенное попечение и оказывал покровительство мне недостойной. Родной матери своей я лишилась 14 лет от роду. Проводила моя мать жизнь благочестивую; особенно любила благотворить неимущим всякого рода, подавая обильную милостыню. У нас были большие денежные средства, и матушка моя пользовалась ими во славу Божию и во благо ближним. За неделю до кончины явился ей Ангел Господень и сказал, что она скончается в первый день Святой Пасхи. Матушка всем нам объявила об этом извещении и начала со Страстной недели готовиться к переходу в вечность, будучи совершенно здоровой. Никто не верил, что она скончается, видя ее цветущее здоровье. В Великую Субботу матушка приобщилась Святых Таин. Вот настал первый день Святой Пасхи 1853 г. Придя от обедни, мы похристосовались и разговелись, а матушка не разговлялась и легла в передний угол под святые иконы. Собрались мы все, дети и родственники, вокруг нее. Она велела положить всем нам по три земных поклона о упокоении души ее, простилась с нами и с молитвой к Богу предала Ему свою душу, с радостным лицом, мирно, безболезненно. Такова была ее блаженная кончина. Множество нищей братии сопровождало ее гроб до церкви и оттуда до кладбища. Когда я в первый раз, по поступлении в Белевский монастырь, пришла к отцу Амвросию, будучи в то время совершенно здоровой, то заметила, что старец, вышедши из скита, стоит около угловой башни (что в правую сторону от его хибарки) и с кем-то разговаривает, хотя около него никого не было. Народу тогда было много, и все ожидали батюшку у ворот скита. Наконец батюшка ушел в хибарку. Я осталась дожидаться, чтобы получить от старца святое благословение на путь. Тогда старец меня еще не знал. Вдруг, вижу, выбегает из святых ворот келейник батюшки и спрашивает: где тут белевская монахиня такая-то, называя меня по имени. Я подошла к нему, и он повел меня в хибарку. Благословив меня, батюшка объявил мне, что сейчас явилась ему покойная моя матушка (а это было в два часа дня) и с нею он разговаривал около башни. Сказал при этом, в чём матушку похоронили, и все приметы ее, и что имя ее Хиония, что она просила его, чтобы он не оставил меня своим покровительством. Я сему весьма удивилась и возблагодарила Бога. С тех пор батюшка всегда оказывал мне свое покровительство до самой своей блаженной кончины, последовавшей в октябре 1891 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Уже старчествуя в Оптиной в 30-е годы XIX столетия, на вопросы удивленной обилием его духовных дарований братии отец Лев бодро ответит: «Леонид всегда был последним...» Эту живую, искреннюю и какую-то беспечальную готовность к самоотвержению, готовность стоять среди последних мы сможем наблюдать в старце на протяжении всего его монашеского пути – от первых иноческих испытаний, когда он, не боясь оказаться изгоем среди своих, шел петь в одиночку всенощную, повинуясь игумену, а не общему бунтарскому духу (и такое бывало временами в монастырях), до той поры, когда уже на него самого за служение страждущим воздвигнут обвинения в самочинии и непокорности. Его природная основательность и серьезный подвижнический настрой расположили белобережскую братию видеть в нем способного администратора и мудрого хозяйственника, и отцу Льву пришлось подчиниться. Но сам он не искал начальствования и по внутреннему устроению был, конечно же, значительно масштабнее этой должности... Безыскусен и прост был он в обычных трудах рядового насельника, и так же – скромно и неприхотливо – проходил поприще выпавших на его долю настоятельских хлопот, отправляясь по монастырским делам на простой телеге, без кучера и без «парада»... ... Господь благоволил его стремлению к безмолвию... Отказ от начальствования и строгая жизнь под руководством наставника отца Феодора (Перехватова) соделали эту могучую душу способной послужить спасению многих – и монахов, и мирян... Именно этот духовный дар и прозревал в преподобном Льве монахолюбивый святитель Филарет (Амфитеатров) , с которым Лев был знаком еще в бытность того ректором Севской семинарии и который в свое время приглашал отца Льва в оптинский скит... Святитель Филарет впоследствии не раз поддержит старца на его нелегком пути... Однако должны будут пройти годы уединенных подвигов на Валааме и в Александро-Свирском монастыре, череда изгнаний и печального опыта непонимания своими же, прежде чем время для такого перехода наступит – упокоив старца Феодора в Александро-Свирской обители, преподобный Лев уже навсегда поселится в Оптиной...

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Шел 1884 год. Община официально открыта, и отец Амвросий благословил свою духовную дочь, интеллигентную и деятельную Софью Михайловну Астафьеву (урожденную Болотову, младшую сестру оптинского иеромонаха Даниила, в прошлом профессионального художника), стать ее первой начальницей. Первыми насельницами общины были «ключарёвские» женщины – все те, которые после смерти матушки Амвросии оставались при Любе и Вере. Их было всего около тридцати человек. Старец Амвросий перевел в Шамордино некоторых своих духовных дочерей из Белёвского Крестовоздвиженского монастыря. Мать София, начальница, хотя и была постоянно занята множеством дел, не оставляла без внимания ни одной насельницы. Стараясь быть ближе к сестрам, она подолгу не жила в настоятельском доме, а переходила из одного корпуса в другой. Все свои средства, имевшиеся у нее после смерти супруга, она отдала в распоряжение отца Амвросия. Однако уже через год здоровье матушки Софии нарушилось. В 1886 году она перенесла столь тяжелую болезнь, что уже читали над ней отходную и она прощалась с сестрами. Это случилось во время ее пребывания в Оптиной. Пришли прощаться архимандрит Исаакий, будущий старец Иосиф, отец Анатолий. Преосвященный Владимир, в это время посетивший обитель, также навестил умирающую (как думали) матушку. Шамординский духовник отец Анатолий и слышать не хотел о том, что матушка может скончаться. «Нет, нет, – говорил он. – Как она хочет, а умереть ей нельзя! Где же найти такого человека, который бы так любил сестер и которого бы сестры так любили и имели бы такое доверие к ней!» И она не умерла. 12 ноября она исповедовалась у отца Амвросия в скиту. А 22 декабря неожиданно, к радости сестер, явилась в Шамордино. И вот она уже хлопочет о постройке здания детских яслей, куда окрестные крестьяне могли бы приносить малолетних детей во время рабочей страды. Для детей постарше предполагалось открыть школу, чтобы учить их чтению, письму и Закону Божию. Отец Амвросий говорил ей об этих делах: «Ах, как это ты хорошо придумала, мать; как это мне нравится!».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

У Крылова - русский. Он творил чудеса. Он словно бы брал пальму или лавр, пересаживал на родную себе почву, и они вдруг становились елкой или березой... У Крылова в баснях всё настолько русское, что о происхождении сюжета не нужно и вспоминать. Сравнивали исследователи одну и ту же басню: у Лафонтена одно, у Крылова совсем другое, хотя сюжет один. Басни Крылова - кладезь народной мудрости. В советское время писали, что Крылов «способствовал самопознанию нации», что «он создал свой вариант историко-философского истолкования России, русской нации в целом» (См.: Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества. Л.: Наука, 1975, С. 220, 223). Нельзя не согласиться. Но это истолкование с легкой руки Белинского стали понимать не по-крыловски... Гоголь сказал, что басни Крылова есть «достояние народное и составляет книгу мудрости самого народа». Да и Белинский о том же: Крылов, говорит он, выразил в своих баснях «целую сторону русского национального духа». Что такое басня? Вот сжатое определение в академическом издании: «Басня. Короткий, чаще стихотворный нравоучительный рассказ, в иносказательной форме изображающий людей и их поступки " (Словарь русского языка. АН СССР . Ин-т русского языка. 2-е изд. М., 1981. Т.1. С. 64). Так и всегда определялся жанр басни, он не может быть иным. Крыловская басня поучала и поучает. Многие мысли (выводы из рассказанного) обратились в пословицы. Кто их не знает? «А ларчик просто открывался», «А Васька слушает да ест» и т.п. Народ чувствовал, что поучения Крылова духовны, что он хорошему учит. Архимандрит Агапит (Беловидов) в своем жизнеописании преподобного старца Амвросия Оптинского пишет, что в хибарке старца всегда лежала на виду книга басен Крылова. Батюшка Амвросий часто среди дня, во время приема множества людей, делал небольшой перерыв: наскоро обедал. При этом просил прочитать себе одну-две басни Крылова. Читали те, кто присутствовал здесь в это время. «Батюшка любил басни Крылова, находя их вполне нравственными, и часто для преподавания своих мудрых советов прибегал к ним». Так, - вспоминает отец Агапит, - он велел одной посетительнице, монахине из Шамордина, прочесть вслух «басню под заглавием " Ручей " «. Лобанов пишет: «Иван Андреевич по какой-то особенной причине преимущественно любил свою басню " Ручей " . Правда, изобретение ее обличает глубокого мудреца, а исполнение, плавность стиха, чистота языка - великого художника, и кажется, она создана более сердцем, нежели умом». Это басня о ложном смирении. Ложное смирение ведет к осуждению и греху. Ручей, маленький и прозрачный, осуждал реку, в которую впадал, за то, что она «алчно поглотила» многие «жертвы»... Но вот разразился ливень, ручей разлился, закипел и наделал бед еще более, чем река. Вот конец басни: «Как много ручейков текут так смирно, гладко//И так журчат для сердца сладко//Лишь только оттого, что мало в них воды!».

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/20/...

Время текло своей обычной неудержимой чредой, и уже давно настала пора родителям Александра позаботиться о его школьном образовании, которое почему-то несколько оттянулось. Мальчику минуло уже лет 12, когда родитель его включил в первый класс Тамбовского духовного училища. Бедность и неприглядность старой духовной школы, равно как и недостаточность в приемах преподавателей и в преподаваемых науках, не мешали даровитому мальчику хорошо заниматься своим делом 6 . По-прежнему он всегда был весел и любил детские игры, без упущения, впрочем, заданных ему уроков. Последнее еще объясняется и тем, что в те былые времена наставники духовных училищ обращались с воспитанниками очень строго. Из училищной жизни Александра ничего особенно замечательного не известно. Передавал только старец по временам один рассказ о каком-то училищном портном, делавшем для мальчиков платье, что ласковое обращение последнего очень было ему по сердцу. «Когда я был мальчиком, – так говорил он, – был у нас общий портной. Я был высоконький, и он меня всё Сашей звал; других же моих товарищей так ласково не называл. Признаюсь, меня это очень затрагивало». Случай в сущности, почти не имеющий значения, но для Саши, проведшего всё время юности среди не очень расположенной к нему семьи, и эта ласка портного была очень приятна. Не по этому ли отчасти поводу у покойного старца сложилось что-то в роде поговорки: «От ласки у людей бывают совсем иные глазки». В июле 1830 года Александр Гренков, как один из лучших учеников, назначен был к поступлению в Тамбовскую духовную семинарию. В семинарии, как и в училище, благодаря своим богатым способностям, он учился очень хорошо. Наука давалась ему легко. Сказывал его товарищ по семинарии 7 : «Тут, бывало, на последние копейки купишь свечку, твердишь, твердишь заданные уроки; он же (Гренков) и мало занимается, а придет в класс, станет наставнику отвечать – точно как по писанному, лучше всех.» Имея посему в своем распоряжении много свободного времени и обладая от природы веселым и живым нравом, он и в семинарии склонен был к увеселениям. Любимым развлечением Александра Михайловича было поговорить с товарищами, пошутить, посмеяться, так что он всегда был, так сказать, душею веселого общества молодых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Если нам не воздают «должное», – изменяет ли это наше отношение к этим людям? Если да, то мы больше заботимся о том, что другие о нас подумают, а не о самих людях и не о собственных наших поступках. Мы заботимся о том, чтобы наши близкие стали лучше, – стали более добрыми, сильными, умными, ответственными и самостоятельными, – или чтобы они прежде всего поступали так, как нам нравится? Во втором случае мы не столько их любим, сколько хотим сделать их для себя удобными. Итак, кого же мы любим, – ближнего, как самого себя, или себя через ближнего? И если наши чувства к ближним и дальним мешают нам видеть, принимать и любить их такими, каковы они есть, найдем в себе силы перешагнуть через эти чувства, – и с ними исчезнет одно из препятствий для любви к Богу и к ближнему. Из книги   «Чтобы с нами был Бог» Аудиофайлы предоставлены  «Библиотекой Предание» См. Архимандрит Агапит (Беловидов). Житие преподобного Амвросия старца Оптинского. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. С. 319-395. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 29 февраля, 2020 1 февраля, 2020 28 февраля, 2015 13 марта, 2015 15 января, 2022 10 сентября, 2020 8 августа, 2020 10 мая, 2020 16 апреля, 2020 29 февраля, 2020 1 февраля, 2020 28 февраля, 2015 13 марта, 2015 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/vragi-cheloveku-domash...

Однажды батюшка отец Амвросий присылает мне письмо и благословляет меня побывать в Оптиной. Это было в 1882 году. Привезли меня в Оптину и принесли к батюшке сёстры на руках. Увидев меня плачущую, батюшка говорит: «О чём ты плачешь? Или о том, что тебя Бог посетил такой болезнью?» Отвечаю: «Плачу потому, что у меня руки и ноги не владеют, – не могу ни есть, ни пить». Батюшка говорит: «Ты не отчаивайся; Бог тебя не оставит. Ты долго будешь больная лежать». В это время, взяв обе мои руки, он начал гладить их от кисти до плеча, что продолжалось около двух часов. Посмотрел батюшка на часы и сказал: «Вот теперь четыре часа; несите ее на гостиницу». Когда меня принесли в келью на гостинице и поставили самовар, я вдруг свободно взяла чайную ложку, сама себе удивляясь. На другой день, после приобщения Св. Таин, я опять была у старца. Поздравив меня с принятием Святых Таин, батюшка опять в течение двух часов гладил мои руки, но вдруг, бросив их, сказал: «Тебя не только никакие доктора не вылечат, но даже и угодники Божии тебе не помогут. Тебе болезнь назначена от Бога. Но руками будешь владеть». После сего старец благословил меня и отпустил. В тот же день, по прибытии от батюшки, я получила полное владение обеими руками. Но болезнь ног осталась в том же положении и продолжается до настоящего времени. Ходить я не могу. После сего возвратилась я в Белев и прожила там два года. Замечу при этом, что в Белевском монастыре я терпела во всё время моей болезни, по неразумию некоторых, великие скорби. И только помощь Божия, за святые молитвы старца Амвросия, и расположение ко мне покойной матушки игумении Павлины, которая была жизни духовной, покрывали меня от злокозненного невидимого врага. Некоторые монахини духовной жизни, имея разум духовный, также расположены были ко мне. Батюшка знал о моих скорбях и велел терпеть. Когда же я высказывала старцу, что некоторые считают меня как бы находящейся в прелести, он советовал не обращать на это никакого внимания и переносить всё терпеливо. Во время скорбей Господь посылал мне, за святые молитвы старца Амвросия, много благодатных утешений, о которых я всегда сообщала батюшке из опасения обмана со стороны врага. А иначе я не вынесла бы великих скорбей, воздвигнутых на меня врагом, и могла бы впасть в отчаяние. Но Господь меня охранил. Затем я вторично получила от старца Амвросия письмо, в котором он приглашал меня к себе. Приехала к нему. Приняв меня весьма ласково, он предложил мне поселиться в новоустроенной им Шамординской общине. Переезд мой в эту общину совершился в 1884 году. Живу я здесь уже тринадцать лет. В Шамордине старец построил мне новую прекрасную келью, в которой я пребываю до сих пор, благословляя Бога и молясь о упокоении души блаженного отца Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Схиархимандрит Агапит (Беловидов) писал о преподобном Амвросии Оптинском: «Батюшку Амвросия невозможно представить без участливой улыбки, от которой вдруг становилось как-то весело и тепло, - без заботливого взора, который говорил, что вот-вот он сейчас для вас придумает и скажет что-нибудь полезное, - и без того оживления во всем... Он смеялся с вами одушевленным молодым смехом...». Конечно, радость святых была совершенна. Они, успешно отыскав золотую середину, не только стяжали тихое и целомудренное духовное веселье, но и щедро делились им с другими. Нередко юмор, которого не гнушались многие святые, был явным снисхождением к людям, стоящим на более низком уровне духовного развития, то есть ко всем нам. Поэтому и нам следует быть попроще и по отношению к себе, и по отношению к ближним, помня, что первоклассники задач по высшей математике не решают; иначе, столкнувшись с чрезвычайно сложным заданием, они и вовсе не захотят учиться. Хорошо иллюстрирует это история из жития величайшего аскета древности преподобного Антония Великого. Однажды некий охотник, встретившись с этим знаменитым аввой, соблазнился, глядя на то, как он шутит со своими учениками: ничего себе, монашеская жизнь! Старец же вразумил его следующим образом: попросил натянуть тетиву лука и после исполнения просимого стал и дальше уговаривать тянуть тетиву еще сильнее. И когда охотник сказал, что опасается сломать лук, подвижник пояснил ему: «Так и в деле Божием - если мы сверх меры будем налегать на братий, то от приражения они скоро сокрушатся. Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии». В перспективе спасения души нельзя забывать, что не всякий смех и юмор хороши в качестве некоторой «разрядки» на поле духовной и душевной брани, даже если это смех вполне пристойный и интеллектуальный. «Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен»,- писал Достоевский. Многим, наверное, еще со школьных лет знакома ситуация жестокого унижения, в которой легко может оказаться ученик, студент, рядовой сотрудник на работе, над которым начальство прилюдно шутит - интеллигентно, тонко, но совершенно уничтожающе. А как часто язвительнейшая ирония выражается одним движением брови, подергиванием губ, жестом... И всем смешно до колик, а кому-то одному - хоть плачь. Здесь сразу хочется вспомнить еще одну цитату одного мыслителя: «Остроумие надо использовать как щит, а не как меч, чтобы ранить других». Но иногда нам не нужен и щит. Блаженны вы, егда поносят вас (Мф. 5, 11) - эта заповедь, может быть, и не всегда нам по плечу, но стоит помнить о ней хотя бы как об идеале.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010